Научная статья на тему 'Методология обеспечения экономической безопасности'

Методология обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7010
924
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенчагов Вячеслав Константинович

В работе дан обзор методологических основ экономической безопасности. Представлен анализ исторического опыта СССР и названы основные факторы его разрушения. На этой основе разработан и в статье представлен механизм экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of maintenance of the economic security

Work contains the review of methodological bases of economic safety. The analysis of historical experience of the USSR is submitted and major factors of its destruction are named. On this basis it is developed and in article the mechanism of economic safety of the state is submitted.

Текст научной работы на тему «Методология обеспечения экономической безопасности»

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сенчагов В.К.

В работе дан обзор методологических основ экономической безопасности. Представлен анализ исторического опыта СССР и названы основные факторы его разрушения. На этой основе разработан и в статье представлен механизм экономической безопасности государства.

1. Гибель СССР - уроки для России и мира

Трагический опыт разрушения СССР - одной из великих держав мира, обладавшей мощной армией, одной из сильнейшей в мире служб государственной безопасности, многомиллионной политической партией с разветвленным идеологическим аппаратом, поставил перед аналитиками задачу изучения причин, факторов, условий разрушения глобальных социально-экономических систем. Можно себя успокаивать философским мироощущением. Нет ничего вечного в этом мире, погибла некогда мощная Римская империя. Качество наших знаний причин разрушения СССР остается очень низким, преобладают идеологические штампы о неизбежности этого процесса, нет глубокого, системного анализа внутренних и внешних факторов разрушения, остается неясным взаимодействие этих факторов и какой из них явился своего рода детонатором взаимодействия. В книге Е.Т.Гайдара «Гибель империи. Уроки для современной России» СССР рассматривается как империя, что вряд ли оправдано*. Здесь не помогают ссылки на имперские взгляды С.Белковского и А.Проханова. СССР не была империей, ни один их тех признаков империи, по которому она идентифицируется, не характерен для СССР. СССР не был «монархическим государством во главе с императором» и не был «империалистической колониальной державой» [1, с. 8]. Нет достаточных оснований для переосмысливания опыта СССР как «территориально интегрированной империи».

Территориальная интеграция и, добавим, производственная, научно-техническая кооперация в невиданных в истории масштабах была, но она не носила империалистического характера. Генеральный секретарь партии и председатель Совета министров не имели таких властных полномочий как монарх. СССР была уникальная, не имеющая в мире аналога, страна. Но даже такие страны не застрахованы от разрушения. По мнению Е.Гайдара, Россия проходит через опасную стадию болезни в виде ностальгии по погибшей империи. Ностальгия действительно существует, но не по мифической империи, а по уровню безопасности, обеспечению порядка и благосостояния миллионов граждан. И когда Президент России В.Путин в Послании Федеральному Собранию (2005 г.) называет крушение Советского Союза крупнейшей геополитической катастрофой века (с чем не согласен Е.Гайдар), то эту оценку не следует считать ностальгией по СССР или восхвалением утраченной страны. В оценке крушения СССР очень важно понимание геополитических и социально-экономических последствий крушения этого

* Несмотря на несогласие с автором по ряду вопросов, изучение процесса разрушения СССР с использованием архивных данных представляет большой интерес и вызывает дискуссию.

государства. А эти последствия носят катастрофический характер*. Именно в этом смысле нужно исследовать уроки этого крушения и для современной России. Уникальность, неимпериалистичность СССР - не предмет данной статьи. Здесь лишь ограничимся двумя соображениями. Во-первых, СССР никто, никогда не обвинял в том, что Центр перераспределяет ресурсы из республик, входящих в состав СССР, в пользу России. Наоборот, Центр осуществлял перераспределение в пользу тех республик, которые в своем развитии отставали от среднесоюзных стандартов. Во-вторых, уникальность состояла в своеобразном типе хозяйствования, прогнозирования и планирования, а также в постоянном поиске новых путей развития, который, к сожалению, не всегда был продуктивным.

