Научная статья на тему 'Методология исследования социума'

Методология исследования социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / МЕТОДОЛОГИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА / КОНСТАНТА / СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленов Лев Александрович

Рассмотрены основные методологические принципы исследования системы социальных сфер общества, которые образуют социум: принцип деятельности, принцип системности, принцип ко нстантности, принцип целевой ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE RESEARCH OF THE SOCIAL ENVIRONMENT

We consider the main methodological principles in the study of society's social spheres that make up the social environment: the principle of activity, the systems principle, the principle of constancy, and the principle of target orientation.

Текст научной работы на тему «Методология исследования социума»

Философия и методология науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (3), с. 101-109

УДК 101.8

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИУМА

© 2012 г. Л.А. Зеленое

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

k-fil@nngasu.ru

Поступила в редакцию 30.04.2012

Рассмотрены основные методологические принципы исследования системы социальных сфер общества, которые образуют социум: принцип деятельности, принцип системности, принцип константности, принцип целевой ориентации.

Ключевые слова: социум, методология, деятельность, система, константа, сфера.

В мировой и отечественной философской литературе широко используется не столько в качестве понятия, сколько в качестве термина знаковый символ - социум. Содержательносмысловое истолкование этого термина в существующей литературе отсутствует. Проблемная ситуация усложняется в связи с тем, что этот термин, как базовый, порождает множество производных понятий, которые тоже остаются аморфными терминами: социальное, социальная политика, социальная природа человека, социальная сфера, социальное государство и т.д. Констатация этой проблемной ситуации заставила нас создать в 1969 году общегородской Нижегородский философский клуб, который еженедельно на протяжении 43 лет занимался методологическим исследованием проблем социума. За этот период было организовано 40 Академических симпозиумов с изданием материалов, опубликовано около 50 монографий, защищено более 30 докторских и кандидатских диссертаций. Попытаемся интегративно представить результаты этих исследований, сосредоточив внимание на 4-х группах проблем:

1) методология исследования;

2) понятие социума;

3) константы сферы социума;

4) типология сфер социума.

Методология исследования

Как отмечают многие видные ученые, эффективность научного исследования в значительной степени зависит от состоятельности методологии данного исследования. Если методология в целом - это философское учение о методах исследовательской деятельности, то

метод можно трактовать как систему инстру-ментально-эвристичеких принципов исследования. Доставшимся нам от древних греков и интегративно развитым Г.В.Ф. Гегелем и К. Марксом философским методом является диалектический метод. Являясь универсальным методом, он имплицитно, в свернутом виде содержит систему взаимосвязанных диалектических принципов исследования. В частности, таким является принцип поляризации, принцип развития, системности, деятельности, мерности, константности, модификации и т.д. В процессе исследования социума нам приходилось активно опираться на эвристический потенциал ряда таких принципов. Кратко охарактеризуем их методологическую природу.

Принцип поляризации. В данном принципе выражается сущность диалектического метода: «раздвоение единого на противоположности и изучение их противоречивого отношения» (В.И. Ленин). Этот принцип позволяет находить полярные свойства, стороны, тенденции любого объекта исследования, что избавляет от метафизической односторонности и эклектической всеядности. Он дает возможность исследовать противоречивые отношения взаимоисключения и взаимопредположения новаций и инноваций в модернизации, биологического и социального в человеке, материального и духовного в обществе, знака и значения в семиотических системах, культуры и антикультуры в цивилизации, абсолютного и относительного в истине, истинного и ложного в знаниях, состава и структуры в системах и т.д. Этот принцип позволяет в универсуме исследовать динамику потенциального и актуального, в природе - диалектические связи абиотического и биотического, в материи - вещественно-корпускулярные и

энергетическо-полевые состояния, в обществе -природно-технические и социально-демографические образования и т.д. Благодаря субъективно-диалектическому принципу поляризации реальный мир выявляет свою объективнодиалектическую природу.

