Научная статья на тему 'Философско-эстетические основания культуры постмодернизма'

Философско-эстетические основания культуры постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
909
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СИМУЛЯЦИЯ / ИРОНИЯ / МОДА / АРТ-ПРАКТИКА / ТРАНССЕКСУАЛЬНОСТЬ / CULTURE / ART / POSTMODERNISM / SIMULATION / IRONY / FASHION / ART-PRACTICE / TRANS-SEXUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кусаинов Андрей Александрович

Специфика постмодернистской эстетики связана с неклассической трактовкой классических традиций и модификацией основных эстетических категорий. Постмодернистское искусство ориентировано на дисгармонию, иронизм и симуляцию, которые образуют определённую онтологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific of postmodern aesthetics connects with non-classical treatment of classical traditions and modification of main aesthetics categories. Postmodern art is oriented on disharmony, ironism and simulation, which are forming definite ontology.

Текст научной работы на тему «Философско-эстетические основания культуры постмодернизма»

Андрей КУСАИНОВ

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Специфика постмодернистской эстетики связана с неклассической трактовкой классических традиций и модификацией основных эстетических категорий. Постмодернистское искусство ориентировано на дисгармонию, иронизм и симуляцию, которые образуют определённую онтологию.

Specificity of postmodern aesthetics connects with non-classical treatment of classical traditions and modification of main aesthetics categories. Postmodern art is oriented to disharmony, ironism and simulation, which are forming definite ontology.

Ключевые слова:

культура, искусство, постмодернизм, симуляция, ирония, мода, арт-практика, транссексуальность; culture, art, postmodernism, simulation, irony, fashion, art-practice, trans-sexuality.

КУСАИНОВ Андрей Александрович — к.ф.н, доцент; заведующий кафедрой истории и теории общественного развития

Урюпинского филиала ВолГУ

Исследование эстетических принципов современной культуры, характеризуемой как постмодернистская, не может ограничиваться изучением собственно эстетических феноменов, но с необходимостью затрагивает более широкий спектр проблем. В данном случае объектом анализа являются философско-эстетические основания постмодернизма, выявление которых, на наш взгляд, может способствовать лучшему постижению того, что принято называть «духом времени».

Теоретики постмодернизма запустили в научный оборот целый ряд концептов и представлений, таких как «трансцендентальный эмпиризм», «поверхность смысла», «складка», «сингулярность», «ри-зома», «след», «разрыв», «симулякр», отсылающих друг к другу и образующих в конечном счёте определённую онтологию. В то же время эти понятия представляют интерес и с точки зрения эстетического восприятия действительности.

В этом калейдоскопе понятий важнейшим концептом постмодернистской философии и эстетики по праву считается термин «си-мулякр», ставший своеобразным «фирменным знаком» теоретических построений Ж. Бодрийяра. Следует отметить, что это понятие существовало в европейской философии, начиная с античности, традиционно включаясь в теологическую схему репрезентации, сформулированную Платоном. В частности, в диалоге «Софист» Платон различает два вида подражания: творящее образы и создающее призрачные подобия. Античный философ считал всякое искусство подражательным и в силу этого далеко отстоящим от «образца», или идеи, которой пытается уподобить своё произведение художник. Однако создание «подобного» образа, то есть на первый взгляд более близкого к идее, является всего лишь продуктом механического, чисто внешнего подражания. В то время как «призрачное» подражание, несмотря на свою внешнюю отдалённость, с определённой точки зрения гораздо ценнее, так как в нём проявляется субъективное отношение человека к миру, позволяющее схватить предмет в самых неожиданных его позициях.

При этом из мира идей, который фактически является синонимом бытия, оказывается вытесненной «идея идей» («благо»), выполняющая функцию «безначального начала» бытия и не поддающаяся постижению с помощью присущих человеку познавательных средств. «Благо» выступает как всеобщий эквивалент всей системы символического обмена, вытолкнутый за её пределы, а потому формально к ней не принадлежащий и непостижимый. Тем не менее, будучи всеобщим эквивалентом, «благо» причастно к системе в ка-

честве реперной точки «истины». Таким образом, различие между сущим и бытием доводится у Платона до парадигматической ясности, и мир идей превращается в подобие силового поля, под «иго» или «ярмо» которого попадает всякое сущее.

Одним из первых платоновскую теорию репрезентации и симулякра подверг критической переработке Ж. Делёз. Французский мыслитель сознательно противопоставляет себя «классической» линии философствования, отмеченной связкой Платон — Гегель. Согласно Делёзу, главный принцип философии заключается вовсе не в рефлексии над тем, что выступает как на-лично данное. Речь, скорее, идет о созидании понятий, но не «понятий о чём-то», что уже «пред-существует» и требует своего осмысления, а понятий о том, что ещё должно стать объектом, чего пока нет «на самом деле». Философ пытается заглянуть за «фасад данности», вывернуть наизнанку уже вошедшие в обиход концепции, выявить «бессознательное культуры». В работе «Различие и повторение» (1969) философ характеризует современный мир как мир симулякров, в котором все тождества симулированы и возникают только как «оптический эффект» более глубокой игры — игры различия и повторения1.

Таким образом, согласно Ж. Делёзу, позицию которого во многом разделяет и радикализирует Ж. Бодрийяр, современная картина мира состоит из симулякров, которые господствуют во всех областях культуры. Однако если антиплатоновская программа Делёза применяется главным образом к эстетике и художественному творчеству, то Бодрийяр перенёс её из сферы чистой онтологии и эстетики в описание современной социальной реальности. Попытки современных художников подорвать платоновскую схему репрезентации оказываются уже реализованными в действительности, которая в массовом масштабе вырабатывает самодостаточные, независимые от трансцендентных образцов симулякры и формирует из них жизненную среду современного человека.

