Научная статья на тему 'Методология гештальта в синергийном исследовании человека. . '

Методология гештальта в синергийном исследовании человека. . Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕШТАЛЬТ / ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / СИНЕРГЕТИКА / ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / GESTALT / HUMAN / NATURE AND ESSENCE OF MAN / SYNERGETIC / HOLISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Ольга Денисовна

Предлагается холистический подход к исследованию человека в контексте методологии гештальта и синергетики. Обосновано положение о презентации человека в единстве внешнего и внутреннего образа, о биопсихосоциальной природе этого образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GESTALT METHODOLOGY FOR SYNERGETIC STUDY OF HUMAN

It is proposed holistic approach to the study of human the context of the Gestalt and synergy methodology. The regulation on the presentation of person in the unity of internal and external image and the biopsychosocial nature of this image is examined.

Текст научной работы на тему «Методология гештальта в синергийном исследовании человека. . »

УДК 11/14

МЕТОДОЛОГИЯ ГЕШТАЛЬТА В СИНЕРГИЙНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

О.Д. ГАРАНИНА

Предлагается холистический подход к исследованию человека в контексте методологии гештальта и синергетики. Обосновано положение о презентации человека в единстве внешнего и внутреннего образа, о биопсихосоци-альной природе этого образа.

Ключевые слова: гештальт, человек, природа и сущность человека, синергетика, холистический подход.

В русле холистического подхода человек рассматривается как целостная система, образованная переплетением разнообразных свойств, связей и взаимодействий. При этом все системные компоненты, с одной стороны, детерминированы целым и, с другой стороны, сами детерминируют друг друга и целое. Задача исследования человека как целостной самоорганизующейся системы заключается не только в том, чтобы выявить механизмы этой взаимной детерминации, но и объяснить, почему исследуемый объект, будучи целостной системой, вместе с тем часто не презентирует гармонию целостности, в которой все компоненты были бы равнозначно развиты и согласованы. Речь идет о том, что в человеке высокий уровень умственного развития не всегда сочетается с хорошими физическими данными или высокой нравственностью, а хорошее физическое развитие и крепкое здоровье как биологические качества часто не сопрягаются с интеллектуальным потенциалом и социально должным поведением.

В последние два десятилетия в результате широких научных исследований получены определенные достижения в области человекознания, происходит активное накопление многообразных эмпирических данных о человеке, предпринимаются попытки систематизировать и обобщить разрозненные факты как в рамках отдельных дисциплин, так и в междисциплинарном плане. Вместе с тем процесс познания человека обнаруживает значительные трудности и недостатки, связанные, прежде всего, с методологией и недостаточной проработкой понятийного аппарата данной научной сферы. Осуществляя исследование человека как целостной системы, надо иметь в виду, что в силу принципиальной сложности рассматриваемого объекта его адекватное познание требует построения множества различных, в том числе междисциплинарных, моделей, каждая из которых сама по себе способна описать лишь определенный аспект человека как целостности, и только в когнитивной перспективе обнаружить механизмы, обеспечивающие экзистенциальное единство. Несомненным лидером в научной разработке антропоори-ентированной проблематики выступает психология, эпистемологический ресурс которой еще не в должной мере используется в философии.

В психологии для обозначения целостных образований, не сводимых к сумме составляющих их частей, используется понятие гештальта (нем. gestalt - форма, образ, структура), которое может быть методологически плодотворным для разработки модели системно-целостного человека и его объяснения в контексте синергетической парадигмы. Сконструированный в русле методологии гештальта концепт «гештальтчеловек» выражает понимание человека как завершенной целостности (образа), состоящей из относящихся к ней взаимосвязанных частей, качественно отличных друг от друга («гештальткачеств»). Рассмотрение понятий «гештальтчеловек» и «гештальт-качество» как теоретико-методологических концептов базируется на том, что они характеризуют схему и характеристики объекта, позволяющие при задании научного предмета реализовать авторский подход, вести отбор и интерпретацию эмпирического материала, строить идеальные объекты. Следует подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о концепте, который по мнению Ю.С. Степанова представляет как бы «сгусток культуры в сознании человека. ... В отличие

от понятий в собственном смысле термина ., концепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» [7, с. 43]. Различая термины «понятие» и «концепт», Ю.С. Степанов пишет: «В понятии, как оно изучается в логике и философии, различают объем - класс предметов, который подходит под данное понятие, и содержание - совокупность общих и существенных признаков понятия, соответствующих этому классу. В математической логике ... термином концепт (курсив - Ю.С.) называют лишь содержание понятия, таким образом, термин концепт (курсив - Ю.С.) становится синонимичным термину смысл» [7, с. 44]. Исходя из сказанного, резюмируем, что в концепте «гештальтчеловек» раскрывается определенный смысл понимания человека, а именно: его многомерность, завершенность образа и, одновременно, его открытая миру контекстуальность.