Принцип системности. Этот принцип констатирует упорядоченность, организованность реального мира, тех объектов, которые его образуют. В реальном мире происходит не переход «от хаоса к беспорядку» (И. Пригожин), а переход от одного состояния упорядоченности к другому. При этом с позиций разных систем отсчета одно и то же состояние может рассматриваться и как порядок, и как хаос. Эту диалектическую пару исследовали уже античные философы.

Ели рассматривать систему как порядок (противоположный неупорядоченности) или порядок как систему (противоположную бессистемности), то саму систему можно определить как структурированный состав, то есть как единство состава и структуры. Если состав системы - это совокупность компонентов данной системы, то структура - это совокупность связей и ограниченностей между компонентами системы. Принцип системности заставляет рассматривать любой объект (общество, социум, государство, автомобиль, деятельность и т.д.) в компонентном и структурном отношении. Более того, открываются перспективы разграничения трех видов изменения любой системы (например Государственной думы): компонентного, структурного и целостного.

Принцип деятельности. Это очень важный и эвристичный функционально-динамический принцип исследования социальных явлений, прежде всего экономики, науки, искусства, религии, образования, политики, права и т.д. Как известно, названные и иные явления рассматриваются прежде всего в статичном плане, как ставшие продуктом развития общества, поэтому их функциональная (система функций) и динамичная (система компонентов) природа уходит из поля внимания. На наш взгляд (представленный в серии исследований), необходимо изучить не искусство, а художественную деятельность; не науку, а научную деятельность; не экономику, а экономическую деятельность; не медицину, а медицинскую деятельность; не образование, а педагогическую деятельность и т.п. Тогда раскрывается функциональная природа экономики (производство, распределение, обмен, потребление), медицины (диагностика, профилактика, лечение), педагогики (образование, обучение, воспитание) и т.д. Тогда выявля-

ется полный состав компонентов любой деятельности: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда. На этой основе и возможно построение соответствующих теорий деятельности (экономической, педагогической и т.д.).

Деятельность - это форма социального бытия человека, человеческого общества: целесообразное взаимодействие человека и предметного мира. Целесообразный характер деятельности основан на разумной природе человека, который сначала целеполагает, а затем соотносит свое взаимодействие с предметным миром с поставленной целью. В природном мире деятельности как социальному взаимодействию предшествует движение, основанное на объективных законах (неживая природа) и жизнедеятельность, основанная на генетических программах организмов (живая природа). Меняется субстрат - меняется и характер взаимодействия: взаимодействие тел - жизнедеятельность организмов - деятельность человека.

Интересным представляется историческое превращение деятельности в самодеятельность в системе общества. Самодеятельность К. Маркс определял как свободную деятельность. Эта свобода формируется на основе превращения внешнего долженствования в деятельности во внутреннюю мотивацию в самодеятельности и стандартных способов деятельности в творческие способы самодеятельности. Так исторически «работают» две сущностных родовых силы человека: потребность (долг-совесть) и способность (стандарты-творчество).

Принцип константности. При всей жесткости термина «константность» надо иметь в виду, что в нем диалектически сняты модусы (вариации) исторического развития объекта. В свое время академик А.Д. Александров говорил, что теория относительности А. Эйнштейна с равным правом может быть названа и теорией абсолютности, потому что она основана на константах скорости света и постоянной Планка. Принцип модификации как противоположный принципу константности впервые выделял К. Маркс при анализе исторических изменений константности труда в модусах профессий, специальностей, специализаций, видов, семейств, разновидностей трудовой деятельности.

Принцип константности хорошо работает при анализе родовых качеств меры любого явления (меры человека, меры социума, меры сферы, меры науки, меры прекрасного и т.д.). Мера - это и есть система константных родовых качеств, потому что свойства - это сенситивные модификации качества.

Константы - это функции, качества, которые инвариантны относительно пространственных и временных изменений объекта. Например, мера человека включает в себя 4 константы: сознание, язык, общение и деятельность. Они есть у всех людей всех стран и всех эпох, хотя исторически модифицируются. В экономике константы - это ее базовые функции (производство, распределение, обмен, потребление), в медицине свои константные функции (диагностика, профилактика, лечение), в управлении свои константные функции (планирование, организация, руководство, контроль, регулирование) и т.д.

