Научная статья на тему 'Методологические подходы к совершенствованию статистического мониторинга благополучия детей в рамках реализации мероприятий Десятилетия детства в России'

Методологические подходы к совершенствованию статистического мониторинга благополучия детей в рамках реализации мероприятий Десятилетия детства в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
348
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благополучие детей / Десятилетие детства / мониторинг положения детей / оценка результативности мер / социальная политика в интересах детей / система показателей / статистика детства / child well-being / Decade of Childhood / monitoring of the situation of children / evaluation of the effectiveness of measures / social policy for children / system of indicators / childhood statistics

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калабихина И. Е., Кучмаева О. В., Калмыкова Н. М., Казбекова З. Г., Середкина Е. А.

Цель проведенного исследования – формирование усовершенствованной системы показателей, характеризующих положение детей, для осуществления мониторинга детского благополучия в процессе реализации мероприятий в рамках Десятилетия детства. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: 1) систематизирован зарубежный опыт мониторинга положения детей; 2) разработаны принципы отбора показателей и создания системы мониторинга положения детей в России; 3) сформирована разветвленная структура показателей мониторинга на основе зарубежного опыта и российских научных исследований в этой области, а также возможностей системы сбора статистической информации; 4) дана оценка недостатков современной системы сбора данных для реализации мониторинга положения детей и предложены рекомендации по ее дополнению и развитию. В ходе проведенного исследования использованы методы экономико-статистического анализа данных статистического наблюдения и результатов выборочных опросов целевых групп. Методология проведения работы опирается на принципы статистического наблюдения и анализа, действующих в системе российской статистики (включая централизованные, децентрализованные и ведомственные формы отчетности, а также обследования Росстата по социально-демографическим проблемам), международные и стандартные требования, изложенные в документах Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), современные научные принципы статистического наблюдения в области благополучия детей. Система показателей включает следующие разделы: демография детства; здоровьесбережение с детства; благополучие семей с детьми; развитие, обучение, воспитание, физическая культура и спорт; инфраструктура детства; защита детей, оставшихся без попечения родителей; качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; безопасность детей. Она может быть использована для оценки ситуации в сфере благополучия детей, а также для мониторинга выполнения мероприятий по реализации Десятилетия детства. Авторская система показателей положения детей находится в открытом доступе в формате Excel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for improving statistical monitoring of the child well-being within the framework of implementing the decade of childhood in Russia

The purpose of the study is to form an improved system of indicators characterizing the situation of children for monitoring their well-being in the implementation of the Decade of Childhood programme. To achieve this goal, the following tasks have been performed: 1) foreign experience in monitoring the situation of children has been systematized, 2) principles for selecting indicators and creating a system for monitoring the situation of children in Russia have been developed, 3) on the basis of foreign experience, scientific research in this field and the statistical system capacity a branched structure of monitoring indicators has been formed, 4) an assessment of the shortcomings of the modern data collection system for monitoring the situation of children has been provided and recommendations for its completion and development have been proposed. Methods of economic and statistical analysis of monitoring and sample survey data are used. The methodology of the work is based on the principles of statistical observation and analysis of Russian statistical system (including centralized, decentralized and departmental reporting forms, as well as Rosstat surveys on socio-demographic problems), international and standard requirements set out in the documents of the United Nations Children’s Fund (UNICEF), modern scientific principles of statistical observation in the field of child well-being. The system of indicators includes the following sections: demography of childhood; health preservation since childhood; well-being of families with children; development, training, education, physical culture and sports; childhood infrastructure; protection of children left without parental care; the quality of life of children with special needs and disabilities; child safety, and can be used to assess children’s well-being, as well as to monitor the compliance with measures to implement the Decade of Childhood. The author’s system of indicators addressing the situation of children is publicly available in Excel format.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к совершенствованию статистического мониторинга благополучия детей в рамках реализации мероприятий Десятилетия детства в России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2021

ВОПРОСЫ ДЕМОГРАФИИ

И.Е. КАЛАБИХИНА

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

О.В. КУЧМАЕВА

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Н.М. КАЛМЫКОВА

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

З.Г. КАЗБЕКОВА

аспирант кафедры народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Е.А. СЕРЕДКИНА

аспирант кафедры народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕТСТВА В РОССИИ

Цель проведенного исследования - формирование усовершенствованной системы показателей, характеризующих положение детей, для осуществления мониторинга детского благополучия в процессе реализации мероприятий в рамках Десятилетия детства. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: 1) систематизирован зарубежный опыт мониторинга положения детей; 2) разработаны принципы отбора показателей и создания системы мониторинга положения детей в России; 3) сформирована разветвленная структура показателей мониторинга на основе зарубежного опыта и российских научных исследований в этой области, а также возможностей системы сбора статистической информации; 4) дана оценка недостатков современной системы сбора данных для реализации мониторинга положения детей и предложены рекомендации по ее дополнению и развитию. В ходе проведенного исследования использованы методы экономико-статистического анализа данных статистического наблюдения и результатов выборочных опросов целевых групп. Методология проведения работы опирается

на принципы статистического наблюдения и анализа, действующих в системе российской статистики (включая централизованные, децентрализованные и ведомственные формы отчетности, а также обследования Росстата по социально-демографическим проблемам), международные и стандартные требования, изложенные в документах Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), современные научные принципы статистического наблюдения в области благополучия детей. Система показателей включает следующие разделы: демография детства; здоровьесбережение с детства; благополучие семей с детьми; развитие, обучение, воспитание, физическая культура и спорт; инфраструктура детства; защита детей, оставшихся без попечения родителей; качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; безопасность детей. Она может быть использована для оценки ситуации в сфере благополучия детей, а также для мониторинга выполнения мероприятий по реализации Десятилетия детства. Авторская система показателей положения детей находится в открытом доступе в формате Excel.

Ключевые слова: благополучие детей, Десятилетие детства, мониторинг положения детей, оценка результативности мер, социальная политика в интересах детей, система показателей, статистика детства. JEL: J13, J18.

DOI: 10.52180/2073-6487_2021_4_134_165. Введение

Развитие долгосрочной стратегии социальной политики в интересах детей в России1 обусловливает необходимость формирования системы статистического мониторинга, позволяющего получить объективную характеристику положения детей в нашей стране. Оценка реализации национальной политики в интересах детей в рамках Десятилетия детства, 2018-20272, продолжившей тренд, положенный в основу Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., должна опираться на систему индикаторов, отражающих положения детей в разных сферах. Однако существующая на данный момент система показателей3, с нашей точки зрения, непригодна для объективного и всестороннего мониторинга положения

1 С 2012 г. действовала Национальная стратегия детства в интересах детей 20122017 гг., утвержденная Указом Президента России 1 июня 2012 г., в настоящее время реализуются мероприятия Десятилетие детства (2018-2027 гг.).

2 Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». 6 июля 2018 г. было принято Распоряжение Правительства РФ № 1375-р об утверждении плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства; а 23 января 2021 г. принято Распоряжение Правительства РФ № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года.

3 Предусмотрено создание системы статистических показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства. Первый вариант такой системы был утвержден Распоряжением Правительства России № 2631-р от 6 ноября 2019 г.

детей. Во-первых, часть индикаторов или не являются статистическими показателями, т. е. не нацелены на измерение массовых количественных явлений или характеризуют масштабы деятельности отдельных социальных институтов, не являясь при этом собственно индикаторами положения детей. В частности, можно упомянуть такие показатели, как «количество субъектов Российской Федерации, участвующих в акции «Подарок новорожденному»», «количество педагогических работников, вовлеченных в проведение единого урока безопасности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»», «количество мероприятий образовательного характера в области обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве, проводимых в субъектах Российской Федерации», и ряд других.

Во-вторых, часть индикаторов, предложенных для оценки положения детей и результативности мероприятий, либо не собираются, либо не разрабатываются в российской официальной статистике. Это касается большинства характеристик безопасности детей, в том числе в киберпространстве, а также положения детей, находящихся в конфликте с законом. Требуются конкретные предложения по изменению системы статистического наблюдения для сбора данных показателей.

В-третьих, часть индикаторов не отражают положение детей в той или иной сфере жизнедеятельности (например, это касается оказания социальных услуг для различных групп детей).

В-четвертых, некоторые индикаторы устарели и не соответствуют развитию современных научных подходов к оценке положения детей. Так, практически отсутствуют индикаторы, касающиеся участия детей в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

По нашим оценкам, около половины предлагаемых индикаторов не отвечают требованиям, предъявляемым к современным статистическим показателям, отражающим положение детей, и/или они не включены в российскую систему статистического наблюдения.

