Научная статья на тему 'Методология определения финансового потенциала приграничного региона (на примере субъектов дальневосточного федерального округа)'

Методология определения финансового потенциала приграничного региона (на примере субъектов дальневосточного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тишутина О.И.

Перспективная финансовая и, в частности, бюджетная политика должна строиться на основе оценки финансового потенциала государства и отдельных регионов и стимулировать их развитие. Для приграничных регионов при оценке финансового потенциала необходимо учитывать их геополитическое, приграничное положение, которое оказывает влияние на финансовую систему данных регионов в целом. Исходя из этого, для более полного учета экспортной составляющей финансового потенциала приграничного региона необходимо учитывать и экспортный потенциал данных территорий. Проведенный анализ в статье показывает необходимость активизации деятельности государственных органов управления по созданию условий для развития стратегических преимуществ во всех приграничных регионах. Для развития данных регионов необходимо разработка современной модели государственного регулирования приграничных субъектов РФ, способствующей созданию на основе приграничного сотрудничества самостоятельных, экономически развитых регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тишутина О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология определения финансового потенциала приграничного региона (на примере субъектов дальневосточного федерального округа)»

Финансовый потенциал региона

методология определения финансового потенциала приграничного региона

(на примере субъектов дальневосточного федерального округа)

о.И. тишутина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Хабаровская государственная академия экономики и права

В современных условиях для большинства регионов РФ становится все более актуальной задача определения внутренних резервов экономического развития. В экономической науке ее решение связывается в первую очередь с разработкой новых подходов к определению сущности, структуры и методов оценки финансового потенциала региона.

Термин «потенциал» определяется в энциклопедическом словаре как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, и которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели»1. Исходя из этого, потенциал подразумевает совокупность всех имеющихся средств и возможностей в какой-либо области. Таким образом, потенциал не только то, что выявлено, но и возможности в скрытом виде, которые могут проявиться при определенных условиях.

В связи с этим финансовый потенциал включает в себя не только финансовые ресурсы, которыми располагает регион в настоящий момент времени, но и те финансовые ресурсы, которые могут быть привлечены или еще не привлечены для выполнения функций регионального уровня власти. Таким образом, финансовый потенциал региона включает в свой состав и неиспользованные резервы, т. е. будущие доходы региона.

Существуют различные подходы к определению понятия «финансовый потенциал региона». Одним из наиболее полных определений можно считать трактовку финансового потенциала региона как совокупности финансовых ресурсов,

1 Новый энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

мобилизуемых внутри региона, средств, привлеченных на коммерческой основе извне, региональных резервов, а также потенциальный доход от их использования, обусловливающие социально-экономическое развитие конкретной территории2.

Финансовый потенциал — это оценочная, вероятностная категория. На объем и структуру финансового потенциала региона влияет множество факторов:

• региональный уровень развития производства и темпы его роста;

• территориальная структура производства, характеризующаяся преобладанием индустриальных или аграрно-сырьевых отраслей;

• инвестиционная политика и политика в области распределения национального дохода;

• развитость финансово-кредитной системы и др. Необходимость определения финансового

потенциала на уровне каждого региона является исходной ступенью в разработке любых сводных программ и прогнозов развития. Только на основе оценки текущего состояния всех элементов финансового потенциала и их динамики можно строить стратегию его эффективного использования. Для определения совокупного объема финансового потенциала региона необходимо выявить потенциальную результативность использования каждого отдельно взятого ресурса территории, провести соизмерение ресурсов между собой и привести их к интегральному виду, к рациональному сочетанию ресурсов для получения максимально возможного эффекта удовлетворения потребностей региона. От динамики, величины финансового потенциала в

2 Финансовый баланс территории и его использование. — М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2003. — С. 64.

значительной степени зависит уровень развития территории, а также возможность государственного финансового регулирования социально-экономических процессов посредством финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти региона.

Финансовый потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Оценка финансового потенциала региона необходима для построения эффективной системы межбюджетных отношений в РФ, поскольку на ее основе должен рассчитываться налоговый потенциал, который является основой в методике распределения средств федерального бюджета из Фонда финансовой поддержки регионов.

