Научная статья на тему 'Методологические предпосылки исследования преступности лиц с психическими аномалиями'

Методологические предпосылки исследования преступности лиц с психическими аномалиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические предпосылки исследования преступности лиц с психическими аномалиями»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ

Достижение истинного знания может осуществляться как путем освоения суммы накопленных научных представлений об изучаемом объекте, явлении, так и путем овладения методикой их анализа, обобщения и оценки полученных результатов. Получение такого знания, по мнению известного российского философа, «только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи»1. Развивая эти общие положения, науковедение идеализированного советского периода, опираясь исключительно на марксистско-ленинскую теорию познания действительности, придавало универсальный характер диалектическому и историческому материализму как всеобщему методу познания не только во всех сферах науки, но и в любом познавательном акте. Констатировалось, что «диалектико-материалистическая теория» одновременно является и диалектико-материалистическим методом. Разрабатывать на основе этой теории и этого метода частные методы конкретных наук было важной задачей советских ученых2. По этой причине все отрасли знаний «подгонялись» под указанный шаблон. Диалектический метод познания выделялся во всех науках в качестве всеобщего и единственного методологического инструментария познания действительности3.

Естественно, что указанный формально-догматический подход был воспринят и криминологией. Ис-следователи-криминологи того периода признавали методологическое значение только диалектического и исторического материализма, а все другие методы исследований относили к инструментарию (технологии) познания. Отсюда делался вывод, что методология криминологии формируется из двух источников:

Ф философской теории познания в форме диалектического и исторического материализма;

Ф собственно теоретических концепций предмета самой науки.

Однако непрерывно развивающиеся общественные отношения и неумолимая логика развития научных идей, даже в условиях единомыслия, в весьма осторожных формах обосновали иной концептуальный подход к понятию и содержанию методологии как системы многообразных и равнозначных методов и приемов собирания, обработки, анализа и оценки эмпирических материалов об исследуемых объектах, явлениях и фактах, включающих любые теоретические положения, их объясняющие4. Указанная философская идея получила активное развитие в годы начавшихся реформ общественно-политической, социально-экономической жизни, формирования правового государства. Утвердилась научная концепция,

Н.И. САЗОНОВА

согласно которой «универсального» и «единственного» метода познания в действительности не существует, а каждый предмет науки и каждая изучаемая проблема требуют множества методов и методик их изучения, вернее системы соответствующих методов, в своей совокупности образующих методологию конкретной науки5.

Основываясь на указанных концептуальных философских положениях, криминология сформулировала свою методологическую функцию, которая заключается прежде всего в том, что система применяемых в ней методов классифицируется по двум уровням. Первый уровень составляют многие общенаучные методы, апробированные современным науковедением в исследовании социальных явлений. Их отбор и адаптация к предмету криминологии должны базироваться на оценке результативности применения в других отраслях знаний, широты охватываемых ими познаваемых объектов и соотносимости с решением целей и задач криминологии в предупреждении и профилактике преступлений.

Исходя их сформулированных требований к группе научных методов авторы двухуровневой концепции отнесли: диалектический, аналитический, логический, сравнительный, экспериментальный методы, моделирование. На втором уровне представлены применяемые в криминологии конкретно-социологичес-кие методы — изучение документов, опросы в форме анкетирования и интервьюирования, наблюдение, эксперимент.

Разделяя принципиальный подход авторов к обоснованию классификационных признаков, определяющих разграничение общенаучных и конкретно-социологических методов, попытаемся изложить нашу позицию на объект и предмет исследования и использовать ее для комплексного исследования преступности лиц с психическими аномалиями в криминологии. Объектом данного исследования предстают природа и причины преступности лиц с психическими аномалиями, мотивация и механизм совершения ими преступлений, личность преступника. Предмет исследования — общесоциальные и специальные меры предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых лицами с расстройствами психики; деятельность в данном направлении правоохранительных органов, медицинских учреждений и общественных организаций.

