Научная статья на тему 'Методологический семинар «Кросс-дисциплинарный синтез знаний как источник власти и лидерства для глобальных и локальных «Точек сборки»: вызовы науке и Образованию»'

Методологический семинар «Кросс-дисциплинарный синтез знаний как источник власти и лидерства для глобальных и локальных «Точек сборки»: вызовы науке и Образованию» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологический семинар «Кросс-дисциплинарный синтез знаний как источник власти и лидерства для глобальных и локальных «Точек сборки»: вызовы науке и Образованию»»

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

■ ■ ■ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «КРОСС-ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ ЗНАНИЙ КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА ДЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ «ТОЧЕК СБОРКИ»: ВЫЗОВЫ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ»

METHODOLOGICAL SEMINAR "CROSS-DISCIPLINARY SYNTHESIS OF KNOWLEDGE AS A SOURCE OF POWER AND LEADERSHIP FOR GLOBAL AND LOCAL "ASSEMBLY POINTS": CHALLENGES TO SCIENCE AND EDUCATION

В октябре 2013 года в РАНХиГС прошел Методологический семинар для исследователей социально-ориентированных инновационных процессов, «Кросс-дисциплинарный синтез знаний как источник власти и лидерства для глобальных и локальных «точек сборки»: вызовы Науке и Образованию». Организаторами семинара выступили Проект «Генератор Социальных Инноваций -Cloud Hunters United» при поддержке бизнес-инкубатора InCube Академии в сотрудничестве с кафедрой общественных связей и медиаполитики ИГСУП РАНХиГС. Ведущие семинара - Людмила Арнольдовна Колесникова, д.э.н., к.т.н., профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора МИГСУ РАНХиГС и Людмила Александровна Василенко, д.с.н., к.филос.н., профессор, зам.зав. кафедрой общественных связей и мадиаполитики ИГСУП РАНХиГС. Такая интеграция усилий представителей двух значимых институтов Академии при Президенте РФ позволяет преодолевать возникающую организационную замкнутость и объединить потенциал ученых на решение очень важных для российского общества проблем.

С этого тезиса и начала Л.А.Василенко, открывая семинар межакадемического кросс-дисциплинарного научного клуба «ДНК Знаний K-DNA» (www.gen4h.com). Она подчеркнула интегративную основу создаваемого межакадемического клуба, в котором выразили желание участвовать ученые разных образовательных учреждений и РАН. Клуб формирует основу для принципиально новой коммуникации, объединяя в совместном научном поиске исследователей социально-инновационных процессов из самых разных сфер науки, образования и социальной практики - коммуникологов, философов, социологов, управленцев, экономистов, политологов, психологов, педагогов, культурологов, правоведов, искусствоведов, религиоведов и, в особенности, эволюционистов, специалистов в области синергетики, акмеологии, гео- и аналитической химии, генетики, биоинформатики, микробиологи, биофизики и других областей научного знания. Поиск направлений развития науки и образования и изменения их роли в современных обществах и экономиках - одно из главных предметов их внимания. Говоря словами Л.А.Колесниковой, кроссдисциплинарный синтез может осуществляться как «встреча умов и энергий из «жестких» и «мягких» наук, искусства и теологии с позиций современных возможностей научной рациональности».

Л.А.Василенко рассказала также, что Клуб - это только одно из направлений деятельности проекта «Генератор социальных инноваций». Данный проект объединяет усилия профессионалов - исследователей и преподавателей, заинтересованных в том,

чтобы идеи, которые рождаются в исследованиях и учебном процессе, претворять в устойчивые и экономически состоятельные изменения социальных практик, технологий и механизмов. Сообщество ученых - инноваторов, которое формируется в рамках Международной сети исследователей и преподавателей «Генератор социальных инноваций» («CloudHunters United»), в качестве главной миссии своей деятельности видит повышение социальной и экологической ответственности Науки и Образования и их направляющей роли в общественном и территориальном развитии, конвертации времени, интеллекта и энергии исследователей, преподавателей и их студентов в результаты, помогающие развитию социально- и экогармоничного предпринимательства, местных сообществ и местного самоуправления, социального партнерства, гражданского общества и экономики знаний и творчества, а также углублению взаимопонимания между учеными Востока и Запада, Юга и Севера на качественно новой основе кроссдисциплинарного синтеза и кросскультурного диалога.

