Научная статья на тему 'Методология подготовки диспетчерского персонала в гражданской авиации'

Методология подготовки диспетчерского персонала в гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1721
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губенко Сергей Валерьевич, Юркин Юрий Алексеевич

В статье рассматривается вопрос о разработке методологии подготовки диспетчерского персонала в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губенко Сергей Валерьевич, Юркин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TRAINING SUPERVISORY PERSONNEL IN CIVIL AVIATION

The article discusses the development of methodology for supervisory personnel in civil aviation.

Текст научной работы на тему «Методология подготовки диспетчерского персонала в гражданской авиации»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 198

УДК 371.3:656.7.071.13

МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

С.В. ГУБЕНКО, Ю.А. ЮРКИН

В статье рассматривается вопрос о разработке методологии подготовки диспетчерского персонала в гражданской авиации.

Ключевые слова: методология, диспетчерский персонал, профессиональная подготовка.

Введение

В течение последних 20 лет подготовка диспетчерского персона постоянно претерпевает изменения, отмечены попытки реформирования методологии подготовки. В связи с этим наблюдается некоторые негативные изменения в первоначальной подготовке, стажировке и естественно в работе.

Исследование этих проблем обусловлено возрастающей ролью в авиационной отрасли специалистов по управлению воздушного движения (авиадиспетчеров). Интенсивность воздушного движения имеет четкую тенденцию роста не только на внутренних авиалиниях страны, но и на международных воздушных трассах. Воздушный транспорт стал подлинно массовым и единственным, регулярно действующим видом сообщения.

В связи с этим необходимо понимать, что подготовка высококвалифицированного диспетчерского персонала - это одна из главных задач для обеспечения безопасности полётов.

Но будущий специалист, поступающий в учебное заведение для получения образования по специальности, заведомо становится заложником нашей несовершенной структуры обучения на авиадиспетчера. После окончания этого учебного заведения молодого специалиста доводят так называемо на предприятии, в условиях интенсивного неравномерного движения, где и вылезают на белый свет пробелы в теоретической подготовке.

По многочисленным наблюдениям порядка 50 % молодых специалистов вообще не понимают, как и что в дальнейшем они будут делать. Не говоря уже о том, как пилотируется воздушное судно, и какие трудности с этим связаны.

Разрабатываются многие инструкции по организации и проведению тренажерных подготовок персонала ОВД, инструкции по проведению стажировки и проверки персонала УВД на рабочих местах, которые помогают в дальнейшем при профессиональном росте диспетчеров.

Так же разрабатываются и выпускаются Приказы Министерства транспорта Российской Федерации об утверждении порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утверждаются Федеральные авиационные правила «Требования к диспетчерам управления воздушного движения и парашютистам инструкторам».

Конечно, все эти документы и ряд других вышестоящих документов регламентируют работу по стажировке на рабочих местах, но по нашим наблюдениям проблема кроется глубже.

Надо начинать готовить грамотных специалистов службы движения, как например, в своё время готовило Рижское Высшее Авиационное училище, Кировоградское Авиационное Училище, та же Академия Гражданской Авиации в Санкт-Петербурге и т.д., когда молодые специалисты получали не только диспетчерскую практику, но и лётную. Когда курсанты имели налёт по 40-50 часов, вместе с экипажем работали в кабине, понимали и знали работу пилота, понимали и знали все трудности на всех этапах полёта.

Качественная профессиональная подготовка участников радиообмена становится гарантией безопасности воздушного движения.

Поэтому надо обратить большое внимание на методологию подготовки молодых специалистов и разработку новейших программ обучения и стажировки.

Методология подготовки диспетчерского персонала в учебном заведении

20 октября 1961 года в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (International Federation of Air Traffic Controllers Associations, IFATCA).

Это событие явилось значимой вехой в истории развития воздушного транспорта.

С момента образования число членов-ассоциаций IFATCA выросло до 133, они представлены 50 тысячами авиадиспетчеров во всем мире. Среди авиадиспетчеров бытует правило — работа должна выполняться, невзирая на какие бы то ни было обстоятельства и условия работы.

На авиадиспетчеров возложена огромная ответственность и к их профессионализму предъявляются самые высокие требования.

ИКАО уделяет большое внимание исследованию методики преподавания.

Эти исследования были начаты Аэронавигационным комитетом ПИКАО в июне 1946 года и продолжались в ходе первой, второй, четвертой и ряда последующих сессий Ассамблеи ИКАО.

Аэронавигационная комиссия также уделяет пристальное внимание различным аспектам программы ИКАО по обучению, которая в течение длительного времени разрабатывалась как источник информации и руководства для государств.

Поскольку ИКАО, являясь одним из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, в настоящее время принимает участие в реализации расширенной программы ООН по оказанию технической помощи для экономического развития.

