Научная статья на тему 'Методология совершенствования курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля'

Методология совершенствования курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРС МАТЕМАТИКИ / MATHEMATICS COURSE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / SOCIAL AND ECONOMIC PROFILE / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов С. С.

В основу методологии совершенствования курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля положен компетентностный подход к процессу обучения, направленный на развитие математической компетентности ученика, обеспечивающей естественную связь получаемых математических знаний с будущей профессией. Автором указаны три модуля рабочей программы курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля, предоставляющие возмож-ность рассматривать курс как с инвариантной, так и вариативной точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the given problem has allowed to draw a conclusion that in a basis of methodology of advancing mathematics course for social and economic profile should be applied the competentetive approach to the train-ing process. It is directed to the development of pupil's mathematical competence providing vital connection of learnt mathematical knowledge with the future occupation. The author specifies three modules of the working program of mathematics course for social and economic classes. Thus, they give an opportunity to consider the course both invariant and variative.

Текст научной работы на тему «Методология совершенствования курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля»

УДК 371:512 ББК 74.00:22.1

МЕТОДОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

С. С. Павлов, аспирант кафедры теории и методики обучения математике МПГУ, (916) 1125532

В основу методологии совершенствования курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля положен компетентностный подход к процессу обучения, направленный на развитие математической компетентности ученика, обеспечивающей естественную связь получаемых математических знаний с будущей профессией. Автором указаны три модуля рабочей программы курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля, предоставляющие возможность рассматривать курс как с инвариантной, так и вариативной точек зрения.

Ключевые слова: курс математики, социально-экономический профиль, межпредметные связи.

THE METHODOLOGY OF ADVANCING MATHEMATICS COURSE FOR SOCIAL AND ECONOMIC

CLASSES

Studying the given problem has allowed to draw a conclusion that in a basis of methodology of advancing mathematics course for social and economic profile should be applied the competentetive approach to the training process. It is directed to the development of pupil's mathematical competence providing vital connection of learnt mathematical knowledge with the future occupation. The author specifies three modules of the working program of mathematics course for social and economic classes. Thus, they give an opportunity to consider the course both invariant and variative.

Keywords: mathematics course, social and economic profile, intersubject communications.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» одним из приоритетных направлений образовательной политики заявлено создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Как показывает практика, одним из самых востребованных при выборе учащимися старшей школы является социально-экономический профиль, в связи с чем проблема современного методического обеспечения курса математики для учащихся этого направления является весьма актуальной.

Отмечая несомненную значимость и перспективность многочисленных исследований по этой проблеме, следует заметить, что их основу составляет насыщение курса математики экономическим содержанием. Однако в них недостаточное внимание уделяется опережающей функции курса, то есть ориентации школьника на будущую профессиональную деятельность, а также педагогическому инструментарию, позволяющему нацелить каждый элемент процесса обучения на объективно диагностируемый конечный результат.

Изучение нами данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что в основу методологии совершенствования курса математики для учащихся классов социально-экономического профиля должен быть положен компетентностный подход к процессу обучения, направленный на развитие математической компетентности ученика, обеспечивающей естественную связь получаемых

математических знаний с будущей профессией.

Анализ педагогических исследований показал, что сегодня отсутствуют общепринятые определения понятий компетенции и компетентности. Мы используем в своем исследовании понятийный аппарат, предложенный А.В. Хуторским, В. А. Да-лингером, Е.Ю. Беляниной.

Компетенция - совокупность смысловых ориен-таций и способов деятельности учащегося по отношению к определенному кругу моделей объектов реальной действительности и к самому себе, базирующихся на освоенных им знаниях, умениях, навыках.

Компетентность - это способность и готовность учащегося эффективно реализовывать соответствующие компетенции.

Математическая компетентность - предметная компетентность - характеристика личности ученика, отражающая готовность к изучению математики, наличие глубоких и прочных знаний по математике и умение использовать математические методы в решении задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о реализации межпредметных связей школьных курсов математики и экономики в классах социально-экономического профиля.

Следует отметить, что межпредметные связи математики и экономики носят двусторонний характер и состоят в следующем:

1) математика получает широкое поле для

приложений;

2) экономика получает мощный и действенный инструмент для получения новых знаний.

В основу построения рабочей программы по курсу математики мы положили так называемое «модульное построение», заключающееся в следующем.

1. Программа по математике содержит инвариантный модуль, который соответствует государственной программе по математике (базовый и профильный уровень).

2. Вариативный модуль - вопросы, обеспечивающие расширенную подготовку по математике, учитывающие применение математики в будущей деятельности ученика в экономической сфере. Основная задача этого модуля - усиление мотиваци-онного аспекта всего математического содержания курса и каждой отдельной темы. Так, например, в данном модуле выделяем: числовые функции в экономике; производная и интеграл в экономике; некоторые приложения комплексных чисел в экономике; элементы теории вероятностей (риски, расчет страхового тарифа); компьютерное моделирование некоторых экономических процессов.

3. Задачный модуль - задачи, в значительной степени ориентированные на реализацию межпредметных связей математики и современной экономики и изучение основ экономико-математического моделирования.

Таким образом, теоретическими результатами

исследования рассматриваемой проблемы являются:

1) развитие математической компетентности учащихся обеспечивается использованием в обучающей деятельности учителя указанного педагогического инструментария, позволяющего нацелить каждый элемент процесса обучения на диагностируемый конечный результат;

2) вариативный и задачный модули разработанного нами курса способствуют ориентации школьника на будущую профессиональную деятельность, оказывают положительное воздействие на качество самой математической подготовки ученика, на формирование его математической компетентности;

3) двухсторонняя реализация межпредметных связей математики и экономики в разработанном курсе позволяет увеличить уровень мотивацион-ной составляющей математической компетентности учащихся социально-экономического профиля.

Практическая реализация полученных результатов требует использования педагогических возможностей современных информационных технологий в процессе обучения математике учащихся классов социально-экономического профиля, а также повышения уровня профессиональной компетентности учителя математики профильной школы.

УДК 372.882 ББК 74.2

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

О.В. Николаева, аспирант кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, (499) 2465712

В статье рассматриваются особенности анализа литературного произведения в контексте творчества писателя. При этом автор статьи выделяет такие направления анализа произведения в заданном аспекте, как анализ произведения в контексте цикла, а также анализ изучаемого на уроке литературного произведения в контексте отдельных произведений этого писателя, представляющих разные жанры, темы и периоды творчества. Методика работы по изучению литературных произведений старшеклассниками, предложенная автором статьи, предполагает опору на ранее изученное школьниками и на самостоятельное чтение учащихся.

Ключевые слова: анализ, направление анализа, контекст, контекст творчества писателя, цикл, сопоставление, преемственность, самостоятельное чтение, внеклассное чтение, литературное произведение, художественный мир писателя.

THE LITERARY WORK ANALYSIS IN THE CONTEXT OF THE WRITER'S CREATIVITY AT LITERATURE LESSONS IN THE SENIOR CLASSES

Nikolaeva O.V.

In article features of the analysis of a literary work in a context of creativity of the writer are considered, thus the author of article allocates such directions of the analysis of product in the set aspect, as the product analysis in a cycle context, and also the analysis of a literary work studied at a lesson in a context of separate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.