УДК 378.147:373.211.24
ББК 4448.981 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Толмачева Вера Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начал ьного образования, факультет педагогики и психологии, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2; e-mail: [email protected].
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Д00
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подход; методология; системный; личностно-деятельностный; синергетиче-ский; аксиологический.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные методологические подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности педагога. Особое внимание отводится рассмотрению сущности понятий «методология», «подход», а также возможностей применительно к заявленной теме системного, синергетического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов.
Tolmacheva Vera Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO DESIGNING THE PROCESS OF FORMATION OF S0CI0-EC0L0GICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS
KEY WORDS: approach; methodology; system; personal-active; synergetic; axiological.
ABSTRACT. The article deals with the main methodological approaches to designing the process of formation of socio-ecological competence of a future teacher. Special attention is paid to the consideration of the essence of the concepts "methodology" and "approach", and the possibility of application to the declared subject of systemic, synergetic, personal-active and axiological approaches.
Проектирование процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов невозможно без определения ключевых методологических подходов к его реализации. Прежде чем перейти к рассмотрению сущности методологических подходов к проектированию изучаемого нами процесса, необходимо определиться с сущностью ключевых понятий, таких как «методология» и «подход».
Общепринятым является представление о методологии как о системе знаний, включающей в себя базовые подходы, способы, принципы и т. д. Это определенная теоретическая система представлений о способах деятельности в конкретных областях, средствах, методах и результатах этой деятельности (М. С. Бургин).
Анализ словарей показал, что можно выделить следующие функции, присущие методологии: определение ключевого смысла деятельности в сфере науки и выявление особенностей ее взаимоотношений с другими областями познания и сферами деятельности; решение задач совершенствования деятельности в научной сфере.
Интересна позиция В. В. Краевского, который в качестве главной задачи методологии называет проведение дескриптивного и нормативного анализа, по результатам которого формулируются указания к проведению конкретной научной работы. В свою очередь, Б. С. Гершунский отмечал, что ме-
© Толмачева В. В., 2014
тодология должна ориентироваться не только на определенную научную область, но и на ту реальность, которую она призвана изучить и преобразить.
Для методологии характерно наличие таких компонентов, как проблема, объект, предмет, задачи, построение определенной научной теории и выявление истинности полученного результата путем проверки.
Частной отраслью методологии является методология педагогики. Методологию педагогики М. А. Данилов определяет как совокупность знаний о ключевых положениях, основаниях и структурной составляющей теории педагогики, подходах, принципах, способах добывания знаний.
В. И. Загвязинский, в свою очередь, определяет методологию педагогики как учение о педагогическом знании и о педагогическом познании, ключевая роль в котором отводится процессу получения знания.
Значимой является позиция Е. Ю. Никитиной и О. Ю. Афанасьевой, которые, принимая во внимание мнение В. А. Беликова, трактуют методологию как совокупность достоверных знаний, которые по отношению к изучаемой области выступают информацией более высокого порядка, и определяют логику построения, методы, средства изучения, а также принципы и способы построения педагогической концепции и ее реализации. Кроме того, они трактуют подход как теоретическое и методологи-
ческое основание исследования в области педагогики, который проявляется совокупностью закономерностей и особенностей.
В своей монографии Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева поясняют, что по своей сути любой подход направлен на изучение предмета с проецированием полученных результатов на конкретную область теории исследования [1].
Таким образом, определение ключевых функций и особенностей развития системы педагогического образования дает нам возможность обозначить подходы к социально-экологической подготовке будущего педагога, которые будут основополагающими в рамках нашего исследования.
Стратегические направления развития системы образования в РФ обусловливают потребность в использовании сложной методологической основы с выделением нескольких подходов к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов.
Мы разделяем точку зрения Л. И. Гриценко, В. И. Загвязинского и других на то, что в условиях колоссального множества методологических подходов оптимальной выглядит идея их интеграции в условиях целостной педагогической системы. Идея интеграции основывается прежде всего на интегративной природе самого человека.
Исходя из всего вышесказанного, мы определили совокупность методологических подходов, назначение и роль каждого из которых в процессе формирования социально-экологической готовности будущего педагога определим далее.
