Научная статья на тему 'Методология развития конкурентных кластеров в сфере образования'

Методология развития конкурентных кластеров в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ПАРАДИГМА / PARADIGM / ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНЫХ КЛАСТЕРОВ / THEORY OF COMPETITIVE CLUSTERS / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко В.Н.

Автором рассмотрен механизм реализации в образовательной деятельности инновационной концептуальной кластерной модели создания исследовательско-предпринимательского университета. Приведены результаты анализа применимости концептуальных идей, обеспечивающих становление и конкурентоспособное развитие частного вуза, реализующего эту модель. В теоретическом исследовании рынка образовательных услуг выделены несколько подуровней организации знания: частные теоретические модели и законы, выступающие в качестве теорий ограниченной области; развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий. На этой методологической основе предложено построение и развитие конкурентных кластеров в сфере образования. В процессе исследования моделей находит применение адаптированная автором к сфере образования теория конкурентных кластеров Ф. Котлера. Авторские исследования доказали, что в процессе конкуренции исследовательско-образовательный кластер (ИОК) является наиболее значимым и успешным, поскольку он сочетает образовательную мотивацию с добросовестной научно-исследовательской практикой. Предложено концептуальное видение процесса становления и развития регионального межвузовского образования в виде исследовательско-образовательного кластера; введено понятие «парадигма исследовательско-образовательного кластера», представляющая собой конкурентный региональный кластер образовательных учреждений, в состав которого могут войти как отечественные, так и зарубежные вузы; обоснована инновационная кластерная структура рыночной конкуренции в виде ИОК в сфере образования, которая основана на открытом и долгосрочном взаимодействии вуза с другими субъектами макрои микросреды образовательного и других отраслевых рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of development of competitive clusters in the field of education

The mechanism implemented in the educational activities of innovative conceptual clustering model of creating research and entrepreneurial University. Are the results of the analysis of the applicability of the conceptual ideas, providing formation and competitive development of the private higher education institution that implements this model. Theoretical study of education services market highlighted several sub-levels organization knowledge: theoretical models and laws, as theories of limited scope; developed scientific theories, which include private theoretical laws as a consequence. This methodology proposed construction and development of competitive clusters in the field of education. The research model is the theory of competitive clusters f. Kotler, adapted to education. It is proved that the competition process research and educational cluster is the most significant and successful because it combines educational motivation to good research practice. Proposed conceptual vision of formation and development of regional Interuniversity education as research and educational cluster. Introduced the concept of «paradigm of research and educational cluster», which is a competitive regional cluster of educational institutions, which can include both domestic and foreign universities. Innovation cluster is grounded structure of market competition in the field of education, which is based on an open and long-term cooperation of University other subjects macro, microenvironments educational, and other sectoral markets.

Текст научной работы на тему «Методология развития конкурентных кластеров в сфере образования»

Харченко В. Н., канд. пед. наук, профессор, Ростовский институт защиты предпринимателя, Г. Ростов-на-Дону, nauka.rizp@yandex.ru

Методология развития конкурентных кластеров в сфере образования

Автором рассмотрен механизм реализации в образовательной деятельности инновационной концептуальной кластерной модели создания исследовательско-предпринимательского университета. Приведены результаты анализа применимости концептуальных идей, обеспечивающих становление и конкурентоспособное развитие частного вуза, реализующего эту модель. В теоретическом исследовании рынка образовательных услуг выделены несколько подуровней организации знания: частные теоретические модели и законы, выступающие в качестве теорий ограниченной области; развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий. На этой методологической основе предложено построение и развитие конкурентных кластеров в сфере образования. В процессе исследования моделей находит применение адаптированная автором к сфере образования теория конкурентных кластеров Ф. Котлера. Авторские исследования доказали, что в процессе конкуренции исследовательско-образовательный кластер (ИОК) является наиболее значимым и успешным, поскольку он сочетает образовательную мотивацию с добросовестной научно-исследовательской практикой. Предложено концептуальное видение процесса становления и развития регионального межвузовского образования в виде исследовательско-образовательного кластера; введено понятие «парадигма исследовательско-образовательного кластера», представляющая собой конкурентный региональный кластер образовательных учреждений, в состав которого могут войти как отечественные, так и зарубежные вузы; обоснована инновационная кластерная структура рыночной конкуренции в виде ИОК в сфере образования, которая основана на открытом и долгосрочном взаимодействии вуза с другими субъектами макро- и микросреды образовательного и других отраслевых рынков.

