ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
УДК 614.8(075)
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ»
B.C. Федору к
кандидат военных наук, доцент
профессор кафедры аварийно-спасательных работ
Академия гражданской защиты МЧС России
Адрес: 141435, Московская обл.,
г. Химки, мкрн. Новогорск
E-mail: fedoruk-57Qyandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрены инновационные методы активизации познавательной деятельности курсантов и студентов, направленные на формирование компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; приведены примеры решения проблемной ситуационной задачи при возникновении дорожно-транспортного происшествия, использования элементов деловой игры, работы над лексикой, проведения письменного опроса.
Ключевые слова: активизации познавательной деятельности, проблемная ситуационная задача, оценка обстановки, решение на проведение аварийно-спасательных работ.
Цитирование: Федорук B.C. Методы активизации познавательной деятельности курсантов и студентов в процессе изучения дисциплины «Организация и ведение аварийно-спасательных работ». 2018. №2(37). С. 89-94.
Общество постоянно меняется, развивается, совершенствуется: изменяются условия социальной жизни, выдвигаются новые требования и новые задачи к современному образовательному процессу. В этих условиях выдвигаются требования повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов МЧС России, готовых и способных продуктивно работать в различных социально значимых ситуациях, в том числе чрезвычайных, а также педагогов, способных активизировать познавательную деятельность студентов и сформировать у них заданные федеральными государственными образовательными стандартами компетенции.
В научной литературе есть много определений понятия «компетенция». И.А. Зимняя пишет [1]: «Компетенция - образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами: такая форма сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды».
«Компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». «Знаю, что» относится к атрибутам знание-вой парадигмы [2] (системы основных научных достижений - теорий, методов, концепций, - из которых исходит большинство исследований в данной области знаний), а «знаю, как» больше связано со «знаниями в действии», и поэтому компетенция, компетент-ностный подход ближе к целям и задачам практико-ориентированного образования [3].
Компетентность - это общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на её успешную интеграцию в социум. Относительно специалиста МЧС России компетентность определим как его готовность включиться в определённую деятельность или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности [3].
Если учебную деятельность курсанта и студента в течение всего срока в образовательном учреждении организовать на основе
исполнительской деятельности, развивающей память, наблюдательность, умение использовать готовые образцы, предписания, то из стен образовательного учреждения выйдут специалисты исполнительного типа, не подготовленные к творческому труду.
«Сея разумное, доброе, вечное», преподаватель должен уметь создать условия для развития творческих способностей, развивать стремление к творческому восприятию знаний, учить курсантов и студентов самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению учебных дисциплин, поощрять их индивидуальные склонности и дарования, таким образом активизируя познавательную деятельность студентов, их творческую активность.
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к обучению - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебный процесс. Поэтому развитие образовательного учреждения предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей [4].
Все мы хорошо знаем, что курсанты и студенты могут пересказать прочитанный материал, но иногда не в состоянии применить его на практике. Для недопущения таких ситуаций и организации активной познавательной деятельности необходимо ставить перед курсантами и студентами различные ситуационные задачи, процесс решения которых сопровождается высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, размышлениями и рассуждениями. Решение ситуационных задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация,абстрагирование и обучает курсантов и студентов правильному применению этих операций в своей познавательной деятельности.
Какими методами можно активизировать познавательную деятельность курсантов и студентов на практических и групповых занятиях в процессе изучения дисциплины «Организация и ведение аварийно-спасательных
Главной задачей в этом является создание определённых условий для творчества и труда. Развивающий эффект обучения зависит от приёмов, методов, форм учебной работы, избираемых преподавателем.
Большую помощь в активизации познавательной деятельности курсантов и студентов, формировании профессиональных качеств специалиста МЧС России оказывает применение некоторых инновационных методов обучения, стимулирующих развитие представлений о механизме принятия и реализации решений, влияющих на формирование навыков самостоятельного анализа.
