Научная статья на тему '«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭЛЛИНЫ», «ЕВРЕИ», «ХРИСТИАНЕ» В ТРАКТАТЕ ЕВСЕВИЯ КЕСАРИЙСКОГО «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИУГОТОВЛЕНИЕ»'

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭЛЛИНЫ», «ЕВРЕИ», «ХРИСТИАНЕ» В ТРАКТАТЕ ЕВСЕВИЯ КЕСАРИЙСКОГО «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИУГОТОВЛЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ / ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИУГОТОВЛЕНИЕ / АПОЛОГЕТИКА / ХРИСТИАНЕ / ЭЛЛИНЫ / ЕВРЕИ / БОГОСЛОВИЕ / ПАТРОЛОГИЯ / РАННЯЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дегтярёв Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается апологетический метод Евсевия Кесарийского в контексте словоупотребления таких слов, как «иудеи», «евреи», «варвары» и «эллины» в трактате «Евангельское Приуготовление». Показано, что понятие «эллины» раскрывается в трактате Евсевием в контексте античной антитезы «эллины - варвары», согласно которой эллины превозносились над другими народами, культурами и верованиями. В контексте «Евангельского Приуготовления» автор стремится показать достижения мысли евреев (по греческой языческой классификации - варваров), древность и мудрость которых не уступают эллинам. Понятие «христиане» в «Евангельском Приуготовлении» раскрывается главным образом в контексте экклезиологии. Христиане выступают «новыми людьми», которые не ограничены идеями национального или культурного превосходства. На примере использования этих трех понятий в докладе был показан апологетический метод Евсевия. Результатом реализации методологического замысла должен стать отказ читателя-язычника от своего прежнего эллинского шовинизма и язычества. В заключение статьи была продемонстрирована актуальность использования выявленного апологетического метода в наши дни с упоминанием печально известной позиции Константинопольского Патриархата по украинскому расколу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PLAN OF USING THE CONCEPTS «HELLENES», «JEWS», «CHRISTIANS» IN EUSEBIUS OF CAESARIA'S TREATISE «GOSPEL PREPARATION»

The article analyzes the apologetic method of Eusebius of Caesarea in the field of word usage of such words as «Jews», «ebraios», «barbarians» and «Hellenes» in the treatise «Preparatio Evangelica». It is shown that in the treatise of Eusebius the concept of the «Hellenes» is revealed, on the example of antithesis «Hellenes -barbarians», according to which the Hellenes towered over other peoples, cultures and beliefs. In context of «Praeparatio evangelica», the author expresses thoughts about the Jew's achievements of wisdom (for the Greek's pagans - the barbarians) which the Hellenes don't have. The concept of «Christians» in the «Preparatio Evangelica» is revealed especially in the ecclesiologal aspect. Christians are «new people», undefined by notions of the state or cultural superiority. Eusebius's apologetic method was based on the use of these three concepts. The result of the implementation of the apologetic method should be the rejection of the pagan reader from his former Hellenic chauvinism and paganism. In the context of the article, the relevance of the identified apologetic method is demonstrated by mentioning the sadly inclined position of the Patriarchate of Constantinople in relation to the Ukrainian schism.

Текст научной работы на тему ««МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭЛЛИНЫ», «ЕВРЕИ», «ХРИСТИАНЕ» В ТРАКТАТЕ ЕВСЕВИЯ КЕСАРИЙСКОГО «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИУГОТОВЛЕНИЕ»»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭЛЛИНЫ», «ЕВРЕИ», «ХРИСТИАНЕ» В ТРАКТАТЕ ЕВСЕВИЯ КЕСАРИЙСКОГО «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИУГОТОВЛЕНИЕ»

Иерей Дмитрий Юрьевич Дегтярев,

аспирант Московской Сретенской духовной академии

Аннотация. В статье рассматривается апологетический метод Евсевия Кесарийского в контексте словоупотребления таких слов, как «иудеи», «евреи», «варвары» и «эллины» в трактате «Евангельское Приуго-товление». Показано, что понятие «эллины» раскрывается в трактате Евсевием в контексте античной антитезы «эллины - варвары», согласно которой эллины превозносились над другими народами, культурами и верованиями. В контексте «Евангельского Приуготовления» автор стремится показать достижения мысли евреев (по греческой языческой классификации - варваров), древность и мудрость которых не уступают эллинам. Понятие «христиане» в «Евангельском Приуготовлении» раскрывается главным образом в контексте экклезиологии. Христиане выступают «новыми людьми», которые не ограничены идеями национального или культурного превосходства. На примере использования этих трех понятий в докладе был показан апологетический метод Евсевия. Результатом реализации методологического замысла должен стать отказ читателя-язычника от своего прежнего эллинского шовинизма и язычества. В заключение статьи была продемонстрирована актуальность использования выявленного апологетического метода в наши дни с упоминанием печально известной позиции Константинопольского Патриархата по украинскому расколу.