СССР прошел очень сложный путь эволюции, включая смену целей, задач, механизмов, организационных форм управления. Он был на пути демократии и сочетания централизованного управления с товарно-денежными и рыночными отношениями, а по формам собственности - к смешанной экономике. В этом был замысел перестройки как одного из этапов эволюции социализма. Опыт реформирования Китая на протяжении более 20 лет свидетельствует, что такой эволюционный путь развития возможен и дает позитивные результаты. Чтобы понять причины гибели СССР, нужно, во-первых, опираться на весь период его развития, во-вторых, учитывать не только внутренние факторы, но и внешние, главный из которых состоит в том, что консолидирующей основой всех внешних факторов было стремление ряда стран к разрушению СССР не только путем открытой войны, но и более изощренных форм борьбы. С крушением СССР открылся новый путь, новые формы разрушения государства без войн и революций. Эволюция СССР заключалась в том, что страна отказалась от экспорта социалистической революции, провозгласила политику мирного соревнования противоположных систем. СССР с трудом, но все же системно осуществлял идеологическое «перевооружение», вырабатывал новую теоретическую платформу идеологии социализма, а США не только не осуществили этого, но накапливали идеологический, финансовый и информационный потенциал для своей победы в холодной войне. Это и есть главный урок для современной России.

Подчеркивая значимость внешних факторов разрушения великой страны, ни в коей мере нельзя умалять роль внутренних факторов. Среди них Е.Гайдар называет критическое состояние платежного баланса страны, объемные траты валюты на импорт фуражного зерна, поддержание стабильности розничных цен на продукты питания и увеличение расходов бюджета на дотации, интенсификацию гонки вооружения и вынужденное наращивание военных расходов, инерционность ВПК, выразившуюся в наращивании танковой армады, ошибках советского руководства после 1985 г.

Все эти факторы «имели место быть». Но многие внутренние факторы, которые можно назвать факторами саморазрушения, принесли ущерб стране только в условиях неблагоприятного воздействия внешних факторов. В 80-х годах такую роль играл фак-

* Некоторые авторы считают распад СССР «самой крупной удачей за последние полвека». И. Яковенко пишет: «Распад имперского государства не был отрефлексирован, не был эффективно проработанным сознанием. В России не нашлось ответственной политической силы, которая отважилась бы заявить что с точки зрения целей самосохранения и воспроизводства русского народа распад СССР явился самой крупной удачей за последние полвека. Обнаружились влиятельные политические силы, которые стали подпитывать и использовать ностальгические настроения в политических целях. Особая неприглядность этих манипуляций состоит в том, что имперско-ностальгические смыслы используют люди политически вменяемые, отчетливо осознающие невозможность и катастрофичность любых форм реставрации. [2, с. 65, 66].

тор резкого снижения мировых цен на нефть (1986 г.) Но и этот фактор не обязательно ведет к разрушению экономической системы и в целом государства. За снижением мировых цен следует их подъем. Искусство экономической и финансовой политики состоит в том, чтобы своевременно находить компенсационные возможности факторов устойчивого экономического роста. В конце 80-х годов руководству страны не удалось сохранить целостность и управляемость экономики и общества. Во многом это объясняется уязвимостью фундамента экономической системы из-за неразвитости товарно-денежных отношений, огромного исторического запаздывания постепенного выстраивания рыночной системы, ее соподчинения с системой экономического прогнозирования, стратегического планирования и эффективного административного управления; непонимания политическим руководством значимости финансов и цен*. Запаздывание происходило также в развитии демократии. Шоковое форсирование создания демократических институтов создало почву для формирования разношерстной неконструктивной оппозиции, которая сильно зависела от внешнего влияния.

Посрамленная и ослабленная Россия в 1992 году поняла, что она не застрахована от повторения судьбы СССР. Поэтому уже 5 марта 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О безопасности» №2446-1 (впоследствии дважды уточненный: 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.). Этот закон определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В середине 1992 г. был принят Указ Президента России «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации». Совбез должен формировать единую государственную политику в области национальной безопасности страны.

В 1994 г. Указом Президента РФ был создан научный Совет Безопасности, который существует и сегодня. По заданию Совета Безопасности РФ творческим коллективом ученых РАН и РАЕН, МГУ в 1994 г. подготовлена «Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения». На ее основе разработана и утверждена Президентом в 1996 г. «Г осу дарственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения»**.

2. Основные понятия, категории и индикаторы экономической безопасности

Экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов. Экономическая безопасность - это не абстрактная теоретическая конструкция. Защищённость национальных интересов определяется и обеспечивается именно способностью институтов власти создавать меха-

* «Вопросы развития животноводства обсуждались на высшем уровне гораздо чаще, чем бюджет страны. Финансы рассматривались руководством отраслей, предприятий как элемент неизбежной, но скучной бухгалтерии» [1, с. 231].

