В.А. НУРПЕИСОВА,
соискатель Казахского гуманитарно-юридического университета
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
Количественному и качественному разнообразию причин преступности государство и общество противопоставляют дифференцированную систему мер, направленных на искоренение этих причин [1, с. 4].
В криминологии их принято разделять на меры общего, специально-криминологического и индивидуального характера.
К общим мерам относят те, которые направлены на совершенствование деятельности нашего государства, хозяйственного и социального регулирования, укрепление правопорядка и законности, развитие законодательства, все более широкое вовлечение общественности в управление государственными делами.
К мерам специально-криминологического характера относят улучшение деятельности органов милиции, прокуратуры и судов, повседневное изучение состояния преступности, планирование мер борьбы с нею, устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, обобщение и анализ правоприменительной деятельности.
К мероприятиям индивидуального характера относят контроль за лицами, склонными к совершению правонарушений, а также те меры, которые принимаются по конкретным преступлениям или по иным антиобщественным деяниям [2, с. 38-40, 78-92, 99, 178-211].
В сущности, профилактика—это та же предупредительная деятельность. Поэтому попытки представить профилактику как нечто отличное от предупреждения преступности есть схоластическое теоретизирование. На наш взгляд, нужно согласиться с тем, что термины «предупреждение», «профилактика» и «предотвращение» преступности следует применять как взаимозаменяющие [2, с.42].
Важную роль в деле предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями должно сыграть всестороннее изучение и предупреждение самих психических аномалий (особенно тех, которые отличаются наибольшей криминогенностью), выявление процессов и явлений, обусловливающих возникновение аномалий, и нейтрализация негативных влияний.
Отношение к психически неполноценным было различным в разные годы и в разных стра-
нах. A.A. Жижиленко выделял три основные формы этого отношения:
1) наказание снижается, но отбывается в обычных местах заключения;
2) лицо признается уменьшено вменяемым и помещается в психиатрическое учреждение перед отбытием наказания или после, либо уже проходит курс лечения в специальном психиатрическом учреждении во время отбытия наказания, назначенного более мягко;
3) лицо содержится в специальных государственных учреждениях для уменьшенно вменяемых в порядке наказания или взамен его [3, с. 97].
В современной юридической и психиатрической литературе также обращалось внимание на необходимость тщательного изучения детерминантов преступного поведения лиц, страдающих психическими аномалиями (особенно психопатов) и принятия к ним в случае совершения преступления несколько иных мер исправительного воздействия, чем к психически здоровым. Однако до сих пор еще продолжают существовать криминологические теории, полагающие, что исправить любого преступника можно лишь воспитательными мерами. «Если в профилактике преступлений психопатических личностей сделано еще крайне мало, - пишет И.С. Ной, - то главным образом потому, что до сих пор окончательно не преодолены безответственные ненаучные теории, отрицающие значение биологических детерминантов в преступном поведении. За отрицательное влияние таких теорий на науку и практику борьбы с преступностью общество расплачивается определенным числом опасных насильственных преступлений, совершаемых психопатами, профилактикой которых криминологическая наука все еще не считает нужным заниматься» [4, с. 94].
Вопрос о том, какие организационные формы могут быть использованы для исправления и перевоспитания совершивших преступления психопатов, уже вставал в современной психиатрической и юридической литературе и находил прямо противоположные ответы. В более ранних источниках доминирует мнение о том, что «психопаты должны содержаться в местах лишения свободы на общих основаниях, наравне с остальными заклю-
Трибуна молодого ученого
П4П
ченными, при этом нужно стремиться не к концентрации их в одном месте, а к распыиению по отдельным подразделениям. Медицинское обслуживание психопатов не должно отличаться от общих принципов и форм обслуживания других лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях» [5, с. 315-316].
Но наряду с этой существовала и особенно находит поддержку в настоящее время другая точка зрения, согласно которой исправление и перевоспитание психопатов должно производиться в специально организованных учреждениях с особыми условиями труда и быта, режима и наблюдения, наиболее эффективными именно для данного контингента заключенных [6, с. 137].
На наш взгляд, последняя точка зрения заслуживает самого серьезного внимания, однако ее сторонники, к сожалению, ограничиваются лишь исследованием психопатов. А между тем такого же внимания требуют и олигофрены. В общем количестве психически неполноценных несовершеннолетних преступников олигофрены доминируют, а в числе взрослых находятся на уровне психопатов. Они больше подвержены негативным внешним влияниям, им труднее ориентироваться в обычных условиях, «пристраиваться» к ритму работы на обычных предприятиях в силу врожденной умственной недостаточности, поэтому они тоже нуждаются в специальных учреждениях по социально-трудовой адаптации. В воспитательных колониях, предназначенных для психически здоровых, олигофрены также не могут адаптироваться и приспособиться к требованиям, предъявляемым к основному контингенту.
