Научная статья на тему 'Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии'

Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ИИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ИМПУЛЬС / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / TECHNOLOGICAL PARADIGM / INDUSTRIAL AND TECHNOLOGICAL COMPLEXES / STRATEGIC AND INDICATIVE PLANNING / MONETARY POLICY / INVESTMENT MOMENTUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазьев Сергей Юрьевич

Основная идея стратегии развития, ориентированной на реализацию поставленной Президентом задачи осуществления экономического рывка, заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной работы национальной финансово-инвестиционной системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики. Их необходимо ориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития. Последние должны формироваться исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, перспективных направлений нового технологического уклада и национальных конкурентных преимуществ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A methodology for accelerated economic growth: achieving the economic breakthrough goal set by the President of Russia

The central idea of a development strategy aimed at achieving the economic breakthrough goal set by the President of Russia consists in the accelerated establishment of industries essential to the new technological paradigm and bringing a new long wave of growth to the Russian economy. This requires concentrating the available resources on the development of promising industrial and technological complexes, which is premised on the target-driven functioning of the national financial and investment system, including the mechanisms of monetary, tax, budget, industrial, and foreign economic policy. Such mechanisms should be targeted at building the core of a new technological paradigm and achieving a synergistic effect of the establishment of new industry clusters, which implies that the macroeconomic policy is consistent with the priorities of long-term technological and economic development. The latter should be based on long-term economic growth patterns, promising areas of the new technological paradigm, and the nation’s competitive advantages

Текст научной работы на тему «Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии»

Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии

A methodology for accelerated economic growth: achieving the economic breakthrough goal set by the President of Russia

ГЛАЗЬЕВ Сергей Юрьевич

Вице-президент ВЭО России, советник Президента Российской Федерации, академик РАН, д.э.н., профессор Sergey Y. GLAZYEV

Doctor of Economics, Professor, Vice-President of the VEO of Russia, Advisor to the President of the Russian Federation, Academician at the Russian Academy of Sciences

Основная идея стратегии развития, ориентированной на реализацию поставленной Президентом задачи осуществления экономического рывка, заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной работы национальной финансово-инвестиционной системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики. Их необходимо ориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития. Последние должны формироваться исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, перспективных направ-

Аннотация:

лений нового технологического уклада и национальных конкурентных преимуществ.

Abstract: The central idea of a development strategy aimed at achieving the

economic breakthrough goal set by the President of Russia consists in the accelerated establishment of industries essential to the new technological paradigm and bringing a new long wave of growth to the Russian economy. This requires concentrating the available resources on the development of promising industrial and technological complexes, which is premised on the target-driven functioning of the national financial and investment system, including the mechanisms of monetary, tax, budget, industrial, and foreign economic policy. Such mechanisms should be targeted at building the core of a new technological paradigm and achieving a synergistic effect of the establishment of new industry clusters, which implies that the macroeconomic policy is consistent with the priorities of long-term technological and economic development. The latter should be based on long-term economic growth patterns, promising areas of the new technological paradigm, and the nation's competitive advantages.

Ключевые слова: Устойчивое развитие, технологический уклад, производственно-технологические комплексы, стратегическое и индикативное планирование, денежно-кредитная политика, инвестиционный импульс.

Keywords: Sustainable development, technological paradigm, industrial and

technological complexes, strategic and indicative planning, monetary policy, investment momentum.

Имея 6-8% ежегодного прироста ВВП, экономика России была искусственно загнана в стагфляционную ловушку решениями ЦБ по повышению ключевой ставки сверх уровня рентабельности реального сектора экономики и дестабилизацией курса рубля. Устойчивое развитие российской экономики, ее ремонетизация и модернизация, организация доступного для реального сектора долгосрочного кредита не могут быть обеспечены без исправления этих ошибок. Они стали возможными вследствие игнорирования руководством ЦБ рекомендаций научного и делового сообщества, а также следования рекомендациям вашингтонских финансовых организаций.

Предпринимаемые в настоящее время меры экономической политики не решают задачи обеспечения устойчивого развития экономики, поскольку не затрагивают причин падения инвестиционной и деловой активности. Исправление системных ошибок должно вестись в рамках общей системы мер по макроэкономической стабилизации и переходу

к опережающему развитию путем новой индустриализации и модернизации экономики на базе новейшего технологического уклада, исходя из поставленных Президентом целей долгосрочной экономической политики.

Стратегия опережающего развития экономики должна учитывать, что мировой кризис связан со сменой длинных волн экономической конъюнктуры. Выход из него связан со «штормом» нововведений, прокладывающих дорогу становлению нового технологического уклада. По мере перетока капитала в наращивание составляющих его производств будет формироваться новая длинная волна подъема экономической конъюнктуры.

