-►
Инновации и инвестиции
Кох Л.В.
Методологические подходы к оценке экономической эффективности инноваций в банковском бизнесе
Для многих банков в настоящее время ключевым фактором успеха становится способность изменять свои услуги и продукты, предлагать клиентам новые технологические возможности в получении банковских услуг, корректировать свое поведение на финансовом рынке. В конечном счете, все это сводится к реализации на практике разработанной стратегии развития банка, в которой далеко не последнюю роль играют банковские инновации в услуги, продукты, технологии. Поэтому значение инновационной составляющей в деятельности банка растет и неизбежно будет расти.
Осознав эту данность, необходимо определить ключевые принципы управления инновационными процессами.
С нашей точки зрения, ключевые принципы управления инновационными процессами можно сформулировать следующим образом.
1. Принцип масштабности новизны - определяет уровень новизны инновации, т. е. внедряемое новшество является инноваций для мировой или национальной экономики, для отрасли в целом или отдельного предприятия. Применительно к банковскому бизнесу следует говорить об инновации для рынка банковских продуктов, услуг и технологий в мировом или национальном масштабе, или на уровне отдельно взятого банка и его подразделений.
2. Принцип перспективности - означает, что инновация должна соответствовать стратегическим целям предприятия и иметь перспективу внедрения. Этот принцип является важным для банка, так как непосредственно связан со стратегическим риском, который возникает вследствие ошибок в стратегическом управлении банком, прежде всего, с возможностью неправильного формулирования целей организации, неверного ресурсного обеспечения их реализации и неверного подхода к управлению риском в банковском деле в целом. Классическим примером возникновения стратегического риска при управлении инновационным процессом может служить выход неболь-
шого городского банка на рынок производных финансовых инструментов или инновационный проект внедрения на местном рынке локальной банковской платежной системы, основанной на использовании пластиковых карточек.
3. Принцип реализуемости (или иначе принцип обеспеченности ресурсами) - означает, что инновацию теоретически можно внедрить (реализовать) на предприятии, т. е. у предприятия имеются потенциальные возможности (материальные, финансовые, человеческие ресурсы) для внедрения инновации.
Если рассматривать этот принцип применительно в банковской деятельности, то он непосредственно вытекает из принципа перспективности. Решив, что банковская инновация «вписывается» в стратегию развития банка, необходимо оценить возможности банка, а именно, располагает ли банк необходимыми свободными финансовыми ресурсами, которые обязательно потребуются для инновационных продуктов, услуг и технологий, имеет ли банк специалистов, способных внедрить инновацию, довести ее до клиента и сопровождать достаточно длительное время.
4. Принцип измеримости - означает, что должна существовать система оценки результата от внедрения инноваций, т. е. необходимо создать систему количественных и качественных показателей.
5. Принцип эффективности - означает, что, используя созданную систему количественных и качественных показателей, можно определить целесообразность внедрения инновации и эффективность управления инновационным процессом.
Таким образом, применение принципов измеримости и эффективности на практике связано с необходимостью создания системы показателей или, как их иначе еще называют, метрик инноваций. С помощью системы метрик инноваций можно проанализировать способность организации к инновационным решениям.
Необходимость использования показателей (метрик) инноваций обусловлена следующими причинами.
1. Система показателей инноваций базируется на формализованных, объективных числовых данных, которые позволяют количественно оценить эффект от внедрения той или иной инновации, рассчитать затраты, связанные с инновационным процессом, в конечно счете именно с их помощью принимаются целенаправленные управленческие решения.
2. Метрики инноваций выражают стратегические интересы организации. Инновационный процесс должен быть органично встроен в бизнес-процесс, деятельность организации (например, банка) должна представлять собой единое целое, направленное на достижение поставленных целей.
3. Используя показатели оценки эффективности инноваций, можно добиться обоснованного распределения ресурсов на проведения «традиционной» бизнес-деятельности (например, банковской деятельности) и инновационной составляющей. Метрики инноваций позволят оценить, на сколько сбылись прогнозные ожидания от внедрения инноваций (путем сравнения плановые и фактических значений показателей).
4. Показатели инноваций мотивируют персонал к инициативной работе. Претендуя на название «инновационный банк», необходимо осознавать, что инновационным его делают его сотрудники, именно от них зависит продвижение новых продуктов, услуг и технологий до клиентов. Персонал должен понимать и принимать стратегические цели развития предприятия и вносить свою лепту в их достижение.
