Научная статья на тему 'Методологический вызов. Критическая рефлексия. Как не оступиться на поворотах от образной наглядности к научной валидности и обратно?'

Методологический вызов. Критическая рефлексия. Как не оступиться на поворотах от образной наглядности к научной валидности и обратно? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ СХЕМА / ОБРАЗ / ФИГУРА / РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ / ДИВЕРГЕНЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ОРГАНОНЫ / МЕТРЕТИКА / МАТЕМАТИКА / МОРФЕТИКА / МОРФОЛОГИЯ / СЕМИОТИКА / СЕМИОЛОГИЯ / COGNITIVE SCHEMA / IMAGE / FIGURA / PATTERN RECOGNITION / DIVERGENCE / CONVERGENCE / ORGANONS / METRETICS / MATHEMATICS / MORPHETICS / MORPHOLOGY / SEMIOTICS / SEMIOLOGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильин Михаил Васильевич, Авдонин Владимир Сергеевич, Фомин Иван Владленович

Вступительная статья поясняет смысл темы нынешнего выпуска МЕТОДа и раскрывает его общий замысел. Объясняются тонкие, но существенные различия между русской, английской и немецкой формулировками, касающимися смысла заголовка и концепции ежегодника. Отталкиваясь от крайне актуальной идеи трансфера знаний, ежегодник обращается к еще более интригующей проблематике конвергенции и дивергенции когнитивных способностей. В этом контексте вводная статья обращается к трансдисциплинарным органонам. Они вытекают из наших основополагающих когнитивных задатков. Исходным является дар различать уровни, степени и подобные характеристики наших чувственных восприятий (больше меньше, теплее холоднее и т.п.), а затем ранжировать размеры объектов и интенсивность процессов. Следующим является распознавание образов или наше умение выделять некие уже «замеренные» образования из их окружения. Дальнейшая способность состоит в придании смысла «распознанным» обликам и формам окружающей действительности. Ее дополняет дарование использовать слова и образы, чтобы являть смыслы и обмениваться ими. Каждая из трех базовых когнитивных способностей множится в череде последующих поколений все более богатых умений и навыков. Изощренные методы научных исследований достигают пределов познания, где они переплетаются друг с другом. Возникают междисциплинарные связки. Прорисовываются трансдисциплинарные возможности. Первая метретика (metretics), или высокоразвитое умение измерять и вычислять. Она проявляется в математических и статистических исследованиях. Следующая морфетика (morphetics), или мастерство изучения форм и фигур разного рода. Она представлена в различных морфологических, сравнительных, конфигуративных и эволюционных исследованиях. Этот ряд завершает семиотика (semiotics), или искусство обработки смыслов и значений. Ее можно обнаружить во все еще складывающихся специальных семиологиях, в когнитивных исследованиях и пока еще зачаточных гуманитарных науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological challenge. Critical reflection. How to keep balance at the curves from visual precision to scientific validity and back

The introductory article clarifies the title of the current issue of «METHOD» and explicates the purpose of the entire publication. It explains slight but telling differences between the Russian, English and German phrasings that expound the meaning of the title and purpose of the yearbook. Subtle but indicative differences between languages and modes of speech and thought highlight a major issue of knowledge transfer. The yearbook departs from knowledge transfer to a more incentive issue of convergence and divergence of cognitive skills. Introduction focuses on transdisciplinary organons. They derive from our basic cognitive abilities. The initial one is the faculty to tell relative degrees of our sensations (bigger smaller, warmer colder etc.) and then to rate sizes of things and intensity of processes. The following one is pattern recognition or our ability to single out certain ‘rated’ entities from their environment. The subsequent one is our capacity to assign meaning to the ‘recognized’ figures and forms of the world around... The introductory article clarifies the title of the current issue of «METHOD» and explicates the purpose of the entire publication. It explains slight but telling differences between the Russian, English and German phrasings that expound the meaning of the title and purpose of the yearbook. Subtle but indicative differences between languages and modes of speech and thought highlight a major issue of knowledge transfer. The yearbook departs from knowledge transfer to a more incentive issue of convergence and divergence of cognitive skills. Introduction focuses on transdisciplinary organons. They derive from our basic cognitive abilities. The initial one is the faculty to tell relative degrees of our sensations (bigger smaller, warmer colder etc.) and then to rate sizes of things and intensity of processes. The following one is pattern recognition or our ability to single out certain ‘rated’ entities from their environment. The subsequent one is our capacity to assign meaning to the ‘recognized’ figures and forms of the world around. It further supplements with the gift to use words and images to grasp sense and to convey it. Each of the three fundamental cognitive abilities diverge into further generations of abundant skills and proficiencies. Elaborate methods of scientific research outreach to thresholds of our knowledge. Right there they intertwine with each other. Interdisciplinary linkages develop. Transdisciplinary prospects loom. We conceive imminent convergence of our methodological skills into three transdisciplinary organons congenial to the three cognitive abilities. The first one is metretics or the higher technique of measurement and calculus. It resides in mathematical and statistical studies. The next one is morphetics or the expertise of exploring forms, shapes and figures. It resides in all kinds of morphological, comparative, configurative and evolutionary research. The last one is semiotics or the art of processing sense and reference. It resides in still budding semiologies, cognitive arts and still rudimentary humanities. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Методологический вызов. Критическая рефлексия. Как не оступиться на поворотах от образной наглядности к научной валидности и обратно?»

