УДК 159.99
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
Лиана Акоповна Млкеян, аспирант, Лидия Сергеевна Рычкова, доктор медицинских наук, профессор, Светлана Витальевна Морозова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой, Оксана Борисовна Конева, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Аннотация
Статья посвящена изучению волонтерства как психологического феномена с учётом культурно-исторического опыта и анализа эффективных современных методов развития волонтерского движения, основанных на отечественных исторических традициях. В работе представлен ретроспективный анализ развития добровольческих практик в дореволюционной, послереволюционной и современной России; предпринята попытка изучить феномен волонтерства с точки зрения мотивации участников движения и их психологических особенностей; рассмотрены принципы развития современного волонтерского движения, его психологические и социокультурные механизмы. В результате проделанной работы установлено, что психологическими аспектами деятельности добровольца являются потребности в уважении, признании, самореализации, а также альтруистические мотивы, возможность улучшать благополучие людей, филантропия, милосердие и чувство собственной значимости в решении общественно важных вопросов. Ретроспективный обзор феномена волонтерства, основанный на анализе материалов из различных научных и публицистических источников, позволил определить, что сильным импульсом к развитию добровольческого движения всегда являются крупные и значимые события. Данные материалы позволяют углубиться в специфику развития волонтерского движения в России, а также сформировать эффективные механизмы его развития.
Ключевые слова: волонтерская деятельность; волонтерская практика; волонтерство; как психологическое явление; личность добровольца; личностные качества волонтера; волонтерство в психологических аспектах добровольческих практик; ретроспективный анализ развития добровольческих практик; феномен волонтерства.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p556-563
METHODOLOGY FOR THE STUDY OF VOLUNTEERING AS A SOCIOCULTURAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON
Liana Akopovna Mlkeyan, the post-graduate student, Lidia Sergeevna Rychkova, the doctor of medical sciences, professor, Svetlana Vitalievna Morozova, the candidate of psychological sciences, department chair, Oksana Borisovna Koneva, the candidate of psychological sciences, docent, South Ural State University, Chelyabinsk
Abstract
The article is devoted to the study of volunteerism as a psychological phenomenon, taking into account cultural and historical experience and the analysis of effective modern methods of development of the volunteer movement based on national historical traditions. The paper presents a retrospective analysis of the development of volunteer practices in pre-revolutionary, post-revolutionary and modern Russia; an attempt is made to study the phenomenon of volunteerism from the point of view of the motivation of movement participants and their psychological characteristics; the principles of the development of the modern volunteer movement, its psychological and socio-cultural mechanisms are considered. As a result of the work done, it was found that the psychological aspects of the volunteer's activity are the needs for respect, recognition, self-realization, as well as altruistic motives, the ability to improve the well-being of people, philanthropy, charity and a sense of self-importance in solving socially important issues. A retrospective review of the phenomenon of volunteerism, based on the analysis of materials from various scientific and journalistic sources, allowed us to determine that large and significant events are always a strong impulse to the development of the volunteer movement. These materials allow us to delve into the specifics of the development of the volunteer movement in Russia, as well as to form effective mechanisms for its development.
Keywords: volunteer activities; volunteer practice; volunteering; as a psychological phenomenon; the identity of the volunteer; personal qualities of a volunteer; volunteering in the psychological aspects of volunteer practices; retrospective analysis of the development of volunteer practices; the phenomenon of volunteering.
ВВЕДЕНИЕ
Волонтёрство как социокультурное явление имеет длительную, но недостаточно изученную историю. В современных исследованиях (А.М. Максимова, О.А. Митрошен-кова, К.С. Гаджиева и др.) отмечается, что волонтерская деятельность становится все более популярным трендом российской реальности [2]. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам волонтерства» определяет данный феномен как общественные отношения, в рамках которых человек осуществляет добровольную деятельность в свободное время [23].
Волонтерская деятельность - это институт социально-экономического и культурного развития общества и личности.
Основные принципы волонтерства - это гуманность и милосердие, которые лежат в основе социализации и воспитательных процессов [1, 3].
