Научная статья на тему 'Методы прогнозирования логистических показателей порта'

Методы прогнозирования логистических показателей порта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Алла Викторовна, Тараненко Алексей Михайлович

Проанализированы и предложены основные методы прогнозирования логистических показателей работы порта. Разработана модель прогнозирования основных грузопотоков МГМТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Алла Викторовна, Тараненко Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозирования логистических показателей порта»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2002p Вип №12

УДК 658.787

Кравченко A.B.1, Тараненко A.M.2

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОРТА

Проанализированы и предложены основные методы прогнозирования логистических показателей работы порта. Разработана модель прогнозирования основных грузопотоков МГМТП.

Прогноз грузопотоков Мариупольского государственного морского торгового порта (МГМТП) определяет стратегию его развития. Выделим следующие признаки и виды прогнозов с целью их использования в практике грузопереработки.

В зависимости от горизонта прогнозирования прогноз может разрабатываться на очень короткий период времени - до месяца (например, недельные и месячные прогнозы), на год, а также на 2-3 года (среднесрочный прогноз), 5 и более лет (долгосрочный прогноз).

По типам прогнозирования выделим поисковые, нормативные и основанные на показателях лица принимающего решение (ЛПР). [1]

Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Существуют два вида поискового прогнозирования: экстраполятивное (традиционное), альтернативное (новаторское).

Экстраполятивный подход предполагает, что функционирование МГМТП происходит гладко и непрерывно, что имеет место в отдельные периоды работы порта поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления такого прогноза вначале оцениваются прошлые показатели деятельности и тенденции их развития (тренды), затем переносятся эти тенденции в будущее.

Альтернативный подход базируется на том, что внешняя и внутренняя среда рынка подвержена постоянным изменениям, вследствие чего: грузооборот происходит не только гладко и непрерывно, а скачкообразно и прерывисто; существует определенное число вариантов будущего развития порта.

Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование предполагает определение общих целей и стратегических ориентиров предприятий, регионов, в которых зарождаются и погашаются грузопотоки, потоковых структур на будущий период и дает оценку развития порта, исходя из этих целей.

Прогнозирование, основанное на видении будущего, - использует знание прогнозиста, его интуицию. Это прогнозирование основано на методах ЛПР. Подобный метод является хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу.

Данный вид прогнозирования используется для непосредственного предсказания будущих результатов деятельности МГМТП.

В зависимости от степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные.

Инвариантный прогноз предполагает только один вариант развития будущих событий. Он возможен в условиях высокой степени определенности будущей среды. Как правило, такой прогноз базируется на экстраполятивном подходе (простом продолжении сложившейся тенденции и в будущем).

Вариантный прогноз основывается на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.

1 МГМТП, инженер, заместитель начальника порта по экономике

2 ПГТУ, инженер, заведующий лабораторией логистики

По способу представления результатов прогнозы делятся на точечные и интервальные. Точечный прогноз исходит из того, что данный вариант развития включает единственное значение прогнозируемого показателя, например, среднегодовой металлопоток проходящий через МГМТП возрастет 5%. Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предполагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя, например: среднегодовой металлопоток проходящий через МГМТП возрастет на 4-5%.

Для комплекса «Порт-Интерпорт Мариуполь» нами разработана модель, которая во многом учитывает изложенные выше методы прогнозирования (рис.1) и которая нашла реализацию при разработке проекта «Интерпорт-Мариуполь» (по заказу итальянского консорциума «Евроимпреза») [2].

Украина

Рис. 1.- Модель прогнозирования грузопотоков через МГМТП.

На рис.1 показано, что для получения прогноза грузопотоков необходимо иметь модель, которая использует ретроспективную (прошлую) информацию за определенный интервал времени в прошлом (период наблюдения или глубина ретроспекции), информацию о грузопотоках в настоящий момент времени и прогнозную информацию о внешней среде.

Идея, предложенная в схеме заключается в том, что из сложившихся грузопотоков (состояние 1, рис.1) Мариупольского промышленного узла выделяется часть грузопотока для его переработки в МГМТП.

