Научная статья на тему 'Методологические проблемы пенсионной статистики'

Методологические проблемы пенсионной статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СТАТИСТИКА / PENSION STATISTICS / РЕФОРМА / REFORM / БАЗА ДАННЫХ АКТУАРНЫХ РАСЧЕТОВ ПФР / DATABASE OF THE RF PENSION FOND ACTUARIAL CALCULATIONS / ПОКАЗАТЕЛИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / INDICATORS OF PENSION PROVISION / СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА / SYSTEM OF PERSONIFIED REGISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёв Аркадий Константинович, Донцова Светлана Александровна

Пенсионная статистика, как и другие направления социальной статистики, сильно пострадала в результате перехода на рыночные отношения в социально-трудовой сфере и радикального секвестирования «советских» статистических показателей и не может отразить все аспекты современной социальной политики. Проблемы пенсионной статистики дополнительно осложнены пенсионными реформами, которые постоянно требуют информации по реформируемым объектам государственной пенсионной системы. Пенсионная реформа 2015 г. вновь всколыхнула всеобщий интерес к проблемам отечественной пенсионной системы не только в профессиональном кругу «узких» специалистов-пенсионщиков, но и в широких слоях научной общественности. За этим последовали активные обсуждения и количественные оценки, как современного состояния государственного пенсионного обеспечения, так и социально-экономических последствий осуществленных и планируемых мероприятий. При этом выявились серьезные расхождения (зачастую прямо противоположные) в результатах расчетов. Среди основных причин таких расхождений наряду с принципиальными расхождениями в самой методологии актуарных расчетов следует выделить проблемы полноты, достоверности и адекватности использования информационно-статистической базы данных пенсионной системы. В статье впервые проведен анализ методологических проблем пенсионной статистики и предложены меры по решению этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological issues of the pension statistics

Pension statistics, like other fields of social statistics, suffered greatly as a result of the transition to market relations in the socio-labour sphere and radical sequestration of the ‘soviet’ statistical indicators, and cannot reflect all aspects of the modern social policy. The problems of pension statistics are further aggravated by the pension reforms that permanently require information on the objects of the state pension system under reform. The pension reform of 2015 again roused public interest in the problems of the domestic pension system not only in the professional circle of ‘narrow’ specialists in the pension sphere but also among a wider scientific community. Then followed active discussions and quantitative estimates both of the present condition of the state pension provision and of the socio-economic consequences of the implemented and planned activities. This revealed great differences in the calculation results (often just opposite). Among the main causes of these differences, along with fundamental differences in the methodology of actuarial calculations, the authors accentuate the problems of completeness, accuracy and adequacy of the information statistical database of the pension system. The article provides the first analysis of the methodological problems of pension statistics and proposes measures for solution of these problems.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы пенсионной статистики»

ПЕНСИОННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ

Соловьев А.К., Донцова С.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ

СТАТИСТИКИ

(Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ)1

Пенсионная система России представляет собой по своему институциональному содержанию самый сложный объект государственного управления по целому ряду объективных и субъективных причин, среди которых следует отметить как многоукладность и многообразие видов пенсионных выплат, так и максимально продолжительный период их реализации (отдельные виды пенсионных обязательств перейдут в следующее столетие).

Это потребовало развития современных методов управления в отношении отечественной пенсионной системы, которые, в свою очередь, должны опираться на достоверную, полноценную и оперативную информацию по конкретному объекту управления. Все элементы управления пенсионной системой РФ должны быть направлены на выполнение ее функций, которые в обобщенном виде можно свести к обеспечению выплаты всех видов пенсий в соответ-

ствии с наступившим страховым случаем, предусмотренным действующим законодательством.

Выполнение заданной функции пенсионной системы осуществляется Пенсионным фондом РФ (ПФР) путем создания организационных и экономических условий для долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета в продолжении всего пенсионного цикла. Это требует соответствующего информационно-статистического обеспечения, позволяющего не только всесторонне проиллюстрировать процессы, происходящие в пенсионной системе под влиянием внешних по отношению к ней факторов в настоящее время, но и дать ясное представление о возможной реакции пенсионной системы, каждого из ее элементов в отдельности и внешней среды на реализацию различных (зачастую еще не сформулированных реформаторами) преобразований в ближайшей и долгосрочной перспективе.

!В исследовании принимали участие Гавришова В.И. и Мележик Н.В.

Дополнительную ответственность на информационную составляющую бюджетных расчетов накладывает переход от условно-накопительной на так называемую трансфертную пенсионную модель, которая опирается на конкретные параметры трансфертных взаимосвязей ПФР и федерального бюджета.