Волонтерская практика создает возможности для того, чтобы самостоятельно выбирать направления для деятельности, предполагающие взаимодействие с различными категориями лиц: помощь пожилым людям, детям-сиротам и лицам, которые оказались в сложных жизненных ситуациях, защита экологии и пр. [1, 5].
Однако данное понятие нуждается в более подробном теоретическом рассмотрении со стороны психологической и акмеологической наук, для которых волонтерская деятельность остается не до конца изученным психологическим явлением [2].
Исследование волонтерства позволит выявить механизмы развития добровольчества и безвозмездной деятельности в целом, основанной на российских исторических традициях и психологических аспектах добровольческих практик.
Цель исследования: изучение волонтерства как психологического феномена с учётом культурно-исторического опыта и анализа эффективных современных методов развития волонтерского движения, основанных на отечественных исторических традициях.
Задачи исследования:
- провести ретроспективный анализ развития добровольческих практик в России;
- раскрыть феномен волонтерства в контексте современных научных подходов.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРАКТИК В
РОССИИ
В 1902 г. в России существовало 11 040 благотворительных учреждений (6278 благотворительных заведений и 4762 благотворительных общества). Благотворительная деятельность учреждений формирует сектор добровольцев среди активного населения [4].
Многие поэты и писатели, культурные деятели, члены царской семьи занимались благотворительностью: например, Л. Толстой обучал детей крестьян, Великие княжны становились санитарками, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, и др. оказывали моральную и юридическую поддержку населению. Известными меценатами также были С.П. Морозов и С.И. Мамонтов, братья Третьяковы, К.Т. Солдатенков. Набирали популярность активистские движения врачей, ремесленников, учителей, они руководствовались потребностью бескорыстной помощи ближнему [1, 7].
Повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» стала предпосылкой для возникновения движения тимуровцев. Они являлись эталоном объединений, которые заботились о тех, кто нуждался в помощи. Тимуровские организации воплотили в себе патриотические чувства и детскую романтику юного поколения, что выражалось в проявлении заботы о
разных людях. Во время Великой Отечественной войны численность тимуровского движения достигала двух миллионов участников. Тимуровцы руководствовались желанием помочь стране в сложные военные дни, создавали команды помощи. В послевоенное время они помогали семьям погибших и пострадавших в войне, обеспечивали уход вернувшимся с фронта [4].
В 80-90-х гг XIX века происходило формирование добровольческих корреспондентских сетей для ведения статистической деятельности населения. Волонтеры участвовали в подготовке и проведении Всеобщей переписи 1897 г., к этому виду деятельности в качестве счетчиков привлекались, в том числе, студенты вузов и старшеклассники [9].
Вторая половина XIX - начала XX века в России ознаменовались созданием общин милосердия, и на это, в целом, были исторические и политические причины - большое количество войн. Многие раненые нуждались в помощи, требовалась медицинская помощь непосредственно в боевых условиях. У сестер милосердия сформировался, своего рода образ, который способствовал увеличению количества желающих стать теми, кто помогает участникам боев.
Начало ХХ века характеризуется стремительным ростом количества благотворительных мероприятий и акций. Социальным эталоном становились как раз-таки те, кто решал стать волонтером, и стремился развивать добровольческое движение в России [4].
В первые годы послереволюционного периода наблюдалось активное распространение и развитие добровольческой инициативы, идеей которой было построение государства, основанного на совершенно новых принципах. Подобные объединения ставили своей стратегической целью привлекать крестьян и рабочих управлять процессами государства и пропагандировать новый режим.
Волонтерская деятельность времен Советского союза становилась неотъемлемой составляющей производства и общественных процессов. Добровольчество становилось все более престижным и формировало общественное мнение. На уровне государства определялась система взглядов, основанная на роли волонтерской активности в развитии страны.
Нельзя обесценить вклад добровольцев в экономику, культуру и политику страны на постсоветском пространстве: волонтеры внедрялись и в образовательные процессы, и занимались оказанием медицинской помощи, проводили мероприятия по уменьшению безработицы, помогали бездомным. Все это стало отличным примером для развития добровольчества в современной России.
Совпадение интересов общества и государства произошло в разгар первого десятилетия XXI века. Формировался диалог между сферой некоммерческих организаций и органами власти, начали возникать новые формы сотрудничества, стало уделяться больше внимания общественным инициативам, причем в рамках государственной стратегии социально-экономического развития России в формате среднесрочной перспективы до 2008 года. Ключевой стратегической позицией стало развитие общества.
