Научная статья на тему 'Методология логистического и организационного управления инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов'

Методология логистического и организационного управления инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / INNOVATIVE SPHERE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / THE EFFECTIVENESS OF REGIONAL MANAGEMENT EVALUATION / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / OPTIMIZATION MODELS / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заенчковский Артур Эдуардович

Представлены авторские методические наработки по логистическому управлению инновационным процессом на региональном уровне c использованием оптимизационных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodology of Logistical and Organizational Management of the Innovation Environment of the Regional Scientific and Industrial Complexes

This article presents the author's methodological know-how in logistics management of innovative process at the regional level with the use of optimization models.

Текст научной работы на тему «Методология логистического и организационного управления инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов»

методология логистического и организационного управления инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов

_Аннотация

Представлены авторские методические наработки по логистическому управлению инновационным процессом на региональном уровне с использованием оптимизационных моделей.

Ключевые слова: инновация, инновационная сфера, управление, оценка эффективности, региональное управление, оптимизационные модели, менеджмент, инфраструктура, кластеры, экономика знаний, интеллектуальный капитал _

Современные тенденции социально-экономического развития свидетельствуют о том, что структурная модернизация российской экономики идет невысокими темпами. Расходы на НИОКР в стране, несмотря на ежегодный рост, составляют всего 1,1% к ВВП (в том числе около 0,8% ВВП вкладывает бюджет и всего 0,3% - бизнес) и в значительной мере уступают не только странам-лидерам (Китай, США, Япония), но и странам ЕС, а также Австралии и Новой Зеландии. При этом ни на одном из сегментов данного рынка Россия не входит в число мировых лидеров-экспортеров.

Логистический механизм региона

При этом Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. Несмотря на высокоперспективные существующие технологические заделы в различных наукоемких отраслях хозяйственной деятельности уровень технологичности коммерческого использования

Заенчковский Артур Эдуардович

кандидат экон. наук, доцент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике, Национальный исследовательский университет МЭИ (Смоленский филиал) г art82@mail.ru

уровень

технологичности коммерческого спользования

> упр Р

В

пыж м

низок (до этой стадии доведены менее 20% разработок). При этом с каждым годом растет количество создаваемых в РФ наукоемких производственных технологий: в 2005 г. - 637 (из них 9,4% принципиально новых), в 2010 г. - 864 (из них 11,8% принципиально новых).

Общий объем бюджетного финансирования технологических программ и фундаментальной науки в России в 2012 году составил около 1,3 трлн руб., при этом расходы на НИОКР не превысили в итоге 90 миллиардов. Закономерным является тот факт, что отдача от НИОКР в российской экономике как доля в ВВП страны, минимальна: для сравнения в докризисные годы, когда рост ВВП составлял 7%, вклад инноваций в этот показатель составлял немногим менее 10%. На сегодняшний день лишь около 8% ВВП производится в отраслях, связанных с высокими технологиями, при этом экспорт высокотехно-огичной продукции составляет около 2% от обще-о объема промышленного экспорта (для сравнения в США и Китае - более 30%). В итоге удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3% [1].

Вышесказанное предопределяет необходимость качественно нового государственного подхода к неджменту инновационной среды, в частности уровне региона. Одним из перспективных инс-ументов управления в региональных научно-промышленных комплексах (РНПК) является инновационная логистика или логистика инноваций. В общем случае применение инструментов логистического менеджмента в управлении инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов (РНПК) ранее рассматривалось учеными фрагментарно (некоторые аспекты представлены в работах В. Голоскокова, Е. Жаворонкова, К. Козлова, Е. Куценко, А. Солдатова). Тем не менее на сегодняшний день данный вопрос представляется перспективным для научных изысканий, поскольку его решение позволит в конечном итоге повысить показатели эффективности деятельности научно-промышленных комплексов, то есть позволит выявить следующие эффекты: снижение общего уровня затрат; сокращение длительности инновационного цикла; повышение объемов инновационной продукции; улучшение инвестиционного климата

российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013

130

региона и страны в целом; усиление уровня и качества региональной интеграции. При этом следует отметить, что сами по себе термины «инновационная логистика» и «логистика инноваций» синонимичны, хотя второй должен предполагать определенную концентрацию на объекте логистического управления - инновациях. Следует констатировать отсутствие единого подхода к отождествлению понятия «инновационная логистика» с фактическими принципами и инструментарием трансформации инновационной среды на региональном и аналогичном по масштабам отраслевом уровнях современными авторами. Зачастую под инновационной логистикой подразумевается разновидность традиционной логистики - науки и вида деятельности по организации и управлению поставками продукции народного хозяйства, когда данный инструментарий усовершенствуется путем внедрения прогрессивных инноваций в текущее и стратегическое управление рыночными структурами с целью оптимизации результатов экономической деятельности, в том числе и в сфере производственных инноваций: наукоемких отраслей и т.п. В.Н. Голоскоков предлагает функциональным отличием инновационной логистики считать ревизию всех априорных ограничений, накладываемых на организацию управления движением потоков, в том числе, связанных с разработкой и внедрением инноваций. При этом метод сквозной аналитико-оптимизационной организации инновационных потоков допускает использование всех возможных вариантов организации управлением этими потоками ради конечного результата, то есть экстре-мизации целевой функции логистической деятельности в зависимости от состояния и изменения внешней среды. В качестве инновационного потока выступает интегральная совокупность потребительских свойств конечного продукта и входящих в него компонентов: базисная идея инновации, эксплуатационный аспект, технический аспект, экономический аспект, коммерческий аспект, логистический аспект. Подобный подход предлагается использовать в сфере железнодорожного транспорта. Примером здесь служит ОАО «РЖД» [2]. В рамках парадигмы логистического менеджмента для управления инновационной сферой региональ-

