Научная статья на тему 'Методология интеграционного права. Часть II: частнонаучная методология интеграционного права'

Методология интеграционного права. Часть II: частнонаучная методология интеграционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / СПЕЦИФИКА / ПРОЦЕССЫ / МЕТОД / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ТЕОРИЯ / ПРАКТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашкин Сергей Юрьевич

Целью статьи является анализ теоретико-правовых проблем, связанных с формированием частнонаучнойметодологии интеграционного права и его связи с общими вопросами правовой методологии и развития современного права. Предметом статьи выступают принципы и механизмы частнонаучной методологии интеграционного права.Статья написана с использованием общенаучных, философских и специальных юридических методов познания, и построена на новом для правовой методологии объекте сравнительном интеграционном праве. По результатам в статье дается характеристика частнонаучной методологии интеграционного права и перспектив ее влияния на развитие современного права и регулируемые им общественные отношения. Проведенный в статье анализ формирования новой области методологии -частнонаучнойметодологии интеграционного права и ее связь с правовой теорией и практикой осуществляется в российской юридической науке впервые. Ее положения могут использоваться в дальнейших исследованиях по вопросам интеграционного, международного, европейского и сравнительного права, а также теории государства и права. В статье сформулированы практические предложения, которые рекомендуется учесть в использовании частнонаучнных методов интеграционного права в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология интеграционного права. Часть II: частнонаучная методология интеграционного права»

ИНТЕГРАЦИОННОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

Кашкин Сергей Юрьевич

Заведующий кафедрой интеграционного и европейского права

Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ E-mail: info@eulaw.edu.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРАВА. ЧАСТЬ II: ЧАСТНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРАВА1

Аннотация.

Целью статьи является анализ теоретико-правовых проблем, связанных с формированием частнонаучнойметодологии интеграционного права и его связи с общими вопросами правовой методологии и развития современного права.

Предметом статьи выступают принципы и механизмы частнонаучной методологии интеграционного права.Статья написана с использованием общенаучных, философских и специальных юридических методов познания, и построена на новом для правовой методологии объекте — сравнительном интеграционном праве. По результатам в статье дается характеристика частнонаучной методологии интеграционного права и перспектив ее влияния на развитие современного права и регулируемые им общественные отношения.

Проведенный в статье анализ формирования новой области методологии -частнонаучнойметодологии интеграционного права и ее связь с правовой теорией и практикой осуществляется в российской юридической науке впервые. Ее положения могут использоваться в дальнейших исследованиях по вопросам интеграционного, международного, европейского и сравнительного права, а также теории государства и права.

В статье сформулированы практические предложения, которые рекомендуется учесть в использовании частнонаучнных методов интеграционного права в России.

Ключевые слова: частнонаучная методология, специфика, процессы, метод, интеграция, интеграционное право, теория, практика, общественные отношения, глобализация, юридическая наука, Россия.

KashkinS.Yu.

Chief of the chair of Integration and European law of the Kutafin Moscow State Law University, professor, doctor of law, Honored lawyer of the RF E-mail: info@eulaw.edu.ru

METHODOLOGY OF INTEGRATION LAW PART II: PRIVATE SCIENTIFIC METHODOLOGYOF INTEGRATION LAW

Abstract.

The aim of the article is to analyze the theoretical and legal problems associated with the formation of private scientificmethodology of integration law and its connection with general issues of legal methodology and development of modern law.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту

29.12950.2018/12.1

The subject of the article is the study of principles and mechanisms of private scientific methodology of integration law. The article is written using general scientific, philosophical and special legal methods of cognition, and is built on a new object for legal methodology — comparative integration law. By results in the article the characteristic of private scientific methodology of integration law and prospects of its influence on the development of modern law and regulated by it social relations is given.

The analysis of the formation of a new area of methodology — the private scientific methodology of integration law and its relation to legal theory and practice — is carried out for the first time in Russian legal science. Its provisions can be used in further studies on issues of integration, international, European and Comparative Law as well as Theory of State and Law.

The article also formulates practical proposals, which are recommended to be taken into account in the use in Russia of the private scientificmethods.

Key words: private scientificmethodology, specifics, processes, method, integration, integration law, theory, practice, social relations, globalization, legal science, Russia.

Если в первой части статьи речь шла об основах методологии интеграционного права, заключающихся во всеобщей и общенаучной методологии интеграционного права, то в этой статье хотелось бы остановиться на частнонаучной методологии интеграционного права, имеющей более практико-о-риентированный характер. В мире в целом наблюдается «стремление интеграционных организаций к функциональному замещению интеграционным правом компонентов общественных отношений, регулировавшихся ранее как внутригосударственным, так и международным правом. Наблюдается процесс определенной фрагментации и «интеграционализации» международного публичного права»2. По мере роста значения интеграционного права на практике, увеличивается разнообразие, специфика и масштабы применения его частнонаучной методологии.