В Общественной палате Российской Федерации, созданной в 2006 г., были организованы специальные комиссии для обеспечения работы волонтеров и тех, кто занимается благотворительностью. Также этот год был назван Годом благотворительной деятельности в России, которая включает, в том числе, и добровольческую деятельность. Региональные стратегии России также направлены на новый уровень развития гражданского общества и рост добровольческой активности.
Основой развития волонтерского движения стала Концепция социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. В Москве в мае 2014 г. была основана Ассоциация волонтерских центров России (Далее-АВЦ), которая объединила центры волонтеров, реализовала программу подготовки, привлекая добровольцев к обеспечению процессов проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр.
В 2018 году волонтерское движение в России выходит на более высокий уровень, вносятся правки в Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», утвердившие понятие «волонтер (доброволец)». Эти поправки дали обоснование тем обязанностям и правам, которыми обладают представители волонтерского движения, а также формату взаимодействия с органами власти [23]. Одновременно была утверждена и «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [16].
В 2020-2021 годах, с целью обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки среди населения России, в связи с эпидемией коронавируса COVID-19 был издан Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2020 №316. При этом роль волонтерской деятельности в обществе возросла еще в больших масштабах [21]. В рамках Всероссийской акции оказания помощи пожилым и маломобильным людям, а также медикам, сотрудникам социальных учреждений, некоммерческих организаций и другим нуждающимся в ситуации коронавирусной инфекции #МыВместе (далее - Акция) в 85 регионах России были вовлечены около 190 тыс. добровольцев, обработаны 3,5 млн. обращений граждан и получено более 1,81 млрд. пожертвований от физических и юридических лиц. В результате реализации Акции помощь получили более 6 млн человек [21].
Пандемия стала новой точкой отсчета в изменении отношений к добровольческой активности, а также, несомненно, повлияла на мотивацию самих волонтеров. В настоящее время уделяется больше внимание труду, в основе которого лежит не материальное поощрение, а признание [10].
На сегодняшний день, в условиях осложнения геополитической обстановки в связи с проведением спецоперации на территориях ДНР, ЛНР и Украины, в соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» главой государства был подписан Указ № 647 от 21 сентября 2022 года «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» [22].
Обновленный, более широкий формат обрела акция помощи #МыВместе в конце сентября 2022 года. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Российским Красным Крестом, а также волонтерами-психологами было организовано оказание психологической помощи, в которой приняли участие студенты, прошедшие обучение по программе Красного Креста, и профессиональные психологи. В текстовом формате семьи могут получать психологическую помощь круглосуточно. В стадии запуска находится и оказание бесплатной юридической помощи при поддержке Министерства Юстиции Российской Федерации, она будет проходить в виде горячей линии и чат-ботов.
С октября 2022 года приоритетными направлениями работы волонтёрских штабов #МыВместе стали: комплексная социально-психологическая помощь военнослужащим и мобилизованным гражданам, а также их семьям; помощь гражданам, испытывающим тревогу. Волонтеры штаба #МыВместе приняли участие в сопровождении 5-ти концертов «2аРоссию». На территории Челябинской области запущено 43 муниципальных штаба, 7 штабов на базе образовательных организаций.
Волонтеры акции задействованы в изготовлении спальных мешков для мобилизованных граждан, организации помощи в рамках отправки граждан в пункты сплачивания, в мероприятиях «Письмо солдату», они обеспечивают работу в штабах на местах.
Итак, во всех периодах исторического развития России обращает на себя внимание важность роли волонтёров в становлении и организации совместной деятельности всего населения.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСТВА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ЯВЛЕНИЯ
Добровольческой деятельностью или волонтерством называют социально-значимую деятельность, приносящую пользу различным слоям общества. Еще один ее критерий - это осознанность выбора индивида, а также соответствие его личным взглядам и общественной позиции в целом.
Рассмотрим подходы, которые стали основой методологии изучения психологического феномена волонтерской деятельности.