Ключевые слова: кластер, парадигма, теория конкурентных кластеров, конкурентное преимущество, рынок образовательных услуг.

Введение

Научная проблема и тема статьи представляется актуальной в связи с тем, что в современной научной литературе, анализирующей проблемы отраслей наук, используются категории, еще не в полной мере применимые в педагогической науке. Среди них такие, как кластер, теория конкурентных кластеров, кластерный анализ, конкурентное преимущество, интегрированная модель вуза, инновационная ориентированность, конкурентное преимущество, рынок образовательных услуг. В самой же педагогике схожие по содержанию процессы анализируются при помощи категорий: теоретическая схема, педагогическая парадигма, модель и др. Основное

препятствие взаимному проникновению категорий из одной науки в другую не имеет четких границ и в значительной мере сводится к отрицанию педагогикой самого факта образовательного процесса как процесса предоставления услуг. Однако автор уверен, что рынок образовательных услуг имеет характерные отраслевые отличия от других секторов рынка, проявляющиеся в особенностях содержания, технологий и условий реализации образовательных услуг, профессиональных компетенций сотрудников учреждений сферы образования, состава заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. При этом не подвергнут сомнению тот факт, что по содержанию образовательная услуга является единством обучения и воспитания, и утверж-

дается, что она не перестает быть объектом рыночной заинтересованности различных экономических субъектов и, следовательно, предметом конкурентного взаимодействия этих субъектов [Рубин, 2017].

В теоретическом исследовании рынка образовательных услуг выделим несколько подуровней организации знания: частные теоретические модели и законы, выступающие в качестве теорий ограниченной области; развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий. На этой методологической основе предлагается построение и развитие конкурентных кластеров в сфере образования в соответствии с поставленной в заглавии статьи задачей. Теоретические знания организуются вокруг «теоретической модели» и теоретического закона и обусловливают строение модели, основанной на знаниях. Далее необходимо определиться с логикой соотношения категорий и установить приемлемые связи педагогики с другими науками.

Устройство модели может быть разнообразным, и в каждой из них абстрактные объекты (конструкты) формируют определенный теоретический закон, на основании которого допустимо установить особый статус модели, назовем его теоретической схемой. Предлагаем различать в сфере образовательной деятельности фундаментальные и частные теоретические схемы. Фундаментальная схема способствует непосредственному развитию научной теории. Частная схема проявляется в качестве теорий ограниченной области.

Иногда экспериментируют не над оригиналом, а над его моделью, т. е. над другой сущностью, похожей на оригинал. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность транслировать получаемые сведения на оригинал. Полное совпадение свойств модели и оригинала никогда не достигается, причем по очень простой причине: модель не есть оригинал, на модели невозможно получить столь же исчерпывающие знания, как в процессе экспериментирования

с оригиналом. Но иногда можно довольствоваться и частичным успехом, особенно если изучаемый объект недоступен немодельному эксперименту.

Много общего обнаруживается между моделью и парадигмой. Парадигма — 1) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода; 2) теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач [Бондарев-ская, Кульневич, 1999].

Парадигма в педагогике

Парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) — это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач. Парадигма педагогическая, по определению Г. М. Код-жаспировой, А. Ю. Коджаспирова, В. А. Ми-жерикова, — это совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено в обиход американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: пре-парадигмальный (предшествующий установлению парадигмы), господства парадигмы (нормальная наука), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене парадигмы: переходе от одной парадигмы к другой [Коджаспирова, Коджаспиров, 2005].

Вполне определенное место в процессе исследования моделей находит теория конкурентных кластеров, в особенности при анализе конкурентных преимуществ и конкурентных недостатков учреждений высшего профессионального образования.

Эту теорию разработал ученый экономист для целей, как ему казалось, развития индустриальной экономики, однако по прошествии многих лет его методология формирования и организации работы кластеров предлагается автором для адаптации к сфере образования.