Методология той или иной науки, в том числе и частнонаучная, происходит от соединения двух слов. Греческого «метод» — путь к чему-либо и «логос» — наука, учение. Методология, следовательно,— это совокупность принципов и средств, при помощи которых открывается новое знание, систе-матезируются и обобщаются имеющиеся знания и оценивается их теоретическое и практическое значение. Успехи междуна-

родной интеграции (в узком смысле этого слова), состоящей в сознательной, целенаправленной совместной деятельности объединенных в союз государств, служащей преодолению их взаимной обособленности во имя целей, обеспечивающих их неотъемлемые интересы все в большей степени зависят от избираемых ими определенных частнонаучных методов. Эти методы, будучи воплощенными в науке интеграционного права, становятся непосредственной производительной силой на современном этапе.

Частнонаучная методология интеграционного права, представляет собой учение о принципах и методах научного исследования, их оценке и применении на практике в конкретных областях права интеграционных организаций. Поскольку сама наука интеграционного права является новой, то и частнонаучные методы этой конкретной науки, которые должны отражать ее специфику, еще только формируются и в определенной степени выкристаллизовываются из различных сфер общественных отношений, связанных с процессами интеграции. Интеграция, в свою очередь, является главным инструментом глобализации, а «глобализация в мире, как справедливо утверждает профессор Ю.А.Тихомиров, приводит к интернационализации права»3. Все это представляет особый интерес для исследовате-

2 Интеграционное право: учебник /В.В. Блажеев, С.Ю.Кашкин, П.А.Калиниченко и др.; отв.ред. С.Ю.Каш-кин.— М.: Проспект, 2017, С. 248.

3 Тихомиров Ю.А. Государство: преемственность и новизна: научное издание. М.: 2011. С. 68.

ля, поскольку заставляет смотреть на многие явления по-новому и нередко видеть традиционные понятия в новом свете.

Мы понимаем разницу между методологией науки интеграционного права и методами функционирования этого права на практике. Однако в необходимых случаях будем вынуждены обращаться к анализу функционирования права для более четкого понимания методологии изучающей его науки, особенно частнонаучной методологии.

Важно отметить, что как всеобщая (философская) методология, так общенаучная и частнонаучная методология в целом, част-нонаучная методология интеграционного права на современном этапе ее развития имеют всеобъемлющие, пронизывающие каждый упомянутый уровень методологии общие принципы. Они обеспечивают их единство, взаимозависимость и взаимосвязь, благодаря которым осуществляется научная деятельность и обеспечивается ее связь с практикой, которая и выступает окончательным критерием истинности и адекватности научных знаний. К этим принципам относятся: принцип научности (объективности), плюрализма, единства предмета и метода, системности, комплексности и историзма.

Для интеграционного права, как и для юридической науки в целом, традиционным является формально-юридический метод. Он состоит в том, что исследование внутреннего строения правовых норм и интеграционного права в целом, анализ его источников, систематизация нормативного материала, юридическая техника и т.п.— в значительной мере осуществляется на основе формально-юридического метода. Он связан с самой природой государства, права, отношений между государствами, всеми отраслями права и позволяет изучать, классифицировать и систематизировать новые правовые явления, включая интеграционное право, исследовать их внешние и внутренние формы, сущность и явление.

Этот метод вполне адекватен для изучения интеграционного права, хотя его измен-

чивость и комплексный характер предполагают необходимость придать его исследованию большую гибкость, которая наиболее эффективно обеспечивается применением целого комплекса других разнообразных частнонаучных методов, отражающих специфику интеграционных общественных отношений.

Межотраслевой взаимосвязанный комплекс норм права, охватываемый понятием «интеграционное право» относится к разным правовым системам, отраслям и институтам. Интеграционное право в своем реальном воплощении представляет собой сложную систему интеграционных право-порядков, действующих на территориях различных интеграционных организаций в разных частях мира и имеющих в каждом своем конкретном проявлении, как общие характеристики, так и свои специфические особенности.

При этом они находятся в процессе постоянного совершенствования, развития и изменения. Это совершенствование и развитие происходит не только в результате соответствующей деятельности государств-членов интеграционного союза, но и за счет самосовершенствования и саморазвития самой интеграционной организации путем целенаправленной деятельности ее институтов и органов. Это придает ей все более специфический и самостоятельный характер, хотя и совсем не отрицает наличия общих закономерностей.

Чрезвычайно ценным является то, что поскольку в интеграционные процессы вовлечены десятки различных государств разных континентов, стран относящихся к разным «правовым семьям», правовым культурам и правовым системам разных государств, в интеграционном праве происходит смешение, синтез и взаимодействие различных правовых традиций и инструментов, обогащающих мировое право в целом.

Поэтому со всей определенностью можно признать, что наука интеграционного права является формирующейся комплексной межотраслевой наукой.

Эта комплексная мультидисциплинарная специфика интеграционного права предопределила возможность и необходимость применения для его исследования комплекса частнонаучной методологии науки международного права, с одной стороны, и теории государства и права и конституционного права — с другой, то есть одновременно методологии двух основополагающих базовых подходов к интеграции — международно-правового и государственно-правового. Взаимопереплетаясь, они гармонично соединяются посредством использования методологического инструментария науки сравнительного правоведения и подкрепляют свои позиции путем обращения к философским, социологическим, экономическим, историческим, психологическим, техническим и иным наукам с использованием всего богатства их методологических арсеналов.

