Научная статья на тему 'Методологические подходы к оценке эффективности угледобывающих предприятий в системе уголь-электроэнергия с позиции реструктуризации РАО ЕЭС России'

Методологические подходы к оценке эффективности угледобывающих предприятий в системе уголь-электроэнергия с позиции реструктуризации РАО ЕЭС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оценке эффективности угледобывающих предприятий в системе уголь-электроэнергия с позиции реструктуризации РАО ЕЭС России»

© Д. П. Тибилов, 2004

УДК 65.011.12 Д.П. Тибилов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ УГОЛЬ-ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ С ПОЗИЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РАО ЕЭС РОССИИ

~П соответствии с предыдущими ре-

-Ш-М дакциями Энергетической стратегией России угольную энергетику ожидал подъем, что в большой степени способствовало произошедшему росту добычи углей. Кризис перепроизводства угля, произошедший в 2000-2001 гг. по причине вытеснения тепловых угольных электростанций с федерального оптового рынка в первую очередь атомными и гидроэлектростанциями, а также ТЭС, работающими на газовом топливе, оказался совершенно непрогнозируемым угольными компаниями. Очевидным стало то, что экономика России вошла в рыночные отношения, произошла переоценка сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе.

Начавшейся реструктуризацией РАО «ЕЭС России» заданы цели реформирования электроэнергетической отрасли - повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций. Данными целями и задан вектор развития всего топливно-энергетического комплекса. Таким образом, должны быть устранены неэффективные производства электроэнергии или должна быть произведена их реконструкция (внедрение новых технологий) или переориентация на другой вид топлива. Это может весьма болезненно отразиться на угольных компаниях и соответствующим образом на ряде регионов России.

Реальная возможность отказа энергетиков в ближайшие несколько лет от угольного топлива в связи с децентрализацией производства электроэнергии, может привести к сокращению производственных мощностей по добычи угля и, соответственно, к общему снижению потенциала топливно-

энергетического комплекса России. Такое развитие отдельно взятой отрасли в средне-и дальнесрочной перспективе негативно отразится в обеспечении энергопотребности России. Быстрого наращивания добычи угля для растущей потребности в электроэнергии не произойдет, что обусловлено сокращенным производством и невозможностью быстрого наращивания потенциала в угольном комплексе. Кроме того, эффектом домино будут затронуты и смежные отрасли.

В связи с этим необходим инструмент, с помощью которого исследуются возможные последствия и проводится контроль за реализацией государственной энергетической политики в области реформирования электроэнергетики, обеспечении потребностей страны, субъекта или группы субъектов РФ в топливно-энергети-ческих ресурсах, поддержанию их цены на приемлемом уровне, поиску и поддержанию баланса интересов между производителями и потребителями топлива, созданию условий для достижения указанных целей по окончании реформирования отрасли.

Предлагаемые методологические подходы к оценке эффективности угледобывающих предприятий в системе уголь-электро-энергия формулируют целевое направление исследований, имеющие комплексный характер, конечная цель которого - спрогнозировать последствия проводимых реформ энергетической отрасли для угольной промышленности и определить будущее место и участие угольных компаний в общей структуре потребления топлива электроэнергетики России.

Разработанная с учетом вышесказанного методология должна охватывать перспективный период, продолжительность которого определяется длительностью периода реформи-

рования отрасли и последующим периодом адаптации участников топливно-

энергетического комплекса после окончания реструктуризации РАО «ЕЭС России».

Одним из основных нормативных документов, на котором должна базироваться методология и производиться оценка ситуации является Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. Основной доминантой которой является оценка с позиции государства социально-эконо-мического развития России и отраслей топливно-энергетического комплекса.

Основной целью разработки методологии проведения комплексной оценки последствий для угольной отрасли от реструктуризации РАО «ЕЭС России» является всесторонний анализ факторов развития топливноэнергетического комплекса (ТЭК) в период проведения реформы электроэнергетики, разработка прогноза ее послереформенного развития и определение будущей ниши угольной промышленности в системе ТЭКа, которая должна определяться с учетом развития смежных и конкурентных отраслей -атомной энергетики, гидроэнергетики, и, прежде всего, газовой промышленности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу построения системы приоритетов (основных направлений) развития угольной отрасли, на основании которых строится долгосрочный прогноз.

