Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 338.984
А. В. Шопырин, Л. Н. Семеркова, Н. В. Свиридова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
РАЗНЫХ СФЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В настоящее время в условиях введения санкций в отношении экономики России представляет наибольший интерес исследование методологии планирования и прогнозирования устойчивого экономического развития организаций, функционирующих в различных сферах экономической деятельности, и объективно существует потребность в разработке современных методик и организационных принципов сравнительного планирования. Цель работы - проанализировать утвержденные на государственном и региональном уровнях индикаторы экономического развития и предложить их применение в сравнительном планировании.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа основных индикаторов и показателей экономического развития. Базой исследования послужили основные индикаторы и показатели, используемые в индикативном планировании на различных уровнях.
Результаты. Выявлены проблемы применения индикативного планирования в организациях разных сфер экономической деятельности и предложены основные направления сравнительного планирования. Предлагается взаимосвязанное применение индикативного и рейтингового планирования.
Выводы. В изменившихся условиях возникла потребность в адекватной современным условиям трансформации планирования и разработке новых методик сравнительного планирования с возможностью их дальнейшего внедрения в процесс принятия управленческих решений.
Ключевые слова: планирование, сравнение, индикаторы, рейтинг, позиция.
A. V. Shopyrin, L. N. Semerkova, N. V. Sviridova
METHODOLOGICAL ISSUES OF COMPARATIVE PLANNING APPLICATION IN ORGANIZATIONS OF VARIOUS SPHERES OF ECONOMIC ACTIVITY
Abstract.
Background. In the current climate of the imposed sanctions on the Russia's economy it is quite interesting to research methodology of planning and forecasting sustainable economic development of organizations, operating in different spheres of economic activity, and there is an objective need to develop modern methods and organizational principles of comparative planning. The purpose of the article is to analyze the indicators of economic development, approved at the state and regional levels, and suggest their application in comparative planning.
Materials and methods. Implementation of the research tasks was reached on the basis of the analysis of the main indicators and indicators of economic development. The main indicators and the indicators used in the indicative planning at different levels served as the base of the study.
Results. The authors revealed the problems of application of indicative planning in organizations of various spheres of economic activity and the basic directions of comparative planning. It is proposed to use the related indicative planning and rating.
268
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
Conclusions. In the changed conditions there has occurred a need for transformation of planning and development of new methods of comparative planning with the ability to apply them to the managerial decision making process.
Key words: planning, comparison, indicators, ranking position.
В настоящее время в условиях введения санкций в отношении экономики России представляет наибольший интерес исследование методологии планирования и прогнозирования устойчивого экономического развития организаций, функционирующих в различных сферах экономической деятельности, и объективно существует потребность в разработке современных методик и организационных принципов сравнительного планирования, формируемого в зависимости от поставленных целей устойчивого развития организаций.
Сравнительное планирование можно классифицировать на следующие
виды:
- индикативное планирование [1];
- рейтинговое планирование [2].
Общепризнанно, что индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Это форма предполагает взаимодействие всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами.
Индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики имеет более чем пятидесятилетнюю историю развития. Проблемы планирования разрабатывались и реализовывались еще в 30-е гг. XX в. в странах Западной Европы и некоторых развивающихся странах (Мексика, Индия). Так, в 1932 г. в Германии появился план ВТБ, названный по именам его авторов - B. C. Войтинского, Ф. Тарнова, Ф. Бааде. Главное направление и содержание этого плана - борьба с безработицей и обеспечение занятости населения. Во Франции развитию системы индикативного планирования способствовали экономические работы представителя социологической школы политической экономии Ф. Перру. В 1937 г. в США благодаря усилиям У. К. Митчелла начал выпускаться журнал «Плановое общество», а в 1944 г. К. Ландауэр опубликовал книгу «Теория национального экономического планирования». В ней обосновывалась сущность индикативного планирования, подчеркивалась его антикризисная направленность. После Второй мировой войны концепция планомерности стала использоваться практически во всех государствах независимо от их политико-экономической ориентации. Наиболее развитая система индикативного планирования сложилась во Франции, Италии, Японии, Нидерландах, Мексике, Индии. Более поздние попытки его внедрения были осуществлены в Южной Корее, Малайзии, Тайване и других странах [2].
