Научная статья на тему 'Методологический подход к оценке эффективности авиаработ'

Методологический подход к оценке эффективности авиаработ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худоленко Олег Владимирович

В статье предлагается методологический подход к оценке эффективности авиаработ, предусматривающей комплексный анализ состояния подотрасли ПАНХ, формирование, научно-практические рекомендации по повы-шению эффективности авиаработ на базе методов стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL APPROACH TO EFFICIENCY EVALUATION OF AERIAL WORKS

The present article offers the methodological approach to efficiency evaluation of aerial works providing with the complex analysis of the condition of subindustry of aviation application in agriculture. Research-and-practical recommen-dations on increasing of aerial works' efficiency using the method of strategic management are formulated.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к оценке эффективности авиаработ»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 106

УДК 338:336

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВИАРАБОТ

О.В. ХУДОЛЕНКО

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

В статье предлагается методологический подход к оценке эффективности авиаработ, предусматривающей комплексный анализ состояния подотрасли ПАНХ, формирование, научно-практические рекомендации по повышению эффективности авиаработ на базе методов стратегического управления.

На основе анализа результатов фундаментальных теоретических и методологических исследований современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам оценки эффективности и изучения специфических особенностей функционирования подотрасли гражданской авиации (Г А) - применения авиации в отраслях народного хозяйства (ПАНХ) предлагается механизм интегрированной оценки эффективности деятельности подотрасли.

Применение авиации в народном хозяйстве является подотраслью гражданской авиации, одним из двух направлений ее производственной деятельности. От ее эффективного функционирования зависит социальное, экономическое и финансовое благополучие предприятий ГА и обслуживаемых ею предприятий - заказчиков.

Повышение эффективности деятельности подотрасли ПАНХ будет способствовать не только решению проблем в авиационной промышленности, в транспортной системе страны, но и ускоренному развитию сельскохозяйственного производства, топливо-энергетического комплекса, в росте нефте и газодобычи, сокращению сроков ввода в строй крупных промышленных объектов, прокладки линий электропередачи и др., что в конечном итоге обусловит повышение темпов роста экономики РФ.

Применение авиации в отраслях экономики включает целый ряд авиационных работ, имеющих свои специфические особенности как в технологии их выполнения, так и в экономической оценке. Это транспортировка грузов (внутри фюзеляжа и на внешней подвеске), перевозка служебных пассажиров, патрульные полеты, обработка с воздуха сельскохозяйственных и лесных угодий, строительно-монтажные работы, борьба с лесными пожарами, разведывательные, поисковые спасательные и другие "нестандартные" авиационные работы.

В соответствии с "Руководством по авиационным работам", принятым Международной организацией гражданской авиации - ИКАО (Монреаль, Канада, 1984 г.), авиационные работы включают 49 наименований и объединены в семь групп [1] : аэросъемка (10 авиаработ);

прикладные авиаработы (авиационно-химические работы, 11 видов авиаработ);

воздушное наблюдение и патрулирование (11 видов авиаработ);

авиаработы в строительстве (7 видов авиаработ);

использование авиации для целей связи (2 вида авиаработ);

аварийные операции (5 видов авиаработ);

создание турбулентности воздуха (3 вида авиаработ).

В настоящее время существенно сократились объемы применения авиации и количество выполняемых видов авиаработ. Для решения задач по сертификации эксплуатантов, авиационно-технических средств и технологий выполнения авиаработ, лицензирования, учета и прогнозирования авиаработ, изучения спроса предприятий-заказчиков и физических лиц на услуги авиации, гармонизации классификатора авиаработ с общероссийскими классификаторами, ак-

туализации видов авиаработ с учетом новых социально-экономических условий Российской Федерации разработан новый классификатор авиаработ.