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога представляет собой процесс, который в первую очередь должен отвечать принципам системности. Исходя из этого в качестве базового подхода нами был указан системный, в основе которого лежит знание об объектах окружающей действительности, явлениях и процессах с точки зрения их системности.
Методологические основания системности как явления и системного подхода в частности мы находим в трудах В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Э.Г.Юдина и др. Сточки зрения педагогики интерпретация системного подхода получила отражение в исследованиях В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина и др. [2].
Сущность системного подхода кроется в том, что все компоненты изучаемого процесса или явления рассматриваются не изолированно, а в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Это позволяет, с точки зрения И. В. Блауберга, определить их новые свойства как составных компонентов системы.
В качестве основополагающих принципов системного подхода традиционно выделяются такие, как целостность, сложность, организованность, иерархичность и системность.
В нашей работе системный подход позволит исследовать социально-экологическую готовность как многомерную, многоуровневую и полифункциональную систему, а сам процесс формирования социально-экологической готовности - как некое образование, выступающее в качестве составной части системы иного, гораздо более высокого порядка, которая может расщепляться на элементы без нарушения принципа открытости [3].
Исходя из того что формирование социально-экологической готовности будущего педагога предполагает создание искусственной системы, необходимо привлечение и рассмотрение такой методологической основы, как синергетический подход.
Термин «синергетика» предложен в 1973г- немецким физиком Г. Хакеном. У истоков направления в науке, сформировавшего впоследствии синергетику, стояли А. Пуанкаре, Л. Онзагер, Л. И. Мандельштам, Р. Тома и др. Развивали синергетику И. Пригожин, С. П. Капица, К. Майнцер, С. П. Курдюмов и др.
Под синергетикой можно понимать область знания, исследующую явления синергизма в разнообразных сферах познания реальности (3. И. Тюмасева, В. П. Стариков [5]). Кроме того, под синергетикой можно понимать науку о некотором согласованном поведении целой совокупности элементов, выступающих в качестве единого целого в составе более сложных систем (по А. Колесникову).
Синергетика обращена к изучению междисциплинарных нелинейных систем, в том числе и образовательных. Отличие ее методологии состоит в том, что она изучает нелинейные саморегулирующиеся системы и выполняет роль фундамента, на котором базируется современная система знаний и единый метаязык, позволяющий перейти к системному пониманию природы.
Синергетика развивается в следующих направлениях:
- исследуются совокупности явлений, объектов и целые процессы, которые под влиянием хаотичных изменений и угрозы неустойчивости переходят в качественно иное состояние;
- синергетика заполняет пустоту, возникающую между общепринятыми методологическими подходами к исследованию и частными исследованиями, в том числе в образовательной области;
- синергетика, являясь теорией самоорганизации, служит методологической ос-
новой не только естественных, но и гуманитарных и общественных наук;
- использование положений синергетики в области педагогики позволяет получить новые представления об образовательном процессе и возможностях его моделирования и управления им [4].
Для нашего исследования актуальны следующие положения синергетического подхода.
1. Эффективное формирование социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников предусматривает два взаимосвязанных уровня. Первый уровень обусловливает глубинное осознание современных проблем не только экологии, ее отрасли - социальной экологии, но и валеологии как системы знаний о комплексном благополучии человека, общества и природы, основанном на учете принципа коэволюции. Второй уровень - формирование у студентов готовности взаимодействовать с семьями по различным основаниям диверсификации в аспекте оздоровления дошкольника.
2. Личностная, возрастная и социально определенная вариативность эколого-валеологического образования в дошкольной области в контексте целостности системы общего образования, природолюбия и культуры.
3. Концептуальное обоснование социально-экологической готовности будущих педагогов ДОУ к работе с семьей, нацеленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью у дошкольников.
Следующим методологическим подходом к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога выступил личностно-деятельностный подход, основополагающие принципы которого мы можем найти в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Ученые отмечают, что для становления личности и ее развития принципиально важным моментом является субьектность личности в процессе деятельности и общения с другими людьми. Только при наличии этих составляющих возможен сам процесс формирования личности.
