Валерия Мухина, Андрей Хвостов
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Дисциплина «Методология психологического исследования» посвящена кругу общефилософских и мировоззренческих вопросов, так или иначе связанных с развитием науки, а также темам, задача которых -расширить общий кругозор будущих психологов-исследователей через понимание значения Великого идеополя общественного сознания.
В программе фиксируются основные виды философских дисциплин, связанные с наукой о человеке. В курсе предполагается знакомство со следующими разделами философии: онтологии как общем учении о бытии; философии или теорий науки, которая включает в себя методологию науки, историю науки, логический анализ языка науки; специальные метатеории; философскую антропологию; картину феноменологии человека в христианстве и основных восточных религиях.
Раздел I. Философско-методологические вопросы научного исследования
Цели и задачи раздела дисциплины
Цель - сформировать у аспирантов, стажеров и соискателей установки на подходы к исследовательской деятельности:
1 - профессиональное ориентирование в современных философских учениях, в применяемых принципах мировоззрения к процессам развития, познания, к феноменологии развития и бытия личности, духовному пути личности;
2 - ориентировка в пространстве современных научных требований организации и проведения исследования;
3 - ориентация в способах анализа и интерпретации полученных в исследованиях результатов.
Принципиальная позиция, преследуемая содержанием и структурой программы: понимание психологом-исследователем необходимости ориентироваться в системах основных идей, определяющих развитие современной психологии и других заинтересованных отраслей знаний; разработка и внедрение научной методологии - принципиальная основа движения рефлексирующей мысли в контексте конкретных наук.
В библиографии указаны источники, которые дают возможность ориентироваться: 1 - в философско-методологических проблемах научного исследования; 2 - в требованиях современной методологии диссертационного исследования в области психологии; 3 - в основных идеях классической психологии относительно общих проблем развития, а также проблем развития и бытия личности; 4 - в основных тезаурусах ведущих психологических направлений; 5 - в исходных замыс-
лах целого ряда методов исследования, рожденных конкретной методологической позицией.
Задачи:
• предоставить аспирантам возможность осознать значение Великого идеополя общественного сознания как условия постижения накопленного в истории человечества знания, идей и подтверждающих их новых знаний;
• предоставить аспирантам возможность понять значение своего выбора, научного поприща и принять ответственность за сделанный выбор;
• создать условия для принятия на себя научной молодежью миссий - высокой ответственности перед наукой, перед человечеством и перед собой как моральной личностью, погруженной в поле научной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания раздела дисциплины
Аспирант, изучивший данный раздел дисциплины, должен:
• знать основные постулаты философии и психологии относительно феноменологии человека;
• учитывать преемственность идей о феноменологии человека, их соединенность в истории и в Великом идеополе общественного сознания;
• иметь установки на формирование для своего исследования методологических основ, определяющих структуру, гипотезы и обоснование выводов.
Содержание раздела дисциплин
Раздел 1. Применение принципов мировоззрения к науке.
Взаимодействие философии, науки, религии и искусства как основных форм духовной жизни человечества.
Доминирующее положение науки в XIX и XX вв. Особенности взаимодействия науки с другими формами духовной жизни.
Методология психологического познания. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии.
Функции философии:
• социально-интегративная функция философии: мировоззренческая и методологическая функции. Философское знание в системе идеологии;
• теоретические рефлексивные функции философии;
• прикладные функции философии (1 - формирование индивидуальных мировоззрений при множестве идеологий; 2 - дисциплинарное оформление методологии науки).
Раздел 2. Основные виды (разделы) философских дисциплин.
Тема 1. Онтология
Онтология - учение о бытии как таковом, раздел философии, надстраивающийся как над конкретным, так и над философским знанием. Онтология как наиболее традиционная проблема философии.
№ 4 - 2010
Связь онтологии с заимствованными в абстрактно-всеобщей форме положениями из разных отраслей науки или культуры.
Универсальные «законы» и «принципы» бытия.
Основное противоречие традиционной онтологии (Г. Гегель).
Марксизм о проблемах бытия. Движение философского предмета в исследовании самого познания как деятельности общества. Понимание развития и социализации человека через присвоение материальной и духовной культуры.
Возрождение онтологии в XX в. Современная онтология о сущности бытия. Социальное бытие. Внешнее по отношению к личности, чуждое бытие.
Онтологическая система Н. Гартмана: действительное бытие. Учение о слоистой структуре бытия.
Тотальное включение мышления, всего познания и духа в бытие. Онтологически двойственная природа принципов бытия и принципов познания. Бытие, довлеющее над познанием: познание - подчиненная бытию сфера.
Философия абсурда бытия.
Поверхностный «раскол» бытия на субъект и объект (К. Ясперс). Понятие бытия как неразделимое единство субъекта и объекта. Всеобъемлющий характер бытия и его универсальность (Umgreifende). «Подлинная онтология» - феноменология, описывающая структуры готового знания и способы его присвоения» (Г. Гуссерль).
Фундаментальная онтология М. Хайдеггера, объясняющая «смысл бытия». Наличное человеческое бытие. Положение индивида в условиях отчуждения и пассивного и тревожного приспособления к априорному, чуждому, безличному миру. «Чистая субъективность», наделенная изначальной творческой, конституирующей силой. Преодоление раскола, разорванности, пассивности и превращения «чуждого» в «свое».
Герменевтика и экзистенциализм о «смысле бытия», о «языке - доме бытия».
Тема 2. Гносеология (теория познания, эпистемология)
Гносеология — особая сфера философского знания, раздел философии, в котором исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология как носитель всеобщих оснований знания, выражающего реальное, истинное положение дел. Материализм и идеализм как два направления в теории познания.
Теория познания: в философии XVII-XVIII вв., в немецкой классической философии; в современной философии Запада, в философии диалектического материализма.
Познание - ключевая тема философии Нового времени. Конец XIX -начало XX в.: познание - тематический центр для позитивизма и постпозитивизма.
Позитивизм - философское направление, исходящее из того, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат развития специальных наук или их синтетического объединения. Фило-
№ 4 - 2010
софия как особая наука, претендующая на содержательное исследование реальности: право на существование.
Современная аналитическая философия (философия анализа).
Теория познания в ее связи с научными данными.
Теория познания как сфера философского знания и как предтеча наук. Теория познания как средство критически-аналитического расчленения конкретных видов знания, воплощенных в языке и в философских онтологических системах.
Возможность теоретического (гносеологического) истолкования науки в сфере, где теоретические формализмы интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, истинности там, где делается попытка проанализировать характер эмпирических данных, подтверждающих теорию, с точки зрения их обоснованности, наличие в них достоверного и проблематичного знания.
Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий как приложение общих принципов теории познания к анализу специальных случаев; как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для подтверждения, уточнения или пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов.
Возможность требования принципиально новой гносеологической интерпретации результатов науки.
Теория познания в контексте методологии науки.
Прямые и непрямые связи между данными науки и гносеологической интерпретацией этих данных.
Феноменологический поворот в философии: Э. Гуссерль. Феноменологический метод. Проблема жизненного мира. Герменевтика как методологическое основание гуманитарных наук - психология между естественными и гуманитарными науками: В. Дильтей. Философия экзистенциализма С. Кьеркегора. Дальнейшее развитие феноменологии герменевтики и экзистенциальной философии в фундаментальной онтологии М. Хай-деггера. Отношение науки и философии: трансцендирование, пограничные ситуации, высветление экзистенции: К. Ясперс.
Тема 3. Представление о человеке в западной философии и культуре.
Философская антропология
Антропология - учение о сущности (природе) человека.
Философские представления о человеке в западной культуре - результат взаимодействия греческой и христианской мысли.
Начало развития философских представлений на Западе.
Философская антропология, представленная как тема в идеологических учениях Востока.