Ключевые слова: Евсевий Кесарийский, Евангельское Приуготовление, апологетика, христиане, эллины, евреи, богословие, патрология, ранняя Церковь.

METHODOLOGICAL PLAN OF USING THE CONCEPTS «HELLENES», «JEWS», «CHRISTIANS» IN EUSEBIUS OF CAESARIA'S TREATISE «GOSPEL PREPARATION»

Priest Dmitrii Yurievich Degtiarev,

postgraduate student of the Moscow Sretensky Theological Academy

Abstract. The article analyzes the apologetic method of Eusebius of Caesarea in the field of word usage of such words as «Jews», «ebraios», «barbarians» and «Hellenes» in the treatise «Preparatio Evangelica». It is shown that in the treatise of Eusebius the concept of the «Hellenes» is revealed, on the example of antithesis «Hellenes -barbarians», according to which the Hellenes towered over other peoples, cultures and beliefs. In context of «Praeparatio evangelica», the author expresses thoughts about the Jew's achievements of wisdom (for the Greek's pagans - the barbarians) which the Hellenes don't have. The concept of «Christians» in the «Preparatio Evangelica» is revealed especially in the ecclesiologal aspect. Christians are «new people», undefined by notions of the state or cultural superiority. Eusebius's apologetic method was based on the use of these three concepts. The result of the implementation of the apologetic method should be the rejection of the pagan reader from his former Hellenic chauvinism and paganism. In the context of the article, the relevance of the identified apologetic method is demonstrated by mentioning the sadly inclined position of the Patriarchate of Constantinople in relation to the Ukrainian schism.

Keywords: Eusebius of Caesarea, Preparatio Evangelica, apologetics, Christians, Hellenes, Jews, theology, patrology, early ^urch.

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей Дмитрий Юрьевич Дегтярёв «Методологический замысел использования понятий «эллины», «евреи», «христиане» в трактате Евсевия Кесарийского «Евангельское Приуготовление»

и .

■ь заимоотношение и осмысление таких понятии как «эллины», «иудеи» и «хри-

J^стиане» можно заметить во многих произведениях христианских писателей начиная с апостольских времен. Данный вопрос затрагивал еще святой апостол Павел в своих посланиях, когда писал Колосянам: нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем -Христос [Кол. 3 11].

Особое внимание взаимоотношению этих понятий уделяли раннехристианские апологеты. Обращаясь в своих апологиях к язычникам и иудеям, апологеты через призму Евангелия стремились показать их место в мире. Определенный апологетический замысел использования понятий «эллины», «евреи» и «христиане» имеет свое место и у писателя, историка и апологета Евсевия Кесарийского в таких трактатах, как «Евангельское Приготовление» и «Евангельское Доказательство», также данная тема весьма активно затрагивается в «Церковной истории» Евсевия. Этим трем трактатам характерна попытка осознания и доказательства глубочайших культурных и религиозных корней христианства. Евсевий стремится показать эти религиозные и культурные корни на основании истории народов, а также учения эллинов и евреев. Большая апология Евсевия Кесарийского, состоящая из двух трактатов «Евангельского Приготовления» и «Евангельского Доказательства», служит богословским продолжением «Церковной истории».

В контексте апологетического замысла Евсевия наиболее примечательное использование понятий «эллины», «евреи» и «христиане» очевидно в трактате «Евангельское Приуготовление». Исторический момент и окружающая атмосфера Евсевия формируют этот апологетический замысел, который заключается в том, чтобы, охватив огромный пласт эллинистической культуры, дать ответ на критику образованных язычников, а также убедить современников в необходимости пересмотра устоявшихся среди язычников на тот момент взглядов на христианство и античную философию. Для реализации своего замысла в «Евангельском Приуготовлении» Евсевий выделяет эллинов и евреев как две отдельные группы по этническому и религиозно-культурному критериям. Эти две группы в контексте дискуссии занимают центральное и ключевое место в двух апологетических трактатах «Евангельское Приготовление» и «Евангельское Доказательство». Однако в остальных своих сочинениях Евсевий рассматривает все народы ойкумены и весь мир в целом. «Все земные племена» [Евсевий в «Церковной истории» часто использует словосочетания «всем людям, эллинам и варварам» [3, УШ.1.1], «и эллины, и варвары» [3, 1.3.19, III. 6. 20, VI. 13.5, VIII. 6.1, X. 4.20], «и Эллада, и варвары» [3, II. 17.7], чтобы показать распространение какого-либо явления среди всех народов] независимо от этнических, социальных особенностей их жизни, от места их расселения признаются автором равноправными, так как все они равным образом могут воспринять христианство и равным образом надеяться на спасение.

