Научная статья на тему 'Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании'

Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
284
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Логинова М. В.

В статье определяется место эстетики как философской науки в системе гуманитарного знания; рассматриваются основные проблемы неклассической эстетики. Методологическое значение неклассической эстетики состоит в современной аналитике эстетического знания, творческом пересмотре основных положений данной науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Importance of Nonclassical Aesthetics within the Humanities

The article defines the place of aesthetics in the system of the Humanities. Main problems of nonclassical aesthetics are considered. Methodological importance of nonclassical aesthetics lies in positive criticism and analyses of the fundamentals of its classical forerunner.

Текст научной работы на тему «Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании»

№ 1, 2003

— общая стратегия занятий выстраивается на гибкой основе в соответствии с потребностями; цель обучения может стать предметом обсуждения;

— акцент в обучении делается на практической стороне;

— важным является разработка муль-тидисциплинарных проектов в обучении.

Данные положения были проверены в ходе контрольного педагогического эксперимента, в котором проектируемые результаты обучения сравнивались с полученными в реальной ситуации во время зарубежной практики менеджеров посредством Гееё-Ъаск-метода (метода обратной связи).

Проведенное исследование позволяет сделать слудующие выводы.

1. Социальный заказ и приоритетные направления социально-экономического развития общества определяют уровень и содержание необходимой компетенции специалиста при его профессиональном обучении. Анализ социально-экономических реалий отчетливо выявил ряд противоречий, типичных для современной системы образования: между потребностью в образовании самой личности и общественными ожиданиями; между потребностью в высококвалифицированных специалистах нового уровня и практикой обучения этих специалистов в соответствии с их дальнейшей профессиональной направленностью. На первый план выдвигается формирование не собственно знаний и умений, а развитие необходимых для реализации этих знаний качеств и социальной компетенции лич-

ности. Межкультурная коммуникация рассматривается как важный компонент общей профессиональной компетенции специалиста в области управления. В современной образовательной парадигме важными стали такие ценности, как социальный капитал, межкультурная коммуникация, толерантность и уважение к культурным различиям.

2. Формирование межкультурной компетенции специалиста-менеджера в структуре общей профессиональной компетенции рассматривается нами в рамках изучаемой проблемы с позиций повышения качества образования. Качество образования определяется в исследовании как совокупность его свойств, обусловливающая способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных и психических свойств. Педагогической деятельностью в процессе обучения специалистов выступает не деятельность участников педагогического процесса собственно, а педагогическая и социальная ситуация в ее динамике.

3. Теоретическое обоснование необходимости новых подходов в формировании профессиональной компетенции специалистов управления с учетом меж-культурного аспекта мы рассматриваем как предпосылку для разработки и обоснования приоритетного ряда мето-дико-педагогических условий формирования компетенции специалиста-менед-жера высшей квалификации.

Поступила 22.01.03.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

М.В. Логинова, докторант кафедры культурологии МГУ им. Н.П. Огарева

Достаточно традиционный вопрос о специфике эстетического знания приобретает в современной ситуации дискус-сионность. Это связано с изменениями, которые произошли с гуманитарным знанием в целом, с процессами трансфор-

мации эстетического сознания под воздействием новых идей, непривычных, подчас эпатирующих, способов художественного выражения.

Глобализация современной жизни и культуры привносит новый опыт видения © М.В. Логинова, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и владения ценностями, а вместе с ними и тяготение к художественному мифопоэтическому, философскому и т.п. многоязычию, полистилистике. Происходит перемешивание, вплоть до слияния, креативных установок гуманитарных наук и искусства. При этом философия и искусство вносят в новый становящийся континуум художественных и философских идей и представлений свое сознание, попытку упорядочивания взаимовлияний, сохраняя при этом определенное единство и общность фундаментальных мировоззренческих представлений, принципов, черт. В данной теоретической ситуации представляется актуальным выделение специфических черт неклассической эстетики, которая складывалась на протяжении прошлого века.