I. Для формирования способности мыслить необходимо создавать на учебных занятиях проблемные ситуации [5-8] и решать проблемные ситуационные задачи. Классифицировать, уметь находить взаимосвязь между понятиями, предметами, темами - это и есть создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Рассмотрим пример конкретной проблемной ситуационной задачи, которая может решаться при изучении дисциплины «Организация и ведение аварийно-спасательных работ»
Предположим, произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) в городе рядом с крупным торговым центром с участием микроавтобуса, в котором находились пассажиры, в т.ч. дети, и бензовоза. В результате ДТП микроавтобус от удара опрокинулся на бок, есть погибшие и раненые, а из цистерны бензовоза начал выливаться бензин и возник пожар. Время года - лето, время суток - час пик (18 ч. 10 мин.). Оценить ситуацию и принять решение на проведение аварийно-спасательных работ (далее - АСР).
Обучающийся в роли командира аварийно-спасательной группы (далее - АСГ) получил эту информацию от оперативного дежурного (далее - ОД) поисково-спасательного отря-
да (далее - ПСО) и провёл предварительную оценку обстановки и сделал выводы.
Вариант предварительной оценки обстановки:
1. Произошло ДТП с участием микроавтобуса, в котором находились пассажиры, в т. ч. дети, и бензовоза. Вывод: пострадавшие получили тяжёлые травмы.
2. При столкновении произошла сильная деформация кузова микроавтобуса, который опрокинулся на бок, есть погибшие и раненые. Вывод: предстоит деблокирование пострадавших и погибших с применением гидравлического аварийно-спасательного инструмента (далее - ГАСИ), который имеется в аварийно-спасательной машине (далее - АСМ).
3. Из цистерны бензовоза начал выливаться бензин и возник пожар. Вывод: АСР необходимо проводить в средствах индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которыми АСГ обеспечена.
3. Время года - лето, время суток час пик (18.10). Вывод: очевидцев ДТП много и зевак - тоже.
4. Дополнительно от ОД поступила информация: 2 экипажа ГИБДД находятся на месте ДТП, туда же убыли 2 пожарные машины и 3 машины скорой медицинской помощи. Вывод: все возможные участники ликвидации последствий ДТП уже привлечены.
АСГ на АСМ убыла на место ДТП. В пути командир АСГ довёл спасателям выводы из предварительной оценки обстановки и напомнил, на что обратить особое внимание:
1. Спасатели координируют свою деятельность по ликвидации последствий ДТП с представителями ГИБДД (сотрудниками ДПС) и подразделений медицинских служб [9].
2. Непосредственному началу АСР по ликвидации последствий ДТП должны предшествовать разрешительные действия со стороны представителя ГИБДД (руководителя работ) и сотрудника (врача) службы медицинской помощи, которые в дальнейшем являются участниками АСР до их завершения.
3. Факт принятия решения о необходимости разборки транспортного средства должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздравсоцразвития
России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.
4. При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара [10].
5. При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.
При прибытии на место ДТП экипаж производит развёртывание АСМ. Командир АСГ производит осмотр места ДТП, окончательно оценивает обстановку и принимает решение на проведение АСР [11].
Вариант решения на проведение АСР:
1. В первую очередь выполнять работы по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (воздействия от разлившегося топлива и возникшего пожара) на участников ликвидации последствий ДТП и пострадавших [10].
2. Использовать средства индивидуальной защиты.
3. Обозначить место ДТП и зоны проведения АСР.
4. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.
5. Вскрыть капот, отключить системы зажигания транспортных средств (далее - ТС) и отсоединить аккумуляторные батареи (далее -АКБ).
6. Стабилизировать ТС, используя набор опорных блоков, клиньев и пневмодомкратов, чтобы предотвратить его возможную подвижку во время работ.
7. Провести работы по деблокированию пострадавших демонтажом дверей со стороны водителя и пассажира и перерезанием стоек в двух местах (вверху и внизу).
8. Для облегчения эвакуации пострадавших и получения доступа к их ногам произве-
сти сдвиг приборной панели автомобиля строго вверх, в сторону от пострадавших.
9. После получения доступа к пострадавшим и проведения предварительного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.
10. Убедившись в том, что пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле, а повреждённые части тела надёжно зафиксированы корсетами, шинами и т. п., извлечь их с помощью специальных эвакуационных щитов.