Таким образом, содержание лиц с психическими аномалиями в воспитательных колониях для психически здоровых представляется нецелесообразным. Проводимые в этих учреждениях воспитательные мероприятия не смогут привести к желаемым результатам по той причине, что они не соответствуют особенностям их аномальной психики. Поэтому исправление и перевоспитание лиц, страдающих психическими аномалиями, должно производиться в специальных учреждениях. Более чем 20-летний опыт существования подобных учреждений свидетельствует о том, что создание их оправдывает себя, способствует профилактике преступности. В таких местах олигофренов и психопатов следует содержать раздельно. Желательно также дифференцированное содержание по видам олигофрений и психопатий.
Работу в этих учреждениях следует проводить совместными усилиями юристов, педагогов, психологов, психиатров. Основная цель должна зак-
лючаться не в том, чтобы наказать совершившего преступление психически неполноценного, а в том, чтобы успешно провести мероприятия по его социально-трудовой адаптации и оказать необходимую психиатрическую помощь. В соответствии с новейшими достижениями педагогики, патопсихологии, психиатрии здесь должны осуществляться необходимые меры по устранению недостатков в социализации этих личностей. «Поскольку преступление связано с недостатками процесса социализации, - замечает A.M. Яковлев, - то наказание эффективно в той мере, в которой оно способно восполнить указанные недостатки».
Создание специальных учреждений для совершивших преступления психически неполноценных несовершеннолетних, а также и для взрослых, явится важным стимулом для проведения комплексных исследований взаимосвязей, обусловливающих преступное поведение этих лиц, и существенным образом повысит эффективность профилактических мероприятий, уровень исправительного воздействия. Только в учреждениях подобного типа можно будет детально изучить сферу мотивации психически неполноценного преступника, его цели, стремления, потребности и выработать у него стереотип поведения, исключающий применение им антиобщественных средств для достижения целей [3, с. 87].
Нечто подобное в пашей практике уже имеется. Это, например, вспомогательные школы и школы-интернаты для детей с врожденной умственной недостаточностью. И если мы создаем специальные учреждения для психически неполноценных, не отличающихся преступным поведением, то, видимо, вполне оправданной в плане предупреждения преступности будет организация специальных воспитательных учреждений для несовершеннолетних преступников, страдающих психическими аномалиями и, соответственно, специальных исправительных учреждений для психически неполноценных взрослых.
Очевидно, в целях предупреждения преступлений и лучшей адаптации олигофренов необходимо было бы также организовать для них в больших городах специальные вспомогательные предприятия, где ритм работы и требования соответствовали бы их возможностям. Туда направлялись бы окончившие вспомогательные школы. Отсутствие таких предприятий представляется существенной недоработкой в деле социально-трудовой адаптации олигофренов, поскольку, как свидетельствуют результаты проведенных специалистами исследований, свойственные олигофренам «невысокий уровень интеллекта, недостаточность познавательной
деятельности, замедленное усвоение приемов труда и его конечной цели... отсутствие инициативы и целенаправленности делают необходимой постоянную социальную стимуляцию этих больных, то есть активное вовлечение их в работу на всех этапах приспособления к труду, а также неизбежность длительного обучения, как правило, в специально созданных условиях с обязательным использованием многократного наглядного показа» [3, с. 54].
Только в рамках комплексного социального планирования можно эффективно вести борьбу с преступностью, ибо только комплексный план социально-экономического развития, включающий в себя в качестве составного звена комплексный план профилактики преступлений, разработанный при самом активном участии экономистов, юристов, социологов, психологов, медиков и генетиков, может координировать усилия различных организаций в деле предупреждения преступности. Планы профилактики преступности должны быть одной из подсистем в системе социального планирования, и только при таком подходе возможно комплексное решение проблемы искоренения преступности и других форм социально отклоняющегося поведения [7, с. 84].
План профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями может быть одним из подразделений комплексного плана профилактики.
Разработка всех этих планов должна проводиться на основе всесторонней информации об изучаемых объектах и процессах. Документом, концентрирующим в себе базовую информацию для составления комплексных планов, является социальная география региона.
Для составления плана профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями необходимы следующие данные:
1. Информация социальной географии о структуре, динамике и причинах психических заболеваний и аномалий, мерах и способах их выявления и предупреждения.
2. Прогностическая информация о структуре и динамике психических заболеваний, меры их профилактики и способы выявления на планируемый период.
3. Информация о социально-психологических отношениях и социально-трудовой адаптации психически неполноценных несовершеннолетних, зафиксированная в социальной географии.
4. Мероприятия по улучшению социально-психологического климата и совершенствованию социально-трудовой адаптации несовершеннолетних с психическими аномалиями на планируемый период.
5. Информация о структуре и динамике преступности и иных форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних с психическими аномалиями, содержащаяся в социальной географии.
6. Мероприятия по улучшению социально-экономических, социально-психологических и других показателей по борьбе с преступностью несовершеннолетних в данном регионе с распределением по микрорайонам и объектам.
