Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОЙ МАТРИЦЫ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОЙ МАТРИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PRIMARY HEALTHCARE / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / HEALTHCARE RESOURCES

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Орлов С.А, Шепель Р.Н., Концевая А.В., Драпкина О.М.

Основные подходы к оценке уровня развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Российской Федерации в целом соответствуют общемировым тенденциям, однако в большей мере все же сконцентрированы на отдельных направлениях и не до конца систематизированы. Для решения данной задачи и создания общей методологической основы определения наиболее приемлемых для Российской Федерации классификационных признаков, позволяющих верифицировать текущее состояние ПМСП, выявлять проблемные зоны и пробелы в ее развитии, а также формировать приоритеты для научно-практических исследований и государственной политики, представляется целесообразным разработать унифицированную когнитивную матрицу таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП на страновом уровне.Цель исследования. На основе международных подходов к оценке уровня развития ПМСП, концептуальной структурной иерархии и конкретных шагов по достижению целевых показателей, заложенных в стратегических документах Российской Федерации, и элементов системы здравоохранения, изучаемых в научных исследованиях, разработать когнитивную матрицу таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации.Материалы и методы. На основе стратегических документов ВОЗ, научных исследований и публикаций [1, 2] путем соотнесения с ними на принципах семантической или логической идентичности атрибутов, показателей, критериев или мероприятий, определяющих направления для исследования и оценки текущего уровня развития ПМСП и направлений ее перспективного развития, проведен контент-анализ отечественных публикаций (n = 41 824) с последующей терминологической адаптацией.Результаты. Разработана когнитивная матрица таксономических признаков для анализа и оценки текущего уровня развития ПМСП в Российской Федерации, а также поиска существующих пробелов для концентрации усилий органов государственной власти в сфере охраны здоровья и научного сообщества при решении задач ее перспективного развития.Заключение. Когнитивная матрица таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации является рабочим инструментарием для научных работников, специалистов органов исполнительной и законодательной власти в сфере охраны здоровья, экспертов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, позволяющим определять степень изученности отдельных направлений ПМСП, выявлять пробелы и неурегулированные правовые положения, создающие препятствия для ее эффективного функционирования и перспективного развития, направления для новых фундаментальных и прикладных исследований, унифицировать подходы к определению приоритетов при реализации государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Орлов С.А, Шепель Р.Н., Концевая А.В., Драпкина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF DETERMINING THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PRIMARY HEALTHCARE IN THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON THE COGNITIVE MATRIX

The main approaches to assessing the level of development of primary health care (PHC) in the Russian Federation generally correspond to global trends, however, to a greater extent it is still concentrated on individual areas and not fully systematized. To solve this problem and create a common methodological basis for determining the most acceptable classification features for the Russian Federation, allowing to verify the current state of PHC, identify problem areas and gaps in its development, as well as to form priorities for scientific and practical research and public policy, it seems appropriate to develop a unified cognitive matrix of taxonomic features for the analysis and evaluation of PHC based on at the country level.Objective. To develop a cognitive matrix of taxonomic features for the analysis and evaluation of PHC in the Russian Federation based on international approaches to assessing the level of PHC development, the conceptual structural hierarchy and concrete steps to achieve the targets laid down in the strategic documents of the Russian Federation and elements of the healthcare system studied in scientific researches. Materials and methods. Based on the previously prepared analytical review of WHO strategic documents, scientific research and publications [1, 2] by correlating with them on the principles of semantic or logical identity attributes, indicators, criteria or measures that determine the directions for research and evaluation of the current level of PHC development and directions of its prospective development, a content analysis of domestic publications (n = 41,824) with subsequent terminological adaptation.Results. A cognitive matrix of taxonomic features has been developed to analyze and assess the current level of PHC development in the Russian Federation, as well as to search for existing gaps for concentrating the efforts of health policy makers and the scientific community in solving the problems of its long-term development.Conclusion. The cognitive matrix of taxonomic features for the analysis and evaluation of PHC in the Russian Federation is a working tool for researchers, specialists of executive and legislative authorities in the field of health protection, experts in the field of health care and public health, allowing to determine the degree of study of certain areas of PHC, to identify gaps and unresolved legal provisions that create obstacles to its effective functioning and long-term development, directions for new fundamental and applied research, to unify approaches to determining priorities in the implementation of public policy.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОЙ МАТРИЦЫ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-11-29-42 УДК: 614.2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОЙ МАТРИЦЫ

С.А. Орлов 12 , Р.Н. Шепель 34, А.В. Концевая 5'6, О.М. Драпкина 78

1, 3, 5, 7 фгбу «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, г. Москва, Россия; 2 ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия;

4, 6, 8 ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, г. Москва, Россия.

1 2 https://orcid.org/0000-0002-8749-8504; 3, 4 https://orcid.org/0000-0002-8984-9056;

5, 6 https://orcid.org/0000-0003-2062-1536; 7 8 https://orcid.org/0000-0002-4453-8430.

И Автор для корреспонденции: Орлов С.А.

АННОТАЦИЯ

Основные подходы к оценке уровня развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Российской Федерации в целом соответствуют общемировым тенденциям, однако в большей мере все же сконцентрированы на отдельных направлениях и не до конца систематизированы. Для решения данной задачи и создания общей методологической основы определения наиболее приемлемых для Российской Федерации классификационных признаков, позволяющих верифицировать текущее состояние ПМСП, выявлять проблемные зоны и пробелы в ее развитии, а также формировать приоритеты для научно-практических исследований и государственной политики, представляется целесообразным разработать унифицированную когнитивную матрицу таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП на страновом уровне.

Цель исследования. На основе международных подходов к оценке уровня развития ПМСП, концептуальной структурной иерархии и конкретных шагов по достижению целевых показателей, заложенных в стратегических документах Российской Федерации, и элементов системы здравоохранения, изучаемых в научных исследованиях, разработать когнитивную матрицу таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации.

Материалы и методы. На основе стратегических документов ВОЗ, научных исследований и публикаций [1, 2] путем соотнесения с ними на принципах семантической или логической идентичности атрибутов, показателей, критериев или мероприятий, определяющих направления для исследования и оценки текущего уровня развития ПМСП и направлений ее перспективного развития, проведен контент-анализ отечественных публикаций (n = 41 824) с последующей терминологической адаптацией.

Результаты. Разработана когнитивная матрица таксономических признаков для анализа и оценки текущего уровня развития ПМСП в Российской Федерации, а также поиска существующих пробелов для концентрации усилий органов государственной власти в сфере охраны здоровья и научного сообщества при решении задач ее перспективного развития. Заключение. Когнитивная матрица таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации является рабочим инструментарием для научных работников, специалистов органов исполнительной и законодательной власти в сфере охраны здоровья, экспертов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, позволяющим определять степень изученности отдельных направлений ПМСП, выявлять пробелы и неурегулированные правовые положения, создающие препятствия для ее эффективного функционирования и перспективного развития, направления для новых фундаментальных и прикладных исследований, унифицировать подходы к определению приоритетов при реализации государственной политики.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, направления развития, методологические принципы, ресурсы здравоохранения.

Для цитирования: Орлов С.А., Шепель Р.Н, Концевая А.В., Драпкина О.М. Методологические принципы определения направлений развития первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на основе когнитивной матрицы. Менеджер здравоохранения. 2023; 11:29-42. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-11-29-42.

