Научная статья на тему 'Методология полунатурного комплексного функционального моделирования ГТД и его систем'

Методология полунатурного комплексного функционального моделирования ГТД и его систем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
322
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ / ГТД / СИСТЕМНЫЕ ОТКАЗЫ / ПОЛУНАТУРНЫЙ МОДЕЛИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ / РЕКОНФИГУРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Куликов Геннадий Григорьевич, Арьков Валентин Юльевич, Фатиков Виктор Сергеевич, Погорелов Григорий Иванович

Обсуждаются проблемы построения адекватной структурной комплексной модели ГТД с целью полунатурного исследования поведения САУ при системных отказах. Предложены структура и технология построения адекватной комплексной модели ГТД на примере ТРДДФ для полунатурного моделирования, включающие специальный комплекс моделей переключения режимов функционирования и реконфигурации системы управления, контроля и диагностики FADEC при системных отказах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Куликов Геннадий Григорьевич, Арьков Валентин Юльевич, Фатиков Виктор Сергеевич, Погорелов Григорий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of seminatural complex functional modelling GTD and its systems

Problems of construction of adequate structural complex model GTD for the purpose of seminatural research of behaviour SAU at system refusals are discussed. The structure and technology of construction of adequate complex model GTD on example TRDDF for the seminatural modelling, including a special complex of models of switching of modes of functioning and a reconfiguration of a control system, the control and diagnostics FADEC at system refusals are offered.

Текст научной работы на тему «Методология полунатурного комплексного функционального моделирования ГТД и его систем»

АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВАМИ

УДК 629.7.035

Г. Г. КУЛИКОВ, В. Ю. АРЬКОВ, В. С. ФАТИКОВ, Г. И. ПОГОРЕЛОВ

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛУНАТУРНОГО КОМПЛЕКСНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГТД И ЕГО СИСТЕМ

Обсуждаются проблемы построения адекватной структурной комплексной модели ГТД с целью полунатурного исследования поведения САУ при системных отказах. Предложены структура и технология построения адекватной комплексной модели ГТД на примере ТРДДФ для полунатурного моделирования, включающие специальный комплекс моделей переключения режимов функционирования и реконфигурации системы управления, контроля и диагностики БАБЕС при системных отказах. Структурная комплексная модель; система автоматического управления; контроля и диагностики; ГТД; системные отказы; полунатурный моделирующий комплекс; модель переключения; реконфигурация

Обсуждается проблема полунатурного функционального комплексного моделирования авиационной газотурбинной силовой установки (в том числе и многодвигательной) при «нештатной» работе отдельных ее систем и подсистем. Одновременная работа систем управления, контроля и диагностики может приводить к «коллизиям», которые необходимо учитывать при проектировании и доводке системы «ГТД + FADEC» [5].

Поэтому актуальной является проблема методологии и соответствующей технологии комплексного полунатурного исследования ГТД и его систем.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Главными задачами, требующими решения в плане данной проблемы, являются:

• обеспечение адекватности структуры комплексной модели ГТД и его систем реальной силовой установке;

• технология комплексного моделирования системы «ГТД + БАБЕС» с учетом отказов в составе полунатурного моделирующего комплекса (ПМК);

• методика полунатурного исследования ГТД при системных отказах.

Современная концепция полунатурного моделирующего комплекса (ПМК)

Основным инструментальным средством комплексных исследований системы «ГТД +

Контактная информация: (347) 272-89-81 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 08-08-97041

БАБЕС» являются полунатурные моделирующие стенды и комплексы. Современная концепция [3] полунатурного моделирующего комплекса (ПМК) предусматривает два уровня моделирования. Нижний уровень - это полунатурные модели «ГТД + FADEC» (ГТД - математическая модель реального времени, FADEC - натурный блок). Верхний уровень составляют информационные модели самолетных систем, связанных с FADEC по каналам информационного обмена, при этом их линии связи - это физические модели реальных. Наличие в составе ПМК системы имитации отказов линий делает его наиболее целесообразным инструментальным средством для полунатурного исследования комплексной модели «двигатель + FADEC» при системных отказах. Структура ПМК показана на рис. 2.