Корпоративная система метрик инноваций должна отвечать следующим требованиям.
1. Показателей не должно быть слишком много, опыт успешно функционирующих систем показывает, что оптимально иметь в системе восемь-десять метрик. Чем понятнее и практичнее показатели инноваций, тем больше шансов установить разумные значения целевых величин и разработать грамотные стратегии для их достижения.
2. Создавая систему метрик инноваций, следует отбирать в нее показатели, не коррелируемые друг с другом. Иными словами, показатели инноваций должны быть максимально независимы между собой и отражать различные стороны инновационной деятельности.
3. Система метрик должна включать не только качественные, но и количественные, показатели.
Динамика изменений качественных показателей поможет вовремя выявить проблемы в корпоративной системе управления инновациями и принять меры до наступления кризиса.
4. Метрики инноваций должны быть встроены в систему корпоративных показателей эффективности предприятия. Они должны быть соотносимы с принятой на предприятии системой финансовых и других внутрикорпоративных показателей или - в идеале - быть ее частью.
5. Недопустима разработка автономной системы показателей эффективности инноваций для отдельных подразделений предприятия. Особенно актуально это требование для банка, где деятельность отдельных подразделений на первый взгляд достаточна независима. Например, выход банка на фондовый рынок и появление в связи с этим новых банковских продуктов позволят банку, как привлечь ресурсы, так их и разместить. В данном случае абсолютная эффективность новых банковских продуктов будет зависеть от цены размещения привлекаемых ресурсов и стоимости ресурсов, используемых на активных операциях фондового рынка. При таком подходе практически всегда абсолютная эффективность присутствует. Это и есть пример локальных показателей инновации. С точки зрения локального подхода к оценке инноваций здесь проблем нет. Однако, нельзя рассматривать деятельность банка по привлечению и размещению ресурсов однобоко. Существует много альтернатив фондовому рынку, в первую очередь рынок депозитов и рынок кредитов. Оценивать такую инновацию, как выход на фондовый рынок необходимо также в сравнении с альтернативными вариантами деятельности банка, а еще лучше, рассмотреть сочетание всех видов банковской деятельности.
Из всего выше сказанного следует, что даже при наличии автономной системы метрик инноваций для оценки отдельного инновационного процесса, она должна быть согласована с метриками инноваций всего предприятия в целом, т. е. реализуется подход от частного к общему.
6. Система показателей инноваций должна в первую очередь удовлетворять требованиям кли-ентоориентированного подхода в деятельности предприятия (банка). Если ориентиром в деятельности предприятия станет отчет о прибылях и убытках и, как следствие, основное внимание будет уделяться снижению затрат, то о повышении конкурентоспособности банка на рынке можно забыть. Метрики инноваций должны отражать удовлетворенность клиентов от предлагаемых им
инновационных продуктов, услуг, технологий. В данном случае можно рекомендовать в банковской деятельности использовать в системе метрик такие показатели как
— отношение количества клиентов, принимающих и использующих банковские инновации, к общему количеству клиентов банка;
— отношение количества клиентов, считающих банк инновационным, к общему количеству клиентов банка и т. п.
7. Необходимо постоянно анализировать актуальность используемых метрик, т.к. предприятие компания развивается, и некоторые показатели могут устареть или потребовать других алгоритмов расчета.
8. Система показателей должна раскрывать причины не только успеха инновационного процесса, но и его неудачи. Это позволит избежать ошибок в будущем.
Создание системы показателей оценки эффективности инноваций - сложная задача. Согласно недавнему исследованию PricewaterhouseCoopers, почти половина первых руководителей 355 опрошенных североамериканских частных компаний предпринимали попытки оценить инновации с помощью системы количественных показателей. Они измеряли успех своих инновационных решений, используя следующие критерии: влияние на рост доходов компании (78 %), удовлетворенность клиентов (76 %), рост доходов от новых продуктов (74 %), повышение производительности труда (71 %), динамика прибыли (68 %). В то же время организации используют разные подходы для измерения своей инновационной активности, и лишь немногие имеют в своем распоряжении целостную систему показателей инноваций, которая гармонично сочеталась со стратегическими интересами компании.
