Научная статья на тему 'Методологические подходы к комплексной оценке уровня социально-экономического развития регионов (на примере Белгородской области)*'

Методологические подходы к комплексной оценке уровня социально-экономического развития регионов (на примере Белгородской области)* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
860
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / "точка роста" / инновационный потенциал / вертикально-интегрированный кластер / наноиндустрия / инновационный прорыв
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к комплексной оценке уровня социально-экономического развития регионов (на примере Белгородской области)*»

УДК 339.137

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) *

О.Н. КОНОВАЛОВА11 Т.М. ДАВЫДЕНКО21 Л.Н. БОРИСОГЛЕБСКАЯ31

1) Департамент экономического развития Белгородской области

e-mail: konovalova@der.senergy.ru

2) Белгородский государственный университет

e-mail: mailto:ViceRectorScience@bsu.edu.ru

3) Белгородский государственный университет

e-mail: boris_gleb@bsu.edu.ru

В работе предлагаются методологические подходы к комплексной оценке региона на основе определения потенциалов социально-экономического развития. Реализация предложенного подхода позволяет выявить «точки роста» и сформировать на базе их взаимодействия вертикально-интегрированные кластеры для повышения конкурентоспособности и благоприятного социальноэкономического развития региона на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: Стратегия, «точка роста», инновационный потенциал, вертикально-интегрированный кластер, наноиндустрия, инновационный прорыв.

В настоящее время актуальным является совершенствование системы государственного управления на региональном уровне. Прежде всего, это связано с тем, что тенденции и угрозы, обусловленные динамикой макроэкономических и социальных процессов и включенностью России в глобальное экономическое пространство, проецируются на различные регионы с выраженной спецификой влияния на их развитие. В этих условиях важнейшей целью государственного регулирования является переход к долгосрочному стратегическому планированию, что свидетельствует о стабильности развития и конкурентоспособности регионаЧ.

Разработка стратегии регионального развития на долгосрочный период ориентирована на обеспечение устойчивого развития субъекта Российской Федерации посредством программно-целевых методов управления в зависимости от возможных сценариев будущего.

В основу разработки Стратегии Белгородской области положены стратегические направления развития экономики Российской Федерации, приведенные в документах и материалах министерств регионального развития, экономического развития и торговли Российской Федерации, федеральных отраслевых стратегий, а также в Посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации и в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 2.

Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала области с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, активизации потенциальных «точек роста» региональной экономики, и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста, как базы для поступательного улучшения качества жизни населения на долгосрочную перспективу.

В рейтинге агентства «Эксперт РА» в 2006 г. Белгородская область имеет минимальный инвестиционный риск и занимает первое место в главной номинации «За стабильно низкий инвестиционный риск в течение десятилетия», характеризуется средним

* Статья подготовлена в рамках разработки Стратегии социальноэкономического развития Белгородской области до 2025 года

1 Концепция Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской Федерации. 2005 г.

2 http://www.kremlin.ru Официальный сайт Президента РФ (Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»)

потенциалом - умеренным риском3 и отнесена к типу - регионы «полюса роста», имеющие высокий экономический потенциал.

В 2006 году в рамках V Регионального Инвестиционного конгресса, проводимого рейтинговым агентством «Эксперт РА» и журналом «Эксперт», Белгородская область в ежегодном российском рейтинге заняла второе место в номинации «За лучший социальный климат», а также стала первой в Центральном федеральном округе в номинации «За минимальный интегральный инвестиционный риск».

По таким показателям, как развитие промышленного производства, рост инвестиций, рост доходов на душу населения, продолжительность жизни, рождаемость по рейтингу Министерства финансов Российской Федерации Белгородская область по итогам 2006 года находится на четвертом месте среди регионов России.

Валовой региональный продукт является одним из важнейших показателей, характеризующих состояние экономики области. По этому социально-экономическому показателю среди регионов Российской Федерации Белгородская область переместилась с 37 места в 1998 году (12 242,8 руб./чел.) на 30 место в 2005 г. (97 375,5 руб./чел.) и с 2000 года находится в пятерке лидеров по размеру ВРП среди регионов Центрального федерального округа.

Основным ориентиром развития Белгородской области является Программа улучшения качества жизни населения, принятая в 2003 году, реализация которой обеспечивалась Программой экономического и социального развития Белгородской области на период до 2007 года, а также выполнением областных и местных целевых программ, отраслевых стратегий и концепций.

Достигнутый к началу 2007 года уровень социально-экономического развития области позволяет определить инвестиции в человека, как ведущий приоритет долгосрочного планирования.

