УДК 316 Мишина Ольга Сергеевна
главный специалист по экономике управы района Коптево города Москвы тел.: (929) 638-22-40
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ
Mishina Olga Sergeevna
senior specialist in Economics, council of district Koptevo, Moscow tel.: (929) 638-22-40
RESEARCH METHODOLOGY OF SOCIAL HEALTH OF HUMAN
IN LOCAL COMMUNITY
Аннотация:
В статье автор раскрывает понятие «социальное здоровье человека» как социальное явление и социальный институт с точки зрения различных научных подходов. Автор предлагает изучать социальное здоровье на уровне муниципального управления как наиболее приближенного к потребностям жителей муниципальных образований. Для эмпирических исследований социального здоровья человека предлагается использовать методы современной социологии.
Ключевые слова:
социальное здоровье, здоровье человека, жизненные силы человека, здоровье сообщества, социализация, модель социального здоровья, методы социологии, местное сообщество, муниципальное управление.
The summary:
The author discloses the concept of “social health” as a social phenomenon and a social institution in terms of different scientific approaches. The author proposes to study the social well-being at the level of municipal government as the most approximate to the needs of residents of municipalities. For empirical studies of social health are encouraged to use methods of modern sociology.
Keywords:
social health, human health, vitality of human health, community, socialization, social model of health, methods of sociology, local community, municipal management.
Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую остроту. Хорошо известно, что о здоровье человек начинает задумываться тогда, когда оно уже утеряно, и интерес к социальному здоровью столь велик потому, что в современном российском обществе оно находится на низком уровне.
Современная наука предлагает множество подходов как к понятию «здоровье», так и к понятию «социальное здоровье». Например, по уставу ВОЗ 1948 г., здоровье - такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физиологических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [1, с. 402]. Отличительными признаками социального здоровья являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное непринятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья [2, с. 136]. Для исследования необходимо более полно раскрыть понятие «социальное здоровье», чем это сделано в определении ВОЗ.
В настоящее время выработано ряд концепций, изучающих социальное здоровье человека. Различные авторы предлагают разные научные подходы к трактовке понятия «социальное здоровье».
В концепции социологического витализма здоровье человека характеризуется как основа формирования, реализации и защиты жизненных сил человека, как его способность удовлетворять и развивать свои потребности, воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в конкретной социально-исторической ситуации и географическом пространстве [3, с. 90-91].
В современной науке существует также подход, рассматривающий социальное здоровье как многоуровневую систему, включающую социальное здоровье индивидов, социальных групп, общества в целом. Такой подход предлагают Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, Н.И. Боенко (Санкт-Петербург). Социальное здоровье, согласно данному подходу, понимаемое как отражение отношения общества к человеку, реализуется через включение (и исключение) человека в разнообразные социальные структуры. В рамках данного подхода социальное здоровье рассматривается в контексте социализации личности.
Н.К. Тихомирова (Ярославль) отмечает, что социально здоровая личность активно реализует отношение к своему здоровью как к средству жизнеобеспечения семьи, как к средству вы-
бора стратегии саморазвития в социуме, как к средству реализации предназначения гражданина, как к средству профессионального и жизненного самоопределения.
С.М. Чечельницкая: «Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру».
И.В. Журавлева: «Социальное здоровье человека - это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание его качеств и характеристик, обусловленное социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой» [4].
В концепции социального здоровья сущностным элементом является характер взаимодействия человека и местного сообщества. С этой точки зрения можно считать человека социально здоровым, если он комфортно чувствует себя в социуме, разделяет принятые в нем ценности, принимает модели ближайшего и отдаленного будущего, разделяемые большинством составляющих его индивидов. Человек может включаться в рациональное образование типа воспитания, образования, профессиональной деятельности и т.п., и а этом случае он вполне может оценить все достоинства и недостатки такого включения. Для исследования социального здоровья человека в конкретном местном сообществе предлагается использования метод построения модели социального здоровья человека, подходящей для данного муниципального образования, региона.
Для построения такой модели существует ряд показателей, характеризующих состояние социального здоровья человека в местном сообществе. К ним предлагается отнести показатели следующих групп:
1. Состояние окружающей среды: географические и природно-климатические условия, экология, продукты питания.
2. Социально-экономическая ситуация: уровень развития страны, государства, города/села, конкретной социальной группы/семьи.
3. Демографическая ситуация в регионе.
4. Охрана здоровья населения: уровень культуры здоровья населения, медицинская система.
5. Доступность образования, получение социальных благ.
6. Профессионально-трудовая адаптация: обеспеченность местного сообщества рабочими местами, возможность трудоустройства в соответствии с имеющимися знаниями и навыками, адаптация в трудовом коллективе, профессиональный рост; охрана труда.