Цель ИКАО по обучению заключается в обеспечении единообразного применения указанных технических требований. Оно имеет целью добиться высокого уровня профессиональной подготовки в целом, и издано в форме информационно-инструктивного материала для договаривающихся государств.

Потребности отрасли в отношении отбора кандидатов, их обучения, повышения квалификации и поддержания на должном уровне профессиональной подготовки личного состава претерпели изменения, а рекомендации, предлагаемые в Руководстве по обучению, утратили свою актуальность.

С целью преодоления указанных трудностей в подготовке специалистов, ИКАО постоянно вносит коррективы в программы по подготовке специалистов, отвечающих за жизни людей.

Имеющийся опыт свидетельствует о том, что профессиональная подготовка лиц, деятельность которых связана с авиацией, представляет собой, возможно, один из наиболее важных факторов, обусловливающих авиационную безопасность.

Качественная подготовка может осуществляться только квалифицированными преподавателями. Окружающие редко отдают себе отчет в том, что обучение, как и преподавание, представляет собой искусство, которое требует специальной методики, осуществление какой-либо другой деятельности, связанной с соблюдением вполне определенных правил и процедур.

В действительности же даже при наличии таких правил и процедур обучение представляет собой более сложный процесс, чем большинство других видов человеческой деятельности, поскольку речь идет о человеческом материале, а различия между отдельными слушателями зачастую значительно шире и сложнее.

Качественное преподавание - это активный процесс, который предполагает активное мышление или участие слушателя.

Первоначальная подготовка диспетчеров УВД производится на дневных отделениях Академии ГА, Ульяновского ВАУ ГА, Красноярского АТК и Санкт-Петербургского АТК ГА, а

также на курсах первоначальной подготовки диспетчеров УВД из числа авиационного персонала в тех же учебных заведениях (по согласованию с УР ОВД ФСВТ России).

Во многом образование закладывает большой крепкий камень в фундамент молодого специалиста. В дальнейшем при обучении и работе все знания, которые получает студент или абитуриент, как цепочка, звено за звено, будет строиться его платформа знаний.

Есть ряд наук, которые необходимо изучать и разбираться в них. Это очень важный момент в становлении молодого студента, как будущего специалиста.

Но на сегодняшний день есть ряд пробелов в подготовке специалистов службы движения в учебных заведениях. В некоторых местах методы подготовки «хромают» и отстают даже от советского времени.

Есть ряд дисциплин, на которые сейчас не обращают усиленного внимания, но они очень важны в понимании слушателем всей важности и специфики выбранной профессии.

Очень большая потребность в переработке методологии программы образования и подготовки специалистов в учебных заведениях.

Необходимо сделать большой акцент не только на так называемые диспетчерские науки, но и на дисциплины, которые преподаются будущим пилотам.

Подготовка персонала ОВД к самостоятельной работе

Подготовка персонала ОВД к самостоятельной работе начинается на тренажерном центре, на непосредственном предприятии, где молодой специалист начинает свою работу.

При прохождении обучения в тренажёрном центре специалист использует необходимые учебные пособия.

Цель учебных пособий заключается в улучшении качества обучения; на протяжении всей истории человечества существовала естественная тенденция к использованию в процессе обучения иллюстраций или моделей для демонстрации учащимся.

Классические методы преподавания (классная доска, преподаватель, учебник) зачастую вынуждали запоминать маловажные факты, снижая реальное качество обучения. Последнее всецело зависит от самих учащихся, однако в ходе практических экспериментов было установлено, что наиболее эффективное обучение имеет место тогда, когда слушатель является активным участником этого процесса.

Обучение - это процесс, под влиянием которого изменяются реакция и результирующее поведение индивидуума. Не случайно то, что рассматриваемые ниже отдельные учебные пособия предназначены для визуального и слухового восприятия, поскольку зрение и слух являются двумя наиболее важными инструментами познания.

Зрение, т.е. визуальное восприятие происходящих событий, является наилучшим учителем. Однако далеко не все может быть воспринято или усвоено при непосредственном визуальном контакте, поэтому возникает необходимость в разработке методики обучения и материалов, которые должным образом заменяют непосредственное участие и непосредственный опыт.

Обучение с помощью аудиовизуальных средств - это выражение, используемое для обозначения широко применяющейся определенной практики преподавания. Материалы, относящиеся собственно к аудиовизуальным средствам, включают все виды моделей, карт, плакатов, магнитофонных записей, слайдов, иллюстраций и кинофильмов.

Правильное использование аудиовизуальных средств позволяет существенно повысить эффективность работы слушателей. Это способствует повышению качества обучения, усвоению отдельных элементов знаний и при наличии способного и квалифицированного преподавателя экономит время.

Упомянутые выводы подтверждаются статистическими данными. Исключительная важность индивидуального обучения не подвергается сомнению, поскольку оно вписывается в «спаренную» подготовку и отдельные виды обучения на рабочих местах.