Действующий до последнего времени классификатор авиаработ был построен по отраслевому принципу (авиационно-химические работы в сельском и лесном хозяйствах, обслуживание отраслей экономики-геологии, нефтяной и газовой промышленности и т.д.). Выполнение одинаковых по технико-технологическому признаку авиаработ проводилось в разных отраслях экономики, например, работы по опрыскиванию могут проводиться в сельском и лесном хозяйствах, а также в угольной промышленности при укреплении золоотвалов. По своим техникотехнологическим параметрам это две совершенно идентичные авиаработы, хотя по ранее действующему классификатору они относились к разным классам. Кроме того, классификация авиаработ по отраслевому принципу противоречит и современным требованиям к классификаторам [ 2 ]. В связи с этим предложен новый классификатор авиаработ, основанный на технико-технологическом принципе, отражающем особенности использования технических средств и технологий выполнения авиаработ [3].

Согласно предложенному классификатору авиационные работы подразделяются на: авиационные перевозки пассажиров и грузов (перевозка пассажиров, транспортировка грузов внутри фюзеляжа и на внешней подвеске);

авиационные строительно-монтажные работы (свободный монтаж конструкций, монтаж конструкций способом поворота, демонтаж конструкции способом снятия, демонтаж конструкции способом поворота, работы с гибкими элементами);

авиационное распределение веществ и биологических объектов;

воздушные съемки(аэрофотосъемочные работы, аэросъемочные работы);

наблюдение и патрулирование (поисково-спасательные работы, аэровизуальные работы);

авиационную буксировку.

Проведенный анализ деятельности подотрасли ПАНХ позволил выявить и раскрыть влияние внутренних и внешних факторов на основные показатели, характеризующие ее эффективность. Внешние факторы обусловлены рыночной финансовой, бюджетной, правовой, фискальной приватизационной структурами, промышленной политикой государства и нерыночным поведением конкурентов и заказчиков авиаработ. Внутренними факторами являются низкая конкурентоспособность, технологическая и техническая отсталость, финансовая несостоятельность, рыночная пассивность, краткосрочные интересы руководителей всех уровней. Названные факторы привели на начальном этапе перехода экономики страны к рыночным условиям хозяйствования к резкому спаду, прежде всего, объемов авиаработ и ухудшению других экономических показателей.

Исследованию теоретических и практических аспектов проблемы повышения эффективности авиаработ и совершенствования системы управления применением воздушных судов (ВС) в отраслях экономики страны посвящены труды многих ученых -экономистов. В разработку методов повышения эффективности воздушного транспорта, в том числе и ВС, используемых на авиационных работах, внесли свой большой вклад ведущие ученые экономисты, исследующие вопросы эффективности гражданской авиации. В частности, были рассмотрены вопросы оценки эффективности новой авиационной техники и повышения эффективности ее использования, а также организационные вопросы применения ВС на различных видах авиаработ. Основное внимание было обращено на выполнение авиаработ в сельском и лесном хозяйствах: разработан комплекс критериев оценки эффективности новой авиационной техники; исследованы вопросы формирования и оптимизации уровня тарифов на авиационные работы; разработаны методики оптимизации территории, обслуживаемой с аэродромов и вертодромов ПАНХ; предложен ряд способов повышения эффективности использования ВС на различных видах авиаработ за счет оптимизации рабочих параметров; предложено рациональное размещение аэродромов ПАНХ и опорных баз; определены оптимальные технологические параметры выполнения авиахимра-

бот; предложены методы совершенствования организации выполнения авиаработ и другие вопросы.

В современных условиях формирования деятельности ПАНХ результаты ранее выполненных разработок в области оценки эффективности воздушного транспорта могут быть применены частично, это связано с тем что, с одной стороны, практически все они были выполнены либо в условиях административно-командной системы управления экономикой, либо на начальном этапе переходного периода. С другой стороны, в условиях формирования рыночных отношений роль государства в управлении деятельностью ГА функционально изменилась.