Реализация Стратегии социально-экономического развития должна основываться на интегральной оценке уровня развития региона, которая характеризует способность его социально-экономической системы обеспечить достижение поставленных целей, решение возникающих проблем, устойчивость и адаптивность по отношению к возникающим угрозам, готовность к использованию новых открывающихся возможностей.

Поэтому в статье предлагаются методологические подходы к комплексной оценке региона на основе выявления потенциалов социально-экономического развития, позволяющие обозначить конкурентные преимущества области.

Производственно-экономический потенциал характеризует возможности основных секторов экономики обеспечить рост производства и заданный уровень эффективности функционирования (коммерческой, бюджетной, социальной и системной или общеэкономической).

Определяются условия, обеспечивающие производственно-экономический потенциал:

• ресурсные (включая человеческие ресурсы); технологические (модернизация производства или реализация эффективных проектов почти всегда базируются на новой производственно-технологической базе);

• инвестиционные (имеется возможность привлечения внешних или использование собственных финансовых ресурсов для осуществления соответствующих проектов);

• информационные (информация о новых технологиях, рынках ресурсов, маркетинговая информация);

• институциональные (развитость рыночных институтов, нормативно-правовая база, механизмы поддержки и стимулирования со стороны органов регионального управления).

Следующим этапом является определение основных аналитических показателей производственного потенциала (в разрезе основных видов экономической деятельности).

Повышение инвестиционной привлекательности региона и создание благоприятного инвестиционного климата обеспечивают стабильное протекание инвестиционных процессов, предсказуемость политики правительства области в отношении частного бизнеса, мотивацию и стимулирование инвестиций в приоритетные сектора экономики.

Поэтому инвестиционный потенциал исследуется в трех аспектах:

1. Возможности осуществления инвестиций в проекты, реализуемые в различных организациях.

з http://www.raexpert.ru Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА»

2. Качество инвестиционного климата (характеристика уровней риска, нормативно-правовая база, регулирование инвестиционной деятельности в регионе, характеристики источников и динамики внешних инвестиций, механизмы и формы инвестирования, а также формы и методы поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности в регионе, уровень развития финансово-кредитной инфраструктуры).

3. Характеристики потенциальных объектов для инвестирования, т.е. потенциальных инвестиционных проектов.

К характеристикам и факторам, обусловливающим уровень инвестиционного потенциала, относятся:

• законы и другие правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность;

• показатели, характеризующие динамику инвестиционных процессов;

• характеристики потенциальных объектов инвестирования;

• показатели, характеризующие финансовые ресурсы региона;

• показатели, характеризующие уровень поддержки инвестиционных процессов со стороны региональных органов управления.

Основные аналитические показатели инвестиционного потенциала включают: объем внешних и внутренних инвестиций и их источники; формы инвестирования; отраслевую структуру инвестиций; активы финансово-кредитных организаций; объем вкладов населения; объем и динамику выданных кредитов в разрезе видов экономической деятельности.

Развитие инновационного потенциала и трансфера технологий в экономике и социальной сфере ориентировано на повышение интенсивности и результативности научных исследований и разработок, внедрение результатов научных исследований и разработок в хозяйственную сферу, концентрацию кадров и материально-технических ресурсов на наиболее перспективных направлениях.

Формирование инновационного потенциала учитывает, что с одной стороны инновации являются условием обеспечения высокой эффективности инвестиционных проектов, а с другой стороны их необходимо рассматривать как элемент долгосрочной политики, проводимой региональными органами управления.

В качестве целевых показателей целесообразно использовать внутренние текущие затраты на исследования и разработки, на фундаментальные и прикладные исследования, на технологические инновации, объем выпуска инновационной продукции и услуг, количество предприятий, проводящих активную инновационную деятельность, рост объема услуг в сфере науки и научного обслуживания.

Реализация научно-инновационного потенциала региона позволит получить целевые результаты:

• повышение эффективности производства, снижение уровня затрат;

• улучшение качества производимой продукции и конкурентоспособности предприятий области;

• развитие новых форм и повышение качества оказания услуг (торговля, финансовый сектор и т.д.).

В качестве базового индикатора достижения главной стратегической цели региона определен индекс развития человеческого потенциала, который разработан Программой развития ООН и измеряет уровень достижения стран и регионов по трем важнейшим показателям: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, ВВП (ВРП) на душу населения.

По данному индексу (0,788) Белгородская область в рейтинге регионов занимает девятое место, превышая среднероссийский показатель равный 0,781, что характеризует высокую степень развития человеческого потенциала как основу будущего развития экономики, трудовых ресурсов, научного, творческого, культурного и духовного потенциала.