Международная сеть исследователей и преподавателей «CloudHunters United» объединит на первом уровне (генераторы - 1) представителей любой предметной области, которым не безразличны, как достижения науки и технологий в их сфере деятельности отражаются в жизни других людей и общества. Они проводят это знание в жизнь, участвуя в процессе обучения других и стимулируя социально- и экогармоничные изменения - преподаватели вуза, бизнес-школы, колледжа, ученые, ведущие аспиранта/докторанта, корпоративные исследователи - руководители группы/направления, школьные учителя-новаторы, консультанты-исследователи, не замкнутые на привычных технологиях, открытые к новым подходам и внедрению их в жизнь.

Генератор второго уровня объединит тех, кто обучается, и под влиянием генераторов -1 включается в социально-инновационный процесс, делая в него свой вклад.

Генератор третьего уровня - это сама сеть 4H-Generator («Hunting the Hidden Human Harmony»). Чтобы исследователю/преподавателю сохранить и повысить свою личную и социальную эффективность и результативность, ему нужен новый баланс в портфеле своих видов деятельности (исследовательской, публикационной, обучающей и консультационной). Профессиональная сеть 4H-Generator поможет ему в поиске и достижении этого баланса и максимизации ценности для заинтересованных сторон.

Доклад Л.А. Колесниковой «Революция кросс-дисциплинарного синтеза: новые возможности и вызовы для методологов социальных инноваций» открыл первую научную дискуссию межакадемического кросс-дисциплинарного научного клуба «ДНК Знаний K-DNA». Она рассказала о важности осмысления подходов к методологии кросс-дисциплинарного анализа и синтеза результатов исследований из различных предметных областей для поддержки принятия социально и экологически ответственных политических и управленческих решений на самых разных уровнях и в самых разных «точках сборки».

Значимым становится поиск консенсуса научного сообщества по таким вопросам как уровни кросс-дисциплинарного (КД) анализа и синтеза и релевантных процессов генерации рисков и формирования политики: вызовы Науке и Образованию, различения и целесообразности внутри-, меж-, мульти-, транс- и кросс-дисциплинарных подходов к анализу и синтезу, представления методологии как синтеза методов и синтеза принципов, определяющих философских аспектов и приложений для КД-исследова-телей и КД-исследовательских команд, ко-эволюции концепций глобальности и локальности законов развития. Рассматривая 4-й и 5-й уровни КД-синтеза, Людмила

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

Арнольдовна приводит выражение Д.Н.Кавтарадзе, известного ученого - биолога из МГУ: "Человек думает весь!" и обращает внимание коллег на качественно иные фундаментальные основы разработок в области кросс-дисциплинарных исследований, в том числе прорывные работы современных ведущих исследователей в области эволюционной теории - Э.М. Галимова и Б.А. Богатых.

Поэтому становятся не только важными, но и возможными встречи умов и энергий из «жестких» и «мягких» наук, искусства и теологии с позиций достижений современной научной рациональности. Только с таких позиций можно пытаться находить решения сложнейших вопросов общественного и территориального развития. А для этого также необходимо пересматривать подходы к оценке результативности и производительности исследований и риск-менеджменту для лиц, принимающих решения. И наконец, для российских ученых в настоящее время стало жизненно важным исследовать влияние методов оценки производительности Науки и Образования на их уровень социальной ответственности и ориентации. Правилен ли выбор оценки? Стали бы Николай Коперник или Джордано Бруно лидерами индексов цитируемости своего времени? Как сделать так, чтобы смысл реформ в образовании и науке в нашей стране не потерялся за «цифрой»? Вопросы оценки производительности и результативности исследовательской и образовательной деятельности - также в поле приоритетов внимания создающегося профессионального сообщества.