Комплексное моделирование авиационной газотурбинной силовой установки при штатной и «нештатной» работе отдельных ее систем и подсистем предполагает обеспечение адекватности модели ГТД и его систем.

Обеспечение адекватности структуры полунатурной комплексной модели «ГТД + ЕАБЕС»

Основным условием адекватности структуры полунатурной комплексной модели «двигатель + FADEC» в первую очередь является ее «полнота» - соответствие реальной силовой установке по количеству моделируемых систем, функциональных взаимодействий систем и подсистем, а также информационных и энергетических связей. К традиционной модели ГТД необходимо добавить модели систем,

обеспечивающих его функционирование, а именно следующие системы [2]:

1) автоматического управления и контроля (в составе ПМК - это натурный блок FADEC);

2) топливные;

3) диагностики;

4) пусковые;

5) воздушные;

6) смазки и суфлирования;

7) гидравлические;

S) дренажные.

Модель каждой из указанных систем в ПМК должна представлять собой комбинацию физических моделей соответствующих датчиков и исполнительных механизмов FAD EC и математической (линейной, кусочно-линейной) модели гидропневмомеханической исполнительной части в реальном времени. Для комплексной модели ГТД и его систем необходимо иметь набор моделей, соответствующих трем состояниям:

• нормальному («штатному») функционированию;

• отказным ситуациям;

• реконфигурации системы и работе на безопасном режиме.

Для газовоздушного тракта (ГВТ) ГТД к моделируемым отказным ситуациям относятся:

• «помпаж» компрессора;

• «нерозжиг» основной камеры сгорания;

• погасание основной камеры сгорания;

• «нерозжиг» форсажной камеры сгорания;

• погасание форсажной камеры сгорания;

• открытие (закрытие) сопла на безфор-сажных и форсажных режимах;

• другие.

Перечисленные отказы могут сочетаться друг с другом в различных комбинациях и временной последовательности. Это может происходить на статических и переходных режимах работы двигателя.

Также должен быть определен перечень отказных ситуаций и для каждой из систем ГТД. Состав комплексной модели ГТД и его систем для реализации в ПМК приводится в таблице.

Технология построения адекватной

структурной модели ГТД и его систем

І. Структурную модель и технологию построения ГТД и его систем в рамках функционального моделирования целесообразно представить на трех уровнях:

• 1 уровень: Схемы агрегатирования, спецификации (в графических средах 3Б , 2Б, 1Б-представления);

• 2 уровень: модели взаимодействия подсистем (в графических средах 2Б, 1Б-пред-ставления);

• 3 уровень: схемы отдельных подсистем (в средах 2Б, 1Б-представления).

2. С другой стороны, методы системной инженерии [8], которые реализуются САЬ8-технологиями и стандартами качества менеджмента, в том числе и в производственных системах с полным циклом (проектирование + производство) предполагают переход от функционального моделирования и управления к процессному. Это накладывает соответствующие требования к определению структур процессов моделирования, проектирования, испытания и других производственных процессов. Построение таких процессных моделей моделирования и исследования функционирования систем контроля и диагностики для ГТД требует новых методологических разработок. В таких системах должны соблюдаться иерархия организации системы, состоящей из подсистем. Это позволит создавать метамодели с сетевой структурой, где будут объединены различные структуры.

Для этого предполагается разработать 2 класса моделей:

1) модели отдельных подсистем (3Б, 2Б, 1Б-представлений);

2) модели объединенных подсистем управления, контроля и реконфигурации (3Б, 2Б, 1Б-представлений)

Для 3Б графики и моделирования могут быть использованы программы AutoCAD, LMS МгШаНаЬ и др.

Пример 3Б-представления схемы агрегатирования ГТД представлен на рис. 1, заимствованном из [2].