Большинство руководителей, решая вопрос о необходимости внедрения инноваций, рассуждают в основном о доле рынка, удовлетворенности клиентов, повышения качества обслуживания, расширение продуктового ряда, но когда дело доходит до реализации конкретных проектов, всё начинает сводиться к цифрам, а именно, каков будет эффект от внедрения инновации, как сравнить между собой предлагаемые проекты, т. е. как оценить эффективность каждого из них и выбрать наиболее оптимальный. Рост прибыли компании, рост доходов компании в целом и рост доходов от новых продуктов, повышение производительности труда - все это, так или иначе, характеризует эффективность компании. Однако такие показа-
тели инноваций как удовлетворенность клиентов, увеличение доли рынка, повышение конкурентоспособности компании также неотделимы от эффективности ее работы, если помнить о том, что сегодня бизнес работает в условиях новой (информационной) экономики. Это означает, что к пониманию и измерению эффективности инновационного бизнеса, в т. ч. и банковского, в условиях новой экономики необходимо подходить по-новому.
В качестве критериев эффективности банковских инноваций следует рассматривать как финансовые результаты от внедрения инноваций (доход и прибыть, рентабельность инноваций), так и всю совокупность показателей банковской деятельности (конкурентоспособность, ликвидность, надежность, риски) с учетом их ценностной или целевой значимости как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Оценивая эффективность, необходимо учитывать полный перечень индивидуальных преимуществ и достижений, не всегда точно определяемых при помощи математических моделей, построенных по принципу ресурсы-затраты-результат, и представляющих особую важность для каждого банка. Это может быть фактор удержания наиболее ценных клиентов или привлечения новых, расширение спектра услуг для категории клиентов, на которых держится бизнес конкретного банка, увеличение скорости транзакций и повышение безопасности банковской деятельности.
Совокупность критериев необходимо рассматриваться как систему или как комплексную характеристику, отражающую соответствие результатов деятельности коммерческого банка поставленным целям на каждом временном отрезке его функционирования. Таким образом, только достижение всех, а не единичных, критериев позволит говорить об эффективности банковских инноваций.
Системный подход как методологическое направление в науке позволяет провести оценку эффективности инновационной банковской деятельности с точки зрения ее подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, а также соответствия полученных результатов (как финансовых, так и нефинансовых) поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития.
Системный подход используется в тех случаях, когда необходимо решение проблем, имеющих разветвленные связи, а решение проблемы предусматривает увязку цели с множеством средств ее достижения, когда существуют трудно сравнимые варианты решений и требуется учет полных затрат
и их эффективности, когда необходима выработка критериев оптимальности с учетом стратегических целей развития.
Банк следует рассматривать именно как систему, т. е. объект, обладающий сложным внутренним строением, большим числом составных частей и элементов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Находясь в тесном взаимодействии с внешней средой, банк как система испытывает многочисленные воздействия — как прямые, так и косвенные — со стороны внешнего окружения. Одновременно банк обладает внутренней микросредой, элементы которой также находятся во взаимозависимости от факторов внешней среды. Инновационную деятельность банка, как и любую другую деятельность, следует рассматривать с точки зрения системного подхода.
Используя классические принципы системного подхода к инновационной деятельности, адаптируем их для исследования банка и его инновационной составляющей.
Принцип целостности системы означает единство и взаимодействие ее элементов. На внешние воздействия система реагирует как единое целое. Единство оперативной, производственной, финансовой, инвестиционной, инновационной и стратегической деятельности предприятия как автономной системы. Применительно к банку это означает, что банк необходимо рассматривать как сложную, относительно самостоятельную целостную систему в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, между которыми существуют горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, характеризующие финансово-хозяйственное состояние банка и динамику его развития, эффективность управленческих решений, место и роль в банковской системе страны.
Принцип взаимосвязанности и взаимодействия элементов системы означает, что компоненты системы связаны прямой и обратной связью. Этот принцип особенно важен для банка, так как для совершения банком активных операций необходимо формирование ресурсной базы, причем активные и пассивные операции банка связаны между собой по срокам и стоимости, и это является необходимым условием прибыльной работы банка.
Обусловленность функций означает, что функции банка изменяются не произвольно, а строго в соответствии с принятой в банке стратегией его развития, чутко реагируя на спрос определенного вида банковских продуктов и услуг, руководствуясь имеющимися в наличие финансовыми, техно-
логическими и людскими ресурсами. Первых три принципа тесно связаны между собой.