Кроме того, показатели, включенные в текст Распоряжения Правительства России № 2631-р от 6 ноября 2019 г., не структурированы, отсутствует привязка показателей к тем или иным стратегическим направлениям деятельности в рамках Десятилетия Детства.

Цель проведенного нашим коллективом исследования - усовершенствовать систему показателей, характеризующих положение детей и необходимых для осуществления мониторинга детского благополучия в процессе реализации Десятилетия детства. При оценке положения детей авторы данной работы опираются на концепцию детского благополучия, в которой: в центр внимания ставится благополучие детей, а не эффективность работы социальных органов; бла-

гополучие детей рассматривается в настоящее время и в будущем; показатели для анализа положительных результатов в достижении благополучия детей подбираются наряду с показателями неблагополучия; мнение детей является важным в оценке своего благополучия. В данной статье термины «положение детей» и «благополучие детей» употреблены как синонимы (поскольку термин «положение детей» многие годы употреблялся в российских документах в области политики в интересах детей). Однако мы предлагаем использовать в будущем термин «благополучие детей» как наиболее точно отражающий суть работы ученых, статистиков и политиков по повышению качества жизни детей.

В ходе исследования были решены следующие задачи: 1) систематизирован зарубежный опыт мониторинга детского благополучия; 2) разработаны принципы отбора показателей и создания системы мониторинга благополучия детей в России; 3) сформирована разветвленная структура показателей мониторинга на основе зарубежного опыта и научных исследований в этой области, а также возможностей статистической системы; 4) дана оценка недостатков современной системы сбора данных для реализации мониторинга благополучия детей и предложены рекомендации по ее дополнению и развитию. Статья содержит конкретные предложения о совершенствовании форм статистического наблюдения.

Использованы методы экономико-статистического анализа данных статистического наблюдения и результатов выборочных опросов целевых групп. Особое внимание уделялось квалиметрическим методам исследования, сочетанию количественных и качественных индикаторов для измерения и оценки различных социальных явлений, затрагивающих сферу детства.

1. Подходы к статистическому мониторингу благополучия детей (зарубежный опыт)

Зарубежный опыт свидетельствует о внимании к всестороннему анализу положения детей, о наличии различных систем мониторинга, осуществляемых как национальными статистическими службами, так и независимыми организациями. Формируются также интегральные показатели, позволяющие проводить межстрановые и межрегиональные сопоставления [1; 2].

В основу для мониторинга положения детей взята концепция детского благополучия. В связи с отсутствием единого подхода к его определению мы в данном исследовании придерживаемся подхода, используемого международными организациями (ЮНИСЕФ, ОЭСР), в рамках которого детское благополучие определяется с точки зрения ряда

параметров, влияющих на жизнь детей в настоящее время и в будущем [3]. На практике использование многокритериального подхода к определению детского благополучия подразумевает также подбор индикаторов, характеризующих эти параметры.

Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти» ежегодно публикует доклады, целью которых является анализ и сравнение практик по обеспечению прав детей в странах ОЭСР, формирует систему объективных и субъективных показателей, [4; 5; 6], включающую следующие разделы: материальное благополучие, здоровье и безопасность, образовательные возможности, взаимоотношения в семье и со сверстниками, поведенческие факторы риска.

Какие условия и принципы статистического мониторинга учитываются в международных докладах? Одно из главных условий - наличие данных, подходящих для международных сравнений. Один из основополагающих принципов - учет прав ребенка, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка. В качестве второго принципа мы выделим наличие объективной и субъективной оценки благополучия детей.

Как отмечается в докладе ЮНИСЕФ [7], объективная и субъективная оценки благополучия детей характеризуют разные стороны объекта исследования. Так, объективная оценка в большей степени отражает концепцию стремления к благополучию (well-becoming). Данное понятие характеризует усилия семьи и общества, направленные на обеспечение благополучия детей в настоящий момент, а также в будущем, когда они станут взрослыми. Показатель же субъективного благополучия свидетельствует о том, как дети чувствуют себя здесь и сейчас (well-being) [8]. Важным элементом субъективной оценки является опрос мнений самих детей об их положении в разных сферах.

Страны стремятся получить комплексную оценку существующего положения и факторов, влияющих на благополучие детей. Какие сферы жизнедеятельности детей обычно отражены в статистических монито-рингах положения детей?

Методика многонационального проекта по мониторингу и измерению благополучия детей (Multi-National Project for Monitoring and Measuring Children's Wellbeing), начатого в 1996 г. Центром Chapin Hall в Чикагском университете [8], состоит в исследовании детского благополучия на основе пяти аспектов, измеряемых посредством 60 индикаторов: безопасность и физическое состояние; личная жизнь; общественная жизнь; экономические ресурсы; активность. Информационной основой являются данные национальных и международных обследований (например, PISA, HBSC и SILC). С 1997 г. Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике США, объединяющий различные федеральные агентства, публикует сбор-

ник показателей о благополучии детей и молодежи (0-17 лет) [13]. Сборник сдержит 41 ключевой показатель качества жизни детей, характеризующий семь аспектов: семейная и социальная среда; экономические условия; здоровье; здравоохранение; физическая среда и безопасность; поведение; образование. Важно, что Форум периодически пересматривает как индикаторы, так и источники данных, для поддержания актуальности отчета, отражающего сложность и многофакторность современного социального окружения детей.

Обзор показателей детского благополучия в Италии включает 10 аспектов качества жизни детей: отношения и связи; материальное благополучие; субъективное благополучие; социальное участие; время; здоровье; школа; безопасность и риск; социальные и образовательные услуги; социальная структура [1].

С 2006 г. каждые два года публикуется отчет о положении детей в Ирландии (State of the Nation's Children), целью которого является мониторинг изменений в сфере благополучия детей и проведение сравнительного анализа с другими странами, а также выявление проблем [14]. Показатели в значительной степени формируются на основе опросов детей и отражают следующие направления: социально-демографические характеристики; отношения детей; результаты (включая образование, здоровье и т. д.); формальная и неформальная поддержка.

Официальный статистический орган Великобритании осуществляет оценку благополучия детей на протяжении 6 лет. Благополучие детей рассматривается с точки зрения семи параметров, включающих 31 индикатор [9; 10].

Помимо системы статистических показателей для анализа положения детей используются также сводные индексы детского благополучия. Например, в США сводный индекс благополучия детей на основе 28 индикаторов применяется почти 40 лет [11; 12]. Данные для расчета индекса охватывают семь сфер жизнедеятельности детей: материальное благополучие, безопасность и поведенческие риски, социальные отношения, эмоциональное и духовное благополучие, школьная успеваемость, а также участие в жизни общества.

Какие источники данных о благополучии детей используются при формировании системы статистического мониторинга положения детей?

Анализ подходов к формированию системы показателей, позволяющей проводить мониторинг благополучия детей в разных странах, показывает, что в основном используются данные статистической отчетности, переписей населения и выборочных обследований, в том числе опросов самих детей.

Формат представления данных о положении детей может быть различным - специализированные доклады федеральных и местных

правительств, профильных министерств и органов. Прогрессивным считается наличие специальных страниц на сайтах статистических органов для удобства различных пользователей - исследователей, служащих профильных министерств и ведомств, неправительственных организаций и публики. Однако в ряде стран, например, в Дании, Австрии, Бельгии, Италии, Австралии, на сайтах статистических служб отсутствуют специальные разделы, посвященные детям и их семьям. Есть и удачный опыт. Например, данные о социально-экономическом положении детей и их семей на сайте официального статистического органа Норвегии представлены в разделе «Население» (подраздел «Дети, семьи и домохозяйства» [15]). На сайте официального статистического органа Казахстана есть специальный раздел «Статистика о детях» [16], посвященный положению детей в стране. На сайте статистического органа Канады есть раздел «Дети и молодежь» [17], содержащий 345 таблиц с данными, сгруппированными в 11 разделов.

Сайт Росстата в настоящий момент соответствует лучшим практикам представления информации о социально-экономическом положении детей и их семей. На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ есть специальный раздел «Семья, материнство и детство», в котором размещены удобные для непрофессионального пользователя таблицы с данными, отражающими положение детей и их семей в стране в целом и в регионах. В структуре раздела отражена концепция детского благополучия в разных сферах жизнедеятельности ребенка. Она включает в себя основные параметры благополучия детей: образование, здоровье, безопасность, доступность ресурсов4. Однако, как мы отмечали, необходимость проводить статистический мониторинг положения детей в рамках реализации Десятилетия детства требует уточнения системы показателей данного мониторинга и совершенствования структуры статистических показателей в области детства.