Согласно теории Майкла Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [Аберкромби, Хилл, Тернер, 2008; Портер, 2001].

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области иннова-тики и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши, среди которых — сфера образовательной деятельности вузов. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.

Следует заметить, что кластерный подход служит основой для создания новых форм объединения знаний. Политика с ориентацией на кластеры стимулирует возникновение «новых моделей» и косвенным образом поддерживает их, особенно в сфере образования и научно-исследовательских работ, а также через внедренческие посреднические центры. Обратившись к реалиям современной России, можно заметить, что, как и в любом секторе рынка, на рынке образовательных услуг отмечается большое разнообразие вузов. Оно достигается не путем искусственного выделения ведущих, ведомых и других вузов, а вследствие стихийного формирования конкурентных кластеров, в основе которого лежит раз-

нообразие направлений самостоятельного поиска путей повышения конкурентной устойчивости на рынке. Разнообразие видов вузов во всем мире является следствием их стремления к осознанию и упрочению своего конкурентного положения среди конкурентов по образовательной деятельности и к получению признания своей конкурентоспособности в глазах окружения. Принимая во внимание этот факт, а также сущность теории конкурентных кластеров Майкла Портера [Портер, 2001, Портер, 1993], автор считает допустимым нижеприводимое утверждение. Его суть сводится к тому, что конкурентные преимущества и конкурентные недостатки учреждений высшего образования могут быть признаны таковыми лишь в пределах определенного кластера, причем межкластерные противоречия и конфликты интересов не оказывают существенного влияния на состояние рынка.

Интерпретируя выводы М. Портера, следует отметить, что конкурентная стратегия образовательного учреждения для работы на внутреннем или внешнем рынках должна найти адекватное противодействие пяти силам: 1) угрозе появления новых конкурентов; 2) угрозе появления услуг-заменителей; 3) способности наемных работников (преподавателей) с наибольшей выгодой продавать свой труд; 4) способности абитуриентов выбирать оптимальный ценовой диапазон образовательной услуги и 5) соперничеству уже имеющихся конкурентов между собой [Лопатухина, Харченко, 2012]. Значение каждой из указанных пяти сил меняется в отрасли образовательных услуг, но именно они определяют прибыльность отрасли.

В условиях прогрессивно развивающихся рыночных отношений, приведших к революционному изменению подходов к оценке образовательной деятельности, любое частное образовательное учреждение стремится к точному выбору своей позиции в отрасли, что и определяет в конечном счете его преимущества или их отсутствие. Выделяют два вида конкурентных преимуществ:

1) более низкие издержки и дифференциация образовательных услуг и 2) научная деятельность. Низкие издержки отражают способность высшего учебного заведения подготавливать сравнимых по «качеству» выпускников с меньшими затратами, чем у конкурентов. Дифференциация основана на способности вуза обеспечить потребителей образовательных услуг уникальной и большей ценностью в виде нового качества услуг и новых ее потребительских свойств.

Вузы осознанно добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своих отраслях, т. е. путем нововведений. Нововведение ведет к смене лидерства в конкуренции. Если принять во внимание тот факт, что образовательные учреждения являются полноправными субъектами рыночных отношений, то вполне обоснованно следует согласиться с названными Портером типичными причинами, требующими от них введения новаций: 1) новые технологии; 2) новые или изменившиеся запросы потребителей; 3) появление нового сегмента отрасли; 4) изменение стоимости или наличия компонентов основной деятельности; 5) изменение правительственного регулирования [Портер, 2001].

Именно поэтому обращаем внимание на необходимость осмысления методологии развития кластеров в сфере образовательной деятельности. Кластеризация вузов на сегодняшний день вполне актуальна в связи с тем, что конкуренция на рынке образовательных услуг исследуется рядом ученых, и предлагаются различные варианты ее развития. При построении педагогической интеграционной модели частного вуза — Ростовского института защиты предпринимателя (РИЗП) автором было установлено ее тяготение к исследовательскому кластеру, что объяснимо, поскольку таким образом удается отстаивать и внедрять в общественное сознание образ результативной, инновационной научно-педагогической школы. В РИЗП реализованы в образовательном

процессе возможности преобразования педагогической интегрированной модели вуза, основанные на концептуальных идеях, обеспечивших его становление и развитие:

1) гармонизация образовательных парадигм;

2) интегративность науки и образования;

3) инновационные технологии обучения;

4) уровень организации интеллектуального труда обучающихся и преподавателей;

5) личностно-образовательное мировоззрение, мобильность в предоставлении возможности получить образование;

6) сотрудничество с работодателями;

7) профессиональная компетентность;

8) конкурентоспособность частного вуза.