Есть все основания согласиться с аргументированной позицией профессора А. О. Четверикова, что «по своему предмету интеграционное право выступает в качестве межотраслевого комплекса юридических норм, относящихся к разным правовым институтам»4. Аналогична по этому вопросу и точка зрения профессора В. М. Шумилова5. Поэтому становится понятным, почему междисциплинарный метод является одним из основных частнонаучных методов интеграционного права.

Интеграционное право, как новая комплексная сфера правового регулирования, должно обладать собственным набором специальных частнонаучных методов познания, а также приспособить к своим потребностям методы, применяемые в иных правовых и не только правовых сферах общественной жизни.

Практика показала, что некоторые част-нонаучные методы могут использоваться в весьма разных, науках. Например, психологические методы, математические, социологические, статистические, метод

сравнения, метод системно-структурного анализа и др. Нередко эти методы разрабатываются в рамках какой-либо одной науки (например, информатики, биологии, химии, математики), а потом успешно заимствуются и применяются и другими науками, в том числе юридическими. Не представляет собой исключения в этом вопросе и интеграционное право.

Система частнонаучных методов, применяемых в интеграционном праве, строится на принципе единства предмета и метода. Это означает необходимость гармоничного, взвешенного подбора, разработки и приспособления наиболее соответствующих сфере и предмету исследования методов, позволяющих оптимально учитывать его особенности. При этом в интеграционном праве мы наблюдаем явно выраженную специфику как предмета исследования, так и применяемых в этом случае методов. Поэтому соблюдение их гармонического единства требует особого учета.

Использование социологических, социально-психологических и правовых знаний, теорий и инструментов для достижения социально значимых целей и целенаправленного правового регулирования общественных отношений можно назвать комплексом социально-правовых технологий, который необходимо взвешенно применять при правовом регулировании сложных и неоднозначных интеграционных процессов. К этим технологиям относится социально-правовой метод, метод правовой психологии, а также метод правовой культурологии.

Так социальные знания необходимы для правового регулирования всего многообразия общественных отношений, составляющих сущность и различные стороны интеграции и интеграционного права. Поэтому без метода правовой социологии невозможно адекватно формулировать и достигать с учетом общественных интересов цели интеграции различных стран и народов. А сформулированные в учредительных

4 Интеграционное право: учебник /В.В. Блажеев, С.Ю.Кашкин, П.А.Калиниченко и др.; отв.ред. С.Ю.Каш-кин.— М.: Проспект, 2017, С. 135.

5 Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Юрайт, 2011, С. 300-301.

документах интеграционной организации (например, в ЕС) цели являются официальной основой всей ее правовой системы.

Как право, так и сам образ жизни и мышления различных народов, входящих в интеграционные союзы, их практической деятельности, идеологии и самосознания тесно связаны с их культурой, религией6, обычаями. Формируется специфическая интеграционная правовая культура, требующая, кстати, своего специального исследования. Громадную роль имеет в процессе интеграции культурная интеграция, которая тоже требует обращения к методу правовой культурологии.

Всякая интеграционная организация, достигая высокой степени развития, стремится к самоидентификации, основанной на определенной социальной, психологической и культурной общности. Для понимания и регулирования этого процесса очень важен метод правовой психологии. Так, у каждого гражданина Европейского Союза, например, формируется как бы двойная социальная, психологическая и культурная идентичность — он или она чувствует себя во всех этих ипостасях одновременно и гражданином Европейского Союза и гражданином страны, где он родился.

В результате этих процессов формируется «гражданин Европы» — как промежуточный тип на пути к «гражданину Мира». По аналогии с ЕС Экономическое соглашение стран Персидского залива предусматривает создание «гражданства залива» (преамбула), а Союз южноамериканских наций планирует принять южноамериканское гражданство (ст. 3 УНАСУР).

У такого гражданина появляются элементы наднационального правового мышления, которое крайне необходимо учитывать современному юристу. Поэтому, отмечает английский профессор У. Твиннинг, особое значение приобретает тенденция формирования новой наднациональной европейской

и глобальной правовой теории, новой правовой и конституционной культуры, идеологии, методологии познания окружающей человека правовой среды7. Все это также невозможно без применения механизмов и методов сравнительного правоведения, формирующего сами основы такого мышления, выходящего за узкие рамки национального права и интересов, отражающего социально-психологический компонент интеграции и интеграционного права.

Эту функцию закрепления новой (двойной) идентичности осуществляет правовой механизм гражданства интеграционного объединения, например, гражданства ЕС и гражданства Союзного государства России и Беларуси. В тех интеграционных организациях, где единое гражданство формально не закрепляется, провозглашаются максимально равные права граждан всех государств-членов союза во всех сферах интеграции, что имеет почти то же значение и приводит к аналогичным психологическим, культурным и социальным последствиям. Это направлено на формирование социально-культурной и психологической связи (идентификации) личности с интеграционным объединением.