** По данной проблеме опубликованы следующие книги: Экономическая безопасность. Финансы. Банки. - М.: ИЭ РАН, 1996; Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки. - М: Финстатин-форм, 1998 (переведена на китайский язык и издана в Пекине в 2003 г.); Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация). Книга третья. - М.: ИЭ РАН, 2000; Экономическая безопасность. Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Книга четвертая. - М.: Финстатин-форм, 2002; Экономическая безопасность России. Общий курс. - М.: Дело, 2005 (895 с.) (синтезирует научные разработки и предназначена для высших учебных заведений и переподготовки кадров).

низмы реализации и защиты интересов отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Важнейшие виды экономической безопасности: военная (оборонная); обороннопромышленная; продовольственная; энергетическая, финансовая.

Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны. Это понятие используется современными европейскими и американскими экономистами и отражает повышение значимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни человечества и особенно в экономике в связи с возрастанием в глобализирующемся мире роли факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости. На первом заседании общественного совета при Минобороны РФ вице-премьер С.Иванов заявил: «Сегодня угрозы безопасности в мире значительнее опаснее угроз времен холодной войны ... Мир динамично метается, а угрозы сегодня метаются с калейдоскопической скоростью. Поэтому времена холодной войны были просто раем по сравнению с сегодняшним днем. Тогда все было предсказуемо и просчитано на 50 лет вперед» [3, с. 1].

Данное понятие имеет сложную, многослойную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления; создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но они интегрируются в трех важнейших направлениях: долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, что определяется необходимостью возвышения геополитического положения России; повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни и признания в мировом культурном пространстве. Психологической и мотивационной поведенческой основой обеспечения национальных интересов России служит представление о России в будущем как о демократической, динамично развивающейся стране, опирающейся на свою многовековую культуру и традиции.

Конкретизация национальных интересов России в сфере экономики состоит в следующем: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, т.е. обеспечивать в ближайшее десятилетие рост ВВП в пределах не менее 7-8% в год; повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих, но и, прежде всего, в обрабатывающих отраслях и увеличение в 5-6 раз доли инновационно активных предприятий; повышение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы, опережающее увеличение пенсий и пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего сословия зажиточных граждан с высоким уровнем платежеспособного спроса; надежность финансово-банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка, не допускать скачков в изменении курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП; повышение в структуре

внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей; поддержание уровня импорта, особенно продовольствия, на безопасном уровне (примерно 25% розничного товарооборота продовольствия); независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения; сохранение единого экономического пространства и недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов, что является питательной базой сепаратизма.

Система экономической безопасности включает семь блоков: концепцию и стратегию национальной безопасности; национальные интересы России в сфере экономики; угрозы в сфере экономики; индикаторы экономической безопасности; пороговые значения индикаторов; организационную структуру; правовое обеспечение экономической безопасности. Все блоки наполнены конкретными элементами и могут быть представлены в виде специальной таблицы (табл. 1). Система предназначена для оценки и прогнозирования важнейших угроз национальным интересам России в сфере экономики и определения мер по отражению этих угроз, адаптации органов государственного управления к новым условиям и вызовам мирового постиндустриального развития. Конкретные элементы системы, ее состав и структура могут видоизменяться с учетом индикативного анализа и прогнозирования экономической безопасности и выявлением новых противоречий, условий и факторов социально-экономического развития в стране и в мире.

Анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности показал, что угрозы могут длительное время не проявляться в открытой и острой форме, что не должно ослаблять внимания к решению конкретных проблем, которые в виде сигналов поступают от индикатора экономической безопасности. Перерастание угроз в кризис происходит из-за неэффективности управленческих решений и в связи с этим увеличения числа угроз. Чем больше аналитиками и экспертами фиксируется угроз экономической безопасности, тем больше возрастает вероятность кризиса. Другой определяющий фактор снижения уровня экономической безопасности - взаимодействие различных угроз и индикаторов, их отражающих. Ясно, что не всякое взаимодействие индикаторов опасностей в сфере экономики ведет к дестабилизации социально-экономической системы и нарушению ее защитных механизмов. Как правило, находится случай или совокупность обстоятельств, как это было в период финансового кризиса 1998 г., когда происходит замыкание цепи, состоящей из ряда угроз, и система начинает быстро разрушаться. Об этом же свидетельствуют уроки разрушения СССР, о чем говорилось выше. В современных условиях особая роль в формировании очагов кризиса принадлежит не циклам обновления капитала и даже не циклам обновления технологий, а циклам накопления денежных средств и сбоям в функционировании финансовых и валютных рынков. В условиях глобализации самые динамичные инструменты финансового и валютного рынка подвержены колоссальным рискам. Поэтому курс валюты, конъюнктура цен, ориентиры поведения инвесторов и управленческой элиты, надежность механизмов и процедур контроля оказывают определяющее влияние на состояние экономики и в целом национальной безопасности страны.

Экономика региона № 3/2008

Таблица 1

Система экономической безопасности страны

Концепции национальной безопасности Национальные интересы России в сфере экономики Угрозы эко ном н ч ес кон безопасности Пороговые значении индикаторов Организационные сгрумуры обеспечения экономической безопасное гн Правовое обеспечение экономической безопасности

1. Россия в мировом сообществе и ее составные части (глобальная безопасность и геополитическая роль). 2. Национальные интересы России, .я. Угрозы национально» безопасности, 4. Обеспечение национальной безопасности, 1. Способность 'экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, 2. Конкурентоспособность государства, бизнеса, личности. 3. Повышение благосостояния н качества жизни населения 4. Устойчивость финш іеово-баї іко вс кой системы, 5. Рациональная структура внешней торговли, доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта, 6. І Іезависимость России на стратегически важных направлениях і іау чно-техничес кого прогресса. 7. Укрепление единого экономического і іространетва, формирование общероссийского рынка. к. 11 реодоление неоправдаї п юй дифферет щаі рш в социально-экономическом развитии отдельных регионов. 9ш Превьхшеїте допустимой доли экспорт экономики, пело пуст мая нагру зка на природную среду, 10. Создание экономически и иршюштхус.ювті исключающих криминализацию общества, п. Обосноваїшая доля государственного регулирования, оівечающая кри гериям эффектшюст и социальной направленности развития экономики, пределы приватизации. 1 Потеря і іроизводствеї л ю-го потешшала из-за высокого износа основных фондов. 2. Государственный долг (внутренний и внешний). 3. Корпоративный долг. 4. Высокий уровень бедности населения 5. Утечка капитала. 6. Низкая инновационная н инвестиционная активность, 7. Низкая ко і курсі поспособ-ноетъ продукции, к, Инфляция, включая скрьпое и ожидаемое повышение пен (естественные монополии, страховой бизнес, НЄ;ЦіГОКИМ0С 1ЪТ черновой рынок и т.д.) 1. Валовый сбор зерна, млн. т. 2. Доля в ИНН инвестиций в основной кашггал, %. 3. Доля в ВВП расходов на оборону, %. 4. Доля в ВВП затрат на гражданскую науку* %. 5. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %. 6. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве. %. 7. Доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %. 9. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, |>аэ, 10. Уровень безработицы, в % к ЭАН в среднегодовом исчислении по методологии МО" Г. 11 Уровень монетизации, % ВВП 12. Внепиши долг, % ВВП. 13. Внутренний долг, % ВВ11. 14. Доля расходов на обслу живание государственного долга, % общего объема расходов федерального бюджета 15. Дефицит федерального бюджета, %. 16. Уровень инфляции, %. 17. Объем золотовалютных резервов, млрд. долл. 18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта, %. 19. Доля про довольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, %, Совбез РФ Управление социально- экономической безопасности М ежведомствеї и 1 ля КОМИССИЯ но безопасности в области экономики Секция научного совета СБ РФ по экономической безопасности Федеральные органы, отвечающие за экономическую безопасность (Минэкономразвития РФ) Региональные орг аны исполнительной власти (в ряде субъектов Федерацш і есть советы безопасности) 1. Закон о безопасное пг 2. Государственная стратегия эко![омической бе Зої іасности (Указ Президента РФ 1996 г.). 3. Закон о валютном регулировании и валюшо м контроле. 4. Закон об отмывании «грязных» денег,

150 показателей.