3. Анализ известных организационных систем эксплуатации и ремонта показывает, что объективно существуют процессы контроля и диагностики отдельных подсистем ГТД, в которых реализуются процессы «сверху вниз», то есть от анализа дефекта, зафиксированного на верхнем уровне, до обнаружения и локализации в конкретном конструктивно сменном блоке (КСБ) и обнаружении отказов и локализации КСБ (локальной системой встроенного контроля) и анализа их воздействий на уровень системы [7]. Отметим, что эти процессы обеспечиваются функциональной организацией системы и в явной форме не контролируются.

Блок коммутации

Электронный

регулятор

Датчик температуры воздуха

Подкачивающий

Т опливо-масляный теплообменник

Блок системы контроля и диагностики двигателя

Распределитель топлива

Рис. 1. Состав агрегатов системы автоматического управления, контроля и топливопитания ТРДД (из [2])

Высокая степень информатизации и компьютеризации систем контроля и диагностики позволяют часть задач, которые решались наземными станциями обслуживания перенести на уровень борта самолета [7]. В этом случае требуется построение двух классов процессов:

• процессы создания систем управления и диагностики двигателя и его систем;

• процессы реализации контроля и диагностики в бортовых информационных и диагностических комплексах с оптимальным распределением между наземными и бортовыми системами.

4. Рассмотренный подход позволяет строить модели процессов, отвечающих условиям «прослеживаемости» (определение причин и следствий состояний отдельных систем и подсистем) и соответствия требованиям стандартов ИСО 9000, что позволяет решать обратную задачу при контроле и диагностике: имея факт отказа проследить влияние его на системы и подсистемы.

Пример реализации комплексной модели ГТД (ТРДДФ) и его систем как объектов

управления, контроля и диагностики на ПМК

Комплекс моделей ГТД как объекта управления:

• Базовая модель - поэлементная нелинейная термогазодинамическая [1, 4, 6], - моделирующая работу ГТД на штатных режимах в диапазоне применения, например, в виде:

X = / (XVи);

У = Ф( X V ,и); где X = [пі...]т - вектор переменных состояния; V = [М, Н, Ыпу, #отб ]т - вектор внешних

воздействий; и = [Ст, ана^0Тб, Ррс,...]Т -вектор управления; / ф - нелинейные операторы; У - вектор выходных координат.

1) кусочно-линейная всережимная модель ГТД - получают из базовой модели по известной методике [1, 4, 6];

2) специальные кусочно-линейные модели ГТД:

• запуска двигателя, в том числе модель процесса зажигания;

• запуска форсажной камеры, в том числе модель процесса воспламенения;

3) кусочно-линейные модели ГТД для отказных ситуаций:

• «помпаж» компрессора;

• «нерозжиг» основной камеры сгорания;

• погасание основной камеры сгорания

• «нерозжиг» форсажной камеры сгорания;

• погасание форсажной камеры сгорания;

• несанкционированное открытие (закрытие) створок реактивного сопла на безфорсаж-ных и форсажных режимах.

4) модели систем:

• ММ топливной системы основного и форсажного контуров: насосы и дозаторы, приводы механизации турбокомпрессора, реактивного сопла, коллекторы форсунок, топливные фильтры и др.;

• пусковая система: стартер, система подачи топлива в камеру сгорания, система зажигания, система механизации турбокомпрессора, система электропитания агрегатов;

• системы смазки и суфлирования;

• воздушной системы;

• гидравлической системы реактивного сопла;

• дренажной системы.