Понятие социума

Для характеристики человеческой подсистемы универсума используются различные понятия: цивилизация, общество, культура, социум. Общее у них то, что они противостоят природе как естественно возникшему. В то же время чисто интуитивно можно сказать, что понятие общества является наиболее общим, а цивилизация характеризует материально-предметную сторону общества, культура - духовно-нравственную, а социум - антропо-демографичес-кую. В этих характеристиках общества отсутствует природно-естественная составляющая (географическая среда, включенные в общественную жизнь экологические сферы: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера), что затрудняет выход на проблематику ноосферы, экологического кризиса, движения «зеленых». Само общество как система межпоколенно взаимосвязанных групп людей, существующих в историческом пространстве и времени, нуждается в компонентном анализе с переходом от абстрактно-всеобщих его образований ко все более конкретным и специфическим. Первый шаг такого анализа и позволяет выйти на понятие социума. Этот шаг состоит в выделении в субстанции общества 3-х его базовых субстратов: экологического, технического и антропо-номного (мир природы, мир техники и мир людей).

Экологический субстрат - это естественная, природная среда обитания людей, преобразованная и включенная в общественную жизнь человеческой деятельностью. По объектному основанию в экологический субстрат входят базовые экосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Эти объектные основания детерминируют базовые функции экологической деятельности общества: сохранение природы, восстановление природы, совершенствование природы и защита человека от пагубного

воздействия природы. На основе соединения объектного и функционального подходов возможно построение 16-клеточной матрицы экологической системы общества.

Технический субстрат - это все материальные искусственные средства человеческой деятельности, созданные человеком на основе преобразования экологического субстрата: транспортные, энергетические, коммуникативные, инструментальные, информационные, консервативные, измерительные средства. Все они компенсируют 3 вида ограниченностей человека (телесные, чувственные и мыслительные), созданы для выполнения 4 базовых функций (отражение, преобразование, трансляция, консервация), обращенных на 3 объекта (вещество, энергия, информация). На основе соединения выделенных трех групп показателей создается возможность построения 36-клеточной матрицы технической системы общества.

Антропономный субстрат - это люди как субъекты общественной жизни со всеми присущими им базовыми константными качествами: потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами. Этот субстрат и является социумом в системе общества. В литературе эту подсистему общества называют по-разному: народонаселение, демографическая сфера, демосоциальная сфера, социальная сфера. Но, учитывая занятость или неопределенность многих терминов (демографический, антропологический и др.), мы с 1991 года используем понятие антропономного, производного от антропономии как новой интегральной общей теории человека (см. литературу).

Антропономный субстрат (люди со всеми их характеристиками) является функциональнообразующим всей системы общества, ибо он определяет становление экологического и технического субстратов и детерминирует их историческое изменение. На базе антропономного субстрата складывается вся система социума, представленная его константными сферами. Методологически важно, что все 5 базовых образований социума (потребности, способности, деятельность, отношения, институты) матрично и инвариантно воспроизводятся во всех константных сферах социума: экономической и экологической, научной и художественной, педагогической и управленческой, медицинской и физкультурной, о чем речь пойдет в следующем разделе.

Константы сферы социума

Как сказано выше, социум системно представляет собой совокупность взаимосвязанных

сфер. В числе этих сфер есть те, которые являются константными для социума, т.е. инвариантны в пространстве (страны) и времени (эпохи) существования социума. Понятие сферы в данном контексте впервые введено социологом, членом философского клуба Р.И. Никифоровым в 1976 году. Оно уместно для характеристики целостности всех социальных образований социума. Сфера социума, таким образом, включает в себя все 5 константных образований: потребности, способности, деятельность, отношения, институты. Например, экономическая сфера социума формируется на основе экономических потребностей (нужда, необходимость, спрос, интерес, ориентация) и способностей (рабочая сила, человеческий капитал, средства производства, интеллектуальный капитал, ресурсы), которые определяют существование экономической деятельности (производство, распределение, обмен, потребление), генерирующей экономические отношения по функциям деятельности и экономические институты (социальные организации, учреждения, заведения). Точно такой же системносозидающий процесс можно представить в педагогической или управленческой, научной или художественной сферах социума.