М.В. Ильин, В.С. Авдонин, И.В. Фомин

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ. КРИТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ. КАК НЕ ОСТУПИТЬСЯ НА ПОВОРОТАХ ОТ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ К НАУЧНОЙ ВАЛИДНОСТИ И ОБРАТНО?1

С каждым выпуском нашего ежегодника мы решаемся на все более рискованные интеллектуальные эксперименты. На этот раз уже в самой теме выпуска - «Образы и образность. От образования Вселенной до образования ее исследователя» - мы соединили несколько противостоящих интеллектуальных перспектив.

Первая оппозиция или, скорее, антиномия соединяет предельную перспективу космогенеза (образование Вселенной) со столь же масштабной перспективой онтогенеза (образование ее исследователя). Беспредельная в пространстве-времени Вселенная и пытливо вглядывающийся в нее крошечный, мгновенный человек стоят лицом к лицу. Но это не сопоставимые лица - и по своим масштабам и по своей сути, по самому образу своего существования. Однако они обращены друг к другу. Между ними неизбывная связь, которая их и образует.

Тема выпуска приглашает к языковой игре. Вглядимся, вслушаемся и вдумаемся в первые два слова - образ и образность.

Сочетание звуков или букв о б р а з не просто имеет разные значения и смыслы, но фактически является разными словами. Такие слова называют омонимами - общеименными, имеющими одно имя, их звуковую «метку» (token). Соответствующий греческий термин oucovuuoc образован от существительного ovoua(«имя»; наше имя и английское name - одноко-ренные с греческим) и прилагательного ouov («общий», исходно «тот же самый», ср. русское сам и английское same - в греческом общеиндоевропейское s сменилось придыханием).

Стоить вспомнить толкования того, что означает слово образ, и на ум легко приходят аналогии с другими омонимами. Вообразим спор

1 Работа выполнена в рамках темы «Способы обновления методов социально-гуманитарных наук» Программы РАН на 2013-2020 гг.

5

собравшихся передохнуть на речной косе рядом с лугом косарей о девичей косе. Один вспоминает косу своей соседки, другой косится на свой рабочий инструмент, а третий увлеченно обсуждает место, где они расположились. Употребляются при этом одни звукосочетания. Очень похоже на некоторые ученые споры об образе. Действительно, в подобных спорах одинаковое написание и произношение нередко используются, чтобы выразить разные смыслы и обозначить разные явления - от чувственных впечатлений и воображаемых картин до сакральных изображений и алгоритмов чего-то. Это не только создает путаницу, но и позволяет играть с умножением смыслов и значений. Именно такую игру мы и затеяли в нашем ежегоднике. Визуальные восприятия (см. статью М.А. Сущина) и технологии научного исследования (см. статью А.Ю. Ретеюма), к которым применимо название образ, на равных правах оказываются в поле нашего зрения.

Вообще же понимание ключевого имени образ и соответствующих слов-омонимов крайне существенно для нашего выпуска. Этому посвящены тексты В.В. Колесова, М.В. Ильина, И.В. Фомина и в той или иной мере -другие материалы рубрики «Власть смысла: Образы и репрезентации».