В следующем параграфе мы представим ряд принципов, которых мы придерживались при создании усовершенствованной системы статистических показателей для мониторинга благополучия детей в рамках реализации Десятилетия детства.

4 В настоящее время данные в разделе структурированы по категориям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации национальной стратегии; социально-экономическое положение семей и тенденции их жизнедеятельности.

2. Принципы отбора показателей для создания системы мониторинга благополучия детей в России

Наш подход к совершенствованию системы показателей, отражающих положение детей и прогресс в достижении детского благополучия в рамках реализации Десятилетия детства, опирался на следующие принципы, включающие как мировой опыт, так и наши новации в данной сфере:

1) соответствие предлагаемой в России системы показателей положительному опыту стран мира и рекомендациям международных организаций (ЮНИСЕФ), включая учет положений и принципов Конвенции о правах ребенка и концепции детского благополучия, -как о стремлении к благополучию детей в настоящем, так и создании фундамента их благополучия в будущем;

2) наличие объективных (основанные на данных статистического учета) и субъективных (мнения целевых групп, полученные в ходе опросов населения) показателей;

3) включение результатов опросов самих детей в субъективную оценку их положения как одного из основополагающих принципов мониторинга;

4) возможность международных и региональных сопоставлений (в частности, показатели должны обеспечивать возможность проводить анализ реализации мероприятий Десятилетия детства в региональном разрезе);

5) отражение разных видов результатов в улучшении положения детей в рамках реализации Десятилетия детства, в том числе использованные ресурсы (бюджетные результаты), непосредственные результаты (которые включают как результаты состояния самого ребенка, так и состояние среды жизнедеятельности ребенка), конечные результаты;

6) учет разных стадий жизненного цикла ребенка и ключевых возрастов в контексте происходящих изменений в процессе жизненного цикла ребенка (например, рождение, первый класс общеобразовательной школы, окончание школы);

7) дифференциация всех показателей по полу;

8) реализация принципа «не навреди» (дабы не провоцировать новыми показателями стремление к хорошей отчетности без реальных изменений или даже с ухудшением положения детей);

9) внедрение практики социального бюджетирования при оценке результативности и эффективности бюджетных расходов на улучшение положения детей;

10) использование основных источников информации о населении - переписи, выборочные обследования, текущий статистический учет;

11) мониторинг всех сфер жизнедеятельности ребенка;

12) открытый доступ к данным для различных целевых групп в электронном виде (наличие страницы на сайтах официальных ведомств с максимальным набором показателей и дружественным интерфейсом);

13) учет возможностей сбора и обработки данных национальной статистической системой, в том числе использование уже имеющихся показателей в системе национального статистического учета5;

14) максимально возможное использование уже имеющихся показателей в системе индикаторов Десятилетия детства6.

Остановимся подробнее на новых принципах, используемых нами в системе статистического мониторинга положения детей в России7.

В системе показателей должны быть представлены показатели, отражающие достижение различных видов результатов: 1) использованные ресурсы или бюджетные результаты (затраченные ресурсы на реализацию мероприятий: материальные, финансовые, трудовые, например, «затраты на диспансеризацию детей», «число школьных психологов», «обеспеченность педиатрами»); 2) непосредственные результаты: объем и характер выполненной работы в рамках Плана мероприятий (например, количество получателей услуг - «число домохозяйств с детьми, получивших социальный контракт», «число детей, посетивших культурные мероприятия»); промежуточные результаты состояния ребенка, ведущие к конечным результатам (например, «доля детей, ведущих здоровый образ жизни»); состояние среды жизнедеятельности ребенка (например, «доля домохозяйств с детьми, средний душевой доход которых ниже величины прожиточного минимума», показатели состояния жилища в домохозяйствах с детьми); 3) конечные результаты: достижение целей, задач Плана мероприятий, результат, достигаемый непосредственным потребителем услуги (бенефици-арием) и другими представителями целевой группы (например, здоровье и образовательные навыки ребенка).

В частности, индикаторы бюджетных результатов в нашей системе вынесены в отдельный инфраструктурный раздел, либо в отдельные пункты разделов, посвященных особенным группам детей (например, подразделы 6.2, 7.7, 8.5). Такие показатели также помогают оценить

5 В частности, при подготовке усовершенствованной системы показателей использован опыт Росстата при мониторинге реализации Национальной стратегии в интересах детей (2012-2017 гг.).

6 Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2019 г. № 2631р «Об утверждении системы статистических показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».

7 К ним относятся вышеперечисленные принципы - с 5 по 9 включительно.

будущее благополучие ребенка, поскольку отражают усилия общества для роста такого благополучия.

Оценка мероприятий в области детства может содержать также индикаторы долгосрочных изменений в результате проводимой в интересах детей политики. Влияние на жизнь страны, региона в отдаленной перспективе, социальные, экономические, экологические, политические эффекты для социальных групп или всего общества, долгосрочные изменения, которые произошли в результате выполнения мероприятий Десятилетия детства (например, таких как рост человеческого и социального капитала детей - будущих работников в национальной экономике - повлияет на будущий экономический рост). Однако такие индикаторы обычно получаются в результате сложных оценок и моделирования и выполняются скорее представителями академической среды, нежели сотрудниками национальных статистических органов.

Конечные показатели, отражающие влияние реализуемых мероприятий в среднесрочной и долгосрочной перспективе на состояние здоровья и развитие ребенка, при этом являются ключевыми в оценке положения детей. Они должны быть на первом месте и в фокусе управления реализацией Десятилетия детства.

Показатели мониторинга должны учитывать жизненный цикл ребенка, описывать разные возрастные группы детей («младенцев», «дошкольников», «школьников младших классов», «школьников старших классов», «выпускников интернатов и домов ребенка») и основные жизненные события - рождение, начало обучения в школе, переход во взрослую жизнь. Было бы идеально предоставлять статистическую информацию по однолетним возрастным группам. Однако это иногда вызывает затруднения, поэтому следует фиксировать важные моменты на линии жизни ребенка. Важно предоставлять статистическую информацию отдельно по полу, поскольку в противном случае мы не можем проанализировать различия в положении девочек и мальчиков, а это часто имеет значение. Например, среди мальчиков больше процент не окончивших школу [18]; у девочек в многодетных семьях хуже здоровье, чем у мальчиков [19] и пр.

При выборе показателей важно не опираться на те из них, которые могут подталкивать ответственных исполнителей к «хорошей отчетности» без связи с позитивными изменениями в реальности (например, указание снизить смертность от определенных причин ведет к желанию ответственных за регистрацию причин смерти по возможности закодировать причину кодом из «разрешенной» группы, при этом реальное положение дел и изменения не видны). То есть при формировании системы мониторинга должен учитываться принцип «не навреди».

Использование практики социального бюджетирования [20] может улучшить как саму политику в интересах детства, так и оценку резуль-

тативности и эффективности бюджетных расходов на улучшение положения детей и реализацию политики в интересах детей. Социальное бюджетирование становится неотъемлемой частью бюджетного процесса во многих странах, поскольку делает процесс бюджетирования более результативным и эффективным, более прозрачным. Составление бюджетов по социальной классификации статей расходов (и доходов) - основная задача современного социального бюджетирования. Это весьма непростая задача, так как статьи расходов редко имеют исключительную направленность на определенные социальные группы - на детей, на пенсионеров, на женщин или на мужчин. Кроме того, часть расходов идет не только на обеспечение детского благополучия (например, заработная плата бюджетников, среди которых подавляющее большинство женщины, может быть частью гендерного бюджетирования). Тем не менее задача составления детского бюджета должна быть решена, если мы хотим оценивать ситуацию и управлять бюджетами разного уровня для роста благополучия детей.

Детский бюджет может быть составлен в двух видах в зависимости от применяемых подходов. Узкий подход отражает только расходы на детские пособия (и пособия для семей с детьми), расходы на образование и расходы на здравоохранение, спорт, культуру только в части расходов, про которые известно, что целевая группа получателей - дети. Широкий подход, помимо указанных расходов, отражает также косвенные расходы на развитие сфер, влияющих на благополучие детей. Как правило, в данные расходы включают расходы на здравоохранение (лечебную, стационарную, скорую, профилактическую помощь), спорт и культуру, социальную поддержку, если четко не указаны целевые группы получателей выгод от данных расходов.