Отдельные элементы планирования используются и поныне как в развитых, так и в развивающихся экономиках. Вместе с тем в современных условиях глобализации мировой экономики и усиления экономической роли транснациональных корпораций происходит пересмотр роли и места государственного регулирования. Получает развитие концепция эффективного государства, частично ограничивающая и перераспределяющая регулирующие функции государства в пользу частного капитала и международных ор-
Social sciences. Economics
269
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ганизаций. Отмеченные тенденции привели к изменению экономических функций государства, а также целей и методов индикативного планирования в первую очередь в развитых экономиках. Сегодня усиливается акцент в сторону более активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции и развитие наукоемких технологий. Условно все разнообразие моделей планирования, существующее сегодня в мире, объединяют в три вида: североамериканская (США, Канада), азиатская (Япония, Южная Корея) и европейская (Франция, Швеция) системы планирования [1].
В России в начале 90-х гг. XX в. стали адаптироваться зарубежные методики индикативного планирования в основном на государственном уровне, которые заменили методики директивного планирования, ранее применяемые в социалистической экономике.
Применение индикативного планирования в Российской Федерации на уровне государства в настоящее время базируется на двух основных документах:
1) Указе Президента РФ № 596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
2) Государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316.
В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определены следующие показатели:
- создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.;
- увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 % внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27 % - к 2018 г.;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.;
- увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.;
- повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й в 2015 г. и до 20-й в 2018 г.
Для исполнения данного указа:
- Правительство РФ определило ряд целевых индикаторов, показателей, принятых в программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» и соответствующих подпрограммах;
- в регионах разработаны планы мероприятий с применением индикаторов. В частности, на территории Пензенской области планируется увеличение объема инвестиций не менее чем на 25 % валового регионального продукта к 2015 г. и до 27 % - к 2018 г.1 [3].
1 URL: http://mineconomic.pnzreg.ru/Ukaz_596
270
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
Вместе с тем индикативное планирование не дает возможности сравнения объектов исследования, а в современных методиках планирования такой метод не применяется, что делает данную проблему более актуальной [3-9].
Для трансформации планирования и разработки современных методик сравнительного планирования необходимо применять ряд целевых индикаторов из принятых Правительством подпрограмм, программы во взаимосвязи с показателями в рейтинговом планировании.
Сравнительное планирование на микроуровне - это процесс прогнозирования, базирующийся на разработке и установлении в организации взаимосвязанной системы индикаторов и рейтинговых индексов устойчивого развития и их пороговых значений, направленных на достижение общей цели всеми структурными подразделениями организации и ее дочерними обществами.
Рейтинговое планирование должно применяться как для разработки стратегии развития организаций различных сфер экономической деятельности, так и для ее конкретизации. Рейтинговое планирование - это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках стратегии и в зависимости от целей собственников и руководителей организации и других заинтересованных лиц в росте добавленной стоимости организации, сферы экономической деятельности региона.
Важнейшими элементами методологии сравнительного планирования устойчивого экономического развития организаций могут являться:
- взаимосвязь индикативного планирования на мезоуровне и микроуровне в рамках стратегического и тактического планирования;
- системный подход в рейтинговом планировании с использованием индикаторов;
- преобразование индикативных показателей на уровне России к выполнимым на мезоуровне и в организациях;
- расчет долей показателей в индикативном планировании на мезо-уровне от установленных индикаторов на уровне России;
- формирование общих принципов разработки методик сравнительного планирования, основанных на системе показателей, зависящих от целей заинтересованных лиц (Министерства социально-экономического развития экономики России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России, собственников и руководителей организации и др.);
- выработка общих принципов использования официально доступной информационной базы при сравнительном планировании.
