Научная статья на тему 'Методология и методика учета в общественном питании'

Методология и методика учета в общественном питании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и методика учета в общественном питании»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА УЧЕТА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

Ю.А. БАБАЕВ,

заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Всероссийского заочного финансово-экономического института

А.М. ПЕТРОВ,

кандидат экономических наук, главный бухгалтер ООО «Ориент Стайл»

методология формирования учетной политики

Под методологией бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов учета, оказывающих прямое влияние на финансовые результаты организации, налогообложение и показатели бухгалтерской отчетности. В организациях методологическая часть учета должна быть сформирована в учетной политике.

Под методикой понимается совокупность методов и приемов практического осуществления учета в организациях общественного питания, не оказывающих влияния на финансовые результаты организации, налогообложение и показатели бухгалтерской отчетности. Методическая часть учета, так же, как и методологическая, формируется в приказе об учетной политике.

Таким образом, приказ об учетной политике является основным документом в организации, регламентирующим методологию и методику учетных процедур.

В учетной политике обязательному раскрытию подлежат:

♦ способы оценки основных средств и нематериальных активов;

♦ способы начисления износа основных средств,

♦ способы начисления амортизации нематериальных активов;

♦ принятые сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;

♦ способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

• способы признания прибыли от продажи продукции, работ, услуг;

• виды и способы начисления резервов, расходов будущих периодов;

• другие способы, без знания о применении которых пользователи бухгалтерской информации не будут иметь возможности достоверно оценить имущественное, финансовое состояние и результаты деятельности организации. Перечисленные пункты подлежат обоснованию дважды:

• для целей бухгалтерского учета;

• для целей налогообложения.

Помимо этого организации общественного питания, соответствующие критериям гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, могут выбрать систему налогообложения между общеустановленной и упрощенной системами налогообложения, или же им может быть предложена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат этого выбора также требует отражения в учетной политике организации для целей налогообложения.

Современное общественное питание базируется на множестве мелких и средних предприятий, являющихся отдельными юридическими лицами, или сетевых предприятиях, объединенных в холдинги. Большинство из этих организаций являются субъектами малого предпринимательства.

Определение субъектов малого предпринимательства дано в Федеральном законе от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Законом установлены следующие критерии, по которым организации считаются малыми предприятиями:

• цель деятельности — малыми предприятиями могут считаться только коммерческие организации, т. е. те, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли;

• состав учредителей — учредителями малых предприятий, как правило, являются физические лица, доля участия государства и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

• средняя численность работников за отчетный период — не может превышать предельных уровней, установленных для различных видов деятельности:

- в промышленности — 100 чел.;

- в строительстве — 100 чел.;

- на транспорте — 100 чел.;

- в сельском хозяйстве — 60 чел.;

- в научно-технической сфере — 60 чел.;

- в оптовой торговле — 50 чел.;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

Как видно из классификации, предложенной Федеральным законом № 88-ФЗ, организации общественного питания относятся к прочим отраслям экономики и, следовательно, наибольшая численность работников предприятия общественного питания, являющегося субъектом малого предпринимательства, равна 50 человекам.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуальные предприниматели.

Если малое предприятие занимается несколькими видами деятельности, оно относится к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Федеральным законом № 88-ФЗ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства» предусмотрена государственная регистрация субъектов малого предпринимательства. Для целей поддержки ведется учет субъектов малого предпринимательства на основе их добровольной регистрации. Так, хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в г. Москве в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица и отнесенные к субъектам малого предпринимательства в соответствии с установленными требованиями, могут быть внесены в добровольном порядке в Реестр малого предпринимательства г. Москвы и пользоваться льготами и привилегиями, предусмотренными

Законом г. Москвы от 28.06.1995 № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве».

В учетной политике малых предприятий должны быть дополнительно раскрыты следующие вопросы:

• соблюдение основополагающих принципов

бухгалтерского учета;

• выбор схемы ведения бухгалтерского учета;

• выбор формы бухгалтерского учета;

• разработка рабочего плана счетов (по сокращенному варианту);

• выбор метода признания доходов и расходов;

• состав бухгалтерской отчетности;

• ведение учета расчетов по налогу на прибыль.