Руководствуясь философской концепцией о том, что «наука есть теория действительности»6, попытаемся раскрыть и оценить структурно-содержатель-ные элементы предупреждения и профилактики

преступлений, совершаемых лицами с психическими отклонениями, с тем чтобы затем использовать их для обоснования методологии их познания.

Проблема предупреждения преступного поведения лиц с психическими отклонениями охватывает не только профилактику, направленную на устранение криминогенных факторов, но и обеспечение наиболее благоприятных условий жизни, формирования личности, особенно на ранних этапах ее социализации.

Эффективная профилактическая деятельность может основываться только на познании специфики личности субъектов с расстройствами психики, генезиса и механизма противоправных действий таких лиц, методологически верной оценки криминогенной роли психических расстройств на примере использования новейших достижений психиатрии, психологии, педагогики, при условии дальнейшего совершенствования законодательства7.

Профилактика преступлений лиц с психическими расстройствами должна носить комплексный характер, так как ее необходимыми структурно-содержательными элементами выступают, прежде всего, разработка и применение мер медицинского характера. Речь идет об организации психиатрической помощи лицам с пограничными формами заболеваний, не исключающих вменяемость, совершившим различные антиобщественные или преступные действия.

К наиболее распространенным аномалиям такого рода относятся: алкоголизм, психопатия, остаточные явления травм черепа, органическое заболевание центральной нервной системы и олигофрения в форме дебильности. По имеющимся выборочным данным, среди лиц, совершивших убийства, хулиганства, изнасилования, грабежи и разбои, а также причинивших тяжкий вред здоровью, более половины имеют расстройства психики.

Исследование, проведенное среди виновных в совершении тяжких преступлений против личности, показало, что на долю лиц с психическими аномалиями приходится около 68%8. Аналогичные данные получены и другими учеными.

Распространенность психических аномалий среди преступников, совершивших насильственные и корыстно-насильственные преступления, обусловила выделение особой формы предупреждения преступлений — социально-психиатрическую профилактику9. Такая профилактика представляет собой комплексную деятельность, направленную на недопущение совершения противоправных действий лицами с психическими аномалиями. Она должна осуществляться путем, прежде всего, своевременного выявления и учета таких лиц, применения к ним мер воспитательного и медицинского характера. В этом плане особое значение приобретают сотрудничество медицинских и правоохранительных органов, постоянный взаимный обмен, совместное планирование и осуществление консультативной помощи.

Практическое осуществление социально-психиат-рической профилактики складывается из ряда орга-

низационно взаимосвязанных этапов: выявления и учета лиц с психическими аномалиями, от которых возможно ожидать совершения противоправных действий; изучения индивидуальных особенностей этих лиц, их образа жизни, поведения, окружения и связей; индивидуального прогнозирования поведения таких лиц, планирования и проведения профилактических и лечебных мер.

1. Наиболее важным и сложным в организационном плане является этап выявления и учета лиц с психическими отклонениями, которые могут совершить преступление. Это — центральная организационная проблема социально-психиатрической профилактики, и решаться она должна в зависимости от контингента правонарушителей, характера аномалий и возможностей правоохранительных органов и медицинских учреждений в строгом соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании»10.

Согласно данному закону сотрудники уголовного розыска, в условиях строгой регламентации порядка и условий проведения освидетельствования и профилактических осмотров врачами-психиатрами, должны работать в тесном контакте с органами здравоохранения по предупреждению правонарушений со стороны лиц с отклонениями психики. Представляется, что учет лиц, склонных к совершению антиобщественных действий, должен быть сосредоточен в органах внутренних дел, а учет лиц с патологией психики — в психиатрических диспансерах.