В настоящее время научно-прикладных работ, в которых бы системно освещались вопросы повышения эффективности, учитывающие особенности функционирования ПАНХ на этапе формирования рынка, явно недостаточно. В этих условиях возникает необходимость в разработке теории и методологии повышения эффективности авиаработ и реформировании системы управления применением авиации в отраслях экономики с учетом существующих и прогнозируемых экономических условий хозяйствования.

Исследование вопросов эффективности функционирования подотрасли ПАНХ в рыночных условиях строится на принципах реализации системного подхода. Наибольшая результативность системного подхода, на наш взгляд, достигается при использовании методов стратегического управления.

Стратегическое управление предполагает разработку реальных и надежных планов будущего развития подотрасли ПАНХ, определять прогнозы развития на основе альтернатив, ориентируясь на рыночные перспективы. Базис стратегического управления строится на анализе как внутренних возможностей подотрасли ПАНХ, так и внешних конкурентных сил. Цель стратегического управления состоит в улучшении реакции подотрасли ПАНХ на динамику рынка и поведения конкурентов. Таким образом, стратегическое управление следует определять как процесс, с помощью которого менеджеры осуществляют долгосрочное эффективное руководство подотраслью ПАНХ, определяют специфические цели и задачи, обеспечивающие эффективное ее функционирование, вырабатывают стратегии для достижения этих целей и методы решения поставленных задач, учитывая при этом все внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень эффективности функционирования подотрасли. Важнейшим элементом стратегического управления является комплексность в решении проблемы повышения эффективности деятельности подотрасли ПАНХ. Комплексный подход к оценке эффективности предполагает выделение наиболее полного комплекса задач, установление взаимосвязи между ними, решение которых приводит к наивысшей эффективности функционирования системы (подотрасли ПАНХ в целом). Одними из наиболее сложных и ответственных проблем являются:

формирование полного комплекса задач, решение которых окажет существенное влияние на уровень эффективности функционирования подотрасли ПАНХ в целом;

определение приоритетов по степени их влияния на уровень эффективности функционирования и оценки затрат на реализацию;

определение взаимообусловленных связей между сформированным комплексом задач.

В рамках изложенных выше методологических подходов автором разработаны схемы операционных исследований решения проблемы повышения эффективности авиаработ в отраслях экономики в рыночных условиях (рис. 1)

Подотрасль ПАНХ, как организационная система, осуществляет деятельность по оказанию транспортных услуг юридическим и физическим лицам [ 6 ]. В последнее время такие структуры все чаще сталкиваются с ситуацией насыщенности рынка, когда привлечение заказчиков авиаработ становится все более трудоемким. Разрешение данной проблемы возможно за счет расширения номенклатуры авиаработ, участия в "тарифных войнах" и т.д.

Рис. 1. Схема операционных исследований решения проблемы повышения эффективности авиаработ в отраслях экономики в рыночных условиях

В этих условиях важнейшую роль играет правильная оценка своих возможностей, "в поле" технико-технологических параметров, другими словами - достоверное определение спроса на выполнение авиаработ. Для этих целей необходимо:

исследовать перспективы развития отраслей-заказчиков в региональном и структурном разрезах;

сформировать агрегированные требования заказчиков авиаработ к воздушным судам и техническим средствам для их выполнения;

провести структуризацию рынка авиаработ и технических средств для их выполнения; провести оценку конкурентоспособности воздушных судов (ВС) для выполнения авиаработ в сравнении с альтернативными видами транспорта.

Повышение эффективности функционирования подотрасли ПАНХ невозможно без оптимизации состава и структуры парка ВС, используемых для выполнения авиаработ.

Данную задачу целесообразно решать только в рамках реализации принципов стратегического управления. Это связано с тем, что процесс технического перевооружения парка ВС носит длительный характер, потому важно точно оценить перспективы развития рынка авиаработ. Таким образом, очевидна тесная взаимообусловленная связь задач формирования рынка авиаработ и оптимизации состава и структуры парка воздушных судов.