Рассуждая о принципах ведения бухгалтерского учета в организациях общественного питания, относящихся к субъектам малого предпринимательства, необходимо сопоставлять пользу, извлекаемую из формируемой в бухгалтерском учете информации, с затратами на ее подготовку. Информация представляет определенный интерес для узкого круга пользователей. На малых предприятиях функции собственника и управленца совмещаются, поэтому малые предприятия при ведении бухгалтерского учета могут в определенной степени отступать от общепринятых принципов бухгалтерского учета.

Рассмотрим особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания, относящихся к малым.

1. Разрешено отступать от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что малые предприятия имеют право отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только оплаченные доходы, а также признавать в качестве расходов только те из них, по которым произведена оплата.

2. Для малых предприятий также разработаны и утверждены Минфином России «Типовые рекомендации по бухгалтерскому учету для субъектов малого предпринимательства», в которых для них предусмотрены особые правила ведения учета.

3. Федеральным законом от21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 3 ст. 4) установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Они учитывают только основные средства и нематериальные активы, а доходы и расходы ведут в порядке, установленном налоговым законодательством (гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения»НК РФ).

4. При организации бухгалтерского учета руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации;

г) вести бухгалтерский учет лично.

5. Малые предприятия самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета (журнально-ордерную, журнально-ордерную для небольших предприятий, упрощенную).

Для экономии ресурсов организации и времени бухгалтеров любых организаций общественного питания (как малых, так и больших) рекомендуется формировать учетную политику таким образом,

чтобы ее положения соответствовали и требованиям бухгалтерского учета, и требованиям налогового учета. В результате сопоставления требований нормативных бухгалтерских и налоговых документов можно выявить общие положения. Основываясь на данных положениях, целесообразно отказаться от ведения налогового учета, получая нужную информацию для исчисления налогов на основе данных бухгалтерского учета, т. е. унифицировать учетную политику для целей учета и для целей налогообложения.

В табл. 1. предлагаются различные варианты унификации учетной политики в организациях общественного питания на основе областей пересечения методологии и методики бухгалтерского учета и налогообложения.

Таблица 1

Учетная политика в общественном питании для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Способ ведения учета Бухгалтерский учет Налоговый учет Область пересечения

Метод признания доходов и расходов Метод начислений (ПБУ 1/98, п. 6) либо кассовый метод1 (п. 20 приказа Минфина России от 21.12.1998 № 64н) Метод начислений либо кассовый метод (п.1 ст. 273 НК РФ) Метод начислений либо кассовый метод

Способ начисления амортизации по объектам основных средств 1. Линейный способ. 2. Способ уменьшающегося остатка. 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. 4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01) 1. Линейный метод. 2. Нелинейный метод (п. 1 ст. 259 НК РФ) Линейный метод

Определение срока полезного использования основных средств На основе постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (п. 1) На основе постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (п. 4 ст. 258 НК РФ) Целесообразно использовать указанную Классификацию

Установление лимита стоимости основных средств, в пределах которого их стоимость единовременно списывается на расходы 10 000 руб. (п. 18 ПБУ 6/01) 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ) 10 000 руб.

Способ начисления амортизации по объектам нематериальных активов 1. Линейный способ. 2. Способ уменьшающегося остатка. 3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 15 ПБУ 14/2000) 1. Линейный метод. 2. Нелинейный метод (п. 1 ст. 259 НК РФ) Линейный метод

Способ определения стоимости сырья и материалов, отпущенных в производство 1. По себестоимости каждой единицы. 2. По средней себестоимости. 3. По методу ФИФО. 4. По методу ЛИФО. Пункт 16 ПБУ 5/01 1. По себестоимости каждой единицы. 2. По средней себестоимости. 3. По методу ФИФО. 4. По методу ЛИФО. Пункт 8 ст. 254 НК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ Необходимо избрать единый способ

1 Кассовый метод в бухгалтерском учете могут применять только субъекты малого предпринимательства.

