Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евдокимова Ю. А., Твердоступ К. Г.

В статье описаны основные теоретико-методологические положения музейной психологии, предмет и задачи музейной психологии. Авторы подробно описали психологические особенности музейной коммуникации, социально-психологические функции музейной коммуникации, принципы эффективности музейной коммуникации. В статье представлены психологические аспекты восприятия музейного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евдокимова Ю. А., Твердоступ К. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF MUSEUM PSYCHOLOGY

The article describes the main theoretical and methodological provisions of museum psychology, the subject and tasks of museum psychology. The author described in detail the psychological features of museum communication, the socio-psychological functions of museum communication, and the principles of effectiveness of museum communication. The article presents the psychological aspects of the perception of the museum space. Now the problem of the formation of such a scientific direction as museum psychology is of particular relevance. Museum psychology is an interdisciplinary field of knowledge, which has not yet formed into a separate scientific discipline that describes the psychological specifics of people's perception of the museum space. The subject of study of museum psychology is understood quite broadly. Most often, as a subject of museum psychology, the phenomenon of “museum communication” is singled out. The range of questions that museum psychology is called upon to solve is also sufficiently expanded in terms of research goals. How does a person perceive the museum space as a whole? What exhibits have the greatest influence on his consciousness, thinking, memory, emotional sphere? How to organize the museum space so that it is the most attractive (in terms of the degree of impressions)? How to organize a full-fledged, prolonged communication with consumers of museum services? What psychological qualities should a museum worker have? How to build a museum activity so that it has the maximum educational and educational impact? Museum psychology is called upon to answer these and many other questions. The purpose of the article is to try to answer these questions. A systematic study of the whole complex of factors that influence the psychology of perception of the museum environment must be continued. The existing methods in psychology for studying the perception of a museum communication space by a person are general scientific (surveys, questionnaires, focus groups) and need to be further developed. The question remains about the quantity and quality of sources of sensory stimulation in museums, which can compete with each other and switch a person's attention in the process of their perception. It can be concluded that the "language" of the museum is developing, including according to the laws of psychology, is being integrated into the system of development of human history, ceasing to perform its traditionally exclusive ideological function. Therefore, it is extremely important to build museum communication taking into account the psychological determinants described above.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 116-124.

УДК 159.9

МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Евдокимова Ю. А.1, Твердоступ К. Г.2

Институт «Таврическая академия» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

2ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического

образования», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: yaptiza@inbox.ru1, ktverdostup@yandex.ru2

В статье описаны основные теоретико-методологические положения музейной психологии, предмет и задачи музейной психологии. Авторы подробно описали психологические особенности музейной коммуникации, социально-психологические функции музейной коммуникации, принципы эффективности музейной коммуникации. В статье представлены психологические аспекты восприятия музейного пространства.

Ключевые слова: музейная психология, музейная коммуникация, психологические аспекты восприятия музейного пространства.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время особую актуальность представляет проблема формирования такого научного направления как музейная психология. Музейная психология является междисциплинарной областью знаний, к настоящему времени ещё не сформировавшейся в отдельную научную дисциплину, которая описывает психологическую специфику восприятия музейного пространства аудиторией.

Предмет изучения музейной психологии понимается достаточно широко. Чаще всего, в качестве предмета музейной психологии, выделяется феномен «музейной коммуникации».

Диапазон вопросов, которые призвана решить музейная психология, также достаточно развёрнут в плане исследовательских целей. Как человек воспринимает музейное пространство в целом? Какие экспонаты в наибольшей степени влияют на его сознание, мышление, память, эмоциональную сферу? Как организовать музейное пространство, чтобы оно было наиболее аттрактивным (по степени впечатлений)? Как организовать полноценную, пролонгированную коммуникацию с потребителями музейных услуг? Какими психологическими качествами должен обладать музейный работник? Как выстроить музейную деятельность, чтобы она имела максимальное образовательное и воспитательное воздействие? На эти и многие другие вопросы призвана отвечать музейная психология.

Цель статьи — постараться дать ответы на указанные вопросы.

116

В литературе можно встретить разделение на музейную педагогику и музейную психологию, которые решают разные задачи в реализации музейной коммуникации.

