Научная статья на тему 'Методы активизации коммуникативной деятельности магистрантов в ходе обучения деловому иностранному языку'

Методы активизации коммуникативной деятельности магистрантов в ходе обучения деловому иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / МАГИСТРАТУРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ACTIVE FORMS OF STUDY / BUSINESS FOREIGN LANGUAGE / BUSINESS COMMUNICATION COMPETENCE / MA COURSES / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Мария Михайловна

Обучение деловому иностранному языку в магистратуре неязыковых направлений в условиях ограниченного количества учебных часов требует применения активных форм и методов. Наиболее эффективными из них являются групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций делового общения (case studies), деловые игры и тренинги. Организация таких форм обучения в магистратуре должна осуществляться на базе междисциплинарного подхода и иметь практическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Activation of Communicative Activities When Teaching a Business Foreign Language for Masters-to-be

Teaching a business foreign language in non-linguistic MA courses, especially when the number of classes is limited, requires using active forms and methods of study. The most effective among them are group discussions, case studies, business games and trainings. These forms of study should be organized on the basis of the interdisciplinary approach and be practically oriented.

Текст научной работы на тему «Методы активизации коммуникативной деятельности магистрантов в ходе обучения деловому иностранному языку»

УДК 81'243: 81'33: 81'372. 881

М. М. Степанова

Методы активизации коммуникативной деятельности магистрантов в ходе обучения деловому иностранному языку

Обучение деловому иностранному языку в магистратуре неязыковых направлений в условиях ограниченного количества учебных часов требует применения активных форм и методов. Наиболее эффективными из них являются групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций делового общения (case studies), деловые игры и тренинги. Организация таких форм обучения в магистратуре должна осуществляться на базе междисциплинарного подхода и иметь практическую направленность.

Ключевые слова: активные формы обучения, деловой иностранный язык, компетенция иноязычного делового общения, магистратура, междисциплинарный подход

Maria M. Stepanova

Methods of Activation of Communicative Activities When Teaching a Business Foreign Language for Masters-to^

Teaching a business foreign language in non-linguistic MA courses, especially when the number of classes is limited, requires using active forms and methods of study. The most effective among them are group discussions, case studies, business games and trainings. These forms of study should be organized on the basis of the interdisciplinary approach and be practically oriented.

Keywords: active forms of study, business foreign language, business communication competence, MA courses, interdisciplinary approach

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), иностранный язык является обязательным предметом в магистратуре практически всех направлений. Анализ ФГОС по различным специальностям показывает, что основной целью обучения иностранному языку в магистратуре является формирование компетенции, позволяющей использовать иностранный язык в качестве средства делового и профессионального общения. Такую компетенцию, представляющую собой интегративное свойство личности, которое обеспечивает возможность осуществления эффективной коммуникации на иностранном языке в деловой сфере, мы называем компетенцией иноязычного делового общения [3, с. 108]. Эта компетенция, в свою очередь, включает в себя ряд более узких компетенций, обеспечивающих готовность к коммуникации в межкультурной среде с целью решения конкретных задач в ходе делового общения на иностранном языке.

Формирование компетенции иноязычного делового общения у будущих магистров, с одной стороны, подразумевает овладение коммуникативными умениями и навыками на достаточно высоком уровне, а с другой, осуществляется в режиме

очень ограниченного времени, поскольку на изучение иностранного языка на этом этапе обучения редко выделяется более двух часов в неделю в течение одного-двух семестров. Таким образом, обучение деловому иностранному языку на уровне магистратуры закономерно требует применения таких форм организации учебного процесса, которые бы интенсивно стимулировали речевую активность обучаемых, их коммуникативную деятельность на изучаемом иностранном языке. Активизация обучения деловому иностранному языку в магистратуре заключается в отборе, разработке и применении таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствовали бы повышению интереса, мотивации, самостоятельности, речевой активности магистрантов, формированию способностей убеждать, отстаивать свою точку зрения, работать в команде, применять профессиональные навыки в условиях иноязычного межкультурного общения.

Активные формы обучения иностранным языкам - это групповые формы обучения, которые основываются на активном взаимодействии обучаемых и моделировании ситуаций реального общения. Активные формы и методы обучения способствуют повышению познавательной активности обучаемых, «побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом» [2, с. 82]. Согласно Л. К. Раицкой, можно разделять активные методы на неимитационные и имитационные. К первым исследователь относит проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговой штурм, круглые столы, конференции, стажировки, экскурсии. Вторые, в свою очередь, делятся на игровые (ролевые игры, деловые игры и др.) и неигровые (тренинги, анализ конкретных ситуаций, case studies и др.) [1, с. 239].

При обучении деловому иностранному языку магистрантов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ) используются такие активные формы обучения, как групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций делового общения (case studies), деловые игры, тренинги. Внедрение в практику обучения магистрантов таких активных форм позволяет сделать занятие иностранным языком более интенсивным, активизировать деятельность обучаемых, заставить их максимально применять имеющиеся у них знания, умения и навыки в учебных ситуациях, имитирующих ситуации реального иноязычного общения.

Групповые дискуссии подразумевают обсуждение актуальных тем, представляющих интерес для будущих магистров. Это, например, такие общемировые проблемы современности, как терроризм, перенаселенность, голод, борьба со смертельными заболеваниями, глобальное потепление и др. В ходе обсуждения на иностранном языке магистранты высказывают свое отношение к рассматриваемой проблеме, предлагают пути решения, выражают свое согласие и несогласие с мнениями других участников дискуссии. Благодатным материалом для дискуссий являются темы, связанные с основной специальностью магистрантов, с их будущей

(а у многих уже и настоящей) профессиональной деятельностью. Например, для магистрантов, обучающихся по направлению «Энергетика», интерес представляют такие проблемы, как поиск альтернативных источников энергии, плюсы и минусы ядерной энергетики и т. п.