Деятельностный подход, раскрываемый в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., позволяет рассматривать деятельность волонтера, в качестве ядра развития его личности.
При субъектном подходе доброволец как субъект обладает активностью, самоидентичностью и ответственностью, что отмечается в трудах Г.И. Аксеновой, Е.Н. Волковой, М.В. Ермолаевой, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др [5, 17, 20].
Согласно личностному подходу (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, В.А. Петровский, К.К. Платонов, А.А. Реан и др.) личность добровольца - это объединяющее начало всех психических процессов, самосознания, внутреннего мира, которые придают поведению последовательность в достижении состояния личностной зрелости [5, 18, 19].
Опора на акмеологический подход в трудах А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазы-кина, Н.В. Кузьминой и др., позволяет рассматривать паттерны разностороннего развития добровольца как личности в этом особом виде деятельности [5, 16].
Системный подход П.К. Анохина, В.А. Барабанщикова, Б.Ф. Ломова и др. дает возможность наблюдения за процессом волонтерской деятельности в качестве целостного явления [5, 14].
Аксиологический подход в исследованиях О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова и др., концентрирует внимание на такие личностные качества волонтера, как потребность в служении обществу, ориентация на ценности и принципы милосердия и взаимопомощи [4, 10, 12].
Соответственно теоретической базой исследования становятся основные базовые положения психологической теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), теории единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.), теории динамического и структурно-функционального аспектов анализа деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.М. Гордон, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.), а также исследования, посвященные развитию молодежного движения (С.В. Алещенок, Л.И. Багрянцева, О.Ф. Петрова и др.) и исследования альтруизма как явления (А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, Я.З. Неверович, X. Хекхаузен и др.) [5, 6, 9].
Изучению истории и современных концепций добровольчества и формированию целостности представлений о психологии волонтерской деятельности, предшествовали: альтруистические идеи, напитанные христианскими ценностями (И. Бентам, Б. Констан, С. Милль и др.) и идеи социализма, которые основываются на ценностях деятельностной свободы индивида (Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ф. Фукуяма, Ш. Фурье, М. Фридман и др.). Все эти подходы дают объяснения явлению волонтерской деятельности как активности на безвозмездной основе [11, 15, 24].
В настоящее время волонтерскую деятельность исследуют такие ученые, как Т.И. Петракова, А.Е. Кунина, О.Л. Романова и др. Кросскультурные исследования волонтерства проводят С.И. Волкова, И. Городецкая, Е.Л. Шекова, А.А. Шлихтер. и др. Волон-терство как благотворительность, социально-значимый труд, рассматривается И.В. Антоновичем, Л. Ивановой, И. Левдером, О. Решетниковым и др. [5, 12].
Типологические исследования С.Г. Климовой определяют следующие виды волонтерской деятельности: филантропия, кампании по защите социальной справедливости,
взаимовыручка и взаимопомощь, самоуправление. По результатам опросов становится очевидным, что в общественном сознании преобладает филантропия, чувство «мы», солидарность [13, 15].
В своих исследованиях А. Г. Килина и К. А. Кондаранцева обнаружили и утверждают, что основным импульсом к развитию добровольческого движения всегда являются крупные и значимые события [8].
ВЫВОДЫ
Волонтер в социокультурном подходе - личность, связанная с культурно-историческим опытом как системой отношений, так и совокупностью ценностей, норм и традиций в обществе, которая в современных социальных условиях приобретает особую актуальность. Добровольческий труд на безвозмездной основе становится основой формирования осознанного взаимодействия индивида с обществом, а также личной ответственности за общество в целом.
Для волонтерской деятельности характерен созидательный уровень активности, что является неотъемлемым условием развития личности, ее жизненной позиции и социальной идентичности.
Ведущими мотивами деятельности добровольца являются потребности в социальном признании и самореализации, а также альтруистические мотивы, выражающиеся в потребности улучшать благополучие людей, филантропии, милосердии, а также чувства собственной значимости в решении общественно важных вопросов.
Ретроспективный обзор феномена волонтерства, основанный на анализе материалов из различных научных и публицистических источников, позволил заключить, что сильным импульсом к развитию добровольческого движения выступают крупные и значимые события. Данные материалы позволяют углубиться в специфику развития волонтерского движения в России и структуру мотивов его участия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. - Ленинград : типография Володарского, 1949. - 56 с.