3. Комплексная система показателей мониторинга благополучия детей

Для объективного мониторинга благополучия детей необходимо формировать систему показателей, которая опирается на достоверную информационную базу, включающую данные переписей и микропереписей населения, выборочные репрезентативные обследования Росстата по социально-демографическим проблемам, статистическую отчетность (централизованные и децентрализованные формы государственной статистической отчетности, а также ведомственную отчетность, включая данные, размещенные в ЕМИСС).

Основные разделы системы показателей статистического мониторинга благополучия детей соответствуют направлениям реализации мероприятий в рамках Десятилетия детства, прежде всего Плана основных мероприятий до 2027 г. Однако внутри основных разделов

присутствуют подразделы, сформированные с учетом описанных выше принципов построения системы показателей мониторинга благополучия детей. Предлагаемая нами структура показателей позволяет более детально анализировать направления деятельности и совокупность факторов, определяющих благополучие детей.

В своем исследовании мы постарались выделить наиболее важные принципы формирования показателей и предложить недостающие показатели для каждого раздела8. Во внимание принимались имеющиеся показатели, сгруппированные Росстатом в разделе «Семья, материнство и детство», а также наличие статистических форм, разработанных национальным статистическим органом.

Для оценки ситуации в сфере положения детей, а также результативности мер, реализуемых в рамках Десятилетия детства, необходима информация о численности и структуре детского населения, о структуре домохозяйств, о демографических процессах, важных для оценки положения детей в России9. Ряд демографических показателей также можно использовать в качестве индикаторов результативности мер социальной и демографической политики. Кроме того, без данных о численности детей различных социально-демографических групп невозможен расчет ряда относительных показателей. Это потребовало включения в систему показателей раздела «Демография детства».

Международный опыт свидетельствует о различных подходах к ведению мониторинга положения детей различными ведомствами, в том числе статистическими национальными службами. Однако в подавляющем большинстве случаев в структуре тематических разделов, посвященных детству, присутствуют данные о демографических показателях.

Полагаем необходимым выделить раздел, содержащий общую информацию о численности детей, их структуре, что позволит впоследствии более детально выделять проблемные группы детей по разным критериям; выделять мероприятия инфраструктурного и финансового характера для решения имеющихся проблем; отслеживать результаты.

Таким образом, мы предлагаем следующую структуру системы показателей статистического мониторинга благополучия детей:

1) Демография детства.

2) Здоровьесбережение с детства.

3) Благополучие семей с детьми.

8 Полный список структурированных показателей насчитывает около 700 показателей и доступен по ссылке doi.org/10.5281/zenodo.5195867.

9 Отметим, что показатели смертности находятся в разделе о сбережении здоровья детей.

4) Развитие, обучение, воспитание, физическая культура и спорт.

5) Инфраструктура детства.

6) Защита детей, оставшихся без попечения родителей.

7) Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) Безопасность детей.

Коротко охарактеризуем разделы показателей в рамках разработанной комплексной системы мониторинга благополучия детей.

Раздел 1. Демография детства

Раздел «Демография детства» включает подразделы, характеризующие: численность детей и их семейный статус; рождаемость; брач-ность и разводимость.

Однако для полноценного мониторинга благополучия детей с точки зрения демографического аспекта помимо характеристики численности и структуры детского населения и характеристик домо-хозяйств с детьми, были дополнительно включены следующие показатели.

1. Показатель «Общая численность домохозяйств с детьми до 3-х лет» (Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах). Этот показатель необходим для расчета «доли малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 3 лет в общей численности домашних хозяйств с детьми в возрасте до 3 лет»10.

2. Число родившихся живыми, по полу и очередности рождений -для оценки динамики численности детского населения и величины затрат на выплаты семейных пособий.

3. Средний возраст матери при рождении ребенка в дополнение к суммарному коэффициенту рождаемости, число родившихся по брачному состоянию матери - для демографической характеристики матери.

4. Число абортов, в том числе у женщин до 18 лет, а также показатель отказа от новорожденных и показатель доли женщин, прошедших доабортное консультирование с целью сохранения беременности, в общей численности женщин, обратившихся на аборт, - для мониторинга выполнения мероприятий, направленных на «снижение количества абортов и отказов от новорожденных».

5. Количество циклов экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования.

10 Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2019 г. № 2631-р.

6. Число разводов по числу общих детей, число детей в распавшихся

браках - для выделения группы риска детей, родители которых

оформили развод.

7. Число браков до 18 лет, число родившихся у женщин до 18 лет -

для выделения группы риска подростковых браков и родительства.

Раздел 2. Здоровьесбережение с детства

Задача формирования системы показателей данного раздела сформулирована в Плане реализации мероприятий Десятилетия детства до 2027 г. как «получение актуальных данных о состоянии физического и психологического здоровья детей в современном обществе; о влиянии факторов воспитания и обучения, отдыха и оздоровления, питания, двигательной активности на здоровье детей; формирование методических основ оценки рисков здоровью и расчетов ожидаемого здоровьесберегающего эффекта».

Основными авторскими принципами при разработке системы показателей данного раздела, дополняющими существующие характеристики системы данных о здоровье детей, выступало:

- разделение всех показателей по полу, поскольку и заболеваемость, и инвалидность, а также смертность от разных причин различаются по полу;

- использование по возможности более дробных возрастных групп (0, 1-4, 59-, 10-14, 15-17, в идеале - однолетних возрастных групп);

- выделение информационного блока по онкологическим заболеваниям, поскольку в системе показателей должна быть реализована задача разработки показателей для оценки специализированной онкологической помощи детям;

- выделение информационного блока по внешним причинам смерти в связи с высоким уровнем смертности детей от внешних причин.

С учетом специфики состояния здоровья детей, факторов, на него влияющих, и задач, решаемых в рамках Десятилетия детства, можно выделить следующие подразделы:

2.1. Заболеваемость детей 1-го года жизни.

2.2. Заболеваемость и здоровье детей старше 1 года.

2.3. Питание детей.

2.4. Профилактика заболеваемости детей.

2.5. Факторы детского здоровья.

2.6. Масштабы и причины инвалидности детей.

2.7. Смертность детей.

Важно включить в раздел следующие показатели, позволяющие не только исследовать состояние здоровья детей, но и более детально подходить к оценке результативности профилактических мероприя-

тий, а также судить о представлениях самих детей о состоянии своего здоровья, распространенности здорового образа жизни:

1) оценка детьми своего здоровья (как минимум, по мнению родителей, в будущем желательно - на основании опросов самих детей в возрастах 10-17 лет) на основе данных Выборочного наблюдения состояния здоровья населения;

2) показатели, характеризующие приобщение детей к физкультуре и спорту;

3) показатели, отражающие масштабы детской инвалидности, необходимо представить в более дробных возрастных группах и по полу.

Раздел 3. Благополучие семей с детьми

В рамках данного раздела авторами настоящего в исследования предлагается следующая структура показателей, а именно:

3.1. Экономическое положение семей с детьми.

3.2. Жилищные условия.

3.3. Возможности занятости родителей с детьми.

3.4. Субъективная оценка благополучия семей с детьми.

3.5. Цены на детские товары.

3.6. Социальные выплаты семьям с детьми.

3.7. Социальные услуги.

Выделим отдельно наиболее важные показатели, которые предлагается добавить в данный раздел, в соответствующие подразделы. В первую очередь это показатели средней потребительской цены и индекса потребительской цены на набор для новорожденного и набор для первоклассника. Это позволит на основе нескольких интегральных индикаторов судить о динамике цен на товары детского ассортимента, что оказывает безусловное влияние на уровень жизни семей с детьми в определенные периоды жизненного цикла ребенка. Выделение таких периодов является одной из принципиальных характеристик нашей системы. Этот подход даст возможность видеть положение детей в острые моменты резкого роста расходов, а не усреднять положение детей вне зависимости от таких периодов. Индексы станут элементами детского бюджета на разных стадиях жизненного цикла ребенка, который является удобным инструментом оценки уровня благополучия ребенка с точки зрения доступности материальных ресурсов в периоды роста расходов. В перспективе можно увеличить число таких возрастных точек, например, возраст окончания общеобразовательной школы.

На основании данных Комплексного обследования условий жизни населения предлагаем сформировать следующие показатели (с распределением по полу и возрасту и очередности рождения каждого ребенка):

1. Распределение домохозяйств, в которых ребенок имеет: подходящее место для игр, занятий или выполнения домашних заданий; книги, подходящие по возрасту; спортивные снаряды (турник, шведская стенка, тренажеры и т. п.), снаряжение для активного отдыха вне дома (велосипед, ролики и т. д.); возможность своевременно менять одежду и обувь по мере роста; возможность участвовать в школьных мероприятиях, которые являются платными; возможность посещать дополнительные занятия для развития своих способностей на платной основе; возможность уехать на каникулы из дома, по крайней мере на 1 неделю в год; возможность пригласить друзей на празднование своего дня рождения или по особым случаям.

