Научная статья на тему 'Методология диссертационного исследования'

Методология диссертационного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8112
895
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SCIENTIFIC RESEARCH / ДИССЕРТАЦИЯ / THESIS / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEM / ПРОЦЕДУРЫ / СОБЫТИЯ / СОИСКАТЕЛЬ / НАУЧНАЯ НОВИЗНА / SCIENTIFIC NOVELTY / PROCEDURE / EVENT / COMPETITOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Б. Н.

Диссертационное исследование в любой научной области имеет форму и содержание, включающее совокупность элементов, которые выполняются в заданной последовательности. В рамках диссертации выполняются определенные виды деятельности, приводящие к достижению цели и решению поставленных задач. Научная деятельность состоит также из совокупности процедур, которые оформляются в виде текста, документов и публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF THE DISSERTATION RESEARCH

Dissertation research in any scientific field has the form and the content, including a set of elements that are executed in the specified sequence. In ramkah thesis perform-Xia certain activities that lead to achieving goals and solving problems. Scientific activity also consists of procedures which are documented in the form of text, documents and publications.

Текст научной работы на тему «Методология диссертационного исследования»

МЕТОДОЛОГИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Международный институт рынка (Россия, г. Самара)

Аннотация. Диссертационное исследование в любой научной области имеет форму и содержание, включающее совокупность элементов, которые выполняются в заданной последовательности. В рамках диссертации выполняются определенные виды деятельности, приводящие к достижению цели и решению поставленных задач. Научная деятельность состоит также из совокупности процедур, которые оформляются в виде текста, документов и публикаций.

Ключевые слова: научное исследование, диссертация, проблемы, процедуры, события, соискатель, научная новизна.

Диссертационное исследование, как известно, имеет форму и содержание. При этом все элементы диссертации должны быть четко описаны и взаимоувязаны. На начальном этапе соискатель формулирует проблемы, тему, цель и задачи научного исследования. Совокупность этих элементов и определяет затем новизну диссертационного исследования, а также качество и эффективность всей научной работы.

К диссертациям на современном этапе предъявляются высокие требования. Главное требование остается неизменным - это необходимость присутствия приращения

научных знаний в той или иной сфере предметной деятельности. Для того, чтобы этого добиться соискателю необходимо пройти определенный путь и проявить высокие личностные качества [1].

Для эффективного диссертационного исследования важно не только своевременное и качественное выполнение основных событий научно-исследовательского процесса, но и четкое представление структуры и содержания его основных элементов (рис. 1).

Пробле- Частные

мы в ^ пробле-

пред- мы в

метной рамках

области научного

деятель- исследо-

ности вания

Тема Предмет Цель

^ диссер- ^ и объект ^ диссертации научного тации исследования

Задачи Основ-

^ научного ^ ные исследо- науч-вания ные

результаты

Рис. 1. Основные элементы диссертационного исследования

Следует отметить, что содержание указанных элементов необходимо наметить и представить еще перед началом диссертационного исследования. Тем более, что уже перед поступлением в аспирантуру требуется сформулировать некоторые из этих элементов. Рассмотрим основные элементы диссертационного исследования, их структуру и взаимосвязь.

Проблемы в предметной области деятельности достаточно несложно выявить. Для этого необходимо разыскать статьи в научных журналах, отчеты исследова-

тельской деятельности в соответствующей области деятельности, просмотреть их и выделить проблемы. В таких материалах важное место уделяется формулированию противоречий, барьеров и тупиков, что собственно и является источников формулирования проблем [4].

Для выявления некоторых проблем необходимо бывать на самих объектах исследования: предприятиях, рыночных институтах, профессиональных ассоциациях. При этом важно найти именно те проблемы, которые актуальны и неоднократно

повторяются на практике. Если они найдены, то дальнейшие можно выполнять по работе [3]. Например, был выявлен низкий уровень потенциала предприятий. Потенциал предприятий имеет структуру и несколько составляющих факторов, Очевидно, и они все или почти все также имеют низкий уровень своего состояния, в т.ч., невысокий уровень главного фактора -производственного потенциала.

Поэтому из проблемы, которая имеет достаточно широкий характер, выбирается частные проблемы для научного исследования. Это могут быть 1-3 проблемы для кандидатской и 5-6 для докторской диссертации. Например, для нашей проблемы, обозначенной выше, - это значительный моральный или физический износ производственного оборудования, устаревшая инфраструктура, невысокий уровень автоматизации производственного процесса.

