Научная статья на тему 'Методологические подходы к обучению будущих художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи как составная часть общей системы профессионального образования по дисциплине "исполнительское мастерство"'

Методологические подходы к обучению будущих художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи как составная часть общей системы профессионального образования по дисциплине "исполнительское мастерство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДОСКИНСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалова М. Н.

В статье рассматриваются методологические подходы к обучению, являющиеся ключевыми в формировании высокого профессионализма и творческого начала будущих художников, которые способствуют глубокому пониманию вековых традиций и сохранению уникальных особенностей федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к обучению будущих художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи как составная часть общей системы профессионального образования по дисциплине "исполнительское мастерство"»

Актуальные проблемы педагогики традиционного

прикладного искусства: традиции и новации

Проблемы методологии

Мочалова М.Н., член творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, заместитель директора по учебной и воспитательной работе Федоскинского филиала Высшей школы народных искусств (академия).

Mochalova M., member of the Creative Union of Artists of the decorative applied art, Deputy Director for educational work of the Fedoskino branch of the High School of Folk Arts (the Academy).

marusyz@mail .ru

Методологические подходы к обучению будущих художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи как составная часть общей системы профессионального образования по дисциплине «Исполнительское мастерство».

Methodological approaches to teaching future artists Fedoskino lacquer miniature painting as an integral part of the overall system of professional education in the discipline «Mastery arts».

Аннотация. В статье рассматриваются методологические подходы к обучению, являющиеся ключевыми в формировании высокого профессионализма и творческого начала будущих художников, которые способствуют глубокому пониманию вековых традиций и сохранению уникальных особенностей федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Ключевые слова: федоскинская лаковая миниатюрная живопись, методологические подходы, культурное наследие, традиции, профессиональное образование, исполнительское мастерство.

Abstract. The article deals with methodological approaches to teaching that are key to the formation of high professionalism and creativity of future artists, which contribute to a deep understanding of the age-old traditions and preserve the unique features of Fedoskino lacquer miniature painting.

Keywords: fedoskino lacquer miniature painting, methodological approaches, cultural heritage, traditions, professional education, mastety arts.

Федоскинская лаковая миниатюрная живопись находит яркое воплощение творческих исканий, глубоких традиций уникального федоскинского письма в произведениях художников, носителей традиций федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Художественные традиции федоскинской лаковой миниатюрной живописи всегда сохраняют значение для развития декоративно-прикладного

искусства. Поэтому наследие прошлого является ценностью и имеет большое значение для определения новых подходов к обучению современного художника.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в настоящее время систематизируется и разрабатывается система обучения по дисциплине «Исполнительское мастерство» в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, основными компонентами которой являются: единство воспитания и образования, совокупность техник и технологических особенностей, направленных на поэтапное освоение заданий, формирование высокопрофессиональных умений при выполнении практической деятельности обучающихся.

Главной целью профессионального обучения Федоскинского филиала ВШНИ(а) является формирование высокого уровня исполнительского мастерства будущих художников. Рассмотрим методологические подходы, которые необходимо учитывать при реализации обучения: кросскультурный, регионально-исторический, системный, интегративный, личностный и деятельностный. Данные подходы - лишь часть общей художественно-педагогической системы образования.

Кросскультурный подход - взаимодействие различных культур, в основе которого лежит понимание сущности культуры как целостного явления - является важным звеном в разработке обновлённого содержания обучения дисциплине «Исполнительское мастерство». Данный подход строится на изучении культуро-философских и теоретических предпосылок образования и развития лаковой миниатюрной живописи. Единого определения данного понятия в настоящее время не существует, отсутствие фундаментальных исследований способствует осмыслению данного подхода, что имеет значение в реализации профессионального обучения в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Регионально-исторический подход предполагает коллективное творчество, ведь будущий художник попадает в творческую среду, отличающуюся высоким профессионализмом, новаторскими исканиями уже сложившихся мастеров федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Молодое поколение вносит новые веяния, которые нужно направить на развитие сложившихся стилистических традиций, сохранение особой системы мастерства федоскинского промысла.

Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиции народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах. Опосредованное, но активное влияние природно-географического фактора на искусство промысла обусловило его неповторимое своеобразие, выразилось в складе характера мастеров, особенностях местного быта, языка [1, с. 20, 22].

Для сохранения и развития традиций, уникальных техник федоскинской лаковой миниатюрной живописи, важно помнить об устойчивых эстетических представлениях, вырабатываемых в народном искусстве, о природно-географических факторах с устоявшимися особенностями местного письма. Это необходимо для усвоения идей, образов, сюжетов лаковой миниатюрной живописи широким кругом людей.