2. Распределение домохозяйств по доходам с учетом возможности ребенка посещать культурно-развлекательные мероприятия для детей (кино, театр, концерт и т. д.).

3. Распределение домохозяйств по доходам с учетом того, насколько получается обеспечить ребенка всем необходимым для школы (школьная форма, учебники, школьно-письменные принадлежности).

4. Распределение домохозяйств по основным источникам средств к существованию.

5. Численность и структура домохозяйств, испытывающих стесненность при проживании в жилом помещении.

6. Распределение домохозяйств по способности оплатить все необходимые ежедневные расходы с учетом доходов всех членов домохозяйства.

7. Число домохозяйств, намеревающихся в ближайшие 2-3 года улучшить свои жилищные условия (единиц), и структура вариантов улучшения жилищных условий.

Представляется необходимым дополнить систему статистических показателей показателем «Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на меры социальной поддержки детей в возрасте до 18 лет из отдельных категорий семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки», в разрезе субъектов РФ.

Отдельного внимания заслуживает оценка роли социального контракта в улучшении экономического благополучия семей с детьми. Данные статистической отчетности и программа Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах позволяют сформировать блок показателей, характеризующих масштабы полученной помощи, вовлеченность семей с детьми в получение данного вида социальной помощи, ее результативность (преодоление трудной жизненной ситуации, увеличение среднедушевого дохода).

Раздел 4. Развитие, обучение, воспитание, физическая культура и спорт

В Преамбуле к Плану основных мероприятий до 2027 г. отмечается необходимость обеспечения доступности всестороннего развития, получения качественного образования для всех категорий детей. Ставятся задачи обеспечения доступного и качественного образования, увеличения охвата детей дополнительным образованием, повышения уровня физической подготовленности детей. В этой связи мы предлагаем включить в систему мониторинга ряд показателей, позволяющих оценить качественные результаты обучения и мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников в ходе образовательного процесса.

Раздел включает следующие подразделы:

4.1. Здоровье и самосохранительное поведение.

4.2. Доступность и качество образования.

4.3. Дополнительное образование и развитие.

4.4. Культура и отдых.

4.5. Бюджеты времени.

Раздел 5. Инфраструктура детства

Раздел «Инфраструктура детства» сформирован с учетом стратегических целей реализации мероприятий Десятилетия детства, нацеленных на расширение доступа детей к социальным благам, обеспечивающим их полноценное развитие, комфортную и универсальную среду. Соответственно, в систему показателей нами были включены индикаторы, позволяющие отследить территориальную, кадровую и финансовую доступность услуг учреждений сферы здравоохранения, образования (в том числе дополнительного), отдыха и спорта, социального обслуживания. Система показателей нацелена на отражение ситуации в сфере диверсификации предоставляемых услуг, использования дистанционных технологий для повышения доступности услуг, технического состояния учреждений социальной инфраструктуры, оказывающего влияние на качество предоставляемых услуг.

В сфере общего образования требует решения также задача увеличения доли общеобразовательных организаций, отвечающих современным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и располагающих необходимой инфраструктурой общего образования, позволяющей создать здо-ровьесберегающую среду, соблюдающих гигиенические требования к нагрузкам и гигиенические критерии рациональной организации уроков.

Поэтому структура раздела содержит следующие пункты:

5.1. Медицинское обслуживание.

5.2. Образование.

5.2.1. Дошкольное образование.

5.2.2. Среднее образование.

5.2.3. Профессиональное образование.

5.2.4. Дополнительное образование.

5.3. Отдых и спорт.

5.4. Социальное обслуживание.

Значительной проблемой выступает расчет и анализ финансовых показателей для оценки развития инфраструктурных элементов, предоставляющих услуги именно детям (семьям с детьми) в силу отсутствия таких показателей в системе статистической отчетности.

В формах статистической отчетности, посвященных социальным услугам и социальному обслуживанию, отсутствует информация о ряде социальных услуг - патронате неблагополучных семей (профилактике семейного неблагополучия), оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста. Формы в сфере социального обслуживания в значительной степени посвящены стационарным формам социального обслуживания (№ 3-собес), и в любом случае мало ориентирована на оценку масштабов помощи, оказываемой детям и семьям с детьми (за исключением формы № 2-УСОН).

Для оценки удовлетворения потребностей различных половозрастных групп детей в услугах учреждений социальной инфраструктуры необходимо внесение изменений в формы статистической отчетности (для получения оценок в разрезе пола и возраста), а также более детальное формирование результатов выборочных обследований Рос-стата в этих целях.

Раздел 6. Защита детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел системы показателей, позволяющий оценить продвижение по пути обеспечения защиты детей, оставшихся без попечения родителей, сформирован исходя из основных задач реализации Десятилетия детства в России на период до 2027 г. - реинтеграция детей в кровную семью, предоставление замещающей заботы, минимизация возвратов детей из семей, времени нахождения в организации, успешность социализации выпускников в обществе.

Система показателей включает следующие подразделы:

6. Защита детей, оставшихся без попечения родителей.

6.1. Масштабы детского сиротства.

6.2. Учреждения для детей сирот и детей, лишенных попечения родителей.

6.3. Экономическая поддержка детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

6.4 Семейное жизнеустройство детей, лишенных попечения родителей.

6.5. Нарушение прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

6.6. Защита и меры поддержки детей, лишенных попечения родителей.

Проблемой при формировании раздела выступало отсутствие в существующей отчетности ряда характеристик, позволяющих оценить положение детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, и, в частности, рассчитать средний срок пребывания в интернатном учреждении (требуется внесение изменений в форму). Кроме того, динамичное изменение модели социальной политики в России в последние годы привело к появлению ряда новых учреждений, к оказанию новых услуг (по психологической и социальной подготовке к самостоятельной жизни), которые не находят отражения в формах отчетности (это, касается, в частности, постинтернатного сопровождения выпускников учреждений, а также детей, вышедших из приемных и патронат-ных семей).

Раздел 7. Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Система показателей для оценки результативности мероприятий, проведенных в интересах детей-инвалидов, опирается на основную стратегическую идею - консолидация ресурсов для социализации, включения в активную жизнь общества детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Система показателей включает следующие подразделы:

7. Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

7.1. Масштабы инвалидности.

7.2. Здоровье и реабилитация.

7.3. Уровень жизни детей-инвалидов.

7.4. Образование детей-инвалидов.

7.5. Дополнительное образование, отдых и спорт.

7.6. Социальные услуги для детей-инвалидов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.7. Учреждения социального обслуживания и медико-социальная экспертиза.

Желательно более детальное представление информации о детях-инвалидах на основе Федерального реестра инвалидов - повозрастные характеристики, размеры пенсионных и социальных выплат.

Раздел 8. Безопасность детей

Система показателей раздела ориентирована на решение основной стратегической задачи - на усиление мер по прогнозированию и реагированию на кризисные ситуации, ведущие к ущербу в здоровье и развитии, потерям детского населения. Решение данной задачи требует детальной информации, обусловливающей как оценку проведения профилактических мер, так и анализ масштабов девиаций в среде несовершеннолетних.

Основная методологическая сложность в формировании системы показателей - высокий уровень латентности многих рисков, обусловливающих снижение уровня детской безопасности. Кроме того, значительная часть форм отчетности и методик сбора и расчета показателей относится к компетенции ведомств правоохранительного блока и отсутствует в открытом доступе, что затрудняет оценку достоверности собираемой информации.

Ряд проявлений девиаций (травля, кибертравля) невозможно оценить на основе данных статистической отчетности - необходимо проведение специальных опросов, причем опросов самих несовершеннолетних.

Система показателей включает следующие подразделы:

8. Безопасность детей.

8.1. Профилактика рисков.

8.2. Преступления в отношении детей, нарушения прав детей.

8.3. Противоправное поведение и преступность несовершеннолетних.

8.4 Дети в конфликте с законом

8.5 Система исправительных учреждений.