Музейная педагогика решает задачи просветительского характера:

- реализации знаниевого подхода в образовании;

- расширения диапазона интерпретационного материала в восприятии экспонатов посетителями, представлений о существующих трактовках тех или иных объектов творчества или исторических раритетах;

- формирования патриотизма и поддержания исторической памяти.

Музейная психология направлена на решение задач:

- исследования психологической специфики субъектов музейной коммуникации (представителей музейной сферы и посетителей музеев);

- изучения особенностей поведения субъектов музейной коммуникации;

- обнаружения особенностей функционировании сознательной и неосознаваемых сфер личности коммуникаторов;

- выявления особенностей репрезентативных систем восприятия человеком музейной среды и объектов экспозиции;

- повышения аттрактивности выставленной экспозиции на личность (в том числе, техническими способами, включая компьютерную графику, музыкальное сопровождение, имитирование исторических средовых характеристик, включая даже запахи).

Отдельной задачей и музейной педагогики, и музейной психологии, является реализация возможностей максимально полноценного ознакомления с музейными пространством людей с ограниченными возможностями.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Музейная коммуникация является разновидностью социальной коммуникации в целом. В широком смысле, музейную коммуникацию можно понимать, как систему многоуровневого взаимодействия социальных институтов и их представителей с музеями. В более узком контексте, под музейной коммуникацией понимается «разновидность социальной коммуникации, которая связана с передачей значимой информации с помощью специфических музейных форм и каналов (музейный предмет, музейное пространство, музейная экспозиция, выставка)» [1].

Как и в случае с общим пониманием коммуникации, музейная коммуникация будет иметь ряд социально-психологических функций:

- информационную;

- трансляции опыта;

- установление эмоциональных отношений;

- социализации;

- формирования общности;

- самопознания;

- самоопределения;

-самовыражения и др.

117

Музейная коммуникация должна максимально выстраиваться с целью формирования диапазона потребностей посещения человеком музеев (эстетических, познавательных, гедонистических и прочих), должна развиваться психология музейного маркетинга. Многие известные музеи имеют свой бренд, поддерживают и развивают его. Это отдельное направление музейной коммуникации.

Размышляя с позиций позитивистской психологии, более ста лет назад, Н.Ф. Фёдоров использовал метафору о том, что «муза и музей» родились вместе с человеческим сознанием. Человек, находясь в музее, по словам автора, чувствует себя отцом, к которому вернулся блудный сын. Любой человек, считает философ, «носит в себе музей». Потому что, хочет или нет, исполняет закон хранения [2].

В.А. Дмитриева, Т.Ю. Харитонова, О.С. Михалюк в своей статье «Психология музейной коммуникации - теоретические и практические аспекты» [3] выделяют ряд концептуальных подходов к пониманию модели музейной коммуникации и её психологических аспектов:

- модель музейной коммуникации как «процесс взаимодействия посетителя и экспоната Д.Кэмерона;

- модель музейной коммуникации, связанная с теорией передачи информационных сообщений К. Шеннона, в которой в качестве источника информации рассматривается пространство музея, как транслятор информации -музейные сотрудники и организаторы экспозиций, реципиентом информации, наделённым сенсорными особенностями и интерпретирующим информацию, становится посетитель музея. Эта модель коммуникации подразумевает наличие психологической связи между субъектами музейной коммуникации, уровневую структуру коммуникативного канала и барьеры, помехи на его пути.

- антропоцентрическая модель музейной коммуникации М.Б. Гнедовского, ставящего в центр коммуникационной модели человека;

- культурологическая модель музейной коммуникации Е.Н. Мастеницы, основными акцентами которой являются представления о знаково-символьной системе воспринимающего субъекта, психологии его вербального и невербального поведения;

- модель «программной интерпретации музея» Де Борхеджи, в которой предлагается целостно проанализировать все внутренние факторы, которые влияют на посетителя музея. Определить те экспонаты, которые в большей степени стимулируют восприятие м появление новых идей.

Существует также версия о влиянии зеркальных нейронов на процесс музейной коммуникации, связанном с возникновением эмпатии при визуальном восприятии экспонатов [3].

