Научная статья на тему 'Методологии проведения библейских переписей'

Методологии проведения библейских переписей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шепель В. Н., Совкова С. С.

В статье проведено исследование по изучению организации и методологии переписей библейских времен, как начального этапа зарождения статистической методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of biblical censuses

The article deals with the study on the organization and methodology of censuses of biblical times as the starting period of statistical methodology origin.

Текст научной работы на тему «Методологии проведения библейских переписей»

Методологии проведения Библейских переписей

В.Н. Шепель, д.э.н, профессор, С.С. Совкова, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Статистический метод формировался постепенно по мере накопления учетных данных, опыта их обработки и анализа. В разных странах в разное время этот процесс имел свою специфику.

Библейский период важен как предыстория статистики, как время накопления разнообразных практических сведений, первого опыта их описания.

Путь формирования статистики был и долог, и сложен. Он начался с зарождения хозяйственного учета [1].

Возникновение хозяйственного учета относится к глубокой древности, и начало его формирования как первичной формы статистики можно вести с момента проведения переписи населения, осуществленной Моисеем, за которой последовало множество других [2].

Так, перепись населения, проведенная Моисеем по непосредственному указанию Господа,

описанная в 30 главе книги Исход, уже содержит простейшие формы статистического учета. Здесь осуществляется подбор переписных кадров, так как не каждый израильтянин допускается до проведения подобного мероприятия, а сам Господь приказывает избранному для этого святому проведение разъяснительно-информационной работы для переписчиков. При исчислении отсутствует четко сформулированная программа переписи, но уже в наставлениях Божьих, которые можно рассматривать простейшим ее подобием, определены важные организационные моменты. А именно, указывается цель обследования, его метод, определяются возрастные ограничения респондентов, их социальный статус и имущественное положение, а также объем священной подати [3].

Еще одна перепись, которую можно считать статистическим обследованием, прошла по непосредственному указанию Господа при Неемии: «И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись. И нашел я родословную перепись

тех, кто которые сначала пришли, и в ней написано: вот жители страны, которые отправились из пленников, переселенных Навуходоносором, царем Вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город — те, которые пошли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Азариею» (Неем. 6, 7—7, 19) [4].

Следует отметить, что данная перепись, в отличие от вышеприведенной, проводилась, опираясь на родословные записи: «И нашел я родословную перепись тех, кто которые сначала пришли, и в ней написано: вот жители страны...», то есть можно предположить, что переписчик дописывал к уже имеющимся данным всех родившихся за переписной период.

Цель данного «статистического исследования» — определение общего числа «народа Израилева» для их размещения в Иерусалимской крепости, так как сей город «был просторен и велик, а народа в нем было немного, и домы не были построены». В результате переписи «стали жить священники и левиты, и привратники, и певцы, и народ и нефинеи, и весь Израиль в городах своих». То есть, это мероприятие, проведенное Моисеем, было необходимо для подсчета точного числа населения, которое следовало расселить по городам. Кроме того, исчислению подлежал и скот: лошади, верблюды, ослы.

Расселение народа, согласно Священному Писанию, происходило следующим образом: «И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребий, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять остались в прочих городах» (Неем. 10, 28—11, 9) [4].

Таким образом, для размещения населения по городам и селениям используется собственнослучайная выборка, заключающаяся в отборе единиц из генеральной совокупности наугад или наудачу, без каких-либо элементов системности. Технически собственно-случайный отбор проводят методом жеребьевки или по таблице случайных чисел [5].

В данном случае в переписи при Неемии применяется метод жеребьевки. Так, в жеребьевке участвуют «прочие из народа», кроме их начальников, которые уже жили в Иерусалиме, то есть генеральная совокупность представлена всеми слоями населения за исключением их руководителей. Далее необходимое, в соответствии с установленным процентом отбора, «чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять остались в прочих городах», количество жребиев извлекается из общей их совокупности в случайном порядке.

Еще одни сведения о переписях населения встречаются в четвертой книге Ветхого Завета—Числа.

Необходимость переписей была обусловлена чрезвычайными обстоятельствами — исходом

еврейского народа из Египетского плена, перед 40-летними его скитаниями в пустыне.

Согласно Божию благословению переписи преследовали лишь строго определенные цели:

• установить количественный состав армии Израиля;

• выяснить число налогоплательщиков подати в пользу скинии;

• узнав число левитов (тех, кому благословлено Богом служить при скинии), распределить ле-витские роды по этим их обязанностям;

• переписав принадлежавших от рождения Богу израильских первенцев мужского пола, определить уплачиваемый за них в скинию выкуп. Исчислению подлежали:

• все пригодные для войны мужчины за исключением левитов (колена священников) от двадцати лет и выше;

• все первенцы мужского пола от одного месяца и выше;

• все левиты от 30 до 50 лет, способные к службе при скинии.

Переписи, таким образом, не подлежали женщины, дети (кроме первенцев мужского пола и левитов) и старики.

Перепись левитов должна была производиться особо, а ее результаты не должны были вноситься в общую перепись, поскольку воинская повинность и подушная подать (налоги) заменялись для них пожизненным служением скинии.

Вот как организовывались переписи израильтян и иудеев: «.пройди по всем коленам Израилевым и Иудиным от Дана до Вирсавии (от юга до севера).. И перешли они Иордан и остановились а Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру; и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли Сидон; и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию; и обошли всю землю и пришли через девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим» (2 Цар. 23, 14—24, 10) [3].

Так, для исчисления общества в Библейские времена переписчики также обходили респондентов и записывали их в «списки народной переписи».

Переписчикам необходимо было обойти «всю землю» от юга до севера.

Таким образом, Царем назначались переписчики из военачальников, и они обходили все провинции государства, то есть перепись населения была централизованной, поскольку на местах (в провинциях) переписчики не назначались.

В связи с этим исчисление общества затягивалось на долгие месяцы, так, перепись, организованная Давидом, длилась девять месяцев и двадцать дней.

Все сведения, собранные переписчиками, доставлялись лично ими царю в столицу, в провинциях же эти данные не обрабатывались.

Таким образом, с библейских времен начинается зарождение статистической методологии.

Изучая эти исторические факты, мы можем использовать их для совершенствования и развития статистической науки.

Литература

1 Афанасьев, В.Н. Курс лекций по истории статистики: учебное пособие /В.Н. Афанасьев, А.И. Маркова. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003. 376 с.

2 Афанасьев, В.И. Православие у истоков статистической мысли // Вопросы статистики. 2002. №5. С. 59—62.

3 Выборочный метод в переписях и обследованиях / пер. с англ. Е.И. Арона; под ред. А.Г. Волкова. М.: Статистика, 1965. 436 с.

4 Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, перепечатано с издания Московской Патриархии: Изд-во Русское Библейское Общество, 1993.

5 Джессен, Р. Методы статистических обследований, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.