Научная статья на тему 'Методология управления знаниями'

Методология управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЗНАНИЙ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ / СТРАТЕГИЯ / KNOWLEDGE / THE LIFE CYCLE OF KNOWLEDGE / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / SYSTEMS ANALYSIS METHODOLOGY / BUSINESS PROCESS / KNOWLEDGE MANAGEMENT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолов Зиновий Федорович

Обозначена роль знаний в бизнес-процессах, процессах взаимодействия и сотрудничества в качестве как нематериальных активов организаций. Проанализированы основные процессы (этапы) жизненного цикла знаний, рассмотрены сформировавшиеся подходы к управлению знанием и определено наличие неразрывной связи между процессами работы со знанием и бизнес-процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR KNOWLEDGE MANAGEMENT

Designated role of knowledge in business processes, the processes of interaction and cooperation as intangible as the assets. Analyzed the basic processes (stages) of the life cycle of knowledge considered formed knowledge management approach and determined the intrinsic link between the processes of the knowledge and business processes.

Текст научной работы на тему «Методология управления знаниями»

список литературы

1. Васильева Л.А., Зубкова Т.Н. Программа «Семья в музее» в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева // Сб. науч. тр. по музейной педагогике Государственного биологического музея. М.: ИКАР, 2008. С. 58-63.

2. Васильева Т.В. Детский мир во взрослом музее, или Как мы работаем с детьми от трех до бесконечности. Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался: тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. / Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. М.: Акварель, 2012. С.38-40.

3. Гвоздева О.А. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее: метод. пособие / сост. О. Гвоздева; под общ. ред. А.И. Клюкиной. Гос. Дарв. музей. М.: Альфа-Принт, 2003. 288 с.

4. Давыдова Т.А. Музей в системе экологического образования и эстетического воспитания. Труды Государственного Дарвиновского музея. Вып. XII / под общ. ред. директора ГДМ, заслуженного работника культуры РФ, кандидата культурологии А.И. Клюкиной. М.: ГДМ, 2008. С. 379-383.

ДАВЫДОВА Татьяна Анатольевна - заведующий сектором естественной истории. Чувашский национальный музей. Россия. Чебоксары. E-mail: tat_dav81@mail.ru

DAVYDOVA, Tatiana Anatolyevna - Head of Department of Natural History. Chuvash National Museum. Russia. Cheboksary. E-mail: tat_dav81@mail.ru

уцк 001.2

методология управления знаниями

З.ф. смолов

Обозначена роль знаний в бизнес-процессах, процессах взаимодействия и сотрудничества в качестве как нематериальных активов организаций. Проанализированы основные процессы (этапы) жизненного цикла знаний, рассмотрены сформировавшиеся подходы к управлению знанием и определено наличие неразрывной связи между процессами работы со знанием и бизнес-процессами.

Ключевые слова: знания; жизненный цикл знаний; корпоративные информационные системы; методология системного анализа; бизнес-процесс; управление знанием; стратегия.

Z.F. Smolov. METHODOLOGY FOR KNOWLEDGE MANAGEMENT

Designated role of knowledge in business processes, the processes of interaction and cooperation as intangible as the assets. Analyzed the basic processes (stages) of the life cycle of knowledge considered formed knowledge management approach and determined the intrinsic link between the processes of the knowledge and business processes.

Keywords: knowledge; the life cycle of knowledge; corporate information systems; systems analysis methodology; business process; knowledge management; strategy.

В нынешней информационной экономике такие активы компании, как знания, имеют особую ценность. Довести продукцию до рынка, с меньшими затратами и более эффективно, чем конкуренты, можно только обладая экспертными знаниями в области процессов проектирования, производства, маркетинга и сбыта. Для достижения этой цели руководители и сотрудники организации используют собственные знания, знания партнеров, поставщиков и потребителей в собственных бизнес-процессах, а также в процессах взаимодействия и сотрудничества. Поэтому неудивительно, что все большее число компаний начинает относить

такие знания к своим нематериальным активам, а многие из них оценивают их выше, чем материальные активы вообще и финансовые в частности.

Сегодня, когда знания стали таким стратегически важным видом активов, мало кто сомневается, что будущее любой компании напрямую зависит от его способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка процедур, обеспечивающих выявление, передачу, пополнение знаний и обмен знаниями, становится одним из основных направлений деятельности управляющих компаний.

Этот процесс систематического активного управления всей массой имеющихся в компании знаний и их использования называется управлением знаниями. И совершенно очевидно, что программе управления знаниями суждено стать одной из самых популярных среди компаний всего мира.

Любая организация зарождается на определенном уровне знаний своих сотрудников, функционирует, используя и пополняя корпоративные знания (о продукте, технологиях, потребителях и рынке), являясь одновременно и получателем, и источником такого рода знаний.

В организации и вне ее происходит непрерывный процесс движения информации и знаний. Знания поступают в организацию в разнообразных формах (набор персонала, повышение квалификации, изучение специальной литературы, приобретение лицензий), формируются и развиваются в процессе проектной, инженерно-технической, производственной и маркетинговой деятельности, передаются вместе с товарами и услугами.

Знания движутся в форме человеческого капитала при перемещении рабочей силы, при оказании или получении консалтинговых услуг, а также в виде интеллектуальных продуктов. К последним относятся: результаты фундаментальных исследований, результаты НИОКР, техническая документация, лицензии и т.п.

Таким образом, в каждой организации, вне зависимости от сферы ее деятельности, вне зависимости от степени ее взаимодействия с внешним миром, осуществляется не-

прерывный процесс движения знаний большей или меньшей степени интенсивности, т.е. осуществляется некий процесс производства, обобщения и распространения знаний, в том числе через продукцию и услуги потребителям.