2. Алексеева Г.Г. Методологические подходы к исследованию волонтерства / Г.Г. Алексеева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 8 (52). - С. 31-34.
3. Васильковская М.И. Педагогика волонтерства в молодежной среде / М.И. Васильковская, В.Д. Пономарев // Вестник МГУКИ. - 2018. - № 4 (84). - С. 142-151.
4. Старовойтова Л.И. Институт волонтерства в России: страницы истории и современные тенденции развития / Л.И. Старовойтова // Наследие веков. - 2019. - № 3 (19). - C. 142-146
5. Григорович М.В. Особенности личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности / М.В. Григорович // Вестник ТГУ - 2011. - № 9 (101). - С. 148-151.
6. Балабанова Е.С. Социально-психологический подход к исследованию социальной активности молодежи / Е.С. Балабанова // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 3. - С. 210-223.
7. Загладина Х.Т. Добровольчество (волонтерство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодежи / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина // Воспитание школьников. - 2018. - № 1. - С. 16-23.
8. Килина А.Г. Путеводитель по миру волонтерства / А.Г. Килина, , К.А. Кондаранцева. -Москва : ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», - 2018. - 112 с.
9. Кисляков П.А. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности / П.А. Кисляков, Шмелева Е.А, О. Говин // Образование и наука. - 2019. - № 6. - С. 122-145
10. Ковель Т.А. Волонтерство как социальный институт. факторы институциализации волонтерства в современной России / Т.А. Ковель // Московский экономический журнал. - 2019. - № 7. -https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhumal-7-2019-3/?print=print (дата обращения: 13.12.2022).
11. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л.А. Кудринская // Социологические исследования. - 2006. - №. 5. -С. 15-22.
12. Кузьминчук A.A. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития / A.A. Кузьминчук, M.B. Певная, Е.Р. Тимиршина // Вестник Сургутского государственного
педагогического университета. - 2018. - № 2 (53). - С. 68-77.
13. Куклина Н.С. Волонтерская деятельность как способ развития гражданской активности и приобретения жизненного опыта / Н.С. Куклина // Студенческая наука и XXI век. - 2020. -Т. 17. -№ 1-2 (19). - С. 350-352.
14. Купрейченко А.Б. Проблема изучения мотивов и психологических барьеров волонтерской активности молодежи / А.Б. Купрейченко // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: СамЛюксПринт, 2013. - С. 143-150.
15. Купцова И.А. К определению понятия и сущности волонтерства / И.А. Купцова // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции. - Москва, 2018. - С. 243-250.
16. Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/ (дата обращения: 23.09.2022).
17. Стегний В.Н. Мотивация волонтерской деятельности / В.Н. Стегний, М.В. Никонов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 146-156.
18. Сухарькова М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства / М.П. Сухарькова // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 9. - С. 12-16.
19. Сушко Н.Г. Особенности мотивации волонтерской деятельности / Сушко Н.Г., Серга Е.Д. // Ученые заметки ТОГУ - 2017. - Т. 8, № 1. - С. 363-368.
20. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование России. - 2012. - № 4. - С. 46-52.
21. Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 // Кодекс : [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005110002 (дата обращения: 12.09.2022 г.).
22. Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21.09.2022 N 647 // КонсультантПлюс. - [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426999/ (дата обращения: 12.09.2022 г.).
23. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства) : Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ // Консультант-Плюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 23.09.2022).
24. Волонтерство в регионах России: социально-психологические особенности, проблемы реализации и пути их решения / Т.И. Филиппова, Е.И. Хачикян, И.И. Пацакула, И.В. Иванова // Вестник университета. - № 2. - 2021. - С. 166-174.
REFERENCES
1. Ananiev, B.G. (1949), The problem of character formation, Leningrad : Volodarsky Printing House, Leningrad.
2. Alekseeva, G.G. (2018), "Methodological approaches to the study of volunteering", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 8 (52). pp. 31-34.
3. Vasilkovskaya, M. =I. and Ponomarev, V. D. (2018), "Pedagogy of volunteering in the youth environment", Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, No. 4 (84), pp. 142-151.