Методология обеспечения экономической безопасности

Из обширного числа индикаторов экономической безопасности, которые используются на макро- и мезоуровне для анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности на макроуровне, целесообразно использовать 19 индикаторов, которые отражают наиболее важные сферы экономической безопасности в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. Другое важное свойство «19» -это достаточно тесная взаимосвязь между ними, она намного выше, чем в совокупности упомянутой тысячи индикаторов.

3. Пороговые значения индикаторов, их обоснование и использование

Из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки» в развитии экономики. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.

Возникает вопрос, нужны ли предельные пороговые значения, не есть ли это возврат к прошлой практике планирования? Пороговые значения - важный инструмент системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. С помощью этого инструмента тот или иной объект, в данном случае экономика, «просматривается» с позиции соответствия тенденций ее состояния (внутри и взаимодействие с экономиками других стран) национальным интересам страны. Теория безопасности имеет практическое значение, только если она органически включает в свою структуру теорию предельных значений объекта. В технике без этого не могут безаварийно функционировать не только атомные электростанции, но и многие другие объекты. В социальной жизни общества, в экономике усиливаются инновационный характер деятельности человека, альтернативность принимаемых решений, взаимозависимость, на первый взгляд, факторов, никак между собой не связанных, и лишь в определенных ситуациях оказывается, что их влияние достаточно высоко. В целом риск ошибок и цена этих ошибок возрастают. Чтобы их снизить, необходимо специальным объектом анализа сделать систему соотношений между индикаторами экономической безопасности. Это важно как на макроуровне, так и на мезо- и микроуровне, как для развитой рыночной экономики, так и для переходной.

Для развитой рыночной экономики существуют, например, максимально возможные пределы дефицита бюджета, пределы ассигнований на оборону, пределы безработицы, экологические пределы охраны окружающей среды, пределы в распределении богатства между богатыми и бедными и т.д. Переходная экономика, подвергнутая серьезной трансформации при слабом развитии инструментов и институтов рыночной экономики, низкой чувствительности классических способов денежно-кредитного регулирования экономики, - эта экономика, по выражению лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева, лишена рулевого управления, поэтому нужны индикаторы-ориентиры развития, определяющие границы негативных процессов, подающие сигналы участникам рынка о возможных сферах неблагополучия, понижении глобального уровня национальной безопасности. Это наше соображение подтвердилось в ходе августовского кризиса 1998 г., когда при внешнем благополучии одного из индикаторов

(рост потребительских цен прогнозировался в 1998 г. на 8% в год) происходило накопление инфляционного навеса из-за чрезвычайно быстрого роста внутреннего долга. Часть затрат не учитывалась в ценах и ложилась на плечи государства, покрываясь за счет внутренних заимствований. Заниженная инфляция, создавая ложную картину благополучия, принималась Центральным банком за основу установленного валютного коридора. Достаточно было одного неверного шага - объявления дефолта, как вся цепочка индикаторов была приведена в действие: снижение курса рубля => рост потребительских цен => резкое снижение жизненного уровня населения.

Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных прогнозов и программ развития, а также разработки бюджетов. К сожалению, этого не произошло, утвержденных количественных параметров пороговых значений до сих пор нет.

Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН было предложено сформировать 4 группы пороговых значений: 1) макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты национальных интересов и утверждаемые на правительственном уровне; 2) пороговые значения, раскрывающие и дополняющие эти главные черты и утверждаемые Минэкономразвития; 3) пороговые значения функционального и отраслевого уровня, утверждаемые соответствующими министерствами; и 4) пороговые значения экономической безопасности регионов.

Таблица 2 показывает, что пороговые значения индикаторов достаточно точно сигнализируют о состоянии экономической безопасности России. Ситуацию нельзя характеризовать как однозначную, с оценкой «хорошо» или «плохо». Часть индикаторов в 2005 г. была ниже пороговых значений. Это уровень инфляции, дефицит бюджета, госдолг. Объем золотовалютных резервов многократно превышает пределы порогового значения.

Казалось, можно сделать однозначный вывод об улучшении финансового положения страны, если бы уровень монетизации соответствовал предельному значению индикатора. Однако он ниже в 2 раза, что свидетельствует о неразвитости банковского сектора страны, о недоверии инвесторов к банкам, о недостаточной склонности населения к организованным формам сбережения, о слабом развитии безналичных расчетов. Экономические и политические риски в инвестировании по-прежнему очень высоки.