В соответствии с методологией системного анализа, в жизненном цикле знаний (ЖЦЗ), как и в жизненном цикле любой сферы деятельности, можно выделить три основных процесса (этапа):

• выявление потребности в знаниях;

• производство (создание) знаний;

• потребление (утилизация) знаний.

В обширной литературе по этой проблеме, а также в Европейской Концепции по управлению знаниями выделяют пять этапов (процессов) жизненного цикла (рис. 1).

Между системной структуризацией ЖЦЗ и приведенной на рис. 1 нет принципиальных отличий, если иметь в виду, что на рис. 1 некоторые детали из них детализированы. Так, в процессе «производство знаний» выделено два подпроцесса - «создание знаний» и «хранение знаний». В процессе «потребление знаний» также выделено два подпроцесса - «распространение знаний» и «использование знаний».

Как следует из рис. 1, жизненный цикл знаниевого процесса, содержащий пять основных этапов (выявление, создание, хранение, распространение и использование), обеспечивает поддержку бизнес-процессов организации, имея в виду и всех его внешних участников: потребителей продукции и услуг, клиентов и партнеров.

Рис. 1. Европейское представление ЖЦЗ

Как отмечалось выше, работа со знанием - это сложный многоэтапный процесс, имеющий собственный жизненный цикл. Как и любой процесс, и тем более сложный, он нуждается в осознанном управлении для обеспечения должной последовательности, согласованности, эффективности.

Управление знанием (УЗ) - это, по сути, управление процессами, связанными со знанием, или управление процессами работы со знанием. Существуют два сформировавшихся подхода к управлению знанием, существенно отличающихся друг от друга.

Первый подход (подход первого поколения УЗ) исходит из того, что ценные знания в организации уже существуют, т.е. они уже созданы и все, что требуется делать, - это должным образом зафиксировать их, закодировать и распространить. В соответствии с этой системой взглядов, деятельность по УЗ начинается после того, как знание произведено. Следовательно, целью УЗ в этом случае является не совершенствование производства (создания) знаний, а лишь его использование (применение в практической деятельности).

Сторонники второго подхода (второго поколения УЗ) придерживаются мнения, что знания не существуют в готовом виде. Фактически, они непрерывно производятся в процессе обработки знаний (knowledge processing). Использование знаний в бизнес-процессах проверяет знания и выявляет новые проблемы, формируя спрос на новые знания и его удовлетворение.

Взаимосвязь сред разработки знаний и выполнения бизнес-процессов, в соответствии со вторым подходом, показана на рис. 2.

В подходе первого поколения не рассматривается ЖЦЗ, нет системного рассмотрения процесса работы со знанием как сложного внутрикорпоративного социального процесса. Основное внимание уделялось тому, как лучше

Рис. 2. Связь между процессами работы со знанием и бизнес-процессами

зафиксировать, закодировать и распространять организационные знания, в том числе путем максимизации перевода неявных знаний в явные. По сути, речь в нем идет об эффективной системе доставки имеющихся знаний потребителю (лицу, группе лиц), т.е. об их оперативном информировании относительно существующих в организации знаний. На самом деле, это мало чем отличается от традиционных действий по управлению информационными ресурсами компании.

Управление знаниями отличается от управления информацией за счет наличия ме-таинформации, знаниевых утверждений и утверждений об утверждениях (метаутверж-дений). Именно метаутверждения (оценки достоверности, история применения, обобщения) могут дать пользователю доступ к аргументам и доказательствам, которые стоят или не стоят за этими утверждениями. В обеспечении таких возможностей и состоит основная цель подхода второго поколения в УЗ.

Таким образом, можно констатировать, что в каждой компании есть бизнес-процессы и есть процессы работы со знанием, взаимосвязанные между собой, как это схематично показано на рис. 3.

Есть сторона, запрашивающая знания (demand-side), и есть сторона, предлагающая (поставляющая) знания (supply-side). Обеспечение баланса спроса и предложения (demand and supply) является своего рода критерием эффективности социального процесса управления знаниями в конкретной компании, обобщенная схема которого приведена на рис. 4.

Исходя из перечисленных целевых установок и критерия эффективности, в компании необходимо обеспечивать управление работой со знаниями так же, как необходимо обеспечивать управление производством.

Системы управления знаниями являются в последние годы объектом пристального внимания, исследования и разработок ученых и практиков многих стран мира. Столь пристальное внимание к данному направлению определяется не только новизной и сложностью проблем. Не в меньшей мере оно является следствием того влияния, которое системы управления знаниями оказывают на конкурентные преимущества компании в современных условиях глобализации экономики в таких важнейших направлениях, как активизация человеческого потенциала, интеллектуализация бизнес-процессов, повышение корпоративной культуры, оптимизация принимаемых решений. Компании, создающие и эффективно использующие знания, отличает более высокая компетент-

Рис. 3. Бизнес-процессы и процессы работы со знанием

Рис. 4. Жизненный цикл обработки знания

ность, оперативность, производительность, эффективность.

Управление знаниями - это новый этап в развитии корпоративных информационных

систем, призванным существенно повысить эффективность вложений в инфраструктуру информатизации. Управление знаниями - это и новая методология совершенствования управления компанией как системой.

список литературы

1. Тузовский А.Ф., Чириков С.В., Ямпольский В.З. Системы управления знаниями (методы и технологии) / под общ. ред. В.З. Ямпольского. Томск: Изд-во НТЛ, 2005. 260 с.

2. http://www.intuit.ru/

СМОЛОВ Зиновий Федорович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и инструментальных методов экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kaf-mime@ yandex.ru

SMOLOV, Zinovij Fedorovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Department of Mathematical and Tool Methods of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kaf-mime@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.