Научная статья на тему 'Методологические подходы к изучению социально-экономической дифференциации регионов'

Методологические подходы к изучению социально-экономической дифференциации регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к изучению социально-экономической дифференциации регионов»

Д. ФРУМКИН,

Всероссийская государственная налоговая академия Минфина РФ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

РЕГИОНОВ

В настоящее время существует насколько методик комплексной оценки экономического развития российских регионов. Наиболее развернутой из них является методика Министерства экономического развития и торговли РФ1, которая состоит из системы таких индикаторов как ресурсно-сырьевой потенциал, трудовые ресурсы, основные фонды, общехозяйственная инфраструктура, социальная инфраструктура, рыночная инфраструктура. Согласно данной методике:

- величина ресурсно-сырьевого потенциала региона отражает его совокупную долю в общероссийских запасах топливно-энергетических ресурсов, руд черных и цветных металлов, нерудного сырья, сырья для химической промышленности, а также в общей площади сельскохозяйственных угодий и лесном фонде;

- обеспеченность региона трудовыми ресурсами характеризуется уровнем плотности населения в трудоспособном возрасте на единицу экономически активной территории, реально используемой в хозяйственном обороте;

- обеспеченность региона основными фондами отражается среднедушевым объемом основных фондов, рассчитанным по остаточной стоимости с учетом зональных значений коэффициента удорожания капитальных затрат;

- степень обеспеченности общехозяйственной инфрастуктурой определяется на основе интегрированной оценки плотности автомобильных дорог с твердым покрытием, плотности железных дорог, а также уровня обеспеченности городского населения телефонной связью;

- обеспеченность региона социальной инфраструктурой представляет собой интегрированную (среднюю) оценку уровня обеспеченности населения соответственно врачами и средним медицинским персоналом, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также уровня обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях и выпуска специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями;

1 Приложение №6 к федеральной программе «Сокращение различий в социальноэкономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2011 годы и до 2015 года)»/Собрание законодательства РФ, М., 2001. №43.

- рыночная инфраструктура (играющая в настоящее время значительную роль в формировании конкурентоспособной региональной экономики) охватывает всю сферу рыночных услуг, включая кредитнофинансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги, отвечающие интересам хозяйствующих субъектов, а также сферу торговли.

Традиционно уровень экономического развития регионов оценивается показателем валового регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения. Однако здесь следует сделать существенное замечание: высокие значения валового регионального продукта на душу населения сами по себе не означают социально-экономического благополучия (хотя гипотеза о том, что чем выше величина этого показателя в том или ином регионе, тем более благоприятна в нем социальноэкономическая ситуация, выглядит вполне естественно). В действительности это далеко не так. Вот что пишет по этому поводу А.Г. Г ран-берг: «... величина валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, измеренная в рыночных ценах, не является идеальным социально-экономическим индикатором. В России это особенно наглядно проявляется в феномене «северного ВРП». Тот факт, что северные регионы лидируют по величине ВРП на душу населения, объясняется главным образом тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого не следует, что все эти регионы благополучны в широком социально-экономическом смысле»1. Здесь наиболее тяжелые природно-климатические условия, наивысшая стоимость жизни, самые высокие инвестиционные издержки на единицу физического объема основного капитала и т.д. В пореформенный период вследствие сокращения производства и инвестиционной деятельности, на значительной части северных территорий возросла безработица, и начался интенсивный отток населения. Таким образом, первенство по ВРП на душу населения и тяжелое социальное положение оказываются совместимыми2.

С этим высказыванием трудно не согласиться. Очевидно, что чем больше показателей будет привлечено для исследования экономических и социальных показателей, тем точнее будет оценка уровня их развития. Конечно, не следует представлять эту связь упрощенно, она не обязательно должна выражаться в виде синхронного движения ди-

1 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001, с.289.

2 Гранберг А.Г. ,Зайцева Ю.С. Валовой региональный продукт: межрегиональные сравнения и динамика. М., СОПС, 2003

намических рядов каких-либо социальных показателей в сопоставлении с движением экономических величин. Так, сопоставляя данные об индексах производства и такого синтетического показателя социального благополучия социума как ожидаемая продолжительность жизни, мы получаем противоречивые выводы. Отсутствие синхронности объясняется сложным характером общественных закономерностей, так как взаимосвязь экономических и социальных факторов имеет не функциональный, а корреляционный характер. Поэтому при социальноэкономическом прогнозировании необходим учет не отдельного фактора, взятого изолированно, а анализ взаимодействия систем факторов.

В последнее время все чаще стали судить о благополучии и неблагополучии региона по объемам финансовой поддержки его из федерального бюджета. По этому критерию Министерство финансов РФ разделяет регионы на регионы-доноры и дотационные регионы. Следует отметить, что и эта методика имеет противников. Так, например, по мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич «. считать доноров можно по-разному: традиционно ими называют регионы, которые не получают субсидий из Фонда финансовой поддержки. Другая система подсчетов ориентируется на разницу между уплаченными в федеральный центр налогами и полученными оттуда средствами - по такому критерию у нас окажется более 30 доноров. Но все это лишь манипуляции с цифрами, поскольку реально крепких, развитых регионов, которые тянут на себе федеральный бюджет, у нас всего 12-13» 1. Согласно методике Министерство финансов РФ регионом-донором (благополучным) является регион с развитым экономическим потенциалом. Такой регион не получает денежных средств из Фонда финансовой поддержки РФ, т.е. из федерального бюджета. В экономическом плане это означает, что регион привлекателен для инвесторов, следовательно, имеет реальные шансы для экономического роста. В социальном плане это значит, что в таком регионе людям проще получить образование, найти достойную работу и заработную плату, открыть бизнес.