Такие средства, особенно если они представляют материал в логической последовательности, развивают дисциплину мышления. Это позволяет сохранять важнейшие элементы базовых знаний по какой-либо отдельной проблеме в активной форме. Слушатель получает возможность уяснить для себя самого детали того, что преподаватель дает лишь в описательной форме. Эти средства ограничивают объем детализации знаний, сообщаемых слушателю в единицу времени, давая возможность сосредоточиться на главном.

Именно благодаря этому они способствуют более глубокому усвоению материала и дают практический опыт, который не так легко приобрести иным способом.

Как правило, динамические средства обучения, такие как кинофильмы или телевизионные программы, стимулируют быстрое развитие способностей слушателей.

Благодаря применению хороших учебных пособий этого можно добиться значительно быстрее и лучше, нежели даже при непосредственной работе с изучаемым объектом.

Учебные программы, ориентированные на скрупулезное и повсеместное использование таких средств, доказали свою практическую пригодность во всех областях знаний и для всех возрастных групп слушателей.

Разработаны планы и методологии подготовки и стажировки как на тренажёре, так и непосредственно на рабочем месте.

Для каждого предприятия в зависимости от сложности зоны, интенсивности движения и других сопутствующих факторов диспетчерской работы разработаны необходимые процедуры для стажировки и дальнейшего профессионального роста специалиста ОВД.

Стажировка состоит из двух частей: теоретической и практической. Согласно некоторым наблюдениям, мы можем заметить, что и здесь есть несовершенные методы стажировки. Это особенно видно при внимательном рассмотрении методических пособий, инструкций по организации и проведению тренажёрной подготовки и стажировки персонала ОВД.

Теоретическая часть включает в себя проверку знаний после учебного заведения, изучения необходимых материалов связанных с особенностями той или иной зоны и в дальнейшем отработка каких-либо упражнений на тренажёрах в учебно-тренажёрном центре.

В дальнейшем, после прохождения всей этой части, специалист допускается до практической стажировки, т.е. к непосредственному УВД с инструктором.

Вот здесь и встречаются два лагеря - незнание некоторых важных дисциплин и специфики пилотирования воздушного судна с несовершенной технологией стажировки и подготовки персонала на предприятии. Вследствие чего возможно не только не понимание молодого специалиста, что от него хотят, но и разубеждение этого специалиста в правильности выбора профессии.

Ведь если бы он понимал с самого начала учёбы, что собой представляет диспетчерская работа, и по приходу на предприятие молодому специалисту доводили не старую информацию в виде инструкций, которые не перерабатывались уже с советского времени, а новую переработанную методику подготовки и стажировки персонала ОВД, то не было бы таких результатов.

Заключение

Исходя из вышеизложенных замечаний, можно сделать вывод, что практически вся методология подготовки и стажировки диспетчерского персонала должна быть переработана и представлена в другом, более современном и модернизированном варианте.

Для этого у нас есть пример всемирной организации ИКАО, где при подготовке и стажировке диспетчерского персонала используются современные методы, постоянно совершенствуются и перерабатываются множество документов, связанные с методологией подготовки диспетчерского персонала.

Необходимо ввести в учебные заведения, которые занимаются подготовкой молодых специалистов ОВД, дисциплины, которые были забыты или утрачены в постсоветское время.

Необходимо при подготовке и обучении диспетчеров заново ввести полёты или летные тренажёры, чтобы молодежь понимала, что и как происходит за гранью локатора, на том конце радиосвязи.

Чтобы не было двоякости понимания, что говорит диспетчер и что в это время делает пилот.

Необходимо укреплять и модернизировать не только методологию подготовки, но и техническую базу подготовки, чтобы методология подготовки и стажировки диспетчерского персонала ОВД приобретала всё новые и новые решения проблем при подготовке молодого специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала: Приказ от 14 апреля 2010 г. Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ФАП. Требования к диспетчерам управления воздушным движением парашютистам-инструкторам.

3. Doc 7192-AN/857. Руководство по обучению. - Ч. А-1.

4. Инструкция по организации и проведению тренажерной подготовки персонала ОВД.

5. Порядок проведения стажировки и проверки персонала УВД И ПВД на рабочем месте.

METHODOLOGY OF TRAINING SUPERVISORY PERSONNEL IN CIVIL AVIATION

Gubenko S.V., Yurkin Y.A.

The article discusses the development of methodology for supervisory personnel in civil aviation.

Key words: methodology, supervisory personnel, training.

Сведения об авторах

Губенко Сергей Валерьевич, 1975 г.р., окончил СПАТК ГА (1996), Академию ГА (2004), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - разработка методологии подготовки диспетчерского персонала и организация учебного процесса.

Юркин Юрий Алексеевич, 1934 г.р., окончил ВАУ ГА (1966), заслуженный пилот СССР, кандидат технических наук, профессор кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - аэропортовая деятельность, обеспечение полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.