Системный подход. Важно изучить особенности, принципы, приемы федоскинской лаковой миниатюрной живописи и их поэтапное освоение для выявления традиций конкретного вида ручного труда, усвоения прочных основ практических умений. Осмысление элементов, правил, законов местного миниатюрного письма, передающихся из поколения в поколение, в рамках системы профессионального образования, от преподавателей к обучающимся, развитие новаторских подходов - все это способствует сохранению традиций, формированию высокого профессионализма и творческого начала будущих художников, поддержанию общего системного подхода в обучении.

Перечисленные факторы системного подхода являются гарантом освоения и получения положительных результатов техники исполнения росписи изделий в процессе обучения федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Здесь важна преемственность. По определению В.Ф Максимович, преемственность - это не просто передача потомкам того, что в свое время взял от предшественников, но и обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Эта синкретичность характерна не только для самих народных художественных промыслов, но является как главной отличительной чертой, так и точкой отсчета в теории и практике образования в народном декоративном-прикладном искусстве [3, с. 98].

Личностностному подходу в обучении художника федоскинской лаковой миниатюрной живописи отводится не менее важное место, учитываются способности, склад уникальных индивидуальных особенностей обучающихся, т.е. то, что раскрывает его как личность. Преподаватель организует учебный процесс с учетом интересов, уровня знаний, умений и навыков будущего художника. По определению К.К. Платонова, личностный подход, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей [5]. Личностный подход важен еще и потому, что обучающиеся, осваивающие законы и техники федоскинской лаковой миниатюрной живописи не имеют должной подготовки. При поступлении 80% абитуриентов не имеют представления о традиционном прикладном искусстве и такой уникальной области, как лаковая миниатюрная живопись.

При формировании содержания обучения художников в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи необходимо учитывать и интегративный подход, который организует и проектирует процесс подготовки, как занятия, так и всего курса «Исполнительского мастерства». Основой данного подхода является интеграция профильных дисциплин, в

основе которых выделяются межпредметные учебные связи таких дисциплин, как: «Технология лаковой миниатюрной живописи», «Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи», «Рисунок», «Живопись», «Цветоведение» и внутрипредметные - технологические особенности выполнения стадий федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Несомненно, технология и материаловедение являются базовой основой получения знаний о технологическом процессе и знакомстве с материалами, что важно для дальнейшего профессионального обучения будущего художника. Интеграция профильных дисциплин образует единую систему обучения.

Деятельностый подход тесно связан с личностным подходом, так как в основе его находится деятельность самих обучающихся, где качества личности выступают на передней план. Содержание обучения - это расширенная деятельность, в основе которой лежат проблемные методы обучения, решение коммуникативных задач, для чего которых необходимо мотивацию деятельности.

Межпредметные связи профильных дисциплин

Внутрипредметные связи технологического процесса обучения

Технология лаковой миниатюрной живописи

Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи

Рисунок, Живопись, Перспектива, Цветоведение

«Подмалевок» изделия лаковой миниатюрной живописи

«Перемалевок» изделия лаковой миниатюрной живописи

«Бликовка» изделия лаковой миниатюрной живописи

Интегративный подход обучения будущего художника в области федоскинской

лаковой миниатюрной живописи

Процесс общения преподавателя и будущего художника нацеливает на интеллектуально-познавательную деятельность обучающегося, стремление к

получению знаний и практических умений, что соотнесено с расширением кругозора, углублением и систематизацией знаний, умений и навыков, а также приобретение профессиональных компетенций, что составляет важную часть общей системы профессионального образования.

А.М. Новиков полагал, что «компетентность» - это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимися учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях [4, с. 65].

Глубокое изучение рассмотренных подходов является закономерным и традиционным в системе образования, так как отражает сущность процесса обучения федоскинской лаковой миниатюрной живописи. В итоге выявлено, что ведущая роль в системе профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи отводиться традициям, а основой творчества выступает сохранение художественных особенностей. Именно непрерывность традиций, вовлечение молодого поколения в исследовательскую деятельность, что способствует возрождению промысла.

Литература

1. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов - Л., Художник РСФСР, 1981. - 374 с.: ил.

2. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. - М.: Флинта, 2000. - 200 с.

3. Новиков А.М. Основания педагогики. / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

4. Платонов К.К. О системе психологии М.: Мысль, 1972. - 216 с.

Социология, психология, культурология традиционного прикладного искусства

Сафронова И.Н., член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, профессор, заведующая кафедрой дизайна костюма, творческий директор Института дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Глущенко И.М., член Союза дизайнеров, доцент кафедры дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Safronova I., the member of the Union of artists of Russia, the member of the St. Petersburg union of designers, professor managing department of design of a suit, the creative director of Institute of design of a suit of St. Petersburg State University of industrial technologies and design.

Glushchenko I., member of the Union of designers, associate professor of design of a suit of St. Petersburg State University of industrial technologies and design. glushchenkoira@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.