Именно в подобные периоды глобальных технологических сдвигов возникает «окно» возможностей для отстающих стран вырваться вперед и совершить «экономическое чудо». Для этого необходим мощный инициирующий импульс, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсы на перспективных направлениях становления нового технологического уклада и опередить другие страны в развертывании производства и сбыта его ключевых товаров и услуг.

С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям становления нового технологического уклада. С экономической точки зрения, они должны создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, приоритетные производства, начиная с определенного момента, должны выходить на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения, их реализация должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

Заявленные Президентом России В.В. Путиным конкретные цели повышения инвестиционной и инновационной активности позволяют сконцентрировать имеющиеся ресурсы и неиспользуемые резервы в целях всемерного содействия экономическому росту.

Верная диагностика состояния социально-экономической и производственной сферы, а также понимание того, что санкционный пресс будет лишь нарастать, позволяет на практике реализовать стратегию опережающего развития российской экономики. Вопреки мнению монетаристов и догматиков, поставленная Президентом задача обеспечения темпов экономического роста выше среднемировых и опережающего роста инвестиций абсолютно реализуема. Более того, имеющиеся резервы позволяют даже превысить этот показатель. Имеющийся научно-технический, производственный и человеческий потенциал позволяют наращивать объем выпуска продукции обра-

батывающей промышленности, строительства и сельского хозяйства не менее чем на 8% в год. Для этого необходимо наращивать инвестиции в освоение новых технологий с темпом не менее чем на 15% в год. Вся система регулирования экономики должна быть настроена на повышение инвестиционной и инновационной активности.

Деятельность правительства, министерств, государственных корпораций и банков, администраций субъектов Федерации и городов будет оцениваться по росту инвестиций в развитие подведомственных им отраслей и видов деятельности. Время безответственного следования конъюнктуре рынка, проедания сырьевых ресурсов и почивания на государственных активах прошло. Правительство должно научиться стратегическому планированию социально-экономического развития страны исходя из целей повышения уровня и качества жизни граждан. Обеспечивать реализацию принимаемых стратегических и индикативных планов, опираясь на механизмы частно-государственного партнерства, используя специнвестконтракты и другие современные инструменты организации выполнения совместно намеченных планов развития экономики. Банковская система должна обеспечивать бесперебойное кредитование инвестиций в модернизацию и расширение производственных мощностей предприятий, осваивающих перспективные направления НТП. Руководителям государственных банков надо более ответственно подходить к решению задач кредитования инвестиций в развитие реального сектора экономики. Их работа должна быть вписана в решение общих задач подъема инвестиционной и инновационной активности в соответствии со стратегическими и индикативными планами социально-экономического развития. Необходимо перейти от стабилизации к развитию экономики на основе нового технологического уклада.

Как показывает мировой опыт, для реализации открывающихся возможностей подъема на новой волне роста нового технологического уклада требуется мощный инициирующий импульс обновления основного капитала, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсы на перспективных направлениях модернизации и развития экономики. Его организация предполагает повышение нормы накопления до трети ВВП с концентрацией инвестиций на прорывных направлениях нового технологического уклада.

Центральному банку нужно решительнее осваивать общепринятые в практике развитых стран механизмы кредитования развития экономики. Главной задачей сегодня является наращивание инвестиций в модернизацию и расширение производственных мощностей, освоение перспективных технологий мирового уровня. Глава государства уже много лет ставит эти цели. Они безальтернативны и касаются всех органов государственного управления. Банку России следует создать механизм предоставления долгосрочных и доступных для производ-

ственных предприятий кредитов. Пора от простых решений переходить к зрелой денежно-кредитной политике, соответствующей уровню и задачам развития нашей экономики. Взамен закрытых странами НАТО внешних источников кредита нужно создать не менее мощные внутренние. Российские предприятия должны кредитоваться в России на условиях не худших, чем в ЕС или в США. Тогда они не будут бегать по зарубежным банкам и уходить в офшоры, а будут заниматься долгосрочным развитием за счет внутренних источников.

Для обеспечения расширенного воспроизводства российская экономика нуждается в существенном повышении уровня монетизации, расширении кредита и мощности банковской системы, активизации роли ЦБ как кредитора последней инстанции. В отличие от экономик стран-эмитентов резервных валют, основные проблемы в российской экономике вызваны не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала «на износ» вследствие острого недостатка кредитов и инвестиций.