Ядро философской антропологии Запада. Традиционные ориентации Запада на понятия: субъект, сознание, разум, дух, свобода, личность, воля, язык. Отсутствие или синкретичность перечисленных понятий в философии Востока.
Предтечи современной философской антропологии.
№ 4 - 2010
Человек и всемирно-космическая субстанция. Античная философия: человек - «малый мир», микрокосм (Демокрит).
Сократ о необходимости исследования «дел человеческих».
Человек и дух в философии Платона.
Взаимопредназначение души и тела в философии Аристотеля.
Христианская антропология.
Библейская антропология. Экзистенциальный, «сердечный» характер библейской антропологии. Тема «сердца» в Ветхом и Новом Заветах. Антропологизм богословия в учении Григория Сковороды: учение о сердце, познающем Бога и себя самого в устремлении к Богу; мистический символизм; Библия как «символ символов». Ум, погруженный в сердце.
Бог как Личность. Учение о Троице. Сущность Бога. Ипостаси христианской троицы, их «неслиянность» (безусловное сохранение Личностного самосознания), «нераздельность» и «единосущность». Прозрачность и взаимопроницаемость друг для друга при личностном самостоянии и взаимной любви.
Любовь - как внутренняя сущность Бога.
Понятие о личности человека.
Требование христианства - восхождение человека к Богу.
Трансцендентное достоинство человека на земле: свободная воля.
Мучения духа, искушения и страсти - земной путь человека к спасению. Смирение как обретение спасения.
Психология средневекового европейского христианства. Культ добровольного нищенства, юродства, молчальничества, затворничества. Значение «сокрушения сердечного» для психологии христианства.
Любовь, ее онтологическое осмысление как сущности божества («Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Первое послание Апостола Иоанна, 4:8). Симфония к синоидальному изданию Библии: Любить [С. 571-573]; Любовь [С. 573-574].
Человек как пересечение между Богом и миром. Сотворенный человек, противостоящий несотворенности Бога. Ответственность человека за самого себя: свободный выбор.
Человек, удостоенный «образа и подобия Божия» (Быт. 1:26-27). Право человека делать выбор: сохранять или разрушать свое богоподобие. Каждый христианин - Богочеловек «по благодати».
Кристаллизация в западной христианской традиции термина «сверхчеловек» на рубеже XVII-XVIII вв.
Антропология апостола Павла: человек телесный, человек психический, человек духовный; учение о Ветхом Новом Адаме. Представление о человеке в трудах христианских богословов, философов (апологетов и Отцов церкви). Дихотомия - человек как двоичность тела и души; трихотомия: человек как троичность тела, души и духа.
Божественно-сверхчеловеческие возможности и бесовское внушение, расщепляющее волю. Раздвоение внутри человеческого «Я» и эсхатологическая жажда преодолеть это раздвоение (Послание Апостола Павла к Римлянам; Св. Августин).
№ 4 - 2010
Духовный человек (душа и тело духовны) и плотский человек (дух в плену телесности). Представление об ответственности человека за свой выбор. Представление о бессмертии человеческой души. Идея грядущей жизни: «Не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего» (Послание Апостола Павла к Евреям, 13:14).
Тема 4. Представление о человеке в буддизме и исламе
Буддийская антропология. Представление о человеке в буддизме на фоне традиционной индийской религии (брахманизм, упанишады). Учение о вечной душе - атмане упанишад, как тождественной мировой душе (духу) брахмана; отрицание вечной души в буддизме (анатреан); учение о карме в брахманизме и буддизме. Буддизм как атеистическая религия. Буддизм - современная форма брахманизма, испытавшего на себе тысячелетнее влияние буддизма.
Четыре благородные истины и благородный восьмеричный путь.
Перевоплощения в индуизме и буддизме.
Философское содержание буддизма: 1 - учение о непостоянстве вещей, отсутствии субстанции и страдательном характере всего бытия; 2 - учение
0 пути к освобождению: пять основных добродетелей, буддийская йога.
Составляющие начала человека - пять групп элементов (кандх):
1 - познание; 2 - представление; 3 - чувства; 4 - кармические силы (Карма); 5 - материальная оболочка человека.
Индивидуальный человек, детерминированный двенадцатичленной формулой (Причинного Зарождения). Наличная жизнь человека как результат прежних существований.
Хинаяна, Махаяна, Ваджараяна.
Основные идеалы Хинаяны и Махаяны: Архат и Бодисаттва.
Знакомства с практикой медитации в буддизме.
Исламская антропология. Покорность - сущность существования. Одна из распространенных религий. Учение о благом и справедливом Боге и о наличии свободной воли у человека. Канонический закон - шариат. Запреты и послушания. Представление о загробном воздаянии.
Тема 5. Философская антропология в эпоху Возрождения и в новое время
Новый подход к человеку в эпоху Возрождения. Ренессансный гуманизм: пафос автономии человека, его безграничных творческих возможностей. Человек, обладающий способностью к произвольному развитию, самоопределению и свободному формированию своего бытия.
Новоевропейский рационализм: представления Декарта о мышлении как о достойном свидетельстве человеческого существования. Мышление - сущность человека. Этический постулат господства разума над страстями (Декарт, Спиноза).
Одушевление души сознанием. Аффекты как «смутные представления».
Мир природы и мир свободы человека. Как свободное существо, человек делает себя сам. Основной вопрос: «Что такое человек» (И. Кант).
№ 4 - 2010
Человек как живая целостность. «Идеи к философии человечества» И. Г. Гердера. Взаимодействие И. Г. Гердера и И. В. Гете: литературное движение «Буря и натиск». Основной принцип диалектики И. В. Гете -полярность и восхождение. Единство теории и практики. «Вначале было дело» (Фауст) - исходный гносеологический принцип И. В. Гете.
Современные тенденции в учениях о сущности человека.
Философская антропология в экзистенциализме.
Философская антропология в теориях личности в СССР и России.
Иные современные направления.
Раздел 3. Теория конкретной научной проблемы
Тема 1. Общие положения о науке как о системе знаний
Наука - система знаний, отражающая: закономерности развития природы и общества; способы эффективного взаимодействия с реалиями окружающего мира.
Наука как профессиональная деятельность в конкретной области знаний. Выявление, создание и систематизация объективных знаний в форме теорий.
Теория как результат: разработки и проверки гипотез; научного исследования; объектирования и систематизации знания, проверенного на практике.
Научная теория как система обобщенного и достоверного знания. Теория описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих ее объектов.
Наука как элемент целостной духовной культуры человечества. Основные формы (виды) духовной жизни человека: философия, религия, искусство и наука. Взаимодействие всех форм духовной жизни.
Методология, методы и психология научного исследования.
Интенсивное развитие науки в XIX-XX вв. Влияние науки на мировоззрение современных ее видению поколений.
Теоретические и эмпирические научные знания.
Сущность научного знания: достоверное обобщение фактов; выявление закономерностей; осуществление прогноза предвидения. Жизненный смысл науки: знать - предвидеть - действовать.
Современная наука, ее основные функции:
• создание теорий;
• выход в практику и изменение образа жизни человечества;
• наука как непосредственная производительная сила;
• часть культуры общества, участвующая в образовании человека;
• теоретические посылы науки как составная часть идеологии, генеральной идеи в жизни общества на определенном этапе его развития;
• развитие научных способов рефлексии;
• развитие способов рефлексии в других видах духовной жизни (философии, религии, искусстве): развитие личностной рефлексии отдельного человека на себя, на других, на человечество (в его прошлом, настоящем и будущем).
№ 4 - 2010
Дифференциация и интеграция наук в общем процессе развития духовной жизни. Психология и смежные науки.
Классификация научных дисциплин на естественные, общественные, технические науки.
Классификация наук, основанная на раскрытии взаимосвязи трех разделов научного знания: естествознания, общественных (социальных) наук и философии. Модель классификации наук Б. М. Кедрова. Обоснование модели и ее современное прочтение.