Этой мыслью апологет оперирует в противовес шовинизму некоторых народов, населявших на тот момент Империю. В частности, шовинизм проявлялся у эллинов, которые противопоставляли себя варварам. Это противопоставление прослеживается с V в. до н.э., со времени жизни и сочинений Еврипида и Аристофана. Первоначально слово «варвар», происходящее от звукоподражательного глагола

№ 1 (12), 2022

РорРар^ем («бормотать»; соответственно, варвар-«бормотун») [4, 59-85], обозначало лингвистическую реальность, и так называли человека, говорящего не на греческом языке. Позже оно приобрело новые смысловые оттенки. Так, например, у упомянутого Еврипида [Об антитезе «эллин-варвар» у Еврипида см.: [12, р. 54-56]. Стоит отметить, что в дошедших до нас сочинениях у Еврипида некоторые действующие лица критикуют и насмехаются над варварами, а некоторые защищают их. Это вполне может отражать взгляды некоторых современников драматурга и показывать, что шовинизм по отношению к варварам поддерживали не все] варвар - это существо, столь низменное и презренное [1, т. 1, с. 117], что напоминание о варварском происхождении или уподобление варвару оскорбительно [1, т. 1, с. 405]. Он пишет: «Варвары - это рабы, у которых царствует сила, в то время как у эллинов правят закон и правда» [1, т. 1, с. 83].

После включения Эллады в состав Римской империи эллинское отношение к варварам претерпевало изменения, и разные эллинизированные народы Римской империи уже не воспринимались греками с прежним резким отторжением, и дикими варварами зачастую признавались уже те, кто жил за территорией Империи [стоит упомянуть, что хотя противопоставление эллинов и варваров сохранялось в эллинском самосознании и в период поздней античности, однако бывало и так, что отдельные греки не противопоставляли эллинов и варваров. Софист Антифонт (V в. до н.э.) одним из первых среди греков отрицал разницу между варварами и эллинами: «По природе мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины» [5, с. 46]. Ритор Алкидамант, ученик софиста Горгия, высказывал аналогичную мысль в речи «За свободу мессенцев». Позднее Страбон отмечал, что Эратосфен Киренский критиковал шовинизм тех, кто делит людей на эллинов и варваров. См. более подробно в т.ч. материалы по данной теме [3, с. 55-63]]. Однако эллинский мир продолжал защищать свое наследие не только от варваров. Эллины-язычники защищали свою веру от христиан. Эллины старались показать, с одной стороны, высоту мысли своих философов, а с другой стороны, исконную древность языческих верований, указывая на них как на веру отцов, проверенную временем и опытом предшественников, которая помогла становлению эллинистического мира и которую, как они считали, не следовало предавать ради «незрелой» и «примитивной» веры христиан [7].

Евсевий, защищая христианство, сам обращается к наследию своих противников-эллинов, к их философии, дабы показать сходство идей и взглядов на мир с еврейской мыслью времен Ветхого Завета, которая нашла свое выражение в Священном Писании. Показывая это сходство идей в «Евангельском Приуготовлении», апологет нарочито именует евреев варварами. Евсевий пишет, подразумевая под красноречивыми авторами Моисея и царя Давида: «...у Варваров были авторы весьма красноречивые, которые не уступали ни в чем софистам и риторам» [13, XI. 5. 5, т. 1, б. 120]. Необходимо отметить, что хотя в «Евангельском Приуготовлении» и присутствует критика заблуждений эллинов-язычников, автором трактата не ставится вопрос, подобный тому, который ставил Тертуллиан: «Так что же общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви?» [8, с. 109]. Очевидно, что методологический замысел использования понятий «эллины», «евреи» и «христиане» кроется у Евсевия не в том, что показательно отделить христиан от нехристиан, отмежеваться от эллинов и иудеев как от чего-то нечистого, а в том, чтобы описанные в трактате сходства

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей Дмитрий Юрьевич Дегтярёв «Методологический замысел использования понятий «эллины», «евреи», «христиане» в трактате Евсевия Кесарийского «Евангельское Приуготовление»