Комплекс моделей ГТД и его систем как объектов контроля и диагностики

Модели ГТД и его систем как объектов контроля и диагностики в составе ПМК предназначены для формирования условий и значений параметров, обеспечивающих включение и выключение проверяемых алгоритмов контроля и диагностики с целью проверки реакции FADEC, то есть выдачи соответствующих сообщений в информационную модель самолетных систем и (или) в модели переключения для реконфигурации. В частности, это модели и алгоритмы:

• непрерывного контроля в полете параметров и сигналов;

• контроля предельно-допустимых значений параметров по фиксированным и изменяемым, в зависимости от режимов работы двигателя, границам;

• идентификации режимов работы двигателя для учета выработки ресурса двигателя;

• подготовки данных в обеспечение наземного контроля и прогнозирования технического состояния проточной части двигателя по трендам основных параметров;

• контроля наработки двигателя на режимах ограничения и общей наработки в часах и полетных циклах;

• обработки диагностической информации для обеспечения наземного контроля выработки ресурса деталей двигателя, лимитирующих его ресурс по малоцикловой усталости и длительной прочности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• контроля процесса запуска, останова двигателя

• контроля процесса включения, работы и выключения форсажной камеры;

• контроля параметров двигателя на соответствие нормам на взлетных режимах;

• формирования и выдачи в бортовые системы самолета обобщенных сигналов о выявленных неисправностях по двигателю и его системам.

• другие.

Состав комплексной модели ГТД и его систем приведен в таблице. Концепция аппаратного, алгоритмического и программного обеспечения автоматизированного комплекса информационного и полунатурного моделирования систем FADEC на всех этапах жизненного цикла рассмотрены в [2]. Аппаратная часть ПМК (процессоры, память, преобразователи, коммутационные панели, имитаторы датчиков, исполнительных механизмов, отказов линий связи и др.) собрана из стандартного промышленного компьютерного оборудования, ориентированного на работу в реальном времени. Модели двигателя и его систем в исправном состоянии и модели отказов создаются средствами визуального моделирования типа LabView и VisSim. Данная система обеспечивает дополнительные возможности:

• отработку алгоритмов контроля и диагностики силовой установки совместно с моделями имитации отказов двигателя и его систем - элементов ГТД, механизации турбокомпрессора, топливных, масляных и других систем и агрегатов;

• получение данных для оптимизации технических и алгоритмических решений контроля, диагностики и реконфигурации FAD EC.

На рис. 2 приведена структурная схема ПМК, позволяющая реализовать комплексную модель ГТД и его систем в составе многодвигательной силовой установки самолета, то есть весь перечень моделей согласно табл. 2 и, кроме того, информационные модели других ГТД и взаимодействующих с FADEC самолетных систем [З].

Т аблица

Состав комплексной модели ГТД и его систем для реализации в ПМК

гтд и его системы Модели нормального функционирования Модели формирования отказных ситуаций Модели переключения (реконфигурации системы ГТД + FADEC)

ГТД Базовая или кусочно-линейная ММ формирования отказов ГТД (перечисление отказов см. выше) Модели: • восстановления режима работы двигателя; • перехода на безопасный режим; • выключения двигателя.

FADEC-натурный блок Алгоритмы функционирования FADEC при отсутствии отказов ГТД и его систем • физическое моделирование обрывов и коротких замыканий сигнальных линий датчиков и исполнительных механизмов; • ММ формирования отказов ГТД и его систем для каналов контроля БАБЕС • переходов на дублирующие и резервные датчики и каналы управления; резервную систему управления; • выключения и восстановления режима работы двигателя.

Топливная система; топливная система форсажной камеры. Нелинейные, кусочнолинейные ММ (с основными нелинейностями) • физическое моделирование отказов цепей датчиков и исполнительных механизмов; • ММ формирования отказов агрегатов, приводов, коллекторов, фильтров по контролируемым параметрам; • ММ розжига на земле и в полете • исполнительных частей дублирующего, резервного канала управления, резервной системы управления; • выключения форсажной камеры; • переходов на безфорсажный режим (штатного и аварийного).

Система запуска • ММ подсистемы управления стартером; • ПМ системы зажигания ММ формирования отказов по контролируемым параметрам подсистем управления стартером, систем зажигания, розжига, топливной системы. Модели запуска ГТД в ожидаемых условиях эксплуатации

Система смазки и суфлирования Имитационная ММ по контролируемым параметрам 1. ММ формирования отказов системы по контролируемым параметрам: • количеству масла в баке; • температуре и давлению на входе в двигатель, в полостях опор двигателя. 2. Физические модели (имитаторы) датчиков и сигнализаторов наличия стружки, перегрева масла в опорах турбин, компрессоров, центрального привода и коробки приводов; засорения маслофильтра Модели перехода на безопасный режим.

Системы воздушные, гидравлические, дренажные Аналогично системам смазки и суфлирования Аналогично системам смазки и суфлирования Аналогично системам смазки и суфлирования

Система регистрации и передачи информации

Рис. 2. Структурная схема ПМК, реализующего комплексную модель ГТД и его систем в составе многодвигательной силовой установки самолета

Полунатурное моделирование отказов ГТД и его систем

Задачей системы полунатурного моделирование отказов ГТД и его систем в составе КПМ является моделирование как одиночных, так и «следственных» отказов, то есть автоматического включения отказов двигателя, его систем, датчиков и исполнительных механизмов в заданной последовательности. Динамика ГТД и его систем в случае имитации і-го отказа моделируется с помощью дифференциального уравнения:

х = (А + AіA)x(ґ) + (Б + ДіB)u(t).

Выходной сигнал определяется в следующем виде:

ние входной электрической цепи имитатора исполнительного механизма; фиксации положения исполнительного механизма; имитации движения исполнительного механизма с постоянной скоростью до положения ограничения. Также в исполнительной системе физически имитируются; обрыв; короткое замыкание выходной электрической цепи имитатора датчика. Логику переключения ключей для имитации отказов датчиков, исполнительных механизмов и двигателя задает оператор с помощью к(п + 6) признаков в программно управляемом наборном поле [9].

Шд ' 1 ' 1 1 1 ' '

и ^3 _ 7:

хЦ) = | [(А + А; А) хЦ) + (В + А гВ)и(/ )]<^.

0

То есть отказы двигателя и его систем моделируются путем изменения коэффициентов динамических моделей. Для внезапных отказов - это скачкообразное изменение коэффициента А на величины АА, В на АВ. Величина этих скачков определяется заранее по модели двигателя и его систем для каждого отказа. Например, в случае обрыва лопатки компрессора снижается КПД компрессора, что выражается в соответствующем изменении коэффициентов АА и АВ в динамической модели. Другие отказы двигателя, например, прогорание камеры сгорания или разрушение лопатки турбины приводит к другим изменениям коэффициентов АА и АВ. Аналогичный определяются отказы и в моделях систем двигателя.

Исполнительная система имитации отказов (рис 2.) физически имитирует: обрыв; замыка-

Рис. 3. Измеренные значения параметров

При работе контура регулирования частоты вращения ротора низкого давления пнд был имитирован обрыв цепи датчика пнд в момент времени ^ (рис. 9). Встроенная система контроля регулятора обнаружила обрыв и выдала дискретный сигнал «обрыв датчика»

(рис. 4). Далее был сформирован сигнал «отказ измерительного канала» МБ. В процессе парирования отказа произошла реконфигурация FADEC с переходом на регулирование степени повышения давления.

В момент времени ^3 была восстановлена электрическая цепь отказавшего датчика. Восстановление датчика было обнаружено встроенной системой контроля (ВСК), но структура FADEC не изменилась (в соответствии с логикой данной FADEC).

В процессе парирования отказа значение частоты вращения с отказавшего датчика было «зафиксировано» на уровне последнего надежного измерения пнд на период отказа

Т =

Примеры экспериментальных данных при испытаниях на ПМК даются на рис. 3, 4. [5]

SF ' ' ' 1 ' 1 1

и *3

, , Г

MF ' 1 1 1 1 1 1

Т -

Nch

Рис. 4. Дискретные сигналы при реконфигурации

В процессе реконфигурации наблюдается переходной процесс по расходу топлива От и частоте вращения ротора высокого давления пвд на рис. 3. Причина - расхождение в настройках «задатчиков» разных каналов регулирования, выявление которой представляет собой дополнительный результат совместной отработки алгоритмов управления и контроля FADEC на ПМК.

Таким же образом можно выявить и отработать ПМК и все другие несоответствия в алгоритмах.

ВЫВОДЫ

1. Разработаны подход и методология полунатурного исследования ГТД и его систем при отказах, основанные на построении комплекса моделей, соответствующих нор-

мальному функционированию, наличию отказов и режимам реконфигурации системы управления, контроля и диагностики (FADEC)

2. Рассмотренный подход позволяет обеспечить выполнение условий «прослеживае-мости» (определение причин и следствий состояний отдельных систем и подсистем ГТД), что позволяет решать обратную задачу при контроле и диагностике: имея факт отказа проследить влияние его на системы и подсистемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куликов Г. Г., Черкасов Б. А. Математические модели, используемые в САПР двигателя и систем управления // Автоматика и регулирование реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1988. С. 323-343.

2. Иноземцев А. А., Нихамкин М. А., Санд-рацкий В. Л. Автоматика и регулирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учеб. М.:Машиностроение, 2008. Т. 5. 187 с.

3. Комплекс информационного и полунатурно-го моделирования для исследования систем автоматического управления и контроля многодвигательных силовых установок при их эксплуатации по состоянию / В.С. Фатиков [и др.] // Авиационнокосмическая техника и технология. 2005. № 2. С. 155-160.

4. Интеллектуальная система запуска для нового поколения авиационных ГТД / Е. В. Распопов [и др.] // Вестник УГАТУ. 2007. Т. 9, № 2(20). С. 153157.

5. Полунатурное моделирование отказов ГТД для испытаний систем контроля и диагностики двигателей / В. Ю. Арьков [и др.] // Авиационнокосмическая техника и технология. 2004. № 7(15). С. 167-173.

6. Dynamic Modeling Of Gas Turbines / G. Kulikov [et al]. Springer-Verlag, New York, 2004, 309 p.

7. Intelligent information technologies for control and diagnostics of gas turbine engines and their systems at all stages of their life cycle / G. Kulikov [et al]. // Proc. AMETMAS-NOE Int. Workshop on Problems of Technology Transfer, Ufa, 1999. P.121-124.

8. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.

9. Способ полунатурных испытаний систем автоматического управления и контроля газотурбинных двигателей и стенд для его реализации / Г. Г. Куликов [и др.]. Пат. 2340883 Российская Федерация, МПК G01M 15/14. №2007118610/06, за-явл. 18.05.2007; опубл. 10.12.2008, Бюл. №34; Приор. 18.05.2007, №2007118610 (Российская Федерация). Введ. с 10.12.2008 по 18.05.2027.

ОБ АВТОРАХ

Куликов Геннадий Григорьевич,

проф., зав. каф. АСУ. Дипл. инж. по автоматиз. машиностроения (УАИ, 1971). Д-р техн. наук по систем. анализу, автоматич. упр. и тепловым двигателям (УАИ, 1989). Иссл. в обл. АСУ и упр. силовыми установками ЛА.

Фатиков Виктор Сергеевич,

вед. науч. сотр. каф. АСУ. Дипл. инж.-мех. по судовым машинам и механизмам (ЛИВТ), двигателям ЛА (УАИ, 1971). Канд. техн. наук по двигателям ЛА (УАИ, 1983). Иссл. в обл. автоматич. управления силовыми установками ЛА.

Арьков Валентин Юльевич,

проф. каф. АСУ. Дипл. инж. по пром. электронике (УАИ, 1986). Д-р. техн. наук по сист. анализу и упр-ю (УГАТУ, 2001).Иссл. в обл. идентификации и моделирования САУ ГТД.

Погорелов Григорий Иванович, зам. ген. дир. ФГУП УНПП «Молния». Дипл. инженер по электр. машинам и аппаратам (УАИ, 1977). Канд. техн. наук по автоматиз. технологическ. процессов и производств (УГАТУ, 2002). Иссл. в обл. автоматич. и автоматизир. систем измерений и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.