В этой системе 5 константных образований социума деятельность выполняет роль функционального интегратора. С одной стороны, она интегрирует свои субъектные основания, потому что деятельность не может состояться, если нет потребностей в ней (превращение «надо» в «хочу») и способностей к ней (превращение «потенциала» в «могу»). С другой стороны, деятельность как интегратор функционально генерирует соответствующие ей (гомогенные) социальные отношения и социальные институты. На основе этого единства складывается микрогеном каждой сферы социума, включающий в себя 5 взаимосвязанных социальных образований.

Потребность - это родовая сущностная сила человека, выполняющая роль побудительной силы (стартер, пусковой механизм) деятельности. Потребности объективны и представляют собой противоречие (рассогласование) между необходимым и фактическим состоянием человека, между тем, что должно быть, и тем, что есть. Если потребности обладают побудительной силой, то неверно определять их только через одну противоположность - нужду или необходимость, потому что причиной, источником, движущей силой развития, движения, деятельности, является противоречие. Необходимое состояние человека определяется системой

родовых качеств меры человека (сознание, язык, общение, деятельность), основанной на биопсихическом субстрате человека. Фактическое состояние - это характеристика реального наличия бытия человека. Когда возникает рассогласование состояний, тогда и возникает деятельность по приведению фактического состояния в соответствие с необходимым (развитие). Не исключается и вариант низведения необходимого состояния до уровня фактического (деградация).

Наши исследования в области теории потребностей позволили не только дать определение потребности, но и а) выявить состав мотивационно-аксиологической подсистемы человека, формирование которой входит в задачу воспитания (влечение, желания, стремление, хотения, интересы, ценностные ориентации, установки, убеждения, цели); б) проанализировать полярные параметры потребностей (наличные-отсутствующие, реальные-мнимые, перспектив-ные-конъюнктурные, массовые-уникальные), определяющие структуру производства продукции; в) исследовать типологию потребностей на основе типологии сфер социума.

Способность - это родовая сущностная сила человека, выполняющая роль деятельной силы (двигатель) деятельности. Способности основаны на биопсихическом субстрате человека (анатомические, физиологические, психические качества), но формируются прижизненно, социально, поэтому их можно определить как социальные возможности формирования функциональных систем (умений) на биопсихическом субстрате человека для определенной деятельности. Способности предстают в двух формах: информационно-когнитивной (знания всех видов, типов и уровней), которая формируется образованием, и операционально-праксиологической (умения всех видов, типов и уровней), которая формируется обучением.

Таким образом, путем анализа потребностей и способностей удается выявить систему социализации человека как единство воспитания, образования и обучения. Исследования в области теории способностей позволили к тому же а) выявить 4 уровня существования способностей (задатки, одаренность, талантливость, гениальность) и б) построить типологию способностей по основанию типологии сфер социума.

Деятельность - это функциональный стержень социума, представляющий собой целесообразное взаимодействие человека и предметного мира. Она же является объективноонтологическим основанием субъективно-диалектического принципа деятельности, о которой

говорилось выше. Методологическое значение деятельности состоит в том, что на основе ее типологии, на основе выделения и анализа константных деятельностей социума возможно корректное построение типологии сфер социума: сколько базовых деятельностей, столько и сфер социума.

Исследование теории деятельности позволило эвристически: а) обнаружить и проанализировать константные компоненты любой человеческой деятельности (субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда) и на этой основе построить 8-компонентный состав теории каждой сферной деятельности (теория экономической деятельности, теория педагогической деятельности, теория экологической деятельности и т.д.); б) вскрыть сущность и отличие самодеятельности (как внутренне мотивированной и творческой) от деятельности (как несвободной и стандартной).