Эффективная музейная коммуникация предполагает, в первую очередь, создание психологически безопасной в восприятии среды (пространственный, температурный, световой, шумовой комфорт, доброжелательное отношение сотрудников, отсутствие негативного контента, если он не предусмотрен тематикой экспозиции). Как нам известно по собственному опыту, на ожидания и дальнейшие впечатления от посещения музея могут повлиять не только качество представленной экспозиции, а и психологический комфорт от музейной

118

коммуникации в целом - наличия гардероба, туалетной комнаты, прочей инфраструктуры (кафе, сувенирные отделы), поведения персонала музея, начиная от охранника на входе. Прямая аналогия - посещение человеком храма, когда начинающего прихожанина могут отвратить от дальнейшего посещения негативные и резкие замечания «бабушек-постояльцев».

Вхождение в музей, как и вхождение в храм, не предполагает суеты, должен быть создан предварительный эмоциональный и интеллектуальный настрой, сформировано «предвкушение чуда встречи». Конечно, это не исключает и возможности спонтанного желания посетить музейную экспозицию.

Субъекты музейной коммуникации (как посетители, так и представители музейного дела, музейная среда в целом) представляют собой единую систему, которая способна к взаимовлиянию и взаиморазвитию. Экспозиция формирует сознание, личность и деятельность посетителя, а посетитель может определять жизненный цикл и тенденции развития музейного пространства. Субъектам музейной деятельности важно помнить про обратную связь с посетителями, которая во многом определяется эмоциональным впечатлением личности от экспозиции и музея в целом. Объективный мир музея и субъективный мир посетителя составляют единое психологическое (когнитивное, эмоциональное, образовательное) пространство. Кроме этого, система музейной коммуникации предполагает формирование и эффективное функционирование единого ценностно-смыслового пространства всех субъектов музейной коммуникации.

Психологические аспекты восприятия музейного пространства во многом схожи с особенностями восприятия человеком жизненной среды в целом.

Представитель средовой психологии (Environmental psychology) С.Битгут, на основании анализа проведённых им исследований, сделал выводы, что на восприятие музеев, психологию поведения их посетителей влияют особенности внимания личности. Знание психологических факторов, определяющих внимание человека к экспонатам, позволяет повысить информационную составляющую музейной коммуникации. К сожалению, работы С.Битгута (а их более 60) не были переведены на русский язык, поэтому приведём основные положения из имеющихся в свободном доступе статей автора [4, 5].

С. Битгут выделил следующие принципы внимания личности посетителя музейных объектов, которые связаны между собой:

- Избирательность, связанная с различимостью объектов экспозиции и близостью пути к этому объекту внутри музейного пространства.

- Наличие мотивирующих факторов, способствующих повышению внимания на определённых экспонатах. Надо помнить, что слишком большое количество элементов экспозиции может рассредоточить внимание, но, чем выше начальный интерес и мотивация, тем более сформирована когнитивная и эмоциональная потребность в процессе создания конечного образа восприятия. В качестве отвлекающих элементов могут выступать не только экспонирующиеся объекты, но и форма подачи материала, звуковой ряд, другие посетители, запах еды из буфета.

- Истощение ресурса внимание, связанное с физической или интеллектуальной усталостью, количеством затраченного времени.

119

При определённом сочетании описанных факторов происходит перераспределение внимания с объектов экспозиции на объекты, которые не связаны с музеем или внутренние ощущения.

Монотонное повторение однотипных экспонатов также снижает уровень внимания посетителей. Объекты экспозиции не должны быть слишком тесно представлены. Снижает уровень внимания также слуховая и визуальная конкуренция стимулов.

Восприятие музейной экспозиции также связано с изначальной готовностью (установкой) читать или не читать тексты с объяснениями или интерпретациями. При этом многое зависит и от того, как представлен текст - шрифта, его различимости, контрастности, фона, высоты, на которой находится пояснительная записка, расстояния до экспоната, необходимости прилагать дополнительные усилия, чтобы прочитать и понять текст. Эти нюансы существенно влияют на мотивацию и интерес к экспонату, тому насколько быстро наступит у посетителя «музейная усталость». Стоит учитывать и уже сформировавшиеся в процессе жизни модели поведения, связанные с посещением музеев.

Архитектура здания музея также во многом определит восприятие самой экспозиции. Посещение школьного музея будет преимущественно воспринято как посещение школы, экспозиции в офисном здании - как посещение офиса. Поэтому автоматически более аттрактивными будут являться экспозиции в исторических зданиях музеев. Важно, чтобы среда музейной коммуникации имела общее для всех субъектов коммуникативное пространство (холл, площадка обмена мнениями).

