Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА КАРЛА ЯСПЕРСА КАК РАДИКАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕКУЛЯРИЗМА'

ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА КАРЛА ЯСПЕРСА КАК РАДИКАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕКУЛЯРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозность / секуляризм / секуляризированная религия / постсекуляризм / философская вера / теология / Religiosity / secularism / secularized religion / post-secularism / philosophical faith / theology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимир Аракелович Тер-Аракельянц, Андрей Викторович Юхно

Рассматривается философское размышление Карла Ясперса, у которого секулярность в её наиболее целостной и глубокой форме схватывается мировой философией, в то время как философская вера представляет собой уже своеобразный синтез секулярности и религиозности. Работа основана на исследованиях ведущих современных ясперсоведов, в первую очередь – Андреаса Чезаны (Andreas Cesana), профессора философии университета г. Майнц (ФРГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karl Jaspers' philosophical faith as a radical concept of secularism

Relying on the research of leading modern Jaspers scholars, primarily Andreas Cesana, professor of philosophy at the University of Mainz (Germany), it is considered the philosophical reflection of Karl Jaspers, in which secularity in its most integral and deep form is grasped by the world philosophy, while philosophical faith is already a kind of synthesis of secularity and religiosity.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА КАРЛА ЯСПЕРСА КАК РАДИКАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕКУЛЯРИЗМА»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.8)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2023-99-4-62-67

ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА КАРЛА ЯСПЕРСА КАК РАДИКАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕКУЛЯРИЗМА

© Владимир Аракелович Тер-Аракельянц1, Андрей Викторович Юхно2

1Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия; 2Донская духовная семинария, г. Ростов-на-Дону, Россия 1protoierey.vladimir@gmail. com 2yukhan@inbox. ru

Аннотация. Рассматривается философское размышление Карла Ясперса, у которого секулярность в её наиболее целостной и глубокой форме схватывается мировой философией, в то время как философская вера представляет собой уже своеобразный синтез секулярности и религиозности. Работа основана на исследованиях ведущих современных ясперсоведов, в первую очередь - Андреаса Чезаны (Andreas Cesana), профессора философии университета г. Майнц (ФРГ),

Ключевые слова: религиозность, секуляризм, секуляризированная религия, постсекуляризм, философская вера, теология.

Для цитирования: Тер-Аракельянц В.А., Юхно А.В. Философская вера Карла Ясперса как радикальная концепция секуляризма // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 99. № 4. С. 62-67. doi: 10.18522/20701403-2023-99-4-62-67

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.8)

Original article

Karl Jaspers' philosophical faith as a radical concept of secularism

© Vladimir A. Ter-Arakelyants1, Andrey V. Yukhno2

1Don state technical university, Rostov-on-Don, Russian Federation; 2 Don theological seminary, г. Rostov-on-Don, Russian Federation 1protoierey.vladimir@gmail.com 2yukhan@inbox.ru

Abstract. Relying on the research of leading modern Jaspers scholars, primarily Andreas Cesana, professor of philosophy at the University of Mainz (Germany), it is considered the philosophical reflection of Karl Jaspers, in which secularity in its most integral and deep form is grasped by the world philosophy, while philosophical faith is already a kind of synthesis of secularity and religiosity.

Key words: Religiosity, secularism, secularized religion, post-secularism, philosophical faith, theology. For citation: Ter-Arakelyants V.A., Yukhno A.V. Karl Jaspers' philosophical faith as a radical concept of secularism. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 99. No 4. P. 62-67. doi: 10.18522/2070-1403-2023-99-4-62-67

Введение

Религиозность и секулярность у русских религиозных философов и богословов, -неизбежно приводит нас, с одной стороны, к Западному философскому и теологическому мышлению как alter ego русской мысли и, с другой стороны, к мировой философии как единству философской мысли вообще. В этой ситуации достаточно продуктивный эвристический шаг может состоять для нас в том, чтобы в начале нашего размышления оттолкнуться от мышления Карла Ясперса, у которого секулярность в её наиболее целостной и глубокой форме схватывается мировой философией, в то время как философская вера представляет собой уже своеобразный синтез секулярности и религиозности - и эта попытка продуктивного преодоления извечной противоположности не может сегодня

быть нам неинтересной. Мы будем опираться на исследования ведущих современных ясперсоведов, в первую очередь - Андреаса Чезаны (Andreas Cesana), профессора философии университета г. Майнц (ФРГ) [1].