Человеческий потенциал включает образовательный и квалификационный уровень, демографическую ситуацию, характеристики социальной дифференциации населения, уровень социальной напряженности и социальной и производственной мотивации, уровень доходов домашних хозяйств, уровень криминогенности и преступлений против личности и собственности, трудовую и потребительскую мотивацию населения.

Потенциал рыночной инфраструктуры анализируется в институциональном и функционально-целевом направлениях.

В институциональном направлении важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются банковско-кредитная система, страховые компании, товарные биржи, лизинговые компании, фондовый рынок, консалтинговые компании, инвестиционные компании, венчурные фонды и технопарки, информационная инфраструктура.

Функционально-хозяйственная инфраструктура может включать следующие функциональные подсистемы:

• финансовые круги, обеспечивающие фирму капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, различные типы инвесторов);

• систему обеспечения фирмы технологической и маркетинговой информацией для продвижения продукции и услуг на рынок;

• систему обеспечения фирмы необходимыми материальными ресурсами и систему, обеспечивающую функциональную потребность фирмы в трудовых ресурсах, в персонале (от системы образования до биржи труда и бюро по трудоустройству);

• средства массовой информации (рекламные агентства, печать, электронные средства массовой информации);

• государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием производственной деятельности, а также те государственные учреждения, деятельность которых может как-либо отразиться на деятельности фирмы.

К основным аналитическим показателям рыночной инфраструктуры относятся: количественные и качественные характеристики банков (в том числе и филиалов), инвестиционных и лизинговых компаний, консалтинговых организаций, активы, объем оказываемых услуг, полученная прибыль, клиентская база и контрагенты.

Потенциал производственной инфраструктуры включает:

• предприятия транспорта и связи;

• энергетические коммуникации;

• организации, обеспечивающие передачу и обработку информации.

Совершенствование транспортной инфраструктуры региона должно обеспечивать

растущие потребности развивающейся экономики, повышение уровня доступности отдаленных территорий, позволяющей создавать в регионе центры дистрибуции товаров и услуг.

Энергетическая инфраструктура обеспечивает повышение энергетической устойчивости и создание энергетической базы для реализации программ развития базовых производств, а также повышение качества и надёжности энергоснабжения потребителей региона.

Элементы производственной инфраструктуры представлены организациями, которые функционируют в рамках рыночной экономики региона и продают свои услуги так же, как и любые хозяйствующие субъекты. Поэтому, рассмотрение потенциала производственной инфраструктуры аналогично принципам рассмотрения производственного потенциала.

Потенциал социальной инфраструктуры можно рассматривать как две подсистемы, различающиеся механизмом функционирования:

• подсистема, функционирующая в рамках рыночного механизма, предоставляя населению платные услуги;

• подсистема, финансируемая из бюджета.

Первая подсистема рассматривается по аналогии с элементами производственного потенциала, вторая - с точки зрения потенциала бюджета и его структуры.

Развитие социальной инфраструктуры целесообразно рассматривать, во-первых, в соотношении с принятыми нормативами и, во-вторых, в сопоставлении с другими регионами.

Основные аналитические показатели социальной инфраструктуры - это обеспеченность населения услугами объектов инфраструктуры, затраты бюджета в разрезе различных секторов инфраструктуры, с разделением в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными полномочиями органов государственной власти области и местного самоуправлением.

Потенциал природных ресурсов региона должен оцениваться с учетом “временного среза” и характеризовать совокупность природных ресурсов с позиции ориентации на возможные варианты развития экономики региона в будущем.

Ресурсоэксплуатирующие виды экономической деятельности являются частью производственного потенциала региона, и их деятельность рассматривается в аналогичных показателях. В каждый момент времени природные ресурсы ограничены, поэтому необходимо рассматривать дополнительные аналитические показатели: объем извле-

каемых запасов; будущие инвестиционные издержки для поддержания производства на действующих месторождениях или вовлечение в эксплуатацию новых запасов; будущая величина текущих издержек на добычу; ожидаемый уровень рентабельности; объем разведочных и оценочных работ.

Экспортный потенциал целесообразно оценивать с точки зрения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых на территории области или потенциально возможных к производству, а также сценариев повышения экспортных возможностей.

Основными аналитическими показателями экспортного потенциала являются объем и динамика экспорта в разрезе групп товаров, динамика экспортных цен, уровень рентабельности, характеристики потенциальных инвестиционных проектов, ориентированных на увеличение экспортных возможностей. Все эти показатели должны рассматриваться относительно величины инвестиционных затрат на реализацию имеющихся возможностей.

На основе комплексной оценки потенциалов региона определяется геоэкономиче-ское структурирование социально-экономической системы с учетом развития территориального, секторного и сетевого подходов к конкурентным преимуществам.