Для решения этих задач, показатели статистики должны отвечать нескольким стандартным требованиям:

• широты охвата (всесторонне охватывать многочисленные элементы функционирования пенсионной системы и связанных с ней, т.е. влияющих на ее развитие и, в свою очередь, зависящих от ее влияния, сфер экономической и социальной жизни общества);

• глубины охвата (максимально достоверно и детально, позволяющими отслеживать изменения с самого нижнего до самого верхнего уровня без потери широты охвата изучаемой проблемы);

• гибкости (оперативно группироваться в различные конфигурации в зависимости от поставленной задачи);

• актуальности и доступности.

В настоящее время статистики, отвечающей перечисленным требованиям и позволяющей всесторонне и достоверно прогнозировать последствия уже проводимых или еще только разрабатываемых изменений в пенсионной системе, ни на государственном, ни на ведомственных уровнях не существует.

Для целей актуарных расчетов, долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования в системе обязательного пенсионного страхования первоочередной по-

требностью является наличие статистики о застрахованных лицах, формировании и реализации ими пенсионных прав.

В крайне сжатом виде малая часть нужной информации содержится в двух формах государственной статотчетности, представляемых ПФР в Росстат:

• в форме № 9-Ф (Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации);

• в форме 94 (ПЕНСИИ) (Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных пенсий). Указанные формы не содержат

данных о численности застрахованных лиц, их занятости, о различных видах стажа (страхового, льготного, нестраховых периодах стажа) и их продолжительности, доходах, страховых взносах и объемах пенсионных прав в зависимости от пола, возраста, инвалидности и категории застрахованных лиц и т.п., которые являются основой для прогнозирования государственных пенсионных обязательств.

Теоретически, получение необходимой информации при нынешнем уровне развития статистики и широкой информатизации министерств и ведомств не должно являться проблемой. Однако при всем многообразии потенциальных источников основной проблемой их использования является противоречивость содержащихся в них сведений, обусловленная тем, что они формируются под интересы и задачи определенного потребителя, в связи с чем возникают различия в методологии, порядке сбора и обработки данных.

В результате использование одних и тех же по экономическому смыслу показателей в одних случаях

является некорректным, в других — невозможным.

Приведем в качестве примера практических проблем статистического обеспечения управления пенсионной системой проблему использования данных о численности работающих по найму для целей оценки объемов, формируемых застрахованными лицами пенсионных прав и государственных пенсионных обязательств.

Средне- и долгосрочные прогнозы основных показателей социально-экономического развития РФ (далее — макропрогнозы), разрабатываемые Минэкономразвития России, содержат ряд ключевых для прогнозирования параметров бюджета ПФР показателей, в том числе среднемесячную номинально начисленную заработную плату и фонд заработной платы. В основу этих расчетов закладываются ретроспективные данные по одноименным показателям Рос-стата, базирующимся на показателе

среднесписочной численности работников организаций.

Динамический анализ среднесписочной численности наемных работников по методологии Росстата и численности наемных работников, рассчитанной на основе данных системы индивидуального (персонифицированного) учета ПФР (далее — СПУ), показывает растущее расхождение между ними.

Если в 2002 г. численность работников по данным СПУ (60,7 млн. человек) превышала среднесписочную численность по данным Росстата (50,6 млн. чел.) на 20% или на 10 млн. человек, то в 2011-2012 гг. — уже на 34%, т.е. более, чем на 15 млн. человек.

Причем среднесписочная численность работников уменьшилась за рассматриваемый период на 4,7 млн. человек (9,4 %) до 45,9 млн. человек, тогда как численность работников по данным СПУ возросла на 1,1 % до 61,35 млн. человек (рис.1).

Тыс. чел.

Соотношение

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ^ Среднесписочная численность наемных работников по данным Росстани тыс. чел.

□ Наемные работники (всето) по данным СГГУ. тыс. чел.

"Соотношение наемных работников (всего) по данным СГГУ и среднесписочной численности наемных работников по данным Россгага. раз

Рис. 1. Расхождение в численности наемных работников между данными Росстата и

СПУ

Расхождения в значениях показателей вызваны принципиальными различиями в методологии их расчетов, которые ориентированы на решение узковедомственных задач без учета функциональных задач иных органов государственного управления. Так, в частности, согласно методологии Росстата, средняя численность работников определяется на основе среднесписочной численности работников и средней численности внешних совместителей и работников по гражданско-правовым договорам. Показатель «среднесписочная численность работников» определяется в расчете на месяц, квартал, год на основании ежедневного учета численности списочного состава (включая праздничные (нерабочие) и выходные дни) и деления соответственно на 30 (31), 3, 12.

