ФИЛОСОФИЯ
(шифр научной специальности: 5.7.8)
Научная статья УДК 303.01
doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-56-60
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ © Ольга Львовна Панченко
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия [email protected]
Аннотация. Рассматриваются методологические особенности изучения философии культуры как междисциплинарной области научного знания. Показано, что основными аспектами философского изучения культуры в рамках системно-синергетического подхода являются взаимообусловленность и взаимозависимость элементов и подсистем, нелинейность и многофакторность развития. Это проявляет себя через изучение культуры как системы, с одной стороны, и как подсистемы метасистемы бытия, - с другой стороны. Дается характеристика этим особенностям изучения философии культуры.
Ключевые слова: культура, философия культуры, системный подход, системно-синергетический подход, методология, познание, система бытия.
Для цитирования: Панченко О.Л. Методологические вопросы изучения философии культуры // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104. № 3. С. 56-60. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-56-60
PHILOSOPHY
(specialty: 5.7.8)
Original article
Methodolodical issues in studying the philosophy of culture
© Olga L. Panchenko
Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation [email protected]
Abstract. The methodological features of the study of the philosophy of culture as an interdisciplinary field of scientific knowledge are considered. It is shown that the main aspects of the philosophical study of culture within the framework of a systemic synergetic approach are the interdependence and interdependence of elements and subsystems, non-linearity and multifactorial development. This manifests itself through the study of culture as a system, on the one hand, and as a subsystem of the meta-system of being, on the other hand. The characteristics of these features of the study of the philosophy of culture are given.
Key words: culture, philosophy of culture, system approach, system-synergetic approach, methodology, cognition, system of being.
For citation: Panchenko O.L. Methodolodical issues in studying the philosophy of culture. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 104. No 3. P. 56-60. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-56-60
Введение
Роль культуры в современном обществе переосмысливается. Постсовременность как этап в развитии общества формирует новые вызовы к культуре как интегрирующему общество феномену. Культура сегодня не представляется монолитной; наоборот, она крайне подвижна, многомерна, плюралистична. Многообразны ее ценности, различные подходы к ее пониманию, нет единства также и в определении доминирующих форм ее функционирования. Это вызывает много вопросов в изучении культуры. Как понимать современную культуру, как ее интерпретировать? Цель статьи - выделить методологические особенности изучения философии культуры как научной дисциплины.
Статья представляет собой теоретический анализ и размышление о специфике философии культуры, методах ее изучения и познания. Методической основой выступил комплекс общенаучных методов и подходов: системный подход, анализ и синтез, систематизация, обобщение.
Обсуждение
Философия культуры представляет собой синтетическую дисциплинарную область знания. Синтетичность обусловлена тем, что она находится, во-первых, на стыке философии и других наук о культуре; во-вторых, тем, что сама культура как объект философии культуры, является комплексным и многогранным образованием [2; 5]. К областям знаний, включенным в область знаний о культуре, относятся такие, как культурология, теория культуры, история культуры, искусствознание, антропология, социология культуры, этнология, этнография и ряд других. Все они в определенной степени соприкасаются с философией культуры и служат для нее источником построения теории. Философия культуры выступает методологической основой для всех наук о культуре.
С точки зрения базового определения, философия есть «стремление к знанию». В то же время понятие «знание» также не является чем-то статичным. В современном обществе не существует устоявшегося знания, оно подвижно и изменчиво. Общество изменений накладывает строгие ограничения и к пониманию знания как постоянно изменяющегося феномена. Следовательно, понимание «знания» требует отношения к нему не только как к результату, но как к «процессу». В своем саморазвитии каждый человек стремится познать нечто новое. После познания этого нового наступает момент, когда знание устаревает и перестает объяснять реальность, события. Требуется новое знание, которое наслаивается на предыдущее, образуя его новый пласт. Так формируется многослойное знание, и данный процесс бесконечен. Происходит количественный прирост знания, которое в определенный момент переходит в новое качественное знание. Помимо этого, человек приобретает знания в смежных областях, то есть происходит не только прирост, но и расширение знания. Таким образом, можно говорить о приросте знания по горизонтали и по вертикали. И этот процесс бесконечен, поскольку постоянно меняются условия человеческого бытия, социокультурный контекст бытия. И здесь мы можем говорить о том, что знание как процесс суть познание.
Итак, получение знания есть процесс непрерывный. Следовательно, и философия есть стремление к непрерывному познанию все новых аспектов бытия, поиск истины. Сама по себе истина не достижима. Но есть возможность постоянного приближения к ней, что означает и непрерывность познавательного процесса. Познание выступает основой любого знания, в том числе, и философского. Познание есть процесс постоянного накопления все новых пластов знания, получения все новой информации и ее постоянной критической переработки, осмысления. Таким образом, основным тезисом будет являться тезис, что философия есть «любовь к знанию, стремление к познанию».