Автор, читая для студентов университета спецкурс «Философия неклассического искусства XX века», на практике убедился в необходимости рассмотрения искусства в новом, именно неклассическом, ракурсе. Интерес к неклассическому искусству вызван стремлением осознать изменения, которые происходят в современной культуре, понять сущность многих явлений. Целью курса «Философия неклассического искусства XX века» является определение специфики современного художественного отношения к миру. Укажем некоторые предпосылки, позволяющие нам рассматривать современное искусство в философско-эстетическом аспекте.

1. Осмысление проблем неклассического искусства может осуществляться только на основании эстетики как одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла, составляющей фундамент наук об искусстве и литературе. Отметим, что, несмотря на все изменения, предмет эстетики в сущности своей остается неизменным — гармоничное отношение человека и бытия. Предмет этот чрезвычайно сложен и многолик, он существует на границе между материальным и духовным, рациональным и иррациональным.

Эстетика XX в. развивалась под знаком парадокса, свидетельствующего о глобальных метаморфозах культуры. Культурное самосознание современнос-

ти выражает определенный перелом в основных традициях европейского типа мышления. Со времени появления феномена постмодернизма для исследователей оказался весьма важным вопрос о соотношении классического и неклассического в культуре. Новый постмодернистский взгляд не просто разрушал классическую модель миропонимания, он строился на принципиально иных основаниях.

Путь отрицания классики пролегал через отрицание приоритета разума к утверждению воли, а также к онтологи-зации и эстетизации философской проблематики. Все это говорило об изменениях в онтологических пластах самосознания. Появление неклассической эстетики связано с субъективной онтологией, отказом от метафизики. В философии С. Кьеркегора и Ф. Ницше произошло переосмысление классической немецкой эстетики, которая строилась на бинарных оппозициях (субъект — объект, внешнее — внутреннее, прекрасное — безобразное, элитарное — массовое и т.д.). «Метафизический нигилизм» явился ответом на изменения в мировоззрении XX в. Нигилизм сам по себе свидетельствовал о том, что путь дуализма (или дуальной модели мира), а вместе с ним и метафизического способа мышления исчерпал себя.

2. «Онтология субъекта» предлагала новые формы философствования, позволяющие преодолевать грани между искусством, наукой и жизнью. В современной культуре постмодернизма уже поставлен вопрос о соотношении текста жизни и жизни текста, которые должны объединиться. Подобные метафизические конструкции должны быть направлены на изучение непреходящих ценностей индивидуального бытия, а не на познание объективного мира. Однако дело ведь не в том, замечать или не замечать неклассическое, а в том, что с ним делать дальше: вовсе отказаться от поиска классических основ или выстраивать неклассическую систему, несмотря на невозможность подобного построения? К тому же соотношение классического и неклассического может быть понято как противопоставление ставшего

№ 1, 2003

и становящегося, но ни то, ни другое не дано нам в чистом виде.

Мы предлагаем рассматривать диалектику ставшего и становящегося как изначальный пункт циклического развития философского знания. Необходимо отметить, что противопоставление классического и неклассического философствования может сопровождать любой философский дискурс, поскольку элементы «неклассики» можно обнаружить не только в XIX—XX вв., но и, например, у софистов или стоиков, противопоставляющих себя «классическим» направлениям, идущим от платонизма или аристотелевской метафизики. Основанием для выделения «классики» и «неклас-сики» является их соотнесенность с «Большим Контекстом», с контекстом основных мыслительных традиций, базовых философских парадигм. Это означает интегрирование того или иного феномена в определенный контекст, который и позволит дать корректную дефиницию и идентификацию исследуемого феномена.

Нахождение внутри классического пространства будет обнаруживаться до тех пор, пока ни один из компонентов не будет выведен как самостоятельный. При этом новое явление рождается из элементов распада прежней системы. Сбалансированное соотношение этих элементов создавало систему, которую мы здесь называем классической. Распаду предшествовало нарушение естественного равновесия: усиление одних элементов системы при подавлении других, появление диссонансов. Отличие неклассической эстетики, равно как и неклассического искусства, состоит в структурных изменениях, когда один из элементов, нарушая классическую гармонию, претендует на самодостаточность. Возникающие в современном художественном пространстве многочисленные течения так или иначе выполняют те же функции, которые всегда выполняло искусство, но какими бы экзотическими ни казались эти явления, они получили самостоятельную сущность как элементы распада.