Увеличение финансово-банковских резервов происходит за счет ущемления финансовых возможностей развития реального сектора экономики, инновационной и социальной сфер. Все индикаторы сигнализируют о неблагополучном положении этих секторов экономики. Доля продовольствия, поступающего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов намного (15 процентных пункта) превышает величину порогового значения, что делает экономику уязвимой при неблагоприятном развитии ситуации на валютном рынке. Общий объем ВВП ниже порогового значения. Для решения задачи удвоения ВВП к 2012 году необходимо существенно ускорить темпы экономического роста.

Таблица 2

Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности

I группы в сопоставлении с фактическими данными за 2007 г.

Наименование пороговых значений экономической безопасности Величина пороговых значений Фактические данные за 2007 г.

1. Объем ВВП, млрд. руб. 38790* 32988,6

2. Сбор зерна, млн. т 70 81,8

3. Инвестиции в основной капитал, % ВВП 25 19,5

4. Расходы на оборону, % ВВП 3 2,5

5. Расходы на гражданскую науку, % ВВП 2 04

6. Доля инновационной продукции во всей отгруженной продукции, % 15 5,0**

7. Доля машиностроения в отгруженной продукции промышленности, % 14,8

8. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении, % 7 14 §****

9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, разы 8 16,8

10. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, разы 3,5 3 26****

11. Уровень безработицы по методологии МОТ, % к ЭАН 5 6,1

12. Уровень монетизации (М2) на конец года, % ВВП 50 40,2

13. Государственный внешний и внутренний долг, % ВВП 60 9

14. Доля расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в общем объеме расходов федерального бюджета, % 20 0,2

15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП 3 Профицит 5,4

16. Уровень инфляции, % 125 111,9

17. Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл. 40 476,4

18. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % 25 36

19. Отношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения их в недрах, % 125 По большинству ресурсов меньше 100%)

* Количественный параметр порогового значения разрабатывался в 1999 г. в ценах 1998 г. в размере 6000 млрд руб. Для 2007 г. этот индикатор пересчитан по индексу-дефлятору.

** 2006 г.

*** Пороговое значение было рассчитано применительно к действующему в 1999 г. фактическому учету отраслевой структуры промышленного производства. Факт по видам экономической деятельности.

**** III кв. 2007 г.

Источник: Стат. сб. Социально-экономическое положение России. М.: Росстат, 2007. С. 7, 18, 25, 67, 71, 87, 199, 229, 248, 259; Социально-экономическое положение России. М.: Росстат, 2008 (январь). С. 203, 2412, 267,268.

Многие пороговые параметры экономической безопасности разработаны на основе данных отечественной статистики и были согласованы в 2000 г. с соответствующими министерствами и ведомствами. Они учитывают соответствующие параметры стран ЕС и прошли апробацию в научной секции Совета Безопасности РФ. Эти пороговые параметры могут использоваться для оценки международной глобальной безопасности России. Для более детальной оценки глобальной безопасности России предлагается использовать систему индикаторов, характеризующих место России в мировой экономике: в мировом территориальном пространстве, в мировом народонаселении, в запасах и добыче полезных ископаемых, в лесных ресурсах, в финансово-банковских активах, в экспорте и импорте, в мировом объеме ВВП, а также ВВП на душу населения. Эти индикаторы представлены в табл. 3 в сопоставлении с США, Еврозоной, Японией и в целом по мировой экономике. Они свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, территориальное пространство, природно-ресурсный потенциал и его использование,

Таблица 3

Индикаторы глобальной экономической безопасности в 2005-2007 гг.

| Индикаторы | Россия | США | Еврозона (ЕС-12) | Япония | Мир |

Территория, МЛН. КМ. КВ 17,1 9,8 2,5 0,4 570,1

Протяжённость границы, тыс. км 20,1 12,0 10,3 29,8 250,7

Население, млн. чел. (2007 г.) 142,1 302,0 314,8 127,8 6 500,5

ВВП, млрд. долл.(2007 г.) 1 289,6 13 843,8 12 114,0 4 383,8 54 395,4

ВВП по ППС, млрд. долл.(2007 г.) 2 087,8 13 843,8 10 293,3 4 289,8 65 063,4

Добыча нефти, млн. барр./год, (2007 г.) 3 642,0 2 510,8 - - 29 759,5

Запасы нефти (доказанные), на 2007 г., млрд. барр. 79,4 29,4 0,8 - 1 237,9

Добьиа газа, на 2007 г., млрд. м. куб 607,4 545,9 87,7 - 2 940,0

Запасы газа (доказанные), на 2007 г., млрд. м. куб 44 648,7 5 977,3 226,0 - 177 358,1