Философия культуры имеет объектом культуру, что само по себе вполне понятно. Однако понятие культура крайне многозначно, так, что невозможно вполне четко определить, что же оно включает в себя. В этой связи наиболее оптимальным к изучению культуры является применение системного подхода. С точки зрения философии, культура представляет собой системное образование и изучается как система [3; 4]. Любая система означает взаимообусловленность элементов. Теорию систем к исследованию сложных социальных объектов активно стали применять во второй половине ХХ в. Так, с точки зрения Л. фон Берталанфи, «система - это набор взаимодействующих элементов» [1]; то же находим в работах других основоположников системного подхода В.Н. Садовского [7], Э.Г. Юдина [8]. Культура безусловно относится к наиболее сложным системам. Каждый элемент культуры взаимозависим и взаимно обусловлен другими ее элементами. Это означает, что философия культуры есть междисциплинарная область знания, имеющая своим объектом культуру как системное образование.
Как уже было отмечено, философия стремится к познанию истины, однако достичь этой истины крайне сложно. То же можно сказать в отношении культуры как объекта философского осмысления. Постичь сущность культуры сложно, поскольку это крайне многомерное об-
разование. Скорее, можно лишь приближаться к постижению сущности культуры, и делать это возможно путем познания различных форм культуры. В этом смысле В. Виндельбанд, подчеркивая многообразие и непостижимость культурных форм, отмечал: «...Культура каждого народа точно также кроет в себе множество разнообразных творческих сил и состояний, внешних и внутренних форм жизни. Обозреть их все и объединить в единое целое в одном сознании невозможно. Поэтому чтобы обрести, чтобы сознать это единство, необходимо постигнуть сущность функции, представляющей собою то общее, что присутствует во всех частных культурных деятельностях, как бы различно ни было обрабатываемое ими содержание» [3, с. 12-13]. Таким образом, постигая различные формы культуры, обобщая и систематизируя их, находя в них закономерности и взаимосвязи, мы постепенно постигаем сущность культуры, но вряд ли когда-то сможем прийти к пониманию ее истинной сущности.
Тут мы понимаем, что и данный процесс так же бесконечен, как и само познание. Культура в этом движении задает нам некие ориентиры, к которым мы движемся как цели познания. Достигая одной цели познания, мы не можем остановиться, потому что впереди уже новая цель, новые нераскрытые стороны культуры. Само время задает нам задачи в познании культуры. К примеру, что принципиально нового несет с собой цифровизация, для развития культуры и формирования культурного человека? Что меняется в понимании «человека культурного»? Как высокие технологии, нейронные сети меняют современную культуру и место в ней человека? Все эти вопросы крайне многогранны. Отвечая на один из них, понимаешь, что возникает целый ряд новых вопросов, требующих осмысления. Так происходит философский поиск сущности культуры.
Итак, философия культуры - это путь осмысления культуры во всем ее многообразии через постоянное приближение к познанию культуры, ее различных сторон и проявлений, открытие новых аспектов, требующих нового осмысления. Познавая одни аспекты, модусы и проявления культуры, сложно концентрироваться на всех других. Это приводит к ошибке в изучении культуры, когда изучаются отдельные компоненты, но не культура целиком. Единственным правильным подходом к изучению культуры в философском знании служит системный подход. Ученый М.С. Каган отмечает: «Задача философии и состоит в преодолении узости, однобокости, частичности интерпретации культуры, свойственных частным наукам, в том, чтобы не поддаваться их влиянию, а самой проявлять инициативу и предлагать всем им такую теоретическую модель культуры, из коей каждая могла бы исходить в решении своих конкретных задач» [5, с. 16]. Добавим, что и системный подход сегодня ограничивает понимание сложных объектов и систем. Философское изучение возможно только в рамках системно-синергетического подхода [6].
Объектом философии культуры является культура. Вслед за М.С. Каган добавим: культура в экстракультурологическом и интракультурологическом аспектах [5, с. 29]. В первом случае культура выступает подсистемой более широкой системы бытия; во втором - сама формирует собой систему и состоит из нескольких подсистем и множества элементов в них. С точки зрения системного подхода, культура состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, представляющих целостность и единство [4]. Поскольку элементы взаимозависимы, то изменение каждого из них приводит к изменению всей системы. Кроме того, культура как образование вписана в метасистему бытия и может изучаться как один из ее элементов.
Системный подход означает, что культура состоит не только из отдельных элементов, но и подсистем. Каждая из таких подсистем может изучаться отдельно, но во взаимосвязи с другими подсистемами. Вне такой связи изучение подсистем культуры не имеет смысла, поскольку такое изучение может нам дать только лишь фрагментарное знание. Подсистемы выполняют определенные функции по отношению к самой системе и способствуют ее модификации, изменению и развитию.