Финансирование. Исследование проведено без спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

© Орлов С.А., Шепель Р.Н, Концевая A.B., Драпкина О.М, 2023 г.

•КС

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Введение

Выбор приоритетных направлений развития ПМСП и поиск наиболее эффективных инструментов для их реализации являются важнейшими задачами государственной политики в сфере охраны здоровья в Российской Федерации [3-6]. Их основные принципы и подходы, базирующиеся на концептуальной структурной иерархии1, а также конкретных шагах по достижению целевых показателей, заложены в определенных нормативных правовых документах [7-11].

В контексте стратегических задач, стоящих перед отечественной системой здравоохранения, в Российской Федерации также, как и в мире, акцентируется внимание на мероприятиях, адаптированных и тождественных по своей сути десяти обоснованным фактическим данным стимулирующих мер политики, сформулированным Всемирной организацией здравоохранения (далее - меры политики ВОЗ) [12, 13], а также структурными элементами (доменами) системы ПМСП [14].

Среди наиболее значимых направлений, вызывающих научный интерес при анализе ПМСП в Российской Федерации, выделяют:

- изучение условий повышения территориальной доступности медицинских организаций, оказывающих ПМСП [15, 16], совершенствование механизмов выбора медицинских организаций, оказывающих ПМСП, для медицинского обслуживания [17, 18], формирование принципов оказания медицинской помощи исходя из медико-демографической структуры и показателей здоровья проживающего населения [19, 20]. Данные направления соотносятся с первой мерой политики ВОЗ и с такими международными доменами ПМСП, как «Физическая инфраструктура и доступность», «Модели оказания медицинской помощи», «Адаптация к потребностям населения в области здравоохранения» и «Управление здоровьем населения»;

- создание новых форм финансирования первичного звена здравоохранения, обеспечивающих формирование дифференцированных подходов к определению потребности населения в медицинской помощи исходя из фактического потребления, и определение механизма взаиморасчетов между медицинскими организациями в зависимости от условий оказания медицинской помощи [21-24]. Данное направление соотносится с десятой стимулирующей мерой политики ВОЗ и с такими международными

1 По видам, условиям и формам оказания медицинской помощи.

доменами ПМСП, как «Финансирование», «Модели оказания медицинской помощи», «Управление здоровьем населения» и «Адаптация к потребностям населения в области здравоохранения»;

- выстраивание моделей эффективного, «бесшовного» взаимодействия между медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, в том числе в части лекарственного обеспечения и дальнейшего лечения [25, 26]. Данные направления соотносятся со второй и третьей стимулирующими мерами политики ВОЗ и с такими международными доменами ПМСП, как: «Модели оказания медицинской помощи», «Лекарства и расходные материалы (другие товары для здоровья)» и «Эффективный охват услугами здравоохранения»;

- совершенствование подходов к формированию штатной численности медицинских работников, нормированию их труда, пересмотру функциональных задач, выполняемых врачом и средним медицинским работником с оценкой возможности их перераспределения, формирование новой модели взаимодействия между врачом и пациентом со сменой парадигмы во взаимодействии от патернализма к партнерству [27-30]. Данные направления соотносятся с четвертой, пятой, восьмой и девятой стимулирующими мерами политики ВОЗ и с такими международными доменами ПМСП, как: «Работники здравоохранения (Трудовые ресурсы)» и «Модели оказания медицинской помощи»;

- оценка используемых технологий (медицинских, информационно-аналитических, информационно-телекоммуникационных), совершенствование организации работы структурных подразделений на основе стандартизации бизнес-процессов и оптимизации потерь (временных, ресурсных, технологических), возникающих при оказании медицинской помощи, создание интегральных оценок для показателей деятельности медицинской организации [31-33]. Данные направления соотносятся с шестой и седьмой стимулирующими мерами политики ВОЗ и с такими международными доменами ПМСП, как: «Модели оказания медицинской помощи», «Информационные системы (цифровые технологии) в здравоохранении», «Качество медицинской помощи».

Для систематизации структурных элементов (доменов), характеризующих эффективность функционирования ПМСП, выделения в их составе ключевых атрибутов (субдоменов) и индикаторов была сформулирована цель настоящего исследования, заключавшаяся в разработке когнитивной

—1 30

Менеджер / Мападег №11

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

матрицы таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации.

Материалы и методы

Для оценки существующих в Российской Федерации направлений развития ПМСП на основе экспертного мнения был составлен перечень семантически и логически тождественных словосочетаний и (или) ключевых слов, наиболее часто встречающихся в нормативных-правовых актах и методических документах, а также научных публикациях, относящихся по тематике к ПМСП.

На первом этапе исследования был применен метод контент-анализа и структурирования информации, представленной в научной электронной библиотеке ЕУЬгагу за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2022 гг., составлен перечень из 32 ключевых слов / словосочетаний и их морфологических вариаций, в том числе с учетом семантических единиц, принятых в профессиональном сообществе и употребляемых в контексте рассмотрения вопросов организации ПМСП. Среди ключевых слов и словосочетаний нами были выделены следующие: «амбулатория», «амбулаторная помощь», «амбулаторные условия», «амбулаторно-поликлинический», «бизнес процессы, поликлиника», «врач-терапевт участковый», «вызовов врача на дом», «диспансеризация», «диспансерное наблюдение», «доступность первичной медико-санитарной помощи», «информационные технологии в первичном звене здравоохранения», «качество первичной медико-санитарной помощи», «лекарственное обеспечение льготных категорий граждан», «медицинские технологии в первичном звене здравоохранения», «общая врачебная практика», «оплата первичной медико-санитарной помощи», «первичная медико-санитарная помощь», «первичное звено здравоохранения», «первичный / повторный прием врача», «подушевое финансирование», «поликлиника / поликлиническое отделение», «посещение медицинской организации», «посещение на дому», «профилактический осмотр», «реестр счетов», «семейный врач», «территориально-участковый принцип», «телемедицинские технологии», «фельдшерский / фельдшерско-акушерский пункт», «финансирование первичной медико-санитарной помощи», «фондодержание», «эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи».

Научный поиск проводился по:

1. Источникам поиска - названия публикаций, аннотации, ключевые слова, названия организаций

авторов, списки цитируемом литературы, полные тексты публикаций.

2. Типам публикаций - статьи в журналах, диссертации, отчеты. Из категорий поиска по типам публикации были исключены книги, материалы конференций, депонированные рукописи, патенты.

3. Параметрам поиска - с учетом морфологии, похожим текстом, в публикациях, имеющих полный текст на Elibrary.

Для ключевых слов / словосочетаний сформировано четыре группы:

Группа 1: Источники поиска - все из представленных; типы публикаций - статьи, диссертации, отчеты; параметры поиска - с учетом морфологии, похожим текстом.

Группа 2: Источники поиска - все из представленных; типы публикаций - статьи; параметры поиска - с учетом морфологии, похожим текстом, в публикациях, имеющих полный текст на Elibrary.

Группа 3: Источники поиска - в названии публикации, в аннотации, в ключевых словах; типы публикаций - статьи, диссертации, отчеты; параметры поиска - с учетом морфологии, похожим текстом.

Группа 4: Источники поиска - в названии публикации, в аннотации, в ключевых словах; типы публикаций - статьи, диссертации, отчеты; параметры поиска - с учетом морфологии, похожим текстом, в публикациях, имеющих полный текст на Elibrary.