Окончание таблицы 1

Способ ведения учета Бухгалтерский учет Налоговый учет Область пересечения

Способ определения стоимости реализованных товаров 1. По себестоимости каждой единицы. 2. По средней себестоимости. 3. По методу ФИФО. 4. По методу ЛИФО. Пункт 16 ПБУ 5/01, так как товары — это часть МПЗ 1. По себестоимости каждой единицы. 2. По средней себестоимости. 3. По методу ФИФО. 4. По методу ЛИФО. Пункт 8 ст. 254 НК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ Необходимо избрать единый способ

Порядок создания резерва на ремонт основных средств Расходы на ремонт основных средств могут отражаться путем: • единовременного отнесения на расходы организации всей суммы расходов на ремонт; • создания резерва на ремонт основных средств. Создание этого резерва предусмотрено п. 72 Положения по ведению 6ухгалтерского учета в целях равномерного включения расходов на ремонт в стоимость готовой продукции; • отнесения фактических затрат по ремонту на счет расходов будущих периодов с постепенным списанием их на текущие расходы отчетного периода Статей 260 «Расходы на ремонт основных средств» НК РФ предусмотрено, что расходы на ремонт могут признаваться организацией: • в качестве прочих расходов в отчетном периоде их осуществления в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ); • в течение нескольких отчетных периодов путем создания резерва на ремонт основных средств (п. 3 ст. 260 НК РФ). Порядок создания в налоговом учете расходов на ремонт основных средств изложен в ст. 324 «Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств» НК РФ Так как в нормативных актах по бухгалтерскому учету порядок создания резерва не изложен, для сближения бухгалтерских и налоговых данных в учетной политике организации должен быть закреплен тот же порядок, что и в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок создании резерва по сомнительным долгам Пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета. Резерв по сомнительным долгам создается на основании результатов инвентаризации дебиторской задолженности организации. При этом величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга Статья 266 «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам» НК РФ. Сумма резерва определяется по результатам проведенной на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. При этом порядок определения суммы резерва находится в прямой зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности и не учитывает при этом финансового положения должника. Кроме того, НК РФ ограничивает максимальную величину резерва по сомнительным долгам (10% доходов от реализации) Отказ от создания резерва по сомнительным долгам

Порядок создания резерва на оплату отпусков сотрудников Пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета Статья 3241 НК РФ. Так как в нормативных актах по бухгалтерскому учету порядок создания резерва не изложен, для сближения бухгалтерских и налоговых данных в учетной политике организации должен быть закреплен тот же порядок, что и в учетной политике для целей налогообложения

Порядок создания резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет Пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета Статья 3241 НК РФ.

Порядок создания резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию Пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета Статья 267 «Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию» НК РФ

системы налогообложения

предприятий общественного

питания и их влияние на методологию бухгалтерского учета

Общеустановленная система налогообложения распространяется на все субъекты налоговых правоотношений. Для организаций общественного питания в настоящее время ею не предусмотрены какие-либо особенности.

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ, введена с 01.01.2003) предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальные предприниматели освобождены также от уплаты налога на доходы физических лиц.

При признании доходов и расходов используется кассовый метод. Доходы и расходы признаются только после их оплаты. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Приобретенные товары списываются в расходы только после их оплаты поставщику2. В особом порядке признаются расходы на приобретение основных средств.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право не вести бухгалтерского учета, в том числе не применять двойной записи.

Учет доходов и расходов ведут в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Малые предприятия обязаны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета. Это вызвано необходимостью наблюдения за остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов, рассчитываемой по правилам бухгалтерского учета, которая не должна превышать 100 млн руб.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается гл. 26.3 НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется для отдельных видов деятельности, в частности:

2 Данный порядок действует с 01.01.2006. (Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ).

• бытовые услуги;

• розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м 2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

• услуги общественного питания, осуществляемые при использовании зала площадью не более 150 м 2 и т. д.