В списочную численность работников организаций включаются работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, как фактически работавшие, так и отсутствовавшие на работе по каким-либо причинам (находившиеся в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках; не явившиеся на работу по болезни; женщины, находившиеся в отпусках по беременности, родам, по уходу за ребенком и др.).

Следует особенно подчеркнуть, что часть работников, вошедших в показатель «списочной численности», не включаются в показатель «среднесписочной численности, — это:

• женщины, находившиеся в отпусках по беременности, родам;

• лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома;

• лица, находившиеся в отпусках по уходу за ребенком;

• работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы;

• работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов. Работники, работавшие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени.

В результате, численность лиц, фактически работавших в отчетном году по найму в действительности намного выше, чем та, которая получает отражение в отчетности Росста-та по показателю среднесписочной численности, в которой не учтены или учтены в сокращенном виде (пропорционально):

• лица, работавшие по найму не в организациях;

• лица, занимавшие одно и то же рабочее место в разное время отчетного года (например, при увольнении одного сотрудника и приеме на его место другого);

• лица, работавшие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;

• лица, исключенные из среднесписочной численности в соответствии с вышеприведенной методикой подсчета.

Для актуарных расчетов долгосрочных государственных пенсионных обязательств необходимы четкие данные и конкретные параметры выполнения законодательно установленных условий по формированию пенсионных прав различных категорий застрахованных лиц: размер их заработка, виды экономической деятельности, продолжительность и структура трудового стажа, подтвер-

ждение суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, наличие льгот и т.д.

Для целей актуарных расчетов каждое застрахованное лицо в составе общей численности наемных работников должно учитываться один раз как целая единица, независимо от продолжительности рабочего времени в течение дня, месяца, квартала, года. Разделение на основных работников и внешних совместителей не осуществляется. Это позволяет исключить двойной учет работника в случае работы застрахованного лица в течение года последовательно или одновременно у нескольких работодателей.

Отмеченные выше расхождения только в одном показателе — численности наемных работников — приведут к значительным просчетам в оценке и прогнозировании объемов государственных пенсионных обязательств. В частности, использование меньшей численности работников (в случае расчетов по методологии Рос-стата) ведет к некорректному прогнозированию масштаба лиц, формирующих пенсионные права, и грубым ошибкам прогноза пенсионеров, которым в долгосрочной перспективе будут назначаться пенсии, завышению суммы заработной платы, приходящейся в среднем на одного человека, занятого по найму. И, как следствие, — к занижению уровня пенсионного обеспечения (коэффициент замещения — один из важнейших на сегодняшний день показателей, характеризующих благосостояние пенсионеров и эффективность функционирования пенсионной системы), некорректному расчету объема доходов работников до и после верхней границы начисления страховых взносов и погрешностям в оценке доходов бюджета ПФР по солидарному и индивидуальному частям тарифа стра-

ховых взносов, и другим проблемам средне- и долгосрочных прогнозов бюджета ПФР.

Использование данных, рассчитанных по актуарной методологии на основании сведений ПТК СПУ, для прогнозирования перспектив развития системы обязательного пенсионного страхования и бюджета ПФР дает достоверные результаты, однако их применение не регламентировано нормативными актами, так как они не являются официальной отчетностью и не принимаются в качестве основных макроэкономических характеристик для разработки прогнозов на бюджетный период.

В целом государственная статистическая отчетность, несмотря на содержащиеся в ней значительные объемы данных и достаточно глубокую дифференциацию отдельных показателей, практически не отвечает требованиям и условиям для актуарной оценки развития системы обязательного пенсионного страхования, разработки мероприятий по ее совершенствованию и оценки их эффективности.

В связи с этим первоочередной задачей государственной статистики является создание и учет показателей, характеризующих формирование и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц.

В мировой практике для общегосударственных пенсионных систем параметры, на основе которых учитываются пенсионные права и исчисляются пенсии, как правило, предусматриваются в нормативных документах. Однако в российской системе подобная нормативная формализация серьезно затруднена тем, что в рамках государственных пенсионных обязательств, управляемых органами ПФР, консолидированы права граждан, формировавшиеся в ходе нескольких пенсионных реформ.