Применительно к теме нашего исследования значимым является положение о том, что данный подход переносит внимание в сфере образования с овладения конкретной специальностью и совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков на развитие потенциала личности будущего специалиста. Следовательно, с позиций указанного подхода процесс подготовки будущего педагога должен опираться в первую очередь на личность самого сту-
дента, раскрытие ее особенностей, потребностей и интересов.
Важным звеном реализации личност-но-деятельностного подхода является ориентация на субъект-субъектные отношения всех участников образовательного процесса (В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). При этом мы согласны с мнением В. Г. Рындак о том, что деятельность должна восприниматься в качестве формы проявления инициативы, активности самой личности, инициативы, обусловленной потребностями личности и направленной на познание и преобразование окружающей действительности.
Одной из ключевых тенденций развития современного образования на любой его ступени является деятельностная составляющая. Применительно к системе высшей школы переходит смещение ориентиров со «знаниевого» подхода к деятель-ностному, где в качестве ключевой цели образования провозглашается способность личности к активной деятельности, в том числе в профессиональной сфере.
Реализация данного подхода в процессе формирования социально-экологической готовности будущего педагога будет включать в себя следующие моменты:
- обеспечение позиции субъекта у студента в процессе образования, что позволит создать условия для осознания им основных компонентов своей деятельности и оценки ее результатов;
- построение взаимодействия педагога и студента на основе принципов открытости, взаимодоверия, конструктивного диалога, что позволит создать условия для самопознания, самораскрытия и реализации творческого начала будущего педагога;
- создание условий и непосредственная организация разнообразных видов деятельности студентов и обучающих ситуаций с целью формирования непосредственного опыта деятельности в профессии.
Значение аксиологического подхода, его роль в проектировании процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников было определено нами с опорой на труды И. Ф. Исаева, Н. Д. Никандрова, В. А. Слас-тенина и др. Согласно ключевым положениям аксиологического подхода, человек рассматривается как самая значимая ценность социума и самоцель общественного развития [2].
Любой человек подвергает постоянной мировоззренческой оценке происходящие события и явления действительности. Причем его отношение к действительности на-
прямую связано с практическими познавательными подходами. Функцию своеобразного связующего звена между этими подходами выполняет аксиологический подход.
С точки зрения педагогической теории, в основе аксиологии заложены осознание ценности человеческой жизни, идея гармонично развитой личности, что напрямую зависит от устройства общества, имеющего возможность обеспечить каждому человеку условия для его максимальной самореализации. Это положение определяет ценностные ориентиры культуры и направляет личность.
Следовательно, аксиологический подход дает нам возможность рассмотреть процесс формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников с точки зрения гуманистической педагогики, с учетом ее ключевых положений о человеке как высшей ценности общества и ориентира общественного развития. Нами был выбран данный подход потому, что он позволит исследовать пути и средства удовлетворения потребностей студентов в самореализации и самосовершенствовании. В этом случае обнаруживается возможность
создания условии для становления и развития у студентов ориентации на себя, другого человека, конструктивное взаимодействие с ним, а также с социумом, природой, в результате чего социально-экологическая готовность приобретает особое значение. В рамках данного подхода четко обозначается возможность выявить основные ценностные ориентации в структуре социально-экологической готовности, такие как жизнь, здоровье, человек, природа и общество, а также изучить способы их становления и развития в процессе профессиональной подготовки студентов. Обозначенные ценности приобретаются человеком в процессе образования, основные постулаты которого основываются на историческом опыте всего человечества и передаются от предшественников последующим поколениям.
Таким образом, приведенная нами совокупность методологических подходов позволит рассмотреть весь процесс формирования социально-экологической готовности будущих педагогов одновременно целостно и системно, но в то же время позволит уделить внимание отдельным сторонам, а также учитывать личностные особенности субъектов процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарева Л. И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования : дис.... д-ра пед. наук : 13.00.02. Екатеринбург, 2009.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М. : Школа-Пресс, 19973. Тюмасева 3. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования : моногр. Челябинск : ЧГПУ, 2006.
4. Тюмасева 3. П., Богданов Е. Н. Образовательные системы и системное образование. Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.
5. Тюмасева 3. П., Стариков В. П. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования : слов.-справочник. Сургут : СГУ, 2004. - 312 с.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.