Разумеется, нельзя забывать о сдерживании инфляции, для снижения которой были принесены изрядные жертвы, включая падение инвестиций и потребления граждан. Настоящее таргетирование инфляции невозможно без реализации других целей макроэкономической политики, включая рост инвестиций, производства и занятости. Эти цели могут ранжироваться по приоритетности и задаваться в форме ограничений, достигаясь за счет гибкого использования имеющихся в распоряжении государства инструментов регулирования денежно-кредитной и валютной сферы. В сложившихся условиях приоритет следует отдавать росту производства и инвестиций в рамках установленных ограничений по инфляции и обменному курсу рубля. При этом для удержания инфляции в установленных пределах необходима комплексная система мер по ценообразованию и ценовой политике, валютному и банковскому регулированию, развитию конкуренции и принципиальной антимонопольной политике. И помнить, что главным фактором антиинфляционной политики является научно-технический прогресс и связанное с ним снижение издержек, а также повышение эффективности производства. А научно-технический прогресс без кредитов не бывает. Банку России следует помнить слова Шумпетера о том, что процент — это налог на инновации и не бояться его снижать до уровня, соответствующего рентабельности реального сектора экономики.

Мы накопили достаточно резервов, чтобы обеспечить стабильность национальной валюты. Не будем забывать, что в этом состоит установленная Конституцией цель деятельности Центрального банка. Без долгосрочной стабилизации курса рубля невозможно рассчитывать на рост инвестиций в капиталоемких отраслях промышленности, требующих длительных сроков окупаемости. Все должны понимать, что без выхода

на устойчивый рост инвестиций и объемов производства мы в ведущейся против нас финансово-экономической войне не устоим.

Для роста экономики нужны не только кредиты, но и современные знания и технологии. Следует признать, что отставание в этой области превысило критический порог безопасности. Реформы науки и образования не дали ожидавшихся результатов. Связи между фундаментальными и прикладными исследованиями, проектированием и конструированием, внедрением и коммерческим освоением новых технологий так и не заработали. Не оправдали себя венчурные фонды и другие институты развития. Предоставленные сами себе, они не напрягаются в поиске перспективных технологий, паразитируя на выделенных государством деньгах. А иногда просто растаскивают и зарывают в землю многомиллиардные бюджетные ассигнования, как это произошло в Роснано.

Необходимо прекратить бездумное реформирование этой деликатной сферы. И заняться налаживанием тысяч сложнейших связей между наукой, образованием и производством. Делать это надо на основе частно-государственного партнерства, поощряя инициативу и оказывая всемерную поддержку ученым и инженерам в поиске и освоении новых технологий. Особую роль в этом призвана играть Российская академия наук, которая могла бы взять на себя миссию интеллектуально-методического обеспечения механизма стратегического планирования.

Без кардинального повышения уровня ответственности за должное выполнение обязанностей государственными менеджерами и служащими мы задачу модернизации и развития экономики не решим. Для этого должна быть создана система управления научно-техническим и социально-экономическим развитием, ориентированная на достижение поставленных целей. В этой системе каждый наделенный властными полномочиями или государственным капиталом управленец должен понимать свои задачи и отвечать за их выполнение по соответствующим показателям. Построение такой системы, основу которой составляет недавно принятый Закон о стратегическом планировании, необходимо завершить уже в этом году.

Без долгосрочного целеполагания, без общей системной работы государства, предприятий и граждан по реализации курса на суверенное развитие на передовой технологической основе выстоять в развернутой против России гибридной войне, обеспечить устойчивость внутреннего социального и экономического порядка невозможно.

В целом развитие экономики должно быть подчинено решению задач повышения благосостояния людей. Деятельность всех органов власти необходимо нацеливать на повышение уровня и качества жизни народа. Наше правовое государство уже созрело для того, чтобы законодательно закрепить ответственность исполнительной власти перед

обществом за результативность проводимой социально-экономической политики. Пора принять закон об ответственности исполнительной власти за уровень общественного благосостояния, в котором установить объективные показатели повышения уровня и качества жизни населения, социально-экономического развития, по которым оценивать деятельность федерального правительства и руководителей субъектов Федерации.

Безусловным императивом при этом является бескомпромиссная борьба с социальным неравенством, позорным для нашей страны с ее вековой традицией запроса общества на социальную справедливость. Мы уже законодательно привязали минимальную зарплату к прожиточному минимуму. Нужно обеспечить его соответствие достойному уровню жизни. А также создать справедливый механизм распределения бремени государственных расходов пропорционально доходам и богатству налогоплательщиков. Наша налоговая система приобрела достаточно опыта борьбы с уклонением от налогов и вполне готова к применению современных методов прогрессивного налогообложения доходов. При этом доходы ниже прожиточного минимума должны быть освобождены от налогообложения. Одновременно можно будет снизить налогообложение доходов предприятий, направляемых на инвестиционные цели путем ускорения амортизации и освобождения от налогов расходов на инвестиционные и инновационные цели. Этот маневр позволит одновременно увеличить доходы бюджета и объемы инвестиций.