Системный подход в сравнительном планировании предполагает рассмотрение объекта исследования как совокупности организаций для изучения общих закономерностей их устойчивого экономического развития как в каждой сфере деятельности на мезоуровне, так и на различных предприятиях внутри холдингов, консолидированных групп и их структурных подразделений.
Рейтинговое планирование, которое должно применяться для сопоставления показателей эффективности экономического развития организаций на стадии планирования с данными других аналогичных объектов, в теории не представлено.
Нецелесообразно рассматривать рейтинговое планирование как способ, поскольку оно должно быть выделено в виде самостоятельного раздела срав-
Social sciences. Economics
271
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
нительного планирования. В современных экономических условиях рейтинг наиболее популярен в мировой и российской практике и представлен как центральный раздел сравнительного анализа. Авторы позиционируют точку зрения о том, что определение и построение рейтинга - одна из основных задач сравнительного планирования, в частности, устойчивого экономического развития организаций. Важнейшая особенность рейтингового планирования заключается в том, что уже на стадии планирования можно определять рейтинговые позиции объектов исследования. В свою очередь построенные рейтинги и результаты сравнения планируемых показателей деятельности могут быть основой для корректировки управленческих решений на стадии планирования. С помощью рейтингового планирования появляется возможность своевременного выявления положительной или отрицательной динамики устойчивого экономического развития организаций в различных сферах экономической деятельности.
Сравнительное планирование может проводиться по сферам или видам деятельности, деление которых осуществляется на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК029-2001, разработанного Минэкономразвития России на базе Статистической классификации видов экономической деятельности Европейского союза. ОКВЭД входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и предназначен для описания структуры российской экономики в условиях рыночных отношений. ОКВЭД может применяться и в сравнительном планировании устойчивого экономического развития организаций, а также могут проводиться сопоставления организаций, сгруппированных по сферам экономической деятельности, в том числе и на международном уровне на этапах планирования.
Сложность и многообразие задач, стоящих перед сравнительным планированием устойчивого экономического развития организаций различных сфер экономической деятельности, обусловили выделение его самостоятельных направлений.
Предлагается выделить основные направления сравнительного планирования:
1) сравнительное планирование потенциала развития сфер экономической деятельности на мезоуровне;
2) сравнительное планирование эффективности деятельности организаций, в том числе по видам экономической деятельности;
3) сравнительное планирование устойчивого экономического развития организаций;
4) сравнительное планирование конкурентоспособности на уровне организаций;
5) сравнительное планирование эффективности деятельности структурных подразделений.
Очевидно, что предложенные направления сравнительного планирования могут осуществляться на следующих уровнях: на мезо- и региональном уровнях и уровне организаций.
Сравнительное планирование в организациях разных сфер экономической деятельности должно базироваться на возможных достижениях опреде-
272
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
ленных пороговых значений индикативных показателей и стабильной или положительной динамики объемов реализации и добавленной стоимости.
При этом в сравнительном планировании необходимо установить соответствие планируемых целевых индикаторов пороговым значениям экономических показателей.
По содержанию сравнительное планирование может подразделяться на целевое, комплексное, консолидированное.
Целевое сравнительное планирование может осуществляться для выделения отдельных показателей в рамках различных видов экономической деятельности, по группам организаций. Такого рода планирование имеет определенные преимущества. Например, имеется возможность проводить планирование по отдельным показателям в сопоставлении с индикаторами или их пороговыми значениями. Основу целевого сравнительного планирования могут составлять планируемые целевые рейтинги.
Комплексное сравнительное планирование предполагает проведение рейтингового планирования по итоговому интегральному значению индекса или балльному значению.
Консолидированное сравнительное планирование - рейтинговое планирование по сферам экономической деятельности, в основе которого могут быть целевые и комплексные планируемые рейтинги устойчивого развития организаций.