Меры предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями должны совместно разрабатываться научными и практическими работниками различных специальностей из области общественных и естественных наук.
Среди проблем, возникающих в связи с социально-психиатрической профилактикой преступлений и иных правонарушений со стороны лиц с психическими аномалиями, на наш взгляд, привлекают особое внимание:
- профилактика антиобщественного поведения несовершеннолетних, имеющих психические аномалии;
- предупреждение насильственных и дезадап-тивных преступлений со стороны лиц с психической дефектностью;
- предупреждение рецидивных преступлений среди таких правонарушителей.
Профилактика антиобщественного поведения несовершеннолетних, имеющих психические аномалии, имеет ряд особенностей. Прежде всего необходимо подчеркнуть важность своевременного выявления несовершеннолетних с аномалиями психики. Дело в том, что психические расстройства, которые не лечились в детском и юношеском возрасте и даже не были выявлены, в последующем значительно труднее поддаются лечению. В случае же антиобщественного поведения и образа жизни подростков с такими расстройствами последние обычно еще больше прогрессируют и приводят к более глубоким личностным изменениям [8, с. 172].
Ю.М. Антонян предлагает различать следующие направления профилактики индивидуального противоправного поведения:
1) индивидуальная профилактика, заключающаяся в создании обстановки, устраняющей вредные влияния на лицо, выявлении и устранении конкретных источников влияний, исправлении нарушителей;
2) предотвращение конкретных преступлений и правонарушений, заключающееся в нгдопуще-нии реализации противоправных замыслов путем выявления потенциальных правонарушителей и принятии к ним законных мер, оздоровлении обстановки в микросреде;
Трибуна молодого ученого
ГЪЛ
3) пресечение конкретных преступлений и правонарушений, заключающееся в воспрепятствовании продолжения уже начатого преступления или правонарушения и создании обстановки, исключающей дальнейшую противоправную деятельность [9, с. 27-29].
Рассматривая процесс индивидуального предупреждения преступлений со стороны лиц с психическими отклонениями, выделяют следующие основные его виды: 1) раннее предупреждение, 2) непосредственное предупреждение; 3) пенитенциарное предупреждение: 4) постпенитенциарное предупреждение [10, с. 18].
Кроме того, В.Н. Бурлаков считает целесообразным «...выделить ряд относительно самостоятельных, этапов индивидуальной профилактики: 1) выявление лиц, подлежащих предупредительному воздействию; 2) изучение личности и условий ее социальной среды; 3) прогнозирование антиобщественного поведения и планирование предупредительных мер; 4) реализация этих мер и контроль полученных результатов; 5) фиксация достижения целей индивидуальной профилактики
и снятие лица с профилактического учета» [11, с. 20].
Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями, будучи порождением множества взаимосвязанных социально-экономических и биопсихологических процессов и явлений, требует всестороннего изучения и комплексных мер предупреждения. При изучении причин преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями, а также при изучении общей преступности следует исходить из основной методологической посылки, что природа социализма не содержит в себе ни грана причин преступности, что преступность — это не закономерное для социализма явление, оно противоречит самой сути нашего строя, что непосредственные причины преступности заложены во взаимодействии неблагоприятных условий микросреды и восприимчивой к негативным влияниям личности. Процессы же, происходящие на макроуровне, непосредственными причинами не являются, они лишь опосредуют происходящие на микроуровне криминогенные взаимосвязи и либо усиливают, либо ослабляют их действие.
Список использованной литературы
1. Блувштейн Ю.Д. Методологические проблемы изучения преступности и личности преступника (логико-математический аспект): Автореф... докт. юрид. наук. - М., 1975.
2. Теоретические основы предупреждения преступности. - М., 1977.
3. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями / Под ред. ПС. Ноя. - Саратов, 1980.
4. Ной ПС. Методологические проблемы советской криминологи. - М., 1973.
5. Калашник Я.М. Судебная психиатрия. - М., 1961.
6. Ной ПС. Вопросы теории наказании в советском уголовном праве. - Саратов, 1962.
7. Яхонтов В.А. Социальное планирование в сфере предупреждения преступности // Советское государство и право. - 1976. - №3.
8. Антонян Ю.М, Бородин С.В. Преступность и психические аномалии / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. -М., 1987.
9. Антонян Ю.М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1977.
10. Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: Автореф... докт. юрид. наук. - СПб., 1998.
11. Бурлаков В.Н., Орехов В.В. Индивидуальное предупреждение преступлений: вопросы теории и практики. - Л., 1988.
Нацты мацалада автор психикалыц ауытцушылыгы бар кэмелетке толмаган жасвстр1м-дердщ цылмыстыц жеке алдын алу шараларыныц нег1зг1 багыттарын царастырады.
В данной статье автор рассматривает основные направления индивидуальной профилактики преступности несовершеннолетних с психическими отклонениями.
In this article the autor researches the main types of individual crime prevention of minors winors wint mental deviations.