УДК 788.43
ББК 85.315.7
П 56
Понькина А.М.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры, e-mail: ponki-na_2006@mail. ru
Методологические принципы Сигурда Рашера и их роль в эволюции исполнительства на саксофоне первой половины ХХ столетия
(Рецензирована)
Аннотация:
Впервые на основе анализа пособия «Top-tones for the saxophone. Four-octave range» рассматриваются методологические принципы С. Рашера, повлиявшие на эволюцию исполнительского мышления саксофонистов начала ХХ столетия. Выбор материала обусловлен особым интересом к методическому наследию музыканта, воззрения которого были довольно прогрессивными. В учебнике автор одним из первых делает акцент на обязательной предварительной работе, необходимой для расширения диапазона, базирующейся на развитии внутреннего слуха, гибкости амбушюра и формировании навыков управления воздушной струей. Главным в данной концепции стало положение о необходимости овладения сверхвысоким регистром саксофона. Довольно важным становятся его выводы об освоении и усовершенствовании ступенчатой динамики. Акцентируется внимание на достижении однородности тембра и объема каждого звука во всем диапазоне инструмента. Значимыми явились мысли о взаимосвязи внутреннего слуха и умственных способностей исполнителя, помогающих контролировать процесс звукоизвлечения. Поистине революционными стали замечания о необходимости сочетать умение извлекать обертона с аппликатурой сверхвысокого регистра. Убеждения С. Рашера и многие затрагиваемые им вопросы в некоторой степени предвосхитили исполнительские принципы последующих исторических периодов и продолжили плодотворно развиваться во второй половине ХХ века.
Ключевые слова:
Саксофон, исполнительство на саксофоне, методологические принципы, С. Ра-шер, методологические принципы С. Рашера.
Ponkina A.M.
Ph.D. (music art), Associate Professor of the Department of Orchestral Instruments, Belgorod State Institute of Arts and Culture, e-mail: [email protected].
Methodological principles of Sigurd Rascher and their role in the evolution of performing on saxophone in the first half of the twentieth century
Abstract:
In the paper, for the first time, the methodological principles of S. Rascher that influenced the evolution of saxophonists' thinking in the early twentieth century are examined on the basis of the analysis of teaching manual "Top-tones for the saxophone. Four-octave
range". The choice of material was due to a special interest in methodological legacy of the musician. In the book, the author, one of the first, focuses on mandatory preliminary work necessary to expand the range, which is based on the development of the inner ear, flexibility of embouchure and formation of air jet management skills. Central in this concept was the provision requiring mastery of ultra-high register of the saxophone, previously this was not paid attention. Quite significant are the findings of mastering and improving speed dynamics. The attention is focused on achieving uniformity of tone and volume of each sound in the entire range of the instrument. Significant were the thoughts on the relationship of the internal hearing and mental abilities of performer, helping to control the sound production. Truly revolutionary are remarks about the need to combine the ability to extract overtone with fingering of ultrahigh register. Beliefs of S. Rascher and many issues touched by him to some extent anticipated the principles of performance in the subsequent historical periods and continued to develop fruitfully in the second half of the twentieth century.
Keywords:
Saxophone, performance on saxophone, methodological principles, S. Rascher, S. Ra-scher's methodological principles.
Сигурд Манфред Рашер (Sigurd Manfred Rascher) - один из крупнейших академических саксофонистов ХХ века. Он первым раскрыл и показал новые возможности инструмента, расширив диапазон саксофона почти до четырех октав, тем самым «открыв новые горизонты как для исполнителей, так и для композиторов, которые смогли более свободно распоряжаться звучанием инструмента» [1]. Главный аспект исполнительской деятельности С. Рашера - разработка сверхвысокого (altissimo) регистра, который позволил композиторам воплощение музыкальных идей, недоступных ранее, так как «в русле отмеченных новаций изменяется семантика инструмента» [2: 170]. Результатом стремления продемонстрировать умение исполнять сверхвысокий регистр стало опубликованное в 1941 году пособие «Высокие звуки на саксофоне. В диапазоне четырёх октав» (S. Rascher «Top-tones for the saxophone. Four-octave range») [3].
