Научная статья на тему 'Методологические проблемы исследования локального технического регулирования'

Методологические проблемы исследования локального технического регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / LOCAL REGULATORY ACTS / TECHNICAL REGULATION / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баукен Александр Амангельдинович

Рассмотрены эмпирические и логические методы, применимые в исследовании локального технико-правового регулирования, выявлены проблемы, связанные с получением эмпирического материала и его оценкой при помощи теоретических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological problems of analysis of local technical regulation

Empiric and logic methods for analysis of local technical legal regulations are considered; problems connected with obtaining empiric material and their assessment with the help of theoretical methods are revealed.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы исследования локального технического регулирования»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

УДК 340.11

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. А. Баукен, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории

государства и права, Южно-Уральский государственный университет

Рассмотрены эмпирические и логические методы, применимые в исследовании локального технико-правового регулирования, выявлены проблемы, связанные с получением эмпирического материала и его оценкой при помощи теоретических методов.

Ключевые слова: локальные нормативно-правовые акты, техническое регулирование, методология.

Локальное регулирование является неотъемлемой составляющей деятельности современных промышленных предприятий. Отчасти это обусловлено требованиями законодательства1. Однако не менее важной причиной большого значения локальных нормативных актов в деятельности организаций является необходимость формализации производственного процесса и взаимоотношений внутри предприятия. Оптимальным средством нормативного регулирования внутриорганизаци-онных отношений является принятие локальных нормативных актов.

Исследованию различных аспектов локального регулирования трудовых, корпоративных отношений, а также ряда теоретических вопросов посвящено значительное количество научных работ. Так, многие теоретические проблемы локального правового регулирования рассмотрены Л. И. Антоновой в фундаментальной работе «Локальное правовое регулирование (теоретическое исследование)»2, некоторые возникшие с переходом к рыночной экономике проблемы затронуты в диссертационных исследованиях С. А. Алейника3, А. М. Алиева4, В. А. Потапова5. Проблемы локального регулирования трудовых отношений рассмотрены в работе Г. В. Хны-кина «Локальные источники российского трудового права: теория и практика примене-

6

ния» .

В то же время недостаточно исследованными остаются вопросы, связанные с локальным нормативным регулированием технологических процессов, разработки и внедрения стандартов организации, а также установле-

ния самим предприятием требований к производимой продукции.

Анализ литературы по менеджменту и экономике показывает, что нормативная подсистема является важным условием эффективного функционирования организации.

Научно обоснованная рационализация предполагает четкую регламентацию, т.е. установление определенного порядка функционирования организации. Во-первых, обеспечивается регламентация самого процесса рационализации. Во-вторых, осуществляется конкретная регламентация тех сторон жизнедеятельности организации, для которых это особенно необходимо. В-третьих, формируется постоянно действующая система регламентации, способная вырабатывать четкие и рациональные регламенты деятельности. Регламент - это предварительно разработанный порядок осуществления процессов и функционирования структур, который устанавливается субъектом управления и предназначен для пользования исполнителем процесса (которым может быть и сам субъект управления)7. При этом в первую очередь необходимо регламентировать в том числе регулярные процессы основной деятельности.

Однако рациональность организации может быть достигнута при оптимальном уровне регламентации деятельности. Излишне регламентированная деятельность деактивизирова-на. Утрачивается возможность оперативного реагирования на непредвиденные изменения ситуации, процесс становится менее гибким и надежным8.

Таким образом, в рамках юридической науки применительно к регулированию технической деятельности организации внутри-организационными нормативными актами следует определить предмет локального технического регулирования, особенности используемых при этом приемов юридической техники, технико-правовых норм, разновидностей нормативных актов и соотношение их с общегосударственным регулированием.

В отличие от исследования проблем правового регулирования (в том числе технического регулирования), осуществляемого государством, локального регулирования трудовых и корпоративных отношений, изучение локального технического регулирования связано с дополнительными трудностями и требует особой совокупности методов.

