Научная статья на тему 'Социальные функции интерьера'

Социальные функции интерьера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
765
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлов М. А.

В представленной статье интерьер, как организованная жизненная среда, трактуется не в традиционном архитектурно-пространственном смысле, а в широком социальном, что потребовало выделить и рассмотреть в нем базовые социальные функции, а также принципы, лежащие в основе дизайнерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social functions of interior

In this article interior, as organized life area is interpreted not in traditional architectural-spatial meaning but in wide social which need to distinguish and to regard base social functions in it, and also principals, leaded in the base of design activity.

Текст научной работы на тему «Социальные функции интерьера»

Павлов М.А.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРЬЕРА

В представленной статье интерьер, как организованная жизненная среда, трактуется не в традиционном архитектурно-пространственном смысле, а в широком социальном, что потребовало выделить и рассмотреть в нем базовые социальные функции, а также принципы, лежащие в основе дизайнерской деятельности.

Социологию, как науку все чаще трактуют, как общую теорию социума. И это представляется справедливым, ибо она рассматривает не только социальных субъектов или социальные отношения, но и социальные институты, социальные потребности и способности, социальные деятельности, т.е. весь состав социальных образований человеческого общества. Это мы и называем социумом.

Предметно-пространственное решение интерьера при учете всех выше названных параметров всего лишь создает ту среду, в которой живет, функционирует человек. Вероятно, справедливо разделять два понятия: «жилая среда» и «жизненная среда». Жилая среда лишь возможность жизненного функционирования, это всего лишь предметнопространственный потенциал, который превращается в актуальную среду, в жизненную среду при насыщении его социальными функциями человека, который заселяется в данную жилую среду и живет в ней.

Это выражает не только личностную позицию автора (человек - цель общественного развития), но и соответствует общей тенденции осмысления человека как меры социума, что отражено и в нескольких международных форумах (Париж, Москва и др.) с одинаковым названием - «Человеческое измерение».

Более того, анализ, меры человека от Древней Греции до наших дней, показывает, что концепция гуманизма является универсальной. Она, как диалектическая по природе, снимает в себе две возможных метафизических крайности, давно выраженные в специальных терминах: «мизантропия» и «филантропия».

Грубо говоря, это два способа унижения человека: а)унижение его презрением - мизантропия и б)унижение его призрением -

филантропия. Человек не достоин ни презрения, ибо он высшая социальная ценность, ни призрения (приюты, благотворительная помощь, пособия и пр.), ибо все ценности мира, и духовные, и материальные создает человек, человек-труженик, что и отражается в понятии «народ». Народ - это часть населения. Именно та часть, которая своим трудом (духовным и материальным) создает все блага. Это трудящаяся часть населения, которая обеспечивает возможность существования всего населения

Конечно, это жесткая социальная констатация, но она отражает реальный ход истории человечества. Даже великие личности, гении, суперлидеры во всех сферах общественной жизни опирались на творчество народа. Зевса создал народ, а Фидий воплотил его в мрамор. Музыку создает народ, а композитор лишь аранжирует ее, говорил М. Глинка. Здесь поможет образ, который в этом отношении создал Р. Тагор: образ свечи, пламя которой - личность, а остов свечи - народ.

Все эти рассуждения о роли человека нам необходимы, чтобы обосновать важность анализа его социальных функций. Исходным для нас является концепция приоритетности человека, который стоит и в начале любого деятельностного процесса, и в конце: «Человек - Предметный мир - Человек». То есть, он является и Субъектом, и Объектом предметной деятельности.

Сам предметный (пространственнопредметный) мир, созданный человеком, -это его овеществленный труд, который для своего оживления нуждается в живом труде, носителем которого опять-таки является человек. Но в последнем случае человек выступает уже не как субстрат Потребностей, а как реализатор социальных функций, для которых и создана предметно-пространственная среда.

Интерьер как целостность, как архитектоническое образование начинает реализовать заложенный в него потенциал, когда человек начинает в нем функционировать.

При анализе функций среды обитания человека обычно указывают на жизненнобиологические и социокультурные функции личности. При этом забывается, что все жизненные, биологические процессы человека тоже осоциалены, окультурены, на что, в частности, указывал еще К. Маркс, говоря, что и поедание пищи при помощи ножа и вилки является социальным процессом. Напомним здесь и важное значение искусства кулинарии, сервировки стола, процедуру обслуживания, атрибутику и пр. и пр., чтобы понять, что и этот простой жизненный процесс является осоциаленным. Это относится и к функциям сна, отдыха, физических упражнений, оздоровительных процедур, одежды, сексуальной культуры...

Все это и дает нам основание все жизненные функции человека в интерьере жилища трактовать как социальные.

В таком случае вся проблема и оборачивается проблемой типологии этих функций. Следуя нашей общей концепции ориентации на родовые функции человека как его социальные константы, мы и в данном случае будем опираться на данный подход.

