Научная статья на тему 'Методологические предпосылки развития учения о креативности'

Методологические предпосылки развития учения о креативности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИМОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ / ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОСТИ / ПРИРОДА КРЕАТИВНОСТИ / CREATIVITY ETYMOLOGY / ETIOLOGICAL DESCRIPTION / PSYCHOLOGICAL STUDIES / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL STUDIES / FACTORS OF CREATIVITY / NATURE OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцев Виктор Петрович, Шибкова Дарья Захаровна

В статье рассматриваются методологические аспекты этимологии креативности в локусе этиологического, психологического психофизиологического знаний. В работе представлена модель факторной структуры креативности, характеризующая вклад основных биологических и социальных особенностей личности в обеспечение креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Suppositions of Creativity Doctrine

The article deals with methodological aspects of the creativity etymology in the locus of the etiological, psychological, psycho-physiological knowledge. The paper presents the model of the factor structure of creativity that characterizes the contribution of the basic biological and social characteristics of personality in creativity provision.

Текст научной работы на тему «Методологические предпосылки развития учения о креативности»

УДК 151.8 ББК 88.37

Мальцев Виктор Петрович

аспирант

кафедра анатомии, физиологии и медико-биологической подготовки Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Maltsev Victor Petrovich Post-graduate

Chair of Anatomy, Physiology and Biomedical Training Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Шибкова Дарья Захаровна доктор биологических наук профессор

кафедра анатомии, физиологии и медико-биологической подготовки Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Shibkova Daria Zakharovna Doctor of Biology Professor

Chair of Anatomy, Physiology and Biomedical Training Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Методологические предпосылки развития учения о креативности Methodological Suppositions of Creativity Doctrine

В статье рассматриваются методологические аспекты этимологии креативности в локусе этиологического, психологического психофизиологического знаний. В работе представлена модель факторной структуры креативности, характеризующая вклад основных биологических и социальных особенностей личности в обеспечение креативности.

The article deals with methodological aspects of the creativity etymology in the locus of the etiological, psychological, psycho-physiological knowledge. The paper presents the model of the factor structure of creativity that characterizes the contribution of the basic biological and social characteristics of personality in creativity provision.

Ключевые слова: этимология креативности, этиологические описания, психологические исследования, психофизиологическое изучение, факторы креативности, природа креативности.

Key words: creativity etymology, etiological description, psychological studies, psycho-physiological studies, factors of creativity, nature of creativity.

Актуальность. Глобальные преобразования и модернизация экономических и социально-культурных сфер жизнедеятельности,

интенсификация динамичности личностного и профессионального пространства человека обуславливают необходимость расширения диапазона его потенциальных возможностей, и прежде всего креативных и интеллектуальных способностей [1, 3, 7, 24].

Творческий потенциал личности, в отличие от материально-технической или ресурсной базы, характеризуется неиссякаемым (неограниченным) источником личностного и профессионального развития, что, с одной стороны, способствует оптимальной социальной и физиологической адаптации, сохранению соматического и психоэмоционального здоровья,

конкурентоспособности, а с другой - обеспечивает совершенствование процессуально-методологической основы жизнедеятельности человека [6, 12, 16].

На современном этапе развития мировой культуры, стимулирование и развитие творческого потенциала индивида выступает одной из важных и актуальных социальных задач как отдельно взятого государства, так и мировой общественности в целом. При этом, несмотря на накопленный обширный научно-методологический и практический материал по проблеме творческих способностей, вопрос о сущности креативности и по сей день является дискуссионным. Отсутствие единого концептуального подхода в исследовании креативности приводит к «размытию» истинного понимания природы данного феномена.

Цель работы рассмотреть вклад отдельных научно-методологических подходов в понимание природы креативности индивида в историческом аспекте.

Феномен креативности существует с момента появления человеческого социума. Для удобства представления исторического развития научнометодологического учения о креативности нами предложена графическая модель (рис. 1), условно отражающая временную и концептуальную специфику исследования креативности.

Из трех ключевых временных отрезков (см. рис. 1), условный временной интервал А, характеризует этап этиологического рассмотрения явления креативности. Работы античных мыслителей и ученых Аристотеля, Платона, Конфуция и др. (1 - рис. 1), описательно характеризующих различия между людьми, заложили идеалистические основы изучения неординарных способностей личности человека. Приверженцы данного подхода наличие и разную степень выраженности творческих способностей у людей, обуславливают исключительно божественным происхождением и предопределением. На сегодняшний день это наиболее пролонгированный этап в изучении креативных способностей индивидов, однако, консервативные догматические положения данного подхода нивелируют возможность познания истинной природы творческих способностей индивидуумов.