11. Передать пострадавших бригаде скорой помощи.
II. Для вовлечения курсантов и студентов в процесс обучения без принуждения, развития познавательной активности, повышения интереса и работоспособности целесообразно использовать на учебных занятиях элементы деловой игры. Игровые приёмы обучения создают живые ситуации общения, игровые обязательства, выстраивают деловые взаимоотношения преподавателя с аудиторией и обучающихся друг с другом.
В основе деловой игры лежит имитационная роль реальной профессиональной деятельности будущего специалиста, например: для направления подготовки «Техносферная безопасность» и «Управление персоналом» студент, курсант выступает в роли спасателя, руководителя поисково-спасательного формирования, для направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» - в роли руководителя ликвидации ЧС, члена комиссии по ЧС и ОПБ муниципального уровня; для направления подготовки «Юриспруденция» - в роли специалиста административно-правового обеспечения деятельности МЧС России; для направления подготовки «Педагогическое образование» - в роли преподавателя «Безопасности жизнедеятельности».
Игра позволяет проводить поэтапную обработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки курсантов и студентов в жизненных ситуациях. Благодаря этому курсанты и студенты, примеряя на себя роль спасателя, руководителя ликвидации ЧС, руководителя поисково-спасательного формирования, анализируют информацию, ищут оптимальное решение и
принимают его. Игра помогает поддерживать внимание, это ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию курсанта и студента на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности курсантов и студентов, что даёт им возможность получать и усваивать большое количество информации.
Проведение ролевых игр и решение конкретных проблемных ситуационных задач позволяет сформировать умения и навыки принятия грамотных решений в будущем в процессе профессиональной деятельности, способствует лучшему усвоению курсантами и студентами учебного материала по дисциплине.
Процедура деловой игры состоит из следующих этапов: изучение ситуационной задачи; подготовка участников и экспертов; сбор информации; принятие решения на проведение АСР; анализ, обсуждение и оценка результатов игры. Даётся время на обсуждение и оформление своих алгоритмов действий. Преподаватель вместе с обучающимися обсуждает каждую ситуационную задачу, разбирает ошибки. Игра формирует у курсантов и студентов не только умения и навыки, но и развивает речь, прививает коммуникативные навыки.
Успешно проведённая игра повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность перейти от слов к конкретному делу и проверить свои способности.
III. Для развития познавательной деятельности обучающихся большие возможности предоставляет работа над лексикой. Хорошо спланированная работа над значением и употреблением новых для курсантов и студентов слов расширяет их познавательные возможности. Поэтому важно активно формировать у них знания и умения, необходимые для общения на уровне «Спасатель-пострадавший».
На занятиях на экране мультимедийного проектора обучающиеся записывают несколько терминов, например:
1. АСР - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализа-
ции ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
2. ДТП - это событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
3. Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Курсанты и студенты их запоминают, затем по памяти восстанавливают информацию, потом сверяют с экраном.
В начале следующего занятия в течение 5-7 минут с обучающимися проводится пись-
менный опрос с коротким заданием, например: «Дать определение АСР», «Что такое ДТП?», «Что такое авария?». Письменный опрос оценивается преподавателем, а оценки выставляются в классный журнал.
Кроме того, письменный опрос с подобными короткими заданиями проводится в начале каждого семинарского занятия, в ходе которого обучающиеся получают и вторую оценку при обсуждении выносимых на семинар вопросов. Таким образом, интенсивность текущего контроля значительно увеличивается, что приводит к повышению успеваемости.
При применении вышеперечисленных методов активизации познавательной деятельности курсантов и студентов в процессе изучения дисциплины «Организация и ведение аварийно-спасательных работ» выяснилось, что при итоговом контроле знаний (зачёт с оценкой) средний балл оказался выше на 0,7 -1,1 балла по сравнению с аналогичными группами, где учебные занятия проводились традиционными методами.
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, - 2003. - № 5. С. 34-42
2. Елисеев А.П. Словарь по психологии и педагогике.Учебное пособие. - Новогорск: АГЗ МЧС России, 1999. - 129 с.