Отношения - это единство связей (сходство) и ограниченностей (различие) социальных субъектов в процессе их деятельности. Прежде всего необходимо подчеркнуть диалектическую связь отношений и деятельности: отношения генерируют деятельность, отношения существуют в деятельности, деятельность не может быть без отношения социальных субъектов, даже если эта деятельность совершается индивидуально. Скажем, торговые отношения существуют в торговой деятельности, педагогические - в педагогической деятельности, политические - в политической деятельности и т.д.

Отношения нельзя отождествлять со связями, ибо социальные субъекты обладают не только сходством, общностью, но и различием, спецификой. Это и определяет два аспекта любых отношений людей, общностей: связь как выражение единства, общности, сходства, содействия и ограниченности как выражение различия, специфики, особенности, противодействия субъектов. Социодинамика отношений и предстает как вариативность альтернативных тенденций развития: в сторону сближения,

единства или в сторону расхождения, вражды. С точки зрения социальной конфликтологии и важно различать 4 типа отношений социальных субъектов: консенсус, компромисс, конфронтация и катастрофа (правило 4-х «к»). Если консенсус и компромисс выражают позитивный характер отношений гомогенного (консенсус) или гетерогенного (компромисс) значения, то конфронтация и катастрофа связаны с негативным характером отношений гетерогенного (конфронтация) или гомогенного (катастрофа) значения. Социальным деятелям любого типа,

прежде всего политическим, важно четко диагностировать и прогнозировать тенденции развития социальных отношений в разных сферах социума.

Институты - это родовое понятие для обозначения всех видов и типов исторически возникших организационных форм человеческой деятельности с присущими ей отношениями. Это совокупность самых разных учреждений, заведений, организаций: заводов, фирм, банков, вузов, школ, больниц, киностудий, театров, издательств, типографий, министерств и т.д. и т.п. Особенность институтов как социальных образований сферы социума состоит в том, что они являются организационными, системообразующими интеграторами сферы, в отличие от деятельности как функционального интегратора. Поэтому в составе любого социального института представлены субъекты с их потребностями (цели) и способностями (потенциал), деятельности (содержание) и отношения (форма). Исследование диалектики этих противоречивых аспектов, тенденций их развития позволяет понять статику и динамику социального статуса институтов (например Госдумы, политических партий, армии, полиции, вузов или институтов ЖКХ).

Анализ констант сферы социума позволяет в крупном, блочном, универсально-родовом плане понять социум, не дробя представление о нем в частных, эмпирических, отдельных образах-терминах: промышленность, банки, торговля, коммуникации, детсады, школы, вузы, конфессии, церкви, магазины, стадионы, суды, армия и т.д. и т.п. Складывается аморфная модель не только социума, но и общества в целом. Управлять (планировать, организовывать, руководить, контролировать, регулировать) эффективно такой моделью невозможно. Спасает интуиция, поэтому социальное управление и называют не только наукой, но и искусством. Но лучше, если интуитивно-эвристические методы управления будут опираться на строгие научные модели социальных объектов. Об эффективности такого варианта говорят достижения естественных и технических наук, а общественные и гуманитарные науки пока сохраняют статус «ведений», а не строгих знаний (естествознание, обществоведение).

Типология сфер социума

Проблема сфер социума оказывается тождественной проблеме сфер общества или общественной жизни, потому что саму эту общественную жизнь определяет функционирова-

ние сфер социума: социальная жизнь людей включает в свой оборот весь экологический и весь технический субстрат общества, превращая его человеческой деятельностью (а это компонент социума) в объект, средства, условия, результат или среду этой деятельности. Все эти оговорки нисколько не облегчают проблемы поиска сфер социума или сфер общества, а скорее усложняют ее, потому что до сих пор никакой ясности и однозначности нет в решении обеих проблем. И дело заключается прежде всего в отсутствии четкой и конструктивной методологии исследования сфер социума, чему и посвящена данная статья. Убедиться в этом можно, если хотя бы кратко посмотреть на заявленные в литературе решения данной проблемы.