Напомним, что для Ясперса мировая философия представляет объективное единство философского мышления, тогда как философская вера есть выражение верующего рассуждения. Поскольку уже во времена Ясперса было ясно, что Западная философия с неизбежностью перерастает в пост-европейскую философию, будущее мировой философии связывалось Ясперсом с philosophia perennis, c вечной философией.

Этот термин ведёт свое происхождение от католического епископа XVI в. Августина Стехуса (Agostinus Steuchus, 1497/1498-1548), - почву для которого подготавливают штудирующие тексты неоплатоников Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико Мирандола (1463-1499), - обозначая у него «основные истины, которые существуют у всех народов во все времена и составляют вместе одну науку из одного принципа (Бог)».

Лейбниц говорил, что во все времена народы имели интуицию вечных и всеобщих духовных и природных законов, которые он стремился выявить в своем анализе конфуцианства. По Лейбницу знание, вырастающее из этой интуиции - не что иное, как естественная теология (Natürlichen Theologie, натюрлихен теологи) в средневеково-схоласти-ческом смысле - то есть доступные разумному познание основания христианской веры. Для Лейбница, соответственно, главными предметами его философии являются Бог и душа. Он отмечал важность адаптации вечных истин в конкретной исторической эпохи и ситуации в плане их выражения.

Материалы и методы

В исследовании методология носит комплексный характер, что обусловлено междисци-плинарностью подходов к изучению проблемы. Исследование философской веры Карла Ясперса находится в устойчивом развитии философии религии, целого комплекса философских и общенаучных методов: аналитического, феноменологического, принципов объективности, всеобщей связи, противоречия, методов сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. В исследовании применяется концептуально-логический анализ теоретической терминологии с целью определения термина «секуляризм» для социокультурного контекста. Привлекаются методы историко-генетического анализа научной методологии для анализа её переориентации от формально-теоретической установки к социально-значимой.

Исходной методологической идеей исследования являются диалектический и системный подходы. Философия религии К. Ясперса нуждается в новой методологии исследования с привлечением нового понятийного аппарата и методологического инструментария. В нашем исследовании рассматривается объект - радикальная концепция секуляризма. Методология как логическая организация решения «проблемы секуляризма» состоит в том, чтобы определить цель и предмет исследования, найти подходы и ориентиры к проблеме, выбрать методы исследования. Религиозно-философский аспект секуляризма представляется в том числе и объектом социальной сферы исследований. Это обусловлено неоднозначностью понятия «радикальная концепция секуляризм». Современность требует уточнения и развития этого понятия, соответствующего их новому пониманию.

Результаты исследования

Перенниалисты придерживаются точки зрения, что каждая мировая религия развивается на основе единой универсальной истины, доступной во все времена для искреннего и пытливого человеческого разума. Этот термин использовали для характеристики своей философии не только Рене Генон и представители так называемого интегрального традиционализма (говорившие о первичной традиции как метафизическом фундаменте всех религиозных традиций), но и С.Л. Франк. Олдос Хаксли в своей известной книге «Вечная философия» (1946) утверждал, что «Зачатки вечной философии можно обнаружить в фольклоре абсолютно всех примитивных народов, а её высшие формы отражены во всех религиях мира».

Представители неосхоластики в теологии католической церкви 19-го и 20-го вв. также рассматривают philosophiaperennis как естественную теологию. Для них вечные основополагающие истины в законченном виде выражены уже Фомой Аквинатом - в его синтезе платонизма и аристотелизма, в его концепции Откровения и в его учении о Логосе.

Возвращаясь к Карлу Ясперсу, отметим, что философия, согласно его в идению, претерпевает и вторую (наряду с перерастанием Западной философии в пост-европейскую) фундаментальную трансформацию: она утрачивает свое первоначальное единство с наукой. В нашу эпоху научная рациональность и философский разум имеют дело с различны -ми измерениями. Вот здесь и выходит на сцену философская вера Ясперса. В эпоху науки философия принимает форму философской веры. Вера, о которой здесь идет речь - это не личная уверенность, обосновываемая рефлексией, и это также не вера, опирающаяся на религиозное откровение. Философская вера - это не некая новая форма мышления, но возврат к нерелигиозному источнику философии и именно в этом смысле - возврат к philosophia perennis. Таким образом, у Ясперса философская вера есть единственно возможный способ продолжения жизни мировой философии (которая, как отмечали в самом начале, есть наиболее полная и глубокая форма секулярности).