3. Оппозиция «классическое — неклассическое» измеряется не только ис-

торическим контекстом соотношения эпох и культур. Подчеркнем, что классический и неклассический стили мышления находятся в непрерывном динамическом развитии, что между ними не обязательно следует предполагать четкий исторический переход (классика — не-классика — постнеклассика). Самоос-мысление классики неизбежно ведет к актуализации прошлого: в классике обнаруживаются интуиции и потенции неклассического опыта.

Анализ современной культуры помогает увидеть смещение в трактовке этих понятий в сторону их привязанности к историческому времени — к выявлению архетипической «встроенности» классики в неклассический опыт. Возникает дилемма: что «продуктивнее» — интерпретировать классику или постмодернизм? Для нас важно то, что понятия «классика» и «неклассика» позволяют определить вектор развития философской и художественной проблематики XXв. Речь идет о специфической оптике философского взгляда. В этом смысле мир не просто отражается, а производится философией, и именно в том виде, который задается исторически изменчивой организацией философского дискурса. Соотнесенность проблем классики и некласси-ки с общекультурным контекстом XX в. позволяет видеть в этих феноменах не только бинарную оппозицию. Методологическое значение для современной культуры состоит в новом примере освобождающей деконструкции традиционных бинарных оппозиций как застывших парадигм мышления и бытия. Парадигма современной культуры находится в становлении, поэтому оппозиция «классика — неклассика» позволяет раскрыть сущностные моменты этого становления.

4. Эстетика всегда была философией искусства, т.е. парадигмальной системой знания, порождающей определенные принципы художественного творчества. Понятия классической эстетики вырастали из философского осмысления искусства, красоты, формы, мимезиса, эстетического вкуса. В любой концептуальной конструкции они сберегали свое доми-

ИНТЕГРАЦИЯ

нантное положение, выполняя эпистемологическую функцию в построении художественного мировоззрения.

Появление художественного авангарда и постмодернистской игры вызывает переосмысление традиционных понятий и подходов. Неклассическая эстетика перенимает парадигмы многих современных наук — от лингвистики и семиотики до психоанализа и синергетики. Появляются даже собственные методы и модели исследования, которых не знала классическая эстетика — структурализм, герменевтика, ризоматика, шизоанализ и т.п. В новой структуре неклассического мироотношения преодолевается базисное для традиционной эстетики противопоставление «субъекта» и «объекта». Мир не реальный и сущий, а воображаемый и условный становится сферой поисков и переживаний. Отказ от бинарной логики классики приводит к поиску эстетики в предельных ситуациях, переходах из одного мира в другой, от реального до сюрреального.

Неклассическая эстетика преодолевает ренессансно-просветительскую эстетику, имеющую линейный характер категориального ряда. Если категории традиционной эстетики отражали существующий миропорядок, выводились одна из другой, то неклассическая традиция создает ментальное пространство искусства. Постмодернистские принципы философского маргинализма, открытости, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Происходит отказ от нормативных представлений о категориях эстетики. Аксиологический сдвиг постмодернизма связан с его толерантностью.

Классический тип философствования исходил из предпосылки, согласно которой познающий разум снова обнаруживает себя в разумно структурированном мире или же сам придает природе и истории разумную структуру. Разумная тотальность мира или мирообразующей субъективности обеспечивает своим моментам причастность разуму. Рациональность здесь мыслится как содержательно организующая мир. Обозначим этот момент отличия классической и неклас-

сической модели как имперсональность классики. Неклассическая философия опирается на рациональность своего образа действия. В качестве разумного выступает уже не порядок вещей, а решение проблемы, которое достигается в методическом освоении реальности. Такой тип мышления, отказываясь от претензии мысленно охватить тотальность сущего, не претендует на всеобъемлющую перспективу, исходя из которой метафизика проводила различие между сущностью и явлением.