В результате, пенсия граждан представляет собой конгломерат многочисленных элементов, которые различаются для разных людей в зависимости от времени и места наступления страхового случая, его возраста, семейного положения, вида деятельности, а в условиях трансфертной модели — еще и от «внешних» (макроэкономических и бюджетных) факторов. Так, например, при наступлении страховых случаев получателям пенсии на «общих основаниях» должно быть выплачено не-

сколько законодательно установленных видов страхового возмещения: страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии, накопительная пенсия.

Для исчисления пенсионных прав по каждой выплате предусмотрен набор подлежащих учету характеристик застрахованного лица (табл. 1), который в свою очередь по-разному исчисляется в зависимости от вида пенсии, а также наличия льгот и привилегий.

Таблица 1

Характеристики застрахованного лица, учитываемые при исчислении страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и накопительной пенсии

Показатель Условия назначения (+ т ребуется)

Страховой пенсии Фиксированной выплаты Накопительной пенсии

Пол + + +

Возраст + + +

Продолжительность страхового стажа +

Наличие / продолжительность стажа, дающего право досрочного выхода на пенсию по старости («льготный стаж») +

Нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж +

Страховые взносы + +

Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) +

Нетрудоспособность (иждивенство) членов семьи умершего кормильца + +

Наличие инвалидности + + +

Сведения, учитываемые для назначения пенсии в повышенном размере

Стаж работы (проживание) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях +

Продолжительность периода отказа от получения пенсии и стажа, выработанного за этот период + +

Стаж работы (не менее 30 лет) в сельском хозяйстве +

Наличие иждивенцев, инвалидности 1 группы, достижение возраста 80 лет + +

В статистике эти характеристики должны быть отражены таким образом, чтобы обеспечить представление пользователю целостной картины развития ситуации по каждой из

них в максимально дифференцированном виде и достоверно.

Необходимая для выполнения бюджетно-финансовой функции ПФР статистика в зависимости от цели ее

использования должна формироваться по двум принципам:

1) для оценки расходов ПФР (оценки пенсионных прав застрахованных лиц) каждый человек должен учитываться в отчетном году один раз как отдельная статистическая единица (независимо от того, у скольких страхователей последовательно или одновременно он работает, какую продолжительность рабочего дня имеет), и его страховые взносы должны определяться в течение года суммарно по всем страхователям;

2) для оценки доходов ПФР каждый работающий должен учитываться в полном соответствии с числом страхователей, у которых в течение года он работал, поскольку база для обложения страховыми взносами рассчитывается отдельно.

Объективно неизбежным становится использование для формирования необходимой статистики информацию программно-технических комплексов ПФР.

До проведения рыночной — страховой — пенсионной реформы ПФР как орган по управлению государственной пенсионной системой был ориентирован на выполнение одной главной функции — назначение пенсий. Его статистика имела идентичную направленность. Другие функции, в частности, выполняемые актуарные расчеты долгосрочного развития пенсионной системы, не были в должной мере обеспечены информационными ресурсами и, соответственно, статотчетностью.

Несмотря на это, для информационного обеспечения прогнозных расчетов долгосрочных пенсионных обязательств в системе ПФР на протяжении 15 лет формируется база данных актуарных расчетов (БД АР), в рамках

которой осуществляется широкомасштабная работа по сбору, упорядочиванию и анализу самых разнообразных данных, необходимых как для исследований долгосрочных перспектив развития пенсионной системы, так и для совершенствования самой актуарной технологии.

Одним из таких источников информации для формирования базы данных актуарных расчетов являются программно-технические комплексы (ПТК) СПУ (система индивидуального (персонифицированного) учета) и НВП (назначения и выплаты пенсий).

В процессе выполнения работ по формированию БД АР в ПФР разработан фундаментальный комплекс — Система анализа данных для актуарных расчетов, содержащий методики и алгоритмы расчёта показателей на основе данных СПУ, которые обеспечивают их однозначную интерпретацию и позволяют оперативно формировать различные показатели в зависимости от требований задач актуарных расчетов и стратегического планирования. Рассмотрим основные этапы формирования показателей.

Основная задача первого этапа — данные о каждом застрахованном лице из ПТК СПУ и их деперсонифи-кация (т.е. замена реального страхового номера застрахованного лица (СНИЛС) на фиктивный, не позволяющий идентифицировать человека). Деперсонифицированные данные выгружаются для дальнейшей обработки в область хранения.

На втором этапе в процессе обработки информации формируются массивы данных, отвечающие требованиям методик расчета аналитических показателей. Затем осуществляются предварительные (тестовые) расчеты необходимых показателей (в разрезе нескольких субъектов РФ, выбранных в качестве тестовых) и

после проверки и устранения выявленных недочетов в алгоритмах и программном обеспечении определения показателя — полный расчет для всех регионов.