Следующие три принципа системного подхода также вытекают один из другого. Это — принципы иерархичности, автономности элементов и согласованности. С одной стороны, всем составляющим элементам коммерческого банка присуще иерархичность построения. С другой стороны все подразделения имеют четко обозначенные функции, работают достаточно автономно, однако для эффективной деятельности банка необходимым условием является на любых вертикальных и горизонтальных уровнях согласованность в действиях, следование стратегическим целям развития банка. Эти принципы просматриваются и в организационной, и в финансовой, и в операционной деятельности банка.
Что же касается непосредственно инновационной деятельности банка, то здесь следует выделить такие принципы системного подхода, как многоаспектность и гибкость. Многоаспек-тность, т. е. способность к внедрению новшеств, требует наличие системы переподготовки банковского персонала, изменению и расширению продуктового ряда, внедрению новых банковских услуг, освоению новых возможностей финансовых рынков. Гибкость, т. е. приспособляемость системы к изменениям, отражается в большей степени в тех технологиях, которые применяются в банке. Нельзя прекратить деятельность банка и заняться, например, установкой новой информационной системы или отказаться от одних видов вкладов и перейти на другие. Если в сфере производства можно представить ситуацию, когда какой-нибудь цех прекращает выпуск старой продукции и занимается подготовкой к выпуску инновационного изделия, то в банках такая ситуация в принципе невозможна, особенно в области информационных технологий. Необходимо гибко подходить к внедрению инноваций, поддерживая и сопровождая то, что было достигнуто раньше, заменяя старые услуги, продукты и технологии на новые, не нарушая ритмичности в деятельности банка.
Пожалуй, ни для кого принцип прозрачности так не важен как для банка. Прозрачность финансовой отчетности банка, прозрачность принципов и мотивов его деятельности заложены в международные стандарты банковской деятельности. Первой составляющей модели успешного внедрения инноваций является финансовая и операционная прозрачность.
Важнейший принцип системного подхода к инновационной деятельности банка - это оп-
тимальность, т. е. оптимизация усилий всех подразделений банка, нацеленных на решение стратегических задач. Этот принцип обеспечивается соблюдением всех вышеперечисленных принципов.
Таким образом, системная концепция оценки эффективности инновационной деятельности коммерческого банка предполагает: представление объекта исследования и совокупности процедур оценки как целостных систем; учет всей совокупности факторов, под воздействием которых формируются результаты инновационной деятельности банка; моделирование системы показателей эффективности инновационной деятельности банка; приоритет оценок достижения стратегических задач и целей банка над общепринятыми показателями оценки эффективности.
Внедрение инноваций в банковском бизнесе -это объективное явление в деятельности банков, функционирующих на рынке финансовых услуг. Сегодня индустрия финансовых услуг динамично меняется и банкам приходится приспосабливаться к этим изменениям.
Внедрение банковских инноваций связано с оценкой экономической целесообразности их внедрения. Методика оценки эффективности инновационной банковской должна содержать [2, стр. 603]:
— обоснование необходимости внедрения инновации;
— методы рейтинговой оценки сравниваемых продуктов, услуг или технологий;
— определение эффективности инновации на основе балльной оценки потенциала рыночного сектора с учетом конкуренции;
— методы сравнения полученного результата с критериальным уровнем.
Расчет суммарного балла инноваций можно осуществлять по формуле:
СБИ = ПР - К - РСК ± РСР, (3.1) где СБИ - суммарный балл инновации; ПР - потенциал сектора рынка; К - оценка степени конкуренции; РСК - реакция возможного сопротивления клиентов; РСР - готовность руководства и оценка внутреннего сопротивления.