Лесные ресурсы на 2005 г., млрд. м куб. 80,5 43,3 12,4 4,2 400,0

Лесные ресурсы в 2005 г., млн. га 808,8 303,1 107,1 24,9 3 952,0

Вырубка леса в 2005 г., млн. м куб. 180,0 540,8 245,5 22,3 3 100,0

Экспорт товаров и услуг (2006 г.) 334,6 1 427,1 4 339,9 1 060,4 14 838,9

Импорт товаров и услуг (2006 г.) 208,1 2 227,3 4 246,4 723,6 14 848,9

Золотовалютные резервы (2007 г.) 477,9 70,7 511,3 973,4 5 405,6

Доля стран:

В территории 3,0 1,7 0,4 0,1 100,0

В населении 2,2 4,6 4,8 2,0 100,0

В мировом ВВП 2,4 25,5 22,3 8,1 100,0

В мировом ВВП по ППС 3,2 21,3 15,8 6,6 100,0

ВВП на 1 км кв. территории, тыс. долл. 75,4 1408,8 4843,0 11602,3 95,4

ВВП по ППС на 1 км территории, тыс. долл. 122,1 1408,8 4115,1 11353,7 114,1

ВВП на душу населения, тыс. долл. 9Д 45,8 38,5 34,3 8,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл. 14,7 45,8 32,7 33,6 10,0

В добыче нефти 25,2 3,4 0,1 - 100,0

В запасах нефти 20,1 10,8 3,1 1,1 100,0

В добьие газа 20,5 7,7 2,7 0,6 100,0

В запасах газа 5,8 17,4 7,9 0,7 100,0

В лесных ресурсах, млрд. м куб. 20,1 10,8 3,1 1,1 100,0

В лесных ресурсах, млн. га 20,5 7,7 2,7 0,6 100,0

В вырубке леса, млн. м куб. 5,8 17,4 7,9 0,7 100,0

В мировом экспорте 2,3 9,6 29,2 7,1 100,0

В мировом импорте 1,4 15,0 28,6 4,9 100,0

В золотовалютных резервах 8,8 1,3 9,5 18,0 100,0

Финансовая система, млрд. долл., 2007 г.

Доходы консолидированного бюджета (2007 г., млрд. долл.) 504,5 4213,1 1 876,5 -

Расходы консолидированного бюджета (2007 г., млрд. долл.) 429,4 4 632,5 1 901,2 -

Дефицит бюджета (2005 г., млрд. долл.) 75,1 -419,4 -24,7 -431,4

Активы банковской системы (2007 г., млрд. долл.) 760,9 10 935,4 32 827,2 6 570,2

Инвестиции в основной капитал (2007 г., млрд. долл.) 250,9 2 122,4 1 790,4 1 017,6

Финансовая система, в % к ВВП, 2007 г.

Доходы консолидированного бюджета 39,1 30,4 15,5 -

Расходы консолидированного бюджета 33,3 33,5 15,7 -

Дефицит консолидированного бюджета 5,8 -3,0 -0,2 -9,8

Активы банковской системы 59,0 79,0 271,0 149,9

Инвестиции в основной капитал 19,5 15,3 14,8 23,2

Примечание

*Курс, единиц национальной валюты за доллар, в среднем за год 26,5 1,0 1,47 117,8

Источники: Росстат - http://www.gks.ru, ЦРУ - http://www.cia.gov, МВФ - http://www.imf.org, Банк России - http://www.cbr.ru, Deutsche Bank Research - http://www.dhresearch.com, British Petroleum - http://www.bp.com, Bureau of Economic Analisys -http://www.bea.gov, World Trade Organisation - http://www.wto.org; http://www.fao.org/forestry - Forest&Agriculture Organisation (FAO) of the United Nations; расчёты Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН.