Феномен «наложения» отраслей научных знаний по принципу конъюнкции (пересечения) кругов Эйлера.
Методы исследования причинных связей.
Методы психологии.
Критерии оценки качества научного исследования: новизна исследования; объективность и достоверность исследования; теоретическая и практическая значимость.
Тема 2. Факторы, определяющие строение науки
Теория как форма деятельности общественно развитого человека в сфере конкретной научной деятельности.
Идеи философии, научные постулаты как фактор, определяющий строение науки.
Влияние научных идей на последующее развитие наук.
Влияние постулатов и учений Демокрита, Платона, Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля и др. на развитие значения идеи для познания: идея как умопостигаемое истинно сущее (Демокрит); идея блага, идея значения, идея как причина знания и познаваемость истины (Платон), идея a priori (И. Кант); идея абсолютного духа (Г. В. Ф. Гегель).
Диалог идей в контексте культур и интегративных тенденций цивилизаций в их истории. Идея цефализации (Д. Д. Дан, Д. Ле Конт) и учение о ноосфере (Э. Леруа, В. И. Вернадский).
Научная мысль как планетарное явление. Роль науки в настоящем и будущем нашей планеты (В. И. Вернадский).
Идея «Большого времени» (М. М. Бахтин). Новые идеи XX столетия о Великом идеополе общественного сознания: концептосфера языка (Д. С. Лихачев); семиосфера (Ю. М. Лотман); идеогенез как зарождение и развитие идей у конкретного исследователя (М. Г. Ярошевский).
«Великое идеополе общественного сознания», хранящее в себе идеи, образцы и знания, рожденные в процессе истории человеческого духа (В. С. Мухина).
Теория и практика как совокупная деятельность общества.
Высший уровень развития теории как синоним общественного сознания на высшем уровне информированности и развития рефлексии.
Теория как форма достоверного научного знания, представляющая собой систему идей, оформленных в систему строго определенных взаимодополняющих и расширяющихся понятий (тезаурус).
№ 4 - 2010
Теория как противопоставление эмпирическому знанию, как обоснованные утверждения и доказательства, полученные методами исследования, объяснения и предсказания явлений конкретной предметной области.
Различия и противопоставления эмпирического знания и теории. Теория как научное знание, полученное в соответствии с существующими научными стандартами, выражающееся в его внутренней логике, непротиворечивости, в возможности проверки на истинность. Теория как обобщенное описание исследуемых явлений, формулирование в ее рамках общих закономерностей и тенденций, описание, объяснение и предсказание новых, еще неизученных фактов. Теория как процесс доказательства, подчиненный определенным логическим закономерностям и определенному тезаурусу. Теория как возможность перехода от известных научно обоснованных, утверждений к новым постулатам, без непосредственного обращения к новым эмпирическим исследованиям. Прогнозирующая сила теории.
Тезаурус теории: его принципиальная необходимость. Взаимосвязь и взаимообусловленность понятий, входящих в тезаурус теории: соединенность значений и смыслов понятий в единый комплекс, раскрывающий главные идеи конкретной теории. Семиотическая чистота и прозрачность научной теории.
Место гипотез в построении теории. Обратимая зависимость теории и ее гипотез. Поступательное движение исследования от гипотезы к результату исследования, обобщению и теоретическому постулату.
Специфика движения научного исследования: от гипотезы или мифа к научному поиску и теории; от теорий к новым гипотезам или мифам. Познание как рефлексия ученого (специалиста в конкретной области знания).
Методы как фактор, определяющий строение науки.
Наука и метод. Проблемы построения научного метода. Зависимость построения научного метода от методологических постулатов.
Проблема истинности или ложности утверждения внутри теории. Проверка утверждений и гипотез с помощью методов науки.
Необходимость интеграции смежных теорий в рамках одной науки и в рамках других наук, заинтересованных в общей проблеме. Интеграция методов науки из разных областей знаний.
Социальный заказ и логика развития науки.
Влияние особенностей развития экономики и технического производства на движение и построение последующих научных знаний.
Необходимость логических стандартов теоретических знаний, реализуемых в конкретных науках.
Логика развития и угасания теории. Причины и условия «миграции», отдельных идей, положений или компонентов популярной теории. Устаревающие и возрождающиеся теории. Опровергаемые и опровергнутые теории.
Тема 3. Проблемы поиска и построения научного знания
Построение научного знания.
Контекст использования понятий теория и концепция.
Концепция как способ понимания, трактовки идеи, как точка зрения на конкретную идею, как ведущий замысел внутри организации конкретного вида деятельности (науки, художественной, политической и др.).
Выдающиеся ученые о проблемах поиска и построения научного знания.
Леонардо да Винчи об истинной и ложной науках.
И. В. Гете о проблеме научного метода. «Анализ и синтез».
Ф. Энгельс о движении научного знания и о построении научного исследования.
А. Пуанкаре о поиске научных знаний.
К. Р. Поппер о логике науки.
Рост научного знания. Проблема появления новых отраслей научных знаний. Разъединенность (внеположенность, дизъюнкция), рядополо-женность, пересечения (конъюнкция) и относительные наложения (неравенство) научных знаний.
Теории и фальсифицируемость.
Необходимость чистоты научных понятий, их значений и смыслов. Фальсифицируемость научных понятий из-за профессиональной некомпетентности, недобросовестности и лукавства.
Степени проверяемости теории.
Ценность науки. Природа ценностей как основы целеполагания. Ценностные ориентации науки, их связь с формированием предметных границ и исследовательских программ. Наука и реальность.
Науковедение как наука о науке.
Раздел 4. Творческая деятельность ученого как форма проявления самостоятельности и личностного роста.
Творческая уникальность человека. Продуктивная личность и личность ученого.
Тема 1. Теории утопий и антиутопий
Утописты: Облик грядущего. Рецепты спасения от социальных и нравственных бед.
Платон (428/7-348/7 до н.э.) - др.-греч. философ, основатель европейского идеализма. Его диалоги «Государство», «Политик», «Тимей», «Критий»: описание регулируемой общественной жизни.
Мор Томас (1477-1535) - англ. гуманист и политический деятель, основатель утопического социализма. («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»): «Утопия» (1516). Взгляды Т. Мора на господство частной собственности и причины ее существования - дурные качества людей (гордость, тщеславие). Мечта об идеальном обществе острова «Утопия».
Кампанелла Джованни Доменико (1568-1639) - итальянский философ, утопический коммунист. «Город Солнца» (1602) - идеальный го-
род-государство, где осуществлен разумный и совершенный общественный порядок.
Бэкон Френсис (1561-1626) - англ. философ-материалист. «Новая Атлантида» (1627) и последующее развитие науки и философии.
Сен-Симон К. А. де (1760-1825) - фр. мыслитель, социолог, социалист-утопист. Развитие социализма от утопии к науке.
Фурье Франсуа Мария Шарль (1772-1837) - фр. утопический социалист. Идеи всемирной гармонии.
Роберт Оуэн (1771-1837) - англ. философ. Утопический социализм.
Другие утописты.
Русская утопическая литература.
Антиутописты: Предупреждения грядущему времени.
Конвергенция: смещение социальных систем в один технократический котел (Евгений Замятин; Олдос Хаксли).
Утопические и антиутопические идеи последующих исторических эпох.
Тема 2. Творческая деятельность современного ученого
Самостоятельность ученого. Ответственность ученого за выбор проблемы исследования. Ответственность ученого за постулаты научной концепции.
Теории и мифы в современной науке.
Феномен самостоятельности как культурно-историческая ценность. Самостоятельность как личностная ценность и внутренняя позиция.
Исследовательская деятельность как форма выражения самостоятельности.
Исследовательская деятельность в контексте культуры научной деятельности.
Формы презентации результатов исследовательской деятельности.
Типология научной деятельности ученого. Ученые-теоретики. Ученые-экспериментаторы. Ученые-трансляторы.