У Ясперса истоки концепции философской веры прослеживаются до его первой крупной философской работы «Психология мировоззрений» (1919). В дальнейшем во всех его работах («Происхождение и цель мировой истории» (1949), «Великие философы» (19571962), «Будущее человечества» (1958) концепция философской веры развивается в единстве с концепцией мировой философии.

Философская вера - это составная часть экзистенциального мышления. Акцент делается на субъективности философского рассуждения из веры - философская вера есть вера экзистенциальная, это всегда индивидуально моя собственная вера, не существует единой философской веры. В противоположность этому, идея будущей мировой философии подчеркивает интегративное целое философского мышления, имеющего общечеловеческий характер - философское мышление принципиально едино. С одной стороны, мы видим явное противоречие; однако, с другой стороны, Ясперс стремится рассматривать оба концепта как взаимосогласующиеся. Вопрос, который интересен нам сегодня, состоит в том, какая из этих (находящихся по Ясперсу в некоем единстве) противоположностей ближе к религиозности и какая - к секулярности?

Чтобы лучше понять Ясперса, вспомним о двух аксиомах его философии. Первая -это неизменная потребность человека в авторитетном руководстве в процессе жизни, обеспечивающем экзистенциальную ориентацию. По Ясперсу, человек находит ответы на экзистенциальные вопросы либо в конкретных формах определенных взглядов и мнений (это обозначается Ясперсом как Gehäuse {гехОйзе} - капсула, клеть), либо в живом, открытом, бесконечном процессе философского мышления. Вторая аксиома Ясперса: в философской ситуации нашего времени (точнее, времени жизни Ясперса) только экзистенциальная философия может дать необходимые понимание и ориентацию. Дело в том, что философия и наука утратили их прежнее единство, философия перестала быть наукой, это теперь особый ресурс разума. Теперь философия - это носитель человечности, позволяющий человеку не потерять самого себя. Философия автономна и отличается не только от науки, но и веры, основанной на Откровении.

Традиционное различение рационального познания и познания посредством веры (верующего познания) утратило актуальность. Философия имеет собственный уникальный принципиальный исток. Традиционное различение разума и веры заменяется тройственным различением науки, философии и теологии. Подобно теологии, но отличным от неё образом, философия занимает позицию верующего понимания. Другого места для философии, после её разрыва с пониманием себя самой как науки, нет. Итак: философская вера основывается на рефлексии, представляет собой экзистенциальную веру и имеет достоверность исключительно для индивидуальной личности.

Одним из первых в своем поколении философов Ясперс провозгласил, что глобальный процесс модернизации означает начало новой эры - эры единой истории как целого. «Мир замкнулся, наступило единство земли» (1949). «Мы достигли поворотного пункта -не пункта некоторого исторического периода, как бывало прежде, но истории как целого» (1962). Главной целью позднего Ясперса является разработка концепции мировой философии (в её проблемном единстве с концепцией философской веры), соответствующей новому характеру мировой истории.

Для Ясперса philosophia perennis всегда, во все прежние эпохи, уже была мировой философией. В своей инаугурационной речи в университете г. Базель (1948) он говорил: «Единственная философия - это philosophia perennis, вокруг которой вращаются все прочие философии, и которой не обладает никто, но в которой принимает участие каждый подлинный философ, и которая тем не менее никогда не достигнет формы интеллектуального построения, имеющего силу для всех и характеризующегося исключительной истинностью». То есть мы встречаемся с достаточно парадоксальной ситуацией, когда Ясперс, философ экзистенции, отстаивает идею единственной философии и единственной истины, в которых мы можем участвовать без надежды на полное постижение и обладание. Именно philosophia perennis обеспечивает возможность коммуникации мыслителей разных культур и эпох. Это философия, которая является врожденной с точки зрения conditio humana (условия человечности) и не привязана к определенному времен или месту. Философствование неотъемлемо от бытия человеком, философия стара, как сам человек. Историческим пунктом-истоком philosophia perennis, по Ясперсу, конечно же, является осевое время, рождающее подлинное человеческое бытие как возможность экзистенции.

Ответом на новую ситуацию мировой философии и философского мышления, по Ясперсу, является философская вера. Научная рациональность и философское мышление имеют дело с разными измерениями реальности. Философия основывается на прояснении ситуации (в самом общем и глубоком смысле) посредством мышления; её основание - всё то, что разум, использующий интеллект, открывает для нас, позволяет нам увидеть. Очень важно пришедшее озарение: традиционное различение познания рационального и познания верующего утратило правомерность. В эпоху науки философия принимает форму философской веры. Подлинной задачей философии становится самоудостоверение философской достоверности веры её носителя, той или иной мыслящей личности.