Смешанные системы налогообложения применяются в случае, если организация занимается различными видами деятельности, и какие-либо из них подлежат налогообложению ЕНВД, а какие-либо — нет.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и другими видами деятельности (ст. 346.26), необходимо вести раздельный.

Особенности ведения учета при применении кассового метода

Организации общественного питания при исчислении налога на прибыль имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (ст. 273 НК РФ). Необходимо помнить, что кассовый метод применяется не только для признания доходов, но и для признания расходов. Поэтому затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. После отгрузки товары по дебету счета 41 «Товары» обособленно отражаются до момента поступления денежных средств (или имущества) по фактической себестоимости отгруженных (проданных) ценностей. При применении организацией упрощенной системы налогообложения стоимость товаров относится в расходы организации после их фактической оплаты поставщику независимо от времени их реализации (письмо Минфина России от 13.05.2005 № 03-03-02-02/70).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При применении организацией общественного питания кассового метода финансовые результаты будут отличаться от аналогичных показателей, сформированных исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Отражение на счетах хозяйственных операций при использовании метода начисления и кассового метода

№ Дата Документ- Содержание Метод начисления Кассовый метод

п/п основание операции Дебет Кредит Сумма Дебет Кредит Сумма

1 01.06.20__ Накладная, приходный ордер, счет-фактура Получено сырье от поставщиков 10 19 60 60 50 000 9 000 10 19 60 60 50 000 9 000

2 03.06.20__ Накладная на внутреннее перемещение Передано сырье в кондитерский цех 20 10 50 000 — — —

3 05.06.20__ Накладная, счет-фактура Получена от поставщика электропечь, требующая монтажа 07 19 60 60 150 000 27 000 07 19 60 60 150 000 27 000

4 06.06.20__ Накладная на внутреннее перемещение Передана электропечь в монтаж 08 07 150 000 08 07 150 000

5 08.06.20__ Выписка с расчетного счета Частично оплачено сырье поставщику Принят НДС к вычету 60 68 51 19 30 000 5 400 60 20 68 51 10 19 30 000 30 000 5 400

6 11.06.20_ Счет, счет-фактура Принят к оплате счет за коммунальные услуги 20 19 60 60 20 000 3 600 — — —

7 31.06.20_ Справка бухгалтерии Начислены проценты по кредиту, полученному в банке 91 66 85 000 — — —

8 31.06.20_ Справка бухгалтерии Списано сальдо прочих доходов и расходов 99 91 85 000 — — —

9 31.06.20_ Ведомость начисления заработной платы Начислена заработная плата кондитерам основного цеха 20 70 48 000 — — —

10 31.06.20_ Справка-расчет бухгалтерии Начислен единый социальный налог 20 69 12 000 — — —

11 31.06.20_ Накладная Выпущена готовая продукции (незавершенного производства нет) 43 20 130 000 43 20 30 000

12 31.06.20_ Накладная на отгрузку продукции Вся выпущенная готовая продукция отгружена покупателю, цена продажи 177 000 руб., в том числе НДС - 27 000 62 90 90 90 90 68 43 99 177 000 27 000 130 000 20 000 45 43 30 000

13 31.06.20_ Выписка с расчетного счета Частично оплачена покупателем готовая продукция 51 62 88 500 51 90 90 90 90 68 45 99 88 500 13 500 15 000 60 000

При ведении учета кассовым методом доходы и расходы отражаются в учете только после соответствующего движения денежных средств. Это не означает, что при кассовом методе не надо использовать счета расчетов. Возникновение задолженности, как правило, совпадает с ее погашением. Так, если в июле будет выплачена заработная плата за июнь, то она будет начислена так же в июле. Таким образом, затраты на оплату труда за июнь будут относиться к июлю.