Таким образом, планирование - это неотъемлемая часть деятельности любой активной единицы в государстве, участвующей в процессе производства благ и оказания услуг, включая деятельность самого государство. Исходя из данного определения следует понимать, что от эффективности процесса планирования зависит результат деятельности объекта. Поэтому для осуществления более эффективного процесса планирования необходимо применять наиболее объективные методики планирования, адаптированные к современным условиям функционирования экономики России, которые могут позволить не только спланировать деятельность объекта, но и смогут дать оценку эффективности как самого объекта, так и его развития на стадии планирования. К таким методикам планирования можно отнести методики сравнительного рейтингового планирования.
Из сказанного выше следует, что в изменившихся условиях возникла потребность в адекватной современным условиям трансформации планирования и разработке новых методик сравнительного планирования с возможностью их дальнейшего внедрения в процесс принятия управленческих решений.
Список литературы
1. Андрюшкевич, О. А. Индикативное планирование в экономиках разного типа / О. А. Андрюшкевич. - URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/199716/
2. Ващилова, О. И. Методология системного подхода к планированию и результативности деятельности / О. И. Ващилова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2.
3. Ушакова, О. А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике / О. А. Ушакова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 6.
Social sciences. Economics
273
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
4. Вайсман, Е. Д. Концептуальная модель системы индикативного планирования регионального развития экономики знаний / Е. Д. Вайсман, В. О. Боос // Экономика региона. - 2012. - № 4.
5. Верютин, А. В. Формирование индикативной программы производства предприятия в условиях развития рыночных отношений / А. В. Верютин, И. П. Салтык // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 9.
6. Магданов, П. В. Процесс стратегического планирования в корпорации / П. В. Магданов // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 1.
7. Сазонова, И. В. Планирование рейтинговых позиций реорганизованных вузов / И. В. Сазонова, Н. В. Свиридова // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 4.
8. Тиховская, М. Е. Характеристика процесса планирования на предприятии сферы услуг / М. Е. Тиховская // Социально-экономические явления и процессы. -2013. - № 8.
9. Шевченко, И. К. Региональный кластер как механизм территориально-отраслевого развития экономики / И. К. Шевченко, А. Ю. Федотова, Ю. В. Развадов-ская // Известия Южного федерального университета. - 2013. - № 6.
References
1. Andryushkevich O. A. Indikativnoe planirovanie v ekonomikakh raznogo tipa [Indicative planning in various types of economies]. Available at: http://kapital-rus.ru/articles/ article/199716/
2. Vashchilova O. I. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2014, no. 2.
3. Ushakova O. A. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University]. 2014, no. 6.
4. Vaysman E. D., Boos V. O. Ekonomika regiona [Regional economy]. 2012, no. 4.
5. Veryutin A. V., Saltyk I. P. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel’skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of Kursk State Agricultural Academy]. 2013, no. 9.
6. Magdanov P. V. Vestnik Permskogo universiteta [Bulletin of Perm University]. 2012, no. 1.
7. Sazonova I. V., Sviridova N. V. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2013, no. 4.
8. Tikhovskaya M. E. Sotsial’no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socioeconomic management and processes]. 2013, no. 8.
9. Shevchenko I. K., Fedotova A. Yu., Razvadovskaya Yu. V. Izvestiya Yuzhnogo fede-ral’nogo universiteta [Proceedings of South Federal University]. 2013, no. 6.
Шопырин Александр Владимирович
аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: shopyrin@list.ru
Семеркова Любовь Николаевна
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: penzamarketing@mail.ru
Shopyrin Alexander Vladimirovich
Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Semerkova Lubov Nikolaevna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of marketing, commerce and services, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
274
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
Свиридова Нина Владимировна доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: sviridovanv@rambler.ru
Sviridova Nina Vladimirovna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 338.984 Шопырин, А. В.
Методологические вопросы применения сравнительного планирования в организациях разных сфер экономической деятельности /
А. В. Шопырин, Л. Н. Семеркова, Н. В. Свиридова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). -С.268-275.
Social sciences. Economics
275