Одним из центральных и наиболее эффективных в интеграционном конструировании является принцип методологического плюрализма, обеспечивающий исследователю свободу творческого выбора методов научной и практической деятельности. Фактически он совпадает по значению с принципом свободы научного и технического творчества в праве науки. Этот принцип позволяет комплексно и системно применять все многообразие методов, избранных для исследования интеграционных процессов.

При этом заимствованные из инструментария других наук методы, трансформируются, приспосабливаются к задачам интеграционного права. Это явление можно назвать «правовой трансплантацией» мето-

6 Подробнее см. Международная интеграция и интеграционное право: учебник для бакалавриата, специа-литета, магистратуры и аспирантуры/под общ. ред. В.А. Шахматова, В. П. Кириленко, С. Ю. Кашкина.— СПб.: ИНЦ СЗИУ — фил. РАНХиГС, 2017. С. 125-134.

7 TwiningW. GlobalizationandLegalTheory. L. 2000, Р. 53-54.

дов других наук8. Важно применять в этом случае те приемы и частнонаучные методы, которые соответствуют предмету исследования и не вызывают их «отторжения».

Принцип объективности и конкретности в частнонаучной методологии исходит из опоры на факты, подтверждаемые практикой и отказ от предвзятости, догматизма и идеологизации науки интеграционного права. Этот принцип призван обеспечивать объективность исследования. Он особенно важен, учитывая тот факт, что интеграционное право является масштабным инструментом преобразования общественных отношений в условиях глобализации и может иметь большое идеологическое значение.

Однако надо признать, что на Западе интеграционное право на практике очень политизировано и идеологизировано. Достаточно взять цели и ценности европейского права, права человека в интеграционных организациях, правовое государство и демократию применительно к интеграционным организациям и т.д. В этом случае идеологические понятия поднимаются и трактуются на наднациональном уровне.

Принцип историзма играет чрезвычайно важную роль в подборе частнонаучных методов исследования в интеграционном праве. Так, для разных исторических этапов развития интеграционных организаций требуется обращение к таким частно-научным методам, которые соответствуют уровню экономического, политического и правового развития конкретной группы государств, вовлеченных в интеграционные отношения в тот или иной исторический период в соответствии со своей спецификой. Соответствующего исторического уровня должны быть и используемые в этих процессах правовые механизмы и способы регулирования общественных отношений. Изучение истории интеграционных организаций нередко позволяет находить примеры оптимального правового регулирования

тех или иных интеграционных отношений в исторически сходных ситуациях.

Любые исследования интеграционных процессов в историческом, экономическом, социальном, психологическом и т.п. плане становятся более убедительными и объективными при использовании статистического и математического методов. Например, это особенно важно при изучении Экономического и валютного союза в ЕС и сравнении его с Западноафриканским экономическим и валютным союзом.

Надо признать, что право, посредством своего регулирования, в состоянии не только традиционно закреплять, но и предвосхищать и направлять будущее развитие и общественных отношений. Это проявляется в применении метода правового прогнозирования. Например, сугубо интеграционный — коммунитарный метод Мон-не-Шумана — практически предопределил создание в будущем уникального государство подобного образования — Европейского Союза. Этот метод приемлем и для других интеграционных организаций.

Следовательно, в идеале, эффективное правовое регулирование интеграционных отношений способно находить оптимальные пути развития общества не только сегодня, но и на будущее, демонстрируя свой прогностический характер.

Например, механизм продвинутого сотрудничества позволяет обеспечить ускоренное развитие в рамках Европейского Союза ряда более развитых государств сохраняя формальное единство этой интеграционной организации при обеспечении ускоренного развития передовых стран этого объединения (при возможности, в определенных условиях, и другим государствам Союза позднее подключиться к этому процессу). Этот механизм, скорее всего, сможет в перспективе обеспечить единство ЕС при учете разных экономических возможностей более и менее развитых участников объ-

По аналогии с использованием В.С.Нерсесянцем термина «юридизация» — когда после преобразования с позиций права осуществляется юридико-понятийная трансформация методов других неюридических дисциплин для использования их в области права. (Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под общ. ред В. С. Нерсесянца.— М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. С. 23.)

единения. Однако он же может привести и тому, что Союз может превратиться в несколько разных по уровню развития и, соответственно, имеющих разные возможности развития и права, групп государств, что чревато перспективой его развала...

Рассмотрим существующий в праве Европейского Союза механизм проведения государственных закупок по схеме «инновационное партнерство». Это применяется в тех случаях, когда имеется потребность в создании не существующего еще на рынке, но необходимого, инновационного товара, услуг или работ. В этом случае государство делает соответствующий заказ, проводит конкурс для определения оптимального исполнителя, финансирует его деятельность и получает необходимый товар, услугу или работу. Таким образом, посредством права стимулируется и направляется необходимая для развития общества инновационная научная и практическая деятельность. В этом процессе эффективно задействованы: наука, техника, производство, человек, государство, общество и интеграционная организация Европейский Союз.