Одна или несколько частных проблем ориентируют соискателя на формулирование темы диссертационного исследования. Продолжая наш пример, можно предложить следующие темы: «Развитие производственного потенциала предприятия», «Совершенствование структуры производственных мощностей», «Повышение уровня автоматизации производственной системы». Как видно из приведенных примеров, все названные темы связаны с проблемами, представленными выше. Причем первая из них более глобальная, охватывающая всю проблему, а две другие рассматривают только частные факторы проблемы. Понятно, что эти проблемы и соответствующие им темы необходимо рассматривать для какой-либо отрасли, подотрасли, региона или кластера. При этом предприятия должны быть крупные или средние, а проблема должны быть характерна для большинства предприятий выбранной общности [9].

Цель диссертации должна перекликаться с основной проблемой и, так или иначе, решать её. Продолжая наши примеры, это может выглядеть так «Разработка системы управления производственным потенциалом предприятия» или «Моделирование процесса управления производственным потенциалом предприятия» или «Проекти-

рование механизма управления системы управления производственным потенциалом предприятия».

Цель научного исследования ограничивается рамками объекта и предмета исследования [7]. Иногда название объекта исследования можно включить в название темы. Например, «Моделирование процесса управления производственным потенциалом на предприятиях мебельной промышленности».

Задачи научного исследования представляют собой состав видов деятельности по реализации заявленной цели и включают тщательно продуманный и сформулированный их перечень. Этот перечень следует считать программой предстоящей научной деятельности соискателя.

Количество задач научного исследования строго не регламентируется. В качестве ориентиров можно указать следующие цифры: 6-8 для кандидатской и 13-15 для докторской диссертации. При этом обязательно должны быть представлены 3 группы задач: исследовательские, теоретико-методологические и практические. Например, для кандидатской диссертации, как правило, формулируются 2-3 задачи для исследования заявленной конкретной области деятельности, инструментов научного исследования, а также выявления проблем, 3-5 задач для получения теоретических и методологических результатов исследований, которые формируют научную новизну и 1 -2 задача для практических рекомендаций. При этом материалы по реализации поставленных исследовательских задач при наличии 3 глав кандидатской диссертации рекомендуется располагать в главе 1, теоретико-методологические результаты исследований - в главе 2 и частично в главе 3, практические - только в главе 3.

Приведем комплекс задач для темы диссертации: «Развитие производственного потенциала современных машиностроительных предприятий»:

- раскрытие сущности и формулирование определения производственного потенциала как категории операционной деятельности;

- исследование основных тенденций развития машиностроительной отрасли в России;

- анализ состояния и уровень развития производственного потенциала некоторых предприятий машиностроительной отрасли и ее звеньев;

- разработка методики оценки производственного потенциала машиностроительных предприятий;

- обоснование состава и структуры элементов производственного потенциала машиностроительного предприятия, образующих единую систему;

- разработка модели развития производственного потенциала машиностроительного предприятия;

- апробирование авторских разработок в реальных условиях функционирования предприятий машиностроения.

В данном примере для кандидатской диссертации три первые задачи относятся к исследовательским задачам, три следующие - к теоретико-методологическим и одна - к практическим задачам. Таким образом, задачи определяют ключевые точки предстоящего научной деятельности.

Основные научные результаты представляют собой авторские предложения по решению теоретических и методологических задач, которые были поставлены соискателем для преодоления выявленных проблем. Эти результаты собственно и содержат научную новизну [5, 10]. Для нашего примера это выглядит так: «Модель развития производственного потенциала машиностроительного предприятия». Аналогично выглядят и два других результата. Изменения в формулировках могут быть минимальны. Несовпадения задачи и результата обычно не допускаются. В противном случае, это говорит о низкой квалификации соискателя, научного руководства или экспертизы диссертации.

Представление аннотации элементов диссертации в обозримом виде (не более 3 стр.) позволяет соискателю и научному руководителю (консультанту) оперативно ориентироваться в основных положениях диссертации на любой её стадии. При этом не следует полагать, что все эти положе-

ния должны быть незыблемы от начала до конца диссертационного исследования.