Методология гештальта была разработана в начале ХХ века для объяснения целостного единства психической жизни, несводимого к сумме психических восприятий, составляющих жизненный процесс субъекта. Философской основой гештальтпсихологии многие исследователи называют феноменологию Э. Гуссерля, в частности, его идею о системной целостности сознания. Однако, по мнению автора данной статьи, указанная идея имеет более давние корни, уходящие в глубины кантовских размышлений о трансцендентальном единстве апперцепции. Следует также отметить, что дискурс о принципиальной несводимости целого («гештальткачества») к сумме составляющих его частей первоначально был сформулирован в конце XIX века австрийским искусствоведом Х. Эренфельсом. Он назвал гештальткачеством эстетическое переживание (восприятие) целого как образа (формы), особенностью которого является то, что он может сохраняться при изменении отдельных частей и, наоборот, меняться при их сохранении. Следующий шаг в развитии принципа гештальта состоял в демонстрации того, что целое вообще нечто другое, нежели сумма «частей», которые выделяются из него посредством «изоляции» (обособления). Впоследствии была обоснована идея, что части целого суть «функции» или «роли» в нем, то есть целое имеет функциональную структуру. Структура обладает динамическим характером, всякий гештальт под воздействием внутренних сил (которые порождают, поддерживают и восстанавливают определенный тип его организации, а также производят его реорганизацию), стремится перейти в состояние максимально возможного при данных условиях равновесия. Это состояние характеризуется предельно достижимой четкостью организации гештальта, то есть ее простотой, выразительностью, завершенностью и осмысленностью. Фриц Перлз, признанный авторитет гештальтпсихологии, замечал, что основная идея гештальта состоит в том, что это - «целое; полное, покоящееся в себе целое. ... Человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понята» [4, с. 145]. Понятие гештальта, по его мнению, вводит в изучение человека холистические представления - представления о едином поле человеческого бытия, в котором и психическая и физическая деятельность принадлежат к одному порядку и могут быть выведены из одного основания.

В философско-антропологическом исследовании приоритет понимания человека как целостного образа, гештальта, в котором соединяется все, что принадлежит человеку, несомненно, принадлежит Г.В.Ф. Гегелю. Анализируя понятие «жизнь» в третьей книге «Науки логики», немецкий философ обращается к жизни человека, конкретно - к жизни отдельного индивида в его реальности. Указывая, что объективность, или телесность индивида есть конкретная цело-купность и именно она конституирует жизненность, Гегель подчеркивает, что «ввиду того, что живая объективность индивида, как таковая, одушевлена понятием и имеет его своей субстанцией, она содержит также в самой себе в качестве существенных такие различия, которые суть определенные понятия - всеобщность, особенность и единичность; поэтому образ, в котором они внешне различены, расчлен или рассечен (insectum) сообразно этим определениям» (курсив Гегеля) [2, с.224]. В примечании к этому высказыванию Гегеля редакторы отмечают, что под образом (Gestalt) Гегель здесь понимает животный субъект как целое, взятое только в его соотнесении с самим собой [2, с.325]. В отечественной философско-антропологической традиции на методологию гештальта опирается Н.А. Бердяев, утверждающий, что «личность не составля-

ется из частей, не есть агрегат, не есть слагаемое, она есть первичная целость. . Образ личности целостный, он целостно присутствует во всех актах личности. Личность имеет единственный, неповторимый образ, Gestalt» [1, с.13].

В современной философской антропологии гештальт, понимаемый как образ, целостная форма, все чаще включается в теоретический анализ человека. В. Подорога использует гештальт для обозначения «телесной схемы» человека как некоего единства целого, как психической формы внутреннего представления тела человека, в которой целое господствует над своими частями и предшествует им [5, с. 25]. Диаметрально иная трактовка целостного образа человека обнаруживается в синергийной антропологии. С. С. Хоружий, разрабатывающий теоретико-методологические основания синергийного видения человека, нацеленного на поиск границ его замкнутости (выделенности) в мире и, одновременно, разомкнутости на энергию мира, считает, что «граница феномена Человека может быть репрезентирована как ансамбль всех его предельных проявлений. Данный ансамбль играет выделенную, ключевую роль в дескрипции онтологической реальности и с ним следует связывать особый концепт: полную совокупность всех предельных проявлений человека будем называть антропологической границей» [6, с.20].