На этом примере мы можем проследить действие используемого государством алгоритма стимулирования организационными, финансовыми и правовыми методами (госзакупок) по схеме «инновационное партнерство» развития науки для создания инновационного продукта и его использования:

1. Государство определяет необходимый ему инновационный товар;

2. С использованием правовых механизмов государство объявляет конкурс на исполнителя заказа;

3. В результате предусмотренной заказом научно-исследовательской деятельности исполнитель осуществляет по заданию государства научный поиск путей создания инновационного товара с определенными свойствами и производит его;

4. Государство, соответственно, оплачивает стоимость научной разработки и про-

изводства инновационного товара, получает его, исследует и осуществляет его регистрацию;

5. На основании проверки свойств инновационного товара государство определяет положительные и отрицательные качества товара и дает разрешение на его использование, а также устанавливает при помощи права запрет на его применение во вред государству, обществу или гражданам;

6. Далее государство фиксирует потребность в новом товаре и определяет исходные параметры необходимого ему следующего инновационного товара и, в соответствии с законодательством, объявляет конкурс на его создание. В результате цикл повторяется уже с новыми инновационными товарами.

Надо признать, что сама природа интеграционного права влияет на специфику динамики его функционирования и выбор алгоритмов действия. Так, неизбежный, традиционно присущий праву догматический, формально-юридический метод, его строгость, стремление к определенности, однозначности, непротиворечивости и даже консерватизму — порождают некоторую «осторожность», инертность, замедленность внесения в правовую материю революционных преобразований.

Это связанно с ответственностью и пре-дохранительностью, как свойствами, отражающими специфику интеграционного права и правового регулирования таких отношений. По аналогии с международным (и европейским) экологическим правом, к числу принципов или качеств, имманентно присущих интеграционному праву, можно отнести принцип предосторожности9. Этот принцип вытекает также из связанности принимаемых решений с судьбами многих государств-членов интеграционной организации и больших, нередко даже глобальных, масштабах осуществляемых такими организациями проектов.

9 Соколова Н. А. Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды: дис... док. юрид. наук: 12.00.10/ Соколова Н.А.— М.: 2010. С. 81.

Следовательно, интеграционное право и его методология представляют собой одновременно своеобразный, отражающий его специфику, механизм установления обоснованного его природой баланса революции и эволюции. Это тоже одна из важнейших характеристик его частнонаучной методологии.

Задачей, совершенствования постоянно развивающегося интеграционного права, является дальнейшая разработка и актуализация его методологии, что объясняется необходимостью учета меняющихся условий общественной жизни. Этот процесс идет одновременно в трех следующих взаимосвязанных направлениях:

Во первых, необходима разработка его методологических основ, наиболее точно отвечающих специфике правового регулирования интеграционных процессов.

Во вторых — требуется постоянный поиск и приспособление к особенностям интеграции частнонаучных методов и подходов, разработанных в рамках других юридических наук.

В третьих — осуществляется посредством «юридизации» новейших методов и приемов, заимствованных из других неюридических наук10 и «привязки» их к обеспечению эффективного правового регулирования интеграционных отношений в самых различных сферах общественной жизни.

В этом проявляется усилившийся в последнее время процесс интеграции (с элементами гармонизации и унификации в условиях глобализации) всеобщей, общей и частнонаучной методологии различных наук, направленный на решение конкретных практических задач, решаемых интеграционными организациями. Соответственно, становится все более прочным и важным соединение науки интеграционного права с интеграционной практикой.

Сегодня наблюдается резкое усиление и ускорение «юридизации» новейших методов, проникающих в право из других наук:

10 ХашматуллаБерхуз Сравнительное правоведение.

«Фенжс», М.: «ЕрансЛит», 2011. С. 53.

информатики, кибернетики, генетики, атомной и молекулярной физики, химии, физики, военных, космических наук, науки управления, психологии, педагогики и т.д. На их базе рождаются новые управленческие и социально-правовые технологии. Развиваются высокие технологии, в которых чем меньше степень участия человека,— тем они выше, а роль права, соединенного с технологиями — существеннее.

Развитие современных технологий резко ускоряет процессы глобализации и интеграции в обществе. Они подчас требуют принципиально нового правового регулирования постоянно возникающих новых и все более разнообразных интеграционных организаций. С усложнением технологий и их неразрывной связью с наукой появились надотраслевые технологии, например информационные технологии, нанотехноло-гии, биотехнологии и т.д. В настоящее время происходит конвергенция надотраслевывх технологий (НБИКС), отражающая принципиально новые отношения между наукой, технологией, образованием и обучением. Эти процессы неизбежно ведут к разработке принципиально новых частнонаучных методов в интеграционном праве.

Именно эти явления, родившиеся в новейших областях современной науки, приобретают все большее значение для развития и правового регулирования интеграционных отношений. Это относится к «экономике знаний», «обществу знаний», технологиям «блокчейн», цифровой экономике, шенгенской информационной системе, искусственному интеллекту, образованию в течение всей жизни, автоматизации транспортных систем, дистанционной трудовой деятельности и другим важным сторонам жизни Европейского Союза и его народов. Аналогичные процессы происходят и других интеграционных организациях мира, включая и ЕАЭС.