При решении вопроса о постановке того или иного лица на профилактический учет необходимо иметь в виду, что сама по себе аномалия психики без учета всех других данных, характеризующих личность, в первую очередь мотивационную сферу, а главное — поведение, социальные связи, еще не является основанием для постановки на такой учет. В сочетании с другими признаками, отрицательно характеризующими человека, психическая аномалия становится значимой для прогнозирования поведения лица, склонного к совершению преступных действий.

Наличие психического расстройства должно оказывать значительное влияние на содержание всей профилактической работы с конкретным лицом. Для лиц, осуществляющих профилактику, черты и свойства личности, обусловленные психическими дефектами, должны быть изложены в соответствующем наставлении или методических указаниях по индивидуальной профилактике противоправного поведения лиц с психическими аномалиями. К сожалению, таких документов пока нет. Но в психиатрической литературе, например, довольно обстоятельно разработаны классификации и описаны характерные психопатические проявления. Некоторые психопаты, например возбудимые и истерические, не способны признать свое поведение неправильным даже при очевидных обстоятельствах. Они упрямы, склонны ко лжи, желаемое могут выдавать за действительное, в неудачах обвиняют окружающих. Особенно тяже-

лы эти люди в домашнем быту: когда ими обычно не восхищаются, они «тускнеют», становятся придирчивыми, злобными и конфликтными11. Для этих категорий психопатов характерны повышенная самооценка, неадекватный уровень притязаний, утрированная принципиальность, невозможность отсрочить удовлетворение своих потребностей, жажда самоутверждения12. Психопатоподобные расстройства и формы поведения обнаруживаются и у многих алкоголиков и лиц, перенесших черепно-мозговые травмы или страдающих органическими заболеваниями центральной нервной системы. Такого рода патологические черты отрицательно воспринимаются окружающими, создают трудности в межличностном общении, порождают конфликты, провоцируют других лиц на совершение антиобщественных действий.

Должной организации выявления и учета лиц с отклонениями психики способствовало бы принятие уже давно высказанного предложения о создании для них невропатолого-психиатрических консультаций, которые выполняли бы важную раннюю профилактическую функцию13. Их создание облегчается наличием в стране сети психо-невралогических диспансеров и наркологических кабинетов, центров, которые могли бы стать отправной точкой для невропатолого-психиатрических, а может, психолого-психиатричес-ких консультаций14.

2. Изучение индивидуальных особенностей лиц с психическими аномалиями и антисоциальными формами поведения, которые могут встать на путь совершения преступлений, — следующий важный этап.

Работа на этом этапе должна строиться с учетом личностных и иных особенностей конкретного человека, связанных с характером патологии, его жизненного пути, особенностей поведения и общения, социальных ролей и мотиваций.

Мотивация преступных действий лиц с психическими аномалиями не отличается какими-либо особенностями, встречающимися у здоровых людей. Однако механизмы формирования мотивов уголовно-наказуемых поступков несколько различны. С учетом именно этих факторов и должна строиться работа по профилактике противоправного поведения таких лиц. Наличие диагноза психического расстройства не раскрывает мотивов преступления и мотивационного процесса.

Выявление мотивов уголовно-наказуемых действий личностей с психическими аномалиями вызывает значительные трудности, обусловленные, прежде всего, редкими психиатрическими освидетельствованиями осужденных. В этом плане необходимо более широкое участие психологов и психиатров на всех этапах работы правоохранительных органов с лицами, имеющими отклонения психики.

3. Прогнозирование поведения лиц с психическими аномалиями должно основываться на знании личностных особенностей и мотивов поведения конкретного человека. Индивидуальный прогноз поведения лица с психическими расстройствами придает

профилактическим мероприятиям предупредительный характер. Необходимость такого прогнозирования не вызывает сомнения, но сложность его заключается в разработке надежных методов прогноза. При их применении должны максимально использоваться результаты криминологических исследований роли психических аномалий в преступном поведении.