между эллинской и еврейской мыслями способствовали диалогу и сближению язычников с восприемницей и наследницей мудрости Ветхого Завета - объединяющей народы Церковью [Евсевий пишет в «Евангельском Приуготовлении» об объединяющей роли Церкви: «Именно тогда эта добрая и спасительная дружба людей с Богом, которую Слово Божье, ниспосланное свыше, подобно лучу бесконечного света, от Бога всей благости, возвещает как благую весть всем людям; и призывает их прийти не из того или иного места, но из каждой части всех народов к Богу вселенной, и поспешить и принять дар со всем рвением души, греков и варваров вместе, мужчин, женщин и детей как богатых, так и бедных, мудрых и простых, не считая даже рабов недостойными Его призвания» [13, I.I. 1, т. 1, s. 5]], а также помогали читателю формировать более правильное понимание христианства [просветить читателя-язычника, подготовить к принятию Евангелия является ключевой целью апологетических методов и подходов трактата «Евангельское Приуготовление»: «Я намереваюсь показать природу христианства тем, кто не знает, что это значит» [13, II.V. 2, т. 1, s. 90]].

Обращаясь к философии эллинов, Евсевий не делит ее на философские школы, но прибегает к цитированию и авторитету наиболее значимых для эллинского мира философов. Причем апологет не ограничивается только лишь философами-греками, но и обращается и к другим представителям эллинизма, таким как Филон Александрийский и Нумений из Апамеи.

Один из аргументов против эллинского язычества в «Евангельском Приуготовлении» строится у Евсевия на особенностях словоупотребления слова «варвары». Это слово автор использует главным образом, для того чтобы посрамить надменность эллинов в вопросе первенства идей. Варварами в трактате главным образом именуются евреи. Евсевием активно и в большинстве книг трактата подчеркивается, что еврейский народ древнее и старше, нежели эллины. Он пишет: «Моисей и народ иудейский старше древних эллинов» [3, VI. 13. 7] и «весь народ происходит от древних евреев» [3, I. Введение. 21]. Более подробному рассмотрению вопроса старшинства евреев автор посвящает X книгу трактата «Евангельское Приуготовление», где сравнивает времена земной жизни ветхозаветных пророков и древнегреческих философов.

Используя довод об историческом старшинстве евреев над эллинами, Евсевий на протяжении нескольких книг демонстрирует сходство идей и учений евреев и эллинов по тем или иным вопросам. При этом апологет подмечает, «для того чтобы, если вдруг окажется, что Эллины придерживались тех же доктрин, что и пророки и теологи Евреев, у вас больше не может быть сомнений в том, кто, вероятно, заимствовал друг у друга; то ли старший от младшего, то есть евреи от эллинов, и варвары от философов, чей язык варвары даже не смогли понять; то ли, что более вероятно, что младший заимствовал у старшего, и что это были те Эллины, которые наиболее усердно изучали историю различных народов, были знакомы с писаниями Евреев, которые были задолго до того переведены на греческий язык» [13, X. 8. 18, т. 1, s. 584]. В «Евангельском Приуготовлении» автор прямо и неоднократно заявляет о заимствовании эллинскими философами множества идей у варваров-евреев, древностью и высотой мысли которых философы так гордились и которые ставили в пример «дремучему» учению христиан [среди христианских писателей аналогичной критикой эллинизма занимался, к примеру, Татиан. Он начинает свое сочинение «Речь против эллинов» со следующих слов: «Не будьте, эллины, враждебно расположены к варва-

№ 1 (12), 2022

рам и не питайте ненависти к их учениям. Ибо какое из ваших учреждений получило начало не от варваров?» [6, с. 10]]. Цель данного апологетического метода Евсевия в том, чтобы на основании выявленного исторического первенства евреев-варваров показать читателю-язычнику превосходящую мудрость варваров-евреев, и за счет этого, как следствие, показать мудрость наследников Ветхого Завета - христиан.