На фоне этих диспропорций у нас и стагнации мировой экономики быстрый экономический рост КНР, обеспечивший китайцам лидерство в новом технологическом и мирохозяйственном укладах, объясняется эффективной системой управления развитием КНР. Она сочетает стратегические и индикативные планы с целевым кредитованием инвестиционных проектов их достижения, с одной стороны, и рыночную конкуренцию в открытой экономической среде с избирательным государственным регулированием, с другой стороны.

Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы НТП и понимание возможностей опережающего развития китайской экономики в рамках мировой. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам государственной власти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства для повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями. Рыночная конкуренция обеспечивает эффективность, а целевое кредитование — финансирование реализации инвестиционных проектов достижения запланированных целей. Государственное регулирование стимулирует деловую активность в направлении

роста производства и сдерживает ее деструктивные проявления (вывоз капитала, финансовые пирамиды и т.п.). Открытость дает возможность импорта передовых технологий и экспорта готовой продукции, принуждая предпринимателей к повышению конкурентоспособности продукции.

Стержнем всей системы регулирования китайской экономики является всемерное стимулирование инвестиционной и инновационной активности. Ключевую роль в этом играет государственный сектор, основу которого составляют: государственная банковская система, генерирующая кредит под индикативные планы роста инвестиций и производства; транспортная и энергетическая инфраструктура, развитию которой придается приоритетное значение в государственных планах; государственные корпорации, концентрирующие ресурсы для научно-технического развития экономики, разработки и внедрения передовых технологий.

Последовательное быстрое наращивание инвестиций в перспективных направлениях развития экономики обеспечило опережающий рост китайской экономики.

Опыт Китая и других динамично развивающихся стран говорит о том, что необходимым условием вывода российской экономики из стагфляции на траекторию устойчивого роста является быстрое и значительное, на 30-50%, наращивание инвестиций. Все успешные страны начинали экономический подъем с резкого наращивания государственных инвестиций, доводя норму накопления до 35-45% ВВП. В условиях низких доходов и сбережений населения первоначальное финансирование этого подъема шло за счет опережающего расширения внутреннего кредита путем целевой денежной эмиссии. В последующем, по мере роста доходов и сбережений, начинал работать стандартный банковский трансмиссионный механизм и значение эмиссионного источника финансирования инвестиций снижалось. Однако государственные инвестиции во всех быстро растущих странах продолжают играть ведущую роль в поддержании нужных для устойчивого экономического роста темпов наращивания капитальных вложений. Финансируются они денежными властями путем рефинансирования государственных банков и институтов развития под централизованно отбираемые инвестиционные проекты.

Так, 10-кратный рост ВВП в Китае с 1993 по 2016 год сопровождался ростом инвестиций в 28 раз, денежной массы и банковского кредита производственной сфере - соответственно в 19 и 15 раз. На единицу прироста ВВП приходится почти три единицы прироста инвестиций и около двух единиц прироста денежной массы и объема кредита. Это иллюстрирует действие механизма роста китайской экономики: увеличение экономической активности, измеряемое ВВП, обеспечивается опережающим ростом инвестиций, большая часть которого финансиру-

ется за счет расширения кредита государственной банковской системы. При этом весь период бурной монетизации экономики в Китае инфляция оставалась в пределах 4-7%. Низкая инфляция при этом обеспечивалась постоянным повышением эффективности и объемов производства товаров благодаря удержанию денежных потоков в контуре: кредитная эмиссия — рост инвестиций — рост объемов и эффективности производства — рост массы товаров при снижении удельных издержек их производства и цен — рост доходов — рост сбережений — рост инвестиций. Достигалось это путем привязки кредитов государственных банков к инвестиционным проектам развития производства под централизованным контролем и сквозной ответственности органов государственной власти за достижение индикаторов роста производства и инвестиций при системной борьбе с коррупцией. В целях недопущения перетока кредитных ресурсов на финансово-валютный рынок и за рубеж применялись ограничения на валютные операции капитального характера.

Подобный механизм используется всеми динамично развивающимися странами. Вопреки мнению наших денежных властей, даже Мировой банк вынужден был признать отсутствие статистической зависимости между динамикой денежной массы и инфляцией. Многочисленные исследования и мировой опыт доказали, что эта зависимость носит немонотонный характер и определяется отклонением монетизации экономики от оптимального значения. Чем больше это отклонение, как в сторону повышения денежной массы, так и в сторону снижения, тем выше инфляция.

Поэтому принципиальных проблем в использовании отработанных в Китае методов управления развитием экономики в России не существует. Они с успехом применяются не только в КНР, но и в Индии, Вьетнаме, Южной Корее, Сингапуре и других успешно развивающихся странах. Их характерной чертой, повторюсь, является опережающее наращивание целевой кредитной эмиссии для финансирования инвестиций в соответствии с определяемыми государством приоритетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.