Все показатели в формуле (3.1) выражены в баллах, полученных экспертным путем. Для более полного учета всех нюансов внедрения банковских инноваций следует детализировать составляющие формулы (3.1). Например, потенциал сектора рынка, который в баллах выражает возможности рынка принять выводимую на него инновацию, можно представить в виде суммы частных рынков по
различным регионам, если учесть, что все современные банки имеют развитую филиальную сеть. Аналогично рекомендуем представлять и оценку степени конкуренции, которая также отличается от региона к региону, т. е. в виде суммы ее региональных составляющих для многофилиального банка в целом. Показатель РСК - реакцию возможного сопротивления клиентов мы предлагаем заменить на показатель ПБОП - позднее большинство и отстающие потребители. Переведенный в баллы показатель ПБОП будет характеризовать количество клиентов, решительно отвергающих инновацию, т. е. тех, кто относится к позднему большинству и отстающим потребителям в соответствии с моделью Роджерса. Показатель РСР - готовность руководства и оценка внутреннего сопротивления считаем целесообразным для более корректного расчета разделить на две части, с одной стороны - готовность руководства (ГР), с другой стороны готовность сотрудников банка (ГС) к продвижению инновации. Готовность руководства и сотрудников банка к инновационной деятельности может как увеличивать суммарный балл инноваций при положительном восприятии инновации, так и уменьшать при ее неприятии. Все эти показатели для многофилиального банка необходимо учитывать также в виде суммы. Таким образом, формула (3.1) принимает следующий вид:
СБИ = £ПР1 + ¿к, — £ПБОП, ± (3.2)
i=1 i=1 i=1
n n
±£ Щ ±£ Щ,
i=1 i=1
где СБИ - суммарный балл инновации; ПР. - потенциал сектора рынка в /-ом регионе - местонахождении филиала; К - оценка степени конкуренции в /-ом регионе - местонахождении филиала; ПБОП - количество клиентов, полностью отвергающих инновацию в /-ом регионе - местонахождении филиала; ГР. - готовность руководства /-ого филиала банка к инновационной деятельности; ГС - готовность сотрудников /-ого филиала банка к инновационной деятельности.
При принятии решения относительно целесообразности разработки и внедрения инновации полученный суммарный балл сравнивается с критериальным уровнем, который устанавливается разработчиками методике при ее детальной проработке. Суммарный балл инновации лежит в промежутке от 0 до величины установленного критериального уровня, например 100 баллов, если будет принята 100-бальная шкала или 10
баллов при 10-балльной шкале. Это технические детали, которые решаются банком самостоятельно. Пятидесяти процентная граница разбивает шкалу на две части. С нашей точки зрения стоит рассматривать возможность внедрения инноваций только при суммарном балле инноваций выше 50-процентного уровня критериального значения. Окончательное решение о внедрении инновации в банковскую практику следует принимать при проведении дополнительных расчетов, связанных с оценкой эффективности конкретной инновации в виде продукта, услуги или технологии.
Сочетание основных элементов стратегии и методики управления инновациями достаточно глубоко проработано зарубежными специалистами.
Джозеф Синки для характеристики изменений на рынке финансовых услуг предлагает динамическую модель (ФОКУС), которая включает 5 компонентов [1]:
— Финансовая и операционная прозрачность;
— Овладение информационными технологиями;
— капитал (его достаточность и адекватность);
— Успешность борьбы за клиента;
— Степень риска.
С точки зрения Дж. Синки эти компоненты описывают те изменения, которые характерны для финансовой индустрии, и которые необходимо учитывать, занимаясь инновационной деятельностью.
Прозрачность финансовой отчетности и прозрачность операций на финансовом рынке являются гарантией привлечения инвесторов и клиентов, предоставляя им самим решать вопрос о величине риска приобретения инновационного продукта.
Значение информационных технологий переоценить очень трудно, именно они в значительной степени изменили рынок финансовых услуг. Использование информационных технологий позволяет кардинально изменить как сами продукты, так и методы их поставки: появляются электронные деньги, электронные банки, электронная торговля. Интернету обязаны своим появлением первые виртуальные банки, полностью автоматизированные филиалы, дистанционное банковское обслуживание.
В значительной степени такие изменения на финансовом рынке как слияния и поглощения обязаны регулированию деятельности банков со стороны контролирующих органов, заставляющих
банки постоянно увеличивать размер капитала, доводя его до уровня адекватного объему проводимых финансовых операций.
Конкуренция в банковской сфере касается, прежде всего, цен, удобства для потребителей и доверия клиентов. Чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимо привлечь клиента в свой банк, а клиента всегда привлекают инновационные банковские услуги и технологии. Здесь прослеживается связь между компонентами «Ф», «С», и «О»: инновации выражаются в большей прозрачности, лучшем управлении риском и более высоком качестве обслуживания.
Деятельность банков сопряжена с риском, а это значит, что они должны уметь минимизировать свой риск, а, продавая клиенту свои продукты, управлять и его риском.
Аббревиатура ФОКУС в оригинале звучит как TRICK (по-английски trick - это уловка).