Результаты прогноза могут быть применены в качестве основы для организации индивидуально-профилактической работы с лицами, имеющими аномалии психики. Участие в планировании и осуществлении профилактических мер психологов и психиатров может обеспечить целенаправленность и конкретность профилактики, сочетание мер лечебного и криминологического характера.

4. Планирование предупреждений преступлений и иных правонарушений, взаимодействие в этой работе правоохранительных, медицинских и других организаций и учреждений включает в себя проведение профилактических мероприятий в отношении лиц с психическими аномалиями. Среди проблем, возникающих в связи с социально-психиатрической профилактикой противоправного поведения лиц с психическими расстройствами, особое внимание привлекают:

Ф профилактика антиобщественного поведения несовершеннолетних с психическими отклонениями;

Ф борьба с алкоголизмом и наркоманией;

Ф предупреждение преступлений со стороны лиц с психическими расстройствами;

Ф предупреждение рецидива преступлений среди лиц с аномалиями психики.

Сложность объекта и предмета исследования требует комплексной системы научных методов его познания. Современное науковедение располагает множеством апробированных общенаучных методов исследования сложных социальных явлений и процессов; задача отраслевых наук состоит в их отборе и систематизации по степени близости к решению стоящих перед ними конкретных задач борьбы с преступностью. Исходя из изложенной двучленной системы методов и особенностей предупреждения и профилактики таких преступлений полагаем целесообразным первую группу методов систематизировать из следующих составляющих.

Диалектический метод познания позволяет определить закономерности явлений реальной действительности не изолированно друг от друга, а в их взаимосвязи и взаимообусловленности, как процесс отражения в сознании познающих субъектов объективных свойств, связей и отношений, присущих, в частности, обеспечению решения задач предупреждения преступлений лиц с психическими аномалиями. Используя такие философские понятия и категории, как содержание и форма проявлений, онтология и гносеология, криминология познает закономерности возникновения информации о преступлении и его участниках.

Диалектический метод исследования указанной проблемы помогает выявить и систематизировать все

типичное, повторяющееся, устойчивое и характерное как для механизма совершения преступлений, так и для предупреждения и профилактики противоправных действий. Диалектика, на наш взгляд, позволяет отобрать такой теоретический инструментарий познавательной практики, который позволит правильно ее организовать и успешно разрешить соответствующую проблему.

Наряду с традиционными общенаучными методами — анализ, синтез, наблюдение, логическое, статистическое моделирование и конкретно-социоло-гический метод (анкетирование, опрос, экспертные оценки) — в последние годы все большее распространение в криминологии получили комплексные методы исследований.

Так, системный метод (подход) в качестве самостоятельного, общенаучного и комплексного исследования начал разрабатываться в области философии, затем получил активное развитие в теории управления социальными процессами15.

Под воздействием интеграции знаний с другими научными дисциплинами системный метод применим и для исследования сложно-структурной проблемы предупреждения и профилактики преступлений и преступного поведения лиц с психическими аномалиями. Применительно к изучению этой практики, системный метод может выполнять методологическую функцию познания и разработки комплексных мер ее совершенствования.

В соответствии с действующим законодательством задачи по предупреждению и профилактике преступлений возлагаются на правоохранительные органы. Организационная структура, выполняющая эту комплексную задачу, не однородна и охватывает систему подразделений органов внутренних дел, а именно:

Ф подразделения уголовного розыска;

Ф подразделения по борьбе с организованной преступностью и борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

Ф милиция общественной безопасности;

Ф следственные аппараты органов внутренних дел, расследующие, в том числе, и уголовные дела о преступлениях лиц с отклонениями психики;

Ф прокуроры, осуществляющие надзор за дознанием и предварительным следствием.

Естественно, что для нормального управления этой сложной системой коллективных и функциональных субъектов, в той или иной степени исполняющих функцию раскрытия преступлений, совершаемых лицами с психическими расстройствами, требуется комплексное изучение их практической деятельности и разработка научно-обоснованных правовых, организационных, методических и тактических рекомендаций по совершенствованию структуры взаимодействия в раскрытии преступлений с особыми субъектами их совершения. Выполнить эту задачу в полном объеме можно только посредством применения системного метода.