Если философствование утрачивает силу последующего внутреннего действия и становится экзистенциально вялым несмотря на четкую логику и литературный блеск, оно перестает быть истинной и подлинной философией. Но здесь ясно видно, что философская вера Ясперса становится еще одним именем для его экзистенциализма. При этом Ясперс утверждает, что самостоятельный исток философии существует начиная с первых греческих мыслителей, а мыслители из веры в Откровение захватили место философии и отвергли возможность философской веры - он же намерен вернуть философию к её нерелигиозному истоку. Себя самого Ясперс видит внутри традиции Платон-Бруно-Спиноза-Кант-Лессинг-Гёте. Его философская вера - это не конфессиональная теология, не наука, не кредо некоего религиозного сообщества, но также не неверие.

В серии лекций в университете г. Базель, опубликованных позднее с титулом «Der philosophische Glaube» {дер филозОфише глАубе}, философская вера, был успешно выдвинут новый термин, но, по сути, не выявлен новый феномен: по Ясперсу философская вера существовала всегда, но в эпоху модерна была замещена научной философией. Философская вера развивалась в едином движении с философской традицией и таким образом все более отчетливо приобретает очертания philosophia perennis - это подтверждается и тем, что Ясперс без колебаний принял название, предложенное английским переводчиком - «The Perennial Scope of Philosophy», вечная сфера философии.

Высшее знание философии, говорит Ясперс - это неведение. Это отнюдь не невежество - это неведение на основание всего того, что мы знаем. «Философия - это способ для каждо-

го индивида жить в соответствии с его ответственностью перед истиной, но не увертываться от неё посредством исповедования кредо», то есть не уклоняться от истины путем исповедования готового credo. Философия противостоит религии и Откровению - но не на их, а на своем собственном месте, на своем собственном основании. Философия ни в коем случае не есть секуляризированная религия. Она имеет свой исток в самой себе, она есть своей собственный исток - вместе с истоком самого человеческого бытия, самой человечности.

В этом тезисе Ясперса мы видим секуляризм более глубокий и аутентичный, чем постсе-куляризм, скажем, Юргена Хабермаса, который в 1999 г. в «Разговоре о Боге и мире» с американским философом Эдуардо Мендита (Eduardo Mendieta) говорил, что «эгалитарный универсализм, из которого возникли идеи свободы и солидарной совместной жизни, автономного образа жизни и эмансипации, индивидуальной совести, прав человека и демократии, есть непосредственное наследие иудейской праведности и христианской жизненной этики. Не изменяясь в своей субстанции, это наследие постоянно заново усваивается и интерпретируется. И этому нет альтернативы. Даже перед лицом нынешних вызовов пост-национальной конъюнктуры мы пользуемся именно этой субстанцией! Всё прочее есть постмодернистская болтовня» [2]. Ведь философская вера Ясперса не есть, с одной стороны, усвоенная социокультурно, - и вне её исходной экклезиологической (или, если угодно, клерикальной) формы, - религия (ибо чем же ещё, как не религией являются иудейская праведность и христианская жизненная этика?), а, с другой стороны, она есть вечная (perennial), хотя и абсолютно индивидуально-экзистенциальная (а, значит, абсолютно живая) вера. Ведь исходное значение saecularis - это вековой, столетний, т.е. "вековечный, вечный", и, как таковой, абсолютно достоверный, наделяющий относительно себя абсолютной уверенностью, верой в себя.

Еще в 1937 г. Ясперс утверждал, что «философская вера - это субстанция личностной жизни человека», и она, в отличие от религии, принадлежит самой способности быть человеком. Именно вера, а не религия, есть, по Ясперсу, центральный феномен. Человек, таким образом, не есть naturaliter religiosus (по самой своей природе религиозное существо), а naturaliter credens (по самой своей природе верующее существо). Именно в этом состоит главный тезис Ясперса (выражающий, по нашему мнению, его своеобразный и радикальный секуляризм): вера относится к самому человеческому бытию - неизбежно и независимо от религии, культурного происхождения или мировоззрения.