Рис. 1. Модель историко-методологического подхода исследования

природы креативности.

Примечания: А, В, С - условные временные периоды научно-

методологического исследования креативности; 1-5 - ключевые исторические даты, определяющие развитие узловых фундаментальных аспектов в изучение феномена креативности.

Системно подойти к раскрытию субъективных особенностей психики, позволило выделения психодиагностики в самостоятельную науку во второй половине XIX столетия (временной отрезок В - рис. 1). Этот период можно обозначить как начало изучения феномена креативности с позиций анализа

поведенческого характеристик индивид. Экспериментальные психологические работы английского исследователя Ф. Гальтона, немецкого психолога В. Вундта и др. (2 - рис. 1) положили начало экспериментальному изучению проблемы индивидуальных различий. Применение научно обоснованных субъективных методов специальных тестовых процедур (контент-анализ, наблюдение, тесты и опросники, анкетирование и т.д.), способствовало изучению скрытого от внешнего наблюдения мира психической реальности, в том числе и в сфере способностей. Ключевым моментом в изучении проблемы креативных способностей индивидов можно считать выход в свет научной работы J. Guilford [22], в которой автор предложил кубообразную модель структуры интеллекта, позволившую дифференцировать мыслительную деятельность на конвергентную и дивергентную (логическую и креативную компоненты мышления соответственно).

Полученные экспериментальные данные при помощи психодиагностических тестовых процедур зачастую характеризуются своей неоднозначностью, что может объясняться конкретным характером тестовых заданий, спонтанными эмоционально-волевыми реакциями испытуемых во время выполнения творческих заданий, процессами внимания и познавательной активностью, то есть влиянием неконтролируемых специально в условиях эксперимента факторов. Поэтому наиболее перспективным направлением в изучении феномена креативности по нашему мнению является психофизиологический концептуальный подход исследования данного явления.

Временной период С (рис. 1) - этап исследования креативности с использованием объективных (аппаратных) методов (ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, аппаратно-программные комплексы и др.). Объективное изучение природы творческих способностей было заложено в экспериментальных работах советской школы дифференциальной психофизиологии Б.М. Теплова - В. Д. Небылицына и их последователей (4 - рис. 1) [2, 4, 8, 9, 11, 15-19]. Рассмотрение проблемы креативности осуществлялось в локусе задатков

творческих способностей, обусловленных индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности. В ходе этих исследований было установлено, что основные свойства нервной системы, слагающие определенный психофизиологический статус индивида, выступают основами в проявлении психических состояний, психических процессов и качеств индивидов.

За последнее десятилетие (5 - рис. 1) с развитием технического обеспечения стало возможным исследовать нейрофизиологические детерминанты креативности и описать церебральные процессы креативной деятельности в реальном времени [5, 14, 21]. При этом фокус исследований смещается с анализа экспериментальных данных креативности, описанных в клинической практике при повреждениях различных отделов мозга на изучение мозговых биоэлектрических коррелятов креативности, полученных на здоровых испытуемых [10].

Обобщая анализ предложенной модели историко-методологического подхода изучения природы креативности можно заключить, что этиологические и психологические детерминанты креативности изучены на сегодняшний день достаточно подробно, в то время как систематические исследования нейродинамических, и в особенности нейрофизиологических детерминант креативности практически только начинается.

Проведенный обзор научной литературы по вопросу креативности позволил определить основополагающую концептуальную проблему, выраженную в соотношении социальных и биологических факторов в формировании и развитии творческих способностей индивида. В большинстве исследований [1, 3, 13, 17, 20, 22, 23] признается сложность и многогранность креативности, обусловленная как социальными, так и биологическими факторами. Значение каждого фактора в отдельности, а также во взаимодействии может по-разному воздействовать на развитие и реализацию творческого потенциала личности человека [17].

Резюмируя рассуждения по данному вопросу нами предложена схема, описывающая креативность индивида, как сочетанное взаимодействие трех основных факторов (рис. 2).