На структурно-организационном компоненте системного метода многие авторы заканчивают свои исследования и поэтому необоснованно ограничивают его понятием «системно-структурный подход». Мы поддерживаем тех, кто вторым, не менее, а по нашему мнению, более важным компонентом системности определяют ее функциональную направленность.

Функциональный элемент системного метода в криминологии предполагает исследование границ и содержание компетенции, возложенной на подразделения милиции в повседневной практической работе. Функциональные обязанности сотрудников органов внутренних дел определены законами и ведомственными нормативными актами и выступают в качестве системообразующего принципа их взаимоотношений.

Благодаря функциональному элементу системного метода мы имеем возможность, во-первых, рассматривать автономно и в совокупности правомочия правоохранительных органов и определять степень их влияния на предупреждение преступлений со стороны лиц с психическими аномалиями; во-вторых, посредством анализа применяемых профилактических мер можно определить их эффективность, адаптиро-ванность к типичным криминологическим и криминалистическим ситуациям, разработать обоснованные рекомендации по совершенствованию методики и профилактики преступлений.

Прогностический элемент системного метода проявляется в исследовании всего комплекса правовых и организационных факторов, определяющих криминальную ситуацию, в предупреждении преступлений, совершаемых лицами с расстройствами психики, в оценке эффективности профилактических мер, разработке прогноза их развития на ближайшую и отдаленную перспективу.

По своей и направленности системный метод выполняет функцию общенаучного метода в изучении сложных социальных явлений, которые характерны для предмета исследования, а значит, он должен быть включен в систему общенаучных методов.

Социологические методы (анкетирование, опросы, сравнения, экспертные оценки) широко применяются при изучении: общего состояния криминогенной обстановки на территории действия подразделений уголовного розыска органов внутренних дел в борьбе с преступностью лиц с психическими аномалиями; выяснении эффективности применения имеющихся в органах внутренних дел видов учета; определении состояния взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в предупреждении преступлений; выяснении состояния профессиональной подготовленности сотрудников милиции для решения этих задач и т.д.

Перспективным направлением применения социологических методов для решения задач реального и объективного предупреждения преступлений лиц с расстройствами психики служит комплексный анализ соотношения участия в ее решении различных ведомств, служб и подразделений, всех звеньев правоохранительной системы.

Аналитический метод — это совокупное применение по единой методике различных элементов ряда общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение), позволяющих одновременно и параллельно изучить криминогенную обстановку в отраслевом и региональном аспектах, типичные способы совершения отдельных групп преступлений, обоснованность применения методов профилактики преступлений; получить количественные и качественные характеристики изменения преступности лиц с расстройствами психики за определенный период времени; выявить состояние взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в решении этой задачи и т.п.

Методы исследования преступности лиц с психическими отклонениями базируются на методах и методиках изучения личности, разработанных в психологии и педагогике. По своей содержательной сущности все их разнообразие классифицируется по разным основаниям, но применительно к теме нашего исследования мы будем придерживаться понятия формальной и неформальной диагностики16.

Формальная диагностика обычно применяется для изучения познавательных процессов восприятия, мышления, памяти и т.п. черт личности по средствам тестирования17. Метод тестирования применяется с помощью специально разработанных психологами тестов (тест Коршаха, ММР1), опросников или анкет, содержание которых заранее программируется по типичным поведенческим ситуациям, например правонарушителей с психическими отклонениями. По характеру ответов изучаются особенности их психики, поведения и переживаний. Применяя методы опроса или тестирования, исследователь должен учитывать, что сам факт применения этих методов может существенным образом повлиять на объект исследования — личность, т.е. применение этого метода дает знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а в условиях взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя18.