На втором этапе исследования проведено агрегирование научных публикаций, с последующими тремя итерациями исключения, основанными на применении адаптированного метода PRISMA:

- дублирований семантических тождеств (итерация «а»);

- публикаций, отнесенных к рубрикам, отличным от рубрики 76.00.00 «Медицина и здравоохранение» (автоматизированное, системой Elibrary) (итерация «b»);

- публикаций, отнесенных к рубрикам, отличным от рубрики 76.00.00 «Медицина и здравоохранение» (вручную, предварительное) (итерация «с»).

На третьем этапе исследования в публикациях, сформировавших «Группу 4с», проведен поиск семантических единиц, составивших перечень доменов, субдоменов и индикаторов для оценки таких параметров ПМСП, как уровень зрелости, направления перспективного развития, существующие пробелы в научных исследованиях и разработках, неурегулированные нормативные и правовые положения.

С

#хс

№11 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

На четвертом этапе исследования разработана система классификации на основе цифро-буквенного кода следующего содержания:

- Римские цифры от «I» до «X» - нумерация доменов ПМСП.

- Арабские цифры от «1» до «7» - нумерация субдоменов ПМСП.

- Латинские буквы от «А» до - нумерация индикаторов ПМСП.

Для каждого из элементов цифро-буквенного кода дана соответствующая расшифровка с описанием.

На пятом этапе исследования проведена ассоциация цифро-буквенного кода с принципами всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ): «качество» (1), «эффективность» (2), «охват/доступность» (3), «оперативность / своевременность оказания» (4), «равенство и справедливость» (5).

На шестом этапе исследования цифро-буквенный код, ассоциированный с одним из

Рис. 1. Блок-схема использования адаптированного метода PRISMA при стратификации и исключении научных публикаций, а также формировании итоговой выборки для оценки степени изученности основных направлений развития ПМСП в Российской Федерации

принципов ВОУЗ, обозначен в качестве таксона матрицы - учетной единицы для оценки практической разработанности, нормативного правового урегулирования и степени научной изученности или соответствующего направления (критерия, принципа) развития ПМСП.

На седьмом этапе исследования на основе совокупности таксонов составлена когнитивная матрица признаков, позволяющих проводить анализ и оценку ПМСП в Российской Федерации.

Результаты

По результатам стратификации общего количества научных публикаций, размещенных в научной электронной библиотеке ЕНЬгагу за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2022 гг. (п = 682 323), включавших перечень из 32 ключевых слов / словосочетаний и их морфологических вариаций, выделена и предметно проанализирована «Группа 4с» (п = 41 824) (рис. !}.

| по семантическим единицам (п = 682 323) .

Исключение дублирований, семантических тождеств

Группа 1а (п = 122 674)

Группа 2 (п = 250 240)

Исключение публикации, отнесенных к рубрикам, отличным от рубрики 76.00.00 "Медицина и

здравоохранение" (автоматизированное)

Группа lb (п = 68 254)

Исключение публикаций, отнесенных к рубрикам, отличным от рубрики 76.00.00 "Медицина и здравоохранение" (вручную, предварительное)

Группа 1с {п = 54 420)

Группа 2а (п = 116 639)

Группа 2Ь (н = 61186)

Группа 2с (п = 55 453)

Группа За (п =108 057)

Группа 4а (п = 97 149)

Группа ЗЬ

(п = 62 794) _■'_

Группа Зс (п = 45 263)

Группа 4Ь (и = 55 760)

Группа 4с (п = 41 824)

не проводится ввиду наличия от 74,6% до 91,4% публикаций в выборке, представленной в группе 4с

Менеджер / Manager №11

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023

На основе экспертной оценки данных публикаций, изучив рассмотренные в них тематики и соотнеся их с методологическими подходами к оценке и определению направлений для изучения уровня развития ПМСП в мире [1, 2] составлен перечень из доменов и субдоменов ПМСП (таблица 1).

Для каждой пары «домен-субдомен» сформирован примерный перечень индикаторов, детализирующих направления для изучения и (или) разработки перспективных направлений для развития ПМСП (таблица 2).

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень доменов и субдоменов ПМСП

Домен ПМСП Субдомен ПМСП

I Управление и лидерство (Стратегическое руководство) 1 2 3 4 5 Здоровье населения Государственная политика в отношении ПМСП Инфраструктура управления качеством ПМСП Социальная ответственность Чрезвычайные ситуации, внешние вызовы и риски

1 Наблюдение и мониторинг и ,, 2 Установка приоритетов II Укрепление здоровья „ . . 3 Инновации и изучение 4 Выявление заболеваний и предупреждение их развития

m Финансирование 1 2 3 4 5 6 l Бюджеты учреждений Система финансирования и способы оплаты Национальные счета Заработная плата сотрудников Платежи населения Система обслуживания через негосударственных поставщиков Система закупок и взаиморасчетов

1 Размещение медицинских организаций л-, , 2 Удобства объекта ПМСП ... Физическая инфраструктура „ п , пи/~п IV , 3 Доступность инфраструктуры ПМСП и оборудование 4 Обеспеченность оборудованием 5 Использование оборудования

V Работники здравоохранения (Трудовые ресурсы) 1 2 3 4 5 6 Образование Система аккредитации учебных заведений и образовательных программ Система непрерывного профессионального развития Наставничество Меры поддержки Распределение медицинских работников

Лекарственные препараты, 1 Обеспеченность VI вакцины, диагностические 2 Доступность средства, расходные материалы 3 Качество и другие товары для здоровья 4 Эффективность

VII Информационные (цифровые) технологии 1 2 3 4 5 Архитектура цифрового пространства в здравоохранении (разновидность информационных систем) Электронные медицинские документы Технологии сбора, обработки, хранения и анализа медицинских данных Телемедицинские технологии Носимые устройства и управление образом жизни

1 Выбор и планирование услуг . . „2 Модель медицинского обслуживания .„и Модели оказания медицинскои „ _ VIII 3 Управления ресурсами медицинскои организации помощи л w ¡-/г г 4 Управление процессами в медицинскои организации 5 Межсекторальное (межотраслевое) сотрудничество

IX Качество и безопасность ПМСП 1 2 Качество ПМСП Безопасность ПМСП

Эффективный охват услугами X пМсП 1 Оказание медицинскои помощи по профилю

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 2

Примерный перечень индикаторов, соотнесенных с парой «домен-субдомен» ПМСП

Домен-субдомен ПМСП Индикатор (буквенное обозначение)

I-1 Использование фактических данных (А); Участие населения (В); Персонифицированный учет и проактивный охват населения (С); Ответственность медицинских организаций, оказывающих ПМСП, за определенные группы пациентов Р); Активная работа с населением и уязвимыми группами (Е); Система эпиднадзора для выявления изменений бремени болезней и возникающих вспышек Р

I-2 Национальные приоритеты в области здравоохранения на основе бремени болезней, последствий для здоровья и потребностей населения (А); Структура управления ПМСП (В); Структура управления качеством медицинской помощи (С); Планирование и управление ПМСП с привлечением частного сектора, гражданского и профессионального сообщества, неправительственных организаций Р); Публичное раскрытие результатов (Е)

I-3 Национальные руководства, стандарты и требования к качеству ПМСП (А)