Перспективная финансовая, и в частности бюджетная, политика должна строиться на основе оценки финансового потенциала государства и отдельных регионов и стимулировать их развитие, так как использование финансового потенциала региона позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования — государству (в лице федеральных и региональных властей), муниципальным образованиям, различным организациям, населению.

Таким образом, для оценки финансового потенциала необходимо рассчитать достижимый объем финансовых ресурсов на данной территории за определенный период при условии максимального использования всей системы определяющих его факторов.

Что касается критериев оценки финансового потенциала, то они должны правильно и наиболее полно выражать сущность данного явления. В настоящее время существуют различные методы оценки финансового потенциала. Исследования многих российских экономистов посвящены вопросам поиска наиболее реальных методов расчета экономического, финансового, налогового и бюджетного потенциалов.

Так, состояние социально-экономических явлений можно исследовать с помощью корреляционного анализа. Особенность изучения связи явлений методом корреляции состоит в том, чтобы оценить зависимость между избранными факторными и результативными признаками, устраняя при этом сложное взаимодействие их со всеми прочими факторами.

Для оценки финансового потенциала с использованием корреляционного анализа используются следующие подходы:

1) определяется показатель, имеющий наибольшее значение для оценки финансового потенциала территории;

2) определяется аналитическая связь между значимым показателем и прочими показателями оценки финансового потенциала;

3) определяется финансовый потенциал территории с учетом значимого показателя, который включает в себя комплексную оценку, в результате одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих почти все аспекты функционирования финансов регионов.

Более распространенным методом оценки потенциалов является составление рейтинга с использованием финансовых коэффициентов.

Финансовые коэффициенты — относительные показатели состояния финансов региона, рассчитываемые как отношения абсолютных показателей друг к другу.

При этом в разных методиках оценки потенциалов используются различные коэффициенты. Так, информационно-аналитическое агентство «АК&М» для составления рейтинга кредитоспособности субъектов РФ в качестве критериев, определяющих финансовое состояние региона, используют следующие коэффициенты:

— доля собственных доходов бюджета в общем объеме доходов;

— отношение дефицита бюджета к доходам бюджета;

— доля средств, направляемых в бюджеты других уровней, в расходах бюджета;

— отношение государственного долга к собственным доходам бюджета;

— доля выделяемых кредитов в расходах бюджета; При этом при рейтинговой оценке каждому

из перечисленных коэффициентов присвоены весовые коэффициенты, определяющие степень влияния каждого критерия на финансовый потенциал региона.

Наличие большого количества дискуссий по поводу метода оценки финансового или социально-экономического потенциала региона в целом дает основание для дальнейшего развития данного направления.

Основная проблема оценки финансового потенциала региона состоит в том, что существуют различные подходы к его структурным элементам. А, следовательно, нельзя подходить однозначно и к выбору системы показателей, характеризующих финансовый потенциал региона.

При выборе показателей финансового потенциала важно учитывать ряд важных методологических положений.

1. Финансовый потенциал региона представляет собой агрегированное представление системы количественных и качественных показателей, характеризующих настоящее финансовое состояние региона и его перспективы. Соответственно перечень показателей должен быть разработан с применением системного, комплексного и стратегического подходов. Это означает, что отбор показателей должен основываться на принципах необходимого разнообразия элементов, минимальной достаточности и их целевой ориентации. При этом стратегическими показателями считаются те, которые определяют направления деятельности, а тактическими — результативные3.

2. Основной сложностью решения проблемы является отсутствие достаточной информационной базы, поэтому число показателей должно быть ограничено, содержать минимум субъективной интерпретации и сопряжено с особенностями региональной статистики и ее возможностями для проведения сопоставимой оценки финансового потенциала регионов. Следует учитывать то, что, по оценкам экспертов, достоверность региональной статистики составляет в настоящее время около 30 %, и это связано не только с тем, что существенная часть финансовых потоков и товарооборота находится в сфере теневой экономики, но и с недостатками самой статистики, как методическими, так и организационными4.

3. Для проведения сравнительного анализа регионов в ряде случаев следует использовать не агрегатные, а подушевые показатели.

Анализ современной литературы позволяет выделить несколько основных методологических подходов к оценке финансового потенциала, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Этим объясняется наличие большого количества споров и дискуссий о методе, являющемся наиболее подходящим для оценки потенциала вообще и финансового потенциала в частности. Однако проблема выбора наилучшего метода, применение которого было бы единственно верным, практически не стоит: единый метод объективно исключен из-за сложности экономического содержания самой категории потенциала.