Взаимодействие существующих потенциалов и превращение их в рыночные конкурентные преимущества, позволят Белгородской области:

• развить новые компетенции;

• рационализировать отраслевые управленческие структуры;

• придать необходимый импульс социально-экономическому развитию региональной экономики;

• на основе синергетического эффекта, возникающего в результате суммирования конкурентных преимуществ, может проявиться мультипликативный эффект, позволяющий преумножить полученные результаты.

Комплексная оценка вышеперечисленных потенциалов региона позволяет выделить приоритетные направления социально-экономического развития, являющихся «точками роста» и с учетом их взаимодействия с другими секторами экономики сформировать в производственно-экономическом секторе вертикально-интегрированные кластеры региона.

Научными кругами и практиками кластерный подход считается наиболее эффективным для повышения конкурентоспособности развития территории, так как он помогает сформировать комплексный межотраслевой взгляд на политику развития региона с учетом потенциала роста экономических субъектов на основе государственно-частного партнерства. При формировании кластеров целесообразно рассматривать вопросы создания вертикально - интегрированных структур, элементы которых обеспечивают наибольшую добавленную стоимость и потенциал развития кластера с точки зрения социальной и бюджетной эффективности.

На основе специализации и взаимодополнения участников кластера и аутсорсинге непрофильных видов деятельности, кластерный подход способствует росту производства в сегментах, являющихся ядром кластеров и созданию новых, в том числе малых и средних предприятий, тем самым повышая инновационность территории.

В Белгородской области сложились благоприятные предпосылки для развития кластеров: существует концентрация производителей, поставщиков, смежных и вспомогательных производств, научно-образовательных организаций, развитая инженерная, транспортная и рыночная инфраструктуры, трудовой потенциал, продуманный и обоснованный подход со стороны органов власти к формированию общего видения и принятию совместных решений, обеспечивающих согласованное, сбалансированное и динамичное развитие.

Поэтому социально-экономическое развитие Белгородской области связано с кластерами, как системой взаимосвязанных предприятий, общественных и научных организаций и государственных органов, планирующих и координирующих свою деятельность в соответствии с единой целью, выраженной в повышении конкурентоспособности на основе синергетического эффекта и инновационных подходов.

На основании распоряжения Губернатора Белгородской области от 12 ноября 2006 года Белгородским государственным университетом разработана концепция и программа развития наноиндустрии в регионе.

В настоящее время для развития наукоемкой региональной экономики, системного привлечения среднего и крупного бизнеса создана программа «Кластерная система непрерыв-

ного междисциплинарного профессионального образования в области разработки и освоения наноструктурных материалов нанотехнологий промышленного и медицинского назначения», как одно из направлений инновационной образовательной программы БелГУ.

Реализация проекта по созданию мощного нанотехнологического кластера в регионе, интегрирующего образование, фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производство и продвижение наукоемкой продукции обеспечит условия для устойчивого развития экономики региона на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Переход к инновационной модели развития предполагает сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, а также опережающий рост производства наукоемкой продукции, делая их приоритетными направлениями социально-экономического развития региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому для усиления инвестиционно-инновационной политики региона необходимо создание региональной инновационной системы с высокоразвитой инфраструктурой, ядром которой станут инновационные и инжиниринговые центры, технопарки, кластеры, позволяющие осуществить стратегию регионального инновационного «прорыва» и делают возможным решение вопросов перераспределения и создания нового баланса деловой активности внутри региона.

Таким образом, в «инновационно-прорывной» сценарий Стратегии развития области могут быть положены: развитие и совершенствование рыночных механизмов финансово-хозяйственной деятельности, кластерное развитие научно-технического и производственного потенциалов, усиление государственного стратегического управления.

THE METHODOLOGICAL APPROACHES TO A COMPLEX ESTIMATION OF A LEVEL OF SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS ( FOR EXAMPLE BELGOROD REGION)

1)Department of economic development of the Belgorod region

O.N. KONOVALOVA11 T.M. DAVYUDENKO21 L.N. BORISOGLEBSKAYA31

e-mail: konovalova@der.senergy.ru

In work the methodological approaches to a complex estimation of region are offered on the basis of definition of potentials of socio economic development. The realization of the offered approach allows to reveal " points of growth " and to generate on the basis of their interaction vertically - are integrated klasters for increase of competitiveness and favorable socio economic development of region on long-term prospect.

2) Belgorod State University

e-mail: ViceRectorScience@bsu.edu.ru

Key words: strategy, " a point of growth ", innovation potential, vertically - is integrated klaster, innovation break.

3) Belgorod State University

e-mail: boris_gleb@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.