Методологии проведения Библейских переписей
В.Н. Шепель, д.э.н, профессор, С.С. Совкова, аспирантка, Оренбургский ГАУ
Статистический метод формировался постепенно по мере накопления учетных данных, опыта их обработки и анализа. В разных странах в разное время этот процесс имел свою специфику.
Библейский период важен как предыстория статистики, как время накопления разнообразных практических сведений, первого опыта их описания.
Путь формирования статистики был и долог, и сложен. Он начался с зарождения хозяйственного учета [1].
Возникновение хозяйственного учета относится к глубокой древности, и начало его формирования как первичной формы статистики можно вести с момента проведения переписи населения, осуществленной Моисеем, за которой последовало множество других [2].
Так, перепись населения, проведенная Моисеем по непосредственному указанию Господа,
описанная в 30 главе книги Исход, уже содержит простейшие формы статистического учета. Здесь осуществляется подбор переписных кадров, так как не каждый израильтянин допускается до проведения подобного мероприятия, а сам Господь приказывает избранному для этого святому проведение разъяснительно-информационной работы для переписчиков. При исчислении отсутствует четко сформулированная программа переписи, но уже в наставлениях Божьих, которые можно рассматривать простейшим ее подобием, определены важные организационные моменты. А именно, указывается цель обследования, его метод, определяются возрастные ограничения респондентов, их социальный статус и имущественное положение, а также объем священной подати [3].
Еще одна перепись, которую можно считать статистическим обследованием, прошла по непосредственному указанию Господа при Неемии: «И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись. И нашел я родословную перепись
тех, кто которые сначала пришли, и в ней написано: вот жители страны, которые отправились из пленников, переселенных Навуходоносором, царем Вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город — те, которые пошли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Азариею» (Неем. 6, 7—7, 19) [4].
Следует отметить, что данная перепись, в отличие от вышеприведенной, проводилась, опираясь на родословные записи: «И нашел я родословную перепись тех, кто которые сначала пришли, и в ней написано: вот жители страны...», то есть можно предположить, что переписчик дописывал к уже имеющимся данным всех родившихся за переписной период.
Цель данного «статистического исследования» — определение общего числа «народа Израилева» для их размещения в Иерусалимской крепости, так как сей город «был просторен и велик, а народа в нем было немного, и домы не были построены». В результате переписи «стали жить священники и левиты, и привратники, и певцы, и народ и нефинеи, и весь Израиль в городах своих». То есть, это мероприятие, проведенное Моисеем, было необходимо для подсчета точного числа населения, которое следовало расселить по городам. Кроме того, исчислению подлежал и скот: лошади, верблюды, ослы.
Расселение народа, согласно Священному Писанию, происходило следующим образом: «И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребий, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять остались в прочих городах» (Неем. 10, 28—11, 9) [4].
Таким образом, для размещения населения по городам и селениям используется собственнослучайная выборка, заключающаяся в отборе единиц из генеральной совокупности наугад или наудачу, без каких-либо элементов системности. Технически собственно-случайный отбор проводят методом жеребьевки или по таблице случайных чисел [5].
В данном случае в переписи при Неемии применяется метод жеребьевки. Так, в жеребьевке участвуют «прочие из народа», кроме их начальников, которые уже жили в Иерусалиме, то есть генеральная совокупность представлена всеми слоями населения за исключением их руководителей. Далее необходимое, в соответствии с установленным процентом отбора, «чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять остались в прочих городах», количество жребиев извлекается из общей их совокупности в случайном порядке.
Еще одни сведения о переписях населения встречаются в четвертой книге Ветхого Завета—Числа.
Необходимость переписей была обусловлена чрезвычайными обстоятельствами — исходом
еврейского народа из Египетского плена, перед 40-летними его скитаниями в пустыне.
Согласно Божию благословению переписи преследовали лишь строго определенные цели:
• установить количественный состав армии Израиля;
• выяснить число налогоплательщиков подати в пользу скинии;
• узнав число левитов (тех, кому благословлено Богом служить при скинии), распределить ле-витские роды по этим их обязанностям;
• переписав принадлежавших от рождения Богу израильских первенцев мужского пола, определить уплачиваемый за них в скинию выкуп. Исчислению подлежали:
• все пригодные для войны мужчины за исключением левитов (колена священников) от двадцати лет и выше;
• все первенцы мужского пола от одного месяца и выше;
• все левиты от 30 до 50 лет, способные к службе при скинии.
Переписи, таким образом, не подлежали женщины, дети (кроме первенцев мужского пола и левитов) и старики.
Перепись левитов должна была производиться особо, а ее результаты не должны были вноситься в общую перепись, поскольку воинская повинность и подушная подать (налоги) заменялись для них пожизненным служением скинии.
Вот как организовывались переписи израильтян и иудеев: «.пройди по всем коленам Израилевым и Иудиным от Дана до Вирсавии (от юга до севера).. И перешли они Иордан и остановились а Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру; и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли Сидон; и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию; и обошли всю землю и пришли через девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим» (2 Цар. 23, 14—24, 10) [3].
Так, для исчисления общества в Библейские времена переписчики также обходили респондентов и записывали их в «списки народной переписи».
Переписчикам необходимо было обойти «всю землю» от юга до севера.
Таким образом, Царем назначались переписчики из военачальников, и они обходили все провинции государства, то есть перепись населения была централизованной, поскольку на местах (в провинциях) переписчики не назначались.
В связи с этим исчисление общества затягивалось на долгие месяцы, так, перепись, организованная Давидом, длилась девять месяцев и двадцать дней.
Все сведения, собранные переписчиками, доставлялись лично ими царю в столицу, в провинциях же эти данные не обрабатывались.
Таким образом, с библейских времен начинается зарождение статистической методологии.
Изучая эти исторические факты, мы можем использовать их для совершенствования и развития статистической науки.
Литература
1 Афанасьев, В.Н. Курс лекций по истории статистики: учебное пособие /В.Н. Афанасьев, А.И. Маркова. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003. 376 с.
2 Афанасьев, В.И. Православие у истоков статистической мысли // Вопросы статистики. 2002. №5. С. 59—62.
3 Выборочный метод в переписях и обследованиях / пер. с англ. Е.И. Арона; под ред. А.Г. Волкова. М.: Статистика, 1965. 436 с.
4 Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, перепечатано с издания Московской Патриархии: Изд-во Русское Библейское Общество, 1993.
5 Джессен, Р. Методы статистических обследований, 1985.