Разновидность метода тестирования в психологии рассматривается в качестве автономной методики проективной техники. Проективная методика не адресуется познавательной стороне психики, а предназначена для выяснения реакции на многозначную ситуацию, что позволяет по характеру, типичности ответов предсказать возможные варианты поступков и поведения личности.

К системе формальных методов относятся также психофизические методики поведения человека. С их помощью можно изучить темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики испытуемого.

Из системы методов неформальной диагностики для нашего исследования могут применяться следующие.

Научное наблюдение — систематическое, целеустремленное, планомерное изучение психических явлений путем личного восприятия исследователем

разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизненных условиях (визуальное или слуховое восприятие деятельности личности преступника с психическими отклонениями). Оно должно проводиться с соблюдением определенных правил, разработанных психологической наукой, и незаметно для испытуемого. Наблюдение может охватывать систему личностных привычек и манер поведения в конкретных жизненных или предкри-минальных ситуациях; особенности осмысления поступков и действий, а также прогностическую оценку отношения испытуемого к подобным действиям окружающих и т.д.

Беседа — как метод психодиагностики отличается от обычного общения наличием целевой установки, плановости и избирательности, что способствует определению субъективных оценок испытуемого к личностям, фактам, явлениям; круга интересов, профессиональных знаний; уровня развития; волевых качеств, темперамента, мировоззрения и т.п.

Изучение документов, содержащих информацию о личности преступника, необходимо для анализа ряда характерных черт личности, так как в документах источником информации выступает человек (изучение материалов уголовных дел, приговоров суда, личных дел осужденных). Документы подразделяются:

Ф по способу фиксации информации (рукописные, печатные, аудио- и видеозаписи);

Ф статусу — личные документы (дневники, письма, записки);

Ф характеру документа (аттестационный, справочный, постановочный).

Экспериментальный метод психологического изучения личности характеризуется активным вмешательством в поведение и поступки человека. По своей сущности он может выражаться в форме естественного, лабораторного и метода независимых характеристик. Для исследования наиболее доступными и чаще применяемыми являются методы:

Ф независимых характеристик — получение информации на лиц с психическими аномалиями из самых разных источников (от родителей, педагогов, врачей, руководителей и т.д.);

Ф естественного эксперимента — когда изучаемая личность ставится в заведомо созданную ситуацию в той сфере, где обычно общается с другими людьми (по месту учебы, работы, отдыха); фиксируются ее действия, поступки, реакции. Индивидуальные и типичные психофизические реакции тщательно фиксируются и оцениваются с позиций психологической науки.

Лабораторный метод эксперимента для целей криминологии может применяться специальными учреждениями по просьбе органов внутренних дел для выявления типологических особенностей и способностей испытуемого, его интересов и потребностей, настойчивости в достижении жизненных целей и т.д.

Составив определенное представление о личности преступника, целесообразно приступить к опросам,

проводящимся в виде индивидуальных бесед, анкетирования и интервьюирования19. Основная методологическая проблема использования этих методов — составление перечня необходимых для исследования вопросов.

Совершенствование психолого-педагогического потенциала сотрудников уголовного розыска в борьбе с преступностью лиц с психическими аномалиями как резерва всей преступности особенно важно в современной криминогенной ситуации, когда моральные, этические нормы поведения повсеместно попираются, культивируются циничные способы получения «легких» денежных и материальных ценностей, роста коррупции и преступности.

Применение метода самовоспитания личности, как и ее воспитания, определяется выбором достижения социально значимой цели, что стимулирует устранение отрицательных черт личности (пресмыкание перед ложными «авторитетами», высокомерие или лицемерие в кругу друзей, подхалимство и т.п.) и приобретение навыков целенаправленного самоизменения, ответственности за поступки и поведение. Совершенствование и самосовершенствование личности — это и есть сознательное отношение к социально ценимым качествам. Изменяя вредные привычки, желания, качества, личность приобретает положительную и профессиональную устойчивость.