3 Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - С. 301.

4 Основы экономики столичного мегаполиса / Российская академия естественных наук, Российская муниципальная академия, Институт региональных экономических исследований. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006. — С. 233.

В связи с этим возникает необходимость разработки метода оценки финансового потенциала региона с учетом его приграничного положения.

В изменяющихся геоэкономических и геополитических условиях развития Дальнего Востока происходит изменение места и роли граничащих с сопредельными государствами его территорий. На первое место выносится вопрос не столько выживания регионов, сколько поиска новых инструментов и механизмов бюджетной политики, позволяющей максимально использовать финансовый потенциал приграничных регионов.

В качестве основных этапов оценки финансового потенциала приграничного региона можно выделить следующие.

1. Предварительный этап (сбор данных, формирование информационного поля). В ходе предварительного этапа статистического исследования финансового потенциала приграничного региона было отобрано 53 показателя (в том числе исполнение консолидированного бюджета региона, доходы и расходы, профицит и дефицит, суммарная задолженность по обязательствам региона, прибыльность предприятий региона, доля убыточных предприятий, внешнеторговый оборот и др.).

2. Выявление основных признаков (проведение компонентного анализа, отбор факторов, максимально объясняющих дисперсию, выбор полученных показателей). Таким образом, на втором этапе был проведен анализ показателей методом главных компонент.

3. Снижение размерности пространства полученных признаков (проведение повторного компонентного анализа). В результате были получены главные компоненты. Заметим, что в ходе отбора факторов были выделены 4 фактора, максимально объясняющих вариацию:

— доходы консолидированного бюджета региона на душу населения;

— объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

— доля прибыльных предприятий;

— доля экспорта во внешнеторговом обороте региона.

Среди них особое значение имеет уровень доходов консолидированного бюджета региона на душу населения, который является обобщающим показателем финансовой политики любого, в том числе и приграничного, региона, который позволяет судить о масштабах денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение исполнения функций государства и местного самоуправления.

Не менее важным показателем благоприятных условий для развития региона является удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций. Однако для приграничных регионов при оценке финансового потенциала необходимо учитывать их геополитическое, приграничное положение, которое оказывает влияние на финансовую систему данных регионов в целом. Исходя из этого, для более полного учета экспортной составляющей финансового потенциала приграничного региона была проведена оценка финансового потенциала по базовым показателям (первым трем выявленным факторам) и экспортного потенциала данных территорий.

4. Оценка финансового потенциала по базовым показателям, без учета влияния фактора экспортно ориентированной направленности экономики приграничного региона. В данный потенциал вошли следующие показатели:

— доходы консолидированного бюджета региона на душу населения;

— объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

— доля прибыльных предприятий.

5. Оценка экспортного потенциала приграничного региона. Экспортный потенциал следует определять как совокупность показателей экспортно ориентированной направленности экономики региона. В данный потенциал необходимо включить следующие показатели:

— доля экспорта во внешнеторговом обороте региона;

— удельный вес в экспорте товаров высокой степени переработки;

— объем экспорта услуг на душу населения.

Такой выбор показателей определен необходимостью смены модели внешнеэкономических связей приграничных территорий страны, обусловленной реализацией двуединой цели ограничения ресурсно-экспортной политики и расширения базы инновационной составляющей экспорта региона.

6. Итоговая оценка финансового потенциала с учетом экспортного потенциала приграничного региона.

Рассмотрим применение методики на примере приграничных регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

Составными этапами методики оценки финансового потенциала приграничного региона являются:

— сбор и аналитическая обработка информации за соответствующий период времени;

— группировка показателей;

— расчет локальных и итогового индексов потенциалов;

— ранжирование регионов по рейтингу финансового потенциала.