В первую очередь это связано с необходимостью получения эмпирического материала - текстов действующих на предприятиях локальных нормативных актов, устанавливающих технико-правовые нормы, а также материалов, связанных с практикой их применения и характеризующих ее. Эмпирическое знание - это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения

9

эмпирические закономерности и законы .

Так, локальные акты в сфере регулирования корпоративных отношений подлежат в ряде случаев обязательному раскрытию на сайтах организаций и находятся в свободном доступе в силу прямого указания в законода-тельстве10. Содержание и практику применения локальных нормативных актов в сфере трудовых отношений можно анализировать на основе многочисленных научных и научнопрактических публикаций (в том числе содержащих выдержки и анализ фрагментов локальных актов), а также имеющихся в свободном доступе значительных по объему материалов судебной практики. При этом система указанных локальных нормативных актов достаточно четко определена в законодательстве, в связи с чем не составляет большой трудности сформулировать перечень необходимых локальных нормативных актов при обращении к администрации предприятия.

В сфере локального технического регулирования нормативные акты, как правило, отсутствуют в свободном доступе, практика применения данных актов редко находит отражение в судебной практике, в законодательстве нет сколько-нибудь четких требований к системе локальных технико-правовых

актов. В большинстве случаев разработкой технической и технологической документации в организациях занимаются технологи, участие юристов в этом процессе не предполагается либо сводится к формальному визированию.

Указанные обстоятельства обусловливают ограниченность применения эмпирического метода изучения документов (в силу их физического отсутствия у исследователя). С целью получения документов необходимо определить их перечень для формулирования соответствующей просьбы администрации предприятия, что требует применения дополнительных методов.

Такими дополнительными методами, предваряющими сбор нормативного материала и позволяющими получить данные о практике применения локальных техникоправовых актов, могут стать анкетирование и метод экспертных оценок.

С учетом специфики процесса локального технико-правового нормотворчества в качестве экспертов целесообразно опросить технологов и иных лиц, причастных к формулированию технических и технологических требований (руководителей производства, конструкторов и т. д.).

При проведении опроса следует соблюдать ряд правил, в том числе:

- во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних свидетелей;

- каждый устный вопрос прочитывается с вопросного листа (вопросника) дословно в неизменном виде;

- необходимо точно придерживаться порядка следования вопросов, отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;

- интервью должно быть кратковременным - от 15 до 30 минут;

- интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения и т.д.);

- ответы записываются в вопросник только во время опроса11.

Применение метода экспертных оценок направлено на выявление:

а) предмета локального техникоправового регулирования - круга отношений, для упорядочивания которых недостаточно норм, сформулированных государством, а

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

также регулирование которых при помощи локальных нормативных актов более эффективно, нежели при помощи индивидуальных указаний;

б) особенностей построения системы локальных технико-правовых актов - какие виды актов действуют на предприятии, чем руководствуются при выборе соответствующего вида, какие приемы юридической техники применяются при формулировании норм;

в) особенностей локального техникоправового нормотворчества на предприятии -его целей, субъектов, учитываемых в процессе нормотворчества факторов, критериев оценки эффективности разрабатываемых нормативных актов, порядка внесения в них изменений.

Использование наряду с методом экспертных оценок анкетирования позволит исследователю выявить особенности реализации положений локальных технико-правовых актов с охватом значительного числа респондентов. Представляется целесообразным составление различных анкет для рабочих, непосредственно взаимодействующих с орудиями и предметами труда и на которых в большинстве своем направлены содержащиеся в локальных нормативных актах техникоправовые нормы; для юристов - с целью выявления степени их участия в локальном технико-правовом регулировании и практики применения локальных технико-правовых актов; для технологов и конструкторов, если применение метода экспертных оценок не позволило в полной мере решить поставленные задачи.