При выполнении диссертационного исследования могут произойти существенные отклонения от выбранных ранее формулировок и может возникнуть необходимость их замены. После обсуждения соискателя с научным руководителем производится изменения в аннотации элементов диссертации. Подобные изменения лишний раз подтверждают творческий характер научного исследования. Наглядность представления основных элементов диссертации позволяет сразу найти и внести необходимые изменения в существующие формулировки.

Все редакции аннотации элементов диссертации следует сохранять до завершения диссертации, так как их содержание показывает динамику процесса диссертационного исследования и может пригодится в будущем. Кроме того, не следует исключать необходимости возврата к ранним формулировкам в рамках аннотации или их частям, что подтверждает существующая практика законченных научных диссертационных исследований.

Таким образом, представленная структура и содержание элементов диссертации позволяет постоянно иметь все картину научного исследования, позволяющая ориентироваться при разработке диссертационной работы.

Диссертационное научное исследование - это длительная кропотливая деятельность не только самого соискателя, но и многих других специалистов, в т.ч. научного руководителя (консультанта), а также выпускающей кафедры.

Диссертационная деятельность - с одной стороны, представляют собой совокупность нескольких видов работ, а, с другой стороны, это цепь взаимосвязанных событий, которые, выстраиваются в соответствии с логикой продвижения диссертационного исследования и требованиями ВАК.

Для выполнения диссертационного научного исследования следует выделить важнейшие работы, которые реализуют некоторую совокупность действий. Для четкого представления всей совокупности

научной деятельности разработана таблица, в которой выделено несколько параметров каждой работы: наименование работы, средства реализации, ожидаемый результат, отметка о выполнении [6]. Дадим характеристику параметров научного исследования.

Наименование работы - это краткое формулирование комплекса действий, которые необходимо выполнить в рамках диссертационного исследования для продвижения к его завершению.

Средства реализации - это совокупность инструментов, с помощью которых должен быть выполнен заявленный комплекс действий и привести данное событие к желаемому результату.

Ожидаемые результаты - это показатели или признаки, которые существенно изменяются при использовании указанных средств реализации (инструментов) после завершения данного комплекса действий (процедуры). К таким результатам относится, например, переход к следующему событию, формирование определенного заданного материала или конкретных документов, продвижение диссертационного исследования к завершению.

Отметка о выполнении - это определенный знак, подтверждающий окончание события и получение заданных результатов. Особую роль в этой графе может играть оценка качества выполнения работ или необходимость возврата к данному этапу впоследствии, при необходимости, эту графу следует разбить на несколько частей.

Как известно, что важнейшими событиями диссертационного исследования является приобретение умения использовать известные методы, осмысление и формулирование проблем и задач, разработка моделей, механизмов и технологий; написание научных статей, научное и техническое редактирование, оформление библиографического списка с учетом соответствующего ГОСТ [8].

Для включения в перечень того или иного события его необходимо формулировать кратко, понятно и убедительно. Фрагмент событий начальной стадии диссертационного исследования представлен в табл. 1.

Фрагмент событий заключительной стадии диссертационного исследования представлен в табл. 2.

Таблица 1. Перечень событий диссертационного исследования (начальная стадия)

№ п/п Наименование события Средства реализации Ожидаемые результаты Отметки о выполнении

3 Подготовка к написанию диссертации Проблемы по теме Цель, задачи, объект, предмет, план диссертации Методические материалы по написанию диссертации Определение области исследования Прототипы диссертаций, авторефератов

4 Посещение заседаний Диссертационного Совета (2-3) Информация о месте и времени Понимание процедуры защиты диссертации

5 Подготовка информации для главы 1 Материалы из литературы, Интернета и т.д. Материалы базового и родственных предприятий Материалы монографий, учебников, научных источников по теме Согласование с научным руководителем

6 Освоение управленческой и экономической терминологии Словари, учебники, научная литература Репетиции освоения научного аппарата Формирование образов понятийного аппарата и их применение в обсуждении

7 Написание главы 1 Материалы п. 5 Материалы базового и родственных предприятий Наличие текста со всеми атрибутами

Таблица 2. Перечень событий диссертационного исследования (заключительная стадия)

№ п/п Наименование события Средства реализации Ожидаемые результаты Отметки о выполнении

21 Выступление с докладом на выпускающей кафедре Диссертация, автореферат, документы. Рецензенты .Доклад и презентация. Репетиции. Замечания и предложения. Акты внедрения Умение выступать перед научной аудиторией. Умение отвечать на научные вопросы. Выписка из протокола заседания кафедры.