При этом, как показывает анализ, для расчета частных индексов, характеризующих потенциалы региона, в современных экономических исследованиях и прикладных разработках применяются четыре основных метода интегрирования числовых значений частных показателей. Наиболее часто используется метод ранжирования, который характеризуется как самый простой, наглядный, но одновременно и наименее точный, ибо показывает лишь расстановку регионов относительно друг друга, не позволяя выявить действительно «узких мест» в региональном развитии. В отличие от этого метода, другие три, относящиеся к группе непараметрических методов многомерного анализа: средняя геометрическая, многомерная средняя и метод «Паттерн», позволяют определить интегральные уровневые характеристики. Эта группа методов отличается простотой, вместе с тем полученные в результате их использования оценки адекватно отражают изучаемые явления и дают полезную и важную информацию об исследуемом объекте. При этом непараметрические методы многомерных статистических сравнений обладают незначительной чувствительностью к искажениям статистических данных, применимы к малым выборкам и не требуют обеспечения сопоставимости единиц измерений частных показателей.

В результате применения метода «Паттерн» сделаны следующие расчеты.

Были рассчитаны финансовые потенциалы приграничных регионов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) за 2000 — 2006 гг. по базовым показателям. Величина интегрального индекса финансового потенциала регионов по базовым показателям отражена в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что во всех регионах ДВФО финансовый потенциал по базовым показателям в 2006 г. сократился по сравнению с 2000 г. Кроме того, лидером в 2006 г. среди регионов по финансовому потенциалу являлась Сахалинская область. При этом величина финансового потенциала Сахалинской области за последние годы составляла около 50 %. Остальные приграничные регионы по базовым показателям финансового потенциала имели еще более худшие позиции.

Однако особое значение для развития приграничных регионов имеет экспортный потенциал.

Таблица 1

Интегральный индекс финансового потенциала регионов ДВФО по базовым показателям за 2000 — 2006 гг., в %

Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

ЕАО 33,56 34,44 27,22 28,02 26,84 27,13 29,84

Амурская область 36,04 45,81 35,48 33,24 32,90 31,41 34,75

Камчатская область 47,29 47,05 36,17 38,23 32,06 33,63 36,25

Магаданская область 63,63 54,71 42,02 39,32 35,20 36,12 38,48

Приморский край 38,25 39,16 34,49 34,23 33,69 34,27 33,81

Республика Саха (Якутия) 78,81 66,81 41,23 40,47 35,51 36,42 38,53

Сахалинская область 66,74 64,85 48,44 42,52 51,16 54,35 56,18

Хабаровский край 55,10 49,84 41,78 40,41 40,25 41,71 44,34

Были проведены расчеты по показателям экспортных потенциалов приграничных регионов ДВФО за аналогичный период. Величина интегрального индекса экспортного потенциала регионов отражена в табл. 2.

Как видно из табл. 2, лидирующие позиции по экспортному потенциалу среди регионов ДВФО имеют Приморский и Хабаровский края, причем если в Хабаровском крае его уровень за 2002 — 2006 гг. практически не изменился, то в Приморском крае индекс экспортного потенциала значительно увеличился. Хабаровский край поддерживает свой статус приграничного региона за счет экспорта авиационной техники и, в меньшей степени, леса. Приморский край в основном экспортирует продовольственные товары, металлы и изделия из них, древесину (в основном круглый лес), продукцию топливно-энергетического комплекса.

Несколько меньший экспортный потенциал имеют Амурская область, ЕАО и Республика Саха (Якутия). Наименьший индекс экспортного потенциала имеет Магаданская область, что связано с узконаправленным экспортом данного региона (преимущественно золото) и огромной долей импорта (продовольствие, топливо, машины и оборудование, строительные материалы).

Таким образом, итоговый индекс финансового потенциала приграничных регионов ДВФО с

учетом экспортного потенциала и итоговый ранг анализируемых регионов представлены в табл. 3.

Расчеты показывают, что регион-лидер по показателю финансового потенциала за анализируемые 7 лет не изменился, а разрыв между дальневосточными приграничными субъектами Федерации с максимальным (Хабаровский край) и минимальным (Магаданская область) значениями потенциала за период с 2000 по 2006 г. сократился на 3,92 процентных пункта (с 27,5 до 23,58 процентных пунктов).

Итоговый расчет показал, что в анализируемом периоде финансовые потенциалы большинства приграничных регионов сократились или сохранили уровень 2000 г. (сокращение значений произошло у Хабаровского края, Магаданской и Камчатской областей, незначительные изменения — у Республики Саха (Якутия) и Сахалинской области). Рост потенциала произошел у трех регионов — ЕАО, Амурская область и Приморский край. При этом к 2006 г. большинство приграничных регионов ДВФО имели средний уровень финансового потенциала. Наибольшими потенциалами в 2006 г. обладали Хабаровский и Приморский края. Это связано с тем, что данные регионы имели высокий экспортный потенциал, превышающий среднее значение по приграничным территориям ДВФО.