Что же такое вера вообще? - Вера означает внутреннюю достоверность и уверенность, недедуциремую и недоказуемую. И в этом её противоположность знанию. То, что дает нам необходимую ориентацию, само по себе не есть элемент знания как такового. Вера может быть научной или философской, и в обоих случаях она есть личностный акт чего-то истинным. Вера - центральный феномен человеческого бытия. Налицо простейший факт: человеческие личности имеют некоторые безусловные, окончательные верования (убеждения).

Если философская вера не предоставляет знания или передаваемого кому-либо иному содержания, то религиозная вера предлагает доктрины и догматы. Опыт философствования делает невозможным дальнейшую жизнь под внешним авторитетом без вопросов. Но, полагает Ясперс, вера в Откровение есть вера в авторитет.

Однако философская вера относится к индивидуальной личности. Только она обладает авторитетом для достоверного ответа на экзистенциальные вопросы. Процесс мышления, достигающий достоверности, называется философским само-удостоверением или само-прояс-нением. Он предполагает бесконечно открытый ум. Он, по Ясперсу, может достичь большего, нежели вся достоверность Откровения, поскольку гарантирует личностную достоверность, ценность которой в экзистенциальной свершенности (приверженности) и значимости.

Вера в Откровение, продолжает Ясперс, угрожает самому важному в философской рефлексии: само-детерминации на основе метода само-удостоверения. Философская вера - это «воля убедить себя самого», и процесс само-прояснения бесконечен, принципиально не завершен, никогда окончательно неопределим. Философская вера развеивает естественное чувство безопасности нашего бытия. Но цель такого мышления - не скептицизм, но утверждение веры.

Самоудостоверение, о котором говорит Ясперс - это не рациональное испытания на суде разума (Кант). Это не выбор исчисляемых альтернатив. Здесь речь идет о более фундаментальном выборе: экзистенциальном выборе человеком себя самого. И результатом само--удостоверения и само-прояснения выступает не только мое бытие человеком, но и мое видение, понимание человеческого бытия.

Исторические примеры, которые имеет в виду Ясперс, таковы. Сократ уверен, что терпеть несправедливость лучше, чем совершать её. А примером философа, чье философское прозрение стало философской верой, является Дж. Бруно, особенно в его конфронтации с Г. Галилеем: Бруно верит, а Галилей знает. «Истина, которую я могу доказать - вне меня. Она имеет силу всеобщности, внеисторичности, вневременности - но она не абсолютна. А истина, посредством которой я живу, есть только тогда, когда я становлюсь идентичен с ней. Она не имеет силу всеобщности, но она абсолютна» [3].

Поскольку термин «философская вера» не получил признания, "вера" с точки зрения философии Ясперса продолжает употребляться неверно, будучи ограниченной в своем значении религиозной верой. Но, как отмечает Андреас Чезана, история рецепции ясперсовской апологии «философской веры» показывает тщетность попыток ввести новое понятие вопреки господствующей языковой практике [1, p. 31]. Выводы

Сегодня с точки зрения реальной практики, попытка сведения большого разнообразия философских позиций к некоей единой мировой философии не выглядит убедительной и интересной задачей. Гетерогенность и различие философских позиций не воспринимается негативно. Как говорит тот же А. Чезана, видение единства идеологично, а плюрализм фактичен. Нарастающая глобализация как бы располагает к принятию факта неизбежной множественности форм и способов веры, будь то религиозная, философская или секулярная вера.

Но в контексте нашей сегодняшней дискуссии мы не можем не отметить попытку Ясперса сформулировать, как мы пытались показать, оригинальную, глубокую и в чем-то очень радикальную концепцию секулярности, которую по меньшей мере имеет смысл иметь в виду, рассматривая феномены религиозности и секулярности - а может быть, и более того: рассматривать её как возможный камертон современного звучания этой темы.

Список источников

1. Andreas Cesana. World Philosophy and Philosophical Faith // Existenz. An International Journal in Philosophy, Religion, Politics, and the Arts. Vol. 4. No. 1.

2. Habermas: Zeit der Übergänge: Kleine Politische Schriften IX (edition ... https://www.ama-zon.de/Zeit-Übergänge-Politische-Schriften-suhrkamp/dp.. {Хабермас, Юрген. Время перехода} (дата обращения 12.03.2021).

3. Karl Jaspers. The Perennial Scope of Philosophy, transl. Ralph Mannheim. New York: Philosophical Library, 1949.

Статья поступила в редакцию 10.06.2023; одобрена после рецензирования 15.06.2023; принята к публикации 25.06.2023.

The article was submitted 10.06.2023; approved after reviewing 15.06.2023; accepted for publication 25.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.