4. Starovoitova, L.I. (2019), "The Institute of Volunteering in Russia: Pages of History and Modern Trends in Development", Heritage of centuries, No. 3 (19), pp. 142-146
5. Grigorovich, M. V. (2011), "Peculiarities of Personal Reflection of Adolescents in the Conditions of Volunteering", Bulletin of TSU, No. 9 (101), pp. 148-151..
6. Balabanova, E.S. (2018), "Socio-psychological approach to the study of the social activity of youth", Knowledge. Understanding. Skill, No. 3, pp. 210-223.
7. Zagladina, Kh. T. and Shulgina, I. B. (2018), "Volunteering (volunteering) as a powerful factor in the development of civil activity and successful socialization of children and youth", Education of schoolchildren. No. 1, pp. 16-23.
8. Kilina, A.G. and Kondarantseva, K.A. (2018), Guide to the world of volunteering, Mosvolonter, Moscow.
9. Kislyakov, P. A., Shmeleva, E.A. and Govin O. (2019), "Modern volunteering in the education of prosocial behavior of the individual", Education and Science, No. 6, pp. 122-145.
10. Kovel, T.A. (2019), :Volunteering as a social institution: factors of institutionalization of volunteering in modern Russia:, Moscow Economic Journal, No 7, available at: https://qje.su/ekonomich-eskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-3/?print=print (accessed : 13.12.2022).
11. Kudrinskaya, L.A. (2006), "Volunteer work: essence, functions, specificity", Sociological research, No. 5, pp. 15-22.
12. Kuzminchuk, A.A., Pevnaya, M.V. and Timirshina, E.R. (2018) "Directions of youth volunteerism: specifics and development prospects", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 2 (53), pp. 68-77.
13. Kuklina, N.S. (2020), "Volunteer activity as a way to develop civic engagement and gain life experience", Student Science andXXI century, Vol. 17, No. 1-2 (19), pp. 350-352.
14. Kupreychenko A.B. (2013), "The problem of studying the motives and psychological barriers of youth volunteer activity", Professional and personal self-determination of youth in modern Russia, materials of the IV All-Russian scientific and practical conference, Samara, pp. 143-150.
15. Kuptsova, I. A. (2018), "On the definition of the concept and essence of volunteering", Modern education: vectors of development. Digitalization of the economy and society: challenges for the education system: materials of the international conference, Moscow, pp. 243-250.
16. Government of the Russian Federation (2018), "On approval of the Concept for the development of volunteerism (volunteering) in the Russian Federation until 2025", Decree of the of December 27, 2018 No. 2950-r, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/ (accessed 23 September 2022)
17. Stegniy, V.N. and Nikonov, M.V. (2018) "Motivation for volunteering", Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences, No. 1, pp. 146-156.
18. Sukharkova, M.P. (2017), "Approaches to the study of motivation for participation in volunteering practices", Theory and practice of social development, pp. 12-16.
19. Sushko, N.G. and Serga, E.D. (2017), "Peculiarities of motivation for volunteering", Uchenye zametki TOGU, V. 8, No. 1. pp. 363-368.
20. Tarasova, N.V. (2012), "Volunteer activity as a historical and pedagogical phenomenon", Pedagogical education in Russia, No. 4, pp. 46-52.
21. President of the Russian Federation (2020), "On determining the procedure for extending measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population in the constituent entities of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)", Decree of the of May 11, 2020 No. 316, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202005110002, (accessed 12 September 2022)
22. President of the Russian Federation (2022), "On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation", Decree of the of September 21, 2022 N 647, available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_426999/ (accessed 12 September 2022).
23. State Duma of Russian Federation (2018), "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Volunteering (Volunteering)", Federal Law No. 15-FZ dated 05.02.2018, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (accessed 12 September 2022).
24. Filippova T.I., Khachikyan E.I., Patsakula I.I. and Ivanova I.V. (2021), "Volunteering in the regions of Russia: socio-psychological features, problems of implementation and ways to solve them", Bulletin of the University, No. 2, pp. 166-174.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2023
УДК 159.95
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЕМЬИ КАК СИСТЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Марина Сергеевна Неровных, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан