инновации № 10 (120), 2008
Методология подготовки специалистов
к инновационной деятельности
И. к. корнилов,
д. с. н., профессор, Российский государственный институт интеллектуальной собственности, кафедра «социологии инноватики и гуманитарных дисциплин»
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи учебных дисциплин, необходимость введения учебных курсов формирующих подлинно инженерное мышление, а также действенные пути практической реализации в вузовскую практику методологии подготовки специалистов способных к эффективной инновационной деятельности.
This article covers a number of issues that can show the interrelation of different academic subjects, the necessity to introduce those academic courses that can develop a genuinely engineering way of thinking as well as efficient ways of practical realisation of a certain methodology aimed at maturing effective and innovative skills at University.
Инженерное дело и инженерное мышление
О проблемах подготовки инженеров сказано немало, в том числе деятелями отечественной науки. Начиная, с достаточно широко известных работ уже столетней давности Петра Климентьевича Энгельмейера, и заканчивая современными исследованиями в этой области. О необходимости взаимосвязи между естественнонаучными, гуманитарными и техническими дисциплинами имеется также достаточно много опубликованных работ, в том числе труды отечественных ученых. В сущности, специалисты целого академического института — Института истории естествознания и техники (ИИЕТ), уже не одно десятилетие изучают эту проблему. Однако если внимательно рассмотреть содержание государствен-
ных стандартов, в том числе и будущих поколений, то легко заметить, что как раз именно этой взаимосвязи и не хватает. А ведь инженерное дело — это такого рода деятельность, для которой необходимы не только специальные знания, но и умения синтезировать эти знания для решения конкретных практических проблем. Формирование инженерного мышления — вот главная и первостепенная задача высшего технического образования для любой специальности.
о необходимости введения нового блока учебных дисциплин
Уже стало традицией, «намертво» закрепленной в стандартах образования распределять учебные дисциплины по группам (блокам). Как правило, их
ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ
разделяют на следующие основные направления: естественнонаучные дисциплины (математика, физика, биология и т.д.), общественные или гуманитарные дисциплины (история, социология, психология и т.д.) и специальные предметы (соответствующие направлению подготовки специалистов). Сложность, а часто и трагедия современной ситуации заключается в следующем. специальные предметы, особенно в технических ВУЗах преподают бывшие инженеры, часто выпускники этого же учебного заведения. Однако сами преподаватели, даже на уровне профессоров и докторов наук по сути дела являются узкими специалистами в данной предметной области и потенциально не способны к решению основной задачи, на которую должно быть ориентировано высшее образование. Главные причины такого положения связаны, во-первых, с тем, что специалисты, получившие техническое образование, имеют весьма отдаленное представление о педагогике как науке (об инженерной педагогике не слышало даже большинство профессоров), а во-вторых, с тем, что они не умеют продемонстрировать ни в теории, ни на практике взаимосвязь вышеупомянутых блоков учебных дисциплин для решения конкретных научно-технических задач.
инженерные задачи, если они действительно соответствуют инженерному уровню, требуют социотехни-ческого подхода учитывающего не только специальные знания и естественнонаучную базу современной науки, но и знания гуманитарные (социальные, психологические, философские и т.д.). Можно было бы рассчитывать на эрудицию и опыт преподавателей общественных дисциплин, которые в педагогике разбираются существенно лучше своих коллег — специалистов, однако и здесь мы сталкиваемся с проблемой. Дело в том, что подавляющее большинство из них не могут связать свои знания с инженерными дисциплинами. и такое положение вполне объяснимо, так как у «гуманитариев» нет ни технической подготовки, ни опыта решения научнотехнических задач. Вот и получается, что дипломы специалистов вручаются студентам, так и не научившимся самому важному — пользоваться всем тем багажом знаний, который они долго и упорно накапливали за несколько лет трудоемкого учебного процесса.
Содержание нового блока учебных дисциплин
По мнению автора необходимо ввести в учебные планы новый блок, состоящий из следующих учебных дисциплин:
1. Основы инженерного дела.
2. История науки и техники
3. Защита интеллектуальной собственности;
4. Методы инновационной деятельности;
5. Техническая эстетика;
6. Инженерная этика;
7. Философия науки и техники.
Рассмотрим кратко содержание вышеуказанных
курсов.
1) Основы инженерного дела
Целью данного курса является знакомство студентов с «азами» инженерного дела. Им должно быть рассказано об инженерных задачах, о видах инженерной деятельности, о взаимосвязях и значимости всех учебных дисциплин, которые им предстоит изучать. только тогда у обучаемого возникает действительное понимание смысла собственной профессии, а также понимание роли и места всей совокупности знаний (разделенных на отдельные предметы) для решения будущих профессиональных задач. Главная и наиболее трудная задача этого курса демонстрация стиля инженерного мышления и значимости его конкретного применения.
2) История науки и техники
В этом курсе речь должна идти, прежде всего, не о датах научных открытий и технических изобретений, а о социальных и технических процессах наиболее характерных для различных форм организации, как самого производства, так и общества в целом. необходимо выявить и четко продемонстрировать студентам закономерности научно-технического развития и их имманентную связь с доминирующим в обществе способом производства. Особое значение для отечественной аудитории имеет история развития инженерного дела в россии показанная в ретроспективе анализа данного процесса по трем основным группам показателей: социальные, производственные и образовательные факторы. Значительный и по-своему уникальный опыт в области истории науки и техники представлен в публикациях ИИЕт и одноименном периодическом журнале.
3) Защита интеллектуальной собственности
В системе отечественного образования сложилась парадоксальная ситуация. Значительная часть выпускников ВУЗов не имеет представления не только о том, что такое интеллектуальная собственность, но и в своей предметной области не знакома с патентным делом. Можно ли заниматься внедрением инноваций, не имея элементарной подготовки в этой области? Полагаю, что ответ здесь однозначен. А между тем в России накоплен значительный опыт в данной области. Возможность использовать богатейший патентный фонд при изучении соответствующих законодательств, а также практические работы по самостоятельному составлению заявок на изобретения делают данный предмет не только актуальным, но и чрезвычайно полезным для любого специалиста. В первую очередь это касается всех выпускников технических вузов. Инженер без знания патентного дела — это нонсенс. Однако и до настоящего времени в практику многих факультетов с большим трудом удается внедрить подобные учебные дисциплины. Причина простая — большая часть преподавателей «оторвана» от реальной инновационной деятельности и по различным обстоятельствам не в состоянии заниматься такой деятельностью. Одно из них — собственная некомпетентность в области интеллектуальной собственности. И здесь РГИИС мог бы сыграть значительную роль в реанимации системы подготовки и переподготовки кадров в масштабах всей страны.
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ
4) Методы инновационной деятельности
С тех пор как люди начали заниматься деятельностью, возникли различные методы, направленные на повышение ее эффективности. И если вначале своего становления научные знания служили в основном для познания окружающего мира, то после свершения научно-технических революций наука заняла ведущее место в преобразовании окружающей среды и создании новых искусственных систем. В двадцатом веке возникли многочисленные методы повышения производительности труда, наиболее полно оформившиеся в направлении, получившем всемирное признание — научная организация труда. Достаточно вспомнить имена Тейлора и Гастева.
Однако повышение производительности физического и умственного труда это две во многом различные проблемы. Поэтому не случайно историческая и социальная тенденция развития интеллектуальных методов связана с некоторым «запаздыванием» — временной фактор и теоретизацией — научный фактор.
В настоящее время во всех промышленно развитых странах широко применяются методы, успешно апробированные практически во всех направлениях профессиональной деятельности. студенты как минимум должны быть ознакомлены с мозговым штурмом, морфологическим анализом, системным подходом, функционально-стоимостным анализом.
