ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 614.29 Авторское мнение
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФПАТОЛОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ФМБА РОССИИ (СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВРАЧА-ПРОФПАТОЛОГА)
А. Ю. Бушманов — ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна Федерального медико-биологического агентства», первый заместитель генерального директора, профессор, доктор медицинских наук; А. С. Кретов — ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна Федерального медико-биологического агентства», врач-профпатолог, кандидат медицинских наук; Л. А. Мерзликин — ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна Федерального медико-биологического агентства», профессор кафедры медицины труда, гигиены и профпатологии, профессор, доктор медицинских наук; Н. М. Савичева — ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна Федерального медико-биологического агентства», заведующая учебной частью кафедры медицины труда, гигиены и профпатологии, кандидат медицинских наук.
METHODOLOGICAL PROBLEMS OF OCCUPATIONAL PHYSICIANS TRAINING WORKING IN FEDERAL BIOMEDICAL AGENCY OF RUSSIA (MODERN MODEL OF THE PATHOLOGIST)
A. Y. Bushmanov — State Scientific Research Center n.a. A. I. Burnazyan — Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, First deputy director general, Professor Doctor of medical sciences; A. S. Kretov — State Scientific Research Center n.a. A. I. Burnazyan — Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, Occupational Physician, Candidate of medical sciences; L. A. Merzlikin — State Scientific Research Center n.a. A. I. Burnazyan — Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, Department of occupational medicine, hygiene and professional pathology, Professor, Doctor of medical sciences; N. M. Savicheva — State Scientific Research Center n.a. A. I. Burnazyan — Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, Department of occupational medicine, hygiene and professional pathology, Manager of a teaching department, Candidate of medical sciences.
Дата поступления — 18.11.2013 г. Дата принятия в печать — 16.12.2013 г
Бушманов А. Ю., Кретов А. С., Мерзликин Л. А., Савичева Н. М. Методологические проблемы подготовки профпа-тологов, работающих в ФМБА России (современная модель врача-профпатолога) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 4. С. 980-982.
Представлена концепция преподавания основных разделов профессиональной патологии и гигиены труда на кафедре медицины труда, гигиены труда и профпатологии ИППО ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России. Предложена модель подготовки врача-профпатолога на современном этапе.
Ключевые слова: профилактика заболеваний, профпатология, преподавание, гигиена труда.
Bushmanov A. Y, Kretov A. S., Merzlikin L.A., Savicheva N.M. Methodological problems of occupational physicians training working in Federal biomedical agency of Russia (modern model of the pathologist) // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2013. Vol. 9, № 4. P. 980-982.
The concept of teaching of the main sections of professional pathology and occupational medicine department of the State Scientific Research Center n.a. A. I. Burnazyan. The model of occupational physicians training at the present stage is offered.
Key words: prevention of diseases, professional pathology, teaching, occupational medicine.
В системе ФМБА России, осуществляющего медико-санитарное обеспечение работников предприятий с особо опасными условиями труда (стратегические объекты атомной, оборонной, космической отраслей), первостепенной задачей является качественное оказание медицинской помощи, проведение восстановительно-реабилитационных мероприятия для тех, кто приобрел заболевания и
Ответственный автор — Мерзликин Леонид Александрович Адрес: 127224, г. Москва, ул. Грекова, д. 4. кв. 285.
Тел.: 8-903-650-68-72 Е-таН: leonidik44@rambler.ru
инвалидность, связанные с профессиональной деятельностью (В. В. Уйба, 2007). В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы подготовки вра-чей-профпатологов в системе послевузовского образования. Парадокс преподавания профпатологии в медицинских вузах России заключается в том, что студентам лечебного и педиатрического факультетов отводится 38 часов, тогда как наибольшее количество часов (91) по профпатологии выделено студентам медико-профилактического факультета, которые после окончания образования не имеют права заниматься лечебной работой. Таким образом, система
подготовки врачей-профпатологов перемещается на послевузовское обучение.
В настоящее время большинство работодателей испытывают острую нехватку квалифицированной рабочей силы, а потому стремятся сохранить кадровый резерв. В этом смысле затраты на аттестацию рабочих мест, обучение в сфере охраны труда, а также организацию и проведение предварительных и периодических медосмотров (ПМО) оправданны: предупредить заболевание или несчастный случай на производстве дешевле, чем выплачивать компенсации на лечение и реабилитацию пострадавших. В связи с этим особым спросом в сфере охраны труда в современных условиях начинает пользоваться деятельность врача-профпатолога. Потребность в профессионалах подобного рода сейчас высока, особенно остро нехватка врачей-профпатологов ощущается в регионах, обслуживаемых ФМБА России [1, 2].