На третьем этапе рассчитанные показатели (предварительный и полный расчеты) переносятся в OLAP-куб, предназначенный для заключительной проверки аналитиками Департамента актуарных расчетов и

стратегического планирования, и последующей высокопроизводительной обработки агрегированных данных.

По каждому застрахованному лицу в БД АР содержатся либо формируются на основе исходных данных, загруженных из ПТК СПУ, 10 характеристик (атрибутов), которые играют ключевую роль в последующих расчетах показателей (табл. 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики застрахованных лиц в базе данных актуарных расчетов

Перечень характеристик Значения

Деперсонифицированный номер (на основе СНИЛСа) по каждому застрахованному лицу

Регион регистрации вСПУ субъект РФ

Регион подачи индивидуальных сведений субъект РФ

Отчетный период с 2002 г. (данные о конвертации пенсионных прав — с даты начала формирования стажа)

Пол женщины, мужчины, оба пола

Возраст (возрастные группы и возрастные интервалы) одногодичные возрастные группы группам возрастов

пятилетние возрастные группы

возраст моложе трудоспособного (0 — 15 лет), трудоспособный возраст (16 — 59 — для мужчин и 16 — 54—для женщин), возраст старше трудоспособного (60 лет и более — для мужчин и 55 лет и более — для женщин)

мужчины: 1952 г.р. и старше, с 1953 по 1966 г. р., 1966 г.р. и старше, 1967 г.р. и моложе; женщины: 1956 г.р. и старше, с 1957 по 1966 г. р., 1966 г.р. и старше, 1967 г.р. и моложе; мужчины 1952 г.р. и старше и женщины 1956 г.р. и старше; мужчины с 1953 по 1966 г.р. и женщины с 1957 по 1966 г.р.; мужчины и женщины 1966 г.р. и старше мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе

Признакжизни живые, умершие в отчетном году, живые + умершие в отчетном году

Территориальный разрез по уровням 1 — субъект Российской Федерации, 2 — федеральный округ, 3 — Российская Федерация

Категории застрахованных лиц НР, СХ, ФП и др. (Коды основных категорий)

Категории застрахованных лиц, занятых на местах, дающих право досрочного выхода на пенсию 27-1, 27-2 и т.д. (Коды льготных категорий)

Для проведения актуарных расчетов доходной части бюджета ПФР в целях получения показателей, характеризующих особенности формирования пенсионных прав, разработаны характеристики (измерения) группи-

ровки застрахованных лиц по шести направлениям.

Первая группа расчетных характеристик — стажевые характеристики (табл. 3). Они отражают выработанную к отчетному периоду или

другому определенному году либо возрасту застрахованного лица продолжительность страхового и льготного (дающего право досрочного вы-

хода на пенсию по старости) стажа. Стажевые показатели группируются с одногодичным интервалом.

Таблица 3

Стажевые характеристики застрахованных лиц

Перечень измерений Значения

Продолжительность страхового стажа Всего, в том числе: до 1 года, от 1 до 2, ..., от 44 до 45, 45 лет и выше

Продолжительность стажа, дающего право досрочного выхода на пенсию (льготный стаж): по видам стажа Всего, в том числе: до 1 года, от 1 до 2, ..., от 44 до 45, 45 лет и выше

Нестраховые периоды Отпуск по беременности и родам Отпуск по уходу за ребенком Получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность

Продолжительность периода работы в течение года Всего, в том числе: до 1 месяца, 1 месяц, 2 месяца, ..., 12 месяцев

Количество смен мест работы в течение года Всего, в том числе: не менявшие место работы в течение года, менявшие место работы в течение года: 1 раз, 2 раза, 3 раза, 4 раза, 5 раз и более

Количество мест одновременной работы в течение года Всего, в том числе: 1 место работы, 2 места работы, 3 места работы, 4 места работы, 5 мест работы и более

Тип договора, заключенного с застрахованным лицом Всего, в том числе: трудовой договор, гражданско-правовой договор

В показателе продолжительности стажа необходимо дифференцированно выделять так называемые «нестраховые периоды» стажа, но только те из них, которые законодательно предоставляют актуальные пенсионные льготы.

Продолжительность стажа для наемных работников исчисляется на основе подаваемых работодателем индивидуальных сведений о начале и окончании периода трудовой деятельности. Стаж для самозанятых категорий населения, уплачивающих страховые взносы в фиксированном размере, исчисляется исходя из суммы уплаченных взносов (в случае, если уплаченная за отчетный год сумма взносов ниже установленной,

стаж исчисляется с учетом соотношения внесенной и полной сумм взносов).