Индивидуально-типологические особенности личности, выступают в качестве задатков творческих способностей индивида; социальные факторы, обеспечивают формирование стилевых конструктов взаимодействия индивида с обществом и окружающей средой; личностные (психологические) особенности, детерминированные нейродинамическим и нейрофизиологическим статусом, отражают субъективные психические состояния, темпераментальные и характерологические особенности индивида.

Рис. 2. Ключевые

крсл-пичюсп. факт°ры креативности

индивида.

Таким образом, для углубления понимания природы потенциала и ресурсов креативной индивидуальности человека требуются развернутые научные исследования, основанные на интегральном психофизиологическом подходе, которые позволят активно и широко применять полученные фундаментальные знания о нейрофизиологических и поведенческих механизмах креативности индивидов в практической деятельности.

Библиографический список

1. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - С. 5-13.

2. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. - М.: Прометей, 1993. - 304 с.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. -1994. Т. 15 - № 4. - С. 83-93.

4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы) / Е.П. Ильин. - Челябинск, 1999. - 324 с.

5. Бехтерева, Н.П. Исследование мозговой организации творчества. Сооб. III. Активация мозга по данным анализа локального мозгового кровотока ЭЭГ / Н.П. Бехтерева, С.Г. Данько, М.Г. Старченко // Физиология человека. - 2001. - Т. 27.- № 4.- С. 6-14.

6. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау // пер. с нем. - М.: «Академия», 2002. - 144 с.

7. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: учебное пособие для высших учебных заведений. - 3е изд., испр. / А.В. Либин.-М.: Изд-ий центр «Академия», 2004. - 527 с.

8. Мелик-Пашаев, А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1998.- № 1. - С.76-82.

9. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 253 с.

10. Нагорнова, Ж.В. Динамика мощности ЭЭГ при выполнении заданий на вербальную (образную) креативность / Ж.В. Нагорнова // Физиология человека. - 2007. - Т. 33. - № 3. - С. 26 -34.

11. Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын. - М., 1966. - 383 с.

12. Пуфаль-Струзик, И. Творческий путь в «трансгрессивной концепции личности» Я. Козелецкого / И. Пуфаль-Струзик // Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. -С. 75-85.

13. Равич-Щербо, И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /И.В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1988. - 336 с.

14. Разумникова, О.М. Связь частотно-пространственных параметров фоновой ЭЭГ с уровнем интеллекта и креативности / О.М. Разумникова // Журн. Высш. Нервной деятельности. - 2009. - Т. 59. - № 6. - С. 686-695.

15. Ратанова, Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности / Т. А. Ратанова. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 1999. - 128 с.

16. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-108.

17. Русалов, В.М. Темперамент как предпосылка творческих способностей /В.М. Русалов, Л.И. Полташева // Журнал Высшей нервной деятельности. - 1997. - Т.47. - Вып.3. -С.451-460.

18. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

19. Холодная, М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М.А. Холодная. - М.: Пер Сэ, 2002. - 304 с.

20. Amabile, T.M., Collins, M.A., Conti, R. Creativity in Context: Update to the Social Psychology of Creativity / T.M. Amabile, M.A. Collins, R. Conti. - Boulder: Westview Press, 1996. - 336 р.

21. Carlsson, I., Wendt, P., Risberg, J. On the Neurobiology of Creativity. Differences in Frontal Activity Between High and Low Creative Subjects / I. Carlsson, P. Wendt, J. Risberg // Neuropsychology. - 2000. - V. 38. - № 6. - P. 873-885

22. Guilford, J.P. Creativity / J.P. Guilford // American Psychologist. - 1950. - V. 5. - P. 444-454.

23. Torrance, E.P. Creative and Gifted: Handbook of Research on Teaching Learners. -(3rd ed.). / E.P. Torrance. - N.-Y.: Macmillan Press, 1986. - P. 630-647.

24. Urban, K.K. Recent Trends in Creativity Research and Theory in Western Europe / K.K. Urban // European Journal for High Ability. - 1990. - №1. - P. 99-113.

Bibliography

1. Amabile, T.M., Collins, M.A., Conti, R. Creativity in Context: Update to the Social Psychology of Creativity / T.M. Amabile, M.A. Collins, R. Conti. - Boulder: Westview Press, 1996. - 336 p.

2. Bekhtereva, N.P. Study of the Brain Organization of Creativity. Community. III. Brain Activation According to the Analysis of the Local Cerebral Blood Flow of EEG / N.P. Bekhtereva, S.G. Danko, M.G. Starchenko // Human Physiology - 2001. - V. 27. - № 4 . - P. 6-14.