В своих работах Бодрийяр исследует исторически изменяющиеся системы си-мулякров, последовательно сменяющие друг друга в европейской цивилизации от Возрождения до наших дней: «подделка —

1 Делёз Ж. Различие и повторение. — СПб., 1998, стр. 334.

производство — симуляция». «Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка — на основе структурного закона ценности»2.

Эта трёхчленная схема характеризуется определённой асимметрией, связанной с неоднородностью объектов, которые становятся «моделями» для симулякров. В случае «подделки» и «производства» речь идёт о материальных объектах, а в случае «симуляции» мы имеем дело, скорее, с процессами и символическими сущностями. Кроме того, если на «поддел очной» и «производственной» стадии вещественные симулякры получались путём копирования некоторых реально существующих образцов, то на стадии «симуляции» образцов фактически нет. Возникает ситуация, которую Бодрийяр обозначает как «прецессию симулякров» — предшествование подобий собственным образцам.

Анализируя классическую и неклассическую постмодернистскую эстетику (нон-классику), Бодрийяр приходит к выводу об их принципиальном различии. Главными категориями классической эстетики являются понятия прекрасного, возвышенного, трагического, тогда как нон-классика акцентирует внимание на принципах игры, иронизма, безобразного, рассматривая их в качестве основополагающих для арт-сознания современности.

Фундамент традиционной эстетики как философии прекрасного составляют образность, глубинная подлинность, внутренняя трансцендентность, иерархия ценностей, субъект как источник творческого воображения. В то же время нонклас-сика провозглашает крах традиционных эстетических категорий и введение в сферу эстетического дискурса целого ряда понятий, большинство из которых в классической эстетике были не просто маргинальными, но зачастую вообще не попадали в эстетическое поле. В этой ситуации вполне закономерными представляются попытки переосмысления предмета эстетики, расширения его границ с целью включения в него опыта новейших арт-практик.

Особенностью смыслового поля неклассической эстетики следует признать и отсутствие чётко выраженного семанти-

2 Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. — М., 2000, стр. 113.

ческого или энергетического центра. Всё является взаимозаменяемым и равнозначным, что характерно и для посткультуры в целом. Поскольку вертикальная, иерархическая устроенность культуры прямо ассоциируется с тоталитаризмом, то в итоге сегодня реализуются только крайние стратегии, приводящие к низвержению «вертикали» культуры. Изгнание же из культуры нормы приводит к замене вертикали ценностей (лестница Иакова к Богу, пирамида идей Платона) на горизонталь (супермаркет, где вместе с томиком Библии на одной полке продаётся презерватив).

Таким образом, культура становится спрямлённой, плоской, предпочтение не может быть отдано чему-то одному (если Бог изгнан, значит, изгнана точка отсчёта), иерархия ценностей отсутствует, следовательно, все вещи в материальном и духовном мирах одинаково важны и одинаково ничтожны. А раз так, то спрямлённая «горизонтальная» культура (пост-культура) занимается в основном обслуживанием первичных инстинктов человека.

В современной неклассической постмодернистской эстетике место, принадлежавшее прежде художественному образу и символу, занял симулякр. Симулякр выступает как образ отсутствующей действительности, поверхностный, гипер-реалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность.

Эстетика симулякра отличается внешней «сделанностью», поверхностным конструированием артефакта, лишённого функции отражения, принципиальной антииерархичностью. В центре её находится объект, а не субъект, избыток вторичного, а не уникальность оригинального. Именно категория симулякра оказалась наиболее адекватной процессам, стратегиям и парадигмам, определяющим ситуацию в эстетическом сознании посткультуры. Отказываясь от образно-символического взаимодействия с реальностью, посткультура строит свои отношения с миром на симуляциях и симулякрах, псевдовещах и игровых действиях, моделирующих самих себя.

Современная эволюция многообразных симулякров в различных видах и жанрах искусства и культуры в целом примечательна в том отношении, что рас-

пространение симулякров не только в искусстве, но и в жизни осознаётся в качестве свершившегося факта. Как отмечает Н.Б. Маньковская, «симулируя, заменяя, пародируя реальность, постмодернистское искусство никогда не навязывает ей свой порядок, но, напротив, конформистски подчиняется строю миро-здания»1.

Значительную роль в процессах симуляции играет мода, поэтому её анализ позволяет получить наглядное представление об этом явлении. Как отмечает Ж. Липо-вецки, современное общество пронизано самой логикой моды, которая перестаёт быть просто эстетическим соглашением или декоративным элементом коллективной жизни, превращаясь в эстетический императив, перестраивающий общество по своему подобию. Мода становится самой распространенной идеологией.

Характерной чертой современной моды является идея искусственной красоты, стирающей оппозицию «естественное — искусственное». На первый план выходит нарочитая ненатуральность, отказ от имитации природы в качестве эталона. Искусственный загар, накладные ногти, парики на «липучках», операции, увеличивающие объёмы губ, груди и бёдер придают неестественному статус прекрасного. В то же время именно мода становится эффективным средством нейтрализации сексуальности. Оборотной стороной современной моды следует признать её ориентацию на андрогинность и транссексуализм.

Подводя итоги, можно констатировать, что специфика постмодернистской эстетики во многом связана с неклассической трактовкой классических традиций и модификацией основных эстетических категорий. Выходя за рамки классического логоса, эстетика посткультуры предстаёт как эстетика симулякра, знаменующая собой разрыв с репрезентацией, референ-циальностью как основами западноевропейского искусства. В то же время ориентация на дисгармонию, безобразное и иро-низм как смыслообразующие принципы мозаичного постмодернистского искусства свидетельствует о начавшемся процессе симуляции самой эстетики.

1 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. — СПб., 2000, стр.63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.