Понимание гештальтчеловека как целостного «антропообраза» в большой мере содержит в себе интенцию на синергетический подход к человеку, заключающийся в исследовании этого сложнейшего гносеологического объекта не только как целостной, но и самоорганизующейся системы. В современных подходах к исследованию человека практические аспекты этой методологии наиболее отчетливо выражены в психологии, медицине, социологии и образовании. Сегодня активно развивается холистическая медицина, в которой человек как системная целостность самонастраивается на здоровье. Лечение и исцеление, отмечают Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов, предстает как «синергетическое приключение» человека, при котором в самом человеке обнаруживаются скрытые установки (структуры-аттракторы) на благоприятное и здоровое будущее [3, с.71]. Здоровье человека в таком ракурсе рассматривается как активизация собственных, поддерживающих человека путей развития (как биологических, так и психических), и внутренних побуждений следовать (не сопротивляться) этим путям. Представление человека как системной самоорганизующейся целостности, по мнению указанных исследователей, позволяет ставить вопросы о том, каковы причины эффективности малых (например, гомеопатических или акупунктурных) воздействий; можно ли быть психически здоровым при соматической болезни; может ли быть здоров индивид, если «нездорово» общество, социальная среда его обитания и наоборот.

Методологический потенциал концепта «гештальтчеловек» может быть развернут по следующим позициям. Во-первых, данный концепт указывает на представленность человека как целостного образа, соединяющего телесные, психические и социальные качества, которые сами по себе не могут рассматриваться как целостные образы, поскольку в телесности всегда «светится» (по терминологии М.Хайдеггера) душа, выражающая причастность к социальному. Во-вторых, гештальтчеловек предполагает рассмотрение всех проявлений человеческой многомерности (телесных, психических и социальных) во взаимосвязи с целым - самим человеком. В-третьих, эта теоретическая форма организует наличное знание о человеке, но не содержит предписаний прогностическо-этического характера, то есть не отвечает на вопрос: «каким надо быть человеку». Наконец, это понятие фиксирует завершенность, понимаемую как сформированную целостность образа человека как для самого человека, его самосознания, так и для других людей. Можно сказать, что гештальтчеловек - это теоретико-методологическая модель человека, отражающая потребность в представлении человека как системы, целостности, части которой неразрывно взаимосвязаны, интегрированы в целое.

Известно, что непременной принадлежностью целостных систем являются части или элементы - то, из чего непосредственно образовано целое и без чего оно невозможно. Система, целостность есть, прежде всего, продукт своих частей. Поэтому первым методологическим требованием рассмотрения человека в русле холистического подхода является поиск ответа на вопрос: «из ка-

ких частей образовано это целое». В самом общем виде, предваряющем дальнейший анализ, в качестве частей (элементов) системы «человек» выделим подсистему природно-биологических качеств, фиксирующих бытие личности как тела, как организма; подсистему психических качеств, фиксирующих существование рассматриваемого объекта как мыслящего и чувствующего существа; подсистему социальных качеств, фиксирующих свойства человека, проявляющиеся в общении и деятельности. В этих трех подсистемах перекрещиваются три уровня анализа субъекта: индивидуальный, конкретно-исторический и всеобще-социальный. Человек, исследуемый как индивид, рассматривается как конкретное тело (организм), как отдельное, своеобразное психическое и способное к общению и деятельности существо. На уровне конкретно-исторического анализа человек рассматривается в своеобразии конкретно-исторической телесности, конкретноисторических особенностей психического освоения мира, способов деятельности и общения. На всеобще-социальном уровне человек рассматривается как родовое существо, обладающее всеобщими телесными, психическими и социальными характеристиками.

Природно-биологические качества составляют материальный субстрат, материальную основу человеческого бытия, в рамках которой формируются психические и социальные качества. Психические качества являются основой формирования духовности человека, включающей чувства, мысли, цели, ориентации и другие идеальные образования. Духовные качества выводят субъекта за рамки природного существования, обусловливают своеобразие и качественную специфику человека по отношению к окружающему его миру. Подсистема социальных качеств может быть выделена как отдельный элемент системной целостности только условно, для фиксации тех элементов, которые возникают у человека в процессе общения с другими людьми. Реально социальные качества проявляют себя как социально-телесные и социальнопсихические, то есть социальная подсистема человека как бы накладывается на природнобиологическую и психическую подсистемы и «окрашивает» их в определенные конкретноисторические тона.

Таким образом, человек как целостность может быть понят только через уяснение соотношения составляющих его частей (подсистем, «гештальткачеств»), определение их взаимной детерминации. При этом надо иметь в виду, что человек не составлен из фиксированных частей (подсистем), в нем только различаются части как подсистемы, в каждой из которых действует целое. При относительной обособленности каждая часть (подсистема) занимает определенное место в структуре человека, выполняет определенные функции, «роль», задаваемую этим местом. Объяснение человека как системной целостности предполагает установление сети связей между подсистемами, то есть через характеристику структур человека.