Продолжительность стажа должна дифференцироваться для двух периодов: с 2002 г. (после начала пенсионной реформы) и до 2002 г. (так называемые «конвертированные пенсионные права» — по застрахованным лицам, которым не назначена страховая пенсия), а с 2015 г. в связи с вступлением в действие нового законодательства добавляется третий период стажа.

Для целей анализа продолжительности стажа, вырабатываемого занятыми застрахованными лицами в течение года, и влияния его на объемы доходов ПФР и пенсионных прав,

разработаны три дополнительные (уточняющие) характеристики: продолжительность периода работы в течение года, количество смен мест работы в течение года, количество мест одновременной работы в течение года. При построении показателей на основе стажевых характеристик учитывается также тип догово-

ра, заключенного с застрахованным лицом при приеме на работу: гражданско-правовой или трудовой.

Вторая группа расчетных характеристик предусматривает группировку застрахованных лиц в зависимости от объема годового дохода, на который начисляются страховые взносы (табл. 4).

Таблица 4

Характеристики облагаемого дохода, на который начислены страховые взносы

Перечень измерений Значения

Группы профиля годового облагаемого дохода 0 руб., до 1,2 тыс. руб., 1,2-1,8 тыс. руб., 1,8-2,4 тыс. руб., ., 741,6900 тыс. руб., свыше 900 тыс. руб.

Итого, из них до 100 000 руб. от 100 001 до 300 000 руб. от 300 001 до 600 000 руб. 600 000 руб. и выше

Группы годового облагаемого дохода с учетом шкалы регрессии и верхней границы дохода, на который начисляются страховые взносы Итого, из них до 280 000 руб. от 280 001 до 600 000 руб. 600 000 руб. и выше до 415 000 руб. до 463 000 руб. до 512 000 руб. далее согласно законодательству

Группы по соотношению облагаемого среднемесячного дохода и прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМТ) Менее 1 ПМТ от 1 до 2 ПМТ от 2 до 3 ПМТ от 10 до 11 ПМТ от 11 ПМТ и выше

Группы по соотношению облагаемого среднемесячного дохода и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (СЗП) Менее 0,5 СЗП от 0,5 до 1 СЗП от 1 до 2 СЗП от 2 до 3 СЗП от 3 до 4 СЗП от 4 СЗП и выше

Для систематизации показателей формирования пенсионных прав застрахованных лиц предлагается выделять четыре группировки по доходам, учитываемых для исчисления прав:

• первая: по профилю годового дохода, в котором застрахованные

лица разделены на 38 групп, сформированных по интервалам заработной платы, используемым Росстатом в апрельском обследовании распределения работников по заработной плате; вторая: по укрупненным группам дохода, соответствующим уста-

новленным в различные годы пенсионной реформы границам шкалы регрессии ЕСН и верхним границам дохода, на который начисляются страховые взносы; третья и четвертая: соответственно по соотношению среднемесячного дохода застрахованного лица (исчисленного из годового дохода) с прожиточным минимумом трудоспособного населения (ПМТ) и со среднемесячной

номинально начисленной заработной платой наемных работников, представленной в отчетности Росстата.

Третья группа расчетных характеристик, используемых для построения показателей на основе данных СПУ, основана на учете суммы страховых взносов, поступивших на лицевой счет застрахованного лица в ПФР (табл. 5).

Таблица 5

Характеристики начисленных и уплаченных страховых взносов

Перечень измерений Значения

Виды страховых взносов Начисленные Всего, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии; на накопительную часть трудовой пенсии.

Уплаченные по начислениям: • отчетного года • прошлых лет Всего, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии; на накопительную часть трудовой пенсии.

Группы своевременно уплаченных страховых взносов, в % от общего объема уплаченных страховых взносов (формировалась до 2010 года) Всего, в том числе: 0; 0-10; 10-20; 20-30; 30-40; 40-50; 50-60; 60-70; 70-80; 80-90; 90-99; 100.