Вернемся, однако, к теме выпуска. Здесь разноликие образы соотнесены с одной сущностью, с образностью, если ее, разумеется, считать общей, той же самой (o/rj для всех. Мы используем это как полемический ход - намек на движение от разных явлений к одной их сущности. Подобный ход далеко не бесспорен. Можно его защищать, а можно и оспаривать. У каждого из авторов есть возможность предложить свои варианты, в том числе и нетривиальные.

Еще раз вслушаемся в звучание слова образ. Можно расслышать еще одну смысловую оппозицию. С одной стороны, образ есть результат некоего когнитивного, одновременно чувственного и мыслительного процесса, а с другой - сам это процесс и способы его осуществления.

Не менее двусмысленно и другое слово, которое мы используем, -образование. Это и процесс возникновения чего-то, но также и вполне определенный тип сознательной и систематической деятельности по формированию человеческих качеств, созданию того, что философы именуют субъектностью и что имеет прекрасное английское название human agency. Пусть в формулировке темы противопоставляются и соединяются образование Вселенной и образование ее исследователя, фактически отправные смысловые точки и содержательные контроверзы различных идей с тем же звуковым выражением образование куда разнообразнее.

Игра слов, их значений и смыслов отчетливее предстает, если перевести формулировку темы на иностранные языки. Возьмем английский и немецкий. В английском переводе - «Image and imagery. From the emergence of the universe to shaping of its researcher» - в первом случае знакомое русскому уху слово имидж и его производное. Эквивалентом же русских омонимов образование становятся два разных английских слова -emergence и shaping.

6

Первое связано с возникновением или, скорее, появлением из чего-то неоформленного. В нем различима приставка e (ex) с широчайшим набором значений от «из» до «на» и даже передачи качеств тщательности и результативности. Различим и корень merg, который легко позволяет вспомнить глагол merge со значением «сливаться». На деле это слово восходит к индоевропейскому этимону *mesg-, значение которого связано с погружением в воду. Так что прочитать фундаментальный смысл слов emergence, эмерджентность можно как результативное появление из среды (исходно водяной).

Второе слово shaping прямо напоминает о контуре и форме. Связано оно, как и в случае с образом, с представлением о вырезании, вычленении. Заметим, что аналогичную фундаментальную связь между категориями формы и образа демонстрирует греческое слово морфа (¡¡орщ). Терминологически оно стало основой морфологии или научного изучения форм, хотя его внутренняя форма скорее передается как «видимый облик». Подробнее см.: «Образ: Исходные когнитивные схемы и этимоны» в настоящем издании.

Немецкая версия темы нашего выпуска звучит так: «Bild und Bild-haftigkeit. Von der Bildung des Universums bis zur Bildung ihres Forschers». Тут смысловые контрасты и прочие нюансы вполне успешно передаются словами с одним корнем bild. О происхождении и смысле этого корня и соответствующих слов также пойдет речь в очерке об образе. Важно, впрочем, учесть, что существуют две возможности перевода на немецкий русского слова образность. Это die Bildhaftigkeit и die Bildlichkeit.

У слова Bildhaftigkeit, как заметил наш постоянный автор Вернер Патцельт, с которым мы обсуждали этот вопрос, есть достаточно отчетливые «платонические» коннотации, связанные с формированием и с онтологическим образом возникновения (ontological ex ante picture). Другая коннотация этого слова связана с живостью и непосредственностью. Слово же Bildlichkeit скорее акцентирует собственно живописные характеристики наглядности и выразительности, а связанные со «зрением ума» ускользают.

Заявленная в теме выпуска проблематика при всей своей широте так или иначе вращается вокруг возникновения мироздания и наших представлений о нем. Использование эволюционной призмы представлений при рассмотрении многообразных типов и разновидностей динамики и движения в природе и обществе, в материальных объектах и в духовных устремлениях и верованиях людей позволяет выявить немало общего. Связь космической и биологической эволюции с развитыми формами духовного развития не проявляется прямым и непосредственным образом, а сопряжена с многообразной чередой переходов от одного масштаба к другому, от одной субстанции к другой в материально-информационном континууме. Особенно перспективными нам представляются современные достижения нейронауки, изучение эволюции когнитивных способностей

7

животных и человека, а также моделирование этих способностей в исследованиях искусственного интеллекта.