В обществе знания важнее всего «научиться учиться», что есть — поиск современной методологии обучения, в том числе

ебник для вузов. Изд. второе, стереотипное. Одесса

интеграционному праву. Именно обучение является ключом к необходимому для обеспечения жизнеспособности общества способности его к саморазвитию и самосовершенствованию, а новые обучающие техно-логиидолжны содействовать постоянному обновлению личной и профессиональной компетентности человека, остающегося главным двигателем прогресса. Новые технологии и методологии обучения многократно ускоряют создание и распространение знаний. Обучение становится ключевой ценностью общества знания и экономики знаний. Огромное значение в обществе знания приобретает способность быстро ориентироваться в нарастающем потоке информации, развивать когнитивные способности и критический ум, позволяющий выделять полезную информацию и творчески ее использовать на практике. Но образовательный компонент интеграционного права — это тема большой отдельной статьи.

Интеграционное право ставит своей целью создание оптимальных моделей правового регулирования интеграционных общественных отношений. Для этого используется частнонаучный метод правового моделирования. Это, например, отчетливо прослеживается в осуществлении интеграционными организациями, особенно ЕС, региональной политики. При этом интересно отметить, тот факт, что некоторые модели, проверенные на практике в федеративных государствах нередко могут применяться также в интеграционных союзах и наоборот.

Весьма похож на метод правового моделирования метод правового эксперимента. Надо признать, что очень многие интеграционные проекты, особенно осуществляемые впервые, представляют собой своеобразный масштабный социальный правовой эксперимент. Особенно те, правовое регулирование которых предваряет интеграционную практику. Само проведение подобных правовых экспериментов нередко осуществляется поэтапно, расширяя зону

своего действия и глубину влияния на затрагиваемые общественные отношения.

Например, единая валюта евро вводилась сначала в безналичной форме, а потом перешла на наличные деньги. Число стран-участников этого процесса постоянно также увеличивалось. При этом предварительный «экспериментальный валютный опыт» и даже само название «Экономический и валютный союз» Европейский Союз смог заимствовать в праве Западноафриканского экономического и валютного союза11. Аналогичным образом шло и развитие Шенген-ского права в ЕС. И здесь тоже можно найти «предварительную правовую экспериментальную площадку» в праве Бенилюкс, различные правовые достижения которого Европейский Союз постоянно берет на вооружение. Т.е. сначала происходит апробация законодательных новелл в ограниченных масштабах интеграционной «правовой лаборатории» Бенилюкс, а потом этот опыт переносится на масштабы ЕС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наука была изначально порождена необходимостью изучения материальной природы, окружающей человека и определяющей основы его существования. Поэтому человек был вынужден найти мир, баланс с природой, познать и использовать на практике ее закономерности. Отсюда, сначала в технических науках, появились так называемые природоподобные технологии, основанные на знаниях законов физики, механики и т.д.

Впоследствии из техники и технологии они были приспособлены для применения в общественной жизни. Например, весьма интересных результатов добилась педагогическая наука, использовавшая природо-подобные приемы и методы в воспитании и обучении. В этом процессе мы наблюдаем своеобразную социализацию и гуманизацию прежде технических знаний. К приро-доподобным методам с успехом обратилась вполне техническая наука — экология, а затем и снова общественная правовая наука — экологическое право. Особенно это проявилось в экологическом праве ЕС. Здесь

См подробнее гл.XV(автор А.О Четвериков) в кн.Интеграционное право: учебник /В.В. Блажеев, С. Ю. Кашкин, П. А. Калиниченко и др. отв.ред. С. Ю. Кашкин.— М.: Проспект, 2017.

мы наблюдаем очередной этап процесса гуманизации и гуманитаризации научного метода, заимствованного из технической науки и проявление интеграции наук и методов научного исследования.

Некоторое сходство с природоподобным методом имеет специфический для права Европейского Союза телеологический метод. Такое название он получил от латинского слова телео — цель, т.е. этот метод, и, соответственно, принцип понимания и толкования законодательных актов этой организации должен исходить из их соответствия и подчинения основополагающим целям Европейского Союза. Но при этом важнейшим является соответствие этих целей (и ценностей, провозглашенных Лиссабонским договором в качестве высшего критерия законности в праве ЕС) естественному развитию природы и общества с учетом интересов человека и его прав. Наверное, не секрет, что определенного успеха право в этой наиболее развитой интеграционной организации добилось не столько по причине гениальности юристов, создавших право Союза, сколько в умелом учете политиками, этот союз организовавших, неотъемлемых естественных интересов стран и народов в нем участвующих, нормальному цивили-зационному развитию Человечества. Но это в идеале...

Однако надо отдать должное тому, что такое идеализированное видение достижений права Союза относится не столько к реальным целям и ценностям ЕС, сколько к про-пагандистско-идеологическому представлению их этой организацией. Поэтому попытка демонстрации природосообразности функционирования Европейского Союза на практике получилась не вполне убедительной.