Посвятив реализации этой апологетической задачи несколько книг, Евсевий к концу трактата в XV книге делает вывод: «Я опроверг метод греков и ясно показал, как им во всем помогали варвары, и что они не выдвигают никаких серьезных собственных знаний, составив также сравнительную таблицу времен, в которые жили знаменитые греки и еврейские пророки» [13, XV. I. 5, т. 1, б. 344]. Одновременно с тем, что в Трактате упрек язычников в адрес христиан в дремучести обращается вспять, Евсевий стремится продемонстрировать язычникам, насколько евреи-варвары являются непознанными и недооценёнными для эллинов во множестве вопросов лишь по причине их собственной надменности к варварам. Данная стратегия являет попытку изменить восприятие понятия «варвар», «варварский» у сторонников антитезы «эллин—варвар», чтобы данная антитеза не становилась препятствием для вхождения в Церковь [у Евсевия данный подход характерен для апологетических трудов, направленных против эллинов-язычников, в частности, для «Евангельского Приуготовления». В других своих трудах, например в «Церковной истории», Евсевий следует традиционному на момент его жизни словоупотреблению слова «варвар», не стремясь изменить отношение читателя к этому слову. Например, в шестой книге «Церковной истории» Евсевий упоминает «варваров-сарацин на Аравийской горе» [3, VI, 42, 3]. В седьмой книге он сообщает, что «император Валериан был обращен в рабство варварами» [3, VII, 13, 1], характеризуя еретика Манеса и рисуя его образ в черных красках, Евсевий называет его «варваром по языку и нраву» [3, VII, 31,1]].

Важно отметить, что, обращая внимание читателя на евреев, Евсевий в «Евангельском Приуготовлении» употребляет почти всегда одно и то же греческое слово ¿Рраю<;. Греческое слово '1ои5аю<; (иудеи) в «Евангельском Приготовлении» употребляется автором сравнительно мало и лишь в нескольких главах нескольких книг. В остальном это слово фигурирует лишь в цитатах из сочинений других авторов, которых цитирует Евсевий. К примеру, в IX книге Евсевий использует слово '1ои5аю<; 14 раз, и все эти использования относятся к цитируемым текстам Иосифа Флавия, Порфирия, Александра Полиистора, Феодота Самаритянина [11, рр 217-219] и Ари-стея. Сам же Евсевий употребляет слово «иудеи» преимущественно в двух книгах трактата - в I и VII главе. В I книге речь идет о современных автору иудеях, и автор Трактата объясняет читателю-язычнику отличия современных иудеев от христиан: кратко описывая претензии современных ему иудеев, апологет предупреждает читателя, что они придираются к христианам, говоря, что будто христиане присваивают Священное Писание себе и не исполняют Закон [«Но сыновья евреев также придирались бы к нам, что, будучи чужаками и пришельцами, мы [христиане] злоупотребляем их книгами, которые [по их мнению] нам вообще не принадлежат, и, как они сказали бы, мы нагло и бесстыдно вторгаемся и пытаемся насильственно лишить истинных наследников [Писания и пророчеств] собственных наследственных прав» [13, I. II. 5, т. 1, б. 9]], плохо относятся к еврейской нации, не понимают, что мессия - это «Царь Иудейский», который будто бы посылается только для иудеев, а не для других народов [Евсевий так описывает этот упрек иудеев в адрес христиан: «Ибо если и

Иерей Дмитрий Юрьевич Дегтярёв «Методологический замысел использования понятий «эллины», «евреи», «христиане» в трактате

Евсевия Кесарийского «Евангельское Приуготовление»

был божественно предсказанный Христос, то это предсказали иудейские пророки, которые провозгласили Его пришествие, а также объявили, что Он придет как Искупитель и Царь Иудеев, а не чужих народов: или, если в Писаниях содержатся какие-либо более благие обетования, они говорят, что они также возвещены только евреям, и нам не следует неправильно их понимать [присваивая эти обетования себе]» [13, I. II. 6, т. 1, s. 9]]. Евсевий сообщает читателю о необоснованности этих придирок и предостерегает читателя от населявших Империю иудеев-современников, которые, хотя и называют себя наследниками Священного Писания евреев, при этом ругают христианство, ведь, по мнению Евсевия, последовательный иудей должен принимать не только иудейских пророков, возвещавших о Христе, но и самого Христа. Критика иудеев занимает незначительное место в трактате, и, к примеру, в I книге изложению этих мыслей посвящено буквально 20 строк. Более обстоятельную критику в адрес современных автору иудеев можно найти, например, в «Евангельском Доказательстве» или «Церковной истории» [намного больше внимания слову «иудеи» (louSaio^), а также апологетике против них Евсевий уделяет в «Церковной истории». Делает это он в контексте исторического повествования о истории еврейского народа. До пришествия Христа Евсевий описывает евреев как избранный народ и хранителя истины. Однако после пришествия Христа еврейский народ разделился. Иудеи (евреи, которые не приняли Христа) обвиняются в заговоре против Христа [3, I. Введение. 2, I, 3. 6]. Также обвиняет в казни брата Господня Иакова Праведного [3, II.9.4], в замыслах и кознях против апостола Павла [3, II 23. 1], бесчестиях и беззакониях, совершенных над Помазанником Божиим [3, III. 7. 1]. Он клеймит их как «безбожное поколение» [III. 6. 16], как «нечестивцев», которых постиг Божий суд [3, III. 5. 3], как преступников, «восставших на Христа» [3, III. 5. 2], и т. д. Евсевий рисует устрашающую картину избиения евреев [3, II. 26], гонений, смертей, разрушений и прочих бедствий, обрушившихся на них [3, III. 12]. Далее в «Церковной истории» уже идет противопоставление христианам иудеев и язычников [3, V. 16. 12, VI. 12. 1, IV. 15. 26]].