Главная цель энергетической политики государства состоит в максимизации экономической и энергетической эффективности использования природных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), накопленного научно-технического и экономического потенциала топливно-энергети-ческого комплекса и энергетического хозяйства (ЭХ) для повышения качества жизни населения и социально-экономического развития регионов за счет:

- укрепления и развития собственной топливно-энергетической базы регионов;

- упорядочения потоков финансовых и энергетических ресурсов на государственные региональные нужды и свободный рынок ТЭР;

- экономии финансовых средств федерального, регионального и местных бюджетов посредством энергосберегающих технологий.

Достижение целей энергетической политики должно осуществляется в органической увязке с функционированием всей экономики страны, с учетом совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на динамику взаимодействия хозяйствующих субъектов рынка топливно-энергетических ресурсов, в том числе угольных компаний. Структурная многогранность этих целей и возникающих в связи с этим проблем требует решения следующих задач:

- проведение анализа социальноэкономического развития государства в ретроспективный период и перспективный прогноз макроэкономических показателей;

- проведение анализа современного состояния, разработка индикативных балансов производства и потребления по направлениям использования и прогноз развития топливно-энергетического хозяйства государства;

- осуществление индикативных оценок реализации основных видов ТЭР по различным группам потребителей;

- определение платежеспособного спроса на различные виды ТЭР, используемые в энергетической отрасли;

- определение структуры потребности в ТЭР с учетом прогнозных макроэкономических показателей и способности угольной промышленности в обеспечении топливом по качественным и количественным показателям;

- оценка эффектов социальноэкономических и экологических последствий осуществления реформы энергетической отрасли для угольных регионов;

- разработка нескольких вариантов функционирования угольной промышленности в зависимости от развития реструктуризации РАО «ЕЭС России» и исходя из возможного поведения участников реформы и формирования новых условий складывающегося рынка электроэнергии и зависимого от него рынка угля, нефти и газа, а также влияния зарубежных производителей угля.

Решение поставленных задач определит взаимодействие субъектов ТЭКа в формируемом новыми условиями экономическом пространстве топливно-энерге-тического

рынка, что позволит угольным компаниям выстроить систему приоритетных направлений своего развития.

Методика комплексной оценки является алгоритмом оценки последствий для угольной отрасли реструктуризации электроэнергетики России. Предлагаемая методология базируется на следующих принципах:

1. Этапность: стратегией ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 гг. предполагается осуществление реформы в электроэнергетики по ряду этапов, энергетической стратегией России на период до 2020 года также разделяется на этапы, необходимость учета заложенных в эти документы ключевых точек, наряду с отслеживанием расхождений прогнозных оценок предполагает диагностику промежуточных результатов.

2. Многовариантность: различные варианты развития экономики России, отраслей топливно-энергетического комплекса и хода реформирования электроэнергетики образуют область допустимых альтернатив, рассмотрение которых необходимо для выявления граничных параметров комплексной оценки.

3. Разработка последствий для угольной отрасли от реструктуризации РАО ЕС должна осуществляться не только в системе уголь-электроэнергетика, но и с учетом развития конкурентных углю отраслей и, прежде всего, газовой промышленности.

4. Комплексность: оценка может производиться как в комплексе, так и по каждому из параметров в отдельности, если актуальные задачи и цели проведения оценки делают это целесообразным.

Оценку необходимо производить по следующим основным параметрам:

• спрос на угольное топливо со стороны ТЭС (наиболее важный показатель, характеризующий изменение роли угля в электрообеспечении России);

• способность угольной отрасли

обеспечить потребности в угольном топливе (включает в себя оценку возможностей развития мощностей угледобывающих компаний и соответствия этих мощностей возможной ситуации на рынке энергетических углей);

• степень монополизации рынков

электроэнергии и топливных ресурсов (учет возможностей формирования региональных монополистических рынков электроэнергии, тенденции к монополизации на рынке энергетических углей России и сохранение монополии на природный газ);

• концентрация угледобычи (перерас-

пределение структуры добычи энергетических углей в сторону усиления доли кузнецкий и канско-ачинских углей и соответственного сокращения добычи в других регионах, оценка возможностей прекращения угледобычи в ряде регионов);

• уровень развития атомной и гидро-

энергетики - реализация программ развития в этих отраслях в значительной степени будет влиять на сектор рынка энергетических углей;

• роль государства в ценообразовании (формировании тарифов) и способность его влиять на рынок топливных ресурсов.

— Коротко об авторах

Тибилов Д.П. - кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.