Творческая личность и самотождественность. Структуры индивидуального сознания. Специфика индивидуального сознания в процессе восприятия человека человеком. Профессиональная и национальная обусловленность стереотипов обыденного сознания. Психосемантика сознания.
Профессиональная мобильность в науке.
Процесс научного творчества самостоятельно работающего ученого.
Жизненный путь ученого. Личность ученого и профессиональная мобильность. Социальное положение ученого.
Тема 3. Научные кадры - субъект научной деятельности
Научные кадры - потенциал научной отрасли. Мобильность научных кадров.
Виды профессиональной мобильности в науке:
1 - маятниковая мобильность как механизм расширения специализации ученого;
2 - тематическая переориентация научных работников;
№ 4 - 2010
3 - профессиональная мобильность в традиционных и новых научных направлениях.
Научное сообщество. Движущие силы профессиональной мобильности.
Направления и масштабы мобильности ученых. Необходимость кадров для новых научных направлений.
Подготовка научных кадров.
Раздел 5. Моральный контекст деятельности ученого.
Мотивы научного творчества и нравственные проблемы.
Научное познание и этика науки. Человек как субъект и объект науки. Гуманистическое «измерение» и этические принципы.
Оптимизация профессионального обучения.
Моральный контекст научно-исследовательской деятельности.
Мораль и наука: моральный союз и аморальность.
Социальные условия и внутренняя позиция ученого. Преемственность идей. Моральный аспект развития и обсуждения предтеч научных идей последующими учеными.
Компиляция и обман в науке. Получение и интерпретация данных исследования - моральный аспект.
Наука и квазинаука.
Стили научного общения. Лекция, доклад, выступление, реплики, прения. Научная дискуссия. Требования к логике научного сообщения и логике прений. Моральный контекст выступлений и прений.
Ответственность перед выбором пути ученого. Роль личности в развитии науки.
Рекомендуемая литература
Разделы 1 и 2. Применение принципов мировоззрения к науке. Основные виды философских дисциплин.
Тема 1. Онтология
1. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. - М., 1973.
2. Дильтей В. Сущность философии: Пер. с нем. - М., 2001.
3. Болотов А. Ф. Николай Готман и его «критическая онтология» // Вопросы философии. - 1957. - № 4.
4. Ильенко Э. В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии // В кн.: Диалектика - теория познания. Историко-философские очерки. - М., 1964.
5. Какабадзе З. М. Проблема «Экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. - Тбилиси, 1966.
6. Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // В кн. автора: Значение и необходимость. - М., 1959.
7. Кукушкин Е. П. Альберт Камю. Ранние годы. - Л., 1982.
8. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. - М., 1993.
9. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. - М., 1999.
10. Мысливченко А. Гартман Николай. Философская энциклопедия.
- Т. 1. - М., 1960. - С. 326.
11. Онтология. Философская энциклопедия. - М., 1967. - Т. 4. -С. 140-143.
12. Ортега-и-Гассет Х. Положение науки и исторический разум. В кн.: Что такое философия? - М., 1991. - С. 192-209.
13. Плотников Н. С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея. - М., 2000.
14. Проблема человека в Западной философии // Сб.: пер. с англ., нем., фр. - М., 1988.
15. Рубинштейн С. Л. Философия и психология // Вопросы философии. - 1957. - № 1. - С. 114-127.
16. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 8-24.
17. Рубинштейн С. Л. О философских основах психологии. Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М., 1997. - С. 326-341.
18. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.
19. Тавризян Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. Критический анализ. - М., 1977.
20. Филиппов Л. И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. -М., 1977.
21. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М., 2002.
22. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. / Под ред. А. Л. Доброхотова. - М., 1991.
23. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.
- М., 1993.
24. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение: Пер. с англ. - М., 2002.
25. Экзистенциальная психология / Под ред. Ролло Мэя: Пер. с англ.
- М., 2001.
26. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - 2-е изд. - М., 1994.
27. Ясперс К. Введение в философию: Пер. с нем. - Минск, 2000.
Тема 2. Гносеология
1. Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания. - СПб., 1905.
2. Бернар Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
3. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа: Соч. - Т. 3. - М., 1959.
4. Гуссерль Э. Логические исследования. - Т. 1. - СПб., 1909.
5. Кант И. Критика чистого разума: Соч. - Т. 3. - М., 1964.
6. Кедров Б. М. Классификация наук. Философская энциклопедия. -Т. 3. - М., 1964. - С. 577-584.
7. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. -М., 1930.
8. Л. де Броль. По тропам науки. - М., 1962.
№ 4 - 2010
9. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1988.
10. Наука. Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т. 3. -С. 562-584.
11. Рассел Б. Человеческое познание: Пер. с англ. - М., 1957.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957.
13. Теория познания. Философская энциклопедия. - М., 1970. -Т. 5. - С. 216-223.
14. Хилл Т. И. Современные теории познания: Пер. с англ. -М., 1965.
15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. -2-е изд. - Т. 20.
Тема 3. Философская антропология
1) Философская антропология как научная дисциплина.
1. Августин Аврелий. Исповедь // В кн.: Лабиринты души. - Симферополь, 1998.
2. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. -М., 2001.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека // В кн.: Опыт парадоксальной этики. - М., 2003.
4. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - М., 2003.
5. Гердер И. Г. Философская энциклопедия. - Т. 1. - М., 1960. -С. 354-356.
6. Гете И. В. Фауст: Пер. Бориса Пастернака. - СПб., 2002.
7. Гете И. В. Философская энциклопедия. - Т. 1. - М., 1960.
8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 // В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1988.
9. Мей Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Под ред. и с предисловием Д. А. Леонтьева. - М., 2001.
10. Несмелов В. Н. Наука о человеке. - 2-е изд. - Т. 1-2. - Казань, 1905-1906.
11. Послания Павла к римлянам [7, 15, 13] // Библия.
12. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве / Собр. соч. - 2-е изд. -Т. 3. - СПб., б.г.
13. Т. де Шарден. Феномен человека: Пер. с фр. - М., 1965.
14. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение: Пер. с англ. - М., 2002.
15. Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. Вступ. ст. В. Ф. Асмуса. - М.; Л., 1934.
16. Экзистенциальная психология / Под ред. Ролло Мея. - М., 2001.
17. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - 2-е изд. -М., 1994.
2) Религиозная антропология.
Тема 1. Православие
1. Библия: книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Каноническое издание.
2. Добротолюбие. В русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. Доп.: В 5 т. - М., 1998.
3. Керн К. Антропология Св. Григория Паламы. - М., 1996.
4. Лоргус К. Православная антропология. Российский православный университет Св. Апостола Иоанна Богослова. - М., 2003.
5. Несмелов В. Н. Наука о человеке. - 2-е изд. - Т. 1, 2. - Казань, 1905-1906.
6. Половинкин С. М. Русская религиозная философия // Русская православная церковь. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М., 2000. - С. 468-484.
7. Симфония к синоидальному изданию Библии. - Издание 1-е, пробное. - Стокгольм, 1995.
8. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. - М., 1994. (Серия: Сокровищница русской религиозно-философской мысли. - Вып. II.)
9. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв.: Антология / Сост., общ. ред. и предисловие Н. К. Гаврюшина. - М., 1993. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. - Вып. I.)
Тема 2. Буддизм
1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М., 1980.
2. Буддизм. Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1. -С. 19-198.
3. Говинда Лала Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизама. - СПб., 1993.
4. Розенберг О. О. Труды по буддизму. - М., 1991.
5. Торчинов Е. А. Введение в будологию. - СПб., 2000.
6. Философия китайского буддизма: Пер. с кит. Е. А. Торчинова. -СПб., 2001.
7. Элиаде М. История веры и религиозных идей: В 2 т. - М., 2002.
Тема 3. Ислам
1. Ислам. Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т. 2. - С. 334-336.
2. Коран / Пер. академика И. Ю. Крачевского. - М., 1991.