Помимо словоупотребления слова «иудеи» в контексте критики, оно употребляется еще и подразумевая всех евреев, в т.ч. ветхозаветных праведников, а также уделяется внимание этимологии данного слова. В VII книге трактата Евсевий объясняет читателю, чем Ветхозаветные иудеи отличаются от евреев, упоминая, что первые назвали себя в честь Иуды, из колена которого была создано Царство Иудейское, а вторые назвали себя в честь Эбера, праотца Авраама [Быт. 10:25, Быт. 10:21]. В этой главе Евсевий не критикует иудеев, но наоборот, объясняя различие, говорит, что евреи во все времена являли пример благочестия всем народам [Евсевий на протяжении всего трактата стремится показать евреев с лучшей стороны. Этим самым он стремится не только показать их превосходство над эллинами, но и отвечает на упрек иудеев в ненависти со стороны христиан, который он описывает следующими словами: «Более того, они [иудеи] говорят, что мы очень нелепо приветствуем с величайшим рвением обвинения против их народа за совершенные ими грехи, но, с другой стороны, молча пропускаем добрые обетования, обещанные им [Богом]; или, скорее, что мы насильственно извращаем и переносим [эти обетования] на самих себя, и так явно обманываем их [иудеев], в то время как мы просто обманываем самих себя. Но самое неразумное из всего этого то, что, хотя мы не соблюдаем обычаи их Закона, как они, а открыто нарушаем их Закон, мы предполагаем для себя более лучшие награды, которые были обещаны тем, кто соблюдает Закон». [13, II. 7,8, т. 1, s. 9-10]], в том числе до

№ 1 (12), 2022

того, как стали называться иудеями. Также в VII книге Евсевий продолжает приводить примеры о превосходстве евреев над эллинами, попутно объясняя язычникам причину единобожия христиан: «Таковы примеры превосходства евреев, содержащиеся в прославленных и поистине божественных оракулах, которые мы [христиане] предпочли басням и глупостям греков и наших предков: ибо эти последние сохраняли самые грязные рассказы об их богах, в то время как другие содержали религиозное учение о людях, возлюбленных Богом» [13, VII. V. 2, т. 1, s. 368]. В остальных главах Евсевий всего несколько раз употребляет слово «иудейский», но уже как относительное прилагательное, говоря о Царстве Иудейском или о царях и первосвященниках иудейских.

Столь малое количество упоминаний о современных Евсевию иудеях и незначительное присутствие критики в их сторону в трактате обусловлено прежде всего тем, что «Евангельское Приуготовление» направлено против образованного язычества, а не против современных Евсевию иудеев. Этот трактат призван приготовить читателя-язычника к принятию Евангелия. Сами же иудеи к принятию Евангелия уже должны быть готовы, и дискуссия с ними у Евсевия выстраивалась на демонстрации доказательств Евангелия, которые апологет предоставляет в следующем после «Евангельского Приуготовления» трактате «Евангельское Доказательство».

В «Евангельском Приуготовлении» наравне с понятиями «эллины» и «евреи» фигурирует и понятие «христиане», которое автор стремится раскрыть за счет первых двух понятий. Христиане для Евсевия не являются этнической или культурной категорией подобно евреям или эллинам. Слово «христиане», «христианство» и «христианин» в «Евангельском Приуготовлении» упоминается Евсевием крайне мало, всего 7 раз, и то часть этих словоупотреблений относится к цитируемым текстам других авторов. Однако трактат весьма насыщен повествованием о христианах и их учении, и при упоминании единоверцев вместо слова «христиане» Евсевий всегда подчеркнуто говорит «мы».