A. Характерно выделение материальной и духовной деятельности (В.П. Тугаринов), хотя это не виды и не типы деятельности, а стороны, аспекты, грани единой деятельности как материально-духовного функционирования человека как социального субъекта.

Б. Не спасает и добавление к материальной и духовной деятельности еще особой социальной деятельности (Л.Н. Коган). Прежде всего, и материальная, и духовная деятельность человека являются социальными по своей природе, а к тому же они являются сторонами единой социальной деятельности.

B. Очень широко распространено разграничение социальной и экономической деятельности вплоть до выделения социальной и экономической сфер общественной жизни (В. Афанасьев). Нам пришлось неоднократно публиковать материалы с доказательством функциональной, а не субстратной природы экономической и социальной «сферы» или любого общественного объекта: завод - это и экономическое, и социальное явление, школа - это и экономическое, и социальное явление и т.п., потому что экономическое (материально-предметное) и социальное (антропономно-функциональное) - это стороны, функции, грани единого объекта или единой деятельности.

Г. Не менее некорректным является выделение четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной (Е. Федотов). Здесь отсутствует единое основание деления; не учитывается социальная природа экономической, политической и духовной сферы; игнорируется экологическая сфера, а также не ясен статус медицинской сферы. Добавление к этой четверке еще культурной сферы только усложняет проблему, ибо существует множество культур: медицинская, физи-

ческая, художественная, религиозная, нравственная, правовая и т.д.

Д. Была положительно встречена 5-членка деятельностей-сфер общества М.С. Кагана: преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентировочная и художественная. Автор последовательно выводил их из вариантов субъект-объектных отношений, но фактически не учитывалось наличие общения и оценки у всех деятельностей и сфер, а преобразовательная как абстрактно-аморфная вполне подразделялась на относительно самостоятельные экономическую, управленческую, медицинскую, физкультурную, педагогическую, экологическую.

Короче говоря, почти во всех случаях отсутствует единое основание деления, отождествляется сторона и функции сферы, не учитывается цель сферы. Нами использовались методологические принципы поляризации, константности и целевой ориентации деятельности для построения непротиворечивой типологии сфер социума. Представим эти шаги аналитического движения.

Шаг 1. Поляризация вслед за К. Марксом деятельности на «два рода производства»: производство вещей и производство людей. Эта поляризация является диалектически строгой, поскольку в общественной жизни существуют только вещи и люди (на заводе, в городе, в школьном классе или в стране). Когда оппоненты называют еще идеи, то забывают, что они существуют как несомое, как содержание на субстрате вещей (знаковые системы) или людей (субстрат мозга).

Шаг 2. Важное производство поляризуется на два типа деятельности: натуральное производство и знаковое производство, поскольку онтологически вещи существуют в натуральной (сквер или дом) или знаковой (книга или картина) форме.

Шаг 3. Натуральное производство вещей поляризуется на две родовых константных деятельности: экономическую и экологическую. Они полярны, поскольку задача экономики -оторвать и преобразовать вещество природы, а задача экологии - сохранить и восстановить природные ресурсы.

Шаг 4. Знаковое производство вещей поляризуется на две своих родовых константных деятельности: научную и художественную. Они полярны, поскольку научная деятельность основана на абстрактном (левополушарном) мышлении и создает абстрактные знаки, а художественная деятельность основана на образном (правополушарном) мышлении и производит образные знаки.

Шаг 5. Антропономное производство (производство людей) поляризуется на два типа производства: производство биопсихического субстрата человека и производство социального субстрата людей. Это два полярных процесса, если учитывать биосоциальную природу человека.

Шаг 6. Производство биопсихического субстрата людей поляризуется на две родовых константных деятельности: медицинскую и физкультурную. Полярность их объясняется различием целевых ориентаций: сохранить биопси-хический субстрат человека как генотип человеческого рода (медицинская деятельность) и развить, усовершенствовать этот субстрат (физкультурная деятельность).