Раздел 3. Теория конкретной научной проблемы.
1. Аникин А. В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 4-е изд. - М., 1985.
2. Андреев А. Л., Гуткин Л. С., Калинин Э. Ю., Филиппов Л. И. Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство: Пособие для негуманитарных специальных вузов. - М., 2000.
№ 4 - 2010
3. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Творческая уникальность человека как предмет психологического исследования // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коро-стылевой. - СПб., 1977.
4. Винер Н. Творец и Будущее: Пер. с англ. - М., 2003.
5. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса: Собр. соч.: В 6 т. - Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М., 1982. - С. 291-463.
6. Гнатко Н. М. Проблемы креативности и явление подражания. -М., 1994.
7. Деллас М. Творческая личность и самоотождествленность (реферат Е. Л. Чертковой) // Личность ученого (социально-психологический портрет): реферативный сборник / Ред. колл. А. М. Кулькин (гл. ред.) и др. - М., 1983.
8. Добров Г. М., Голян-Никольский А. Ю. Век великих надежд. -К., 1964.
9. Добров Г. М. Наука о науке. - К., 1966.
10. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. -М., 1994.
11. Капина С. М. О науке языком науки. - Л., 1977.
12. Капица П. Л. Научные труды. Наука: современное общество / П. Л. Капица. - М., 1998.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общества и культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. О. И. Шкаратама. - М., 2000.
14. Кедров Б. М. Наука. Философская энциклопедия. - М., 1964. -Т. 3. - С. 562-575, 577-584.
15. Кедров Б. М. Опыт методологического анализа научных открытий // Вопросы философии. - 1960. - № 5.
16. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. - М., 1990.
17. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. -М., 1974.
18. Кугель С. А. Профессиональная мобильность в науке. - М., 1983.
19. Кун Т. Структура научных революций: Пер с англ. / Общ. ред. и послесловие С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. - 2-е изд. - М., 1977.
20. Лейси Хью. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание: Пер. с англ. - М., 2001.
21. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб., 1998.
22. Лук А. Н. Личность ученого (научно-аналитический обзор). -М., 1981.
23. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // В сб.: Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам. - XII. - Тарту, 1981. - С. 3-7.
24. Майданов А. С. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ. - М., 1983.
25. Мей Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества: Пер. с англ. - Львов; М., 2001.
№ 4 - 2010
26. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие. - М., 1985.
27. Методология. Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т. 3. -С. 420-421.
28. Микулинский С. Р., Родный Н. И. Наука как предмет специального исследования // Вопросы философии. - 1966. - № 5.
29. Мотрошилова И. В. Наука // Общественное сознание и его формы / Общ. ред. В. И. Толстых. - М., 1986.
30. Наклеушев Е. Введение в унологию или единое знание: Набросок системы метафилософии - метанауки - метатеологии / Предисл. Г. Грачева. - Ярославль, 2001.
31. Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е. А. Мамчур. -М., 2003.
32. Наука и ценности / Отв. ред. д-р филос. наук А. Н. Кочергин. -Новосибирск, 1987.
33. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошев-ского. - М., 1969.
34. Ортега-и-Гассет Х. Положение науки и исторический разум // В кн.: Что такое философия? - М., 1991. - С. 192-209.
35. Платон. Филет. Государство. - Т. 3: Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. - М., 1994. - (Филос. наследие.) - С.7-420.
36. Подольский А. И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. - М., 1987.
37. Пономарев Я. А., Гаджиев Г. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. - М., 1983.
38. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. - М., 1967.
39. Пономарев Я. А. Психология творения. - М.; Воронеж, 1999.
40. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания: Избр. работы: Пер. с англ. - М., 1983.
41. Поппер К. Р. Нищета историзма: Пер. с англ. - М., 1993.
42. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: В 2 т. - Т. II: Время лживых пророков: Гегель, Маркс и другие оракулы: Пер. с англ. / Под ред. В. Н. Садовского. - М., 1993.
43. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост научного знания: Пер. с англ. - М., 2004.
44. Проблемы руководства научным коллективом: опыт социально-психологического исследования / Отв. ред. М. Г. Ярошевский. -М., 1982.
45. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. -СПб., 1999.
46. Пуанкаре А. Наука и метод: Пер. с фр. - СПб., 1910.
47. Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр. - М., 1983.
48. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. -М., 1958.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
№ 4 - 2010
50. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.
51. Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым: Пер. с англ. / Общ. ред. М. Н. Кондрашовой и И. С. Хорола; послесл. М. Г. Ярошевского и И. С. Хорола. - М., 1987.
52. Семенов Е. В. Мерцающий свет науки: миссия Российского гуманитарного научного фонда. - М., 2001.
53. Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1984.
54. Сиоран Э. М. Искушение существованием: Пер с фр. / Предисл.
B. А. Никитина. - М., 2003.
55. Современная философия науки: значение, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М., 1996.
56. Сомервилл Дж. Что отличает науку от других форм знания: Избранное. - М., 1960.
57. Старовойтенко Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. - М., 2001.
58. Степин В. С. Наука и лженаука // Науковедение. - 2000. - № 1. -
C.73-81.
59. Султанов А. Х. Слово и Термин: пролегомены к философии имени: Монография. - М., 2007.
60. Тарасов Ю. Н. Философия науки: общие проблемы. - Воронеж, 2008.
61. Творческая природа научного познания / Отв. ред. Д. П. Горский. -М., 1984.
62. Тосака Дзюм. Теория науки. - М., 1983.
63. Турсунов А. От мифа к науке. - М., 1973.
64. Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб., 2002.
65. Файербенд П. Избранные труды по методологии науки. -М., 1986.
66. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В. И. Купцова. - М., 1996.
67. Франк Ф. Философия науки: Пер. с англ. - М., 1960.
68. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. -М., 1986.
69. ХаркевичА. А. О ценности информации // В кн.: Проблемы кибернетики. - Вып. 4. - М., 1960.
70. Хилькевич А. П. Гносеологическая природа гипотезы. - Минск, 1974.
71. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. - М., 1976.
72. Штейнер Р. Истина и Наука (пролог к «Философии свободы»): Пер. с нем. - М., 1992.
Разделы 4 и 5. Творческая деятельность ученого. Моральный контекст деятельности ученого.
А. Утописты и антиутописты.
1. Аникин А. В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 4-е изд. - М., 1985.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. -М., 1990.
3. Волгин В. П. История социалистических идей. - Ч. 1-2. - М.; Л., 1928-1931.
4. Геллер Л. Вселенная за пределом догмы. - Лондон, 1985.
5. Горфункель А. Мор, Томас. Философская энциклопедия: В 5 т. -Т. 3. - М., 1964. - С. 497-498.
6. Замятин Евг. Мы: Роман. - М., 1989.
7. Зверев А. Когда пробьет последний час природы... (Антиутопия, ХХ век) // Вопросы литературы. - 1989. - № 1.
8. Кампанелла Джованни Доминико. Город солнца (1602).
9. Коммунизм. Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т. 3. -С. 5-21.
10. Каутский К. Предшественники новейшего социализма. - 4-е изд. - М.; Л., 1924-1925. - Т. 1-2.
11. Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия. - М., 1993.
12. Оуэн Р. Образование человеческого характера. - П., 1865.
13. Оуэн Р. Образование характера. Новый взгляд на общество // В кн.: Педагогические идеи Роберта Оуэна. - М., 1940.
14. Оуэн Р. // Философская энциклопедия. - Т. 4. - М., 1967. - С. 194-195.
15. Сен-Симон Клод Анриде // Философская энциклопедия. - Т. 4. -М., 1967. - С. 583-587.
16. Томас Мор. Утопия. - М., 1978.
17. Утопический социализм // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. - С. 291-295.
18. Утопия // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. -С. 295-296.
19. Фурье Франсуа Мари Шарль // Философская энциклопедия. -Т. 5. - М., 1970. - С. 421-424.