Нельзя забывать еще один аспект системного подхода при рассмотрении любого явления, включая культуру: это многофакторность. Культура есть феномен, обусловленный множеством факторов. Развитие культуры нельзя и неправомерно объяснять влиянием одного
или двух факторов. Таких факторов множество, их можно сгруппировать в различные группы влияния. Факторы обусловливают функционирование и развитие культуры, благодаря их воздействию культура меняется и развивается в любом обществе. Системный подход позволяет анализировать влияние факторов в их взаимосвязи.
Философия культуры стремится ответить на вопрос: в чем состоит роль культуры в природной среде, в обществе и для человека? Как культура меняет реальность человеческого бытия? В работах многих ученых и обществоведов, культурологов мы можем найти множество трактовок культуры и ее значений в жизни человека. Обобщение, систематизация всех этих трактовок и подходов дает нам ключ к пониманию роли культуры в общественном бытии и жизни человека. Анализ многотысячелетней истории развития культуры, ее различных проявлений и форм позволяет понять суть культуры как феномена. Философия культуры обобщает весь накопленный веками опыт человечества по созданию и использованию культуры, дает возможность выявить ее специфику на различных этапах. Это есть то, что мы можем именовать культурным бытием человека. Философия культуры имеет дело с обобщением культурного бытия и формированием закономерностей его функционирования и развития.
Выводы
Итак, философия культуры стремится к познанию культуры посредством обобщения отдельных форм культурного бытия. Это познание происходит как методом индукции, так и методом дедукции. В первом случае происходит обобщение отдельных культурных форм, поиск общих закономерностей. Во втором случае - от наиболее общих законов происходит движение - к наименее общим, частным случаям. Философия культуры имеет дело и с теми, и с другими методами, однако в большей степени использует метод дедукции. Двигаясь от общего - к частному, философия культуры стремится выяснить, каким образом общие закономерности функционирования культуры проявляют себя в локальных формах культурного бытия.
Кроме того, философия культуры располагает арсеналом других общенаучных методов: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, моделирование, проектирование, прогнозирование. При изучении культуры как объекта используется весь комплекс методов, по принципу их взаимного дополнения. При изучении культурных форм применяются методы других фундаментальных, а также и более частных наук: социологии, психологии, антропологии, этнографии, т.д. В совокупности применение различных методов позволяет воссоздать единую философскую картину культурного мира.
Таким образом, задачами философии культуры выступают: изучение культурного опыта в истории развития человека, его систематизация и обобщение; выявление наиболее общих тенденций и закономерностей функционирования культуры; определение сущностных свойств культуры как системного образования.
Список источников
1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: основы, развитие, применение = General System theory: Foundations, Development, Applications. 1st ed. N. Y.: George Braziller, Inc., 1968. 289 p.
2. Булатов М.А. Диалектика и культура (историко-философский анализ). Киев: Наук. думка, 1984. 216 с.
3. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Логос. М.: Тип. «Печатное дело» Ф.Я. Бурче, 1910. Кн. 2. С. 1-14.
4. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 383 с.
5. Каган М.С. Философия культуры. Академия гуманитарных наук и др. СПб.: Петрополис, 1996. 310 с.
6. Пригожин И. Конец определённости: время, хаос и новые законы природы. Ижевск: Ижевская республиканская типография, 1999. 325 с.
7. Садовский В.Н. Основы общей теории систем. М., 1974. 405 с.
8. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: УРСС, 1997. 340 с.
References
1. Bertalanffy L. von. General System Theory: Foundations, Development, Applications. 1st ed. N. Y.: George Braziller, lnc., 1968. 289 p.
2. Bulatov M.A. Dialectics and culture (historical and philosophical analysis). Kyiv: Nauk. Dumka, 1984. 216 p.
3. Windelband V. Philosophy of culture and transcendental idealism // Logos. M.: Type. «Printing» F.Ya. Burche, 1910.Vol. 2. P. 1-14.
4. Kagan M.S. Systematic approach and humanitarian knowledge. Favorite articles. L.: Leningrad State University Publishing House, 1991. 383 p.
5. Kagan M.S. Philosophy of culture. Academician humanitarian Sciences, etc. St. Petersburg-Petropolis, 1996. 310 p.
6. Prigogin I. The end of certainty: time, chaos and new laws of nature. Izhevsk: Izhevsk Republican Printing House, 1999. 325 p.
7. Sadovsky V.N. Fundamentals of general systems theory. M., 1974. 405 p.
8. YudinE.G. Methodology of science. Systematicity. Activity. M.: URSS, 1997. 340 p.
Статья поступила в редакцию 10.04.2024; одобрена после рецензирования 30.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.
The article was submitted 10.04.2024; approved after reviewing 30.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.