Из-за того, что в себестоимость выпущенной, отгруженной и проданной продукции при учете кассовым методом включаются не все, а только оплаченные затраты, себестоимость получается заниженной. В свою очередь, в выручку включаются только оплаченные доходы, поэтому она тоже занижена. В реальной практике суммы занижения себестоимости и выручки не совпадают, поэтому полученная прибыль, рассчитанная кассовым методом, искажается.

методика разработки основных элементов учетной политики предприятия общественного питания - первичных учетных документов, рабочего плана счетов и выборформы бухгалтерского учета

Организации общественного питания могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а в случае отсутствия унифицированных форм документов — самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование долж-

ностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Организации общественного питания вправе выбирать форму бухгалтерского учета из форм, утвержденных соответствующими органами, в зависимости от сложности производства и объема учетной работы.

Для организации учета по выбранной форме бухгалтерского учета предприятие общественного питания на основе типового плана счетов составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций.

Для субъектов малого предпринимательства существуют некоторые особенности формирования плана счетов (табл. 3.):

• учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Износ основных средств». На счете 01 «Основные средства» обособленно рекомендуется учитывать приобретенные нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Износ основных средств»;

• производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов», учитываются на счете 10 «Материалы». Учет материалов малому предприятию рекомендуется вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, по которой каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся на остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей их стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество;

• налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» применительно к порядку, установленному для учета материалов. При этом отдельно ведется учет движения НДС по материалам и основным средствам (нематериальным активам);

• затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производс-

тва», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 44 «Расходы на продажу», учитываются на счете 20 «Основное производство»;

• учет готовой продукции и товаров, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета соответственно на счетах 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», ведется на счете 41 «Товары». Товары, приобретаемые малым предприятием для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости;

• учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», рекомендуется вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету — возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Составим рабочий план счетов среднестатистической организации общественного питания, не являющейся субъектом малого предпринимательства. Предположим, что данная организация оказывает услуги общественного питания в собственном помещении — ресторане, а также реализует свою продукцию и покупные товары в розницу через буфет. Побочными видами деятельности, отличными от услуг общественного питания, организация не занимается. Резервы не формируются, финансовых вложений в ценные бумаги нет, совместная деятельность не ведется, займы и кредиты не привлекались, филиалы и представительства отсутствуют.

Взяв за основу типовой план счетов, исключим из него неиспользуемые счета и субсчета:

• счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;

• субсчет 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

• субсчет 08-7 «Приобретение взрослых животных»;

• субсчет 08-8 «Выполнение научно-исследова-

Таблица 3

Рабочий план счетов организации общественного питания, являющейся субъектом малого предпринимательства

Раздел Наименование счета Номер счета Счета типового Плана счетов, заменяемые данным счетом

Внеоборотные активы Основные средства 01 01, 03, 04

Амортизация основных средств 02 02, 05

Вложения во внеоборотные активы 08 08

Производственные запасы Материалы 10 07, 10, 11, 15, 16

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 19

Затраты на производство Основное производство 20 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 97

Готовая продукция и товары Товары 41 41, 43, 45

Денежные средства Касса 50 50

Расчетный счет 51 51

Валютный счет 52 52

Специальные счета в банках 55 55

Финансовые вложения 58 58

Расчеты Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60 60

Расчеты с по налогам и сборам 68 68

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 69 69

Расчеты по оплате труда 70 70

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 76

Финансовые результаты Продажи 90 90

Прочие доходы и расходы 91 91

Прибыли и убытки 99 99

Капитал Уставный капитал 80 80

Резервный капитал 82 82, 83

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84 84

Кредиты и другие заемные средства 66 66, 67, 86

тельских, опытно-конструкторских и технологических работ»;

счет 11 «Животные на выращивании и откорме»; счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»; счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»; субсчет 58-1 «Паи и акции»; субсчет 58-2 «Долговые ценные бумаги»; субсчет 58-3 «Предоставленные займы»; субсчет 58-4 «Вклады по договору простого товарищества;

счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;

счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»;

счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

субсчет 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу»;