одним

из перспективных инструментов

в региональных научно-_

комплексах (РНПК) является инновационная

логистика

или логистика инноваций

логистика

ных научно-промышленных комплексов автором предложена концептуальная трехуровневая модель механизма логистизации инновационной сферы РНПК (рис. 1), под которой понимается совокупность системно связанных компонентов, устойчиво определяющая элементы и порядок процессов, связанных с инновационной деятельностью в ходе создания и вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот организаций региона с возможностью контроля и управления ресурсными параметрами и эффективностью этой деятельности. Такой механизм должен формировать организационно-функциональное обеспечение инновационной деятельности в его привязке к разработанной модели инновационного процесса в регионе.

Эффективность «от возможного»

В аспекте рассматриваемого подхода к логисти-зации инновационной деятельности в регионе важно не только определить процесс взаимодействия между государственной властью и субъектами сферы науки, но и обеспечить возможность достижения весомых экономических результатов вследствие эффективного использования имеющегося в регионе материально-технического, сырьевого и трудового потенциала, а также удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Для этого предложен концептуально и логически предопределенный организационно-методический подход к логисти-зации инновационной деятельности, состоящий из следующих позиций:

1) определяющая координационная роль при комплексной логистизации инновационной среды региона должна принадлежать организационно выделенной структуре: региональному инновационному логистическому центру (РИЛЦ), имеющему соответствующие функциональные задачи и полномочия;

2) РИЛЦ должен создаваться при должном участии всех участников инновационного процесса, быть аффилированным с органами государственного и муниципального управления;

3) ввиду широты набора используемых логистических технологий и их функциональной разрозненности и разнонаправленности в рамках РИЛЦ следует выделить операторов логистических технологий, осуществляющих комплексное управление и

российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013

_автором предложена

_концептуальная

трехуровневая

_инновационной

_сферы РНПК

упра

\€ЫЖЛ

Рис. 1. Укрупненная модель механизма логистизации инновационной деятельности на региональном уровне

оптимизацию выделенных в оперативное управление потоковых процессов;

4) оптимизация процессов должна быть в должной степени автоматизирована, а управляющие воздействия и ответственность распределены между «держателями интересов» процесса: указанные условия предопределяют создание в рамках и под эгидой РИЛЦ виртуальных логистических операторов. При этом функционально РИЛЦ будет оперировать стратегическим управлением инновационной деятельностью региона с учетом целей его развития и инновационного потенциала региона в плане

РИЛЦ должен

создаваться при

всех участников нновационного

аффилированным

_с органами

государственного

и муниципального _управления

№ЖЛ

наличия собственных возможностей и привлечения внешних инновационных ресурсов; осуществлять селекцию объектов инноваций, оценку их инновационных качеств, оптимизацию (и корректировку) структуры инновационного портфеля в зависимости от отраслевых особенностей региона. Здесь же и содействие в текущем планировании, и оперативное управление конкретными инновационными проектами, мониторинг, координация, информационное обеспечение и регулирование инновационной деятельности исполнителей инновационных программ и др.

Таким образом, становится возможным глобальное прогнозирование ресурсных и нематериальных потребностей субъектов инновационной деятельности; выявление скрытых составляющих инновационного потенциала региона и территориальных промышленных комплексов, на текущий момент слабо вовлеченных в инновационный процесс либо бще выключенных из него; выработка основных правлений поддержки инновационной деятель-том числе на условиях господдержки; обеспечение открытого и оперативного информационного взаимодействия и координации всех участников инновационной деятельности; статис-тико-аналитическое сопровождение в части экономического анализа эффективности и прибыльности инновационной деятельности. Важным является и вопрос организационного сопровождения инновационного цикла, осуществляемого путем инновационной интеграции научно-исследовательских учреждений, инновационных предприятий и прочих организаций с инновационным заделом либо их элементов различной степени соподчиненности. Под инновационной интеграцией понимается организационное объединение отдельных хозяйственных единиц различной степени самостоятельности на основе предопределенных договорных отношений с использованием инфраструктуры инновационной сферы. Выбор формы и подхода к интеграции и оценка эффективности зависят, прежде всего, от целей, которые ставят перед собой субъекты, участвующие в интеграционном процессе. В работе выделены и описаны группы целей, которые ставятся и достигаются в процессе реорганизации инновационных

российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013

Ш34

хозяйствующих субъектов: инвестиционные, информационные, инновационные, производственные; показаны особенности основных секторов (научно-университетский, промышленный, предпринимательский, инвестиционно-рисковый), в которых происходит генерирование организационно оформленных инвенций, рассмотрены инструменты, инфраструктура поддержки организационной трансформации инновационных предприятий. Также представлены формы и особенности организационного выделения инновационно-активных единиц (трансформация производства, выделение инновационных подразделений, создание малых инновационных предприятий при вузах и НИИ, инновационное предпринимательство и инкубирование).