4. Оценка недостатков современной системы сбора данных для реализации мониторинга благополучия детей и рекомендации по усовершенствованию данной системы

4.1.Проблемы существующей информационной базы

Анализ соответствия системы показателей и существующей информационной базы официальной статистики позволяет говорить о необходимости совершенствования инструментария сбора данных о положении детей, программы разработки и публикации необходимой для мониторинга мероприятий Десятилетия детства информации. Используемые в настоящее время формы статистической отчетности во многом не ориентированы на комплексный мониторинг благополучия детей. Кроме того, ряд мероприятий требует формирования специальных инструментов мониторинга, создание которых возло-

жено на отдельные министерства и ведомства, которые либо не имеют опыта проведения масштабных мониторинговых наблюдений, либо не торопятся с выполнением возложенных на них поручений.

В силу этого возникают методические сложности с мониторингом отдельных важных мер по поддержке детей, семей с детьми, предусмотренных планом основных мероприятий Десятилетия Детства. Это касается, в частности, следующих аспектов.

В открытом доступе отсутствует информация, позволяющая оценивать качество образования, результаты обучения (в разрезе регионов России и возраста обучающихся). Целесообразным представляется внесение в систему показателей ряда характеристик, основанных на результатах сдачи ЕГЭ и получения аттестата о среднем образовании, расчет которых основан на данных Министерства просвещения России; представления для широкой общественности результатов тестирования российских школьников в рамках международного проекта PISA.

Внесение изменений в статистические формы № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» и № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации», собираемые Мин-просвещения России, позволит отслеживать меры, направленные на обеспечение сохранности здоровья учащихся в ходе образовательного процесса (соответствие мебели потребностям учащихся, наличие необходимого количества уроков физкультуры и т. д.).

Существующие формы статистического наблюдения не позволяют оценить достижение такого результата, как предоставление семьям с тремя и более детьми земельных участков. Это возможно сделать на основе данных региональных сводных реестров граждан, имеющих трех и более детей, которые включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление им земельных участков на территории субъектов Российской Федерации. К 2020 г. Минстрой России и органы исполнительной власти должны были сформировать единый подход к проведению данного мониторинга. Однако пока отсутствуют данные о наличии таких реестров, что затрудняет объективную оценку реализации меры.

Значимой для многих семей с детьми выступает жилищная проблема, что находит отражение во многих выборочных исследованиях (например, в Комплексном обследовании условий жизни населения, проводимом Росстатом)11 и является предметом деятельности ряда

11 Данные Комплексного обследования условий жизни населения, 2020 г. Официальный сайт Росстата. gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH-2020/index.html.

законодательных и нормативных актов12. Пока в свободном доступе отсутствует информация о таком показателе, как «численность семей, воспользовавшихся ипотечным (жилищным) кредитом (займом) на приобретение жилья на первичном рынке по ставке до 6% годовых в случае рождения второго или третьего ребенка» (ответственные за формирование данного показателя - Минфин России, Минстрой России, Минэкономразвития России и Минтруд России).

Модернизация системы учреждений социальной инфраструктуры детства привела к возникновению новых типов учреждений, деятельность которых не отражается в существующих формах статистической отчетности. Важной задачей статистической практики выступает актуализация форм отчетности в сфере социального обслуживания и социальной защиты, оказания социальных услуг.

Формы статистического наблюдения, предназначенные для сбора данных о системе социального обслуживания и социальной помощи, сфере досуга и отдыха, во многом не учитывают современные особенности функционирования этих сфер социальной инфраструктуры. Так, до настоящего времени отсутствует форма статистической отчетности, позволяющая отслеживать характеристики деятельности таких учреждений, как центры (службы) психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста.

Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на протяжении нескольких лет предоставляются гранты на создание и функционирование целого ряда социальных учреждений и служб, деятельность которых не находит отражения в статистике: участковые социальные службы; службы сопровождения неблагополучных семей; службы семейного устройства детей и сопровождения замещающих семей; социальные гостиницы для выпускников интернатных учреждений; группы кратковременного пребывания; семейные, родительские и другие клубы; школы ответственного родитель-ства, подготовки к семейной жизни и др., ресурсно-методические центры и другие методические подразделения.

Пункт 3 Распоряжения Правительства РФ от 6 ноября 2019 г. № 2631-р «Об утверждении системы статистических показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства», содержит требование «утверждения форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их запол-

12 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 339 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей».

нению для организации федерального статистического наблюдения за сведениями о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (приказ Росстата)». По крайней мере, речь может идти о выделении категории несовершеннолетних, семей с детьми в возрасте до 18 лет в формах 2 - соцподдержка, 3 - соц-поддержка, ориентированных на сбор информации о действующих в регионах России мерах социальной поддержки населения.

Присутствуют значительные информационные лакуны в структуре данных о детском туризме: о центрах детско-юношеского туризма; количестве детских палаточных лагерей; туроператорах, реализующих турпродукты для детей, занимающихся туризмом в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления, туристско-экскурсионном обслуживании. Отсутствует информация о сети малых спортивных площадок.

Отдельного внимания заслуживает система мониторинга положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в конфликте с законом.

Мероприятия Десятилетия детства нацелены на расширение спектра и доступности абилитационных и реабилитационных услуг для детей-инвалидов, а также увеличение масштабов обучения родителей навыкам ухода и воспитания детей-инвалидов. Однако эта деятельность не находит практически никакого отражения в формах статистической отчетности, что затрудняет объективную оценку реализации данных мер.

Дети-инвалиды (как, впрочем, и другие выпускники интернатных учреждений) оказываются вне сферы статистического учета. Реализация мер по их адаптации к самостоятельной жизни, масштабы социального патронажа не находят отражения в формах статистического наблюдения. Отсутствует возможность оценить доступность услуги по социальному сопровождению для семей с детьми.

Необходимы показатели, позволяющие оценить результативность оказанных различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам услуг, в частности, такие показатели, как:

- численность детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости (за отчетный период, человек);

- численность выпускников учреждений интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, живу-

щих самостоятельно и получающих социальное сопровождение в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста (на конец отчетного периода, человек), и ряд других.

Ряд мероприятий связан с улучшением обеспеченности детей-инвалидов средствами реабилитации. Однако действующие формы статистической отчетности № 1-собес (ТСР) и № 7-Д (собес) не позволяют оценить эффективность реабилитационных мероприятий, поэтому требуется внесение уточнений в перечень собираемой информации.

Вне статистического наблюдения находится деятельность по оказанию помощи детям, находящимся в конфликте с законом, их адаптации и ресоциализации. Отдельные формы ведомственной отчетности (прежде всего МВД, ФСИН, Генеральной Прокуратуры) отсутствуют в открытом доступе и не публикуются, что затрудняет подбор адекватных показателей.

Это же касается и планируемых к подготовке документов. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства России от 6 ноября 2019 г. № 2631-р предполагается утверждение ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов о деятельности судебных приставов-исполнителей (в частности, для расчета количества исполнительных производств о взыскании алиментов). Однако до настоящего времени информация об этом показателе в открытом доступе отсутствует.

В соответствии с распоряжением Правительства России № 2631-р от 6 ноября 2019 г. на МВД России возлагается обязательство утвердить приказом форму статистической отчетности «Несовершеннолетние» для мониторинга таких показателей, как «число состоявших на начало отчетного периода на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и поставленных на учет лиц в отчетном периоде - всего из них: несовершеннолетних; родителей или иных законных представителей», «число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений». Однако пока в открытом доступе отсутствует какая-либо информация об утверждении данной формы, а показатели не публикуются.

Отсутствует информация в открытом доступе об утверждении Минюстом России статистических форм (например, форма статистической отчетности ФСИН России о состоянии социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, а также и инструкций по их заполнению, форма отчетности «ВРО») для мониторинга показателей «число осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях», «доля осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, приступивших к обучению, в общем числе осужденных, подлежащих обучению».

Показатели, характеризующие число и долю детей, содержащихся в домах ребенка при исправительных учреждениях, проживающих совместно с матерью, а также несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, участвующих в различных мероприятиях, конкурсах должны собираться на основе указаний ФСИН. Информация о введении в действие этих указаний, методике сбора показателей в открытом доступе отсутствует, как и об утверждении форм статистической отчетности «ПС-1», «СЗО-1» о состоянии социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и инструкций по их заполнению (приказ Минюста России).

Выше изложен не исчерпывающий список проблем, но указаны основные недостатки существующей информационной базы мониторинга положения детей. Необходимо уточнение форм статистического наблюдения в соответствии с современными реалиями и потребностями мониторинга благополучия детей, причем процесс должен происходить с активным участием всех заинтересованных ведомств, являющихся держателями децентрализованных форм отчетности. В частности, необходимо отражение качественных результатов обучения, характеристик условий жизни семей с детьми, получения социальных услуг для различных категорий детей. Значительные сложности, в том числе и с доступностью данных, существуют в системе статистического наблюдения по оказанию помощи детям, находящимся в конфликте с законом, их адаптации и ресоциализации.