Сочетание основных элементов стратегии и методики управления инновациями отражается в модели инноваций:
«ФОКУС» + рациональный эгоизм = банковские финансовые инновации
Рациональный эгоизм следует рассматривать в качестве существующей возможности получения дохода, т. е. это поиск прибыльных инвестиционных возможностей. Когда есть подобные возможности, разумные бизнесмены стараются использовать их. Выгодные возможности порождает сам рынок. Принимая во внимание догму совершенной конкуренции и эффективных рынков, именно несовершенство и неэффективность рынка можно рассматривать в качестве потенциальных источников получения дохода. Если на рынке существует конкуренция, со временем такие возможности будут исчезать: конкуренты-рационализаторы заберут всю прибыль. Конкуренция работает таким образом, что потребители финансовых услуг постепенно начинают извлекать выгоду из финансовых нововведений, приобретая более дешевые и качественные товары и услуги. Однако невозможно достичь подобных преимуществ без издержек, связанных с консолидацией, вероятными кризисами и финансовой нестабильностью.
Фактически ФОКУС описывает важнейшие движущие силы инноваций, поэтому банкам необходимо при разработке инновационных стратегий учитывать ФОКУСы рынка.
Таким образом, для успешной реализации инновационных процессов в банковском бизне-
се необходимо соблюдать основные принципы управления инновациями. В рамках системного подхода к оценке эффективности инновационной деятельности банка необходимо создать оптималь-
ную корпоративную систему метрик, а, внедряя инновационные решения в банковскую практику, учитывать факторы, от которых зависит принятие инноваций финансовым рынком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 1018 стр.
2. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент)/Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Юристъ, 202. 688 с.
Березина Я.В., Мингалева Ж.А.
Построение комплексной системы финансирования инвестиционных проектов
Основная цель современной компании (максимизации стоимости бизнеса) может достигаться разными путями. При этом максимизация благосостояния собственников сегодня все в большей степени зависит от комплекса мероприятий, преследующих так называемый «внеэкономический эффект», некоммерческий эффект, которые требуют все более масштабных инвестиций. Поэтому сегодня инвестиции с внеэкономическими целями (некоммерческие инвестиции) становятся важным элементом большинства инвестиционных программ или отдельных инвестиционных проектов.
Место и роль некоммерческих инвестиций (под некоммерческими инвестициями понимается инвестиции, которые приносят инвестору новые возможности, предполагающие денежную оценку только на основе использования принципа альтернативной стоимости) в инвестиционной программе отдельного субъекта может различаться. Они могут быть неотъемлемой частью инвестиционной программы или отдельного проекта (например, при строительстве крупного промышленного объекта необходимо создать производственную и социальную инфраструктуру, построить жилье и т. д.); а могут быть и не связаны напрямую с другими коммерческими проектами (например, участие компании в финансировании социального значимого для общества (города, региона) проекта). Кроме того, вложения в науку и исследования, которые приносят отдачу в долгосрочном периоде и которые на текущий момент кажутся невыгодными, могут в перспективе открывать выход на новые стратегические возможности с вероятной
высокой доходностью. Инвестиции с внеэкономическими целями могут быть также полезны для технического развития или для поддержания нормальной жизнеспособности предприятия, его взаимодействия с рынком и инфраструктурой и т. д. Реализацию подобных мероприятий также необходимо включать в комплексную инвестиционную программу предприятия. Однако, ключевая задача, которая встает перед руководством компании в этом случае состоит в том, чтобы основная деятельность компании не превратилась в убыточную. Реализация этой задачи предполагает решение нескольких вопросов.
Во-первых, необходимо определить общую целесообразность включения некоммерческих проектов в инвестиционную программу предприятия.
Во-вторых, следует выбрать наиболее оптимальную схему финансирования некоммерческих инвестиционных проектов.
В-третьих, нужно рассчитать их общую экономическую эффективность, которая может быть не только положительной, но и нулевой, и даже отрицательной.
Итак, в рамках первого вопроса ключевой проблемой является в том, чтобы определить степень целесообразности включения некоммерческих проектов в инвестиционную программу предприятия и достаточность этой степени необходимости для финансирования таких мероприятий. На этот счет существуют различные мнения. Так, В. Цлаф считает, что целесообразность финансирования некоммерческих инвестиций определяется прибылью, но прибылью