Принципиально важно подчеркнуть, что родовые качества человека представляются как его сущностные силы. При этом не надо забывать, что сущность - это глубинная характеристика объекта (внутренняя, непреходящая, константная), а содержание - это конкретизация, модификация, видоизменение сущности. Если сущность стабильна, постоянна, инвариантна относительно явлений, в которых она реализуется (сущность жизни одна, а явлений жизни множество и т. п.), то содержание, как более богатое, конкретное образование, изменчиво, модифицировано. В содержании охватывается и сущность, и ее явление, и именно включение явления в структуру содержания определяет богатство самого содержания. Сущность труда одна, но содержательно эта сущность видоизменяется исторически, рождая множество профессий, специальностей, специализаций и т. п.

Вот почему при характеристике родовых качеств (сил) человека всегда важно подчеркивать и их сущностный характер: это не яв-ленческие, не содержательные, не случайные и пр. качества, а именно сущностные, т. е. выражающие стабильную меру человека.

Рассматривая в свете сказанного родовые сущностные силы человека, мы естественно выходим на две таких силы: потребности и способности. Потребности - это побудительные силы человека, а способности - это деятельные силы человека. Обратим внимание и на то, что потребности и способности одновременно можно рассматривать и как качества, и как силы. И это важно, потому что качества обращены «внутрь» объекта (это его качества), а силы - «вне» объекта (качества действуют).

При анализе функций среды обитания человека обычно указывают на жизненнобиологические и социокультурные функции личности, но при этом забывают, что и все жизненные, биологические процессы человека тоже социальны, окультурены, ибо мера человека является историческим образованием.

Важным представляется типологический анализ этих функций. Чтобы уйти от опасности впасть в «дурную бесконечность» перечня этих функций, целесообразно использовать в качестве основания типологии концепцию константных родов деятельности общества. Развиваемую Нижегородской философской школой [1], [2].

Если говорить о мере человека, то в ней потребности и способности представлены как родовые качества. Но мера человека исторически функционирует, реализует свой потенциал как родовая сущностная сила человеческой меры, как деятельное проявление потребностей и способностей. Это характерно для экономических потребностей и способностей, которые реализуются в экономической деятельности. Художественные потребности и способности реализуются в художественной деятельности; педагогические потребности и способности - в педагогической деятельности и т. п.

Разумеется, для превращения родовых качеств в родовые силы, потенциального в

актуальное необходимы определенные объективные условия. В нашем случае этими условиями и является интерьерная среда. Она и побуждает, и стимулирует, и выявляет, и реализует, и развивает внутренний потенциал человека. Создание такой среды с ее потенциальными универсальными возможностями - одна из главных задач проектировщика интерьера. Но он и должен знать потенциал человека. Эффективность его деятельности, в конечном счете, и надо оценивать по этому критерию. Добился ли он превращения потенциального в актуальное, качеств - в силы, потребностей и способностей - в деятельность. Вот почему мы и говорим о социальных функциях интерьера, о социокультурной интерпретации интерьера.

Социальные функции личности в интерьере осуществляются, прежде всего, в медико-оздоровительных целях, ибо биопсихи-ческий субстрат человека нуждается ежедневно в серии функций жизнеподдержания, жизнеобеспечения, жизневосстановления. Все это связано с необходимостью учета анатомического, физиологического и психического функционирования человеческого организма.

Экономические (хозяйственно-бытовые) функции осуществляются в интерьере с необходимостью и требуют многообразия утилитарных вещей, которые в силу их включенности в социокультурную среду выполняют и знаковые функции, символизируя и достаток хозяина, и его привычки, и его гостеприимство, и национальность и т. д.

Педагогические функции в самом широком понимании (все процессы образования, обучения и воспитания) присущи не только каждой семье, но и каждому сообществу, ибо социальный опыт человечества не передается по генетическим каналам наследственности. Интерьерное обеспечение педагогических функций представлено не только специальной литературой в домашних библиотеках, но и серией технических средств обучения, вплоть до интернетной сети.

Получает развитие «семейный спорт» в его самых различных видах и формах. В значительной мере - это, конечно, физкультура, т. е. все виды массового занятия физичес-

кими упражнениями. Здоровые, а не престижные соображения подсказывают и родителям и руководителям при создании интерьера предусмотреть спортивно-физкультурные комплексы от бассейнов до игровых площадок.

Художественные процессы во всем их многообразии включаются в интерьерную среду своими текстовыми, звуковыми, визуальными формами и образами: библиотеки, живописные, графические, скульптурные, декоративно-орнаментальные произведения, домашние кинотеатры, караоке, телевизоры. Здесь нельзя не учитывать индивидуальных вкусов личностей, их эстетических предпочтений, что должен прогнозировать проектировщик.

Нельзя сказать, что научно-познавательная деятельность не стала всеобщей, ибо мы живем в век научно-технической революции, в информационном обществе со всей его наукоемкой продукцией и ее производными. Наука, по прогнозам К. Маркса, становится непосредственной производительной силой общества. Постепенно самые разные категории граждан вовлекаются в информационные процессы, в рационализаторство, изобретательство, в научные поиск и научное творчество. Продолжают развиваться научные общества учащихся, студенческие научные общества, создаются на общественных началах академии, институты, студии и пр. По данным С.П. Капицы уже сегодня в России до 50% научной продукции создаются не учеными по профессии, т. е. учителями, художниками, врачами, инженерами, управленцами, педагогами вузов и пр. В то же время надо учитывать и широкое развитие псевдонаучных, околонаучных или в целом «ок-культурных» направлений. Все они проникают через СМИ в дом каждого человека, а значит каждый должен разбираться в критериях научности, чтобы не стать примитивно зомбированным человеком.