Таким образом, методологическую основу исследования преступного поведения лиц с психическими аномалиями составляют три взаимодополняемых элемента структуры: 1) общенаучные; 2) отраслевые методы научного опознания; 3) методика совокупного их применения в согласовании с практическими методами по сбору, обобщению и анализу эмпирических данных эффективности профилактики таких преступлений.

Несоблюдение принципа системности указанной методологии снижает творческий потенциал исследователя, комплексность и глубину научного познания конкретной проблемы в криминологии, обоснование теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию методики предупреждения и профилактики преступлений со стороны лиц с отклонениями психики.

Для проведения криминологического исследования преступности лиц с психическими аномалиями имеются достаточные методологические предпосылки. С гносеологической точки зрения — это объективная возможность более глубокого познания преступного поведения лиц с психическими расстройствами во всех ее проявлениях. В плане общественной значимости — объективная потребность общества в более полных научно практических знаниях о фактическом состоянии такой преступности. Со стороны практической достижимости этих знаний — наличие потенциально неисчерпаемой и почти невостребованной криминологической информации, имеющейся в обществе, и сконцентрированности в разрозненных

массивах данных профилактического назначения правоохранительных органов.

Наличие этих предпосылок позволяет рассматривать проблемы методологии и методики нашего исследования.

1 Белинский В.Т. Избранные философские произведения. -М., 1948. - С. 137.

2 См.: Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. — М., 1972. — С. 5.

3 См.: Научные публикации известных правоведов и криминологов: Герцензона A.A., Алексеева С.С., Кудрявцева В.Н., Карпеца И.И., Кузнецовой Н.Ф. и др.

4 См.: Юдин Э.Т. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы общественных наук: Сб. статей / Под общ. ред. И.Ф. Ильичева. — М., 1979; Методологические проблемы комплексных исследований. — Новосибирск, 1983 и др.

5 См.: Чурсин В.Д. Право и циклы (вопросы методологии). — Ставрополь: Изд-во СУ, 1997. — С. 4.

6 Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: Пер. с нем. -М., 1993.-С. 238.

7 См.: Антонян Ю.М., Бородин C.B. Преступное поведение и психические аномалии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. — М.: Спарк, 1998. - С. 174.

8 См.: Антонян Ю.М., Виноградов М.В., Голумб Ц.А. Преступность и психические аномалии // Советское государство и право. - 1979. - № 7. - С. 10.

9 См.: Антонян Ю.М., Бородин C.B. Указ. соч. — С. 175.

10 ФЗ РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (с последующими изменениями).

11 См.: Кербиков О.В., Корина М.В., Наджаров P.A. и др. Психиатрия. - М., 1983. - С. 372-378.

12 См.: Морозов Т.В., Печерникова Т.П., Шостакович Б.В. Методологические проблемы вменяемости — невменяемости. -М., 1997.-С. 10.

13 См.: Кузнецова Н.Ф. Преступность и нервно-психичес-кая заболеваемость. — М., 1996. — С. 20.

14 См.: Антонян Ю.М., Бородин C.B. Указ. соч. — С. 177.

15 См.: Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. — 1973; Туманов Г.А. Организация как функция государственного управления // Сов. гос. и право. — 1989. — № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 См.: Психология. Педагогика. Эгика: Учебник для вузов / Под ред. Ю.В. Наумкина. — М.: Закон и право. ЮНИ-ТИ, 1999.

17 Тест — это краткое, стандартизированное психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий. Там же. — С. 30.

18 См.: Курганов С.И. Основания криминологической теории: Дис... на сосик. ст. докт. юрид. наук. — М.: ВНИИ МВД России, 1999. - С. 48.

19 Анкетирование проводится в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков с вопросами. Интервьюирование — в криминологии метод получения информации о личности преступника в процессе устного опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.