3. Bogoyavlenskya, D.B. Talent and Problems of Its Identification / D.B. Bogoyavlenskya, M.E. Bogoyavlenskya // Psychological Science and Education. - 2000. - № 4. - P. 5-13.

4. Carlsson, I., Wendt, P., Risberg, J. On the Neurobiology of Creativity. Differences in Frontal Activity Between High and Low Creative Subjects / I. Carlsson, P. Wendt, J. Risberg // Neuropsychology. - 2000. - V. 38. - № 6. - P. 873-885.

5. Druzhinin, V.N. Experimental Heritage of the forming influence on the creativity micro-environment / V.N. Druzhinin, N.V. Khazratova / Psychological Journal. - 1994. - V. 15 - №

4. - P. 83-93.

6. Golubeva, E.A. Abilities and Personality / E.A. Golubev. - M.: Prometheus, 1993. - 304

p.

7. Guilford, J.P. Creativity / J.P. Guilford // American Psychologist. - 1950. - V. 5. - P. 444-454.

8. Ilyin, E.P. Differential Psychophysiology (Human Abilities and Properties of the Nervous System) / E.P. Ilyin. - Chelyabinsk, 1999. - 324 p.

9. Kholodnya, M.A. Cognitive Styles: About the Nature of Individual Mind / M.A. Kholodnya. - M.: Per Se, 2002. - 304 p.

10. Landau, E. Talent Requires Courage: Psychological Support of a Gifted Child / E. Landau // Trans. from Germ. - M.: Academia, 2002. - 144 p.

11. Libin, A.V. Differential Psychology: At the Crossroads of European, Russian and American Traditions: Textbook for Higher Educational Institutions. - 3rd Ed. Rev. / A.V. Libin. -M.: Academy, 2004. - 527 p.

12. Melik-Pashayev, A.A. About the Source of a Person's Ability for Art / A.A. Melik-Pashayev // Questions of Psychology. - 1998. - № 1. - P.76-82.

13. Merlin, V.S. Sketches on the Integral Study of Personality / V.S. Merlin. - M.: Pedagogics, 1986. - 253 p.

14. Nagornova, Zh.V. Dynamics of EEG Power in the Performance of the Verbal (Figurative) Tasks Creativity / Zh.V. Nagornova // Human Physiology. - 2007. - V. 33. - № 3. - P. 26 -34.

15. Nebylitsin, V.D. The Main Properties of the Human Nervous System / V.D. Nebylitsyn. - M., 1966. - 383 p.

16. Pufal-Struzik, I. Creative Way in the "Transgressive Concept of Personality" by Ya. Kozeletsky / I. Pufal-Struzik // Psychological Science and Education. - 2002. - № 2. - P. 75-85.

17. Ratanova, T.A. Psycho-Physiological Bases of Individuality / T.A. Ratanova. - M.: Mosc. Psych.-Soc. Inst, 1999. - 128 p.

18. Ravich-Shcherbo, I.V. The Role of Environment and Heredity in Shaping Human Personality / I.V. Ravich-Shcherbo. - Moscow: Pedagogy, 1988. - 336 p.

19. Razumnikova, O.M. Connection of Frequency-Spatial Parameters of EEG with the Level of Intelligence and Creativity / O.M. Razumnikova // Journal of Higher Nervous Activity. -2009. - V. 59. - № 6. - P. 686-695.

20. Rubinstein, S.L. The Principle of Creative Initiative / S.L. Rubenstein // Questions of Psychology. - 1986. - № 4. - P. 101-108.

21. Rusalov, V.M. Temperament as a Prerequisite for Creative Abilities / V.M. Rusalov, L.I. Poltasheva // Journal of Higher Nervous Activity. - 1997. - V.47. - Vol.3. - P. 451-460.

22. Teplov, B.M. Problems of Individual Differences / B.M. Teplov. - M.: APN of RSFSR, 1961. - 536 p.

23. Torrance, E.P. Creative and Gifted: Handbook of Research on Teaching Learners. -(3rd ed.). / E.P. Torrance. - N.-Y.: Macmillan Press, 1986. - P. 630-647.

24. Urban, K.K. Recent Trends in Creativity Research and Theory in Western Europe / K.K. Urban // European Journal for High Ability. - 1990. - №1. - P. 99-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.