а с другой - финансовый потенциал, объемы ВВП, международную торговлю (экспорт-импорт), уровень и качество жизни. Природно-ресурсный потенциал в разы превышает финансовый потенциал, объем ВВП, экспорт и ВПП на душу населения. Многие дис-

пропорции сложились неодномоментно, в последние 15 лет они усугубились, особенно в части социальных индикаторов. Индикаторы международной безопасности должны быть методологической основой разработки долгосрочных социально-экономических стратегий России, а также наших национальных компаний и холдингов.

4. Экономическая безопасность как объект управления

Методология экономической безопасности включает в себя не только классификацию национальных интересов, угроз, критериев и пороговых значений, но и механизмы защиты национальных интересов страны в области экономики. Термин «защита» понимается в прямом смысле как система правовых, административных и экономических ограничений в определенных сферах экономики, и как создание информационной и организационной системы «трансляции» национальных интересов для субъектов Федерации, корпораций и граждан страны. Национальные интересы должны выражаться в системе индикаторов, которые принимаются субъектами экономики и включаются в систему побудительных мотивов деятельности субъектов рынка.

Постоянно действующий механизм оценки угроз экономической безопасности и защиты национальных интересов представляет собой совокупность управленческих процедур, позволяющих государству эффективно поддерживать безопасность страны. Должны быть четко определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по защите национальных интересов России, которые необходимо выполнять на всех стадиях экономической деятельности государства: при определении концепции и основных направлений экономической политики, преобразовании финансово-банковской системы страны, анализе хода и прогноза социально-экономического развития, разработке и утверждении государственного бюджета, принятии важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики, при подготовке и экспертизе законов и т.д.

Сложившаяся система документов и институтов управления не в полной мере учитывает цели и задачи защиты национальных интересов страны, обеспечения ее безопасности.

Необходимо перейти от разработки концепции национальной безопасности к долгосрочной стратегии национальной безопасности. В качестве отдельного документа целесообразно, на наш взгляд, подготовить и утвердить долгосрочную стратегию экономической безопасности, учитывая, что соответствующая стратегия, принятая в 1996 г., уже не отражает современные реалии. Эти документы должны быть основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России до 2025 г., а также соответствующих стратегий субъектов Федерации. Некоторые регионы (Краснодарский край, Дагестан, Ростовская область, Волгоградская область, Московская область) уже разработали такие стратегии. Но качество их могло бы быть намного выше, если бы федеральный центр разработал и утвердил указанные выше документы на макроуровне и обеспечил бы информационно-методическую поддержку разработки долгосрочных региональных стратегий. На наш взгляд, целесообразно подготовить специальные стратегии развития регионов в трех ключевых поясах безопасности России: Дальний Восток, Юг и Северо-Запад. Решение по разработке стратегии социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа на период до 2025 г., включая перечень показателей обеспечения национальной безопасности на территории этого округа, приняты Советом Безопасности РФ в декабре 2006 года.

Очень сложно выстроить систему управления реализацией долгосрочной стратегии. Представляется невозможным обойтись без создания специального органа, ответственного за реализацию долгосрочных стратегий. Для всех субъектов есть ряд общих проблем обеспечения безопасности. Это прежде всего развитие инфраструктуры в энергетике, транспортной системе, информации, связи, финансово-банковской системе. В этих сегментах экономики сложилось много диспропорций, угрожающих долговременному устойчивому развитию России. В решении этих задач необходимы координация, кооперация и сотрудничество. Бизнес от такой деятельности государства только выиграет. Необходимо, на наш взгляд, создание специального органа, который бы создал новую, соответствующую сущности социального рыночного хозяйства систему долгосрочного планирования. Удачный опыт такого планирования имеется во Франции, Японии, Бразилии и т.д.

Догматизм и предубеждение против развития товарно-денежных и рыночных отношений дорого стоили нашей стране. Догматическое отрицание позитивных свойств планирования, также как и рыночный фундаментализм, - контрпродуктивны. Нужна системная научно-методическая разработка методологии использования стратегического планирования, которая позволит лучше использовать потенциал рыночного саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006.

2. Яковленко И. Украина и Россия: сюжеты соотнесенности // Вестник Европы. 2005 . Т. XVI.

3. Аргументы недели. Социальная аналитическая газета. 2007. №4 (38). 25-31 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.