Совершенно очевидно подключение всех граждан к экологической деятельности, связанной как с живой, так и неживой природой. Во всех домах множество представителей флоры и фауны, которые требуют самых разных экологических функций (сохранение,

восстановление, совершенствование и защита человека).

И, наконец, не будем забывать, что жизненная среда, семейный очаг - это социальная ячейка общества, нуждающаяся в управленческих функциях управление семейным бюджетом, отношениями с властями и соседями, планирование развития членов семьи, организация деятельности, руководство, контроль. Здесь не столько важны инфраструктурные элементы, сколько управленческая культура граждан (знания, умения, установки), которая, в конечном счете, может обеспечить благополучное существование семейного сообщества.

Мы назвали базовые (родовые) социальные функции, которые должны быть обеспечены грамотным решением интерьера, что мы и стремимся делать на протяжении ряда лет.

При этом, говоря о грамотном решении, мы имеем в виду опору проектировщика интерьера на основные принципы дизайна, поскольку проектно-практическая деятельность по созданию интерьеров является видом, частным случаем той деятельности, которая названа общим всем понятным и, вместе с тем возьмем на себя смелость утверждать это, непонятным словом «ДИЗАЙН».

Следовательно, невозможно обойти вниманием принципы на которых основана дизайнерская деятельность вообще и деятельность в области дизайна интерьера в частности.

Нам важно подчеркнуть, что все принципы дизайна логично следуют из отношения «мера человека - мера предмета» [3].

Прежде всего мера предмета как система его родовых качеств поляризуется на естественную и искусственную. Если естественная мера предметов учитывает природные факторы, определяющие совершенство проектного решения, т. е. создание предметнопространственной среды, обладающей природоохранными, экологически чистыми свойствами, то искусственные меры предметов фиксируют их вторичное, техническое существо, а значит предполагает функциональное совершенство изделий любого типа.

Следовательно, мы можем говорить уже о двух принципах дизайна: экологическом и

техническом. Экологический принцип дизайна предполагает учет закономерностей живой и неживой природы (биотических и абиотических систем) с целью создания экологически чистых, природоохранных объектов. Технический принцип дизайна ориентирует на учет технических и технологических закономерностей с целью создания функционально совершенных объектов.

Мера человека как система его родовых качеств тоже, прежде всего, поляризуется на совокупность биологических и совокупность социальных качеств. Совокупность биологических качеств функционирующего человека изучает комплексная дисциплина - эргономика (учение об анатомических, физиологических и психических особенностях человека), поэтому следующий принцип дизайна можно назвать эргономическим. Эргономический принцип предполагает учет анатомических, физиологических и психических особенностей функционирующего человека с целью создания удобных, не травмирующих изделий.

Всю совокупность социальных качеств человека можно разделить на два типа, учитывая две родовых сущностных силы человека: потребности и способности. Любой предметно-пространственный объект создается с ориентацией на потребность со всеми ее базовыми параметрами (наличие, обоснованность, перспективность, массовость). Это социологический принцип дизайна, ориентирующий на учет структуры и динамики потребностей с целью создания полезных изделий, предметов.

Способности человека как его деятельные силы исторически создают экономический потенциал общества (сырьевой, орудийный, энергетический, трудовой). Экономический принцип дизайна и выражает необходимость учета затрат живого и овеществленного труда с целью создания целесообразных изделий.

Таким образом, логический анализ позволяет выделить 5 исходных принципов дизайна: экологический, технический, эргономический, социологический и экономический. Каждый из них внутренне дифференцируется на конкретные параметры, но в целом

все они работают на создание совершенного, качественного изделия: экологически чистого, функционально совершенного, удобного, полезного и рентабельного. Остается соединить, синтезировать, гармонизировать все эти качества в едином, целостном изделии. Эту задачу и решает эстетический принцип дизайна, предполагающий создание целостной композиции как гармонии меры человека и меры предмета. А это и есть сущность прекрасного, т. е. совершенного, качественного явления. Этот шестой прин-

цип дизайна и выполняет функцию интеграции всех других принципов.

Значение выделенных 6 принципов дизайна заключается в их эвристичности, потому что они определяют и 6 учебных циклов подготовки дизайнеров, и 6 критериев оценки продуктов дизайна, и 6 комплексов наук на которые опирается дизайн и т. д.

Данный подход и лежит в основе деятельности Института дизайна и серии его кафедр в структуре Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

Список использованной литературы:

1. Антропономия. Общая теория человека. - Н. Новгород: НАСА, 1991.

2. Зеленов Л. А. Социология города. - М.: Владос, 2001.

3. Зеленов Л. А., Фролов О.П. Принципы дизайна. - Горький: ГИСИ, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.