Про необходимость учёта пространственной организации среды музейной коммуникации, с точки зрения экологической психологии, психологии восприятия среды и музейной архитектуры, пишут Е.Л. Абаимова, А.В. Скопинцев, Н.А. Моргун. «Разрывая шаблон привычного нам статичного осмотра экспозиции, активное участие в процессе осмотра продлевает ресурс внимания посетителя на выставке. Если для того, чтобы увидеть экспонат, надо подняться на небольшой подиум или обойти его вокруг, это условие добавляет игровой элемент и вызывает дополнительный интерес к выставке. Наблюдение за другими посетителями, занятыми осмотром в таких игровых ситуациях, - дополнительный стимул и способ обмена эмоциями» [6, с. 91].

Музейная среда должна быть выстроена таким образом, чтобы создать удобную навигацию по экспозициям. Внимание посетителя было сосредоточено исключительно на характеристиках экспонатов и информационной составляющей выставки, а не рассеиваться вследствие необходимости ориентации в помещении.

Даже самые наглядные для восприятия экспонаты должны быть достаточно освещены информационным материалом, иначе в памяти не сохранится связь «образ-значение-смысл» (по аналогии со структурой сознания). Также, дефицит информации об объекте экспозиции, с точки зрения потребностно-информационной теории эмоций, может существенно снизить позитивный эмоциональный фон при посещении человеком музея или вызвать у посетителя когнитивный диссонанс.

При организации музейного пространство важно помнить психологические особенности людей с разными репрезентативными системами восприятия -

120

аудиальной, визуальной, кинестетической (в меньшей степени это касается дигиталов). Вообще, чем более насыщена музейная среда разноплановыми стимулами, тем более она аттрактивна, тем более полный образ восприятия экспоната она формирует. Конечно, важно не только количество стимулов, но и их качественная сторона. Перенасыщенность внешними стимулами тоже недопустима.

Восприятие музейного пространства предполагает также постоянный процесс декодирования посетителем смыслов, заложенных автором представленных экспонатов или организаторами экспозиции. Расшифровка некоторых кодов предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального развития посетителей, определённый жизненный опыт, может иметь возрастные ограничения.

С психологической точки зрения, ожидания посетителя от посещения музейной экспозиции должны быть максимально оправданы, чтобы сформировать у него устойчивую поведенческую тенденцию к дальнейшим посещениям музеев.

Важным психологическим фактором, связанным с особенностями восприятия музейной среды, является эстетическая потребность личности. Эстетическая потребность, имея свою специфику, переплетается с другими психологическими состояниями личности, поэтому её трудно изучить и описать отдельно. Она имеет определённый коннотативный ряд, связь с жизненным опытом и погружённостью в историческую, культурную реальность жизнедеятельности личности. Эстетические потребности могут быть в большей или меньшей степени осознаны, осмысленны человеком, совпадать или нет с внутренним нравственным цензом. Также представления об эстетических потребностях личности необходимо понимать через призму психологических аспектов «удовольствия» человеком от своей жизни (что, зачастую, очень сложно сделать, поскольку категория «удовольствия» во многом имеет бессознательную природу и тщательно контролируется субстанцией «супер-эго»). Поэтому важно понимать также степень осознанности личностью своих эстетических потребностей в процессе музейной коммуникации, восприятия музейной среды и представленных там экспонатов.

Необходимо учитывать возрастные особенности личности посетителей музеев, в первую очередь - детской аудитории. Особенно это касается школьных музеев.

Формирование эстетических и образовательных потребностей начинается с дошкольного возраста, поэтому грамотное методическое обеспечение музейной коммуникации с дошкольниками может стать основой дальнейшего гармонического развития этих потребностей в более старшем возрасте.

Мышление ребёнка до 6 лет имеет наглядно-образный характер, воображение дошкольника уже развито, психические процессы становятся всё более произвольными, а внимание способно длительно удерживать интересные ребёнку объекты, особенно визуальные, речь активно формируется, количество «почему?» стремительно растёт.