I-4 Учет потребностей населения в ПМСП (А)

I-5 Меры по предупреждению (А); Меры по обеспечению готовности (В); Меры реагирования (С); Меры восстановления Р)

II-1 Заболеваемость (А); Смертность (В); Физическое развитие (С); Инвалидность Р); Диспансерное наблюдение (Е)

II-2 Программа по борьбе с определенными заболеваниями (А); Программы воздействия на детерминанты здоровья (В)

II-3 Детерминанта здоровья (А); Персонализированная технология (В); Предиктивная программа (С)

Профилактика (А); Скрининг (В); Фактор риска (С)

III-1 Исполнение бюджета (А); Формирование объемов финансирования (В); Распределение затрат (С)

III-2 Модель финансирования и взаимодействия субъектов оказания медицинской помощи (А); Способы оплаты ПМСП (В); Источник оплаты медицинской помощи (ОМС) (С); Источник оплаты медицинской помощи (ДМС) Р); Источник оплаты медицинской помощи (бюджет) (Е)

III-3 Объем финансирования ПМСП в общем объеме финансирования системы здравоохранения (А); Размер заработной платы и (или) определяющие его факторы (В); Форма оплаты труда (С); Механизм формирования заработной платы Р)

В Размер заработной платы и (или) определяющие его факторы (А); Форма оплаты труда (В); Механизм формирования заработной платы (С)

III-5 Оказание платных медицинских услуг (А); Соплатежи (за отдельные услуги или пакет услуг) (В); Скрытые платежи (С)

III-6 Модель привлечения в систему оказания медицинской помощи и финансового возмещения (А)

III-7 Механизмы закупок и платежей поставщикам (А); Механизмы финансовых расчетов между поставщиками медицинских услуг (В)

IV-1 Общее количество объектов здравоохранения (А); Обеспеченность объектами здравоохранения на население (В)

IV-2 Соответствие нормативным (СанПиН) и лицензионным требованиям (А)

IV-3 Географическая (А); Временная (В); Финансовая (С)

IV-4 Соответствие нормативным требованиям по количеству единиц (А)

IV-5 Загруженность оборудования; Уровень эксплуатации оборудования (А)

V-1 Уровни и формы образования (А); Преемственность уровней образования (В); Компетентностная модель специалиста (С); Качество профессионального образования Р); Управление качеством профессионального образования (Е)

V-2 Государственная аккредитация. Международная аккредитация. Профессионально-общественная аккредитация (А); Показатели результативности реализации образовательных программ (В); Проблемы результативности реализации образовательных программ (С)

V-3 Непрерывность развития квалификации специалиста (А); Условия обеспечения непрерывного профессионального развития врача в различных регионах страны (В); Неформальное образование как способ профессионализации (С); Педагогические измерения в практиках профессионального образования Р)

V-4 Внутрикорпоративная подготовка кадров (А); Наставничество как образовательный процесс (В); Концептуализация эффективных практик подготовки кадров; методы исследования профессионального образования (С)

Менеджер

здравоохранения /

Maneger

ZdrevoochrBneniB

У-5 Обязательные требования к оплате труда специалистов, оказывающих ПМСП (А); Соблюдение гарантий медицинских работников (В); Карьерный рост - направления и виды (С)

У-6 Численность (А); Обеспеченность населения врачами, оказывающими ПМСП и (или) укомплектованность ими медицинских организаций (В); Дефицит (С)

VI-1 Льготные категории граждан (А); Конкретные заболевания или группы заболеваний в рамках профиля медицинской помощи (В)

У1-2 Дефектура (А); Ценовая политика (В); Номенклатура (по клинико-фармакологическим группам, номенклатурному классификатору медицинских изделий) (С)

У1-3 Национальные требования (А); Нежелательная реакция, неблагоприятный эффект / низкая чувствительность и(или) специфичность (В)

У1-4 Клинические результаты / терапевтический эффект (А)

VII-1 Государственная информационная система в сфере здравоохранения (А); Геоинформационная подсистема (В); Медицинская информационная система (С); Электронная регистратура Р); Система государственной регистрации естественного движения населения (Е); Система эпиднадзора и социально-гигиенического мониторинга Р; Подсистема защиты информации и персональных данных р); Система сбора и представления сведений об организации оказания медицинской помощи (по видам) (Н); Информационная система мониторинга иммунопрофилактики (I); Информационная система профилактики заболеваний, включая проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров Система записи на медицинские осмотры / диспансеризацию (К)

У11-2 Электронная медицинская карта пациента (А); Система управления лабораторными исследованиями (В)

У11-3 Интегрированная электронная медицинская карта (А); Искусственный интеллект (ИИ) в здравоохранении (В); Системы поддержки принятия решений (С); вертикально-интегрированная медицинская информационная система (ВИМИС) Р); Отраслевой реестр ведомства или организации (Е); Отраслевая система экспертизы Р; Система хранения и обработки результатов диагностических исследований р)

VII-4 Системы дистанционного мониторинга и (или) взаимодействия (А); Электронные услуги и сервисы для граждан (В); Технологии виртуальной и дополненной реальности (С)

У11-5 Программные технологии интеграции с носимыми умными устройствами (в т.ч. мобильные приложения) (А); Датчики и диагностика в местах оказания помощи (мобильные диагностические системы) (В)

VШ-1 Профилактика (А); Диагностика (В); Лечение (С); Реабилитация Р)

УШ-2 В медицинской организации (в плановой или неотложной форме) (А); На дому (в плановой или неотложной форме) (В)

УШ-3 Планирование ресурсов (А); Организация распределения ресурсов (В); Контроль за использованием ресурсов (С)

УШ-4 Планирование процессов (А); Организация процессов (В); Координация процессов (С); Контроль процессов Р)

УШ-5 Участники и их функции (А); Условия сотрудничества (В); Эффективность функционирования (С)

IX-1 Ведение медицинской документации (А); Первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи (В); Установление диагноза (С); Формирование плана обследования и лечения Р); Назначение и выписывание лекарственных препаратов (Е); Экспертиза Р; Медицинские осмотры, диспансеризация р); Диспансерное наблюдение (Н); Соблюдение прав пациентов (I)

1Х-2 Эпидемиологическая безопасность (А); Национальные стандарты, нормативы и регламенты (В); Соблюдение прав пациентов (С)

Х-1 Репродуктивное здоровье, здоровье матери, новорожденного и ребенка (А); Охват иммунизацией (В); Выявление и лечение инфекционных заболеваний (по нозологиям) (С); Выявление и лечение хронических неинфекционных заболеваний (по нозологиям) Р)

О/

с

#хс

Индикаторы, связанные с парой «домен-субдомен» и ассоциированные с одним из принципов ВОУЗ («качество» (1), «эффективность» (2), «охват/ доступность» (3), «оперативность / своевременность оказания» (4), «равенство и справедливость» (5)) составляют дискретный объект, именуемый таксоном. Таксон представляет собой:

1. Учетную единицу для оценки практической разработанности, нормативного правового урегулирования и степени научной изученности или

соответствующего направления (критерия, принципа) развития ПМСП в Российской Федерации.

2. Структурный элемент когнитивной матрицы признаков, позволяющих проводить анализ и оценку ПМСП в Российской Федерации.