О христианах в «Евангельском Приуготовлении» говорится как о тех, кто, с одной стороны, принял Христа как Спасителя, с другой стороны, как о наследниках обетований от древнейшего народа - евреев. Они же свою очередь явились, как уже упоминалось, людьми, у которых эллины позаимствовали множество идей в своей философии. Таким образом Евсевий подразумевает, что эллины позаимствовали идеи не только у евреев, но и у христиан, наследников евреев. Однако главная мысль Евсевия относительно христиан, которую он хочет донести до читателя-язычника, заключается в том, что христиане являют собой новую общность и новых людей.

Эта общность, которая именуется Церковью, призвана вместить в себя все остальные прежние этнические и культурные общности. Евсевий аргументирует этот тезис в III книге трактата тем, что только Бог обладает настоящей истиной, которую так все ищут, и что только вокруг этой Истины есть смысл объединения, но не вокруг какой-либо нации или национальных достижений. Евсевий также упоминает, что только сам Бог может открывать эту истину людям, а не какие-либо народы ее открывают при помощи философии или других человеческих усилий. Апологет пишет: «Но никто еще, ни варвар, ни грек, не начал раскрывать всем людям эту истину, кроме только нашего Спасителя, который, провозгласив всем народам спасение от их древнего заблуждения, в изобилии обеспечил им всем путь возвращения и преданности единому истинному и единственному Богу вселенной» [13, III. 13. 25, т. 1, s. 151].

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей Дмитрий Юрьевич Дегтярёв «Методологический замысел использования понятий «эллины», «евреи», «христиане» в трактате Евсевия Кесарийского «Евангельское Приуготовление»

По мысли Евсевия, если ни один народ не может без Бога и самостоятельно раскрыть истину, то значит ни один народ не может и не должен превозноситься над любым другим народом, и никакая общность людей в силу этого также не может превозноситься над другой общностью. Таким образом все народы, будь то эллины или евреи, равны перед Богом и друг другом вне зависимости от расы, культуры и вероисповедания. Эта концепция равенства по слову апологета воплощается в Церкви. Он пишет: «Исключительно благодаря учению нашего Спасителя в Евангелии, греки и варвары вместе, искренне и непритворно придерживаясь Его слова, достигли такой точки высокой философии, что поклоняются, восхваляют и признают божественным никого иного, кроме как Всевышнего Бога, Господа» [13, I. IV. 13, т. 1, s. 18]. Очевидно, что помимо прочего в ответ на обвинение язычников в том, что христиане не разбираются в философии, Евсевий закрепляет за христианским учением звание самой высокой философии, на вершину которой человеку без Бога не взойти, поэтому для эллинов настала пора не только отказаться от своего шовинизма, но и раскрыть для себя высоты новой мысли.

Очевидно, что в трактате «Евангельское Приуготовление» просматривается попытка автора привести на смену идее римской, эллинской или иудейской исключительности универсальную концепцию общности, концепцию Церкви, объединения во Христе [В «Церковной истории» аналогичный схожий мотив, где Евсевий на протяжении трактата выделяет христианство как объединяющий фактор. В этом смысле христиане противопоставляются эллинам, язычникам, еретикам, «богоненавистникам», отступникам противопоставляется Церковь как Ветхозаветная, так и Новозаветная: евреи, христиане, мученики, святые]. Для античного языческого мира идея - это новая идея и концепция, и Евсевий пишет о новизне христианства: «[Христианство это] новый вид тропы в бездорожной пустыне, которая не идет ни путями греков, ни путями евреев» [13, I. II. 5, т. 1, s. 9]. Также еще пишет о христианстве как о новой истинной философии, открытой для всех народов: «христианство, поскольку это не эллинизм и не иудаизм, а новый и истинный вид божественной философии, свидетельствующий о ее новизне с самого ее названия» [13, I. V. 12, т. 1, s. 22]. Этим новое учение Бог предназначил для всего мира и всех народов. В «Евангельском Приуготовлении» так упоминает об этом: «Он [Спаситель] пророчествовал, что Его учение должно быть проповедано по всему миру, населенному людьми, для свидетельства всем народам и по божественному предвидению провозгласил, что Церковь, впоследствии будет собрана Его собственной силой из всех народов» [13, I. III. 5, т. 1, s. 11]. Так представляет Евсевий христиан и Церковь в «Евангельском Приуготовлении» для читателя-язычника, который только знакомится с христианством [из апологетических сочинений раннехристианской эпохи схожим образом понятие «христиане» преподносится в «Послании к Диогнету». «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречья и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны, они не привержены к какому-либо учению человеческому как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни» [9, с. 17-18]]. Однако необходимо упомянуть, что осмыслению понятия «христиане» и теме церковной идентичности

№ 1 (12), 2022

намного больше внимания уделено в трактате «Евангельское Доказательство», которое является логическим продолжением «Евангельского Приуготовления».