Практика показывает, что после окончания медицинского института молодые врачи, как правило, недостаточно ориентированы в вопросах профессиональной патологии, испытывают определенные трудности в практической деятельности. Так, у многих врачей вызывают затруднение написание проф-маршрута, трактовка данных санитарно-гигиенических условий труда при решении вопросов о связи заболевания с профессией (показатели ПДК при воздействии химических факторов и ПДУ при воздействии источников ионизирующего и неионизирующего излучения), применение некоторых законодательных актов, приказов, методических рекомендаций, которые распространяются по ЛПУ и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы; многие врачи не владеют практическими навыками по интерпретации рентгенологической картины органов грудной клетки при распознавании профессиональных заболеваний легких, ультразвуковой диагностики, некоторых биохимических и иммунологических показателей [3, 4].
Значительные сложности у молодых врачей вызывает недостаточное знание новых лекарственных средств, которые в изобилии поступают на наш фармацевтический рынок: современному врачу, особенно работающему в амбулаторно-поликлинической сети, мало знать фармакологическое действие и фармакодинимику, он обязан быстро и четко ориентироваться в дозировках и количествах таблеток или драже в упаковке, стоимости, знать многочисленные синонимы названия препарата, а также его химическую формулу и патентованное название. Трудности у молодых врачей вызывает заполнение медицинской документации (истории болезни, амбулаторные карты, справки, посыльные листы на МСЭК, первичное извещение об установлении профессионального заболевания и пр.) [1].
Сотрудники кафедры осуществляют выездные циклы обучения. Обучение проводится по унифицированным программам установленного образца, утвержденным Минздравом РФ. В подготовку врачей-профпатологов входит изучение:
— Основ законодательства и нормативных документов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан и охраны труда;
— основных вопросов социальной гигиены и организации здравоохранения, принципов обязательного медицинского страхования населения;
— структуры организации системы оказания медицинской помощи работающим на предприятиях
промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;
— организации работы профпатологической службы и принципов ее взаимодействия с различными лечебно-профилактическими, диагностическими и санитарно-эпидемиологическими службами и учреждениями;
— порядка расследования, извещения, установления, регистрации, учета и анализа профессиональных заболеваний и отравлений (основные формы медицинской документации);
— принципов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации профессиональных заболеваний;
— основных вопросов экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием, порядка направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ);
— общих и дополнительных медицинских противопоказаний к допуску на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами;
— принципов трудоустройства больных с профессиональными заболеваниями и инвалидов вследствие профессиональных заболеваний.
Учебно-методическая работа осуществляется с использованием:
а) лекционного материала по всем нозологическим формам профессиональных заболеваний (вибрационная болезнь: этиология, патогенез, диагностические критерии, современные методы лечения, экспертиза трудоспособности; условия формирования заболеваний химической этиологии: профилактика острых и хронических интоксикаций; профессиональные заболевания пылевой этиологии и др.) [4];
б) учебно-методических пособий для врачей-про-фпатологов;
в) ситуационных задач;
г) тестового контроля;
д) справочного материала;
е) руководства и основных монографий по про-фпатологии;
ж) нормативно-методических документов;
з) участия в клинических разборах ведущих специалистов кафедры (клиническим разборам подвергаются сложные диагностические, спорные и конфликтные случаи).
В практической деятельности специалисты кафедры участвуют в проведении комплексного медицинского обследования в условиях дневного стационара и консультативной поликлиники Федерального центра профпатологии для работающих во вредных и опасных условиях труда: в контакте с токсическими факторами; промышленной пылью и аэрозолями; производственными аллергенами, канцерогенами; с вибрацией; производственным шумом; электромагнитным излучением; неблагоприятным микроклиматом; физическим и нервно-эмоциональным перенапряжением; в условиях умственного, психоэмоционального напряжения и стрессовых ситуаций на производстве; гиподинамии и неблагоприятных эргономических особенностей трудового процесса, длительного пребывания в вынужденной рабочей позе.