Взносы застрахованного лица должны подразделяться на начисленные и уплаченные. Характеристика «начисленные взносы» имеется только у застрахованных лиц, работающих по найму. У самозанятых категорий подобные начисления отсутствуют: есть только уплаченные взносы. Показатель «уплаченные взносы» для наемных работников, в свою очередь, должны подразделяться на уплаченные по начислениям отчетного года и по начислениям прошлых лет. Начисленные и уплаченные страховые взносы подразделяются в зависимости от того, на какую часть пенсии — страховую или накопительную они направляются (с 2015 г. — на страховую пенсию и на накопительную пенсии). Кроме того, для целей контроля платежной дис-

циплины работодателей (пока собиралась необходимая для этого отчетность, с 2010 г. она отменена) в СПУ осуществлялась группировка своевременно уплаченных страховых взносов в процентах от общего объема уплаченных страховых взносов (12 групп от 0 до 100% уплаты).

Четвертая группа расчетных характеристик предназначена для анализа объемов, структуры и местонахождения пенсионных накоплений. Пенсионные накопления в соответствии с законодательством включают в себя несколько составных частей: страховые взносы на накопительную пенсию, взносы в рамках программы софинансирования пенсионных

накоплений (которые в свою очередь подразделяются на добровольные взносы застрахованного лица, его

работодателя и государства), материнский (семейный) капитал, направлений на накопительную пенсию, доходы от временного размещения и доходы от инвестирования пенсионных накоплений. Эти составные части автоматически выделяются в структуре пенсионных накоплений. Кроме них для пенсионных накоплений в БД АР введены два измерения: признак передачи в отчетном году и признак нахождения (табл. 6). Накопления могут нахо-

Характеристики объем«

диться в государственной управляющей компании (ГУК), одной из частных управляющих компаний (УК) или в НПФ. Соответственно, передаваться они могут между указанными видами организаций в установленным законом порядке.

Для оценки эффективности реализации программы софинансирова-ния пенсионных накоплений в актуарных расчетах введена пятая группа расчетных характеристик (табл. 7).

Таблица 6

пенсионных накоплений

Перечень измерений Значения

Пенсионные накопления по признаку передачи Всего, в том числе не передавались в отчетном году, передавались в отчетном году: из ГУК в УК, из ГУК в НПФ, из НПФ в ГУК, из НПФ в УК, из УК в ГУК, из НПФ в НПФ, из УК в УК, из УК в НПФ, поступившие из НПФ в ГУК в прошлом году, передаются в УК

Пенсионные накопления по признаку нахождения в ГУК, УК, НПФ Всего, в том числе находятся: в ГУК; в УК; в НПФ

Таблица 7

Характеристики дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (ДСВ)

Перечень измерений Значения

Группы уплаченных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в руб. Итого, в том числе: до 2000 руб.; 2000; 2000 -3000; 3000 — 4000; 4000 — 5000; 5000 — 6000; 6000 — 7000; 7000 — 8000; 8000 — 9000; 9000 — 10000;10000 — 11000;11000 — 12000;12000 — 18000;18000 — 24000; 24000 — 36000; 36000 — 48000; свыше 48000 руб.

Категории страхователей (в случае уплаты ДСВ через работодателя) Всего, в том числе по отдельным категориям страхователей-работодателей

Виды экономической деятельности (в случае уплаты ДСВ через работодателя) Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)

Организационно-правовые формы (в случае уплаты ДСВ через работодателя) Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ)

Взносы в рамках программы со-финансирования пенсионных накоплений застрахованное лицо может уплачивать самостоятельно либо через своего работодателя. Кроме того, работодатель может осуществлять уплату взносов за своего работника-участника программы. В рамках ОЛАП-куба суммы уплаченных взно-

сов могут быть дифференцированы по 17 интервалам. В случае, когда взносы застрахованного лица уплачиваются через работодателя или работодатель участвует в программе софинансирования, имеется возможность определить в каких видах экономической деятельности заняты застрахованные лица, а также кате-

горию и организационно-правовую форму его страхователя.

Последняя, шестая группа измерений, рассчитываемая по данным СПУ о застрахованных лицах для построения отчетов, формируемых в витрине ОЛАП базы данных актуарных расчетов, характеризует процесс

Характеристики матери

выдачи сертификатов на материнский (семейный) капитал (МСК) и его использование: по статусу заявителя, по очередности рождения (усыновления) ребенка, по году выдачи сертификата на МСК, по числу и видам направлений использования МСК (табл. 8).

Таблица 8

го (семейного) капитала

Перечень измерений Значения

Статус заявителя Всего, в том числе: Мать, Отец, Ребенок

Всего, в том числе:

Очередность рождения (усыновления) ребенка 2-й ребенок, 3-й ребенок, 4-й ребенок, 5-й ребенок и последующий

Год выдачи сертификата на МСК Всего, в том числе: 2007, 2008 и т.д.