7. Муниципальная социальная политика. Включает в себя: семейную политику (охрана материнства и детства), молодежную политику, социальную поддержку (социальная реабилитация, адаптация и интеграция незащищенных слоев населения).
8. Культурно-духовное и идеологическое развитие.
Эти показатели присущи основным сферам жизнедеятельности как любого местного сообщества, так и индивида. При этом уровень социального здоровья населения не только зависит от факторов воздействия внешних сред, но и находит выражение в индикаторах этих сред. Исследования, связанные с изучением социального здоровья человека в местном сообществе, как и других социальных явлений, могут проводиться при помощи существующих алгоритмов и методов социологии.
Первым этапом эмпирического исследования социального здоровья человека в местном сообществе является изучение сложившейся ситуации в муниципальном образовании, опираясь на изложенные выше показатели модели социального здоровья. При этом выявляются проблемы, наиболее характерные для изучаемой территории.
После этапа разработки проблематики становится возможным определение круга вопросов исследования - на какие основные «болевые точки» необходимо обратить внимание при исследовании причин возникновения проблемной ситуации в области социального здоровья.
Наиболее сложным в работе над исследованием социального здоровья человека в местном сообществе является разработка критериев оценки и количественных показателей, если такие необходимы. Исходя из теоретической базы исследования, социальное здоровье человека может рассматриваться как по субъективным критериям (субъективно-личностные факторы, психологические, физиологические, морально-этические особенности индивида), так и по объективным (внешние окружение, влияющее на формирование личности, определяющее условия проживания, развитие индивида и т.д.). К объективным факторам формирования социального здоровья также относится политика органов местного самоуправления и в целом сложившаяся в стране социально-экономическая и правовая ситуация - управленческая составляющая.
Непосредственно методами самого исследования, как сказано выше, могут быть любые методы эмпирической социологии. Например, для изучения субъективной составляющей социального здоровья могут использоваться различные опросы, метод социометрии, статистическая
информация о социальных настроениях граждан и т.п. Для изучения объективных факторов -социальный эксперимент, наблюдение, анализ документов, в том числе законодательных и нормативно-правовых актов, и статистических данных об условиях и факторах окружающей среды, влияющих на социальное здоровье человека, опросы граждан на предмет оценки социально-экономических условий в регионе и деятельности органов власти и другие.
Таким образом, методология исследования такого явления, как социальное здоровье человека в контексте его развития в местном сообществе, представляется следующим образом:
- построение теоретической модели социального здоровья для конкретного муниципального образования с разработкой соответствующей терминологии и понятийно-категориального аппарата и учетом природно-климатических, административно-территориальных, культурноисторических, социально-экономических и политических условий территории;
- определение проблемного фона муниципального образования, построение гипотез, разработка целей и задач исследования;
- формирование баз данных об инфраструктуре муниципального образования, составе и структуре населения по демографическим и социально-экономических признакам;
- выбор методов эмпирического исследования;
- проведение исследования, верификация гипотез, анализ поученных данных.
Проведение исследования в области социального здоровья человека на уровне муниципальных образований позволит по-новому рассматривать ряд проблем и явлений в социальной политике местных властей, при качественном проведении результаты исследования могут стать теоретической базой для разработки целевых программ и проектов как для муниципального образования, так и для региона в целом, совершенствовать законодательную базу. Основной же задачей применения научных методов исследований в муниципальном образовании, в особенности перед принятием важных управленческих решений, является вовлечение населения в процесс местного самоуправления через выражение общественного мнения, и, как результат, использование фактических данных о сложившейся ситуации и социальных настроениях для дальнейшего развития муниципального образования в интересах жителей.
Ссылки:
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
2. Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Т.
2. Общественные науки. Ставрополь, 2004.
3. Словарь виталистской социологии / под ред. С.И. Григорьева. М., 2006.
4. Тихомирова Н.К., Орман Л.В. Социальное здоровье школьников - условие, ориентир и результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Ярославль, 2009.
References (transliterated):
1. Vul'fov B.Z., Ivanov V.D. Osnovy pedagogiki. M., 2000.
2. Materialy VIII regional'noy konferentsii “Vuzovskaya nauka - Severo-Kavkazskomu region”. Vol. 2. Ob-shchestvennye nauki. Stavropol', 2004.
3. Slovar' vitalistskoy sotsiologii / ed. by S.I. Grigor'ev. M., 2006.
4. Tihomirova N.K., Orman L.V. Sotsial'noe zdorov'e shkol'nikov - uslovie, orientir i rezul'tat realizatsii fed-eral'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov nachal'nogo obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya. Yaroslavl', 2009.