22 Корректировка диссертации Диссертация, автореферат, документы Движение к защите Выполнение требований рецензентов, кафедры

23 Подготовка к защите Положение о Диссертационном Совете Документы. Диссертация, автореферат в печатном виде.

24 Экспертиза диссертации Допуск выпускающей кафедры. Документы Выход на защиту

25 Представление к защите Документы, дата защиты Кандидаты в оппоненты и ведущую организацию. Решение Диссертационного Совета

При необходимости на основе всех событий разработки и завершения диссертационного исследования может быть составлен сетевой график для выполнения всех работ к определенным срокам [12, 16]. При этом обязательно определяются временные параметры каждого события. Особое внимание уделяется критическому пути. В некоторых временных параметрах отдельных событий существует частичная неопределенность. Например, длительность опубликования статей, время рецензирования диссертации, время внесения изменений в диссертацию после апробации, рецензирования или рассмотрения на кафедре.

Поэтому критический путь сетевого графика диссертационного исследования достаточно точно определен, а затем может быть скорректирован с учетом запаса на непредвиденные обстоятельства.

Важным фактором научного процесса является обсуждение результатов выполнения работ каждого этапа. По сути дела научный руководитель и соискатель должны совместно подтвердить, что по форме и содержанию все необходимые действия выполнены и подготовленный материал соответствует заданным требованиям и уровню по форме и содержанию. При этом все работы должны быть документально или материально подтверждены и необходимо согласие заинтересованных сторон, что это действительно так.

Однако могут существовать расхождения в оценке завершенности некоторых видов работ. Это, в основном, касается текстовых материалов. Но тут последнее слово остается за научным руководителем (консультантом).

Это, в первую очередь, касается качества отдельных разделов (параграфов) диссертационного исследования [11]. Следует отметить, что могут быть расхождения в очередности некоторых событий диссертационного исследования. Например, это касается разработки материалов главы 1. Некоторые специалисты считают, что её необходимо выполнять перед главой 2. Для этого есть свои аргументы. В главе 1 обсуждается существующие научные достижения в рамках заявленной темы, в т.ч. исследуется информация по определенной отрасли, региону, группе организаций, выявляются проблемы, относящиеся к заявленной теме. Подобный материал может сжиматься до определенных размеров, как правило, до одной главы и 3-4 параграфах. Кроме того, аналитический материал может использоваться и в других раздела с соответствующими ссылками.

Одним из центральных событий процесса разработки диссертации, от которого зависит содержание дальнейшей научной работы - это выбор темы научного исследования. Если соискатель работал или работает в практической сфере, он наверняка сталкивался с различными противоречиями и затруднениями в управленческой

деятельности, т.е. он может стать носителем проблемы. Если возникают затруднения в формулировании темы, то следует обратиться к специалисту, лучше к ученому. Потом этот специалист может стать научным руководителем (консультантом) носителя проблемы, т.е. соискателя.

Особое внимание следует уделять проблемам, так как собственно ради них и осуществляется практически любое диссертационное исследование в экономической сфере. Трудно переоценить важность четкой формулировки проблемы. Здесь должны быть указаны все основные моменты проблемы, выявлены главные действующие факторы, разработан словарь, обеспечивающий взаимопонимание участников научного исследования, определены некоторые связи между переменными в том виде, как это представляется на данном этапе [2]. В работе [13] более подробно представлена технология формулирования проблемы на уровне операций.

Однако есть другая практика деятельности на начальной стадии диссертационного исследования. Определяются некоторый круг проблем отраслевого или организационного характера, соответствующий масштабу научного исследования. Несомненно, это важнейший фактор, который собственно пронизывает всю диссертационную работу.

Затем осуществляется непосредственный переход к разработке научной новизны работы. Соискатель начинает разработку главы 2, т.е. предлагает теоретические, методологические или технологические средства их решения поставленных проблем. Здесь следует сделать примечание, что некоторые Диссертационные Советы и научные руководители неоправданно разрешают соискателям в рамках диссертации расширять материалы исследования объектов, методов, систем, формулирования проблем и располагать за пределами одной главы. Думается, это излишне, так как любой аналитический материал можно разместить в рамках одной главы, если необходимо в 4 или 5 параграфов.