Кроме названных методов ценный эмпирический материал может быть получен с применением метода наблюдения. Он поможет более глубоко изучить особенности действия локальных технико-правовых актов, изучая наглядные материалы и стенды, которыми оборудованы цеха и рабочие места.

Представляя собой идеальную меру должного, возможного либо запрещенного поведения, технические нормы, как и любые другие, являются регуляторами деятельности человека. Выделяя в качестве предмета не всякую деятельность человека, а именно техническую деятельность, ученые говорят о том, что технические нормы осуществляют данное регулирование путем детальной регламентации производственных процессов, установления приемов и методов технических действий, требований к конструктивным по-

казателям орудий производства, качественным показателям производимой продукции, сырью, материалам и т.д.12

Следует согласиться с Р. А. Халфиной, отметившей, что недостаточная разработка в отечественной правовой науке вопроса о технических нормах связана в первую очередь с тем, что содержание таких норм дается не правовой наукой, а теми отраслями, к которым относится данная норма (техника, агрономия, биология, фармакология и т.д.)13.

Таким образом, использование описанных выше эмпирических методов при исследовании локального технико-правового регулирования позволит разобраться в технологических процессах с тем, чтобы понимать цели и задачи принятия и внедрения конкретных технико-правовых норм в организации, оценить их достаточность, значение.

Если применение эмпирических методов исследования позволяет преимущественно выявить научные факты, описать их, то теоретические методы позволяют обобщить полученный материал, вывести и сформулировать закономерности локального технико-

правового регулирования, спрогнозировать влияние различных факторов на эффективность принимаемых в организации норм. Соответственно использование исключительно эмпирических методов не позволит в полной мере исследовать локальное технико-правовое регулирование, выявить имеющие теоретическое и практическое значение закономерности и выработать соответствующие рекомендации.

Теоретические методы, такие, как анализ, синтез, правовое моделирование, классификация, позволяют выявить особенности локального технико-правового регулирования, проанализировать используемые при этом средства и получаемые результаты, сравнить полученные эмпирические сведения о реализации локальных технико-правовых норм с закрепленными в локальных нормативных актах нормами, создавая модели фактического и требуемого поведения адресатов техникоправовых норм.

Обобщая изложенное, следует отметить, что результативное исследование локального технико-правового регулирования должно основываться на использовании как эмпирических, так и теоретических методов. Сочетание указанных методов исследования позволит получить объемный фактический материал, характеризующий процесс локального

технико-правового нормотворчества, реализацию локальных технико-правовых норм, систему источников этих норм. Логические методы направлены на выявление закономерностей, критическую оценку полученного фактического материала с учетом особенностей правосознания, восприятия локальных нормативных актов отвечавших на вопросы анкеты лиц. Учитывая, что локальное технико-правовое регулирование является средством решения конкретных управленческих задач в производственной сфере, при его исследовании необходимо использовать методологию технических и экономических наук, исследующих проблемы организации производственного процесса.

1 См. подробнее: Баукен А. А. К вопросу о локальном техническом регулировании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. Вып. 28. №> 40 (257). С. 6-9.

2 Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование (теоретическое исследование). Л., 1985.

3 Алейник С. А. Корпоративные нормы в российском праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

4 Алиев А. М. Теоретические проблемы локального правового регулирования в современном российском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

5 Потапов В. А. Корпоративные нормативные акты как вид локальных актов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

6 Хныкин Г. В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2005.

7 Теория организации: учебник для вузов / под общ. ред. В. Г. Алиева. М., 2010. С. 236.

8 Там же. С. 236.

9 Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М., 2007. 1С0. 61.

10 См., например: Приказ ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11-46 / пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 8.

11 Новиков А. М., Новиков Д. А. Указ. соч. С. 124.

12 Пчелкин А. В. Технико-юридические нормы в современной России (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. С. 27.

13 Халфина Р. А. Задачи правового регулирования в условиях научно-технической революции // Социалистическое право и научно-техническая революция. М., 1979. С. 42-43.

Статья поступила в редакцию 13 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.