Сотрудники кафеды оказывают консультативную и стационарную лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь работникам, занятым на производстве с неблагоприятными УТ, а также тем, кто получил профессиональное заболевание, пострадал
от несчастного случая на производстве, инвалидам вследствие профессиональных заболеваний, отравлений и травм. Сотрудники кафедры принимают участие в проведении (в соответствии с утвержденными регламентами) углубленных периодических профилактических медицинских осмотров с осуществлением экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией; направляют больных и пострадавших в органы государственной службы медико-социальной экспертизы для определения степени утраты общей и профессиональной трудоспособности; готовят рекомендации по ведению и лечению указанных лиц в других медицинских учреждениях, проведении лечения и медицинской реабилитации пострадавших в соответствии с заключениями медико-социальной экспертизы; осуществляют организационно-методическую помощь учреждениям здравоохранения.
Гигиена труда — неотъемлемый компонент в изучении профпатологии, поскольку профессиональные заболевания есть не что иное, как следствие неадекватных условий труда, своеобразная этиология профзаболеваний. Гигиенисты оценивают влияние вредных производственных факторов прежде всего через профессиональные риски, что лежит в основе разработки современных профилактических мероприятий. Именно гигиенисты труда составляют такой важнейший документ для профпатологов, как санитарно-гигиеническая характеристика.
Циклы по гигиене труда:
«Гигиена труда. Подготовка и прием экзамена на диплом и сертификат специалиста (врач-эксперт)» (для специалистов Роспотребнадзора и ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии: профессиональная переподготовка, 504 уч. часа);
«Гигиена труда и санитарно-эпидемиологическая экспертиза (врач-эксперт)» (для специалистов Роспотребнадзора и ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии: тематическое усовершенствование, 144 уч. часа);
«Гигиена труда. Организационно-методические основы оценки профессионального риска для здоровья работающих» (для специалистов Роспотребнадзора и ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии: тематическое усовершенствование, 144 уч. часа);
«Гигиена труда. Вредные производственные факторы. Оценка тяжести и напряженности трудового процесса» (для специалистов с высшим образованием ТУ, ТО ФС Роспотребнадзора и ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии: по основной специальности «Медико-профилактическое дело»: тематическое усовершенствование, 72 уч. часа).
Для обучения слушателей по гигиене труда привлекаются ведущие специалисты и базы профильных лабораторий.
Библиографический список
1. Амирнов Н. X. Подготовка по специальности «Профпа-тология»: додипломный и постдипломный период. /I Материалы II Всерос. съезда врачй-профпатологов. Ростов н/Д., 2006. С. 443-444.
2. Мерзликин Л. А., Бушманов А. Ю., Широков А. Ю. Методологические проблемы постдипломного обучения профпатологов, работающих в ФМБА России // Сборник научных работ на I съезде профпатологов ФМБА России. Северодвинск, 2002. С. 76-78.
3. Бушманов А. Ю., Гизатулина Л. А., Савичева Н. М. Особенности организации обучения профпатологов на кафедре медицины труда, профпатологии и экологии человека иПк ФМБА России // Сборник материалов I научно-практической конференции врачей-профпатологов ФМБА России. М., 2007. С. 37-38.
4. Бушманов А. Ю., Мерзликин Л. А., Савичева Н. М. Особенности организации обучения по профпатологии на кафедре медицины труда, профпатологии и экологии человека ФГОУ ИПК ФМБА России. М., 2008. С. 174-176.
Translit
1. Amirnov N. H. Podgotovka po special'nosti «Profpatologi-ja»: dodiplomnyj i postdiplomnyj period. // Materialy II Vseros. s#ezda vrachj-profpatologov. Rostov n/D., 2006. S. 443-444.
2. Merzlikin L.A., Bushmanov A. Ju., Shirokov A. Ju. Met-odologicheskie problemy postdiplomnogo obuchenija profpa-tologov, rabotajushhih v FMBA Rossii // Sbornik nauchnyh rabot na I s#ezde profpatologov FMBA Rossii. Severodvinsk, 2002. S. 76-78.
3. Bushmanov A. Ju., Gizatulina L.A., Savicheva N. M. Os-obennosti organizacii obuchenija profpatologov na kafedre mediciny truda, profpatologii i jekologii cheloveka IPK FMBA Rossii // Sbornik materialov I nauchno-prakticheskoj konferencii vrachej-profpatologov FMBA Rossii. M., 2007. S. 37-38.
4. Bushmanov A. Ju., Merzlikin L.A., Savicheva N. M. Os-obennosti organizacii obuchenija po profpatologii na kafedre mediciny truda, profpatologii i jekologii cheloveka FGOU IPK FMBA Rossii. M., 2008. S. 174-176.