Когнитивная матрица таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации является по сути конструкцией, объединяющей «домен - субдомен - индикатор - принцип ВОУЗ» (рис:. 2)

№ 11 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Принципы всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ)

Домен Субдомен Индикатор Качество Эффективность Охват/Доступность Оперативность (своевременность) Равенство (справедливость)

1 2 3 4 5

А Использование фактических данных

В Вовлечение сообщества

С Персонифицированный учет и проактпвный охват населения

I Управление н лидерство (Стратегическое руководство) 1 Здоровье населении Б Ответственность медицинских организаций, оказывающих ПМСП, за определенные группы пациентов

Е Активная работа с населением и уязвимыми группами

Р Система эииднадзора для выявления изменений бремени болезней и возникающих вспышек

Рис 2. Макет когнитивной матрица таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации (фрагмент)

Таким образом, структура когнитивной матрицы таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации по вертикали представлена 10 доменами, 44 субдоменами и 145 индикаторами. По горизонтали в структуре матрицы выделяются 5 принципов ВОУЗ.

Обсуждение

Разработанные в ходе настоящего исследования методологические принципы определения направлений развития первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на основе когнитивной матрицы являются в их широком понимании первым шагом на пути к созданию новых систем стандартизированной оценки, классификации и терминологической унификации, позволяющих заинтересованным представителям научного и экспертного сообщества, а также органов государственной власти и организаций эффективно взаимодействовать друг с другом в едином информационном пространстве, используя общий понятийный аппарат.

Принимая таксон за единицу учета в структуре когнитивной матрицы для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации, минимизируется риск двойного толкования и интерпретации задач, направленных на достижение целевых показателей развития ПМСП, обеспечивается концентрация научно-исследовательского потенциала, ресурсов государства и системы здравоохранения для их решения.

Кроме того, принимая во внимание схожие принципы классификации направлений развития ПМСП в мире, создаются предпосылки к определению их

тождественности для Российской Федерации, возможности оценки и сопоставления.

Используя, к примеру, в качестве учетной единицы для исследования таксон «1-2-В-1» подразумевается, что поиск направлен на оценку страновой политики в отношении ПМСП, связанной с формированием структуры управления и обеспечивающей качество медицинской помощи.

Принцип максимальной детализации (декомпозиции) таксона до уровня отдельного индикатора и приоритизации воздействия на один из элементов ВОУЗ позволяет более акцентировано изучать структурные элементы ПМСП, комплексно воздействовать на них и повышать эффективность функционирования системы здравоохранения в целом.

В качестве наглядной демонстрации данного утверждения, можно привести примеры трансформации ПМСП в период эпидемии новой коронави-русной инфекции СОУЮ-19 (пара «домен-субдомен» - «1-5») и реализации комплекса мер по:

- предупреждению ее распространения (А) (при обеспечении всеобщего охвата населения активной иммунизацией);

- обеспечению готовности инфраструктуры (В) (при создании амбулаторных центров компьютерной томографии);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реагированию (С) (при организации горячих линий по вопросам вакцинации, дистанционного мониторинга и контроля за пациентами, находящимися на лечении на дому);

- восстановлению (при нормализации объемов оказания ПМСП и потоков пациентов

Менеджер / Мепвдег №11

Zdravoochranenia 2023

здравоохранения

с хроническими неинфекционными заболеваниями к соответствующим врачам-специалистам в период эпидемии).

Отдельные организационно-управленческие решения, не имевшие ранее широкого распространения, в период эпидемии новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 показали высокий уровень эффективности (например, в части оптимизации временных и трудовых затрат при оказании медицинской помощи пациентам с подозрением или установленным диагнозом «новая коронавирус-ная инфекция» как в поликлинике, так и на дому [34] (принцип ВОУЗ № 2)), позволили повысить качество и охват/доступность лечебно-диагностического процесса (например, при организации работы центра телемедицинских технологий, обеспечившим рациональное использование кадровых ресурсов, адекватность и своевременность проведения лечебно-диагностических и эпидемиологических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях [35] (принципы ВОУЗ № 1 и № 3 соответственно)), повлияли на оперативность (своевременность) в установке диагноза и обеспечении своевременной госпитализации (при оценке степени поражения легочной ткани в амбулаторных центрах компьютерной томографии и определения медицинских показаний для госпитализации [36] (принцип ВОУЗ № 4)).

Кроме того, использование когнитивной матрицы с детализацией до уровня отдельно взятого таксона при анализе имеющихся научных публикаций и (или) нормативных правовых актов, а также методических документов позволяет оценить уровень изученности и проработки интересующего вопроса как на основе количественных, так и на основе качественных показателей.

Среди количественных показателей в данном случае будет учитываться число научных публикаций, актов или документов, относящихся к изучаемому вопросу, а также их удельный вес в общей структуре исследований направлений развития ПМСП. На основе количественного анализа возможна оценка вектора научного поиска и определение малоизученных таксонов, требующих большего внимания как со стороны научного сообщества, так и со стороны специалистов практического здравоохранения.

Качественные показатели таксона могут быть охарактеризованы только путем экспертной оценки в отношении значимости полученных результатов научного исследования, суте-вого содержания нормативного правового акта

и (или) методического документа для решения конкретной практической задачи, стоящей перед ПМСП. Разработка методологии экспертной оценки таксона когнитивной матрицы также является одной из приоритетных задач, стоящих перед специалистами в области организации здравоохранения и общественного здоровья.

Вместе с тем, предлагаемые нами индикаторы для оценки соответствующих субдоменов и доменов ПМСП составляют лишь примерный перечень и не являются исчерпывающими, могут быть дополнены, трансформированы или агрегированы по мере совершенствования нормативного правового регулирования ПМСП, создания и внедрения новых технологий, изменения моделей организации и финансирования ПМСП, а также под влиянием иных воздействующих факторов.

Заключение

Разработанная нами когнитивная матрица таксономических признаков для анализа и оценки ПМСП в Российской Федерации предназначена для стратификации научных публикаций, диссертационных исследований, нормативных правовых актов, методических документов, докладов, аналитических отчетов и др. и отнесения их на основе экспертного решения к соответствующей ячейке матрицы, что позволяет:

1. Определять текущий уровень изученности ПМСП на основе количественного охвата всех доменов, субдоменов, индикаторов и принципов ВОУЗ.

2. Определять на основе качественного анализа пробелы и неурегулированные правовые положения, создающие препятствия для эффективного функционирования ПМСП и ее перспективного развития.

3. Определять на основе качественного анализа пробелы в отношении ПМСП, требующие разработки новых фундаментальных и прикладных исследований.

4. Унифицировать подходы к определению приоритетов при реализации государственной политики или инициатив, исходящих от профессионального сообщества.

5. Обеспечивать единые принципы учета дискретных объектов ПМСП и их исследований на основе уникального цифро-буквенного кода соответствующего таксона.

Более детальная проработка вышеуказанных направлений предполагается в рамках дальнейшей научной работы авторского коллектива.

С

#мс

№ 11 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352201/9789240044234-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

2. Ratcliffe H.L., Schwarz D, Hirschhorn L.R., Cejas C, Diallo A., Garda-Elorrio E, Fifield J, Gashumba D, Hartshorn L, Leydon N, Mohamed M, Nakamura Y, Ndiaye Y, Novignon J, Ofosu A., Roder-DeWan S, Rwiyereka A., Secci F, Veillard J.H. & Bitton A. (2019). PHC Progression Model: a novel mixed-methods tool for measuring primary health care system capacity. // BMJ global health, 4(5), e001822. https://doi.org/10.1136/ bmjgh-2019-001822.

