Научная статья на тему 'Методология выбора стратегии развития морского порта третьего поколения как логистического распределительного центра'

Методология выбора стратегии развития морского порта третьего поколения как логистического распределительного центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дергаусов Михаил Михайлович, Губенко Владимир Константинович, Челени Йожеф

Для определения стратегии развития морского порта предложено использовать метод лексико-графической оптимизации. Нечеткости нестохастического характера присущие грузопереработке в условиях неопределенности учитываются с помощию аппарата нечеткой (fuzzy) математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дергаусов Михаил Михайлович, Губенко Владимир Константинович, Челени Йожеф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология выбора стратегии развития морского порта третьего поколения как логистического распределительного центра»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2002 р Вип. № 12

ТРАНСПОРТ

УДК658.787

Дергаусов М.М.1, Губенко В.К.2, Челени Й.3

МЕТОДОЛОГИЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ПОРТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ЛОГИСТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Для определения стратегии развития морского порта предложено использовать метод лексико-графической оптимизации. Нечеткости нестохастического характера присущие грузопереработке в условиях неопределенности учитываются с помощию аппарата нечеткой (fuzzy) математики.

Среди 18 крупных портов Украины Мариупольский государственный морской торговый порт (МГМТП) занимает видное место. Являясь морскими воротами Донбасса, он находится на третьем месте по грузообороту среди украинских портов.

В перспективе крупные порты рассматриваются в качестве' динамичного логистического центра сложной международной сети производства и распределения. Исходя из этого портовые менеджеры меняют свою управленческую позицию, переходя от пассивного предложения услуг по перевалке фузов к активному участию в международной торговле в целом.

Анализ развития ситуации и МГМТП [1,2] за последние 20 лет позволяет выделить три периода, три стратегии управления грузопереработкой (рис. 1)

Стратегию перспективы МГМТП {U)n составляют следующие ориентиры на порт третьего поколения:

• концепция национальной транспортной политики;

• новая экономика;

• коммерческая ориентация на интегральный логистический распределительный центр;

• объединенное портовое сообщество. Интеграция порта с торговой и индустрия тжноч зоной СЭЗ «Азовье». Тесные связи между портом и муниципалитетом;

• совершенная информационная база;

• критские коридоры и перспективные грузо - информационные транспортные коридоры;

• глубокая переработка грузов, распределительные функции, многоцелевой сервис, высокие валютные доходы;

• технологии «ноу хау»;

Интегральный показатель грузооборота -Г(и) как результат стратегии ставится в зависимость от основных результирующих факторов - полезного эффекта Цзатраченных ресурсов С и времени Т. В свою очередь, результирующие факторы зависят от выбранной стратегии. Следовательно, результат операции также будет зависеть от стратегии и :

Г(и)— r(q{u),C(u),T(u))

В общем случае функция Г (и) может быть вектором, компоненты которого характеризуют результаты частных операций, направленных на достижение частных целей, на которые расчленяется общая цель операции.

' МГМТП, академик ИАН Украины, начальник порта

2 Ш ТУ, д-р. техн. наук, проф., акад. ПТАН Украины

3 Мишкольцский университет (Венгрия), д-р., техн. наук, проф., академик

Г(и)=Г{ч(и), C(u), T(u)}

(U)a

Стратегия адаптации в рыночной экономике

«fc

\ Стратегия

i использования | возможностей

........1..........

Ä 2С

Ш - период

общий грузопоток

транзит

(U)„

Стратегия перспекпты

2oW

it ' 2ciö5 ~

1 Т годы / 2010 '

и - стратегия периода; полезный эффект; С- затраченные ресурсы; Т- время

рис. 1 - Динамика грузопотока и периоды его трансформации

Набор всевозможных взаимоисключающих (альтернативных) способов использования активных средств МГМТП составляет множество допустимых стратегий U. Выбор стратегии и из множества допустимых стратегий U является основным этапом принятия решения.

В поисках более подходящих методов мы останавливаем свой выбор на аппарате нечеткой (fuzzy - англ. ) математики, которая находится на этапе интенсивного развития.

В этом случае для описания факторов нестохастической природы, которые характерны для прогностических задач большой размерности, используется аппарат теории нечетких множеств.

Следу* ее положениям при выборе стратегии перспективы (U)№ лицо принимающее решение (ЛРП) определяет значения переменных на естественном языке.

Тогда эта функция записыпается в виде лингвистической переменной (лат. Lingua -

язык)

lmgF(x&X)<z>{Wr,,WSAT)\

где X - _решение принадлежащее множеству решений X.

jT/iui п.цгШТ '—* ..

УУ) ~ минимальныи и удовлетворительный уровень показателей

устанавливаемых ЛПР.

В частное™, значение таки?! переменных показателей для комплекса «Порт-ЛРЦ» ьж вероятность выполнения критерия «точно в срок» - Wx „ интенсивность переработки грузопотоков - W2., уровень информационной обеспеченности - И\ (негонтропия системы) -являются лингвистической переменной, если ЛПР может выразить свою оценку решения словами «минимальное» или «удовлетворительное» значение показателя.

Общая схема решения задачи выбора стратегии прогнозирования (U)n комплекса «Порт-ЛРЦ» по частным показателям устанавливаемым ЛПР показана на рис.2, и выггщциг следующим образом. На значения частных показателей накладываем ограничения по минимально допустимым для них уровнял» W1 > , i — 1, ш, а сами показатели ранжируем.

к

IV,

<

У,"

Щ"

и

•<I')

1р>

и(4) = (/

—(_

1/3> ор1

(/■*> и

Рис.2 - Лексикографическая оптимизация в системе "МГМТП-ЛРЦ"

Интегральные показатели: - вероятность вьшолнения показателя «точно в срок»; \У2 — интенсивность переработки грузопотока в комплексе МГМТП-ЛРЦ; \У3 - уровень информационной обеспеченности (негонтропия системы)

Пусть самый важный показатель есть Н\ , а затем IVг ..., а наименее важным является Жт. Вначале стремимся постигнуть величины по первому показателю (или немного

превысить его, И^ — И'""" + £ ), затем - величины по второму показателю при условии,

что Щ >^тши т.д. Этот прием формально соответствует преобразованию исходного

показателя Ж с компонентами Щ ,т в новый показатель IV с компонентами

— пип{Ж;, \¥™т} . Если для каждого из частных показателей помимо минимально допустимого уровня ¡¥™п можно 5'казать и вполне удовлетворительное его з н а ч е , то

после достижения каждым из показателей минимального уровня И//тт можно стремиться к поочередному их увеличению к уровню

Выводы

1. Проанализирована ситуация в МГМТП и выделены три стратегии управления грузопереработкой.

2. Предложено, для выбора стратегии развития, метод лексико-графической оптимизации.

3. Нечеткости нестохастического характера присущие грузопереработке в условиях неопределенности рекомендуется, учитывать с помощью аппарата нечеткой математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.