20. Хаксли Олдос. О дивный новый мир: Роман: Пер. с англ. - СПб., 1999.
21. Хоу Вай-Лу. Социальные утопия древнего и средневекового Китая // Вопросы философии. - 1959. - № 9.
22. Чаликова В. Утопия рождается из утопии. - Лондон, 1992.
23. Шацкий Ежи. Утопия и традиция: Пер. с польск. - М., 1990.
Б. Условия современной научной деятельности.
1. Акчурин И. А. Меняющиеся концептуальные инфраструктуры точных наук // Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е. А. Мамчур. -М., 2003.
2. Александров А. Д. Научная установка нравственности // Наука и нравственность / Сост. В. И. Толстых. - М., 1971.
№ 4 - 2010
3. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. - СПб., 2003.
4. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юрьевич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: Учебное пособие. - М., 1998.
5. АльгинА. П. Риск и его роль в общественной жизни. - М., 1986.
6. Баженов Л. Б. Анализ антисциентистских тенденций в общественном сознании / Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Отв. ред. Л. Б. Баженов. - СПб., 1999.
7. Бандура А. Теория социального научения: Пер. с англ. - СПб., 2000.
8. Барбур И. Г. Этика в век технологии: Пер. с англ. - М., 2001.
9. Белкин П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива / Отв. ред. М. Г. Ярошевский. - М., 1987.
10. Вельмина О. И. Теория и практика оценки научных исследований и научных кадров в Японии // Социальные проблемы и факторы интенсификации научной деятельности: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. А. Ядов, Д. Д. Райкова. - М., 1990.
11. Ворожцов В. П., Москаленко А. Т. Методологические установки ученого: Природа и функции. - Новосибирск, 1986.
12. Гаджин В. Т. Нравственность и наука: К истории исследования проблемы в европейской философии. - М., 1978.
13. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. -Новосибирск, 1989.
14. Гасилов В. Б. Восприятие и оценка научных достижений // Социально-психологические проблемы науки. Ученый и научный коллектив / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М., 1973.
15. Герасимов И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке. - М., 1985.
16. Гласс Дж., Стетли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. - М., 1976.
17. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982.
18. Губин В. Б. О методологии лженауки // Философские науки. -2002. - № 2. - С.150-156.
19. Дзюн Тосана. Теория науки: Пер. с яп. - М., 1983.
20. Де Боно Э. Рождение новой идеи: Пер. с англ. - М., 1976.
21. Закс Л. Статистическое оценивание: Пер. с англ. - М., 1976.
22. Калошина И. П. Структура и механизм творческой деятельности (нормативный подход). - М., 1983.
23. Карцев В. П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. - М., 1984.
24. Кузнецов Г. В., Максимов Л. В. Природа моральных абсолютов. -М., 1996.
25. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание: Пер. с англ. / Под ред. В. А. Яковлева. - М., 2001.
26. Лекторский В. А. Научное и вненаучное мышление: скользящие границы // Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е. А. Мамчур. -М., 2003.
№ 4 - 2010
27. Лесков Л. В. Наука как самореализующаяся система // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4.
28. Майданов А. С. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ. - М., 1983.
29. Марков С. И., Виноградова Е. Б., Окороков В. Р., Смирнова О. А Наука и подготовка научных кадров в вузе: проблемы развития. - СПб., 2001.
30. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб., 2004.
31. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.
32. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Есть ли у психологии точки соприкосновения с этикой? // Психология и этика: опыт построения дискуссии / Отв. ред. Б. С. Братусь. - Самара, 1999.
33. Мякишев Г. Н. Наука и паранаука // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Отв. ред. Л. Б. Баженов. - СПб., 1999.
34. Найдыш В. М. Современная наука и квазинаучное мифотворчество // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Отв. ред. Л. Б. Баженов. - СПб., 1999.
35. Никитин Е. П. Открытие и обоснование. - М., 1988.
36. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - М., 1989.
37. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -СПб., 1996.
38. Огурцов А. П. Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликтность установок творческой личности // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Отв. ред. В. В. Давыдов. - М., 1990.
39. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.
40. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. - М., 1983.
41. Пономарев Я. А. Психология творения. - М.; Воронеж, 1999.
42. Сартр Ж.-П. Скованный путами // В кн.: Ситуации. - М., 1997.
43. Сергеев Б. Ф. Стать гением: От инстинкта к разуму. - Л., 1991.
44. Соловьев Э. Ю. Знание, вера и нравственность // Наука и нравственность / Сост. В. И. Толстых. - М., 1971.
45. Толстых А. В. Морально-этические проблемы психологической практики. - М., 1998.
46. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. -М., 1986.
47. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. -М., 2004.
48. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.
49. Штайнер Р. Истина и Наука (Пролог к «философии свободы»): Пер. с нем. - М., 1992.
50. Штенберг Р. Дж. Интеллект, приносящий успех: Пер. с англ. -Минск, 2000.
51. Эйдьюсон Б. Т. Личностные характеристики ученых (реферат О. В. Захаровой) // Личность ученого (социально-психологический портрет): Реферативный сборник / Ред. колл. А. М. Кулькин (гл. ред.) и др. - М., 1983. - С. 95-105.
№ 4 - 2010
52. Языки как образ мира. - М., 2003.
53. Ярошевский М. Г. Проблемы руководства научным коллективом: Опыт социально-психологического исследования. - М., 1982.
Содержание и формы контрольных мероприятий Темы рефератов
• Принципы мировоззрения и их применение к науке.
• Представление о человеке в западной философии.
• Христианская антропология.
• Буддийская антропология.
• Исламская антропология.
• Общие положения о науке как о системе знаний.
• Факторы, определяющие строение науки.
• Проблемы поиска и построения научного знания.
• Теории утопий.
• Теории антиутопий.
• Творческая деятельность современного ученого.
• Научные кадры - субъект научной деятельности.
• Моральный контекст деятельности ученого.
Вопросы к зачету
1. Основные постулаты философии и психологии относительно феноменологии человека.
2. Применение принципов мировоззрения к науке.
3. Представления о человеке в современной западной философии.
4. Представления о человеке в отечественной философии.
5. Представление о человеке в христианской антропологии.
6. Представление о человеке в буддийской антропологии.
7. Представление о человеке в исламской антропологии.
8. Философская антропология в эпоху Возрождения.
9. Философская антропология в Новое время.
10. Наука как система знаний.
11. Факторы, определяющие строение науки: идеи и научные постулаты.
12. Значение тезауруса теории.
13. Место гипотез в построении теории.
14. Методы исследования как фактор, определяющий строение науки.
15. Социальный заказ и логика развития науки.
16. Проблемы поиска и построения научного знания.
17. Творческая деятельность ученого как форма проявления самостоятельности и личностного роста.
18. Особенности теоретических постулатов утопий.
19. Особенности теоретических постулатов антиутопий.
20. Особенности творчества ученого.
21. Моральный контекст деятельности ученого.
22. Получение и интерпретация данных исследования - моральный аспект деятельности ученого.
№ 4 - 2010
Раздел II. Методология диссертационного исследования
по психологии
Цели и задачи раздела дисциплины
Цель - на примере анализа диссертаций аспирантов на всех курсах обучения: освоить принципиальные требования к обоснованию темы диссертации; обосновать актуальность; доказательно обосновать методологические основы теоретических ориентаций; соотнести тему с формулируемыми гипотезами исследования; построить продуктивный тезаурус научной работы, грамотно соотнося термины разных научных направлений, а также слова обыденной речи и термины; четко формулировать основные положения теорий, которые обсуждаются в диссертации.
Задачи:
• предоставить аспирантам возможность усвоить все принципиальные требования к построению структуры и содержания диссертации;
• предоставить аспирантам возможность понять значение выбранной проблемы научного исследования для конкретной специальности психологии;
• предоставить аспирантам возможность понять глубинную связь отрасли психологии и других отраслей науки и специальностей, заинтересованных в понимании феноменологической сущности человека.