Апологетический метод Евсевия, который развивает мысль апостола Павла [Кол. 3. 11] в апологетике и в котором Евсевий раскрывает место этнокультурных категорий в мире, не теряет актуальности и сегодня. Помимо борьбы с шовинизмом в христианстве, который подпитывается межнациональными разногласиями, данный апологетический метод может иметь место в борьбе с активной пропагандой эллинизма, которая связана сегодня прежде всего с действиями Константинопольского патриархата. Очевидно, что под вмешательство Константинополя в дела других Поместных церквей подгоняется богословское обоснование, в котором «эллинство» занимает ключевую роль и выступает чуть ли не краеугольным камнем Вселенского Православия. Один из наиболее известных современных греческих богословов Христос Яннарас так пишет об этом: «Эллинство составило историческую плоть церковного православия, конкретную субстанцию богословского логоса, проявившегося в письменности, богослужении, поэзии и изобразительном искусстве. И все это не в силу каких-то случайных обстоятельств, так же как для члена Церкви не было случайным воплощение Бога «от евреев» в конкретно-исторических условиях Израиля. Есть некий дарованный эллинству исторический потенциал, характеризующий эллинство на всем протяжении его исторического пути и составляющий многотысячелетнее единство отдельных фаз его культурного развития - от досократиков и Платона до византийских отцов и до иконописцев и народных мастеров зодчества эпохи турецкого владычества. Эти возможности, характеризующие эллинство, выражены в том, что познание оказывается жизненным состоянием. Перед нами некий образ превосхождения обычного определения истины (т. е. в понятиях и схематичных аналогиях), перед нами прорыв за пределы буквы, за пределы чувственно- и умопостигаемых форм и знаков, и в конце концов некий способ свидетельства о том, что «по ту сторону сущего»» [10, с. 161]. Несомненно, эллинизм для греков выставлен снова на первое место. С аналогичной надменностью эллины античности судили о варварах и ставили свои заслуги и себя выше не только по чести, но и по достоинству. В силу этих обстоятельств методологический замысел Евсевия в его апологии, который заключается в критике эллинизма за его противоречивость, в смирении надменности, критики использования христианства в качестве «национальной идеи» и раскрытии подлинной общности Церкви во Христе может быть воспринят, осмыслен и использован и сегодня.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еврипид. Трагедии. В 2 т. Пер. И. Анненского. - М.: Наука, 1999. - Т. 1. - 645 с.; Т. 2. - 703 с.

2. Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб: «Издательство Олега Абыш-ко», 2013. - 544 с.

3. Земцова Е.Е. Становление концепции эллинства и утверждение эллинской идентичности в эпоху архаики и классики. // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2017. № 1 (54). Статья 7. - С. 55— 63.

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей Дмитрий Юрьевич Дегтярёв «Методологический замысел использования понятий «эллины», «евреи», «христиане» в трактате Евсевия Кесарийского «Евангельское Приуготовление»

4. Исаева В.И. Идеологическая подготовка эллинизма // Эллинизм: Экономика, политика, культура. - М., 1990. - С. 59-85.

5. Маковельский A.O. Софисты. Баку, 1940-1941. Вып. 2. - 100 с.

6. Татиан. Речь против эллинов. // Сочинения древних христианских апологетов. Античное христианство. Источники. VII. - СПб.: Алетейя. 1999. - С. 10-49.

7. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

8. Столяров А.А. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. -М.: Прогресс, 1994. - 439 с.

9. Послание к Диогнету. 5 // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. М.: Университетская типография, 1863. Т. 4. - С. 13-26.

10. Христос Яннарас. Истина и единство церкви. - М.: Свято-Филаретовский Православно-Христианский институт, 2006. - 181 с.

11. Cornelius Alexander. Fragmenta. // Müller. K. Fragmenta historicorum Graecorum (FHG) 3. - Paris: Didot, 1841-1870. - 210-244 pp.

12. Haarhoff T.J. The Stranger at the Gate. London, New York and Toronto: Longmans, Green and Co., 1938. - 366 p.

13. Mras K. Die «Praeparatio evangelica». Die friechischen christlichen schriftstller der ersten jahrhunderte. Eusebius Werke. - Berlin: Akademie-Verlag, T. 1. 1982. - 686 s. T. 2. 1983. - 604 s.

^ О мХ^Ъ ^ О mJC^^I ^ О мХ^Ъ ^ О мОж О ^ О MJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.