До публикации методического труда С. Рашера были попытки расширить диапазон инструмента, однако они были всего лишь экспериментальными, и ни одна из них не стала системой обучения. Вследствие этого данное пособие стало первым в своем роде комплексным методом по освоению сверхвысокого регистра саксо-
фона при помощи перестройки амбушюра. По системе исполнителя звукоизвле-чение нот, находящихся выше Фа третьей октавы, основывается на принципе обертонов. Несмотря на то, что для получения таких звуков довольно часто используется «ложная аппликатура», предлагаемый способ основан на получении обертонов путем «передувания» основного тона. Автор считает, что перед тем как начать работать со сверхвысоким регистром, каждый саксофонист должен уметь не только контролировать, но и управлять атакой, качеством звука, приемом вибрато и интонацией в пределах обычного диапазона. Именно поэтому в данном труде первоначально акцентируется внимание на обязательной предварительной работе, необходимой для расширения диапазона, базирующейся на развитии внутреннего слуха, гибкости амбушюра и формировании навыков управления воздушной струей.
Для более полного уяснения методологических положений по освоению сверхвысокого регистра нами был сделан перевод указанного выше методического труда. На основании этого становится возможным рассмотреть основные рекомендации автора учебника.
Качество звука. Упражняйтесь над длинными звуками без вибрато. С самого
начала до конца извлекайте звук в одном нюансе, без крещендо или диминуэндо. Воспроизведение звуков всего диапазона должно быть совершенно одинаковым.
Динамика. Довольно важным для полноценного и правильного извлечения звуков сверхвысокого регистра является совершенствование так называемой ступенчатой динамики. При работе следует обратить внимание на соединение звуков, исполняемых контрастной динамикой. Между звуками не должно быть никакого соединения ни на крещендо, ни на диминуэндо. Каждый звук извлекается в соответствии с динамическими указаниями, стационарная часть звука длится в указанном нюансе, окончание резкое (внезапное). Очень важно, чтобы все звуки отрабатывались во всех указанных нюансах. Обратите внимание на то, что начало звука не должно быть резким. Необходимо уяснить важное условие для звукоизвлечения нот сверхвысокого регистра - различие между «языковой атакой» и «атакой воздушной струи». Эти два вида атаки должны быть точно согласованы. Нужно уметь управлять этими двумя методами.
Тембровая однородность. Главной целью при звукоизвлечении нот сверхвысокого регистра должно стать достижение однородности тембра и объема каждого звука диапазона инструмента. Звуки, находящиеся рядом, могут звучать практически идентично. Однако следует понимать, что звуки разных регистров никогда не будут звучать одинаково. В связи с этим следует добиваться большего объема в высоком регистре и яркости звучания - в нижнем. Сначала извлекайте один и тот же звук с разным давлением мышц нижней челюсти на трость, практикуя во всем диапазоне инструмента. Скорость потока воздуха корректируется сбалансированным давлением амбушюра. Динамический нюанс не меняется, изменяется только тембр.
«Внутреннее представление» звука.
Извлечение любого обертона (или тона, который выше звука Фа третьей октавы) зависит от различных факторов. В первую очередь, по мнению С. Рашера, это внутренний слух и умственные способности исполнителя, помогающие контролировать процесс звукоизвлечения. Первым условием для получения звуков сверхвысокого регистра являются гибкий амбушюр и умение управлять дыханием. Процесс звукоизвлечения обертонов очень похож на пение. Необходимо в уме представлять определенный звук (его тембр, громкость, качество, характер) - это направляет функционирование голосовых связок в определенное взаимодействие с потоком воздуха. «Поскольку звук берет свое начало в мозге, его возникновение должно быть осознанным. Мозг управляет получением звука на духовом инструменте. При условии того, что амбушюр у исполнителя хорошо развит он будет реагировать бессознательно, только получая импульсы головного мозга. Выбор нужного тона из большого количества вариантов - требует сознательного принятия решения, что, опять-таки, связано с деятельностью мозга» [3: 4].