Для стабильности правового регулирования Европейского Союза было жизненно необходимо найти и зафиксировать основные цели и принципы его деятельности. Эти стратегические цели и были закреплены в преамбуле Договора о Европейском Союзе. Поэтому, все законодательные акты ЕС создаются и толкуются Судом Европейского Союза прежде всего исходя из их соответствия

целям, обеспечивая при этом основы стратегического развития этой интеграционной организации не только на сегодняшний день, но и на перспективу. В тесной увязке с этим принципом действуют и принципы верховенства и прямого действия, а также принцип лояльного сотрудничества, обеспечивающие наднациональный характер права Европейского Союза, на практике значительно подчиняющего себе внутреннее право государств-членов, что далеко не всегда отвечает интересам простых граждан.

Специального рассмотрения в интеграционном праве заслуживает системно-структурный метод, традиционно относимый к частнонаучным методам познания. Надо признать, что в настоящее время, особенно для интеграционного права, именно он является основным методом, который, при должном использовании, может обеспечивать достижение стратегических целей правового регулирования интеграционных отношений. Ведь системность и структурность являются неотъемлемыми качествами и принципами интеграции как таковой. Все здание любой интеграционной организации и управление ее деятельностью всегда осуществляется определенной целостной и единой структурой институтов, органов и учреждений и в соответствии с системой их иерархии соподчинения и взаимодействия.

Комплексное исследование всего многообразия явлений и процессов, происходящих в ходе интеграции, а также сущностных изменений, которые они порождают, позволяет адекватно увидеть всю многогранность системно-структурной картины мира в ее единстве и перспективы ее развития. Так, например, все институты и органы Европейского Союза, как модели управления интеграционной организацией, действуют как единое целое, взаимодополняя друг друга и взаимодействуя между собой. В то же время они представляют собой внешне сходную с системой разделения властей в государстве структуру, выполняющую различные, но взаимосвязанные управленческие функции. Так системный метод соединяется со

структурным, обеспечивая, таким образом, более адекватно отражающее реальную картину видение исследуемого явления.

Структурный подход в интеграционном праве обеспечивает более четкое понимание разветвленной иерархии управленческих связей и их конструктивное взаимодействие между собой. Он тесно связан с функциональным методом.

Функциональный метод может применяться для выделения в различных интеграционных организациях составляющих их структурных частей и компонентов с точки зрения их функционального предназначения, роли, взаимосвязей и реального взаимодействия в интеграционных процессах. Этот подход наиболее эффективен в исследовании формального разделения властей и организационной структуры различных интеграционных союзов.

Для интеграционного права особое значение имеет метод сравнительного правоведения, позволяющий комплексно изучать и сопоставлять все разнообразие международно-правовых и государственно-правовых явлений, объективно исследовать разнопорядковые стороны общественной, политической и экономической жизни, влияющие на процессы интеграции и глобализации. Более того, в современном мире происходит формирование того, что можно было бы назвать интеграционным сравнительным правоведением.

В свою очередь, частнонаучная методология науки интеграционного права обеспечивает понимание процессов развития права интеграции и дает ключ к пониманию сущности и перспектив глобальной эволюции права в целом. На этом фоне происходит как бы «укрупнение» масштабов и углубление целенаправленного воздействия метода сравнительного правоведения через интеграционное право для достижения баланса цивилиза-ционного развития, правда, как показывает практика, не всегда с равноправным учетом интересов всех его участников.

Подводя итог можно сделать вывод, что частнонаучная методология интеграцион-

ного права с использованием творческого инструментария сравнительного правоведения оказывает комплексное и системное воздействие на развитие мирового права и интеграционных процессов, выступая прежде всего в качестве:

1. Инновационного инструмента совершенствования (в том числе и на наднациональном уровне) правовой теории, развития правовой методологии и правоприменения;

2. Неотъемлемого элемента повышения эффективности практической деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной и финансовой власти на национальном и наднациональном уровне;

3. Важной составной части правового образования и воспитания, формирования современной правовой, политической и конституционной культуры, постепенно выходящей за пределы национальных государств;

4. Механизма, обеспечения правовой, социальной психологической и культурной адаптации личности в меняющейся, все более интегрированной глобальной социальной среде;

5. Средства общей организации и использования правовой информации, приобретающей ярко выраженный конкретно-созидательный характер в условиях развития современной «экономики знаний».

Можно выделить следующие, логически развивавшиеся с использованием частнона-учной методологии сравнительного права, формы и этапы мирового интеграционного строительства:

I. Сначала это было межгосударственное правовое (включая отраслевое) заимствование по схеме государство-государство.

С использованием межгосударственного правового заимствования и инструментов международного права происходит формирование однородного регионального правового пространства, являющегося основой для создания региональной интеграционной организации — наиболее развитой из

которых оказался Европейский Союз. В результате возникает региональное интеграционное сравнительное право.

II. Государства-соседи интеграционного образования обращаются к выгодному им заимствованию «правовых достижений сообщества» в свое внутреннее право — что создает благоприятные условия для дальнейшего расширения и совершенствования европейской интеграции, формирования ее общего правового поля. Та же закономерность наблюдается и в других интеграционных организациях. Здесь действует следующая схема правового заимствования: Государства-соседи изучают опыт и вступают в союз или сами образуют аналогичные региональные интеграционные организации.