Общей рамкой и прагматической основой для многочисленных методологических синтезов являются трансдисиплинарные органоны-интеграторы, речь о которых заходила в предыдущих выпусках МЕТОДа уже не раз. К настоящему времени наша работа над этой проблематикой позволила предложить более развитую схему соединения общих методологических оснований и рамок, методологий и исследовательских практик.

Напомним, что у концепции органонов-интеграторов два источника и два подхода. Один - снизу, от многочисленных научных синтезов: междисциплинарных, мультидисциплинарных, метадисциплинарных и т.п. Другой - сверху, от общих, в пределе универсальных установок и характеристик познания.

Первый подход был связан с масштабным обзором наличного опыта междисциплинарных и мультидисциплинарных синтезов. Он позволил сузить круг претендентов на роль органонов-интеграторов, а также выделить ряд наиболее ценных с нашей точки зрения начинаний.

Второй подход отталкивается от базовых когнитивных способностей. Выделяя такие способности, мы отталкивались от локковских, кан-товских и пирсовских различений познавательных способностей и видов наук. Мы предположили возможность выделения в предметно и дисциплинарно дифференцированном поле крупных комплексов, базирующихся на развитии неких изначальных когнитивных способностей, сформировавшихся в ходе эволюции сенсорной системы людей. Это способности ранжировать интенсивность своего восприятия и на этой основе определять меру интересующих людей явлений, «измерять» их. Это способности распознавать образы. Это, наконец, способности устанавливать смыслы явлений и делиться этими смыслами с другими людьми. Разумеется, все эти способности подкрепляют друг друга. Использование мерностей позволяет распознавать образы, а уже затем устанавливать смыслы.

Первоначально мы связывали эти три комплекса и три типа способностей с огромными группировками научных дисциплин, направлений и практик, которые мы ассоциировали с математикой в части мерности и измерений, с морфологическими исследованиями самых разных видов и типов в части, связанной с распознанием форм и конфигураций (образов, если вспомнить тему нашего выпуска), и с семиотикой в части, связанной с использованием смыслов, значений и обозначений. Такая конструкция у нас самих вызывала неудовлетворенность и даже внутренний протест. Действительно, математика куда шире числовых измерений. Большая часть отраслей математики, включая геометрию, топологии и многие другие дисциплины, обращается к образам, конфигурациям и контурам - не только пространственным, но и самого разного рода. Точно так же наличные морфологические традиции крайне разнообразны, а изучаемые ими формы порой очень далеки от пространственных и наглядно-конфигуративных. Да и

8

семиотические явления или аспекты действительности куда шире сложившихся областей исследований.

Стало очевидным, что необходимо различать и не смешивать сложившиеся на данный момент традиции научно-исследовательских практик и потенциальные сферы научного творчества, способности в основном сенсорного характера и высшие когнитивные навыки, конкретные методы и техники исследований и их общие рамки.

Данные различения важно подкрепить терминологически. Первый опыт мы предприняли в своем докладе на конференции «Интегрированный подход к проблеме репрезентации знаний с позиции когнитивных наук», состоявшейся в РГГУ в апреле 2017 г. В данном выпуске ежегодника мы развиваем и уточняем свои позиции. Прежде всего мы пытаемся использовать греческие или эллинизированные неологизмы, чтобы дистанцироваться от текущих названий дисциплин. Так, мы именуем измерительный, основанный на мере органон-интегратор метретическим или метретикой (metretics), процесс измерения и установления мерностей -метрезисом (metresis). Сами же процедуры уже имеют вполне адекватное название измерительных. Равным образом конкретные методы и техники, направления и школы исследований также имеют устоявшиеся названия, покушаться на которые не имеет никакого смысла и надобности.

Нам представляется оправданным назвать сравнительный, основанный на распознавании форм и образов органон-интегратор морфетиче-ским или морфетикой (morphetics), а сам процесс распознавания и изучения форм - морфезисом (morphesis). Конкретные же дисциплины и направления исследований имеют уже сложившиеся названия, в которые часто входит слово морфология, но порой обходятся и без нее, например прибегая к такой характеристике дисциплин и школ, как сравнительные.

Вполне оправданно, на наш взгляд, именовать коммуникативный, основанный на смыслах и знаках органон семиотическим или семиотикой (semiotics), а сами процессы формирования смыслов, обозначения и осмысления - семиозисом (semiosis). Что же касается отдельных направлений и традиций исследований осмысленных взаимодействий людей, а теперь интеллектуальных устройств-роботов, то нам представляется оправданным именовать их семиологиями (semiologies).