Теоретические исследования и подтвердившие их практические результаты показали, что частный вуз также можно отнести к исследовательско-образовательному кластеру, потому что он более вариативен в выборе стратегий и тактики конкурентного поведения. Этот кластер может делать ставку на консолидацию с другими вузами, на компромиссное сотрудничество, на кооперативную солидарность и на обособление от соперников.

Частный вуз, стремясь к повышению конкурентоспособности, вынужден обращать все большее внимание на развитие научно-педагогических школ, проведение прикладных и фундаментальных исследований, развитие аспирантуры, магистратуры; он уделяет больше внимания взаимодействию с работодателями, практике апробации чужих наработок, образовательному предпринимательству, поиску новых форм содействия обучающимся в приобретении образовательных услуг. В соответствии с представлениями о модели в науке объектом-оригиналом в данном случае является инновационная кластерная модель функционирования частного вуза. Методология ее формирования, форма проявления и применения в практике ведения образовательной деятельности использована автором в качестве инструмента подтверждения познанного, с помощью

которого свойства оригинала проявляются на другом объекте как объекте-заместителе — исследовательско-образовательном кластере.

Преемственность свойств нового объекта исходному объекту при рассмотрении любой модели характеризуется адекватностью. Именно поэтому любое образовательное учреждение имеет возможности привести свою образовательную миссию в соответствие с инновационной кластерной моделью вуза — инициатора процесса объединения в новой структуре — ИОК. Более того, это соответствие необходимо потому, что новая организационная структура предоставляет немало дополнительных возможностей для укрепления конкурентоспособности каждому из ее членов.

Структура функционирования кластера

Структура функционирования иссле-довательско-образовательного кластера, сформированного на основе интегрированной модели частного вуза, включает такие компоненты, как концептуальные идеи интегрированной модели и базовые принципы взаимодействия партнеров:

1. Ресурсный, конкурентный потенциал.

2. Мобильность в предоставлении образовательных услуг.

3. Сетевая парадигма кластера.

4. Образовательные и иные услуги в условиях конкуренции.

5. Совместные маркетинговые функции партнеров кластера.

6. Мониторинг перспектив развития рынка образовательных услуг.

Процесс реализации базовых принципов взаимодействия партнеров осуществляется при помощи таких совместных структур, как отдел маркетинга кластера, служба качества кластера, отдел контроллинга совместных функций кластера.

Анализируемый автором кластер позволяет оптимально использовать принципы не-

обходимости поддержания устойчивого конкурентоспособного развития за счет общего ресурсного конкурентного потенциала, мобильности в предоставлении образовательных услуг, сетевой парадигмы создания и функционирования кластера, совместных образовательных услуг, активного использования современных маркетинговых функций, мониторинга перспектив рынка образовательных услуг, определения пути и средства укрепления конкурентоспособности его партнеров. Кластер ориентирован на включение в его структуру любого образовательного учреждения, стремящегося быть конкурентоспособным, он понятен партнерам, желающим объединиться в этой структуре для совместных отношений при сохранении юридической самостоятельности. Данная структура кластера предложена автором с целью учета не только сегодняшних потребностей образования, производства, науки и культуры, но и прогностических предположений будущих быстро растущих потребностей.

Заключение

Таким образом, автором рассмотрены актуальные варианты проявления сущности конкуренции в сфере деловой активности образовательного учреждения и представлены соответствующие ассоциации, применимые на рынке образовательных услуг. Предложена педагогическая интеграционная модель частного вуза, которая разработана автором и впервые апробирована в образовательной деятельности РИЗП. Кроме того, в статье выделена и описана совокупность категорий и факторов, обусловливающих развитие процесса обеспечения конкурентоспособности частного вуза с целью развития конкурентного потенциала.