На этом этапе, когда заимствование осуществляется уже между самостоятельными интеграционными группировками, формируется межрегиональное сравнительное интеграционное право.

IV. В других регионах по мере созревания (социально-экономических и политических) условий возникают новые интеграционные образования, которые заимствуют более передовой, проверенный на практике правовой опыт Европейского Союза и других подобных интеграционных организаций. Т.е. по схеме: одна региональная интеграционная организация — заимствует у другой региональной интеграционной организации. Поскольку чаще заимствуется у права Европейского Союза, происходит как процесс «европеизации права» отдельных государств12, так и признаваемая многими учеными общая «европеизация права»13, причем не только в европейских странах, но и на других континентах.

В результате в разных регионах мира возникает более гармонизированное правовое пространство и на его базе формируются относительно однородные региональные интеграционные организации, которые, в свою очередь, взаимопереплетаются и дополняют друг друга. Появляются организа-

ции, различные по форме, направленности и уровню интеграции, в том числе и на постсоветском пространстве. Они, в своем взаимодействии, способствуют созданию новой, более справедливой и сбалансированной полицентрической структуры мира.

V. На этой основе начинается формирование как бы общего интеграционного права, а с его использованием могут создаваться прогрессивные отдельные «общецивилиза-ционные» сферы гармонизированного правового регулирования. Первыми из таких глобальных сфер интеграции могут стать права человека, экология, борьба с изменением климата, наука и космос, борьба с терроризмом, мирное урегулирование конфликтов и т.д.

VI. При благоприятных условиях эти сферы могут территориально расширяться и соединяться в соответствии с известным в ЕС «эффектом перелива». Одновременно может происходить процесс «интеграции интегра-ций» — то есть постепенного слияния и взаимного переплетения различных региональных демократических интеграционных организаций в несколько более масштабных, а затем, возможно,— и в одну глобальную интеграцию. Она и могла бы представить собой более взаиморегулируемый, а потому полнее отвечающий интересам больших общностей людей, процесс развития глобализации. Таким образом, на базе реализации общих закономерностей интеграционного права и взаимодействия различных форм интеграции и интеграционных группировок в разных районах мира может постепенно реализовываться предсказанная И. Кантом-тенденция к формированию глобального права нашей цивилизации.

С появлением наднациональных интеграционных правовых систем — прежде двухсистемную структуру международного и национального права сменила принципиально новая современная трехсистемная структура взаимоотношений.

12 Калиниченко П.А. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2011. С. 22-23, 40.

13 Snyder Fr. (ed.) Europenisation of Law: Legal Effects of European Integration. Oxford. 2000.

В нее на равноправных условиях входят три автономные, имеющие свои специфические черты, самодостаточные, но взаимосвязанные, системы права: национальное право государств, наднациональное интеграционное право (удачнее всего представленное правом ЕС), и международное право. Отношения в этом «треугольнике» характеризуются совершенствованием каждой из систем при углублении и одновременно росте соревновательности и взаимодействия между ними. Эти сложные правовые взаимосвязи приобретают разноуровневый характер, а также демонстрируют качественно новые параметры. Эти три системы

получают все более равноправное и адекватное представительство также в системе и структуре юридического образования, особенно в Европе.

Взаимодействие этих трех самостоятельных, обладающих своими закономерностями и принципиальными различиями правовых систем стало важнейшей движущей силой развития современного права и юридического образования. Объективное изучение этого реально существующего взаимодействия, влияющего на все стороны правовой жизни, должно стать важной составной частью юридического образования.

Библиографический список

1. БерхузХашматулла Сравнительное правоведение. Учебник для вузов. Изд. второе, стереотипное. Одесса «Фешкс», М.: «ЕрансЛит», 2011.

2. Интеграционное право: учебник /В.В. Блажеев, С.Ю.Кашкин, П.А.Калиниченко и др.; отв.ред. С. Ю. Кашкин.— М.: Проспект, 2017.

3. Калиниченко П.А. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: 2011.

4. Лазарев, В.В.История и методология юридической науки: учебник / В.В.Лазарев, С. В. Липень; под ред. А. В. Корнева,— М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.

5. Международная интеграция и интеграционное право: учебник для бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры/под общ. ред. В.А. Шахматова, В. П. Кириленко, С. Ю. Кашкина.— СПб.: ИНЦ СЗИУ — фил. РАНХиГС, 2017.

6. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под общ. ред В. С. Нерсесян-ца. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.

7. Соколова Н. А. Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды: дис... док. юрид. наук: 12.00.10/ Соколова Н. А. — М.: 2010. С. 81.

8. Тихомиров Ю.А. Государство: преемственность и новизна: научное издание. М.: 2011.

9. Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Юрайт, 2011.

10. Яркова Е.Н.История и методология юридической науки. // Е.Н.Яркова Учебное пособие; — Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012.

11. Twining W. Globalization and Legal Theory. L. 2000.

12. Snyder Fr. (ed.) Europeanization of Law: Legal Effects of European Integration. Oxford. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.