УДК 377.121.427
МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Д. П. Тимохина Научный руководитель - Н. Ю. Кожухова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: timoxinaa2001@bk.ru
Рассмотрены методы проведения адаптационной работы для студентов в условиях обучения в технических высших учебных заведениях. Работа реализуется с обучающимися направления 15.03.02 Технологические машины и оборудования направленности «Оборудование нефтегазопереработки».
Ключевые слова: адаптация, самореализация, технические направления, организация, социальная среда.
METHODS OF ADAPTATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF TRAINING IN A TECHNICAL UNIVERSITY
D. P. Timokhina Scientific supervisor- N. Y. Kozhukhova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation B-mail:timoxinaa2001@bk.ru
The methods of carrying out adaptation work for students in the conditions of training in technical higher educational institutions are considered. The work is carried out with students of the direction 15.03.02 Technological machines and equipment of the direction "Oil and gas processing equipment".
Key words: adaptation, self-realization, technical directions, organization, social environment.
Технические вузы активно набирают студентов, заинтересованных переработкой углеводородного сырья, получениемкачественного топлива для ракетной-космической техники, чего требует развитие областей проектирования и производства современных летательных аппаратов. Направление 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» направленности «Оборудование нефтегазопереработки» готовит бакалавров для трудоустройства на нефтегазоперерабатывающих производствах и в смежных областях. Для вчерашних школьников или студентов колледжей и техникумов поступление в высшую школу является важным шагом в жизни, и, помимо учебных задач, перед ними стоят не менее важные вопросы, связанные с адаптацией в новом обществе, а для большого количества обучающихся еще и в незнакомом городе.
Самореализации студентов, их комфортному пребыванию в учебном заведении необходимо уделять не меньше внимания, чем изучению профильных предметов и научно-исследовательской деятельности. Потому что, как известно, самой сложной формой адаптации к условиям обучения в университете является социально-психологическая адаптация первокурсников, поскольку стресс, естественно возникающий при вхождении
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
абитуриентов в университетскую среду, негативно сказывается на успеваемости первокурсников [1]. В большинстве вузов по данному вопросу ведется достаточно активная деятельность. Начиная от вступительной комиссии и до организации мероприятий адаптационной направленности на протяжении всех лет обучения в университете.
Существует большое количество методов и их групп, направленных на решение подобных проблем. Такие как, организационные, сопроводительные, профориентирующие. Основываясь на этом, выделим наиболее эффективные и доступные в реализации.
Рассмотрим ситуативные игры, как ведущую группу методов организации обучения. Задача состоит в погружении обучающихся технических направлений в профессиональную деятельность с использованием элементов имитации рабочего процесса. Обучающимся предлагают профессионально значимые ситуации и инструменты для их решения. Более детально, это может быть деловая игра, разбор конкретной ситуации, метод инцидента. Все перечисленные варианты позволяют организовать групповое взаимодействие обучающихся, а значит укрепить или приобрести навык работы в команде, а также развить интеллектуальные способности студентов, способность быстрого логического мышления.
Помимо всего вышеперечисленного, важно, что, принимая участие в подобной форме работы, студент может понять, насколько выбранная профессия ему близка и достаточно ли ему его эмоциональных и физических возможностей, а также желания для дальнейшего развития и самореализации в ней. По результатам проделанной работы преподаватели могут скорректировать работу со студентами, помочь определиться со специализацией, подсказать альтернативные варианты развития студента в данной профессии. Поэтому данные методы целесообразно применять уже на начальном этапе обучения в вузе.
В процессе осознания и принятия себя в роли субъекта профессиональной деятельности формируется понимание перспектив, желание самосовершенствоваться и накапливать коммуникативный опыт.
Часто на желание развиваться и коммуницировать с преподавателями, партнерами, одногруппниками и другими субъектами учебного процесса влияют личные психологические особенности обучающихся. Известны случаи, когда студент находится в стрессовой ситуации или эмоциональной напряженности в связи с быстроменяющимся темпом жизни. Переезд в другой город, заселение в общежитие, смена круга общения и так далее [2]. Не каждый одинаково быстро адаптируется к таким изменениям привычного образа жизни и входит в новый ритм. В связи с этим, главной задачей является создание комфортных условий, в которых студент мог бы поддерживать и продолжать развивать свои привычные увлечения, интересы.
В этом случае целесообразно применять организационные методы, включающие в себя создание секций по интересам, спортивные, интеллектуальные или творческие. Это может быть организация мероприятий формата знакомств студентов друг с другом, с преподавателем, кафедрой, университетом, что является неотъемлемой частью первичной адаптации. В дальнейшем, подобные мероприятия можно организовывать с профессиональным уклоном, а затем переходить к группе методов, рассмотренной нами выше.
В рамках реализации дисциплины «Введение в специальность (нефтегазоперерабатывающие производства)» и деятельности студенческого конструкторского бюро «НТО-нефть» для студентов направленности «Оборудование нефтегазопереработки» предусмотрено большое количество вводных мероприятий с профессиональным уклоном в виде викторин, игр, а также квизов. Для обучающихся была разработана командная квиз-игра «Все о нефти», в ходе которой студенты ближе познакомились друг с другом, укрепили навыки работы в группе, освежили имеющиеся и приобрели новые знания в этой отрасли. По результатам мероприятия была выявлена положительная динамика, заключающаяся в укреплении комфортной атмосферы в учебной
группе и заинтересованности обучающихся в изучении дисциплины и профессии в целом. Подобные методы можно использовать регулярно, через определенные промежутки времени, для того, чтобы отследить изменения, выявить точки роста и скорректировать последующую воспитательно-образовательную работу.
Необходимо помнить, что в обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий [3]. Поэтому системность подхода к адаптации со стороны учебного заведения, особенно на начальном этапе обучения студентов значительно увеличивает шансы их комфортного пребывания в учебной, а затем и рабочей среде. Важно учитывать как индивидуальные особенности личности, так и особенности подхода к сформировавшимся группам. Это позволит сократить время накопления студентами базовых навыков взаимодействия, культуры поведения, сформирует или укрепит уже имеющиеся интересы, мотивы, умения и убеждения.
Библиографические ссылки
1. Пьянкова Л. А. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в техническом университете в теоретико-практических исследованиях// Психология и педагогика: методика и проблемы :Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т Ф. Горбачева. Новокузнецк, 2015. С. 120-128.
2. Попцов А. Н., Хаматнурова Е. Н. Решение проблемы учебной адаптации студентов первого курса к обучению в филиале технического вуза//Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №5, 2015. С. 1-13.
3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html (дата обращения: 25.03.2021).
© Тимохина Д. П., 2022