4.2. Введение в программы выборочных обследований опроса детей

В России отсутствуют какие-либо опросы детей, носящие общегосударственный или репрезентативный в региональном плане характер. Это затрудняет формирование системы показателей, соответствующей международной практике, и разработку интегральных показателей благополучия детей.

Ряд показателей могут быть получены лишь на основе социологических опросов общественности с целью исследования общественного мнения, а также и опросов отдельных целевых групп. Данная информация не может быть получена из проводимых Росстатом обследований по социально-демографическим проблемам. В частности, это касается следующих показателей, оценка результативности которых является предметом мониторинга выполнения Десятилетия детства в рамках двух существующих планов.

План до 2020 г.:

- повышение уровня информированности заинтересованных должностных лиц и граждан о проводимой бюджетной политике в сфере поддержки семьи и детей;

- повышение уровня подготовленности детей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций;

- повышение доли граждан, испытывающих гордость за страну, увеличение количества детей, ведущих здоровый образ жизни, а также повышение уровня знакомства детей и молодежи с традиционными духовно-нравственными ценностями, уровня их знаний в области пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности;

- приобщение детей к историко-культурным ценностям;

- повышение уровня информированности детей, их родителей (законных представителей) о рисках и угрозах, существующих в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

План до 2027 г.:

- формирование в обществе ценности традиционной многодетной, многопоколенной семьи, позиционирования историй успешного семьестроения;

- информированность граждан о доступных услугах и выплатах.

Планом мероприятий до 2027 г. предусмотрено расширение участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, подготовка доклада о положении детей самими детьми. В данном контексте проведение опросов детей для мониторинга выполнения мероприятий Десятилетия детства представляется весьма обоснованной мерой.

Объективная оценка реализации мероприятий Десятилетия детства возможна именно на основе учета мнений самих детей. Еще планом до 2020 г. было предусмотрено «увеличение числа детей и молодежи, которые охвачены мероприятиями, направленными на формирование здорового образа жизни». Распространение навыков здорового образа жизни детей можно оценить именно на основе опроса самих детей. Использование ответов родителей как выразителей мнений детей представляется не вполне корректным, особенно в отношении детей старшего подросткового возраста. Необходимо введение в практику социально-демографических обследований опросников непосредственно для самих детей, хотя бы в возрасте 10-17 лет. Это позволит, в частности, не только оценить наличие у детей навыков здорового образа жизни, но и выявить статус чтения в детской аудитории (п. 55 Плана до 2020 г.), динамику стереотипов поведения, образа жизни и пищевых привычек в формировании здоровья детей в современных условиях (п. 21 Раздел 1 Плана до 2027 г.), информированность детей о работе Детского телефона доверия (п. 28 Раздела 4 Плана 2027 г.), распространенность таких явлений, как травля и кибертравля (п. 7 Раздела 7 Плана до 2027 г.).

Кроме того, целесообразно использование возможностей существующих социально-демографических обследований Росстата, расшире-

ние программ разработки и публикации их результатов. В частности, возможно внесение в программу Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖН) вопросов о совместном (детско-родитель-ском) досуге и отдыхе; об оценке качества медицинской помощи детям (удовлетворенности оказанной помощью).

Заключение

Проведенный анализ источников информации о положении детей в Российской Федерации, а также лучших практик представления информации о социально-экономическом положении детей и их семей национальными статистическими службами и международными организациями позволил выявить определенные недостатки существующего подхода к публикации данных о благополучии детей. Преодоление этих недостатков может способствовать всестороннему отражению существующих проблем, требующих принятия решений в ходе реализации стратегии целевой социальной политики, формированию предложений об уточнении информационного поля статистики детства, включая формы действующей статистической отчетности, программы проведения и публикации данных выборочных обследований.

Предлагаемый подход к корректировке существующей системы показателей статистики детства, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, соответствует основным направлениям и рекомендациям по деятельности международных организаций системы ООН.

Анализ соответствия системы статистических показателей, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2019 г. № 2631-р, Планам основных мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. и 2027 г. выявил ряд противоречий и несоответствий, связанных с включением в систему показателей индикаторов, которые невозможно получить на основе имеющейся системы сбора статистической информации, а также определенной подменой показателей результативности мер показателями объема и масштаба реализуемых мероприятий. Подмена результатов реализации политики Десятилетия детства (улучшение положения детей) характеристиками процесса реализации политики (затраченные средства, перечень проведенных мероприятий и т. п.) - основной недостаток мониторинга, который необходимо преодолевать. Иными словами, фокус мониторинга должен быть перенесен на ребенка и его семью. Принцип «идти от ребенка» требует также проведения репрезентативных опросов самих детей -бенефициаров программ Десятилетия детства.

Особое внимание необходимо уделить возможности представления оценок в разрезе пола и возраста различных социальных групп

детей, сочетанию количественных и качественных (оценочных) показателей, сначала для субъектов Российской Федерации, а затем и для административных единиц более низкого уровня (городов, других муниципальных образований).

В дальнейшем необходимо расширить систему мониторинга, переходя с макроуровня на микроуровень домохозяйств, с возможностью выделения детей из групп риска. Другим направлением исследований может быть формирование сводного индекса положения детей в Российской Федерации и в ее регионах.

Предлагаемая авторами система показателей позволит осуществлять мониторинг основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства до 2027 г., их эффективности и результативности, и, кроме того, характеризовать в целом социально-экономическое положение детей в Российской Федерации, их правовую защищенность, оценивать динамику происходящих изменений, подготовку ежегодных докладов о положении детей и семей с детьми в Российской Федерации и ее регионах, а также периодических докладов о выполнении Россией Конвенции о правах ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кислицына О.А. Международный опыт измерения качества жизни (благополучия) детей // Проблемы современной экономики. 2018. № 3. С. 103-106.

2. OECD. How's Life? 2015: Measuring Well-being, OECD Publishing, Paris. 2015. doi. org/10.1787/how_life-2015-en (дата обращения 10.07.2021).

3. ЮНИСЕФ. Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах. 2007. www.unicef-irc.org/publications/445-child-poverty-in-perspective-an-overview-of-child-well-being-in-rich-countries.html (дата обращения 10.07.2021).

4. ООН. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк: ООН, 1989. www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 10.07.2021).

5. UNICEF. Worlds of Influence: Understanding what shapes child well-being in rich countries. 2020. www.unicef-irc.org/publications/1140-worlds-of-influence-understanding-what-shapes-child-well-being-in-rich-countries.html (дата обращения 10.07.2021).

6. UNICEF. Child Well-being in Rich Countries: A comparative overview. 2013. www. unicef-irc.org/publications/683-child-well-being-in-rich-countries-a-comparative-overview.html (дата обращения 10.07.2021).

7. Ben-Arieh A. Multi-National Project for Monitoring and Measuring Children's Well-Being. Background paper prepared for the Education for All Global Monitoring. Report 2007. Strong foundations: early childhood care and education. UNESCO. 2007. unesdoc.unesco.org/images/0014/001474/147444e.pdf (дата обращения 10.07.2021).

8. Office for National Statistics. Children's well-being indicator review, UK: 2020. www. ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/wellbeing/articles/childrenswellbeingind icatorreviewuk2020/2020-09-02 (дата обращения 10.07.2021).

9. Measuring National Well-being: Measures of Well-being for Children and Young People Consultation Response. webarchive.nationalarchives.gov.uk/20160105231738; www.ons.gov.uk/ons/about-ons/get-involved/consultations-and-user-surveys/ consultations/measuring-national-well-being--measures-of-well-being-for-children-and-young-people—consultation-response/index.html (дата обращения 10.07.2021).

10. Foundation for child development. 2012 National Child and Youth Well-Being Index (CWI). 2012. files.eric.ed.gov/fulltext/ED542868.pdf (дата обращения 10.07.2021).

11. Lamb V.L., Land K.C. Methodologies used in the construction of composite child well-being indices // The Handbook of Child Well-Being—Theories, Methods and Policies in Global Perspective. 2013. Pp. 2739-2755. www.soc.duke.edu/~cwi/Section_I/I-20MethodologiesUsedinConstructionofCompositeCWBIndices.pdf (дата обращения 10.07.2021).

12. Шведова Н.А. Охрана здоровья матери и ребёнка в США // США-Канада. Экономика - политика - культура. 2008. №3. С. 111-126.