Можно говорит о достаточно высокой психологической готовности детей дошкольного возраста к музейной коммуникации. Но важно помнить, что ведущей деятельностью в этом возрасте остаётся игра, особенно сюжетно-ролевая, поэтому методика подачи музейных экспонатов должна учитывать психологию детей 3-6

121

лет. Сколько музейных экспозиций в вашем городе способно удовлетворить в полной мере этот диапазон потребностей дошкольника? К тому же, музейная коммуникация должна не только воспитывать, но и решать задачи социализации ребёнка, формирования навыков коммуникации в целом [7].

В этом возрасте высока подражательная активность, ребёнок с большой степенью вероятности будет повторять в игре и жизни то, что вызвало у него впечатление в музейной экспозиции. Для дошкольника важным является понимание того, что он сам может создать произведение искусства, только надо научится. Изобразительное творчество детей очень во многом повторяет архаические способы рисунка наших исторических предков. И, конечно, творчество вызывает у ребёнка огромное удовольствие и эмоциональную вовлечённость, связанную с нравственным оцениванием. Что ещё больше стимулирует образовательные потребности и формирует готовность к обучению в школе.

Учёт психологических особенностей личности дошкольника в музейной коммуникации предполагает следующие рекомендации:

- посещение музея не должны превышать 40-50 минут и проводится раз в 3-4 месяца, предполагая элементы игровой и творческой активности ребёнка;

- внимание ребёнка к экспозиции неустойчиво, поэтому необходимо психологически грамотно выстраивать взаимодействие с группой дошкольников, учитывать отвлекающие факторы (другие экскурсионные группы, тембр речи работников музея, удобство перемещения внутри зала и прочее);

- важно учитывать визуальный ряд экспозиции и возможность возрастных границ понимания воспринимаемых экспонатов.

Получение успешных навыков музейной коммуникации в дошкольном возрасте во многом определит их дальнейшее развитие и желание, потребности уже взрослого человека посещать пространство разнообразных музейных экспозиций [7, 8].

Некоторым социально-психологическим фильтром для ряда музеев может выступать цена на входной билет. С точки зрения психологии, важно понимать, что высокая стоимость билета автоматически предполагает высокий уровень ожидания человека от представленной экспозиции. Бесплатный вход, в свою очередь, может обесценить для человека значимость экспозиции. Поэтому хотя бы символическая цена важна не только для жизнеобеспечения музея, но и для формирования двусторонне музейной коммуникации. Но принципы социального равенства также необходимы, как и создание дополнительной мотивации посещения музеев в дни открытых дверей (ночь музеев, событийные акции и прочее).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим, что системное изучение всего комплекса факторов, которые влияют на психологию восприятия музейной среды, необходимо продолжать. Существующие в психологии методы исследования восприятия человеком пространства музейной коммуникации являются общенаучными (опросы, анкетирование, фокус-группы) и нуждаются в дальнейшей разработке.

122

Спорным остаётся вопрос относительно количества и качества источников сенсорной стимуляции в музеях, которые могут выступать в конкурентных отношениях друг с другом и переключать внимание человека в процессе их восприятия.

Можно сделать общий вывод, что «язык» музея развивается, в том числе и по законам психологии, встраивается в систему развития человеческой истории, переставая выполнять традиционно исключительную идеологическую функцию. Поэтому чрезвычайно важно выстраивать музейную коммуникацию с учётом вышеописанных психологических детерминант.

Список литературы

1. Сапанжа О.С. Теория музейной коммуникации. История, модели, стратегии. Образовательные технологии: учебное пособие / О.С. Сапанжа. Электрон. текст. дан. (2 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО. - 2017.

2. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение: Собр. соч.: В 4 т. / Н.Ф. Федоров. - М. - 1995. Т. 1. -С. 370-437.

3. Дмитриева В.А. Психология музейной коммуникации - теоретические и практические аспекты / В.А. Дмитриева, Т.Ю. Харитонова, О.С. Михалюк. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-muzeynoy-kommunikatsii-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-izucheniya/viewer.

4. Bitgood S. Environmental psychology in museums, zoos, and other exhibition centers / S. Bitgood. -Режим доступа: ttps://www.researchgate.net/publication/251181742_Environmental_psychology _in_museums_zoos_and_other_exhibition_centers.

5. Bitgood S. When is "Museum fatigue" not fatigue? / S. Bitgood // Curator: The Museum Journal. - 2009. - V. 52, № 2. - P. 193-202.