3. Задворная О.Л. Проблемы и направления развития первичной медико-санитарной помощи // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2021. - № 3. - С. 653-672.

4. Шейман И.М., Шевский В.И., Сажина С.В. Приоритет первичной медико-санитарной помощи - декларация или реальность? // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(1). URL: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1043/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-1-3.

5. Руголь Л.В., Сон И.М, Меньшикова Л.И. Влияние кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на эффективность ее деятельности // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(3):9. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1170/30/lang,ru. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-9.

6. Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи // Профилактическая медицина. 2019;22(1):4956. DOI: 10.17116/profmed20192201149

7. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года».

8. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения».

11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

12. Regional Committee for Europe, 69th session. (2019). Sixty-ninth Regional Committee for Europe: Copenhagen, 16-19 September 2019: accelerating primary health care in the WHO European Region: organizational and technological innovation in the context of the Declaration of Astana. World Health Organization. Regional Office for Europe. https://apps.who.int/iris/handle/10665/339354.

13. Barbazza, Erica, Pedersen, Hanne Bak, Birtanov, Yelzhan, Huber, Manfred, Immonen, Kaisa. et al. (2018). Ten evidence-based policy accelerators for transforming primary health care in the WHO European Region. Public health panorama, 04 (04), 507-514. World Health Organization. Regional Office for Europe. https://apps.who. int/iris/handle/10665/324844.

14. World Health Organization & United Nations Children's Fund (UNICEF). (2020). Operational framework for primary health care: transforming vision into action. World Health Organization. https://apps.who.int/iris/ handle/10665/337641.

15. Калининская А.А., Баянова Н.А. Научное обоснование оценки территориальной доступности первичной врачебной медико-санитарной помощи сельскому населению // Казанский медицинский журнал. 2020. -Т. 101. - № 6. - C. 890-896. DOI: 10.17816/KMJ2020-890.

16. Калининская А.А., Баянова Н.А. Территориальная доступность первичной доврачебной медико-санитарной помощи сельскому населению // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(5):328-332. DOI: 10.32687/0869-866X-2018-26-5-328-332

17. Александрова О.Ю., Нагибин О.А., Горелов М.В. Проблемы реализации права гражданина на выбор медицинской организации и врача для получения первичной медико-санитарной помощи // Медицина. -2014. - Т. 2. - № 3 (7). - С. 1-15.

18. Пивень Д.В., Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 7. - С. 15-20.

19. Шипова В.М., Воронцов Т.Н. Влияние возрастно-полового состава населения на планирование объема медицинской помощи // Здравоохранение. - 2012. - № 10. - С. 24-30.

20. Черкасов С.Н., Мешков Д.О., Берсенева Е.А., Безмельницына Л.Ю., Лалабекова М.В, Федяева А.В., Олейникова В.С. Пути совершенствования технологии планирования объемов медицинской помощи // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2016. - № 5. - С. 95-104.

21. Лукъянцева Д.В., Железнякова И.А., Тюрина И.В. Подходы к оптимизации оказания первичной медико-санитарной помощи // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2017. - № 4 (30). - С. 53-61.

22. Хальфин P.A., Авксентьева М.В., Муравьев Д.Н., Орлов С.А. Модель взаимодействия между медицинскими организациями на принципах фондодержания - способ повышения эффективности деятельности первичного звена здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 8. - С. 3-11. DOI: 10.37690/1811-0185-2020-8-3-11.

23. Линденбратен А.Л., Гришина Н.К., Саитгареев Р.Р., Значкова Е.А., Гриднев О.В. Современные нормативные правовые основы подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи в различных субъектах Российской Федерации // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2019. - № 1(61). -С. 44-49.

24. Черкасов С.Н., Шипова В.М., Берсенева Е.А, Мешков Д.О., Безмельницына Л.Ю., Лалабекова М.В., Федяева A.B., Олейникова B.C. Современные методические подходы к планированию объемов медицинской помощи // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2016. - № 4. - С. 95-109.

25. Деев И.А., Кобякова О.С., Бойков В.А., Шибалков И.П., Барановская С.В., Протасова Л.М., Шнайдер Г.В., Суворова Т.А.. Удовлетворенность граждан как индикатор эффективности организационных моделей оказания медицинской помощи в амбулаторном звене // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 8. -С. 35-40. DOI: 10.37690/1811-0185-2020-8-35-40.

26. Руголь Л.В., Сон И.М., Люцко В.В. Роль центральных районных больниц в организации оказания первичной медико - санитарной помощи населению // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2021. - № 1. - С. 446-466.

27. Шипова В.М., Рощин Д.О., Плутницкий А.Н. Нормы труда в порядках оказания медицинской помощи: теория и практика применения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28 (спецвыпуск):834-839. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-s1-834-839.

28. Аксенова Е.И., Александрова O.A., Ярашева A.B., Ненахова Ю.С. Перспективы внедрения новой модели медицинской сестры в столичное здравоохранение: ожидаемые эффекты и возможные риски // Здравоохранение Российской Федерации.2020;64(5):236-242. DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-5-236-242.

29. Садовой М.А., Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Табакаев Н.А,, Тюфилин Д.С., Воробьева О.О. Удовлетворенность качеством медицинской помощи: «всем не угодишь» или «пациент всегда прав»? // Бюллетень сибирской медицины. 2017; 16 (1): 152-161. DOI: 10.20538/1682-0363-2017-1-152-161.

30. Ульянов Ю.А., Зарипова Э.М., Мингазова Э.Н. От пациентоориентированной медицины к 4П-медицине: семантический аспект тренда // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 9. - С. 26-29. DOI: 10.37690/1 811-0185-2020-9-26-29.

31. Григорович М.С., Стариков А.В., Войтко С.Н., и др. Опыт оптимизации работы городской поликлиники, основанной на принципах бережливого производства и информатизации // Российский семейный врач. -2018. - Т. 22. - № 4. - С. 19-24. DOI: 10.17816/RFD2018419-24.

32. Метельская А.В., Камы/нина Н.Н. Бережливая поликлиника: аспекты оптимизации медицинских процессов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(5):994-999. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-5-994-999.

33. Латуха О.А., Калиниченко А.В., Соколов С.В., Толстова К.С. Новая модель работы поликлиники как форма устойчивого развития медицинской организации. // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 1. - С. 15-21.

34. Безымянный А.С., Фомин В.В., Алленов А.М., Алехин С.Г., Арестова А.А., Львова Д.П., Коновалов О.Е. Организация оказания медицинской помощи при новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в амбулатор-но-поликлиническом звене. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2021. - № 5-6. - С. 27-35. DOI: 10.26347/1607-2502202105-06027-035.

35. Тяжельников А.А., Полунина Н.В., Костенко Е.В., Полунин B.C. Особенности амбулаторно-поликлиниче-ской помощи пациентам с COVID-19 с использованием телемедицинских технологий // Российский медицинский журнал. - 2021. - Т. 27. - № 2. - C. 107-114. DOI: 10.17816/0869-2106-2021-27-2-107-114.