Телемост с Дайной Беннет, ICE (International Consultants for Entrepreneurdhip and Enterprise) из Великобритании открыл еще одну традицию клуба «ДНК Знаний K-DNA». Эта традиция выражает потребность в формировании коммуникаций между наукой и практикой. В данном семинаре это выразилось во включении в его программу своеобразного кейс-стади «Оценка исследований - уроки прошлого и новые вызовы». Взгляд Дайны Беннет как социального инноватора на поиски британскими университетами новых моделей своего развития, представил обсуждаемые вопросы в практическом контексте.

Дайна осмысливала опыт распределения финансирования на научные проекты в Великобритании в соответствии с индексом цитирования ученых и поиски баланса количественных и качественных критериев. Это особенно необходимо в период экономического кризиса и снижения объема финансирования науки. Подход к выделению средств на научные исследования исключительно по принципу высокого уровня индекса цитирования Великобритания вынуждена пересматривать. Основная причина в том, что данный индекс не учитывает такую важнейшую составляющую как социальная эффективность, т.е. результаты, которые несут научные достижения обществу. Оказалось, что ученые, имеющие высокий индекс цитирования не всегда могли предложить инновации и решения, необходимые на данном этапе развития общества. Напротив, исследователи, имеющие значимые результаты, но невысокий индекс цитирования не имели шансов получить финансирование из-за низкой оценки их исследовательского труда в рамках сложившейся практики. При этом не обязательно, что исследование, не получившее лидерских позиций в индексах, слабое и наоборот. Количество не всегда означает качество, в особенности, в социальных науках, и история не только древних цивилизаций и средневековья дает тому неоднократные подтверждения, но и современная - в том числе! Видимо, требуется сочетание разных характеристик, чтобы наука могла приносить реальную пользу обществу. Дайна предложила для начала найти

консенсус по данной проблеме в научном сообществе и только после этого выступать с предложениями по изменению подходов к оценке труда ученых и системе финансирования их работ. Выступление Дайны вызвало дискуссию участников и в дальнейшем эти вопросы станут одним из приоритетных фокусов внимания сообщества.

На семинаре выступили отечественные исследователи, работающие в поле кросс-дисциплинарного синтеза. Павел Леонидович Меньшуткин (Архангельск) - политолог, специалист в вопросах развития местного самоуправления - представил доклад «Правовые источники системного кризиса государственного управления в России (с позиций системного подхода и пересечения теории управления, истории права, философии и биологии)».

Лилия Ивановна Левкина, к.п.н., докторант, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУП РАНХиГС и художник-скульптор - организатор пространств, выступила с сообщением «Исследование потенциала синтеза науки и искусства в различных сферах и его реализации субъектами социального действия».

Ольга Николаевна Капелько (Кафедра антикризисного управления социально-экономическими сисемами МИГСУ) выступила с сообщением по результатам своих многолетних исследований в сотрудничестве с Г.К. Малинецким (Институт Прикладной математики РАН) на тему «Кросс-дисциплинарный аспект анализа рисков в современном обществе».

Каждое из выступлений и тем, поднятых в ходе интенсивной работы семинара, вызвало свой живой отклик аудитории, показав, как важно в современных условиях не замыкаться в узких рамках своих дисциплин, а искать решения сложных вопросов на пересечении подходов из различных предметных областей. Однако этот поиск не может быть продуктивен простым механистическим сложением результатов, полученных в разных науках, а требует своего внимательного и выверенного методологически синтезирующего подхода. В этом направлении и планируется продолжить деятельность Клуба.

Семинар завершился неформальным общением за чаем с осетинскими пирогами, предоставленными выпускником Академии Сосланом Хугаевым (фирма «АССА») в качестве благотворительного взноса. Организаторы также благодарят Екатерину А. Ми-тясову (группа БРИФ) за содействие в развитии международных связей Клуба.

©Василенко Л.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.