Регионы, которым оказывается существенная финансовая поддержка из федерального бюджета - это дотационные, депрессивные регионы. Единственным источником роста экономики и развития социальной сферы в них является высокая по сравнению со среднероссийскими показателями финансовая поддержка из федерального бюджета.

По данным Министерства финансов РФ в 2006 г. регионами-донорами были признаны 16 (в 2000 г. их было 31) из 89 регионов Рос-

1 Народонаселение. М., 2004, №4.

сии. В первую десятку таких регионов вошли Тюменская областью (за счет Ханты-Мансийского АО-Югры и Ямало-Ненецкого АО), г. Москва, Татарстан, г. Санкт-Петербург, Липецкая, Пермская, Самарская область, Красноярский край, а также Белгородская и Вологодская области. Уровень доходов этих областей к бюджетным расходам составлял в 2006 г. 140% в Вологодской области и 120% - в Белгородской области (для сравнения скажем, что этот показатель был выше у Тюменской области, где он составлял почти 480%, г. Москвы - 230%, Татарстана - более 150% и Липецкой области - 145%).

Список самых бедных, дотационных регионов возглавляли в 2006 г. Ингушская Республика, Чеченская Республика, Республика Алтай, Республика Тыва, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Эвенкийский АО, Коми-Пермятский АО, в которых бюджеты формировались за счет собственных средств только на 12-15%, остальные средства поступали из федерального бюджета. В Смоленской и Псковской областях дотации из федерального бюджета составляли 50-60%.

По экспертным оценкам, десятка самых богатых регионов России по ключевым показателям социально-экономического развития опережает десятку самых бедных в 12-13 раз (в развитых же государствах уровень межрегиональных отличий, обеспечивающий социальное развитие страны в целом, не превышает 3-4 раз). За последние 15 лет пропасть между бедными и богатыми территориями достигла угрожающей глубины. К примеру, по данным Минфина и Минрегионразвития РФ г. Москва в начале 90-х годов давала одну десятую часть ВВП страны, а сейчас - уже одну пятую. Бюджетная обеспеченность 10 беднейших регионов в 2006 году составила всего 19,8% среднероссийского уровня, а десятки богатейших - 200%.

По нашему мнению, методика Министерства финансов РФ наиболее точно отражает экономический уровень региональной дифференциации развития регионов России. Поэтому региональную специфику дифференциации социально-экономического развития можно комплексно охарактеризовать с использованием, с одной стороны, методики Минфина РФ (в качестве «экономического блока») и, с другой стороны, системы «блока социальных» индикаторов.

Мы предлагаем дополнить систему социальных индикаторов следующими показателями:

• Обеспеченность социальной инфраструктурой: обеспеченность

населения врачами и средним медперсоналом, амбулаторнополиклиническими учреждениями, обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях, выпуск специалистов высшими и государст-

венными средними учебными заведениями (для всего населения страны, для регионов, для городского и сельского населения).

• Денежные доходы населения (для всего населения страны, для регионов, для городского и сельского населения, для мужчин и женщин, по возрастным группам).

• Доля социальных выплат: (для всего населения страны, для регионов, для городского и сельского населения).

• Денежные затраты федерального и местного бюджета (единовременное пособие при рождении каждого ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка до 16 лет; расходы на медицинскую помощь в течение всей жизни, включающие в себя средства федерального и местного бюджета; ритуальные пособия; средний размер месячных пенсий).

• Денежные затраты семьи или личные затраты (личные расходы на медицинскую помощь в течение всей жизни; расходы семьи на воспитание ребенка в возрасте до 6 лет; расходы семьи на воспитание ребенка в возрасте от 7 до 17 лет; расходы среднего жителя региона на лекарства и витамины в единицу времени; расходы на медицинскую помощь своим клиентам со стороны страховых компаний; расходы на медицинскую помощь своим работникам со стороны частных фирм и организаций; расходы среднего жителя на средства санитарии и гигиены в единицу времени; расходы среднего жителя региона на средства профилактики тех или иных заболеваний).

• Потребление товаров длительного пользования и продуктов питания (для всего населения страны, для регионов, для городского и сельского населения, по возрастным группам).

• Обеспеченность жильем (для всего населения страны, для регионов, для городского и сельского населения).

• Социальный комфорт (число преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения для всего населения страны, для регионов, для городского и сельского населения).

• Качество населения и трудового потенциала: средняя продолжительность предстоящей жизни; показатели физического и психического здоровья населения, уровень образования и профессиональной подготовленности населения, эффективность использования трудовых ресурсов (для всего населения страны, для регионов, для городского и сельского населения, для мужчин и женщин, по возрастным группам).

По каждому региону (субъекту) перечисленные показатели рассчитываются в форме индексов в процентном отношении к среднероссийскому уровню. На основе полученных показателей может быть произ-

ведена группировка регионов (субъектов), имеющих относительно высокие (>100%), средние (75-100%) или низкие (<75%) параметры по всем указанным характеристикам развития.

Синтетическим показателем социального благополучия региона (субъекта), как и страны в целом, может служить показатель ожидаемой продолжительности жизни, аналогично тому, как ВВП в расчете на душу населения служит обобщающим показателем уровня экономического развития.

Таким образом, сочетая экономический и социальный блоки индикаторов можно дать более точную характеристику региональной специфики, как отдельного региона (субъекта), так и группы регионов (субъектов), более или менее однородных по определенным признакам.

Предлагаемый подход в проведении исследования региональной социальноэкономической дифференциации даст нам возможность выявить: как общие для региона и России в целом проблемы, так и особенности социально-экономического развития региона, специфические проблемы для групп субъектов региона, и, наконец, местные проблемы, присущие только отдельным субъектам региона. В конечном итоге это даст возможность разработать меры социально-экономической политики по улучшению ситуации в регионе (субъекте), адресованные разным уровням власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.