Шаг 7. Производство социального субстрата людей также поляризуется на две родовых константных деятельности: педагогическую и управленческую. Они также полярны, поскольку задача педагогической деятельности - подготовить человека к универсальной жизнедеятельности, а задача управленческой деятельности - мобилизовать эту потенциальную готовность.

Таким образом, семью шагами анализа мы выходим на 8 родов деятельности, которые определяют существование 8 сфер социума: экономической и экологической, научной и художественной, педагогической и управленческой, медицинской и физкультурной. В связи со сложившимся терминологическим стереотипом может возникнуть негативное отношение к данным родам деятельности как константам. Более того, вполне мотивированно возникает добавление к данным восьми родам деятельности еще некоторых (культурной, творческой, семейной, досуговой, военной, политической). Это определяет необходимость дополнительной аргументации в виде а) функционального анализа константности данных родов деятельности и б) доказательства достаточности данных 8 родов деятельности для характеристики социума.

Функции родов деятельности.

Экономическая деятельность - это деятельность по производству материальных благ в натуральном виде. Она является константной, поскольку представлена у всех народов и во всей природе их существования. В ней реализуются 4 функции: производство, распределение, обмен, потребление. Исторически она про-изводна от хозяйственной деятельности и трансформируется в финансовую деятельность (виртуальная экономика), хотя 8-компонентный состав сохраняется во всех трех ее исторических состояниях: хозяйственная - экономическая - финансовая деятельность.

Экологическая деятельность - это деятельность по регулированию отношений общества с природной средой. Она является константной, так как природа является постоянным условием существования общества и инвариантной средой жизни людей. В системе экологической деятельности реализуется 4 ее базовых функции: приро-досохранение, природовосстановление, природо-совершенствование и защита человека от пагубного воздействия природы. Ошибочно выделяют функцию природопользование, ибо она относится к экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, ловля рыбы и пр.).

Научная деятельность - это деятельность по производству знаний всех видов и уровней, по созданию абстрактных моделей реального мира. Она формируется исторически на основе развития разумной природы человека, способностей его абстрактного мышления и потребностей в обеспечении знанием всех человеческих деятельностей. Основными функциями научной деятельности являются фундаментальные исследования и прикладные разработки. В границах каждой из них используются конкретные операции: описание, изменение, объяснение, моделирование, прогнозирование и т.д. - на основе логических операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования.

Художественная деятельность - это деятельность по образному моделированию реального мира в соответствии с мерой предметов и мерой человека. Образное моделирование осуществляется в двух формах, которые определяют две функции художественной деятельности: образное отражение (движение от предмета к человеку) - монофункциональная художественная деятельность (искусство) и образное преображение (движение от человека к предмету) - бифункциональная художественная деятельность (прикладное искусство).

Педагогическая деятельность - это деятельность по межпоколенной трансляции социального опыта человечества. Ее константность обусловлена невозможностью передачи социального опыта по каналам генетической программы наследственности. Состав социального опыта человечества определяет и 3 базовых функции педагогической деятельности: образование - передача информационного опыта (знаний), обучение - передача праксиологического опыта (умений), воспитание - передача ценностно-мотивационного опыта (социальных установок).

Управленческая деятельность - это деятельность по регулированию отношений людей в системе социума. Ее константность обусловлена необходимостью сохранения социально-

коллективистской природы человека. Целостное функционирование управления предполагает осуществление 5 его базовых функций: планирование - разработка программ деятельности, организация - формирование системы компонентов деятельности, руководство - направление деятельности в русло программы, контроль - осуществление обратной связи субъекта с объектом управления, регулирование - внесение коррективов в систему по данным контроля.

Медицинская деятельность - это деятельность по сохранению и восстановлению жизнеспособности всех систем человеческого организма. Константность ее определяется необходимостью обеспечения нормального состояния биопсихического субстрата человека как основы всех его социальных функций. В системе медицинской деятельности сформированы 3 базовых функции: диагностика - распознавание состояний организма, профилактика - сохранение жизнеспособности человеческого организма, лечение - восстановление нарушенной жизнеспособности.