6. Абаимова Е. Л. Тенденции формирования архитектурной среды современных музейных комплексов. Вестник ТГАСУ / Е. Л. Абаимова, А. В. Скопинцев, Н. А. Моргун. - 2021. - Т. 23, № 1. - С. 85-95.

7. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология) / Л. В. Смолова. - Санкт-Петербург: СПбГИПСР. - 2010. - С. 471-472.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Гуриева С. Д. Особенности музейной коммуникации: оправданность ожиданий и удовлетворение эстетической потребности (на примере посетителей музея) / С. Д. Гуриева, Т. Ю. Харитонова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8, № 8. - С. 41-57. - Режим доступа: http://ej.soc-journal.ru.

METHODOLOGICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF MUSEUM PSYCHOLOGY

Evdokimova J. A.1, Tverdostup K. G.2

'V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

2Crimean Republic Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Simferopol, Russian Federation

E-mail: yaptiza@inbox.ru1, ktverdostup@yandex.ru2

The article describes the main theoretical and methodological provisions of museum psychology, the subject and tasks of museum psychology. The author described in detail the psychological features of museum communication, the socio-psychological functions of museum communication, and the principles of effectiveness of museum communication. The article presents the psychological aspects of the perception of the

123

museum space. Now the problem of the formation of such a scientific direction as museum psychology is of particular relevance. Museum psychology is an interdisciplinary field of knowledge, which has not yet formed into a separate scientific discipline that describes the psychological specifics of people's perception of the museum space. The subject of study of museum psychology is understood quite broadly. Most often, as a subject of museum psychology, the phenomenon of "museum communication" is singled out. The range of questions that museum psychology is called upon to solve is also sufficiently expanded in terms of research goals. How does a person perceive the museum space as a whole? What exhibits have the greatest influence on his consciousness, thinking, memory, emotional sphere? How to organize the museum space so that it is the most attractive (in terms of the degree of impressions)? How to organize a full-fledged, prolonged communication with consumers of museum services? What psychological qualities should a museum worker have? How to build a museum activity so that it has the maximum educational and educational impact? Museum psychology is called upon to answer these and many other questions. The purpose of the article is to try to answer these questions. A systematic study of the whole complex of factors that influence the psychology of perception of the museum environment must be continued. The existing methods in psychology for studying the perception of a museum communication space by a person are general scientific (surveys, questionnaires, focus groups) and need to be further developed. The question remains about the quantity and quality of sources of sensory stimulation in museums, which can compete with each other and switch a person's attention in the process of their perception. It can be concluded that the "language" of the museum is developing, including according to the laws of psychology, is being integrated into the system of development of human history, ceasing to perform its traditionally exclusive ideological function. Therefore, it is extremely important to build museum communication taking into account the psychological determinants described above.

Keywords: museum psychology, museum communication, psychological aspects of museum space perception.

References

1. Sapanzha O.S., The theory of museum communication. History, models, strategies. Educational technologies. Electron. text. Dan. (2 MB). (Kirov: MCITO Publishing House, 2017).

2. Fedorov N.F., Museum, its meaning and purpose: Sobr. cit.: In 4 vols, Vol. 1, p. 370 (M., 1995).

3. Dmitrieva V.A., Kharitonova T.Yu., Mikhalyuk O.S., Psychology of Museum Communication -Theoretical and Practical Aspects. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-muzeynoy-kommunikatsii-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-izucheniya/viewer.

4. Bitgood S., Environmental psychology in museums, zoos, and other exhibition centers. Access mode:https://www.researchgate.net/publication/251181742_Environmental_psychology_in_museums_zoo s_and_other_exhibition_centers.

5. Bitgood S., When is "Museum fatigue" not fatigue?, Curator: The Museum Journal, 52, 2, 193 (2009).

6. Abaimova E.L., Skopintsev A.V., Morgun N.A., Trends in the formation of the architectural environment of modern museum complexes, Vestnik TGASU, 23, 1, 85 (2021).

7. Smolova L.V., Psychology of interaction with the environment (environmental psychology), p. 471 (St. Petersburg: SPbGIPSR, 2010).

8. Gurieva S.D., Kharitonova T.Yu., Features of museum communication: justification of expectations and satisfaction of aesthetic needs (on the example of museum visitors), Modern studies of social problems, 8, 8, 41 (2017). Access mode: http://ej.soc-journal.ru

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.