Всего, в том числе:

Использование материнского (семейного) капитала улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми), в том числе иные, связанные с образованием ребенка (детей), расходы; формирование накопительной части трудовой пенсии; единовременная выплата в размере 12 000 руб. и т.д.

Всего, в том числе:

Число направлений использования МСК 1 направление использования,

2 направления использования, 3 и более направлений использования

На основе перечисленных измерений показателей МСК в витрине данных БД АР формируются 7 блоков тематических отчетов, содержащих в общей сложности 158 отчетов, наполняемость блоков — от 1 до 49 отчетов в зависимости от потребности в разноплановом представлении информации по соответствующему направлению. Данные и показатели по застрахованным лицам и страховым взносам, содержащиеся в тематических отчетах, применяются для анализа и оценки долгосрочных условий в системе обязательного пенсионного страхования в части обеспечения доходной составляющей бюджета ПФР и формирования пен-

сионных прав застрахованных лиц с учетом особенностей всех возрастных групп, уровня доходов (заработка) и различных видов экономической деятельности застрахованных лиц.

Анализ методологических проблем пенсионной статистики показал, что для реализации норм Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», повышения достоверности прогнозов бюджета не только ПФР, но и других государственных внебюджетных фондов, федерального и региональных бюджетов, макроэкономических прогнозов развития РФ, назрела острая необходимость в выработке единой и отвечающей потребностям

различных пользователей информа- из отчетности для внутреннего поль-ции методологии для ключевых ста- зования в официальную государ-тистических показателей, получен- ственную статистическую отчетных из информационных систем ПФР, ность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Овчаров А.О. Статистическая методология в системе научных методов финансовых и экономических исследований: Учебник. — Серия: Магистратура. — М.: Инфра-М., Магистр, 2013. — 464 с.

2. Соловьев А.К., Донцова С.А., Коржов М.А. Учет и отчетность по пенсионным правам и обязательствам государства // Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития предприятий: Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 25-26 ноября 2011 г. — М.: РУДН, 2011. — С. 428-432.

3. Соловьев А.К., Коржов М.А. Актуальные проблемы формирования пенсионной статистики // Российская государственная статистика и вызовы XXI века: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию образования российской статистической службы (Москва, 23-24 июня 2011 г.) — М.: Рос-стат, 2011. — С. 229-231.

4. Соловьев А.К., Мележик Н.В., Нуриева Н.Н. Актуарный анализ пенсионного обеспечения застрахованных лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Вопросы статистики. — 2013. — №3. — С. 60-70.

Bibliography

1. Ovcharov A.O. Statisticheskaya metodologiya v sisteme nauchnykh metodov finansovykh i ekonomicheskikh issledovaniy. Uchebnik. Seriya: Magistratura [Statistical Methodology in the System of Scientific Methods in Financial and Economic Research. Textbook. Series: Master]. Moscow. INFRA-M. 2013. 464 p.

2. Solovyev A.K., Dontsova S.A., Korzhov M.A. Uchet i otchetnost' po pensionnym pravam i obyazatel'stvam gosudarstva // Rol' uchetnykh praktik v obespechenii ustoychivogo razvitiya predpriyatiy: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Moskva, RUDN [Accounting and reporting on the pension rights and obligations of the State. The Role of Accounting Practices in Ensuring Stable Development of Enterprises. Proceedings of the II international scientific and practical conference. Moscow. People's Friendship University of Russia]. November 25-26, 2011. Moscow. RUDN [People's Friendship University of Russia]. 2 011. P. 428-432.

3. Solovyev A.K., Korzhov M.A. Aktual'nyye problemy formirovaniya pensionnoy statistiki // Rossiyskaya gosudarstvennaya statistika i vyzovy XXI veka: materialy mezhdunar. nauchno-prakticheskoy konf., posvyashchennoy 200-letiyu obrazovaniya rossiyskoy statisticheskoy sluzhby [Current problems of formation of the pension statistics. Russian State Statistics and Challenges of the 21st Century. Proceedings of the international scientific and practical conference dedicated to the 200th anniversary of the Russian statistical service] (Moscow, 23-24 June 2011). Moscow. Feder. sluzhba gos. statistiki [Rosstat]. 2011. P. 229-231.

4. Solovyev A.K., Melezhik N.V., Nuriyeva N.N. Aktual'nyy analiz pensionnogo obespecheniya zastrakhovannykh lits, rabotayushchikh v rayonakh Kraynego Severa i priravnennykh k nim mestnostyakh [Actuarial analysis of the pension provision of the insured persons working in the Far North and equated localities]. Voprosy statistiki [Statistical Issues]. 2013. № 3. P. 60-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.