3. Крушинская Т.Ф. Процесс обучения: традиции и инновации, учебное пособие. — Химки.: АГЗ МЧС России, 2014. - 238 с.
4. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: Опыт философско-методсшогического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. - № 4. - 2005. - С. 19-27.
5. Алдашева Г.Б., Барлыбаева З.Ж. Об активизации познавательной деятельности студентов в современных условиях. // Вестник Актюбинского университета им. С. Баишева, 2013.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 308 с.
7. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Ильина И.В. и др. Педагогика профессионального образования. Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
8. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Колл. авторов; под ред. П.В. Бордов-ской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
9. Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России, участвующих и ликвидации последствий ДТП, утверждено 17 апреля 2003 г.
10. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. № 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
11. Руководство по ведению АСР при ликвидации последствий ДТП с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП». - М.: МЧС России, 2012. - 223 с.
METHODS FOR ENHANCING COGNITIVE ACTIVITIES OF CADETS AND STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING DISCIPLINE «ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF EMERGENCY RESCUE WORK»
Vasiliy FEDORUK
Professor of the Department of Emergency Rescue Academy of civil defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscov region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail: fedoruk-57Qyandex.ru
Abstract. The article considers innovative methods of activating the cognitive activity of cadets and students aimed at forming competences in accordance with federal state educational standards; examples are given of solving a problem situation problem in the event of a traffic accident, using elements of a business game, working on vocabulary, conducting a written survey. Keywords: activization of cognitive activity, problems situational task, assessment of a situation, the decision on carrying out rescue operations.
Citation: Fedouk V.S.(2018) Metody aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti kursantov i studentov v protsesse izucheniya distsipliny «organizatsiya i vedeniye avariyno-spasatel'nykh rabot» [Methods for enhancing cognitive activities of cadets and students in the process of studying discipline «organization and management of emergency rescue work» ]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 2 (37), pp. 89-94 (in Russian).
References
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevyye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya / I.A. Zimnyaya // Vyssheye obrazovaniye segodnya, - 2003. - № 5. S. 34-42
2. Yeliseyev A.P. Slovar' po psikhologii i pedagogike. Uchebnoye posobiye. - Novogorsk: AGZ MCHS Rossii, 1999. - 129 s.
3. Krushinskaya T.F. Protsess obucheniya: traditsii i innovatsii. uchebnoye posobiye. - Khimki.: AGZ MCHS Rossii, 2014. - 238 s.
4. Andreyev A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: Opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza / A.L. Andreyev // Pedagogika. - № 4. - 2005. - S. 19-27.
5. Aldasheva G.B., Barlybayeva Z.ZH. Ob aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti studentov v sovremennykh usloviyakh. // Vestnik Aktyubinskogo universiteta im. S. Baisheva, 2013.
6. Polat Ye.S., Bukharkina M.YU. Sovremennyye pedagogicheskiye i infor-matsionnyye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Uchebnoye posobiye. 2-ye izd. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2008. - 308 s.
7. Belozertsev Ye.P., Goneyev A.D., Il'ina I.V. i dr. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya. Uchebnoye posobiye. 4-ye izd. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2008. - 368 s.
8. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii. Uchebnoye posobiye / Koll. avtorov; pod red. N.V. Bordovskoy. - M.: KNORUS, 2010. - 432 s.
9. Primernoye Polozheniye o vzaimodeystvii organov upravleniya, podrazdeleniy i sil MY!) Rossii, MCHS Rossii i Minzdravsotsrazvitiya Rossii, uchastvuyushchikh i likvidatsii posledstviy DTP, utverzhdeno 17 aprelya 2003 g.
10. Prikaz MCHS Rossii ot 31 marta 2011 g. № 156 «Ob utverzhdenii poryadka tusheniya pozharov podrazdeleniyami pozharnoy okhrany».
11. Rukovodstvo po vedeniyu ASR pri likvidatsii posledstviy DTP s komplektom «Tipovykh tekhnologicheskikh kart razborki transportnykh sredstv, deblokirovaniya i izvlecheniya postradavshikh pri likvidatsii posledstviy DTP». - M.: MCHS Rossii, 2012. - 223 s.