Эффективность функционирования подотрасли ПАНХ зависит от того, в каком нормативно-правовом поле происходит ее функционирование. В этой связи необходимо уделять серьезное внимание созданию оптимальной системы государственного регулирования авиаработ. Создание такой системы предполагает реализацию следующих функций государственного регулирования авиаработ:

разработку авиационных правил на основе международных стандартов и рекомендованной практики ИКАО;

проведение сертификации объектов Г А специального применения; лицензирование деятельности в области выполнения авиаработ и их инспектирование; государственный контроль деятельности естественных монополий в области Г А; государственный надзор за безопасностью полетов и соблюдение авиационных правил; государственную поддержку развития авиаработ (бюджетная политика, инвестиции, лизинг).

Формирование эффективной системы государственного регулирования выполнения авиаработ предполагает наличие переходного периода. В этом периоде проводится детальный комплексный анализ действующих нормативно-правовых документов на предмет их соответствия основополагающим принципам функционирования рыночной экономики и действующей законодательной базе.

В результате проведенного анализа нормативных документов регулирующих выполнение авиаработ была установлена необходимость разработки целостной системы нормативноправовых актов, включающих в себя структуру, состав, иерархию нормативно-правовых документов, содержащих нормы правового регулирования авиационных работ. В качестве примера приведена структура нормативных документов, регулирующих авиаработы в части технологии их выполнения (рис. 2).

IV уровень

Рис. 2. Структура нормативных документов Г А, регулирующих авиационные работы

(в части технологий их выполнения)

В настоящее время в гражданской авиации России проводится большая работа по формированию нормативно-правовой базы различных аспектов функционирования подотрасли ПАНХ.

Важным элементом системы государственного регулирования является система менеджмента качества (СМК).

СМК- это система управления аспектами деятельности предприятия, которые прямо или косвенно влияют на качество (удовлетворенность потребления). СМК формализована в стандартах международной организации ISO - 9000. При разработке СМК производится оценка деятельности предприятия на соответствие принципам и требованиям системы менеджмента качества, разрабатываются "Руководство по качеству", "Программа обеспечения качества", а также процессная модель, где определяются конкретные мероприятия, сроки их выполнения и ответственные исполнители. Предлагаемый методологический подход позволяет осуществить полную и всестороннюю оценку эффективности деятельности подотрасли ПАНХ и оптимизировать технические и технологические параметры выполняемых авиаработ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по авиационным работам, ICAO Дос. 9408-AN/922. Первое издание, 1984.

2. Постановление Правительства РФ от 10.11.03г. № 677 "Об общероссийских классификаторах техникоэкономической и социальной информации в социально-экономической отрасли".

3. Документ по стандартизации, авиационные работы, классификация, термины и определения ДС 54-002047-02. Введен в действие с 01.01.03.

4. Аналитический обзор работы транспортного комплекса России в 2001г.- М.: Минтранса России. 2002.

5. Долбня Н.В. Эффективность применения авиации в отраслях народного хозяйства -М.: "Воздушный транспорт". 1990.

6. Воздушный кодекс Российской Федерации, № 60-ФЗ от 19.03.97.

THE METHODOLOGICAL APPROACH TO EFFICIENCY EVALUATION OF AERIAL WORKS

Khudolenko O.V.

The present article offers the methodological approach to efficiency evaluation of aerial works providing with the complex analysis of the condition of subindustry of aviation application in agriculture. Research-and-practical recommendations on increasing of aerial works' efficiency using the method of strategic management are formulated.

Сведения об авторе

Худоленко Олег Владимирович, 1949 г.р., окончил КИИГА (1973), кандидат экономических наук, заместитель генерального директора НПК "ПАНХ", автор 54 научных работ, область научных интересов - эффективность организационных и технических систем, прогнозирование развития хозяйствующих субъектов, системы государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.