36. Морозов С.П., Решетников Р.В., Гомболевский В.А., Ледихова Н.В., Блохин И.А., Мокиенко О.А. Диагностическая точность компьютерной томографии для определения необходимости госпитализации пациентов с COVID-19 // Digital Diagnostics. - 2021. - Т. 2. - № 1. - C. 5-16. DOI: 10.17816/DD46818.

•КС

№ 11 Manager

2023 ZdrevoochreneniB ,

'Менеджер

здравоохранения

39

В

=9»

зЯо

ORIGINAL PAPER

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF DETERMINING

THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PRIMARY HEALTHCARE

IN THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON THE COGNITIVE MATRIX

S.A. Orlov 12 : , R.N. Shepel3'4, A.V. Kontsevaya5 6, O.M. Drapkina 78

3- 5- 7 National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine, Moscow, Russia; 2 Federal Scientific State Budgetary Institution «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia;

4 6- 8 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «A. I . Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia.

2 https://orcid.org/0000-0002-8749-8504; 5 6 https://orcid.org/0000-0003-2062-1536;

3 4 https://orcid.org/0000-0002-8984-9056; 7, 8 https://orcid.org/0000-0002-4453-8430.

1 Corresponding author: Orlov S.A.

ABSTRACT

The main approaches to assessing the level of development of primary health care (PHC) in the Russian Federation generally correspond to global trends, however, to a greater extent it is still concentrated on individual areas and not fully systematized. To solve this problem and create a common methodological basis for determining the most acceptable classification features for the Russian Federation, allowing to verify the current state of PHC, identify problem areas and gaps in its development, as well as to form priorities for scientific and practical research and public policy, it seems appropriate to develop a unified cognitive matrix of taxonomic features for the analysis and evaluation of PHC based on at the country level.

Objective. To develop a cognitive matrix of taxonomic features for the analysis and evaluation of PHC in the Russian Federation based on international approaches to assessing the level of PHC development, the conceptual structural hierarchy and concrete steps to achieve the targets laid down in the strategic documents of the Russian Federation and elements of the healthcare system studied in scientific researches. Materials and methods. Based on the previously prepared analytical review of WHO strategic documents, scientific research and publications [1, 2] by correlating with them on the principles of semantic or logical identity attributes, indicators, criteria or measures that determine the directions for research and evaluation of the current level of PHC development and directions of its prospective development, a content analysis of domestic publications (n = 41,824) with subsequent terminological adaptation.

Results. A cognitive matrix of taxonomic features has been developed to analyze and assess the current level of PHC development in the Russian Federation, as well as to search for existing gaps for concentrating the efforts of health policy makers and the scientific community in solving the problems of its long-term development.

Conclusion. The cognitive matrix of taxonomic features for the analysis and evaluation of PHC in the Russian Federation is a working tool for researchers, specialists of executive and legislative authorities in the field of health protection, experts in the field of health care and public health, allowing to determine the degree of study of certain areas of PHC, to identify gaps and unresolved legal provisions that create obstacles to its effective functioning and long-term development, directions for new fundamental and applied research, to unify approaches to determining priorities in the implementation of public policy.

Keywords: primary healthcare, directions of development, methodological principles, healthcare resources.

For citation: Orlov S.A., Shepel R.N., Kontsevaya A. V., Drapkina O.M. Methodological principles of determining the directions of development of primary healthcare in the Russian Federation based on the cognitive matrix. Manager Zdravookhranenia. 2023; 11:29-42. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-11-29-42.

Funding: The authors received no financial support for the research, authorship, and/or publication of this article. Conflict of interest: The authors declare that there is no conflict of interest.

REFERENCES

1. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352201/9789240044234-eng.pdf?sequence=l&isAllowed=y.

2. Ratcliffe H.L., Schwarz D, Hirschhorn L.R., Cejas C, Diallo A., Garcia-Elorrio E, Fifield J, Gashumba D, Hartshorn L, Leydon N, Mohamed M, Nakamura Y, Ndiaye Y, Novignon J, Ofosu A, Roder-DeWan S, Rwiyereka A, Secci F., Veillard J.H. & Bitton A. (2019). PHC Progression Model: a novel mixed-methods tool for measuring primary health care system capacity. // BMJ global health, 4(5), e001822. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2019-001822.

3. O.L. Zadvornaya. Problems and directions of development of primary health care. // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». 2021;3:653-672. (in Russ.).

4. Sheiman I.M., Shevsky V.¡., Sazhina S.V. Primary health care priority - declaration or reality? Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2019; 65(1). Available from: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1043/30/lang, ru/. (In Russ.) DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-1-3.

5. Rugoll L. V., Son I.M., Menshikova L.I. Influence of primary care staffing on its performance efficiency. Social'nye

aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(3):9. Available from:

http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1170/30/lang, ru. (in Russ.) DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-9.

—1 40

6. Rugol L.V., Son I.M., Gazheva A.V, Mikhaylova Yu.V, Bantyeva M.N. Problems of personnel provision in terms of access to primary health care and its quality. // Profilakticheskaya Meditsina. 2019;22(1):4956. (In Russ. DOI: 10.17116/profmed20192201149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Decree of the President of the Russian Federation of June 6, 2019 No. 254 "On the Strategy for the development of healthcare in the Russian Federation for the period until 2025".

8. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation".

9. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1640 "On approval of the state program of the Russian Federation "Health Development".

10. Decree of the Government of the Russian Federation of October 9, 2019 No. 1304 "On approval of the principles of modernization of primary healthcare in the Russian Federation and the rules for conducting an examination of projects of regional programs for the modernization of primary healthcare, monitoring and control over the implementation of regional programs for the modernization of primary healthcare".

11. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024".

12. Regional Committee for Europe, 69th session. (2019). Sixty-ninth Regional Committee for Europe: Copenhagen, 16-19 September 2019: accelerating primary health care in the WHO European Region: organizational and technological innovation in the context of the Declaration of Astana. World Health Organization. Regional Office for Europe. https://apps.who.int/iris/handle/10665/339354.

13. Barbazza, Erica, Pedersen, Hanne Bak, Birtanov, Yelzhan, Huber, Manfred, Immonen, Kaisa. et al. (2018). Ten evidence-based policy accelerators for transforming primary health care in the WHO European Region. Public health panorama, 04 (04), 507-514. World Health Organization. Regional Office for Europe. https://apps.who. int/iris/handle/10665/324844.

14. World Health Organization & United Nations Children's Fund (UNICEF). (2020). Operational framework for primary health care: transforming vision into action. World Health Organization. https://apps.who.int/iris/ handle/10665/337641.

15. Kalininskaya A.A., Bayanova N.A. Scientific substantiation of the assessment of the territorial availability of primary medical health care to the rural population. // Kazan medical journal. 2020; 101(6):890-896. (in Russ.) doi: 10.17816/KMJ2020-890.

16. Kalininskaia A.A., Baianova N.A. The territorial accessibility of primary preliminary medical sanitary care of rural population. // Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2018;26(5):328-332 (In Russ.) DOI: 10.32687/0869-866X-2018-26-5-328-332.

17. Aleksandrova O.Yu, Nagibin O.A., Gorelov M.V. On the realization of the citizen's right to choose medical organizations and doctors for primary health care. // Medicina. 2014; 2(3(7)):1-15 (in Russ.).

18. Piven D.V., Kitsul I.S. The problems of realization of the patient rights for the choice of doctor and the ways of its solution in the medical organization. // Manager zdravoohranenia. 2013; 7:15-20 (in Russ.).