Находящиеся в центре нашего внимания в этом выпуске ежегодника образы являются комплексными образованиями. Это насыщенные смыслами формы. В силу этого их изучение предполагает одновременное использование познавательных ресурсов морфетического и семиотического планов. Впрочем, метрические возможности также могут использоваться, коль скоро конфигурации и параметры форм, а также наборы их значений и употреблений подлежат измерению и ранжированию.

9

* * *

Мы постарались составить ежегодник в этом году таким образом, чтобы рассмотреть очерченную выше проблематику с разных сторон и на разном материале, а также продолжить традиционные для нашего издания сюжеты. В первый раздел «Власть смысла: Образы и репрезентации» вошли материалы М.В. Ильина, В.В. Колесова, И.В. Фомина и С.В. Санникова, рассматривающие проблемы образности преимущественно с концептоло-гических и семиотических позиций. Также в этом разделе представлена статья А.М. Сущина о зрительной феноменологии человека и реферат кембриджского справочника по проблемам исследования социальных репрезентаций.

Во второй рубрике «Власть форм: Образы эволюции» мы представляем четыре статьи и реферат, раскрывающие различные аспекты изучения эволюционных процессов в природе и обществе. В.С. Авдонин рассматривает проблематику теоретических синтезов в эволюционной биологии в контексте формирования ее взаимодействий с социальными науками. В статье С.Т. Золяна, базирующейся на данных эволюционной генетики и лингвистических теорий, предлагается разработка лингвосе-миотической теории генетического кодирования. Вернер Патцельт в своей статье представляет взгляд на социокультурную эволюцию сквозь призму теории мемов и меметического кодирования. Эту же тематику продолжает реферат статьи Е. Килпинена, посвященной критике категории мема с позиций фундаментальной семиотики. Также в этом разделе представлена статья Шейлы Барчевской об анализе дискурса споров о теории эволюции, разворачивающихся в американском обществе.

В разделе «Власть метода» представлены материалы исследовательского проекта «Трансфер знаний и конвергенция методологических традиций», который реализуется на базе Центра перспективных методологий ИНИОН РАН. Текст А.В. Спирова во многом продолжает эволюционную тематику из предыдущей рубрики, также обращаясь к проблемам изучения эволюции, не ограниченного пределами биотического ее уровня. К проблеме сальтационных изменений в эволюционных процессах в трансдисциплинарном контексте эволюционных вычислений и популяционной биологии в своей статье обращается А.В. Еремеев. Рубрику продолжают материал Т. Ш. Адильбаева, посвященный рассмотрению проблемы центрального элемента в когнитивных схемах эмердженции в естественных и гуманитарных науках, и текст В.С. Авдонина, в котором он представляет обзор «морфологического» подхода в когнитивных исследованиях. Закрывает рубрику стенограмма семинара Центра перспективных методологий, посвященного проблематике конвергенции образных языков биологии и политики.

В традиционной рубрике нашего ежегодника «Методологические альтернативы», помимо уже упоминавшейся статьи А.Ю. Ретеюма, также

10

представлены аналитический обзор М.А. Ядовой о теоретико-методологических поисках в современной российской социологии и два реферата о подходах к современной междисциплинарности: по книге под редакцией С. Менкена и М. Кеестры о теории и практике междисциплинарных исследований и по статье Сёрена Бриера о трансдисциплинарности нового типа, взятой в «киберсемиотической» перспективе. В раздел также вошел реферат по нашумевшей книге известного футуролога и философа информации Лючано Флориди о новом подходе к осмыслению так называемой «инфосферы», в которой происходит теперь эволюция человечества.

«Библиографическая лоция», еще одна традиционная рубрика МЕТОДа, посвящена двум пришедшимся на 2018 г. юбилеям - 40-летию выхода книги Майкла Халлидея «Язык как социальная семиотика» и 30-летию монографии Роберта Ходжа и Гюнтера Кресса «Социальная семиотика». К этим двум годовщинам М.В. Гаврилова подготовила словарь ключевых терминов социальной семиотики, а М.В. Ильин и И.В. Фомин составили библиографию ключевых работ по социальной семиотике. Также в разделе публикуется фрагмент статьи одного из основателей социальной семиотики Гюнтера Кресса.

Пожелаем же читателям увлеченного и полезного чтения.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.