Как мы смогли понять, по мнению автора, исходной точкой для правильного зарождения звука является мозг, конечная цель исполнителя достигается благодаря определенному сигналу, переданному мышцам исполнительского аппарата нейронами коры головного мозга. «Деятельность музыканта - это результат соотношения деятельности коры головного мозга и умелого звукоизвлечения. Без точного предслышания того, что мы исполняем, нельзя получить убедительный звуковой образ. Плохая проекция внутреннего слуха на управление контролем звукообразования не дает нам возможность правильно извлекать звуки» [3: 5]. Таким образом, мы видим, что в данной концепции внутренне предслышание должно быть развито не хуже, чем освоен инструмент. По мнению автора, преднамеренное во-
ображение является весьма действенным, поэтому следует развивать логическую цепочку «предслышание - воспроизведение». При звукоизвлечения основного тона, исполнитель должен предслышать следующий звук (обертон), после этого, не меняя аппликатуры (только за счет передувания) получить новый звук (обертон), который мысленно представлялся.
Натуральные обертона. Воспроизведение натуральных обертонов на саксофоне является необходимым для развития внутреннего предслышания и тренировки амбушюра. Именно эти упражнениями являются основной частью комплексного метода для получения звуков сверхвысокого регистра на основании обертоно-вого передувания. Получение обертонов является результатом тонко скорректированной работы амбушюра с полностью регулируемым потоком воздуха. Участие этих двух компонентов является настолько важным, что нельзя отделять их друг от друга. Для извлечения обертона следует нажать аппликатуру основного тона инструмента, скорректировать воздушную струю и активизировать мышцы амбушюра. Легче всего получается переду-вание нот на октаву.
Упражнения для извлечения обертонов. Перед тем как начинать упражнения для звукоизвлечения обертонов следует медленно проиграть гамму До мажор вверх и вниз. Внутренним слухом постройте квинту от основного тона. Сыграйте основной тон и без изменения аппликатуры извлеките звук на квинту выше тоники - получился обертон от
основного тона. Всегда сравнивайте обертона с натуральным тоном, произведенным на инструменте обычной аппликатурой. Точная интонация обертонов имеет большое значение.
Аппликатура для звуков сверхвысокого регистра. Аппликатура, которая используется для звукоизвлечения нот сверхвысокого регистра, отличается от обычной и состоит из различных комбинаций клапанов, являющихся лишь вспомогательным звеном. Не следует начинать её использовать, предварительно не изучив упражнения в натуральных обертонах, так как будет достаточно трудно получить звук выше Фа третьей октавы.
Таким образом, следует отметить, что методология освоения сверхвысокого регистра С. Рашера в полной мере зависит от понимания функционирования исполнительского аппарата саксофониста, его правильной настройки и хорошо развитых музыкальных данных, таких как внутренний музыкальный слух. Занимаясь по рассмотренному учебному пособию, опытный исполнитель может достигнуть диапазона инструмента более четырех октав. Несмотря на первоначальное сопротивление исполнителей, сейчас эта методика стала общепринятой и используется во всех джазовых и академических школах. Кроме этого, благодаря деятельности С. Рашера, направленной на освоение сверхвысокого регистра, искусство игры на саксофоне в первой половине ХХ века претерпело значительные изменения и отмечено как качественным ростом исполнительства, так и педагогики.
Примечания:
1. Sigurd S.M. URL: Rascher http://go.microsoft.com/fwlink
2. Биджакова Н.Л. Основные тенденции в развитии камерных жанров для виолончели и фортепиано первой половины XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2010. Вып. 2. С. 169-172.
3. Rascher S.M. Top-tones for the saxophone. Four-octave range. N. Y: Carl Fischer, 1941. 27 p.
References:
1. Sigurd S.M. Rascher http://go.microsoft.com/fwlink
2. Bidzhakova N.L. Major trends in the development of chamber music genres for cello and piano of the first half of the XX century // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2010. Iss. 2. P. 169-172.
3. Raschér S.M. Top-tones for the saxophone. Four-octave range. New York: Carl Fischer. 1941. 27 pp.