Физкультурная деятельность - это деятельность по обеспечению физического совершенства человека как оптимального функционирования всех систем человеческого организма. Как и медицинская деятельность, физкультурная сохраняет и развивает биопсихический субстрат человека как основу всех его социальных функций. Исторически физкультурная деятельность обусловила существование двух ее базовых функций: массовой физической культуры граждан и спорта высших достижений («прощупывание» потолков, пределов возможностей развития человеческого организма).

Значение функционального анализа сферных деятельностей состоит в том, что знание базовых функций (25 функций) облегчает возможность разработки стратегических целевых программ развития страны или региона.

Аргументация достаточности 8 сфер.

1. Добавление познавательной деятельности (В.И. Столяров) не учитывает, что эта деятельность представлена в научной как ее универсальный вариант (от эмпирического наблюдения до теоретических исследований).

2. Добавление творческой деятельности (Л.Н. Коган) некорректно, потому что творчество - это новационная деятельность, вернее, новационный уровень любой человеческой деятельности: научное творчество, художественное творчество, медицинское творчество и т.д. по 8 родам.

3. Добавление досуговой деятельности (И.В. Бестужев-Лада) и даже сферы досуга не

учитывает, что досуг - это свободное время граждан, которое может заполняться всеми деятельностями социума (учеба, работа, искусство, наука и т.д.).

4. Добавление семейной деятельности (Л.М. Архангельский) не учитывает, что семья - это социальная ячейка социума и в ней интегрально на разном уровне и в разной форме могут осуществляться все деятельности: педагогическая, медицинская, экономическая, художественная, физкультурная и т.д.

5. Добавление культурной деятельности (Д.С. Лихачев) и сферы культуры не учитывает универсальной природы культуры и ее противостояния антикультуре, поэтому «культурность» (позитивная ценность) - это признак, качество любой деятельности: физическая культура, экологическая культура, медицинская культура, управленческая и т.д.

6. Добавление политической деятельности (Е.В. Федотов) не учитывает ее неконстантность как определенного модуса управленческой деятельности, которая проявляется в административной, политической, правовой форме.

7. Добавление военной (оборонной) деятельности (В.В. Петров) и сферы не учитывает универсальный характер «вооруженных сил» как социального института общества. В армии, как и в семье, или в городе, или на заводе, представлены в разных формах и на разном уровне все деятельности социума: экономическая, экологическая, управленческая, педагогическая, и т.д. Поэтому и в своей агрессивной (Гитлер) и в своей защитной (СССР) форме армия всегда мобилизовала весь потенциал общества: «Все для фронта, все для победы», «Тотальная мобилизация» и т.п.

Мы убеждены, что 8 сфер социума как социальные константы вполне достаточны для целостной характеристики не только социума, но и любого универсального социального института или образования (школа, вуз, армия, завод, семья, город, регион и т.д.).

Список литературы

1. Зеленов Л.А. Антропономия. Общая теория человека. Н. Новгород: НАСА, 1991.

2. Зеленов Л.А. Антропономия // Собр. соч., т. 3. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.

3. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Антропономия - интегральная наука о человеке. Н. Новгород: Новация, 2011.

4. Зеленов Л.А. Социальные константы. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010.

5. Зеленов Л.А. Социология города. М.: Владос, 2000.

6. Зеленов Л.А. Социология // Собр. соч., т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.

7. Зеленов Л.А., Смирнов А.Н., Лысяк В.Л. Система социальной экологии. Н. Новгород: Дятловы горы, 2010.

S. Зеленов Л.А. Мера человека. Н. Новгород: Новация, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки. М.: Флинта: Наука. 200S.

METHODOLOGY FOR THE RESEARCH OF THE SOCIAL ENVIRONMENT

L.A. Zelenov

We consider the main methodological principles in the study of society's social spheres that make up the social environment: the principle of activity, the systems principle, the principle of constancy, and the principle of target orientation.

Keywords: social environment, methodology, activities, system, constant, sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.