5) Техническая эстетика
данное научное направление начало свое формирование в первой четверти двадцатого века и имеет свою историю и научную базу (1919 -создание высшей школы строительства и художественного конструирования в Германии — BAUHAUS, 1920 — организация высших художественно-технических мастерских в России — ВХУТЕМАС). Однако, несмотря на то, что в ряде ВУЗов нашей страны данная дисциплина входит в учебные планы по подготовке специалистов, по-прежнему нет ни литературы, ни учебников достойно представляющих это направление для большинства технических специальностей. Конечно, институт технической эстетики выполнил значительную работу по подготовке методической базы и по повышению квалификации специалистов, но в подавляющем большинстве случаев воспользоваться этими материалами могут только специалисты в данной области. Учебный материал или слишком специфичен (подготовка специалистов в области промышленного дизайна), или поверхностен (учебные пособия для инженеров, в основном базирующиеся на краткой информации о «золотом сечении» и оптимальных пропорциях). А между тем подготовка специалиста без знания инженерной психологии и эргономики может считаться ущербной, в особенности, если специалисты готовятся к проектной и инновационной деятельности. Главным в данной учебной дисциплине должно быть выявление взаимосвязей между человеком и машиной, проблемы и ограничения связанные с решением конкретных задач в условиях проектирования и эксплуатации человеко-машинных систем.
6) Инженерная этика
Курс должен быть ориентирован на разбор инженерных проблем, связанных с типовыми противоречиями, возникающими при решении и внедрении в практику любого проекта. Инженерная этика естественным образом входящая в качестве подраздела в более общее научное направление — этика, принципиально важна при решении инновационных задач сочетающих в себе не только технические, но и социальные, экономические, экологические и технологические проблемы. даже простые примеры о влиянии степени автоматизации процесса производства на качество продукции и одновременно на стили мышления, как производителя, так и потребителя заставляют аудиторию глубоко задуматься о целесообразности многих, казалось бы, очевидных инноваций. Вопросы проектирования и эксплуатации военной техники, служебной тайны, конфликты между новаторами и руководителем — вот конкретные и весьма волнующие специалистов проблемы, которые должны разбираться на занятиях.
7) Философия науки и техники
эта дисциплина должна читаться студентам старших курсов, уже имеющим достаточное количество информации и знаний о характере своей специальности и тех проблемах, которые возникают в реальной практической деятельности. Особое значение приобретает данная дисциплина при подготовке магистров и аспирантов, так как именно этот контингент слушателей ориентирован на самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Первые учебники по философии науки и техники уже появились. Анализ не только истории философии и ее основных разделов, но и «привязка» философских знаний к анализу научно-технических проблем, рассмотрение динамики научного познания, научных и технических революций, соотношение естественных, гуманитарных и технических наук, процесс формирования теоретического знания все это должно быть разобрано и обдумано студентами применительно к своей будущей деятельности.
Практический опыт автора и его коллег убедительно доказывает, что студенты, прошедшие подготовку соответствующую вышеуказанным рекомендациям существенно отличаются от своих сокурсников более глубоким пониманием материала различных учебных дисциплин, высоким уровнем выполнения курсовых проектов и дипломной работы, а главное способностью к самостоятельной творческой деятельности при решении конкретных инновационных задач.
Литература
1. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики. — СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
2. Корнилов И. К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. — М.: Мир книги, 1996. — 196 с.
3. Корнилов И. К. Методологические основы подготовки инженеров. — М.: МГУП, 1999. — 207 с.
4. Корнилов И. К. Методы научного и инженерного творчества. — М.: МГУП, 1999. — 134 с.
5. Кузнецов В. И., Корнилов И. К. История науки в реализации ключевой задачи реформы образования // Вопросы истории естествознания и техники. — М.: ИИЕИТ, №4, 1996. С. 135-142.
6. Мелецинек А. Инженерная педагогика. — М.: МАДИ(ТУ), 1998. — 185 с.
7. Энгельмейер П. К. Современная философия // Философия техники. Вып. 2. М., 1912. — 160 с.