Требования к уровню освоения содержания раздела дисциплины
Аспирант, изучивший данный раздел, должен:
• уметь анализировать источники, извлекая из них идеи, теории и факты, которые работают на его научную проблему;
• уметь подобрать и обосновать методы, продуктивно работающие на цели и задачи его диссертационного исследования;
• уметь соотнести результаты теоретического анализа с результатами полученных данных;
• уметь делать соответствующие полученным эмпирическим данным выводы (выводы первого порядка);
• уметь поднимать на уровень теоретических обобщений выводы первого порядка.
Содержание раздела дисциплины
Тема 1. Обоснование диссертации. Особенности языка и стиля научной монографии, диссертации, автореферата
Основания для выбора темы диссертации. Актуальность исследования. Обоснование научной значимости проблемы исследования в контексте специальности. Обоснование социальной значимости проблемы исследования (социальная потребность; социальный заказ).
Место проблемы исследования в системе отрасли, в конкретной научной теории.
Научная теория как система обобщенного и достоверного знания. Особенности языка научной монографии. Устная и письменная научная речь. Приемы выразительности в научном тексте.
Особенности языка и стиля научной монографии, диссертации, автореферата, статьи.
Опора на значения и смыслы научных терминов, структурирующих научную работу. Необходимость четкого тезауруса, организующего научные понятия в систему, отражающую главные идеи.
Формулирование названия темы диссертации. Название темы диссертации должно отражать содержание самой работы. В названии должно быть отражено отношение к специальности, по которой будет защищаться диссертация.
Название диссертации формулируется аспирантом и его научным руководителем. (Обычно в контексте научных интересов, научной школы руководителя.)
Подготовка к презентации и обсуждению темы диссертации на кафедре.
Подготовка к утверждению темы диссертации на совете факультета.
Формулирование названия диссертации требует большой теоретической подготовленности и умения ориентироваться в основных направлениях науки.
Этапы подготовки и формулирования темы диссертации:
1. Предварительный этап.
Соотнесение своих научных амбиций и реальных возможностей проведения задуманного исследования.
Изучение научных работ, сопряженных с темой диссертации: монографий, диссертаций, статей, аннотаций.
Важность умения ориентироваться: в первоисточниках; во вторичных источниках; в научно-популярных источниках.
2. Основной этап.
Поиск методологических оснований для формулирования темы. Предварительный подбор и отработка тезауруса исследования.
Обоснование контингента испытуемых.
Обоснование предполагаемых методов исследования.
Соотнесение предполагаемого названия темы диссертации с методологической и теоретической позицией школы, в рамках которой проводится исследование.
Соотнесение результатов исследования с темой диссертации.
3. Заключительный этап.
По окончанию проведения исследования: написание теоретической главы, описание методов исследования, обсуждение полученных результатов и формулирование выводов следует еще раз соотнести структуру и содержание диссертации с темой.
Тема 2. Методологическая основа исследования
Обоснование темы диссертационного исследования через методологические постулаты философии и науки. Онтология, гносеология и антропо-
№ 4 - 2010
логия в качестве ориентиров для выбора методологических оснований исследований. Место философии в контексте темы диссертации, постановка проблемы.
Соотнесение темы диссертационного исследования с теориями конкретных научных проблем. Выбор позиции. Формулирование целей и задач исследования. Обоснование целей и задач исследования. Отработка тезауруса исследования в соотнесении его с принципиальными методологическими постулатами.
Тема 3. Гипотезы исследования
Гипотезы: как научные предположения, достоверность которых необходимо доказать опытным путем; как особого рода умозаключения, в форме которых осуществляется выдвижение некоторого предположения. Гипотезы и доказательства.
Соотнесение сформулированных гипотез с темой диссертационного исследования.
Соотнесение сформулированных гипотез с методологической основой исследования и теоретическими постулатами научного направления, в рамках которого осуществляется исследование.
Этапы построения гипотез: формулирование - проверка результатов эмпирических исследований - уточнение или переформулирование гипотез - перепроверка результатов эмпирического исследования - уточнение гипотез.
Тема 4. Тезаурус научной работы
Тезаурус как система научных понятий.
Тезаурус в контексте научных теорий, направлений: отражение главных идей и методологии.
Тезаурус как особая знаково-смысловая реальность, презентирующая конкретную область знания, конкретную теорию.
Тезаурус как орудие профессиональной умственной деятельности исследователя.
Национально-культурная детерминированность научного тезауруса разных школ.
Значения и смыслы понятий тезауруса в конкретном тексте исследования.
Феномен «перетекания» отдельных понятий из тезауруса известных направлений. Необходимость разъяснения значений и смыслов заимствованных понятий в контексте исследования, выходящего за рамки направления - родоначальника заимствуемых понятий.
Основная функция теоретически обоснованного тезауруса - констатировать структуру и идеологию всего исследования.
Что должен знать начинающий исследователь:
1. Компетентность в системе научных понятий и умение верно применить эти понятия в авторской научной работе - разнопорядковые возможности. Профессиональный уровень подготовленности исследователя характеризуется обратимостью компетентности и умения
№ 4 - 2010
применять (использовать) понятия. (Компетентность - умение применить научные термины и знания.)
2.Профессиональный исследователь использует тезаурус как систему понятий строго по логике конструирования научного текста: концепции или обсуждаемых результатов исследования. Некорректно использовать понятия не по их изначальному определению, подменяя значения и смыслы.
3. Тезаурус проясняет методологическую позицию автора, конструирует структуру текста.
Тема 5. Методы исследования: подбор, апробация и обоснование
Метод - форма практического и теоретического освоения действительности; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.
Конкретно-научные и философские методы.
Описание и анализ методов, используемых при изучении проблем, сопряженных с темой диссертационного исследования. Подбор методов конкретного исследования; описание, обоснование. Обязательные характеристики метода: ясность, детерминированность, направленность, результативность, плодотворность, надежность, экономичность. Место математической обработки в психологических исследованиях.
Организация сбора материалов. Обсуждение и обоснование специфики контингента испытуемых. Подбор групп испытуемых по идентичным исходным параметрам. Анализ доступности испытуемых: их готовность участия в эксперименте; организация условий эксперимента; организация ситуации ненасилия, добровольности, заинтересованности. Толерантность и эмпатийность исследователя.
Тема 6. Структура диссертации
Структурно диссертация представляет методологию, теоретические позиции и тезаурус в трех смыслообразующих частях:
1. Общая характеристика работы.
2. Основное содержание работы.
3. Заключение. Выводы.
1. Общая характеристика работы.
В этой части диссертационного исследования необходимо логически точно, научно обоснованно показать:
• Актуальность исследования на современном этапе развития данной отрасли науки и в контексте социально-экономического общественного заказа.
• Общую методологическую основу исследования - укрепившуюся в науке (отрасли науки) идеологическую идею или становящуюся принципиально новую идею.
• Проблему исследования.
• Объект, предмет и тему исследования.
• Цели и задачи исследования.
№ 4 - 2010
• Гипотезы исследования. Ценность и достоверность гипотез.
• Теоретическое значение и научную новизну исследования.
• Практическую значимость исследования.
• Методы исследования.
• Достоверность результатов исследования.
• Основные положения, выносимые на защиту.
Данный раздел требует презентации через систему научных понятий квинтэссенцию содержания всего материала диссертации.
2. Основное содержание диссертации.
Структурно диссертация, направленная на экспериментальное исследование, должна состоять из трех основных смыслообразующих блоков.
Первый смыслообразующий блок - анализ теоретических и эмпирических исследований, в которых заинтересован сам диссертант. Принято разделять анализ исследования по школам: методология и тезаурус в разных направлениях требуют специального внимания диссертанта.
Обсуждение методологических принципов построения научных работ и результатов эмпирических исследований дает основание диссертанту формулировать гипотезы, цели и задачи своего исследования.