19. Shipova V.M., Vorontsov T.N. The influence of the age-sex composition of the population on the planning of the volume of medical care. // Healthcare. 2012; 10:24-30 (in Russ.).

20. Cherkasov S.N., Meshkov D.O., Berseneva E.A., Bezmelnitsyna L.Yu, Kalabekova M.V,, Fedyaeva A.V, Oleinikova V.S. Modern methodical approaches to planning of medical care. // Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2016; 5:95-104 (in Russ.).

21. Lukyantseva D.V., Zheleznyakova I.A., Tyurina I.V. Approaches to the Optimization of Primary Medical Care. // Medical Technologies. Assessment and Choice. 2017; 4(30): 53-61 (in Russ.).

22. Halfin R.A., Avksentieva M. V, Muravyov D.N., Orlov S.A. Model of interaction between medical organizations based on the principles of Fund management - a way to improve the efficiency of primary health care. Manager zdravoohranenia. 2020;8:3-11. (in Russ.) DOI: 10.37690/1811-0185-2020-8-3-11.

23. Lindenbraten A.L., Grishina N.K., Saitgareev R.R., Znachkova E.A., Gridnev O.V. Modern legal basis of per capita financing of primary health care in different regions of the Russian Federation. // Public health and health care. 2019;1(61): 44-49(in Russ.).

24. Cherkasov S.N., Shipova V.M., Berseneva E.A., Meshkov D.O., Bezmel'nitsyna L.Y., Lalabekova M.V, Fedyaeva A.V, Olejnikova V.S. Modern methodical approaches to planning of medical care. // Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2016;4:95-109 (in Russ.).

25. Deev I.A., Kobyakova O.S., Boykov V.A., Shibalkov I.P., Baranovskaya S.V., Protasova L.M., Shnaider G.V., Suvorova T.A. Satisfaction of patients as an indicator of the effectiveness of organizational models of providing medical care in the outpatient sector. // Manager zdravoohranenia. 2020;8:35-40. (in Russ.) DOI: 10.37690/181 1-0185-2020-8-35-40.

26. Rugol L.V., Son I.M., Liutsko V.V. Role of central regional hospitals in organization of primary medical -sanitary care to the population. // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». 2021;1:446-466 (in Russ.).

27. Shipova V.M, Roshchin D.O., Plutnitsky A.N. Labor standards for providing medical care: theory and practice of use. // Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(Special Issue):834-839 (In Russ.). DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-s1-834-839.

•КС

111

2023

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

к#

змо зЯо

s

зЯо

28. Aksenova E.I., Aleksandrova O.A., Yarasheva A.V., Nenakhova Yu.S. Prospects for implementing a new nurse model in capital healthcare: expected effects and possible risks. // Health care of the Russian Federation. 2020;64(5):236-242. (In Russ.) DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-5-236-242.

29. Sadovoy M.A., Kobyakova O.S., Deev I.A., Kulikov E.S., Tabakaev N.A., Tyufilin D.S., Vorobyeva O.O. Patient satisfaction with medical care. // Bulletin of Siberian Medicine. 2017; 16 (1): 152-161. (In Russ.) DOI: 10. 20538/1682-0363-2017-1-152-161.

30. Ulyanov Yu.A, Zaripova E.M., Mingazova E.N. From patient-centered medicine to 4p-medicine: the semantic aspect of the trend. // Manager zdravoohranenia. 2020. № 9. P. 26-29. (In Russ.) DOI: 10.37690/1811-0185-2 020-9-26-29.

31. Grigorovich M.S., Starikov A.V., Voytko S.N. et al. The experience of workflow optimization of the city polyclinic based on the principles of lean production and IT-based management. // Russian Family Doctor. 2018;22(4):19-24. (In Russ.) DOI: 10.17816/RFD2018419-24.

32. Metelskaia A. V, Kamynina N.N. The lean polyclinic: aspects of optimization of medical processes. // Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(5):994-999 (In Russ.) DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-5-994-999.

33. Latukha O.A., Kalinichenko A.V., Sokolov S.V., Tolstova K.S. New model of ambulatory healthcare operation as a form of sustainable development of healthcare organization. // Manager zdravoohranenia. 2020;1:15-21 (in Russ.).

34. Bezymyannyy A.S., Fomin V.V., Allenov A.M., Alekhin S.G., Arestova A.A., Lvova D.P., Konovalov O.E. Organization of medical care for a new coronavirus infection (COVID-19) in the outpatient section. // Health care standardization problems. 2021; 5-6:27-35. (in Russ.) DOI: 10.26347/1607-2502202105-06027-035.

35. Tyazhelnikov A.A., Polunina N.V., Kostenko E.V., Polunin V.S. Peculiarities of outpatient care for COVID-19 patients using telemedicine technologies // Medical Journal of the Russian Federation. 2021. 27(2):107-114. (in Russ.) DOI: 10.17816/0869-2106-2021-27-2-107-114.

36. Morozov S.P., Reshetnikov R.V., Gombolevskiy V.A., Ledikhova N.V., Blokhin I.A., Mokienko O.A. Diagnostic accuracy of computed tomography for identifying hospitalizations for patients with COVID-19. // Digital Diagnostics. 2021; 2(1):5-16. (in Russ.) DOI: 10.17816/DD46818.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Орлов Сергей Александрович - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, г. Москва, Россия; ст. науч. сотр. ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Sergey A. Orlov - candidate of medical sciences, senior researcher of National Medical Research Centre for Therapy and Preventive Medicine of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; senior researcher of FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia. E-mail: orlovsergio@mail.ru

Шепель Руслан Николаевич - канд. мед. наук, заместитель директора по перспективному развитию медицинской деятельности, руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, ведущий научный сотрудник отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, доцент кафедры терапии и профилактической медицины, ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова», г. Москва, Россия.

Ruslan N. Shepel - Candidate of Medical Sciences, Deputy Director for Long-term Development of Medical Activity, Head of the Department of Scientific and Strategic Development of Primary Health Care, leading Researcher of the Department of Scientific and Strategic Development of Primary Health Care, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Organization, FSBI «NMIC TPM» of the Ministry of Health of Russia, Associate Professor of the Department of Therapy and Preventive Medicine, Moscow State Medical University named after A.I. Evdokimov, Moscow, Russia. E-mail: r.n.shepel@mail.ru

Концевая Анна Васильевна - д-р мед. наук, заместитель директора по научной и аналитической работе ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, профессор кафедры терапии и профилактической медицины ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Anna V. Kontsevaya - Doctor of Medical Sciences, Deputy Director for Scientific and Analytical Work of the Federal State Budgetary Institution «NMIC TPM» of the Ministry of Health of Russia, Professor of the Department of Therapy and Preventive Medicine of the Moscow State Medical University named after A.I. Evdokimov of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia. E-mail: koncanna@yandex.ru

Драпкина Оксана Михайловна - академик РАН, профессор, директор ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, заведующая кафедрой терапии и профилактической медицины ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, г. Москва, Россия. Oksana M. Drapkina - Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Director of the Federal State Budgetary Institution «NMIC TPM» of the Ministry of Health of Russia, Head of the Department of Therapy and Preventive Medicine of the Moscow State Medical University named after A.I. Evdokimov of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.

—I 42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.