Теоретические аспекты научной новизны, чаще всего, позиционируются в виде типологий, классификаций, новых тракто-

вок понятийного аппарата, концепций, принципов и т.д. [17], Следует отметить, что выход на высокий уровень теоретических предложений является показателем научной зрелости соискателя. Наличие весомых теоретических предложений связаны, в первую очередь, с тем, чтобы у соискателя проявилась хорошая профессиональная или полипредметная подготовка на всех уровнях его образовательной деятельности.

Методологические разработки и научные предложения встречаются намного чаще в диссертационных работах по экономическим специальностям. Особенно успешно используются соискателями предложения и разработки в виде моделей, механизмов, а также других системных или процессных построений на основе использования известных методологических инструментов из различных предметных областей. При этом активно применяются также инструменты по видам управленческой деятельности, функциям управления, элементам, процессам и объектам организации и менеджмента [15].

Технологические предложения также достаточно часто стали встречаются в научных исследованиях. Это, в первую очередь, разного рода методики, алгоритмы, совокупности процедур и т.д. [14] Однако, чтобы предложить что-то новое в этой области, необходимо хорошо ориентироваться в практической деятельности объектов исследования и однозначно понимать предмет исследования.

Появление материалов, включающих материалы по результатам решения задач исследования и получения теоретических и методических результатов, обуславливает переход соискателя к выступлениям с докладами на научных и методическим конференциях, а также к публикациям на любом уровне, в т.ч. в журналах, рекомендованных перечнем ВАК. Это необходимо для того, чтобы процесс публикаций авторских материалов соискателя шел параллельно с выполнением промежуточных событий еще до завершения диссертационного исследования, что существенно может сократить путь всего процесса диссертационной деятельности.

Однако какими бы логичными не вы- ванию и выполнению основных элементов глядели рассуждения об очередности от- диссертационной деятельности не является дельных событий, процедур и результатов, единственно возможным или окончатель-в т.ч. по структуре и качеству материалов ным. Однако последовательность выполи документов в рамках диссертационного нения описанных выше событий, этапов и исследования, ничто не заменит наличия у процедур позволит, по мнению автора, соискателя успешных материалов диссер- глубоко и всесторонне рассмотреть любые таций и их фрагментов, ярких научных проблемные ситуации в научном исследо-публикаций, а также законченных образ- вании и успешно начать, продолжить и цов документов. завершить процесс выработки, принятия и

Представленный подход к формулиро- защиты диссертационного исследования.

Библиографический список

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком. 2010. 280 с.

2. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91-100.

3. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию. М.: ИНФРА-М, 2009. 347 с.

4. Герасимов Б.Н. Современный российский менеджмент в контексте вызовов времени // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 20. С. 4653.

5. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки. М.: Амфора, 2001. 160 с.

6. Герасимов К.Б. Разработка модели развития системы управления процессами организации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 31. С. 105117.

7. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления научной деятельностью организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. т. 8. С. 229-236.

8. Герасимов Б.Н. Содержание управленческой деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. №8 (106). С. 33-37.

9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: теория, методология, практика. Самара: Изд-во МИР, 2014. 344 с.

10. Gerasimov Boris N, Gerasimov Kirill B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Vol. 11, No. 20; 2015. Р. 82-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИН-ФРА-М, 2011. 304 с.

12. Герасимов К.Б. Разработка универсальной системы управления операциями предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2011. №3. С. 125-134.

12. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальный менеджмент. Самара: СНЦ РАН, МИР, 2004. 218 с.

13. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 431 с.

14. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодействия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. С. 121-128.

15. Герасимов Б.Н. Операционный менеджмент. Самара: СФ МГПУ, 2009. 368 с.

16. Герасимов Б.Н. Основы теории российского менеджмента. Самара: СМИУ, 2009. 172 с.

THE METHODOLOGY OF THE DISSERTATION RESEARCH

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor International market institute (Russia, Samara)

Abstract. Dissertation research in any scientific field has the form and the content, including a set of elements that are executed in the specified sequence. In ramkah thesis perform-Xia certain activities that lead to achieving goals and solving problems. Scientific activity also consists of procedures which are documented in the form of text, documents and publications.

Keywords: scientific research, thesis, problem, procedure, event, competitor, scientific novelty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.