субсчет 79-2 «Расчеты по текущим операциям»; субсчет 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»; счет 86 «Целевое финансирование»; счет 96 «Резервы предстоящих расходов»; счет 001 «Арендованные основные средства»; счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; счет 003 «Материалы, принятые в переработку»; счет 004 «Товары, принятые на комиссию»; счет 05 «Оборудование, принятое для монтажа»;

Таблица 4

Рабочий план счетов организации общественного питания

Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета

Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Основные средства 01 По видам основных средств

Амортизация основных средств 02 По видам основных средств

Нематериальные активы 04 По видам нематериальных активов и по расходам на научно-и сследовательские, опытно-конструкторские технологические работы

Амортизация нематериальных активов 05

Оборудование к установке 07

Вложения во внеоборотные активы 08 1. Приобретение земельных участков. 2. Приобретение объектов природопользования. 3. Строительство объектов основных средств 4. Приобретение объектов основных средств 5. Приобретение нематериальных активов

Отложенные налоговые активы 09

Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ

Материалы 10 1. Сырье и материалы. 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали. 3. Топливо. 4. Тара и тарные материалы. 5. Запасные части. 6. Прочие материалы. 7. Материалы, переданные в переработку на сторону. 8. Строительные материалы. 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности. 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе. 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

Заготовление и приобретение материальных ценностей 15

Отклонение в стоимости материальных ценностей 16

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств. 2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам. 3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально- производственным запасам.

Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

Основное производство 20

Полуфабрикаты собственного производства 21

Вспомогательные производства 23

Общепроизводственные расходы 25

Общехозяйственные расходы 26

Брак в производстве 28

Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск продукции (работ, услуг) 40

Товары 41 1. Товары на складах и в кладовых. 2. Товары в розничной торговле. 3. Тара под товаром и порожняя. 4. Покупные изделия. 5. Товары на кухне (в производстве).

Торговая наценка 42

Готовая продукция 43

Расходы на продажу 44

Товары отгруженные 45

Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

Касса 50 1. Касса организации. 2. Операционная касса. 3. Денежные документы.

Расчетные счета 51

Валютные счета 52

Специальные счета в банках 55 1. Аккредитивы. 2. Чековые книжки. 3. Депозитные счета

Переводы в пути 57

Раздел VI. РАСЧЕТЫ

Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 60

Окончание таблицы 4

Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета

Расчеты с покупателями и заказчиками 62

Расчеты по налогам и сборам 68 По видам налогов и сборов

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 69 1. Расчеты по социальному страхованию. 2. Расчеты по пенсионному обеспечению. 3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Расчеты с персоналом по оплате труда 70

Расчеты с подотчетными лицами 71

Расчеты с персоналом по прочим операциям 73 1. Расчеты по предоставленным займам 2. Расчеты по возмещению материального ущерба

Расчеты с учредителями 75 1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал 2. Расчеты по выплате доходов

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию 2. Расчеты по претензиям 3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 4. Расчеты по депонированным суммам

Отложенные налоговые обязательства 77

Раздел VII. КАПИТАЛ

Уставный капитал 80

Собственные акции (доли) 81

Резервный капитал 82

Добавочный капитал 83

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Продажи 90 1. Выручка. 2. Себестоимость продаж. 3. Налог на добавленную стоимость. 4. Акцизы. 9. Прибыль / убыток от продаж

Прочие доходы и расходы 91 1. Прочие доходы. 2. Прочие расходы. 9. Сальдо прочих доходов и расходов

Недостачи и потери от порчи ценностей 94

Расходы будущих периодов 97 По видам расходов

Доходы будущих периодов 98 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов. 2. Безвозмездные поступления. 3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы. 4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки 99

Забалансовые счета

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 002

Материалы, принятые в переработку 003

Бланки строгой отчетности 006

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 007

счет 006 «Бланки строгой отчетности»;

счет 007 «Списанная в убыток задолженность

неплатежеспособных дебиторов»;

счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей

полученные»;

счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»;

счет 010 «Износ основных средств»;

счет 011 «Основные средства, сданные в аренду».