По характеристике грузопотоков 2-го состояния проводятся маркетинговые исследования, детализирующие товарную направленность (состояние 3, рис.1).

Маркетинговые исследования и экономический прогноз позволяют установить возможные направления и различные варианты развития, а также помогают в выборе конкретных целей ее функционирования. Поэтому основное назначение прогноза на этой стадии состоит в раскрытии тенденции изменения микро- и макрологистической среды и получения вероятностных количественных и качественных оценок динамики логистических активностей, необходимых персоналу порта.

Состояние 4 характерно для уже сложившихся грузопотоков и представляет собою автоматизированную систему проектирования грузопотоков, с помощью которой периодически прогнозируется функционирование СТК через заранее определенные промежутки времени.

Многие показатели, используемые в процессе логистического планирования, имеют ярко выраженные сезонные колебания, которые вызваны специфическими условиями колебаниями спроса и производства. Эти колебания могут быть обусловлены сезонным характером производства, например, сельскохозяйственной продукции, влиянием времен года на состояние транспортных коммуникаций (автомобильных дорог, морских и речных путей) и другими причинами. В связи с этим возникают специфические задачи учета этих колебаний в прогнозируемых логистических показателях неразрывности материальных потоков.

В качестве примера практического использования одного из методов, изложенных выше на рис. 2 приведены прогнозные значения объемов переработки металлопотоков в МГМТП. на рис. 3. Прогноз переработки контейнеров.

Рис. 2. - Прогнозные значения объемов переработки металлопотоков в МГМТП и их

фактическое значение

Рис.3. - Прогнозные значения объемов переработки контейнеров в МГМТП и их фактическое значение

Метод дерева целей - широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития МГМТП. Дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии (рис.4). При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

Оценка относительной важности целей и значимости связей между ними производится с помощью ЛПР, причем для последовательного определения значимости целей и задач на различных уровнях обычно используются оценочные матрицы. [3]

Рассмотренная выше классификация методов прогнозирования, как и классификация самих прогнозов, не является абсолютно бесспорной, имеются и другие подходы к решению этого вопроса.

Рис. 4. - Разбиение целей на подцели и задачи: I-V - уровни системы; 1-39 - элементы системы.

1- общий грузопоток перерабатываемый через морские порты Украины;

2- 2-4 - грузопоток по отдельным портам;

3- 5-9 - грузопоток по направлению - прибытие, отправление;

4- 10-19 - укрупненная номенклатура грузов перерабатываемых в МГМТП ;

5- 20-39 - детальная номенклатура грузов перерабатываемых в МГМТП;

Рассмотренная выше классификация методов прогнозирования, как и классификация самих прогнозов, не является абсолютно бесспорной, имеются и другие подходы к решению этого вопроса.

Выводы

1. Проанализированы существующие методы прогнозирования основных логистических показателей.

2. Разработана модель прогнозирования основных грузопотоков МГМТП.

3. Предложен метод дерева целей для прогнозирования возможных направлений развития МГМТП.

Перечень ссылок

1. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике.- М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997. - 772 с.

2. Теоретические основы создания и управления СЭЗ «Азов» (Предпроектные начала систематического комплекса) / Губенко В.К., Дергаусов М.М., Мальцев Н.В., Лактионова О Е - Мариуполь: ПГТУ, 1999. - 149с.

3. Губенко В.К., Жежеленко И.В., Канова Э. Еврологистика и транспорт специальных экономических зон // Сборник статей конференции "Транспорт+Логистика". - Киев, 1999-С. 38-41

Кравченко Алла Викторовна. Заместитель начальника Мариупольского Государственного морского торгового порта (МГМТП) по экономике, окончила Одесский институт инженеров морского флота. Основные направления научных исследований - оценка экономических показателей работы МГМТП, логистика.

Тараненко Алексей Михайлович. Заведующий лабораторией логистики ПГТУ, окончил Государственный научно-технический университет «Киевский политехнический институт» в 1995 г., Приазовский государственный технический университет в 2001г. Основные направления научных исследований - прогнозирование грузопотоков, логистические системы.

Статья поступила 26.03.2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.