В малых формах заложен потенциал

Автор подробно рассмотрел вопросы инкубирования организационных единиц в [3,4]. Резюмируя написанное, можно выделить следующие варианты создания малых инновационных предприятий крупной промышленной компанией:

1. Промышленное предприятие для коммерциализации инновации, которая потребуется ему в дальнейшем для осуществления основного производства, инициирует создание малого инновационного предприятия. Данный вариант характеризуется следующими двумя способами реализации: с привлечением образовательного или научного учреждения или самостоятельно, т.е. только собственными силами.

2. Промышленное предприятие для коммерциализации побочного инновационного продукта основной инновационной деятельности, полученного в ходе собственных научно-исследовательских разработок, создает малое инновационное предприятие. Создание малого инновационного предприятия в этом случае обусловлено, во-первых, трудоемкостью организации процесса коммерциализации данного побочного инновационного продукта в рамках основного производства и значительными дополнительными инвестициями для его перестройки, во-вторых, высоким уровнем риска, которому подвергнется, в том числе, основное производство в данном случае. Этот вариант создания малого инновационного предприятия также может быть реализован двумя способами: с привлечением

и описаны группы

оптимизационных

логистических

образовательного или научного учреждения или самостоятельно.

Автором показано, что совокупность целей, форм, инструментов, инфраструктуры организации инноваций и результатов организационно-трансформационной деятельности, а также способов их преобразования определяет организационно-логистический механизм управления трансформацией организационно выделенных элементов инновационной среды РНПК.

Автором предложена классификация и описаны группы оптимизационных логистических эффектов: экономический - ликвидация дублирующего и избыточного функционала, ресурсная оптимизация; синергии - сокращение и оптимизация цепей поставок и цепей ресурсов, экономия на инфраструктуре; синергии - появление новых, невозможных до объединения и обладающих внешней ценностью функций, компетенций и продуктов. Помимо прочего, также указаны способы аналитического исчисления указанных эффектов для сопоставления их с целевыми показателями. Исходя из предположения, что организационно трансформируемая совокупность отдельных элементов определяет характер и силу возникновения эффектов, предложена логистическая оптимизационная модель трансформации инновационной среды РНПК. Предполагается, что модель имеет следующие особенности, определяемые имманентными свойствами интегрируемых единиц: в качестве параметрических оптимизируемых условий модели заданы свойства отдельных интегрируемых единиц, совокупность комбинаций также характеризуется присущими каждой комбинации свойствами; на модель накладываются внешние ограничения.-

Вывод

Рассмотренная в статье концепция логистического управления инновационной деятельностью РНПК может зарекомендовать себя в качестве эффективного инструмента управления регулярными потоками, сопровождающими инновационный цикл, что будет способствовать повышению экономической эффективности функционирования региональной экономики в целом и даст мультипликативный эффект для глобального экономико-производственного цикла.

российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013

_в сфере регионального

_менеджмента

_элементы логистики

_инноваций могут

_стать научным

_инструментарием

х шт

При этом в сфере регионального менеджмента элементы логистики инноваций могут стать научным инструментарием, с помощью которого для различных производителей высокотехнологичной продукции возможно разработать обоснованные программы развития с учетом рыночной динамики и особенностей деятельности экономических структур инновационного профиля: технопарков, предприятий, вузов, исследовательских учреждений, объектов инновационной инфраструктуры.

Литература

1. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. - Вып. 34. - М.: Институт Гайдара, 2013.

2. Голоскоков В.Н. Формирование системы инновационного логистического сервиса железных дорог // Креативная экономика. - 2007. - № 7.

3. Заенчковский, АЭ. Малые предприятия как инструмент развития инновационной среды / А.Э. Заенчковский, Т.В. Какатунова // Дискуссия. - 2012. - № 12.

4. Заенчковский, А.Э. Основы логистики интеграционных процессов в инновационно-ориентированных структурах // Научное обозрение. - 2012. - № 6.

5. Кормен Т. Алгоритмы: построение и анализ (Introduction to Algorithms) / Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест, К. Штайн. - М.: Вильямс, 2006.

AarturE. Zaenchkovskyi

Cand. of Economic Sci., Associate Professor of the Department of Management and Information Technologies in Economics, National Research University of Moscow Power Engineering Institute (Smolensk branch)

The Methodology of Logistical and Organizational Management of the Innovation Environment of the Regional Scientific and Industrial Complexes

_Abstract

This article presents the author's methodological know-how in logistics management of innovative process at the regional level with the use of optimization models.

Key words: innovation, innovative sphere, management, the effectiveness of regional management evaluation, optimization models, management, infrastructure, clusters, knowledge economy, intellectual capital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.