Добавив необходимые субсчета, получим рабочий план счетов, разработанный для организаций сферы общественного питания, составленный на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (табл. 4).

Далее рассмотрим один из возможных вариантов приказа об учетной политике организации общественного питания.

П Р И К А З № 1 УП Об учетной политике на 20_г.

Раздел 1. Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики

1.1. Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия, являются:

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ-1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н;

приказ Минфина России от 22.07.2003. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

1.2. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ ответственными являются:

за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций — генеральный директор;

за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности — главный бухгалтер.

Раздел 2. Методология учета

2.1. Порядок учета товарно-материальных ценностей.

2.1.1. Товары, приобретаемые для продажи, учитываются по покупной стоимости.

2.1.2. В целях определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, используется вариант оценки материалов по средневзвешенной себестоимости материальных ценностей.

2.1.3. Материальные ценности приходуются на балансовом счете 10 «Материалы», счете 41 «Товары» по цене приобретения с учетом расходов, поименованных в ПБУ 5/01, и требований НК РФ.

2.2. Учет основных средств.

2.2.1. К основным средствам относится имущество стоимостью более 10 000 руб. со сроком службы более 12 месяцев. Основные средства со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью до 10 000руб. подлежат списанию одновременно с вводом их в эксплуатацию.

2.2.2. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации. Амортизация объектов основных средств производится по линейному способу.

2.2.3. Ремонт основных средств отражается путем включения фактических затрат в себестоимость продукции по мере выполнения ремонтных работ.

2.3. Порядок учета нематериальных активов.

2.3.1. К нематериальным активам относятся права, указанные в ПБУ 14/2000. Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

2.3.2. Амортизация объектов нематериальных активов отражается ежемесячно начиная со следующего месяца после месяца введения их в эксплуатацию. Амортизация начисляется линейным способом.

2.3.3. Норма амортизации бухгалтерских программных продуктов устанавливается из расчета на три года полезного использования.

2.3.4. В случае невозможности определения срока полезного использования нематериальных активов норма переноса стоимости устанавливается из расчета на 10 лет (но не более срока деятельности организации).

2.4. Порядок отражения выручки от продажи.

2.4.1. Выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется «по мере отгрузки» товаров потребителям, а для исчисления налога на прибыль по методу начисления. Выручка от продажи продукции (товаров, услуг), произведенных в результате осуществления уставной деятельности, отражается на счете 90 «Продажи».

2.5. Прочее.

2.5.1. Учет курсовой разницы, возникающей в ходе проведения операций с валютными ценностями, ведется на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».

2.5.2. Проценты по заемным средствам отражаются на конец отчетного периода с учетом причитающихся процентов.

2.5.3. Расходы будущих периодов учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются на расходы равными частями в течение срока их потребления.

2.5.4. Общехозяйственные расходы организации списываются на основное производство.

Раздел 3. Методика (техника) учета

3.1. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета (с ведением журнала хозяйственных операций) в соответствии с Положением о бухгалтерском учете, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, нормативными актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета в организациях.

3.2. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

3.3. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

3.4. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.

3.5. Для своевременного получения финансового результата работы предприятия устанавливается дата сдачи материальных отчетов, табелей рабочего времени, ведомостей на начисление заработной платы не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

3.6. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производятся инвентаризации:

• материальных остатков на складе и в торговом зале перед сдачей годового отчета (в IV квартале);

• основных средств один раз в три года;

• остатков денежных средств в кассе и материально-производственных запасов на складах — внезапные по решению руководителя;

• обязательная инвентаризация — в случаях, предусмотренных ст.12 Федерального закона № 129-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.7. Выдача средств под отчет производится на срок не более 10 месяцев в течение календарного года.

3.8. Прибыль организации используется без предварительного распределения и учета на балансовом счете 99 «Прибыли и убытки».

3.10. Данная учетная политика является неисчерпывающей и при внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений может дополняться отдельными приказами по организации с доведением внесенных изменений до налоговых органов.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.