Список литературы

1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер, Б. С. Социологический словарь. 2008.

2. Бондаревская Е. В, Кульневич С. В. Педагогика: учебное пособие. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. С. 30.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М., Ростов н/Д., 2005. С. 233.

4. Лопатухина Т. А., Харченко В. Н. Концептуальные идеи выбора парадигмы образования в негосударственном экономическом вузе // Вестник Донского государственного технического университета. Ростов н/Д.: ДГТУ, 2012. № 4. С. 116-120.

5. Портер М. Конкуренция. СПб., 2001. С. 230.

6. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

7. Рубин Ю. Б. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде // Современная конкуренция. 2014. № 2 (44). С. 121-143.

8. Рубин Ю. Б. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. № 1 (61). С. 30-41.

9. Толочек В. Современная психология труда: глоссарий. 2005. URL: vocabulary.ru.

References

1. Aberkrombi N., Khill S., Terner B. C. Sotsiologicheskiy slo-var [Sociological dictionary], 2008.

2. Bondarevskaya Ye. V., Kulnevich S. V. Pedagogika: Uchebnoe posobie [Pedagogy: a tutorial]. Rostov-na-Donu, Uchitel, 1999. P. 30.

3. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Slovar po peda-gogike (mezhdistsiplinarnyy) [Dictionary of pedagogy (interdisciplinary)]. Moskva, Rostov-na-Donu, 2005. P. 233.

4. Lopatukhina T. A., Kharchenko V. N. Kontseptualnye idei vy-bora paradigmy obrazovaniya v negosudarstvennom eko-nomicheskom vuze [Conceptual ideas choice paradigm of education in the non-State Economic University]. Vest-nik Donskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta. Rostov-na-Donu, DGTU, 2012, no. 4, pp. 116-120.

5. Porter M. Competition. Saint-Peterburg, 2001, p. 230.

6. Porter M. International competition. Moscow, Mezhduna-rodnye otnosheniya, 1993 (in Russian).

7. Rubin Yu. B. Competitive positions of market participants in a competitive environment. Journal of Modern Competition, 2014, no. 2 (44), pp. 121-143 (in Russian).

8. Rubin Yu. B. Entrepreneurship Education: the way of rooting in the higher education segment of the Russian education. Journal of Modern Competition, 2017, no. 1 (61), pp. 30-41 (in Russian).

9. Tolochek V. Sovremennaya psikhologiya truda: glos-sariy [Modern labour Psychology: glossary]. 2005. Available at: vocabulary.ru

V. Kharchenko, Rostov Institute of Protecting of the Entrepreneur, Rostov-na-Donu, nauka.rizp@yandex.ru

The methodology of development of competitive clusters in the field of education

The mechanism implemented in the educational activities of innovative conceptual clustering model of creating research and entrepreneurial University. Are the results of the analysis of the applicability of the conceptual ideas, providing formation and competitive development of the private higher education institution that implements this model. Theoretical study of education services market highlighted several sub-levels organization knowledge: theoretical models and laws, as theories of limited scope; developed scientific theories, which include private theoretical laws as a consequence. This methodology proposed construction and development of competitive clusters in the field of education. The research model is the theory of competitive clusters f. Kotler, adapted to education. It is proved that the competition process research and educational cluster is the most significant and successful because it combines educational motivation to good research practice. Proposed conceptual vision of formation and development of regional Interuniversity education as research and educational cluster. Introduced the concept of «paradigm of research and educational cluster», which is a competitive regional cluster of educational institutions, which can include both domestic and foreign universities. Innovation cluster is grounded structure of market competition in the field of education, which is based on an open and long-term cooperation of University other subjects macro, microenvironments educational, and other sectoral markets.

Keywords: cluster, a paradigm, theory of competitive clusters, competitive advantage, market of educational services. About author:

V. Kharchenko, PhD in Pedagogy, Vice-Rector For citation:

Kharchenko V. The methodology of development of competitive clusters in the field of education. Journal of Modern Competition, 2018, Vol. 12. No. 2(68)-3(69), pp. 126-131 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.