Следующее место занимают соответственно Амурская область, Сахалинская область и Рес-

Таблица 2

Интегральный индекс экспортного потенциала регионов ДВФО за 2000 — 2006 гг., в %

Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕАО 31,1 27,5 29,0 32,7 44,4 49,4 53,2

Амурская область 31,7 30,1 34,0 31,6 51,3 56,1 61,7

Камчатская область 41,7 36,5 35,8 34,4 35,2 36,8 40,5

Магаданская область 20,0 17,4 23,3 18,1 23,4 21,7 24,6

Приморский край 67,3 66,2 63,0 60,9 73,5 76,1 81,6

Республика Саха (Якутия) 29,3 28,1 39,7 38,9 48,8 49,2 51,5

Сахалинская область 34,1 34,2 36,6 40,0 40,2 41,3 41,9

Хабаровский край 80,2 74,2 69,6 71,1 70,3 71,3 72,5

Таблица 3

итоговая оценка финансового потенциала с учетом экспортного потенциала приграничных регионов ДВФО за 2000 — 2006 гг., %

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Регион Рейтинг Ранг Рейтинг Ранг Рейтинг Ранг Рейтинг Ранг Рейтинг Ранг Рейтинг Ранг Рейтинг Ранг

ЕАО 45,64 8 44,82 8 42,34 8 44,61 8 47,03 7 49,36 6 51,66 6

Амурская область 47,77 7 50,36 6 48,88 6 50,02 6 53,65 5 57,48 4 60,82 3

Камчатская область 56,67 5 52,33 5 51,27 5 53,10 5 47,52 6 48,25 7 50,17 7

Магаданская область 53,42 6 48,13 7 46,51 7 45,63 7 42,81 8 43,44 8 45,06 8

Приморский 62,25 2 60,65 2 60,39 2 62,19 2 63,76 2 65,15 2 68,33 2

край

Республика Саха (Якутия) 59,74 3 58,25 3 54,21 4 55,40 4 54,75 4 55,57 5 57,24 5

Сахалинская область 59,43 4 57,75 4 56,33 3 58,85 3 58,67 3 59,10 3 59,25 4

Хабаровский 73,14 1 68,73 1 65,44 1 67,68 1 64,07 1 66,32 1 68,64 1

край

публика Саха (Якутия). Аутсайдерами итогового рейтинга, по данным 2006 г., выступили ЕАО (6-е место), Камчатская область (7-е место), и Магаданская область (8-е место).

Резюмируя, отметим, что приграничные субъекты РФ Дальнего Востока чрезвычайно разнообразны по условиям жизни и хозяйствования. Природные ресурсы, человеческий капитал, технология, инфраструктура весьма неоднородны и рассредоточены по территории этого огромного региона. Это создает очень разнообразные условия для экономической деятельности и очень разные возможности для построения эффективной стратегии развития. Тем не менее выгодное геополитическое положение приграничных регионов не используется в полной мере для развития территории.

Само понятие «потенциал» является достаточно широким. Тем не менее апробация предложенной методики позволила не только определить ранги дальневосточных приграничных регионов, но и оценить величину разрыва по уровню состоя-

ния финансового потенциала с учетом экспортного потенциала приграничных территорий.

По результатам оценки потенциала анализируемых приграничных регионов ДВФО можно утверждать, что в настоящее время ни в одном приграничном регионе не созданы условия для реализации их потенциала в полном объеме. Даже максимальное значение индекса составило в 2006 г. лишь 68,64 % от его нормативной величины. Это позволяет сделать предположение об отсутствии программно-стратегических преимуществ у приграничных регионов.

Проведенный анализ показывает необходимость активизации деятельности государственных органов управления по созданию условий для развития стратегических преимуществ во всех приграничных регионах. Для развития данных регионов необходима разработка современной модели государственного регулирования приграничных субъектов РФ, способствующей созданию на основе приграничного сотрудничества самостоятельных, экономически развитых регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.