Второй смыслообразующий блок - обычно состоит из двух частей.
Часть 1 - описание и обсуждение наиболее часто используемых методов изучения сопряженных с темой диссертации проблем.
Часть 2 - описание и обоснование методов, используемых в данном диссертационном исследовании. Методы должны взаимно дополнять и апробировать друг друга. Обосновываются подходы к организации и проведению исследования. Обосновываются методы исследования.
Третий смыслообразующий блок - обсуждение и анализ полученного эмпирического материала. Анализ результатов исследования завершается предварительными выводами. Выводы должны быть сформулированы после анализа результатов от каждого метода, используемого в работе.
Работа заканчивается соотнесением всех полученных выводов: друг с другом; с темой диссертации; с гипотезой исследования. Работа приобретает особую ценность, если она соотносится с сопряженными отраслями наук.
3. Заключение. Выводы.
Заключение. Эта часть работы дает возможность: 1 - обосновать актуальность исследования; 2 - соотнести цели, задачи, гипотезы исследования; 3 - сформулировать методологическую и теоретическую позицию исследования; 4 - усилить через тезаурус и теоретические положения наиболее значимые для диссертации положения; 5 - показать место диссертационной работы в контексте направления исследования научной школы.
Выводы. Представляя собой краткое по форме, емкое по содержанию, изложение всего полученного материала, выводы требуют особого внимания диссертанта. Выводы на основе ключевых терминов выносят всю квинтэссенцию результатов исследования.
№ 4 - 2010
Выводы должны отражать: 1 - результаты обсуждения общенаучных положений через контекст полученных эмпирических данных; 2 - результаты самих эмпирических данных; 3 - обоснование практических рекомендаций.
Тема 7. Требования к организации оформления диссертации
Необходимость овладения культурой оформления работы. Фактуру диссертации составляют не только соответствующие тексты, конструируемые системой научных понятий, но и таблицы, рисунки, ссылки на источники, цитаты, библиография, приложения. Каждый из перечисленных компонентов работы оформляется в соответствии с принятыми требованиями.
Написанная диссертационная работа должна быть оформлена в автореферат.
Защите диссертации предваряют публикации, отражающие ее основное содержание и опубликованные в журналах, входящих в перечень ВАК.
Защита диссертации предполагает: доклад, рассчитанный на 13-15 мин.; культуру научной речи и самопрезентации, иллюстративные материалы, помогающие восприятию и видению существа проблемы; готовность диссертанта концентрироваться и, выслушав вопросы оппонента, дать адекватные ответы; профессиональное участие в дискуссии.
За время обучения и работы над диссертацией соискатель должен освоить культуру общения в научном сообществе коллег.
Рекомендуемая литература
1. Обоснование и структура научного исследования.
1. Аверьянов А В. Система: философская категория и реальность. -М., 1976.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
3. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М., 1973.
4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат: Пер. с нем. -М., 1958.
5. Герасимов И. Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке). - М., 1985.
6. Гуссерль Э. Логические исследования. - СПб., 1909.
7. Жариков Е. С. Гносеологический смысл постановки проблемы // Вопросы философии. - 1964. - № 11.
8. Карнап Р. Значение и необходимость: Пер. с англ. - М., 1959.
9. Кемпбелл А. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. - М., 1980.
10. Кемпбелл А. Послушайте детей. Прислушайтесь, наконец!: Пер. с англ. - М., 2000.
№ 4 - 2010
11. Копнин П. В. Логические основы науки. - К., 1968.
12. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. -М., 1974.
13. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. - М., 2001.
14. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. - М., 1991.
15. Леднев В. С. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: Научно-методические рекомендации. - 3-е изд., дораб. - М.; Сочи, 2003.
16. Ледников Е. Е. Проблема конструктов в анализе научных теорий. -К., 1969.
17. Логика научного исследования. - М., 1965.
18. Ляпунов А. А. О некоторых особенностях строения современного теоретического знания // Вопросы философии. - 1966. - № 5.
19. Метод // Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т. 3. -С. 409-416.
20. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. - М., 1987.
21. Новиков А. М. Докторская диссертация: Пособие для докторантов и соискателей степени доктора наук. - М., 1999.
22. Новиков А. М. Методология образования. - М., 2002.
23. Перегудов Ф. И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. - М., 1989.
24. Попович М. В. О философском анализе языка науки. - К., 1966.
25. Ракитов А. И. Логическая структура научной теории // Вопросы философии. - 1966. - № 1.
26. Садовский В. Н. Проблемы методологии дедуктивных теорий // Вопросы философии. - 1963. - № 3.
27. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. - М., 1986.
28. Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук: Пер. с англ. - М., 1948.
29. Теория // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. -С. 205-207.
30. Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирической теории научных знаний. - М., 1967.
31. Франк Ф. Философские науки: Пер. с англ. - М., 1960.
2. Гипотезы исследования.
1. Введенский А. И. Логика как часть теории познания. - М.; П., 1917. - С. 232-238.
2. Гипотеза // Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1. -С. 371-373.
3. Логика / Под ред. Д. П. Горского и П. В. Таванца. - М., 1956.
4. Меркулов И. П. Метод гипотез в истории научного познания / Отв. ред. В. С. Швырев. - М., 1984.
№ 4 - 2010
5. Метод // Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т. 3. -С. 409-416.
6. Милль Д. С. Система логики силлогической и индуктивной. - М., 1914. - С. 442-462.
7. Навиль Э. Логика гипотезы: Пер. с фр. - СПб., 1882.
8. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. - СПб., 1996.
9. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. - 2-е изд. - СПб., 1906.
10. Тимирязев К. А. Научная гипотеза: Собр. соч. - Т. 8. - М., 1939. -С. 463-468.
11. Энгельс Ф. Диалектика природы. - М., 1955.
3. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
1. Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления. Издание официальное. [Межгосударственный стандарт. ГОСТ 7.1-2003]. - М., 2004.
2. Леднев В. С. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: Научно-методические рекомендации. - 3-е изд., дораб. [ВАК МО РФ. Экспертный совет по педагогике и психологии.]. - М.; Сочи, 2003.
3. Тютюнник В. И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 - «Психология». - М., 2002.
Содержание и формы контрольных мероприятий
Темы рефератов
• Принципы мировоззрения и их применение к науке.
• Представление о человеке в западной философии.
• Христианская антропология.
• Буддийская антропология.
• Исламская антропология.
• Общие положения о науке как о системе знаний.
• Факторы, определяющие строение науки.
• Проблемы поиска и построения научного знания.
• Теории утопий.
• Теории антиутопий.
• Творческая деятельность современного ученого.
• Научные кадры - субъект научной деятельности.
• Моральный контекст деятельности ученого.
Вопросы к зачету
1. Основные постулаты философии и психологии относительно феноменологии человека.
2. Применение принципов мировоззрения к науке.
3. Представления о человеке в современной западной философии.
4. Представления о человеке в отечественной философии.
5. Представление о человеке в христианской антропологии.
6. Представление о человеке в буддийской антропологии.
№ 4 - 2010
7. Представление о человеке в исламской антропологии.
8. Философская антропология в эпоху Возрождения.
9. Философская антропология в Новое время.
10. Наука как система знаний.
11. Факторы, определяющие строение науки: идеи и научные постулаты.
12. Значение тезауруса теории.
13. Место гипотез в построении теории.
14. Методы исследования как фактор, определяющий строение науки.
15. Социальный заказ и логика развития науки.
16. Проблемы поиска и построения научного знания.
17. Творческая деятельность ученого как форма проявления самостоятельности и личностного роста.
18. Особенности теоретических постулатов утопий.
19. Особенности теоретических постулатов антиутопий.
20. Особенности творчества ученого.
21. Моральный контекст деятельности ученого.
22. Получение и интерпретация данных исследования - моральный аспект деятельности ученого.
№ 4 - 2010