13. State of the Nation's Children. www.gov.ie/en/publication/48d829-state-of-the-nations-children (дата обращения 11.07.2021).

14. Population: Children, families and households. www.ssb.no/en/befolkning?de=Childr en%2C+families+and+households (дата обращения 10.07.2021).

15. Статистика о детях. bala.stat.gov.kz (дата обращения 10.07.2021).

16. Children and youth. www150.statcan.gc.ca/n1/en/subjects/children_and_youth (дата обращения 10.07.2021).

17. Калабихина И.Е., Григорьева Н.С.,Луховицкая Е.Г., Давтян МД. Гендерные проблемы в России по национальным публикациям 2004-2012 гг., 2012. demography.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=1799&p=attachment.

18. Газизуллина П.Г. Влияние самосохранительного поведения на здоровье российских подростков: тендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2018. № 1. С. 30-42. womaninrussiansociety.ru/wp-content/uploads/2018/03/ Gazizzulina_30_42.pdf.

19. Калабихина И.Е. Социальное бюджетирование: Учебное пособие. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. www.econ.msu.ru/ departments/cps/shibi/Article.20170611173227_1561 (дата обращения 10.07.2021).

REFERENCES

1. Kislitsyna O. A. International experience of the children quality of life (well-being) measuring // Problems of modern economics. 2018. No. 3. P. 103-106. (In Russ.).

2. OECD. How's Life? 2015: Measuring Well-being, OECD Publishing, Paris. 2015. doi. org/10.1787/how_life-2015-en Accessed 10.07.2021).

3. UNICEF. The problem of child poverty in the future. An overview of the well-being of children in rich countries. 2007. www.unicef-irc.org/publications/445-child-poverty-in-perspective-an-overview-of-child-well-being-in-rich-countries.html Accessed 10.07.2021). (In Russ.).

4. UN. Convention on the Rights of the Child. New York: UN, 1989. www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml Accessed 10.07.2021). (In Russ.).

5. UNICEF. Worlds of Influence: Understanding what shapes child well-being in rich countries. 2020. www.unicef-irc.org/publications/1140-worlds-of-influence-understanding-what-shapes-child-well-being-in-rich-countries.html Accessed 10.07.2021).

6. UNICEF. Child Well-being in Rich Countries: A comparative overview. 2013. www. unicef-irc.org/publications/683-child-well-being-in-rich-countries-a-comparative-overview.html Accessed 10.07.2021).

7. Ben-Arieh A. Multi-National Project for Monitoring and Measuring Children's Well-Being. Background paper prepared for the Education for All Global Monitoring. Report 2007. Strong foundations: early childhood care and education. UNESCO. 2007. unesdoc.unesco.org/images/0014/001474/147444e.pdf Accessed 10.07.2021).

8. Office for National Statistics. Children's well-being indicator review, UK: 2020. www. ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/wellbeing/articles/childrenswellbeingind icatorreviewuk2020/2020-09-02 Accessed 10.07.2021).

9. Measuring National Well-being: Measures of Well-being for Children and Young People Consultation Response. webarchive.nationalarchives.gov.uk/20160105231738; www.ons.gov.uk/ons/about-ons/get-involved/consultations-and-user-surveys/ consultations/measuring-national-well-being--measures-of-well-being-for-children-and-young-people—consultation-response/index.html Accessed 10.07.2021).

10. Foundation for child development. 2012 National Child and Youth Well-Being Index (CWI). 2012. files.eric.ed.gov/fulltext/ED542868.pdf Accessed 10.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Lamb V.L., Land K.C. Methodologies used in the construction of composite child well-being indices // The Handbook of Child Well-Being—Theories, Methods and Policies in Global Perspective. 2013. P. 2739-2755. www.soc.duke.edu/~cwi/Section_I/I-20Meth odologiesUsedinConstructionofCompositeCWBIndices.pdf Accessed 10.07.2021).

12. Shvedova N.A. Maternal and child health protection in the USA // USA-Canada. Economics-politics - culture. 2008. No. 3. P. 111-126. (In Russ.).

13. State of the Nation's Children. www.gov.ie/en/publication/48d829-state-of-the-nations-children Accessed 11.07.2021).

14. Population: Children, families and households. www.ssb.no/en/befolkning?de=Childr en%2C+families+and+households Accessed 10.07.2021).

15. Statistics about children. bala.stat.gov.kz Accessed 10.07.2021). (In Russ.).

16. Children and youth. www150.statcan.gc.ca/n1/en/subjects/children_and_youth Accessed 10.07.2021).

17. Kalabikhina I.E., Grigorieva N.S., Lukovitskaya E.G., Davtyan M.D. Gender problems in Russia according to national publications 2004-2012. 2012. demography.econ.msu.ru/ sys/raw.php?o=1799&p=attachment Accessed 10.07.2021). (In Russ.).

18. Gazizullina P.G. The influence of self-preserving behavior on the Russian adolescent's health: gender aspect // Women in Russian society. 2018. No. 1. P. 30-42. womaninrussiansociety.ru/wp-content/uploads/2018/03/Gazizzulina_30_42.pdf Accessed 10.07.2021). (In Russ.).

19. Kalabikhina I.E. Social budgeting: A textbook. M.: Faculty of Economics Lomonosov Moscow State University, 2016. www.econ.msu.ru/departments/cps/shibi/ Article.20170611173227_1561 Accessed 10.07.2021). (In Russ.).

ВКЛАД АВТОРОВ

Концепция и методология исследования - Калабихина И.Е., Кучмаева О.В.;

обзор международного опыта - Казбекова З.Г., анализ информационной

базы исследования - Кучмаева О.В., разделы 1, 2 системы показателей - Калмыкова Н.М., раздел 3 и частично 4 системы показателей - Калабихина И.Е.,

Середкина Е.А.; разделы 4-8 системы показателей - Кучмаева О.В.; формиро-

вание итоговой разветвленной системы показателей мониторинга положения детей (см.: https://doi.org/10.5281/zenodo.5195867) - Калабихина И.Е., Кучмаева О.В.; подготовка первоначального текста статьи - Кучмаева О.В.; редакция текста по замечаниям рецензентов - Калабихина И.Е., Кучмаева О.В., редакция текста - Калмыкова Н.М.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы выражают признательность А.В. Богомоловой, А.Г. Магомедовой и О.В. Петуховой за помощь в формировании системы показателей и информационной базы исследования.

ABOUT THE AUTHORS

Kalabikhina Irina Evgenievna - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Population of the Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]

Kuchmaeva Oksana Viktorovna - Doctor of Economic Sciences, Professor

of the Department of Population of the Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State

University, Moscow, Russia

[email protected]

Kalmykova Natalia Mikhailovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Population of the Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]

Kazbekova Zarina Germanovna - PhD student of the Department of Population of the Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]

Seredkina Ekaterina Andreevna - PhD student of the Department of Population of the Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]

METHODOLOGY FOR IMPROVING STATISTICAL MONITORING OF THE CHILD WELL-BEING WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTING THE DECADE OF CHILDHOOD IN RUSSIA

The purpose of the study is to form an improved system of indicators characterizing the situation of children for monitoring their well-being in the implementation of the Decade of Childhood programme. To achieve this goal, the following tasks have been performed: 1) foreign experience in monitoring the situation of children has been systematized, 2) principles for selecting indicators and creating a system for monitoring the situation of children in Russia have been developed, 3) on the basis of foreign experience, scientific research in this field and the statistical system capacity a branched structure of monitoring indicators has been formed, 4) an assessment of the shortcomings of the modern data collection sys-

tem for monitoring the situation of children has been provided and recommendations for its completion and development have been proposed. Methods of economic and statistical analysis of monitoring and sample survey data are used. The methodology of the work is based on the principles of statistical observation and analysis of Russian statistical system (including centralized, decentralized and departmental reporting forms, as well as Rosstat surveys on socio-demographic problems), international and standard requirements set out in the documents of the United Nations Children's Fund (UNICEF), modern scientific principles of statistical observation in the field of child well-being. The system of indicators includes the following sections: demography of childhood; health preservation since childhood; well-being of families with children; development, training, education, physical culture and sports; childhood infrastructure; protection of children left without parental care; the quality of life of children with special needs and disabilities; child safety, and can be used to assess children's well-being, as well as to monitor the compliance with measures to implement the Decade of Childhood. The author's system of indicators addressing the situation of children is publicly available in Excel format.

Keywords: child well-being, Decade of Childhood, monitoring of the situation of children, evaluation of the effectiveness of measures, social policy for children, system of indicators, childhood statistics. JEL: J13, J18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.