Неклассический стиль мышления воплощает новый, нелинейный, тип рациональности. Парадигма классической культуры с объектным стилем мышления нацеливала на познавательное освоение предмета без учета роли субъекта и его способов познания и преобразования мира. На этом основании И. Пригожин делает вывод о том, что мир классики — тавтологический, атемпоральный — чужд внутренней созидательности, так как в нем действует однозначная зависимость. В противоположность этому не-классика создает новые законы формообразования, в которых момент перехода внешнего во внутреннее состояние связан с коренным преобразованием всей системы. Этот тип рациональности предполагает теоретическое воспроизведение объекта с точки зрения включенности в человеческую деятельность. Именно поэтому теоретические модели объекта не считаются единственно возможными и на вопрос «кто говорит?» можно получить разноречивые ответы. Открытый тип рациональности оценивает факт разнообразия концепций как фактор возможности коммуникации посредством языка.

5. С точки зрения истории культуры постмодернизм приходит после осуществления авангардистского и модернистского проектов. Рождение совершенно новых, эпатирующих приемов и методов творчества, характерных для авангарда, заменяется варьированием, цитированием, аранжировкой. В произведениях постмодернистских авторов коллажно-эклектично объединяются достижения различных эпох, от примитивизма до авангарда.

№ 1, 2003

Исчерпанность традиционных методов мышления, жесткая власть дискурса над умами философов заставляла искать новые формы философствования. Для постмодернистской эстетики в искусстве уже все исчерпано, остается лишь читать его тексты, открывая их заново через анализ структурных единиц. Поиск смыслов осуществляется как работа с текстом, в который превращается весь культурный универсум. Наблюдается смешение стилей, методов, концепций, категорий, методологий. Поиск новой выразительности происходит за счет актуализации приемов и методов самых различных стилей и направлений искусства. Сложно понять, то ли классические формы обогащаются авангардистскими находками, то ли последние развиваются на основе академических решений.

Плюрализм постмодернистского сознания создает полисемантические образы, структурирует мир человека в самых невероятных измерениях, языках и дискурсах, синтезах и синестезиях. В искусство внедряются новый стиль деятельности и созерцательности, новые формы коммуникативности, категориально сти, чувственности. По сути, трансформируется вся сфера образности в ее объективно-предметной, знаково-символической, субъективночувственной формах. Смена мироотноше-ния закрепляется в новой картине мира, в новой метафизике и эстетике.

К числу признаков, свидетельствующих об эпохальной смене парадигм, можно отнести замену моноцентризма глобальным полицентризмом постмодерна. Полицентризм нацелен на соединение творческой свободы искусства с потребностью культуры во внешнем представлении социального смысла. Постмодернизм пытается создать синтез из модернистской свободы экспрессивности и индивидуальности и стремления к культурно значимым образу и форме.

Неклассическая рефлексия действует в пространстве жизни, не ожидая понимания, будущих возможностей, рационального контроля, но дополняясь и восполняясь, трансформируясь в иные образования. Задача исследователя современной культуры состоит в том, чтобы посмотреть на эту «неестественность» как на момент встречи с иным, глубоко непостижимым, что заставляет пересматривать классические представления о мире. Таким образом, выделяя основные направления в исследовании неклассической эстетики, мы подчеркиваем ее опору на традиционный философско-метафизический фундамент классической эстетики и опыт новейших мыслительных практик. Методологическое значение данного выделения состоит в современной аналитике эстетического знания, творческом пересмотре основных положений эстетики.

Поступила 20.01.03.

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ

H.A. Туранина, зав. кафедрой русского языка и методики начального образования Белгородского государственного университета, профессор

Основная задача современного лингвистического образования заключается в формировании высокоинтеллектуальной языковой личности. Важной составляющей этого процесса, на наш взгляд, являются изучение курса русского языка на этнокультурологической основе, формирование этнокультурологической компетентности.

Формирование языковой личности предполагает не только усвоение определенных разделов русского языка или отдельной темы, но и изучение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как основной части его национальной культуры.

В настоящее время нами разработана система использования этнокультуро-

© Н.А. Туранина, 2003 127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.