Исходя из этого, второе методологическое требование холистического подхода связано с поиском ответа на вопрос: «как связаны выделенные элементы (подсистемы)». Специфика геш-тальтчеловека как структуры, представленной связями между гештальткачествами, зависит, прежде всего, от составных частей (подсистем) целостности. Роль структуры в системе очень велика, она связывает подсистемы, преобразует их, придавая некую общность, целостность, она обусловливает возникновение новых качеств, не присущих отдельно взятой подсистеме. Структуру человека образуют связи между природно-биологическими, психическими и социальными качествами, объединенными в соответствующие подсистемы. Эти связи многообразны, но системообразующими и обеспечивающими целостность системы являются генетическая, субстанциальная и экзистенциальная связи.

Генетическая связь фиксирует последовательность становления, развития целостного человека (гештальтобраза) от природно-биологической до социальной подсистем. Выражением этой связи является включение в каждую формирующуюся подсистему элементов предшествующего этапа развития в виде необходимой основы. Так, психическая подсистема генетически связана с биологическими качествами человека, поскольку само ее возникновение базируется на функционировании нервной системы, достигшей высокого уровня развития и создавшей предпосылки для мыслительной деятельности. В свою очередь, возникновение социальной организации и

формирование социальных качеств человека невозможно без определенного уровня развития биологических (морфофизиологических) характеристик и психической деятельности.

Субстанциальная связь в структуре рассматриваемой целостности фиксирует иерархичность сформированных подсистем, обусловливает доминирование, субстанциальность одной подсистемы по отношению к другим. Выявление субстанциальной связи в структуре человека равнозначно выявлению сущности человека, поскольку доминантная роль одной из подсистем по отношению к другим показывает, что в человеке является главным и определяющим.

Экзистенциальная связь в структуре человека обеспечивает единство, целостность человека как субъекта собственно-индивидуальной и социальной жизни. Это единство проявляется в согласованном функционировании всех подсистем в процессе деятельности человека. Деятельность раскрывает целостность человека как существа, обладающего физическими характеристиками, ставящего осознанные цели, которые достигаются при совместном, скоординированном использовании телесных и умственных сил человека, его знаний, навыков и умений. Наличие экзистенциальной связи в структуре человека обусловливает третье методологическое требование холистического подхода, требующее учитывать специфику человека как активно действующего, функционирующего субъекта. Экзистенциальная связь подсистем человека есть интегрированный результат функционирования каждой из антропообразующих подсистем, поэтому правомерно данное методологическое требование холистического подхода обозначить как его функциональный аспект.

Следует сказать, что механизмы, обеспечивающие целостность, в соответствии с синергетической установкой во многом детерминированы самой целостностью. Синергетический эффект, возникающий в открытых системах в результате взаимосогласованного действия большого количества взаимодействующих подсистем, является, по сути, результатом проявления той общей закономерности, согласно которой свойства целого не сводятся к сумме частей, целое обладает специфическими системными качествами, которые отсутствуют у его частей. Целое подчиняет себе свои составные части, преобразуя их согласно своей специфике. Именно поэтому в методологии гештальта человек представлен как целостный образ как в объективном существовании и функционировании, так и в субъективном переживании и восприятии. Однако нельзя рассматривать целое как нечто сверхъестественное по отношению к своим частям. В результате исследований в области синергетики выяснилось, что противопоставление целого и частей в значительное мере лишено смысла, поскольку возникновение упорядоченного, взаимосогласованного действия частей в самоорганизующейся системе свидетельствует о том, что здесь целое отражает свойства частей, а части, в свою очередь, отражают особенности целого. Подобный вывод необычайно важен для целостного понимания, поскольку предполагает постоянное соотнесение гештальтчеловека с составляющими его частями («гештальткачествами»), а исследование частей изначально предполагает определенную целостность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека / Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. - С. 4-163.

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3-х т. - М.: Мысль, 1972. - Т.2.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. - 1997. - № 3. - С. 62-79.

4. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Либрис, 2006.

5. Подорога В. Феноменология тела. - М.: Ad Мащшеш, 1994.

6. Хоружий С.С. Синергийная антропология / Спектр антропологических учений. - М.: ИФ РАН, 2008. -Вып. 2. - С. 3-15.

7. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический

проект, 2004.

GESTALT METHODOLOGY FOR SYNERGETIC STUDY OF HUMAN

Garanina O.D.

It is proposed holistic approach to the study of human the context of the Gestalt and synergy methodology. The regulation on the presentation of person in the unity of internal and external image and the biopsychosocial nature of this image is examined.

Key words: Gestalt, human, nature and essence of man, synergetic, holistic approach.

Сведения об авторе

Гаранина Ольга Денисовна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1973), почетный работник науки и техники РФ, действительный член Международной академии информатизации, доктор философских наук, профессор кафедры ГиСПН МГТУГА, автор свыше 150 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, философия науки и техники, социология управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.