В группах, состоящих из магистрантов разных специальностей, эффективны дискуссии, требующие сравнения особенностей этих специальностей. Так, очень интересной и познавательной стала дискуссия двух групп магистрантов, одна из которых обучается по направлению «Ядерная энергетика», а другая по направлению «Компрессоры». Представители каждой группы пытались убедить оппонентов, что именно их специальность важнее, однако в итоге обсуждение пришло к тому, что без ядерной энергетики не будут работать компрессоры, требующие большого количества электроэнергии, но, в свою очередь, в ядерных установках используются компрессоры, без которых работа ядерной установки невозможна. В результате дискуссии магистранты смогли по-новому взглянуть и на свою специальность, и на специальность своих однокурсников из другой группы. Такие дискуссии носят междисциплинарный характер, помимо профессиональных знаний, они требуют знаний из сферы смежных дисциплин, а также привлечения информации из области общей эрудиции. Поскольку дискуссия проводится на иностранном языке, она позволяет активизировать умения и навыки иноязычной речи. При этом обучающиеся не фокусируются на грамматике и фонетике иностранного языка, что зачастую создает барьеры, препятствующие коммуникации, а используют его как средство выражения своих мыслей, что делает их речь более свободной.

Обсуждение реальных ситуаций делового и профессионального общения (case studies) похоже на групповую дискуссию, однако эта форма требует решения конкретной задачи. Содержанием задания является реальная проблема из области деловой коммуникации или из профессиональной деятельности, а обучаемые должны проанализировать ее и выработать стратегию решения. При использовании этой формы иностранный язык также является средством коммуникации, что снимает психологические барьеры его использования и активизирует иноязычную речь. Предлагаемые ситуации делового и профессионального общения («кейсы») дают возможность «опираться на междисциплинарные связи и создать приближенную к реальности аналогичную профессиональной среду» [1, с. 240]. Это позволяет при обучении иностранному языку активно сочетать формирование и закрепление языковых умений и навыков с применением и закреплением умений и навыков профессиональной деятельности.

Одной из наиболее популярных форм активного обучения иностранному языку традиционно является игра. При обучении магистрантов наиболее оптимальным представляется применение деловых игр, основанных на межпредметном содержании. В таких играх используются ситуации, встречающиеся в реальной коммуникации в сфере будущей профессиональной деятельности магистрантов.

Деловые игры требуют владения как узкопрофессиональными знаниями и умениями, так и навыками убеждения и аргументации на изучаемом иностранном языке.

В ходе работы с магистрантами как технических, так и экономических и гуманитарных подразделений СПбГПУ на занятиях по деловому иностранному языку наиболее эффективно применяются такие игры, как «Job Interview», «Innovative Project Statement», «Getting a Loan «, «Tough Boss Persuading», «Business Trip Organizing». В этих играх магистрантам необходимо использовать разнообразные приемы логической аргументации, а также средства эмоционального и психологического воздействия на других участников коммуникации. Иностранный язык, как и при использовании других активных форм обучения, выступает здесь в качестве средства достижения цели, а игровая ситуация помогает преодолеть неуверенность в себе, забыть о реальных или мнимых проблемах, возникающих при говорении на иностранном языке.

Как показывает опыт работы на различных факультетах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, большинство магистрантов принимает активное участие в деловых играх на иностранном языке и осознает их положительное влияние на усвоение иностранного языка. Согласно проведенному в 2012 г. опросу магистрантов технических направлений Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 83 % респондентов высоко оценивают пользу деловых игр в процессе обучения английскому языку [3, с. 110].

Тренинг как активная форма обучения сравнительно недавно вошел в практику преподавания иностранных языков. Тем не менее, эта форма уже доказала свою высокую эффективность при обучении деловому иностранному языку на уровне магистратуры. В практике обучения магистрантов различных подразделений СПбГПУ применяются элементы таких тренингов, как тренинг снятия психологического барьера, возникающего при общении на иностранном языке, тренинг преодоления страха перед публичными выступлениями, тренинг навыков эффективной самопрезентации, которые необходимы для успешного поиска работы и прохождения собеседований на иностранном языке.

Опыт использования элементов тренинговых форм в практике обучения деловому иностранному языку магистрантов СПбГПУ показал, что эта активная форма обучения позитивно воспринимается обучаемыми, помогает сделать занятие более интенсивным, способствует скорейшему овладению коммуникативными умениями и навыками, составляющими компетенцию иноязычного делового общения.

Активные формы обучения деловому иностранному языку, в частности, дискуссии, case studies, деловые игры и тренинги, имеют значительный потенциал и перспективы применения в ходе формирования компетенции иноязычного делового общения в магистратуре неязыковых направлений. Организация таких форм обучения в магистратуре неязыковых направлений должна осуществляться на базе междисциплинарного подхода и иметь практическую направленность, их со-

держание должно быть связано с реальной жизнью, с ситуациями межкультурного делового общения, с профессиональной деятельностью будущих магистров.

Литература

1. Раицкая, Л. К. Методы активного обучения языку профессии в магистратуре (на примере кейс стадиз) / Л. К. Раицкая // Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: материалы международной конференции, РУДН, 2526 марта 2008 г. - Москва: РУДН, 2008. - С. 239-243.

2. Сидорова, Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка / Е. С. Сидорова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 82-84.

3. Степанова, М. М. Формирование компетенции делового общения на иностранном языке в магистратуре неязыкового вуза / М. М. Степанова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 172. - С. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.